Ценностно-смысловые конструкторы Я - образ как регуляторы межличностных отношений подростков
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Ценностно-смысловые конструкторы Я - образ как регуляторы межличностных отношений подростков»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Ценностно-смысловые конструкторы Я - образ как регуляторы межличностных отношений подростков
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные результаты исследования стилей межличностного общения подростков по методике Т. Лири.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования особенностей межличностных отношений по методике В. Шутца.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования особенностей межличностных отношений по методике В. Шутца.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОНСТРУКТОРОВ «Я-ОБРАЗА» КАК РЕГУЛЯТОРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
1.1 Основные подходы к исследованию понятия «межличностные отношения» в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3 Система ценностных ориентаций и ее структура. Классификационные модели ценностных ориентаций личности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОНСТРУКТОРОВ «Я-ОБРАЗА» КАК РЕГУЛЯТОРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вопросы особенностей межличностных отношений подростков, механизмов их формирования и развития особенно актуальны на сегодняшний день. Обращение пристального внимания исследователей к данной проблеме, активный поиск эффективных средств гармонизации личностного и группового развития школьников в период отрочества обусловлено значительными переменами, произошедшими в нашем обществе и повлиявшими на ценностные ориентации индивида в сфере межличностных отношений.
Проблема межличностных отношений относится к числу первостепенных для подросткового возраста сфер жизнедеятельности. Подростковый возраст представляет собой период интенсивного личностного развития ребёнка, в котором ведущая роль принадлежит системе отношений подростка с окружающими людьми, в первую очередь, – со сверстниками и взрослыми, становящимися центром физической и духовной жизни ребёнка в подростковом возрасте. Своеобразие социальной ситуации развития подростка заключается в том, что он включается в новую систему отношений с окружающими людьми, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
В подростковом возрасте ребенок занимает качественно новую социальную позицию, характеризующуюся «эмансипацией от взрослых». Структура общения меняется, ее центр все более перемещается в группу сверстников. Общение со сверстниками для подростков выполняет ряд важных функций, среди которых – становление системы моральных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения.
Специфика социальной ситуации развития подростка определяет специфику его взаимоотношений с окружающими людьми, которые – при ошибках в воспитании, незнании и недостаточном учёте возрастных особенностей подростков – могут приобрести негативное психологическое содержание и выражаться в конфликтах, противоречиях, потере контакта с ребёнком, что в свою очередь отразится на личностном развитии и психическом здоровье подростка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОНСТРУКТОРОВ «Я-ОБРАЗА» КАК РЕГУЛЯТОРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
1.1 Основные подходы к исследованию понятия «межличностные отношения» в психологии
Проблема межличностных отношений рассматривается в контексте социальной и педагогической психологии, психологии личности и представлена в работах в Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского. Среди современных исследователей проблем межличностных отношений можно назвать таких авторов как С.В. Духновский, Е.П. Ильин, Е.Ю. Клепцова, В.Н. Куницына.
Межличностные отношения людей – это субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) людей [8, с. 121].
Межличностные отношения предполагают взаимодействие между людьми. В работе Р. Бейлса выделяются следующие виды взаимодействий, которые условно относятся к следующим областям:
– область позитивных эмоций: солидарность, согласие, снятие напряжения;
– область решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других;
– область постановки проблем: просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании;
– область негативных эмоций: несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма [19, с. 21].
Типы взаимодействия отражают характер, особенности межличностных отношений. Соответственно, в межличностном взаимодействии находят свое проявление эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты межличностных отношений.
Межличностные отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. Межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются [31, с. 187].
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Эмоциональная основа межличностных отношений предполагает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, которые зарождаются у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений, среди которых аффекты, эмоции и чувства.
Под межличностными отношения Н.Н. Обозов понимает взаимную готовность личности к типу взаимодействия, которое сопровождается эмоциональными переживаниями: положительными, индифферентными, отрицательными в условиях общения и иной совместной деятельности [38, с. 425].
Т. Шибутани рассматривает межличностные отношения как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизируются у индивидов, находящихся в длительном контакте. Характер этих взаимоотношений в каждом случае зависит от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов. По мнению авторы, межличностные отношения, в отличие от других типов отношений, предполагают определенные ограничения и ответственность за себя и за человека, с которым вступают в отношения [4, с. 357].
Рассмотрение межличностных отношений с точки зрения совместной деятельности имеется в работах В.Н. Куницыной и соавторов. По мнению В.Н. Куницыной, межличностные отношения являются взаимными ориентациями, развивающиеся и кристаллизующиеся у индивидов, которые находятся в длительном контакте.
По мнению В.Н. Куницыной, параметрами межличностных отношений, которые задают их содержание, являются:
– дистанция (степень психологической близости партнеров), которая может быть близкой, далекой;
– валентность (оценка отношений), которая может быть позитивной, негативной, противоречивой, безразличной;
– позиция партнеров (равенство, доминирование, зависимость);
– степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные) [28, с. 61].
По мнению С.В. Духновского, межличностные отношения представляют собой отношения между личностями, индивидуальностями. Именно личностный компонент становится в них доминирующим.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОНСТРУКТОРОВ «Я-ОБРАЗА» КАК РЕГУЛЯТОРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной работы является проанализировать ценностно-смысловые конструкторы «Я – образ» как регуляторы межличностных отношений подростков. Исходя из цели работы, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на анализ ценностно-смысловых конструкторов «Я – образ» как регуляторов межличностных отношений подростков. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Также был произведен расчет математической статистики. Проводилось оформление результатов исследования.
База исследования: ГУО «Средняя школа №101 города Минска».
Выборка исследования: всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 6-х классов, из них 20 мальчиков и 20 девочек. Возраст испытуемых – 11-12 лет (средний подростковый возраст).
В начале исследовательской работы была выдвинута следующая гипотеза: существует определенная взаимосвязь между структурой ценностно-смысловых конструктов личности подростков и их межличностными взаимоотношениями.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
1. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
2. Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО) В. Шутца.
3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири) [29]. Назначение: изучение представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Авторы методики: Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек (1954). Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Обработка и интерпретация результатов теста осуществляется согласно ключу методики. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Исследование межличностных отношений предполагает выделение двух факторов: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Методика позволяет выявить следующие стили межличностных отношений: авторитарный; эгоистичный; агрессивный; подозрительный; подчиняемый; зависимый; дружелюбный; альтруистический.
Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО) В. Шутца [45].
Назначение методики: выявление различных аспектов межличностных отношений и изучение коммуникативных особенностей личности. Опросник анализирует поведения человека в трех основных областях межличностных потребностей: включения, контроля» и аффекта. Внутри каждой области изучаются два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида, т.е. его мнение об интенсивности собственного поведения в этой области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих, интенсивность которого является оптимальной для него.
Опросник включает ярд утверждений, которые необходимо оценить по 6-балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. При совпадении ответа испытуемого с ключом – он оценивается в 1 балл, при несовпадении – 0 баллов. Баллы колеблются от 0 до 9.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [33] применяется для процесса исследования направленности личности человека и определения ее отношения к окружающему миру, к чужим людям, к себе самому, к восприятию мира. Методика помогает выявить ключевые мотивы поступков, основу философии жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межличностные отношения – это взаимодействие, в основе которого лежат эмоциональные связи, реализующееся через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Параметрами межличностных отношений, которые задают их содержание, являются: дистанция, валентность; позиция партнеров; степень знакомства. Межличностные отношения предполагают восприятие друг друга, общение, межличностную привлекательность, взаимопонимание. Межличностные отношения представляют собой отношения между личностями, индивидуальностями и выстраиваются на диалогической ориентации субъектов.
Межличностные отношения со сверстниками занимают центральное место в жизни подростка. Факторами развития межличностных отношений в подростковом возрасте являются: возрастно-психологические особенности, половое различие и особенности отношений в однополых и разнополых группах, отношения с родителями, обусловленные эмансипацией подростков, компьютеризация. Особенность подросткового возраста заключается в социальной ситуации развития подростка, когда он находится в положении между взрослым и ребенком. На построение межличностных отношений с другими людьми оказывают влияние, формирующееся у подростка чувство взрослости и рефлексия. Развитие Я-концепции подростка обусловливает не только его отношение к себе, но и к окружающим людям, что является основой формирования межличностных отношений.
Ценностные ориентации – это ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Совокупность ценностей, упорядоченных по степени их доминирования, носит название ценностных ориентаций. Ценностные ориентации определяют как главный фактор, доминирующий в мотивации поведения, регулирующий поведение личности, а также как самостоятельное личностное образование. Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Ценности могут различаться по значимости для человека, по потребности человека, по месту в иерархии ценностного сознания, по степени реальности их существования, по содержанию, по цели и средствам их достижения.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : Академический Проект, 2000. – 624 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
3. Арендачук, И. В. Особенности межличностных отношений подростков в зависимости от уровня принятия других людей / И. В. Арендачук. – Саратов, 2016. – 12 с.
4. Арендачук, И. В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И.В. Арендачук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – №1. – С. 356-360.
5. Арон, И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития / И. С. Арон // Конфликтология. – 2013. – Т.2. – С. 168-175.
6. Арсентьева, Е. С. К вопросу о детско-родительских отношениях / Е. С. Арсеньева // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2017. – №2. – С.1-8.
7. Богомолова, Е. И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета: автореф. дис. канд. психол. наук. – Краснодар, 2015. – 20 с.
8. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 200 с.
9. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс, 2017. – 1008 с.
10. Гамезо, В. М. Возрастная и педагогическая психология / В. М. Гамезо. – М. : Педагогическое общество России, 2009. – 241 с.
11. Дружинина, Ю. А. Трудности в детско-родительских отношениях и совладающее поведение родителей и их детей подросткового возраста / Ю. А. Дружинина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2012. – №2 (10). – С. 128-134.
12. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С. В. Духновский. – СПб. : Речь, 2009. – 141 с.
13. Ефремов, А. Ю. Психологические особенности причин семейных конфликтов в подростковом возрасте / А. Ю. Ефремов // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов. – М., 2016. – С. 127-128.
14. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 576 с.
15. Истратова О. Н. Общение со сверстниками подростков, находящихся в ситуациях семейного неблагополучия / О. Н. Стратова, А. И. Кошель // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №5. – С. 633.
16. Касаткина, Н. В. Особенности общения подростков со сверстниками противоположного пола / Н. В. Касаткина // Научное мнение. 2015. – №2. – С. 160-162.
17. Коджаспиров, А. Ю. Психопрофилактика детско-родительских отношений конфликтов в современной семье / А. Ю. Коджаспиров // Психологическая наука и образование. – 2013. – №1. – С. 1-15.
18. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 513 с.
19. Кондрашкин, А. В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 2013. – 24 c.
20. Королева, А. Ф. Актуальные проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте / А. Ф. Королева // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – № 3. – С.68-70.
21. Королева, А. Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А. Ф. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – №3. С. 76-78.
22. Крысько, В. Г. Социальная психология. Курс лекций / В. Г. Крысько. –М. : Омега-Л, 2006. – 352 с.
23. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
24. Курбанова, З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – №1. – С. 91-95.
25. Куровская, С. Н. Типология конфликтов в семье, воспитывающей подростков / С. Н. Куровская // Вестник ВГУ. – 2010. – №1. – С. 115-120.
26. Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – №2. – С. 71-79.
27. Мантрова, М. С. К вопросу детско-родительских отношений в семьях разного типа / М. С. Мантрова // European Conference on Education and Applied Psychology 13th International scientific conference. – 2016. – №1. – С. 35-37.
28. Мирюгина, С. В. Психологические особенности общения подростков / С. В. Мирюгина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – №2. –С. 58-62.
29. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
30. Наконечная, О. В. Психологические детерминанты конфликтности подростков / О. В. Наконечная. – М. : Просвет, 2010. – 287 с.
31. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
32. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – Киев : Наука. – 2006. – 191 с.
33. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – №1. – С. 95-99.
34. Панфилова, А. П. Психология общения / А. П. Панфилова. – М. : Академия, 2013. – 368 с.
35. Петрова, С. И. Конфликты в детско-родительских отношениях / С. И. Петрова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. – М., 2016. –С. 59-60.
36. Повалихина, Д. О. Изучение самооценки подростка / Д. О. Повалихина // Научные открытия 2017: материалы Междунар. научно-практической конф. – М., 2017. – С. 554-555.
37. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. СПб. : Питер, 2004. – 512 с.
38. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 624 с.
39. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б. И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – №1. – С.74-79.
40. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. – 298 с.
41. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
42. Родионов, А. Н. Детско-родительские отношения в семьях с различными типами воспитания / А. Н. Родионов // Вопросы воспитания. – 2015. – №2. – С. 81-86.
43. Рюмина, И. В. Особенности дисгармонии межличностных отношений подростков с разным уровнем Интернет-зависимости / И. В. Рюмина // Вектор науки ТГУ. – 2017. – №2. – С. 154-159.
44. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
45. Соколова, В. Г. Особенности поведения подростков в конфликтах с родителями / В. Г. Соколова // Вестник научных конференций. – 2017. – № 6-3 (22). – С. 113-114.
46. Тихонович, О. В. Исследование Я-образа: методологические и методические проблемы / О. В. Тихонович // Психологический журнал. – 2008. – №1. – С.74-81.
47. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с.
48. Хломов, К. Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К. Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2014. – №1. – С. 1-9.
49. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М. : Академия, 2004. – 463 с.
50. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.
51. Шинтарь, Ю. Н. Роль и место Интернет-сети в коммуникации современных подростков / Ю. Н. Шинтарь // Ученые записки КИПУ. – 2016. –№4. – С. 156-159.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные результаты исследования стилей межличностного общения подростков по методике Т. Лири.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования особенностей межличностных отношений по методике В. Шутца.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования особенностей межличностных отношений по методике В. Шутца.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты