Административно-правовой статус Министерства обороны Республики Беларусь
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Административно-правовой статус Министерства обороны Республики Беларусь»
по дисциплине: «Правоведение»
2020
251.00 BYN
Административно-правовой статус Министерства обороны Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Поделиться
Введение
1 Административно-правовой статус Министерства обороны РБ
1.1 Понятие административно-правового статуса Министерства обороны РБ
1.2 Особенности административно-правового статуса Министерства обороны РБ
2 Проблемы и пути совершенствования административно-правового статуса Министерства обороны РБ
2.1 Проблемы административно-правового статуса Министерства обороны РБ
2.2 Пути совершенствования административно-правового статуса Министерства обороны РБ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Деятельность Вооруженных Сил немыслима без опоры на закон. Правовая работа в войсках напрямую влияет на их боеготовность и способствует эффективному выполнению задач по обеспечению обороны и безопасности государства. Необходимость в четко организованной, высокопрофессиональной юридической службе в Вооруженных Силах не вызывает сегодня сомнений. Совершенствование ее структуры и повышение качества работы военных юрисконсультов являются важными задачами командования в условиях реформирования войск и сокращения их штатной численности. Решение этой задачи предполагает опору на научно обоснованные выводы и рекомендации, выработанные в ходе исследований в области военного права, изучение вопросов организации и деятельности военно-юридической службы. Это, в свою очередь, обусловливает повышенное внимание к такой категории военнослужащих, как военные юрисконсульты.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с правовым статусом Министерства обороны Республики Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовым статусом Министерства обороны Республики Беларусь.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правовым статусом Министерства обороны Республики Беларусь.
1 Административно-правовой статус Министерства обороны РБ
1.1 Понятие административно-правового статуса Министерства обороны РБ
Вооруженные Силы Республики Беларусь – структурный элемент военной организации государства, предназначенный для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.
Основные задачи Вооруженных Сил в мирное время:
- поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности войск (сил) на уровне, обеспечивающем отражение нападения локального масштаба;
- обеспечение информационной безопасности своей деятельности;
- упреждающее вскрытие подготовки нападения на Республику Беларусь;
- защита и охрана Государственной границы Республики Беларусь в воздушном пространстве;
- создание многофункциональных оборонительных систем с целью комплексного решения задач обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь;
- всесторонняя подготовка к проведению войсковой мобилизации;
- готовность к стратегическому развертыванию в рамках перевода страны на условия военного времени;
- выполнение программ и планов оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, внедрение в учебно-боевую практику войск новых форм и способов ведения боевых действий, новых военных технологий;
- содержание вооружения и военной техники в состоянии постоянной технической готовности к боевому применению;
- совершенствование противовоздушной обороны как единой боевой оборонительной системы Союзного государства;
- поддержание на высоком уровне морально-психологического состояния личного состава.
В мирное время Вооруженные Силы выполняют задачи по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности совместно с другими войсками и воинскими формированиями.
Основные задачи Вооруженных Сил в военное время:
- вооруженная защита Республики Беларусь;
- отражение нападения в любых условиях стратегической обстановки как самостоятельно, так и совместно с вооруженными силами союзников;
- нанесение поражения противнику и создание предпосылок для прекращения военных действий (заключения мира) на условиях, не противоречащих интересам Республики Беларусь.
В военное время в целях обеспечения вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности на основе единого стратегического планирования осуществляется централизованное применение Вооруженных Сил совместно с другими войсками и воинскими формированиями в соответствии с их функциями, определенными законодательством Республики Беларусь.
Вся история международных отношений была непрерывно связана с войнами. Обладая силой, белорусское государство с момента его образования определило для себя суть применения собственных вооруженных сил – защиту. Именно принципом защиты руководствуется Республика Беларусь в сфере международного сотрудничества в области обороны. Он же определяет ту структуру Вооруженных Сил, которую имеет молодая республика.
Данный принцип определен на всех уровнях законодательства Республики Беларусь. В первую очередь, стоит обратиться к статье 18 Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным» [1, ст. 18]. В рамках международного сотрудничества в области обороны Республика Беларусь является членом Организации Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ). Соответственно, все руководящие документы данной организации оказывают прямое влияние на всю систему безопасности, формируемую в республике.
Согласно п. 14 Военной доктрины Республика Беларусь исходит из то-го, что ни одно из государств не является для нее противником [2, п. 14]. Пункт 15 содержит в себе норму о том, что Республика Беларусь осуждает любой военный конфликт, как средство реализации политики, и придерживается принципа мирного урегулирования споров. В то же время Республика Беларусь будет отстаивать свои национальные интересы с использованием всех имеющихся средств, в том числе посредством применения военной силы, и оставляет за собой право принятия комплекса превентивных мер стратегического сдерживания в целях недопущения нападения или нейтрализации внутреннего вооруженного конфликта. [2, п. 15]
2 Проблемы и пути совершенствования административно-правового статуса Министерства обороны РБ
2.1 Проблемы административно-правового статуса Министерства обороны РБ
Примечательно, что в настоящее время удовлетворенность государственных служащих основными социальными гарантиями достаточно низкая. Так, наибольшую неудовлетворенность они высказали относительно получения ими единовременной субсидии на приобретение жилья (42,3%), медицинского страхования (34,7%), денежного содержания (29,6%), соблюдения режима труда и отдыха (24,8%), а также государственного социального страхования (23,3%).
Наиболее удовлетворены респонденты условиями, обеспечивающими исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом («не удовлетворены» лишь 7,2%), а также состоянием защищенности от насилия и угроз и других неправомерных действий («не удовлетворены» 11,8%). Таким образом, результаты исследования подтверждают необходимость совершенствования законодательства в сфере реализации основных и дополнительных государственных гарантий в интересах формирования социального статуса государственных служащих МО.
К сожалению, аналогичная картина характерна и для других министерств, служб и агентств. Так, в 2007 г. более 99% слушателей прошли повышение квалификации, а в остальных видах ДПО приняло участие менее 1% государственных служащих. Данные по 2008 г. дают аналогичную картину. В предыдущие годы, до введения в действие конкурсных процедур, соотношение между объемами повышения квалификации и профессиональной переподготовки составляло примерно 90:10.
Другая диспропорция обнаруживается при сравнении количества государственных служащих, прошедших обучение и представляющих различные группы должностей государственной службы. Здесь основную долю обучаемых составляют представители старшей и ведущей групп должностей, и крайне незначительно число государственных служащих главной и высшей групп должностей.
Представляется, что основная причина появления указанных диспропорций связана прежде всего с позицией руководителей различного уровня, испытывающих дефицит кадров и неохотно отпускающих своих сотрудников на учебу.
В качестве основного предложения по преодолению рассмотренной проблемы можно отметить необходимость значительного увеличения финансирования. Учитывая маловероятность подобного управленческого решения, следует рассмотреть и альтернативные его варианты. В качестве основного из них выступает необходимость развития иных форм обучения, направленных на повышение профессионально-личностного развития кадров службы МО, таких как наставничество, самообразование, встречи и обмен опытом с коллегами и др. Обучение государственных служащих в системе ДПО остается слабо связанным с их карьерным ростом и продвижением по службе. Личная мотивация сотрудников многих министерств и ведомств на получение дополнительного образования не находит поддержки у руководства, отсутствуют институциональные механизмы ее повышения.
Для решения данной проблемы может быть полезен опыт США. Здесь каждый государственный служащий может на собственное обучение отчислить до 2 000 долларов из своего годового бюджета. При этом общая сумма доходов, подлежащая налогообложению, уменьшается на данную сумму. Между тем, по данным исследования, проведенного авторами, государственные служащие МО готовы тратить на свое самообразование значительно меньше средств (12 763 руб.).
Среди них особо следует отметить необходимость повышения роли самообразования. Это обусловлено повышением интенсивности службы, ограниченным финансированием, активным внедрением новых информационных технологий в повседневную жизнедеятельность служащих. Актуальность самообразованию придает и тот факт, что в индивидуальном плане профессионального развития государственного служащего на три года один год отводится ДПО, а остальные два – на самообразование. Примечательно, что в графе «продолжительность ДПО» служащие указывают количество часов, которые они могут выделить на конкретный его вид. Так, если на повышение квалификации они отводят 73 часа, то на самообразование 18-20 часов. Между тем самообразование – это непрерывный процесс. Необходимо либо внести изменения в типовую форму индивидуального плана профессионального развития, либо разъяснить служащим сущность самообразования и вместо конкретного количества часов указывать его использование «в течение всего периода».
Следует отметить, что в данной статье рассмотрены лишь некоторые проблемы профессионально-личностного развития государственных служащих МО.
Военными доктринальными взглядами на обеспечение обороны страны являются идеология военного строительства и государственного управления в военной сфере общества. Это система идей, категорий, законов, принципов аналитической, организационной и практической деятельности в области военной безопасности, оформленная в целостную теорию, на основе которой осуществляется военно-политическая деятельность государства. Особая роль в этой системе отводится непосредственно военной доктрине. Целью статьи является анализ методологических аспектов формирования военной доктрины и ее связи с военно-гражданскими отношениями.
Военная доктрина занимает особое место в военной политике государства. В то же время она является неотъемлемой частью проводимой военной политики и ее научно-теоретической основой.
Заключение
Функция обороны государства от внешнего нападения составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государственно-организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних угроз, свободы и независимости Республики Беларусь, ее суверенитета и территориальной целостности.
Для обороны Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы, иные организации и граждан Республики Беларусь, принимающих участие в обеспечении защиты целостности и независимости современного белорусского государства, которые в свою очередь несут ответственность за осуществление возложенных на них задач в пределах полномочий и обязанностей, установленных законодательством Республики Беларусь. Благодаря тесному взаимодействию оборонной деятельности государства с его внутренними функциями, с одной стороны, успешно решаются задачи укрепления обороноспособности государства, а с другой – обеспечиваются благоприятные условия для мирного созидательного труда во всех сферах внутренней жизни государства.
Функция обороны государства осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время – это всесторонняя подготовка государства к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил государства для достижения победы.
Таким образом, исходя из анализа действующего законодательства Республики Беларусь и практики его применения, опыта других государств в настоящее время в целях законодательного закрепления правового статуса воинских частей Вооруженных Сил как юридических лиц, как субъектов хозяйствования представляется целесообразным дополнить ст. 4 Закона Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» частью пятой следующего содержания: «Органы военного управления, воинские части и организации Министерства обороны являются юридическими лицами, имеют печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своими действительными и условными наименованиями, счета в банках. Министерство обороны Республики Беларусь осуществляет государственную регистрацию органов военного управления, воинских частей и организаций как юридических лиц в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с действующим гражданским законодательством» [2]. Кроме того, в целях урегулирования вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью воинских частей, полагаем целесообразным в перспективе разработать и принять законодательный акт, в котором следует регламентировать правовое положение органов военного управления, воинских частей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
1 Административное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/ Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов; под ред.: Л.Л. Попова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. юрид. акад. – М.: Юристъ, 2006. – 695 с.
2 Армия. 2009. № 1.
3 Бахрах, Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах. – М.: Эксмо, 2007. – 528 с.
4 Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция" / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – Москва: Норма, 2007. – 815 с.
5 Белоконев О.А. Военная безопасность государства. Современные вызовы и пути их нейтрализации // Армия. 2016. № 1. С. 2-8.
6 Буренок В.М. Индекс деградации // Военно-промышленный курьер. [Москва, 2015]. URL: https://vpk.name/news/127109_indeks_degradacii.html.
7 Военная доктрина Республики Беларусь. Утверждена Законом Республики Беларусь 03.01.2002 г. № 74-3.
8 Военная доктрина Республики Беларусь. Утверждена Законом Республики Беларусь 20.07.2016 г. № 412-3.
9 Военная политология: Учеб. пособие / Под ред. В.С. Пусько. М.: Воен. ун-т, 1996. Ч. I.
10 Военная политология: Учебник / Под ред. В.М. Шевцова. М.: Воен. ун-т, 2000.
11 Война и мир в терминах и определениях. Военно-политический словарь / Под общ. ред. Д.О. Рогозина. М.: Вече, 2011.
12 Галлиган, Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции / Д. Галлиган, В.В. Полянский, Ю.Н. Старилов – М.: Юристъ, 2002. – 410 с.
13 Заровкин, И. Наша стратегическая цель — обеспеченіе національной безопасности / И. Заровкин // Белорусская военная газета. 2010. 4 июня. С. 3.
14 Кокошин А.А. Несколько измерений войны // Вопросы философии. 2016. № 8. С. 5-19.
15 Конституция Республики Беларусь 1994 года, с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004. // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология ПРОФ 2018 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.
16 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь № 575 от 9 ноября 2010 г. // Во славу Родины: Бел. воен. газ. 2010. № 224. С. 3-8.
17 Коренев, А.П. Административное право России: (В 3 ч.): Учеб. для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД России по специальности 021100 "Юриспруденция" / А.П. Коренев; Моск. акад. МВД Рос-сии. – М., 2001. – 308 с.
18 Крамник, А. Н. Административное право. Ч. 2: Административно-деликтное право. Общая часть: пособие для студентов высш. учеб. заведений по юрид. специальностям / А. Н. Крамник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 379 с.
19 Крамник, А.Н. Административное право. Ч. 2: Административно-деликтное право. Особенная часть: учеб. пособие / А. Н. Крамник, Т.В. Телятицкая, О.И. Чуприс [и др.]. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – 394 с.
20 Крамник, А.Н. Административное право. Часть 1. Управленческое право / А.Н.Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.
21 Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2006. – 616 с.
22 Красная звезда. 2003. 9 октября.
23 Ксенофонтов В.А. Гражданско-военные отношения в системе национальной безопасности // Научные труды РИВШ. Философско-гуманитарные науки: сб. науч. ст. Вып.14 / Под. ред. В.Ф. Беркова. Минск: РИВШ, 2015. С. 204-214.
24 Ксенофонтов В.А. О Военной доктрине государства // Наука и военная безопасность. 2003. № 1. С. 42-49.
25 Курашвили, Б.П. Очерк теории государственного управления / Б.П. Курашвили; Отв. ред. М.И. Пискотин; АН СССР, Ин-т государства и права. – М.: Наука, 1987. – 292 с.
26 Макаров, А. Легко ли стать офицером… / А. Макаров // Белорусская военная газета. 2012. 4 мая. С. 2—3, 6.
27 Мальцев Л.С. Концепция национальной безопасности – стратегия мира, согласия и созидания // Минск: Беларуская Думка, 2011. № 3. С. 3-5.
28 Мальцев Л.С. Основы военной доктрины государства: Учеб. пособие. Минск: ВАРБ, 2007.
29 Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И.Мах. – Минск: Амалфея, 2008. – 703 с.
30 Мигачев, Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. – М.: Высш. образование, 2007. – 467 с.
31 Национальная безопасность Республики Беларусь / Под ред. М.В. Мясниковича и Л.С. Мальцева. Минск: Беларус. навука, 2011.
32 О Вооруженных Силах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 3 ноября 1992 N 1904-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь ред. от 30.06.2016 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология ПРОФ 2018 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.
33 О кадетских училищах : Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2010 г. № 54 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 28. 1/11356.
34 О реорганизации военной кафедры учреждения образования «Минский государственный высший авиационный колледж» в военный факультет : Постановление Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2007 г. № 38/30 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 144. 8/16583.
35 Об обороне: Закон Респ. Беларусь, 3 ноября 1992 N 1902-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь ред. от 04.01.2015 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология ПРОФ 2018 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.
36 Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2016 N 412-З // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология ПРОФ 2018 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.
37 Основные категории административного права и процесса: монография / Кононов П.И. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 416 c.
38 Приказ Министра обороны Республики Беларусь № 662 от 19.08. 2005 г.
39 Равков А.А. Документ мира и безопасности. О новой Военной доктрине Республики Беларусь // Беларуская Думка. 2016. № 8. С. 3-10.
40 Россинский, Б.В. Правовые акты исполнительной власти: учеб. пособие / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации". – М.: Российская правовая акад. МЮ РФ, 2006. – 76 с.
41 Рыжанков, И. А. У нас созданы все условия для успешной подготовки офицерских кадров / И. А. Рыжанков // Белорусская военная газета. 2009. 15 мая. С. 1—2.
42 Рябцев Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014. – 607 с.
43 Снесарев А.Е. Философия войны. М.: Ломоносовъ, 2013.
44 Сорокин, В.Д. Административно-процессуальное право: учебник для юридических высших учебных заведений / В.Д. Сорокин; подгот. А.И. Каплунов. – Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2008. – 569 с.
45 Старилов, Ю.Н. Служебное право: учебник / Ю.Н. Старилов. – М.: Бек, 1996. – 683 с.
46 Текущий архив УО «Военная академия Республики Беларусь». Д. 1. Исторический формуляр Военной академии Республики Беларусь. Разд. I. История организационного строительства части. Л. 1—64.
47 Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. – М.: Тихомиров, 2008. – 696 с.
48 Устав Организации Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс] : [совершен в г. Кишиневе 07.10.2002 г.] : в ред. от 10.12.2010 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
49 Философия войны / Под общ. ред. А.Б. Григорьева. М.: «Анкил-воин», 1995.
50 Харитонов Г.П. Требуются особые качества: исследовательский склад ума, сознание срочности и чувство локтя // Авиапанорама. 2010. № 3 (81). С. 11–16.
51 ЦА МОРБ. Ф. 3886. Оп. 91407. Д. 1. Исторический формуляр (МВВПОУ). 18 февр. 1981 г. — 17 мая 1995 г. Л. 1—98.
52 Центральный архив Министерства обороны Республики Беларусь (ЦА МОРБ). Ф. 55. Оп. 91404. Д. 2. Исторический формуляр Минского высшего инженерного зенитноракетного училища, Минского высшего военного инженерного училища за период с января 1973 г. по сентябрь 1995 г. (2 янв. 1973 г. — 28 сент. 1995 г.). Л. 1—318.
53 Чумаков А.П. На страже Республики Беларусь // Беларуская Думка. 1998. № 2. С. 3-10.
54 Шибанов Г.П. Оборонная наука нуждается в защите от Минобрнауки // Авиапанорама: [Москва, 2014]. URL: https://www.aviapanorama.ru/2014/02/oboronnaya-naukanuzhdaetsya-v-zashhite-ot-minobrnauki/.
55 Шибанов Г.П. Подготовка научных кадров – не царское это дело [Электронный ресурс] // Авиапанорама: [Москва, 2013]. URL: https://www.aviapanorama.ru/2014/02/podgotovka-nauchnyx-kadrov-ne-carskoe-eto-delo-3/.
56 Шибанов Г.П., Скопец Г.М., Жмеренецкий В.Ф. «Сбились мы. Что делать?» О реформе прикладной военной науки // Военное обозрение: [Москва, 2014]. URL: https://topwar.ru/60999-o-reforme-prikladnoy-voennoy-nauki-sbilis-my-chto-delat-nam.html.
57 Шумилов, В. Факультету Генерального штаба — пять лет / В. Шумилов // Белорусская военная газета. 2011. 18 марта. С. 2.
58 Энциклопедия военной мысли. М.: Изд-во «Эксмо», 2002.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты