Правовое регулирование оборота информации с ограниченным доступом
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Правовое регулирование оборота информации с ограниченным доступом»
по дисциплине: «Правоведение»
2020
251.00 BYN
Правовое регулирование оборота информации с ограниченным доступом
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ
1.1 Основные научные подходы к определению информации с ограниченным доступом
1.2 Причины ограничения доступа к информации
1.3 Классификация информации с ограниченным доступом
2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ
2.1 Законодательные акты, регулирующие оборот информации с ограниченным доступом
2.2 Подзаконные акты, регулирующие оборот информации с ограниченным доступом
2.3 Локальные акты, устанавливающие порядок оборота информации с ограниченным доступом
2.4 Технические нормативные правовые акты по вопросам информации с ограниченным доступом
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ
3.1 Учет национальных интересов в информационной сфере при совершенствовании законодательства об информации с ограниченным доступом
3.2 Информационная безопасность предприятий, учреждений, организаций как приоритет государственной политики при совершенствовании законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время режим тайны обеспечивает защиту прав и законных интересов различных участников делового оборота. Учитывая особенности достижения информационных технологий, важно принимать меры для поддержки данного режима, в том числе, путем внесения в законодательство об информации соответствующих изменений.
Кроме того, в учебной литературе также недостаточное внимание уделено данной теме: работы, как правило, посвящены отдельным аспектам правового режима информации с ограниченным доступом, в то время как вопрос требует системного рассмотрения. Именно это делает тему данной работы актуальной. Так или иначе, правовая регламентация конфиденциальной информации на сегодняшний день развита слабо. Это обстоятельство является основанием для устранения существующих пробелов в данной области непосредственно в правоприменительной практике.
При рассмотрении дел о нарушении доступа к конфиденциальной информации ключевую роль играет судейское усмотрение, что не всегда негативно сказывается на результате судебного разбирательства, но, тем не менее, субъективно и опирается на личный опыт и мировосприятие суда.
Глубокие исследования как на теоретическом, так и на практическом уровне, которые осуществляются в рамках информационного права свидетельствуют о том, что главным недостатком выступает отсутствие понятийного аппарата в рассматриваемой сфере, кроме того, нет единого похода к трактовке понятий «информация с ограниченным доступом» и «конфиденциальность».
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ
1.1 Основные научные подходы к определению информации с ограниченным доступом
«Тайной» или «секретной» признается только та информация, которая признается таковой законодательством и отвечающая определенным критериям. Важно определить, какими критериями руководствуется законодатель, относя ту или иную информацию к категории «тайной», «секретной» или ограниченно доступной.
В целях определения понятия «информация с ограниченным доступом» целесообразно остановится на понятии «тайна», которое, на наш взгляд, выступает первоосновой. Однако, общее понятие тайны в законодательстве также отсутствует, хотя употребляется в нем достаточно часто.
Говоря обыденным языком, мы можем констатировать, что с помощью понятия «тайна» определяется неизвестность тех или иных сведений третьим лицам, не являющимся источником или адресатом такой информации. Фатьянов А.А. в своём труде отмечает, что «тайна – это сфера объективной реальности, скрытая от нашего восприятия либо понимания... Применительно к индивидууму, тайна есть все то, что он желает скрыть от всех остальных» [42, с. 77].
Аналогичного мнения придерживается Максимова М.А.: словом «тайна» она обозначает «область существующей реальности, заполненная субъективным содержимым – сведениями, скрываемыми от постороннего восприятия» [23].
Таким образом, исследователи сходятся в главном – тайна обладает признаком неизвестности, секретности и, в некоторой степени, интимности, с чем нельзя не согласиться. Представленные определения применимы к любой сфере нашей жизни: с тайнами мы сталкиваемся как в общественной, так и личной жизни. Применительно к сфере права это также актуально, но с точки зрения формализации: неизвестность поддерживается определенной системой правовых норм, которые определяют режим условий, ограничивающих предоставление и распространение этой информации.
Эти условия зависят от области существования тайны: для публичной сферы необходима конкретная регламентация, в частноправовой же сфере возможно ограничиться признанием государством и обеспечением невмешательства.
Цель отнесения информации к тайной – оградить сведения от всеобщего распространения. Это обстоятельство ведет к возникновению у субъектов конкретных прав и обязанностей, в случае невыполнения которых наступает ответственность.
Таким образом, тайна представляет собой своего рода правовой режим. Правовой режим, в свою очередь, это особый порядок правового регулирования, который выражается в сочетании юридических средств и создающий необходимое состояние в социальной сфере.
Трактовка тайны как правового режима позволяет определить её как специальный правовой режим доступа к конфиденциальной информации, который характеризуется порядком ее использования, кругом обязанных лиц, а также мерами ответственности за нарушение. Правовой режим доступа к информации характеризуется следующими признаками:
1) невозможность свободно обращаться со сведениями, которые составляют тайну;
2) высокий уровень значимости этой информации для заинтересованных лиц;
3) действие мер по охране, а также механизма защиты от посягательств со стороны третьих лиц [21].
2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ
2.1 Законодательные акты, регулирующие оборот информации с ограниченным доступом
Нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения является отдельным компонентом системы национального информационного права, который зафиксировал определяющую форму организационного выражения документированной информации, используемой в ее производстве (отборе, переработке, сохранении) и потреблении.
Поэтому важнейшей проблемой процесса информатизации является разработка нормативных правовых и методических документов в области создания, использования и хранения информации, образующихся в результате культурной, научной и производственной деятельности организаций любой формы собственности, а также при документировании управленческих функций органов государственной власти и управления Республики Беларусь.
Определяющими нормативными документами в области документооборота и его безопасности как в международном праве, так и в ряде национальных законодательств являются законы об электронном документе (ЭД), об электронной (цифровой) подписи (ЭЦП), об электронной коммерции и им соответствующие, а также стандарты, принимаемые международными организациями и национальными органами по стандартизации [44].
В Республике Беларусь основную нормативную нагрузку в области обеспечения документооборота несут:
• Закон РБ «Об информации, информатизации и защите информации» от10 ноября 2008 г. № 455-З;
• Закон РБ «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 28 декабря 2009 г. № 113-З;
• Закон Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» от 25 ноября 2011 г. № 323-З.
В основании нормативной базы Республики Беларусь в области регулирования и безопасности информации, а также работы архивов находятся:
• Руководящие документы, регулирующие применение информации в финансовой сфере: «Технология ЭЦП. Термины и определения»; «Средства ЭЦП программные. Общие требования»; «Формат карточки открытого ключа»; «Формат сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов», «Автоматизированная система межбанковских расчетов. Архивы электронных документов. Общие требования» и др.
• Система государственной сертификации средств защиты информации и государственного лицензирования деятельности по представлению услуг в области защиты информации;
• Требования к криптозащите информации, налагаемые Государственным центром безопасности информации.
• В области архивов ЭД: «Примерная инструкция по работе с машиночитаемыми документами в организациях, на предприятиях и ведомственных архивах Республики Беларусь» (1996 г.); «Правила учета и передачи электронных (машиночитаемых) документов на государственное хранение» (1997 г.); Типовое положение об архиве ЭД организации (2004 г.); Инструкция о периодичности создания архивных копий информационных ресурсов и порядке их передачи на государственное хранение (2000 г.); Инструкция по проведению экспертизы ценности и передачи ЭД и информационных ресурсов на государственное хранение (2005 г.); Правила работы архива ЭД (2003 г.); различные методические рекомендации [45].
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ
3.1 Учет национальных интересов в информационной сфере при совершенствовании законодательства об информации с ограниченным доступом
Развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов Республики Беларусь и рассматривается как общенациональная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества. При этом информационно-коммуникационным технологиям отводится роль необходимого инструмента социально-экономического прогресса, одного из ключевых факторов инновационного развития экономики.
Одним из ключевых факторов успешного развития информационного общества является создание качественного человеческого капитала, способного создавать новые информационные технологии и эффективно использовать их в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни. Информационное общество-современный этап цивилизации, характеризующийся доминирующей ролью знаний и информации во всех сферах общества, решающим влиянием информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, образование и работу людей, а также на взаимодействие государства и гражданского общества [27].
Электронное правительство – это использование информационно-коммуникационных технологий в государственных структурах в контексте организационных реформ и повышения квалификации государственных служащих для улучшения функционирования государственных структур и повышения уровня предоставляемых ими услуг.
Основной целью строительства электронного правительства в Республике Беларусь является создание и развитие системы предоставления открытых и доступных электронных услуг организациям и гражданам.
Основные задачи:
- Создание единой защищенной ИКТ, включающей в себя интранет государственных органов, систему государственных информационных ресурсов и информационных услуг, а также инфраструктуру доступа государственных и юридических лиц;
- Создание и обеспечение функционирования государственной системы предоставления электронных услуг организациям и гражданам;
- Создание электронной системы государственных закупок;
- Создание системы повышения квалификации государственных служащих в сфере информационно-коммуникационных технологий. Принципы развития информационного общества в Республике Беларусь:
- Определяющая роль государства в координации и развитии информационных процессов, организации научных исследований, создании и развитии человеческого капитала;
- Развитие информационного общества в условиях либерализации экономики, постоянного улучшения бизнес-климата, развития конкуренции в сфере ИКТ[44];
- Развитие отечественной индустрии информатизации, обеспечение производства информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов и электронных услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая сложившуюся правовую и социальную действительность, есть необходимость внедрения в законодательство об информации определения «информация с ограниченным доступом».
Несмотря на то, что в существующих условиях практически невозможно предусмотреть и подробно отразить в законодательных актах все возможные варианты развития общественных отношений, законодательное закрепление анализируемого термина позволило бы уменьшить пределы судебного толкования, а также сэкономило бы ресурсы суда.
Поскольку роль инновационных методов и средств обращения с информацией в современном экономическом обороте с каждым днем возрастает, для контроля и упорядочивания этих средств также требуется своевременное и эффективное оформление категории «информация с ограниченным доступом» на законодательном уровне.
Кроме того, развитие законодательной базы в информационной сфере отвечает потребностям обеспечения неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, в том числе, безопасности информации ограниченного доступа.
Обобщение позволяет нам охарактеризовать основные виды информации следующим образом. Общедоступная информация (информация, доступ к которой не может быть ограничен) отражает уровень эффективности функционирования правовой системы и государства в целом, сообщает пользователям всех уровней о параметрах управляемой системы (объекта воздействия, предмета правоотношений), формирует основу для принятия решений, направленных на достижение экономических, культурных, социальных, общественно-политических целей.
1. Антопольский, А. А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления :дис. канд. юрид. наук : 12.00.14 / А. А. Антопольский. – М., 2004. – 289 c.
2. Беларусь призывает страны ООН принять меры для обеспечения международной информационной безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/special/politics/view/belarus-prizyvaet-strany-oon-prinjat-mery-dljaobespechenija-mezhdunarodnoj-informatsionnoj-363621-2019/.
3. Вичужанин, Я. Г. Построение модели взаимодействия сведений конфиденциального характера / Я. Г. Вичужанин, Ж. Н. Колчерина // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право, 2012. – Вып. 4. – С. 97–100.
4. Банковский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : от 25 октября 2000 г. № 441-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2020.
5. Волчинская, Е. К. Роль государства в обеспечении информационной безопасности [Электронный ресурс] / Е. К. Волчинская // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
6. Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея в общей дискуссии на 74- й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 26 сентября 2019 г. [Электронный ресурс]. – 2019 – Режим доступа: http://mfa.gov.by/press/news_mfa/b698116bea64ee66.html.
7. Гражданский кодекс Республики Беларусь : 7 дек. 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 24 янв. 2018 г. – Минск : Амалфея, 2020. – 768 с.
8. Гунин, Д. И. Транспарентность и тайна информации: теоретико-правовой аспект :дис. канд. юрид. наук : 12.00.01 / Д. И. Гунин. – Екатеринбург, 2008. – 174 c.
9. Доктрина информационной безопасности РФ от 05.12.2016. Утверждена указом Президента № 646 [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/ media/events/files/ru/tGeA1AqAfJ4uy9jAOF4CYCpuLQw1kxdR.pdf.
10. Егоров, А. Правовые основы институтов тайны // Закон. – М. : Известия, 1998. – № 2. – С. 75–79.
11. Зенин, И. Что такое информация и как ее защищать? / И. Зенин, Е. Моргунова, В. Погуляев // Закон. – М. : Известия, 2017. – № 12. – С. 15–19.
12. Зиновьева, Е. С. Международное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности: проблемы, субъекты, перспективы : дис. докт. ист. наук: 23.00.04 / Е. С. Зиновьева. – М., 2017. – 332 л.
13. Как сработал ПВТ в 2018 году: экспорт, зарплаты, рабочие места [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://news.tut.by/economics/628437.html.
14. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
15. Кибальник, А. Информация ограниченного доступа / А. Кибальник, И. Соломоненко // Российская юстиция. – 2017. – № 2. – С. 53–55.
16. Концепция информационной безопасности Республики Беларусь. Утверждена Постановлением Совета безопасности Республики Беларусь от 18.03.2019 № 1 [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://president.gov.by/uploads/documents/2019/1post.pdf.
17. Кузнецов, П. У. Теоретические основания информационного права :дис. д-ра юрид. наук : 12.00.14 / П. У. Кузнецов. – Екатеринбург, 2005. – 410 c.
18. Кузьмин, С. В. Тайна в уголовном праве :автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 / С. В. Кузьмин. – Ставрополь, 2000. – 23 с.
19. Ловцов Д. А. Концептуально-логическое моделирование юридического понятия «тайна» [Электронный ресурс] / Д. А. Ловцов // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Лукашенко выступил с инициативой формирования "пояса цифрового добрососедства" [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-vystupil-s-initsiativoj-formirovanija-pojasa-tsifrovogo-dobrososedstva-360560-2019/.
21. Малько А.В. Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве. // Журнал российского права. 2000. № 9.
22. Маслов, А. Е. Следственная тайна как объект преодоления противодействия расследованию :дис. канд. юрид. наук : 12.00.09 / А. Е. Маслов. – Воронеж, 2001. – 189 c.
23. Максимова М.А. Вопросы правового регулирования конфиденциально информации: финансовоправовой аспект. // Финансовое право. 2013. № 2.
24. О государственных секретах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З: в ред. от 23 окт. 2014 г. № 196-З // База данных «Законодательство стран СНГ». – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=31609. – Дата доступа: 21.05.2020.
25. О правовом регулировании правового режима информации [Электронный ресурс] : нормативная база // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
26. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Респ. Беларусь № 455-З от 10.11.2008: в редакции Закона № 102-З от 04.01.2014 / База данных «Законодательство стран СНГ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=25309.
27. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс]: специфика и стадии развития // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
28. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
29. Огородов, Д. В. Множественность правоотношений при реализации правовой охраны информации ограниченного доступа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=5585.
30. Огородов, Д. В. Правовые отношения в информационной сфере :дис. канд. юрид. наук : 12.00.14 / Д. В. Огородов. – М., 2002. – 243 c.
31. Павлова, О. Г. Правовое регулирование коммерческой тайны как объекта гражданских правоотношений :дис. канд. юрид. наук : 12.00.03 / О. Г. Павлова. – М., 2005. – 234 c.
32. Паршин, С. М. Тайна в уголовном законодательстве: теоретико-прикладное исследование :дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 / С. М. Паршин. – Н. Новгород, 2006. – 207 c.
33. Рассолов И.М. Информационное право. М.: Юрайт, 2012. – 99 с.
34. Салихов И.И. Информация с ограниченным доступом как объект гражданских правоотношений. Дис. канд. юрид. наук. М., 2004. – 76 с.
35. Салихов, И.И. Информация с ограниченным доступом: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / И.И. Салихов. – Казань, 2009. – 38 с.
36. Смирнов, А. И. Современные информационные технологии в международных отношениях: монография / А.И. Смирнов; Моск. гос. ин-т между- нар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Центр международной информационной безопасности и научно-технологической политики. — Москва: МГИМО-Университет, 2017. – 334 с.
37. Суслова, С. И. Дисциплинарная ответственность за разглашение коммерческой тайны :дис. канд. юрид. наук : 12.00.03 / С. И. Суслова. – Иркутск, 2013. – 204 c.
38. Татаринова Е.П. Информация ограниченного доступа // Вопросы международного права. – 2018. Т. 8. – 77 с.
39. Татаринова Е.П., Миннуллин К.А., Смирнов А.Е., Стрелков Е.С. Договор как стратегия минимазиции инновационных рисков // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2019. Т. 1. – № 2.
40. Терещенко Л.К. Правовой режим информации. Дисс. докт. юрид. наук. Москва, 2011. – 88 с.
41. Нормативная база информации ограниченного доступа [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://www.park.by/topic-facts/.
42. Фатьянов А.А. Тайна и право (основные системы ограничений на доступ к информации в российском праве). Монография. М.: МИФИ, 1998. – 665 с.
43. Фатьянов, А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды / А.А. Фатьянов // Государство и право. – 1998. – № 6. – С. 5–14.
44. Хломко, И. В. Проблемы использования средств индивидуализации участников гражданских правоотношений в сети Интернет [Электронный ресурс] / И. В. Хломко // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
45. Чуприс, О. И. Правовое обеспечение безопасности информационного пространства в союзном государстве и государствах-участниках: задачи выработки общих подходов и стандартов [Электронный ресурс] / О. И. Чуприс // Материалы постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России (засед. 24-е, г. Гродно, 17–19 мая 2011 г.) / под ред. С. Г. Стрельченко. – Секретариат Парлам. Собрания Союза Беларуси и России, 2011. – С. 151–153. – Режим доступа: www.law.bsu.by/pub/26/19_Chupris.doc.
46. Шитиков, А.В. Информация ограниченного доступа (тайны): понятие и проблемы классификации / А.В. Шитиков // Юрид. журнал. – 2008. – № 3. – С. 74–77.
47. Уголовный кодекс Республики Беларусь с изменениями и доп. на 17 июля 2019 г. № 131-3 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2020.
48. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З с изм. и доп. принятыми на 29 марта 2020 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2020.
49. «О коммерческой тайне» Закон Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-З// Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2020.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты