Психологическое насилие в супружеских отношениях
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Психологическое насилие в супружеских отношениях»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Психологическое насилие в супружеских отношениях
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты супругов по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Семинар˗практикум с элементами тренинга для супружеских пар.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Семинар˗практикум с элементами тренинга для супружеских пар.
Поделиться
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ
1.1. Понятие семейного насилия в психологии
1.2. Психологическое насилие в супружеских парах: сущность, причины, последствия
1.3. Взаимосвязь склонности к психологическому насилию и личностных особенностей супругов
1.4. Формы и методы профилактики психологического насилия в супружеских парах
1.5. Практические возможности семинара-практикума для профилактики психологического насилия в супружеских парах
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ
2.1. Организация и методика эмпирического исследования
2.2. Результаты исследования реализации супругами семейных ролей
2.3. Результаты исследования семейных эмоциональных состояний
2.4. Результаты исследования уровня агрессивности супругов
2.5. Результаты исследования взаимосвязи показателей агрессивности, распределения семейных ролей и типового семейного состояния супругов
3. СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ СУПРУЖЕСКИХ ПАР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из важнейших, приоритетных направлений политики государства является укрепление семьи, семейных ценностей, семейных отношений. Во многом это обусловлено тем, что именно семья является одним из важнейших инструментов социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических и нравственных ценностей. Однако семья – это не статичное, а динамичное образование. Она постоянно находится в процессе развития, в результате чего могут возникать различные сложности во взаимоотношениях, в понимании и выборе путей развития, в решении многих бытовых, воспитательных и других вопросов.
Особенности общения, эмоциональных и межличностных отношений, удовлетворенности браком прослеживаются в работах Ю.Е. Алешиной, А.И. Антонова, Г. Айзенка, A.A. Бодалева, Л.Я. Гозман, С.И. Голод, A.И. Захарова, Е.С. Калмыковой, С. Кратохвил, В.П. Левкович, H.H. Обозова и др.
Актуальность данной работы обоснована рядом факторов. Насилие в семье – серьезная проблема современного общества. Явление известное также под названиями «бытовое насилие», «домашнее насилие» является весьма распространенным в сегодняшней социальной среде. Насилие в семье определяется как умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания [27].
Семейное насилие представляет собой комплексную социальную проблему, которая передается из поколения в поколение, а ее последствия оказывают серьезной воздействие и на отдельных людей и на общество в целом. Важно различать, что насилие в семье имеет разные проявления: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое. Насилие в семье во многом имеет в своей основе агрессивное поведение одного или нескольких членов семьи по отношению к остальным членам семьи [25].
В Республике Беларусь в отношении лиц, совершающих насильственные действия, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Поэтому профилактика семейного насилия проводится на уровне всех социальных институтов: учреждений образования, здравоохранения, правоохранительных органов, в том числе среди лиц, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ
1.1. Понятие семейного насилия в психологии
Насилие получило широкое распространение в различных сферах жизнедеятельности человека и является одной из актуальнейших проблем сегодняшнего времени. С каждым годом повышается агрессивность и жестокость насильственных преступлений, увеличивается и тяжесть последствий. Наблюдается активная криминализация общественного сознания, при этом носителями криминальных традиций и стереотипов становятся наши дети [6, с. 22].
Семейное насилие представляет собой комплексную социальную проблему, которая передается из поколения в поколение, а ее последствия оказывают серьезной воздействие и на отдельных людей, и на общество в целом. Важно различать, что насилие в семье имеет разные проявления: со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам; со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношении к другому [31].
Согласно ст.1 Закона РБ от 04.01.2014 №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», под насилием в семье понимается – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания [32].
Ряд авторов определяет насилие в семье, как любое действие умышленного характера одного члена семьи против другого, причиняющие или способное причинить психический, физический, или другой вред здоровью. Подобной точки зрения придерживается Т.А. Сидоренкова, по мнению которой, насилие в семье – это любое действие умышленного свойства одного члена семьи … против другого (независимо от совместного проживания их и места совершения преступления), душевную травму которое способно ограничить волю человека причинить вред [40, с. 29]. А.В. Шакина также определяет любое умышленное семейное насилие как действие (бездействие) одного члена семьи против другого, если это действие (бездействие) ущемляет его права и свободы конституционные, как человека и гражданина, причиняет ему физическую боль, наносит вред психическому или физическому здоровью или имеет угрозу причинения такого вреда [47, с. 32].
Другие авторы отходят от указания на реальное или возможное причинение противоправное воздействие вреда и под насилием в семье понимают семьи на другого одного члена. Так, А.В. Штефан определяет насилие в семье человеческого общения как ненормальное для, противоправное физическое и психическое воздействие одного человека в отношении другого, семейных (родственных) состоящего с ним в связях [49, с. 71]. В.А. Шахов под насилием в семье в семье понимает противоправное, общественно опасное психическое ифизическое, ли воздействие на человека сексуальное, устойчивой тенденцией обладающее к вероятностью повторения эскалации и большой, на другого, одного члена семьи совершенное против или помимо воли потерпевшего, независимо от последствий такого фактических воздействия [47, с. 76].
Как древнейший социальный институт, семья является базисом общества, начальной ступенью социализации человека, той первичной формой, которая качественно отличает социум от стаи животных. Как и любой общественный организм, семья развивается и видоизменяется вместе с обществом, по-своему реагируя на вызов времени, отвечая на общественные потребности и оказывая на них свое, особое, только ей присущее, влияние.
Семья должна служить системой поддержки прав и свобод каждого ее члена, обеспечивая экономическую, социальную и физическую защиту. Однако на сегодняшний день насилие является страшной и скрытой реальностью многих семей. Существующее мнение о том, что семейное насилие – явление новое, рожденное экономическими и общественными переменами, убыстряющимся темпом жизни и новыми стрессами, является мифом. Явление это зародилось в глубокой древности рода человеческого одновременно с зарождением института семьи [2].
Первоначальное законодательное определение насилия в семье в Республике Беларусь появилось с введением в действие Закона Республики Беларусь № 453-З от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». В настоящее время в соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимают «умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания» [32].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ
2.1. Организация и методика эмпирического исследования
Цель исследования: выявить личностные предпосылки проявления психологического насилия в супружеских парах: согласованность супружеских ролей, субъективное восприятие семейных отношений и уровень агрессивности супругов.
Выборка состоит из 44 человек – 22 супружеские пары. Возраст испытуемых от 25 до 42 лет. Стаж супружеской жизни от 2 до 16 лет.
Гипотеза эмпирического исследования состоит в том, что существует взаимосвязь между уровнем агрессивности супругов, реализацией супругами ролей в семье, субъективной оценкой психологической атмосферы в семейных отношениях как личностных (внутренних) предпосылок психологического насилия в супружеских отношениях.
Методы исследования: общетеоретические методы исследования, психодиагностические методы, методы количественной и статистической обработки данных. В качестве статистического метода исследования применялся критерий корреляции Ч. Пирсона.
С помощью критерия Ч. Пирсона проверялись следующие статистические гипотезы:
1. Н0: отсутствует связь между реализацией мужем и женой той или иной роли в семье, психологической атмосферы семейных отношений и уровнем агрессивности супругов.
2. Н1: существует связь между реализацией мужем и женой той или иной роли в семье, психологической атмосферы семейных отношений и уровнем агрессивности супругов.
Психодиагностические методики исследования:
1. Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта. Предлагаемая методика позволяет за минимальное время выявить представления супругов о ролевой структуре их семьи. Опросник состоит из 21 вопроса, время прохождения теста не ограничивается. На все вопросы методики необходимо ответить обоим партнерам, не обсуждая свои ответы друг с другом во время прохождения теста. Валидность опросника (определялась при сопоставлении с мнениями экспертов). Коэффициент корреляции составляет 0,89-0,96. Тест-ретестовая надежность составляет 0,76-0,94. Выбор данной методики обусловлен тем, что она позволяет оценить установочные отношения супругов относительно распределения ролей в семье.
2. Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность. То есть психологическую атмосферу семьи и семейных отношений. В каждом из вопросов будет предложен вариант оценки в баллах от 0 до 7. Баллы соответствуют степени выраженности качества на условной шкале. На одном полюсе этой шкалы – о баллов, соответствующий первому варианту ответа, на противоположном – 7 баллом, соответствующих второму варианту. Промежуточные баллы – для оценки, к какому варианту и в какой степени вы более склонны.
3. Методика «Диагностика форм агрессии» (А.Басса – А. Дарки) позволяет оценить общий уровень агрессивности и враждебности как личностных черт, а также проанализировать уровень выраженности различных форм агрессии.
ГЛАВА 3. СЕМИНАР˗ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ СУПРУЖЕСКИХ ПАР
Цель: профилактика психологического насилия в супружеских отношениях, формирование сплоченности супругов.
Задачи:
− повышение психологической компетентности супругов путём расширения психологических знаний
− способствовать созданию условий для формирования навыков конструктивного взаимодействия и общения, способствующих оптимизации семейных отношений
− формирование рефлексии своих взаимоотношений в семье, выработка новых навыков взаимодействия
− развитие способности принимать, понимать и доверять друг другу, осознавать важность согласованности семейных ролей.
Ожидаемый результат:
− Понимание супругами важности благоприятного психологического климата в семье.
− Осознание супругами социальной ответственности благополучных отношений.
− Положительное отношение супругов к сотрудничеству внутри семьи.
− Систематическое повышение уровня психологических знаний о семейных отношениях, умение применять их в практике семейной жизни.
На основе этих критериев оценки результативности определены уровни осознания супругами качества семейных отношений и психологического климата в семье.
Первый уровень. Супруги понимают важность благоприятного психологического климата в семье и осознают свою ответственность в создании комфортных семейных отношений. Положительно воспринимают психологическую помощь, работают над повышением уровня знаний.
Второй уровень. Супруги, понимают важность благоприятного психологического климата в семье и осознают свою ответственность в создании комфортных семейных отношений. Положительно воспринимают психологическую помощь, работают над повышением уровня знаний. Однако не всегда правильно применяют приобретенные сведения в практике семейной жизни.
Третий уровень. Супруги понимают важность благоприятного психологического климата в семье, однако не осознается личная ответственность за полноценное участие в программе восстановления семейных отношений.
Форма проведения: семинар-практикум с элементами тренинга.
Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги на каждого участника, карандаши цветные и простые, ластики, фломастеры, краски, кисточки, вода, 2 газеты, ножницы, лист ватмана, журналы, клей, компьютер, фотоаппарат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование, посвященное такой проблеме, как представление о насилии разных категорий граждан позволяет сделать следующие выводы.
Насилие в семье – серьезная проблема современного общества. Явление известное также под названиями «бытовое насилие», «домашнее насилие» является весьма распространенным в сегодняшней социальной среде. Насилие в семье определяется как умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Семейное насилие представляет собой комплексную социальную проблему, которая передается из поколения в поколение, а ее последствия оказывают серьезной воздействие и на отдельных людей, и на общество в целом. Важно различать, что насилие в семье имеет разные проявления: со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам; со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношении к другому.
В ходе проведенного исследования были выявлены личностные предпосылки проявления психологического насилия в супружеских парах: распределение супружеских ролей, субъективное восприятие семейных отношений и уровень агрессивности супругов.
В ходе корреляционного анализа было установлено, что чем выше уровень агрессивности у супруга, тем в большей степени он настроен на выполнение роли материального обеспечения в семье. Чем выше уровень агрессивности у супруга, тем в большей степени он настроен на выполнение роли хозяина в семье, то есть склонен доминировать в семейных отношениях. Чем ниже уровень агрессивности у супруга, тем в большей степени он настроен на выполнение роли формирования эмоционального климата в семье. Рассогласование идеального представления о семейных ролях и реального распределения ролей в семье могут приводит к конфликтам между супругами, оказанию психологического давления, и как следствие, может возрастать риск возникновения психологического насилия по отношению к супругу, как следствие неудовлетворенности сложившейся структурой распределения семейных ролей.
1. Безопасность в семье: Время действовать. Рекомендации органам исполнительной и законодательной власти по предотвращению насилия в семье. – М. : Аспект-Пресс, 2003. – 156 с.
2. Бим-Бад, Б.М. Семья как социокультурный феномен / Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. – М.: Интеллектуальная книга, 2010. – 253 с.
3. Виктимология. Психология поведения жертвы. Учебное пособие / под ред. И. Г. Малкина-Пых. – СПб. : Питер, 2016. – 832 с.
4. Волков, Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие / Е.Н. Волков //Журнал практического психолога. – 2002. – №6. – С. 183–199.
5. Всеобщая Декларация прав человека (принята генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.) // Международные акты о правах человека: сборник документов. – М.: Норма, 2000. – 784 с.
6. Горшкова, И.Д. Гендерные представления как контекст супружеского насилия / И.Д. Горшкова // Преодолевая насилие в отношении женщин: сборник материалов / Под ред. А.Синельникова. – М.: 2004. –215 с.
7. Горшкова, И.Д. Насилие над женщинами в современных российских семьях / И.Д. Горшкова, И.И. Шурыгина. – М. : МАКС-ПРЕСС, 2013. – 144 с
8. Градскова, Ю. Домашнее насилие как социально-психологическая и культурная проблема: к портрету женщины-жертвы. – URL: http://www.prof.msu.ru/publ/book5/c532.htm/.
9. Гранов, Д. Информирование - первый этап защиты от социально-психологического насилия / Д. Гранов. – URL: //http:www.vocabulary.ru/dictionary/ 43/word/.
10. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Пер. с нем. Н.Скородум. – СПб.: Академический проект, 2010. – 224 с
11. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. – URL: http://www.un.org/ru/documents/declconv/declarations/violence.shtml/.
12. Декларация ООН о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974) // Международные акты о правах человека: сборник документов. – М.: Норма, 2000. – 784 с.
13. Декларация ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин, утвержденная резолюцией (1967) // Международные акты о правах человека: сборник документов. – М.: Норма, 2000. – 784 с.
14. Ерусланова, Р. И. Насилие в семье. Учебное пособие / Р. И. Ерусланова, К. В. Милюхин. – М. : Дашков и К, 2010. – 214 с.
15. Забадыкина, Е.О. О программе «Национальная кампания привлечения внимания общественности к проблемам домашнего насилия» / Е.О. Забадыкина // Женское движение в контексте российской истории. –2008. – №12. – С. 28-33.
16. Здравомыслов, А.Г. Насилие в повседневной жизни / А.Г. Здравомыслов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2002. – №4 (60). – С. 36-40.
17. Злобина, О.Ю.Организация помощи семье в ситуации домашнего насилия. / О. Ю. Злобина, И.Я.Шевцова, Ю.В. Солодун. – М.: Мир, 2005. – 209 с
18. Золотилова Е.О. Проблема домашнего насилия в свете социологического опроса / Е.О. Золотилова // Преодолевая насилие в отношении женщин: сборник материалов / Под ред. А.Синельникова. – М., 2014. – С. 124-128.
19. Зырина, А. И. Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье / А. И. Зырина, Т. Л. Индейкина. – Пермь : Ресурс, 2009. – 109 с.
20. Ильяшенко, А.Н. Проблемы совершенствования практики применения уголовно-правовых норм, используемых при привлечении к ответственности за насилие в семье / А.Н. Ильяшенко // Российский следователь. – 2007. – №8. – С.20-24.
21. Кириллова, О. Гнев насильника: чем дольше женщину унижает муж, тем труднее ей с ним расстаться / О. Килиллова // Литературная газета-2007. – №8. – С.5-6
22. Классификация насилия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://users.livejournal.com/-esina/234657.html.
23. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Международные акты о правах человека: сборник документов. – М.: Норма, 2000. – 784 с.
24. Коротаев, А.В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций / А.В. Коротаев // История и филология древнего и средневекового Востока / Отв. ред. Д.Д.Васильев и С.В.Волков. – М.: Наука, 2007. – С. 3-11.
25. Крупка, Ю.Н. Криминологические проблемы предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в сфере личностно-бытовых отношений / Ю.Н. Крупка // Автореф. дисс. кандидата юридических наук. – Киев, 2005. – 28 с.
26. Макеева, О.В. Законодательная база регулирующая вопросы домашнего насилия / О.В. Макеева // Информационно-аналитический бюллетень Агентства социальной информации. – 2008. – №1. – С. 5-14.
27. Назаретян, А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эволюционно -исторической психологии / А.П. Назаретян. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 256 с.
28. Насилие в отношении женщин - нарушение прав человека: международные документы и их применение: пособие / Сост. и ред. А.Синельников. – М.: Эслан, 2005. – 203 с.
29. Насилие в семье: виды, формы, последствия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.borisovgymnasia3.by/spps-for-parents/816-nasilie-v-seme-vidy-formy-posledstvija.
30. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие / Под ред. Л.С.Алексеевой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. – 136 с.
31. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь / Закон Республики Беларусь 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by.
32. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь, 4 января 2014 г. № 122-З // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
33. Павленок, П.Д. Технология социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.
34. Платонова, Н.М. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / Под ред. Н.М. Платоновой, Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 274 с.
35. Потапова Е.Е.«Стокгольмский синдром»: женщины и избивающие их мужчины / Е.Е. Потапова // Насилие и социальные изменения. Теория. Практика. Исследования / Под ред. М.Писклаковой, А.Синельникова. – СПб.: Питер, 2012. – 187 с.
36. Превентивные программы по программе насилия в семье: методическое пособие / Под общей ред. И.В.Матвиенко. – М.: Региональная общественная организация «АННА», 2002. – 132 с
37. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: научно-методическое пособие / Под ред. Ю.П.Платонова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002. – 265 с.
38. Пушкарев, А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия / А.Л. Пушкарев, В.А. Доморацкий, Е.Г. Гордеева. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 312 с.
39. Рубинштейн, С. Л. Память. Представления / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. – Питер, 2017. – 261 с.
40. Сидоренкова, Т. А. Криминологические проблемы предупреждения насилия против женщин в семье : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 / Т. А. Сидоренкова. – М. : 1999. – 226 с.
41. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субьективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384с
42. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия / Сост. и ред. Е.Потапова, А.Синельников. – М.: ГП ЦРП «Москва Санкт-Петербург», 2001. – 150 с.
43. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с
44. Турдубаева, Э. К. Насилие над пожилыми людьми в обществе и в семье: решение проблем / Э. К. Турдубаева // Социология семьи. – 2007. – №4. – С. 89–95.
45. Фурманов, И.А. Проявление психологического насилия в супружеских отношениях / И.А. Фурманов // Журнал практического психолога. – 2006. – №6. – С.27-33.
46. Шакина, В. А. Женщина как жертва семейного насилия в супружеских отношениях: проблемы, причины, предупреждение : дисс. канд. юрид. наук: 12.00.08 / В. А. Шакина. – Иркутск, 2002. – 204 с.
47. Шахов, В. И. Насилие в семье (Уголовно-правовое и криминологическое значение) : дисс. канд. юрид. наук : 12.00.08 / В. И. Шахов. – Ижевск, 2003 – 197 c.
48. Шикула, И.Р. Виктимологическая профилактика семейно-бытового насилия в отношении женщин / И.Р. Шикула, С.Ю. Андреева // Российский следователь. – 2011. – №21. – С. 26-28.
49. Штефан, А. В. Насилие в отношении несовершеннолетних: автореф. дисс. канд. юрид. наук : 12.00.08 / А. В. Штефан. – Челябинск, 2011. – 199 с.
50. Ярская-Смирнова, Е.Р. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. –2008. – № 1. – С.125-133.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты супругов по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Семинар˗практикум с элементами тренинга для супружеских пар.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Семинар˗практикум с элементами тренинга для супружеских пар.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты