3.4 Пути оптимизации налоговой нагрузки на организацию в современных условиях
3.4 Пути оптимизации налоговой нагрузки на организацию в современных условиях
Проблема налогов является одной из самых сложных и противоречивых в мировой практике народного хозяйства. Конечно, налогообложение в любой стране уже не может быть чем-то неизменным, потому что это не только фискальный механизм, но и инструмент государственной политики, который, меняясь, обрекает на изменения и систему налогообложения. Кроме того, налоговая система в Беларуси находится в стадии становления, как и ее рыночная экономика и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения налоговой эффективности просто необходим.
Основные направления налоговой реформы в Республике Беларусь в будущем будут учитывать стратегические цели национальной экономики: ускорение темпов экономической динамики, замедление инфляционных процессов, развитие наукоемких отраслей, повышение инвестиционной активности, развитие экспорта.
В этой связи крайне важно изучить опыт организации налоговых систем и организационных структур налоговых служб иностранных государств – США, Германии, Дании и ряда других стран. Изучение опыта организации налоговых систем других стран поможет искоренить следы крайней идеологии в отечественной науке, объединив изучение факторов, моделей государственного развития и налогового права и овладев богатством исторического опыта по этому вопросу.
Германия. В Германии принята сложная и разветвленная налоговая система. Обо всех налогах, которые должны выплачивать граждане и не граждане Германии Вам будут сообщать каждый месяц: на почту приходят письменные извещения налоговых органов. Помощь специалистов при оплате налогов — обычное дело в Германии. Новым предпринимателям и иностранным предпринимателям, а также тем, кто получает дополнительные доходы, всегда рекомендуется обратиться к экспертам при заполнении первых налоговых деклараций (например, налоговым консультантам, адвокатам, присяжным ревизорам, аудиторам и финансовым инспекторам).
Налогом на добавленную стоимость, в принципе облагается любая услуга, которую предприниматель осуществляет за плату в процессе своей предпринимательской деятельности, включая торговлю. Объектом налогообложения является любая услуга, не предназначенная для личного потребления, а также ввоз предметов из стран, не являющихся членами ЕС.
Согласно Закону о НДС в Германии действуют две налоговые ставки: общая Налоговая ставка, составляющая 19% и пониженная - 7%.
Пониженная налоговая ставка применяется главным образом при поставках, личном пользовании и ввозе большинства продуктовых товаров (за исключением напитков) и в сфере деятельности заведений общественного питания. Определенные льготы предусмотрены и для мелких предприятий. НДС не взимается, например, с экспортных поставок и давальческой обработки предметов, предназначенных для экспорта, с поставок в рамках ЕС, с предоставления кредита, передачи в аренду и аренды земель, с оборотов в медицинской и социальной сферах.
Налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является их прибыль в течение календарного года. Если у корпорации несколько собственников, то ставка налога составляет 30 %. Если владелец у корпорации один, ставка – 45 % прибыли.
Бюджет страны составляет более 90 % налоговых поступлений. Количество всех налогов и сборов превышает 200 пунктов, ставки и условия которых французский парламент ежегодно рассматривает.
Франция. НДС во Франции является одним из основных налогов на потребление, поступающих в государственный бюджет. Этот налог взимается с товаров и услуг, произведенных и используемых в стране. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость во Франции составляет 20 %. Повышенная ставка достигает 33,3 % и распространяется на алкоголь, табачные изделия, автомобили и другие предметы роскоши (например, меха). Более низкие ставки 10, 5,5 и 2,1 % действительны для книг, предметов первой необходимости и некоторых отпускаемых по рецепту лекарств.
Налог на заработную плату. Во Франции работодатель платит социальные взносы за своего работника, вычитая их из его заработной платы. Ежемесячные обязательные взносы в фонды здравоохранения, пенсионного и социального страхования составляют 15,5 %. Эти средства направляются в государственный бюджет для дальнейшей выплаты больничного, медицинского страхования и пособий по безработице. Указанный выше подоходный налог рассчитывается исходя из суммы дохода за вычетом социальных взносов.
Налоговая система Франции в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» по показателю «Налогообложение» в 2018 году занимала 63 место.
Налог на прибыль компании. Общая ставка подоходного налога во Франции в последние годы составляет 33,33 %. В то же время существуют льготы для малого и среднего бизнеса: для доходов до 38 120 евро есть ставка 15 %, доходы сверх этой суммы рассчитываются по стандартной ставке. Крупные компании, напротив, платят дополнительный социальный сбор в размере 3,3 % от средней суммы налога.