Роль физической культуры и спорта среди инвалидов
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Роль физической культуры и спорта среди инвалидов»
по дисциплине: «Социальная работа»
2020
251.00 BYN
Роль физической культуры и спорта среди инвалидов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Блоки упражнений для развития двигательных качеств у инвалидов-колясочников.
Поделиться
Введение
Глава 1. Роли физической культуры и спорта среди инвалидов
1.1. Основные понятия об инвалидности, социализация и интеграция лиц с ограниченными возможностями в общество
1.2. Влияние гиподинамии на физическое состояние и здоровье лиц с нарушениями физических возможностей
Глава 2. Материалы и методы
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Развитие двигательных качеств у инвалидов на колясках методом танцевальной терапии
3.2. Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы. Проблема инвалидности довольно длительный период изучалась только как медицинская проблема, так как под инвалидностью понималось нарушение функционального состояния здоровья и она была связана с восприятием ценности человека возможности трудиться и не быть в качестве иждивенца для близких родственников или государства. Данный подход ставил инвалидов как отдельную социальную группу, в которой была отличительная особенность – это невозможность самостоятельной жизни человека без поддержки или присмотра со стороны специалистов или близких родственников.
За последние годы произошли серьезные изменения, которые повлияли на новое восприятие населения проблемы инвалидности. Развитие современного общества не будет полноценным, если среди населения не будет главным принципом – это принцип гуманности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому постепенно приходит осознание того, что необходимо придерживаться социальной модели развития современного общества. На сегодняшний день люди с инвалидностью рассматриваются как полноправные граждане страны, где делается акцент именно не на физических или ментальных проблемах, а именно на социальной возможности решения имеющихся у них трудностей. Так же введению инвалидов в общество способствует государственная политика, которая существует на данный момент в нашей стране, так как она полностью изменила свое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 1. Роли физической культуры и спорта среди инвалидов
1.1. Основные понятия об инвалидности, социализация и интеграция лиц с ограниченными возможностями в общество
Цивилизованность общества определяется тем, как оно относится к своим беспомощным членам (старикам, детям, инвалидам).
На протяжении письменной истории человечества были неоднократные попытки отрицания абсолютной морали, отказ от моральных и нравственных ценностей. Последствия таких решений хорошо известны.
“… во вселенной, где планеты вращаются вокруг светил, а луны вокруг планет, где только сила всегда покоряет слабость, заставляя ее быть послушным рабом или сокрушая ее, там не может быть особых законов для человека… я должен освободить мир от его зависимости от его исторического прошлого… сильный должен победить слабого”. Цитата принадлежит Гитлеру [4, c. 65].
Также показателен пример Спарты, где увечных младенцев сбрасывали со скалы. Таким образом, искореняя все нестандартное, оригинальное и, по сути, само развитие общества. Общественный прогресс тесно связан с реализацией всех аспектов человека, как биосоциального существа.
Важнейшим из них является развитие гуманности человечества.
В первобытном обществе отношение к человеку с инвалидностью было негативным, ведь основной ценностью была способность к труду. С этой позиции человек с ограничением в здоровье воспринимался как обуза, ущербный человек, не способный приносить пользу. На протяжении времен отношение если и менялось, то не значительно. Иногда их считали наделенными чем-то божественным и более терпимо относились, но в основном общество обрекало таких людей на отчуждение и вымирание. Лишь в Древней Руси были созданы общинные формы помощи для искалеченных сородичей. Петр 1 создавал госпитали для больных и увечных воинов, а также специальные лечебницы для умалишенных. После революции в Советское время упор делался на здоровую нацию и многих инвалидов расселяли по санаториям и специальным домам инвалидов. Но при этом были заложены основы социальной защиты: производились специальные машины с ручным управлением “инвалидки”. Большое внимание уделялось физической культуре здоровых людей, а адаптивная физическая культура не получила своего развития [12, c. 58].
Преобразования, которые в последнее время происходят во всех сферах общества, показывают сложность социализации незащищенных слоев населения. От уровня их вовлеченности в социальную систему и систему воспроизводства зависит и дальнейшее развитие общества. Достижение уровня жизни людей с ограниченными возможностями наравне с основным населением – одна из важнейших задач социально-экономической политики государства. В условиях постоянно растущего технического прогресса усиливается техногенный травматизм. Увеличивает число инвалидов военные конфликты, увеличение количества автомобилей на душу населения, увеличение потребления алкоголя и т. д. В общем, в мире насчитывается около 10% инвалидов. В России это примерно та же цифра, причем основной контингент среди инвалидов - это люди пенсионного возраста. В последнее время в России возросло число инвалидов с двигательными нарушениями среди молодого поколения [25, c. 68].
Основные понятия об инвалидности.
Термин “инвалид” имеет латинские корни и происходит от слова invalidus, что переводится как “бессильный”, “слабый”. Именно такое восприятие человека с инвалидностью и бытует в обществе.
Глава 2. Материалы и методы
2.1. Методы исследования
В рамках педагогического исследования в работе нами применялись следующие методы:
1. Метод получения ретроспективной информации, который включал в себя:
- изучение литературных и интернет-источников;
- изучение и анализ специальных документальных материалов.
2. специальные методы для получения текущей информации:
- наблюдение;
-опрос,
-психологическая и педагогическая диагностика.
- эксперимент
-методы математической статистики.
1. Анализ литературных и интернет-источников источников.
В рамках данного метода проводится теоретический анализ научной и методологической литературы по проблеме исследования, который включает в себя знакомство в отечественными и зарубежными авторами, методами спортивной тренировки, подробное изучение танцевального спорта на колясках для нормального развития двигательных качеств, а так же социальной и психологической адаптации инвалидов, у которых имеется поражение опорно-двигательного аппарата.
2. Изучение медицинской карты участников педагогического исследования.
Данный момент необходим для того, чтобы изучить какое состояние здоровье у испытуемого имеется на момент педагогического исследования. В работе изучалось следующее: специфика существующего дефекта, изучение уровня заболевания и его структуры вторичных заболеваний, которые в первую очередь связаны с сидячим образом жизни, а так же изучение других сопутствующих заболеваний, которые имеются у испытуемого.
3. методы контрольного тестирования испытуемых.
Данный метод включает в себя оценку развития двигательных качеств испытуемого. Процесс учета развития двигательных качеств проводился по тестам, которые были предложены такими авторами как В.И. Ляхом и Б.Х. Ланда:
12-минутный тест Купера. Данный тест помогает изучить общую выносливость в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы, а так же дыхательной, что помогает дать количественную оценку способности данных систем полностью выдержать физическую нагрузку и нормально чтобы функционировала в экстремальных условиях. В рамках тестирования выносливости применяются такие показатели как частота сердечных сокращений, которую можно пальпаторно, а также кровяное давление, которое можно изменить сфигмоманометром. Суть заключается в том, что общая величина и характер изменений, которые указаны в переменных говорят о состоянии сердечно-сосудистой системы и дыхательной, что показывает хороший индикатор общей, то есть аэробной, выносливости организма.
Данной тестирование проводится на беговой дорожке, где имеется собственный свисток и секундомер.
Проведение тестирования проходит следующим образом.
Испытуемому дается задание проехать на коляске и при этом необходимо преодолеть как можно больше расстояние. Та дистанция, которую преодолевает каждый из участников, изучается отдельно и отмечается длинна.
Динамометрия. При помощи данного теста возможно изучить статистическую силу мышц кисти руки человека. при помощи ручного динамометра можно изучить ту силу, которая присутствует в правой и левой руке.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Развитие двигательных качеств у инвалидов на колясках методом танцевальной терапии
Изменение социальной модели развития индивидуума, которая связана с инвалидизирующим заболеванием или травмой, приведшей к необратимым физическим изменениям, приводит к сильным изменениям всей личности в целом, что оказывает влияние социальный статус, материальное положение, окружение человека, все обстоятельства и стиль жизни в целом. Человек из одного микросоциума попадают в другой, совершенно незнакомый ему. И чтобы приспособиться к новому положению вещей, ему необходимо приложить сверх усилия в психологическом и физическом плане.
В данное время большая часть усилий по возвращению человека, ставшим инвалидом, в общество ложится на плечи семьи и близкого окружения инвалида. Чтобы социализация индивида проходила эффективно важно уделять внимание налаживанию коммуникативных связей между человеком на коляске и обществом. Этими связями могут служить общественные организации инвалидов, которые также могут осуществлять адаптивную спортивную деятельность.
Для определения особенностей тренировочного и соревновательного процесса лиц на колясках использовалось педагогическое наблюдение на базе общественной организации инвалидов-опорников.
Разрабатывая экспериментальную методику учебно-тренировочных занятий танцев на колясках, направленной на развитие психофизических качеств инвалидов-колясочников и участия их в спортивных мероприятиях учитывались следующие данные, полученные до проведения педагогического эксперимента:
1. Особенности психологии инвалидов в зависимости от тяжести ограничения здоровья, характера травмы и возраста получения ее.
2. Разность отношения к танцам у женщин и мужчин.
3. Различие в мотивации при занятиях танцами у мужчин и женщин.
4. Психологический климат в команде, отношения с тренером, различным характером и настроенностью к команде у разных участников.
5. Особенности организации тренировок в санитарно-гигиеническом плане для участников с ограничениями здоровья.
6. Различие физических нагрузок для участников с разными травмами, индивидуальный подход, необходимость перерывов и дозированность нагрузок.
7. Необходимость использования в процессе тренировочного процесса упражнений на расслабление, чтобы снять напряженность в верхнем плечевом поясе и всего тела.
В ходе педагогического наблюдения в учебно-тренировочном процессе было установлено, что тренировки людей с ПОДА отличаются от тренировок здоровых людей:
а) Больше уделяется времени на отдых в процессе которого проводились упражнения на восстановление, расслабление, а также мероприятия санитарно-гигиенического ухода, необходимого человеку на коляске.
б) Различие в физических возможностях и ограничениях каждого участника требует дифференцированный подход не только ко всей тренировке, но и к построению самого танца, подбору движений для группы, быстроте музыкального сопровождения.
в) Необходимость в проведении занятий общей физической подготовки, для улучшения мышечного корсета, общего уровня физической подготовленности и улучшения выносливости.
Заключение
Таким образом, изучив научную литературу и интернет источники можно сделать следующий вывод о том, что на сегодняшний день проводится достаточно большой объем работы для социализации инвалидов-колясочников, разрабатывается достаточно программ для их реабилитации, а так же социальной адаптации и интеграции в обществ во всех сферах общественной жизни и при этом это делается средствами применения адаптативного спорта.
1. Одно из главных и новых технологий для развития адаптативных видов спорта считается танцедвигательная терапия или танцы на колясках для лиц с инвалидностью и с том числе, с поражением опорно-двигательного аппарата. Люди, которые оказываются в инвалидном кресле страдают от довольно различных социальных, психологических и физиологических проблем. Из-за того, что у них отмечается низкая двигательная активность, такие испытуемые подвержены гиподинамии. В рамках нашего педагогического исследования была поставлена цель изучения целесообразности применения занятий танцами на колясках как одного из эффективных средств развития двигательных качеств и улучшения психологической характеристики испытуемого, а так же помощь в избавлении гиподинамии, помощь в социализации, а так же в увеличении физической и психологической выносливости испытуемого.
2. Наш тренировочный процесс танцевальной терапии на колясках проводился со значительными отличиями от тренировочного процесса здоровых людей.
В процессе тренировочного выполнения упражнений, необходимо делать перерывы, которые будут направлены нагрузки именно на верхнюю часть тела, так как только она подвергается тренировочному процессу и включать технику расслабления.
1. Алешин, Д. А. Медико-социальные аспекты инвалидности и социальная реабилитация инвалидов в Москве: автореф. дис. канд. мед. наук / Д.А. Алешин. - М., 2005. - 28 с.
2. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности //Теория и практика физической культуры, 2003, № 1.
3. Астафьева Н.Г., Кобзев Ю.А., Храмов В.В. Оценка качеств лиц с физическими недостатками, занимающихся адаптивным спортом. //Социлогия медицины, 2003,№1.
4. Ахмешшин A.M. Туризм для лиц с ограниченными жизненными возможностями (Социологический аспект): дис. канд. социол. наук //A.M. Ахметшин. - М, 2004. – 180c.
5. Бальсевич В.К. Теория и практика физической культуры.-М.: ФиС, 2000.275с.
6. Башкирова, М.М. Социальные и педагогические аспекты развития физической культуры и спорта инвалидов за рубежом: дис. канд. пед. наук / М.М. Башкирова. - М., 2000. - 187с.
7. Белозерова Е.В. Стратегии занятости инвалидов в современном российском обществе: дис. канд. социол. наук //Е.В. Белозерова. - Саратов, 2005. - 197 с.
8. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
9. Брейтуэйт, Ж. Россия: справка о положении инвалидов //Человеческое развитие - Европа и Центральная Азия. Всемирный банк, 2005. – 1-3с.
10. Веденеева Н.В. Социальные аспекты реабилитации инвалидов в Российской федерации: автореферат дис. кандидата социологических наук. – М., 2004.- 192 с.
11. Гаврилова Т.М. Реабилитация лиц с ограниченными функциональными возможностями средствами адаптивной физической культуры: дис. канд. пед. наук //Т.М. Гаврилова. - Красноярск, 2006.- 152 с.
12. Дерябина, Г.И. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11-14 лет с детским церебральным параличом: дис. канд. пед. наук //Г.И. Дерябина. - Тамбов, 2005,- 154с.
13. Дворянчикова, И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества: дис. канд. социол. наук / И.А. Дворянчикова. - Самара, 2003. - 206 с.
14. Демидова Л.И. Психологические средства адаптации лиц в социуме (На примере лиц с ограниченными возможностями в передвижении): дис. канд. психол. наук //Л.И. Демидова. - Новосибирск, 2005. - 220 с.
15. Дубровский В.И. Спортивная медицина.- М.: Владос, 2002. – 512с.
16. Дубровский В.И., Дубровская А.В. Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. - М.: Бином, 2010. c. 210-215.
17. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура и интеграция инвалидов // Физическая реабилитация и спорт инвалидов, под ред. А.В. Царик.- М.: Советский спорт, 2000- 472с.
18. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Том 1. – М.: Советский спорт, 2002. – С.15-164. 445с.
19. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Учебник для вузов.- Ростов на Дону.: Феникс, 2008.- 378с.
20. Железняк, Ю.Д, Теория и методика обучения предмету «Физиче¬ская культура» / Ю.Д. Железняк. - М., 2004. - 269 с.
21. Жуков В.И., Жукова Г.В. Глобальный кризис и проблема социального обновления России.- М., Издательство РГСУ , 2009.- 272с.
22. Звонарева, Е.В. Роль двигательной активности в медико-социальной реабилитации инвалидов после ампутации нижних конечностей: автореф. дис. канд. мед. наук // Е.В. Звонарева. - СПб., 2004. -26с.
23. Иванова Н.Н. Современные подходы к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями //Социально-гуманитарные знания, 2003, №4. – 56с.
24. Котова О.В. Ресоциализация лиц с двигательными нарушениями средствами адаптивной физической культуры и спорта: дис. канд. социол. наук // О.В. Котова. - Москва, 2010. С.28. 182c.
25. Кузнецов, П.С. Социологическая теория социальной адаптации: автореф. дис. д-ра социол. наук // П.С. Кузнецов. - Саратов, 2000.-31с.
26. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта.- М.: Академия, 2004.- 240с.
27. Миронова, Е.А. Стратегия активизации людей с ограниченными возможностями здоровья: социологический анализ: дис. канд. социол. наук // Е.А. Миронова. - Н. Новгород, 2004. –161c.
28. Наберушкина Э.К. Политика в отношении инвалидов //Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М.: ИНИОНРАН,2002.- 205c.
29. Ольшанский Д.В. Психология масс //Д.В. Ольшанский. -СПб., 2002.- 207c.
30. Панов A.M. Профессиональная библиотека работника социальной службы //A.M. Панов. - М., 2002. –168c.
31. Раецкая И.Е. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков людей с ограниченными возможностями средствами досуговой театральной деятельности: дис. ... канд. психол. наук // И.Е. Раецкая. - Ставрополь, 2005. - 220с.
32. Свиридов В.В. Социальные функции культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями: дис. канд. социол. наук //В.В. Свиридов. - М., 2006. – 118c.
33. Сидорова Т.Е. Развитие силовых способностей у инвалидов с последствиями детского церебрального паралича: дис. канд. пед. наук //Т.Е. Сидорова. - М., 2000. –150c.
34. Соколов А.А. Оздоровительная физическая культура в системе реабилитации инвалидов с последствиями травматических ампутаций нижних конечностей: дис. канд. пед. наук / А.А. Соколов. -М., 2000. – 183c.
35. Тарасенко, Е.А. Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (Сравнительный анализ на примере Российской Федерации, США и Великобритании): дис. канд. социол. наук //Е.А. Тарасенко. - М., 2005. –168c.
36. Тарасова О.А. Технология интеграции лиц с ограниченными физическими возможностями в учебный процесс вуза: дис. канд. пед. наук //О.А. Тарасова. - СПб., 2004. –134c.
37. Тузов И.Н. Оздоровительная физическая культура для инвалидов среднего и старшего возрастов с остеохондрозом позвоночника в стадии ремиссии: дис. канд. пед. наук //И.Н. Тузов. - М., 2005.-139c.
38. Уляева Г.Г. Социально-психологическая адаптация студентов с последствиями детского церебрального паралича средствами адаптивной физической культуры: дис. канд. пед. наук / Г.Г. Уляева. -М, 2004.-194c.
39. Фирсов М: Теория социальной работы //М. Фирсов, Е. Студенова. - М.: Владос, 2000. -368c.
40. Цвок И. Организационно-педагогические и правовые условия спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: дис. канд. пед. наук / И. Цвок. - СПб., 2003. – 138c.
41. Чкония И.Т. Интегральная оценка эффективности использования различных средств и методов подготовки футболистов-инвалидов: дис. канд. пед. наук / И.Т. Чкония. - М., 2001. –122c.
42. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура (Методология и развитие в сфере высшего профессионального образования): дис. д-ра пед. наук //Л.В. Шапкова. - СПб., 2003. –448c.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Блоки упражнений для развития двигательных качеств у инвалидов-колясочников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты