Ограничения связанные с государственной службой
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Ограничения связанные с государственной службой»
по дисциплине: «Конституционное право»
2020
251.00 BYN
Ограничения связанные с государственной службой
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
Введение
1 Ограничения, связанные с государственной службой в системе правового статуса государственного служащего
1.1 Права, обязанности и гарантии государственного служащего
1.2 Понятие и сущность ограничений, связанных с государственной службой
2 Виды ограничений, связанных с государственной службой
2.1 Ограничения, связанные с поступлением на государственную службу
2.2 Ограничения, связанные с прохождением государственной службы
2.3 Ответственность за несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой
Заключение
Список использованных источников
Введение
Институт государственной службы в любом государстве – это неотъемлемая составляющая правовой системы государства, а государственные служащие выступают в качестве основных исполнителей проводимых в обществе демократических и социально-экономических преобразований. Ни одно общество не может существовать без государственного управления, а, соответственно, и без государственных служащих. В первую очередь, государственная служба – это трудовая деятельность людей, которые заняты профессиональным управленческим трудом.
Рассмотрение государственной службы в нашей стране происходит в силу многообразия проблем, возникающих на данном этапе развития системы государственной службы. В настоящее время в Республике Беларусь речь идет о государственной службе как качественно новом социальном явлении. Необходимо обеспечить функционирование государственной службы, отвечающей, с одной стороны, потребностям демократического, правового, социального и светского государства с республиканской формой правления, а с другой – условиям и факторам независимого гражданского общества с рыночной экономикой, различными слоями общества и группами, духовностью, надежной защитой прав и свобод человека. Это возможно при формировании высокого правового статуса, который соответствовал бы вышеуказанным критериям.
Государственный аппарат, состоящий из профессиональных управленцев, призван обеспечивать свою эффективность посредством институтов. Для этого он должен быть единой, интегрированной, вертикально подчиненной и скоординированной в действии. Именно поэтому необходимо проанализировать и недостатки современной государственной службы, и найти новые механизмы повышения эффективности работы государственных служащих. В отличие от задач государственных служащих, которые действительно изучены в юридической литературе, запреты и ограничения, связанные с государственной службой, не были в полной мере оценены и изучены в научной литературе, и закон не дает определения этой правовой категории.
1 Ограничения, связанные с государственной службой в системе правового статуса государственного служащего
1.1 Права, обязанности и гарантии государственного служащего
Общественные отношения государственной службы в современном белорусском обществе получили широкое правовое регулирование. Правовая основа государственной службы в Республике Беларусь представлена Конституцией Республики Беларусь, Законом и иными нормативными правовыми актами. Главная особенность правового регулирования рассматриваемого института заключается в том, что государственная служба урегулирована нормами конституционного, трудового, финансового и иных отраслей права.
Конституция Республики Беларусь закрепила основные положения государственной службы, закрепив принцип разделения властей, основные требования к высшим должностным лицам нашего государства и т.д. [1].
Основной закон, урегулировавший отношения в сфере государственной службы, это Закон «О государственной службе в Республике Беларусь». Данный Закон с момента принятия претерпел 13 изменений и дополнений, последние были внесены Законом Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З [2].
Закон включил 64 статьи, объединенные в 10 глав. Этот нормативный правовой акт урегулировал не только теоретические вопросы несения государственной службы, но и практические, касающиеся оплаты труда государственных служащих, порядок привлечения их к дисциплинарной ответственности и т.п.
Как уже было отмечено, государственная служба может быть рассмотрена и как трудовая деятельность, в связи с чем, немаловажным нормативным правовым актом регулирования такой деятельности является Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (далее – ТК) [3].
Вообще ТК является результатом кодификации законодательства в определенной сфере общественных отношений. Действующий ТК – это уже пятый по счету кодекс о труде, из всех применявшихся в нашей республике, и третьим собственным кодексом. Так, на территории современной Беларуси до принятия ТК применялись КЗоТы РСФСР 1918 и 1922 годов, Кодекс о труде БССР 1929 года, КЗоТ БССР 1972 года. В качестве примера конкретных правовых норм ТК можно привести ст. 100 ТК, которая установила гарантии для работников, которые избраны на выборные должности в государственные органы.
Среди иных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере можно назвать:
– Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь». Данным Указом утвержден Перечень высших государственных должностей, Перечень должностей руководящих работников государственных органов и иных организаций, включаемых в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь);
– Положение об организации работы с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354. В соответствии с данным Положением определен порядок организации и основные направления работы с руководящими кадрами государственных органов и иных государственных организаций, их резервом, за исключением руководящих кадров государственных органов системы обеспечения безопасности Республики Беларусь;
– Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 ноября 2017 г. № 72 «Об утверждении квалификационного справочника «Должности служащих, занятых предоставлением услуг в области телекоммуникаций и почтовой деятельности» и признании утратившим силу постановления Министерства труда Республики Беларусь от 2 ноября 2000 г. № 143»;
– Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией». Данный закон распространяет свое действие на государственных служащих, т.к. именно в сфере государственной службы имеет место быть такое правовое явление как коррупция;
– другие нормативные правовые акты.
Законодательство, регулирующее государственную службу, содержит общую и особенную части. Общая часть представлена такими институтами как организация государственной службы; государственные должности; правовой статус государственных служащих; вопросы прохождения государственной службы и т.п.
Особенная часть представлена структурными частями, которые регламентируют специфику отношений, которые возникают в различных видах государственной службы в Республике Беларусь. В ней закреплены нормы об особенностях правового статуса тех либо иных видов государственной службы (военная служба, служба в судах и т.д.) [4, с. 74].
2 Виды ограничений, связанных с государственной службой
2.1 Ограничения, связанные с поступлением на государственную службу
Артемьев А.М., что исходное условие открытости государственных структур – доверие граждан к ним. На основе этого он сделал вывод о том, что следует повысить информированность граждан о деятельности институтов власти. Помимо этого, большая часть государственных служащих вовсе не осознает ненормальность положения с открытостью и прозрачностью деятельности властных структур для граждан, однако и имеет довольно точное представление о системе мер, которые могут способствовать решению проблемы [32, с. 111].
Белорусский исследователь Василевич Г. А. полагает, что для эффективного функционирования государственной службы требуются определенные правовые и социальные условия. Так, в любом демократическом государстве социальная основа представлена приоритетами и ценностями гражданского общества, правами и свободами человека и гражданина. В связи с этим очень важным является постоянное развитие государственной службы [37, с. 91].
Артемьев А. М. выделяет три элемента, посредством которых обеспечивается такое развитие:
– формирующая роль коллектива государственного органа по месту службы;
– структура сквозного профессионального роста каждого государственного служащего;
– общественное мнение об исполнении должностных функций и поведения государственных служащих [32, с. 99].
Анализ правового регулирования государственной службы, а также ее составных элементов, наводит на мысль о том, что невозможно характеризовать эту совокупность как единый внутренне непротиворечивый элемент.
Одной из общих обязанностей госслужащих является соблюдение ограничений, связанных с госслужбой. Основные такие ограничения закреплены в ст. 22 З-на «О госслужбе» [2].
Ст. 33 Закона также установлены ограничения принятия на государственную службу. Так, на государственную службу не может быть принят гражданин, который:
– признан в установленном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным;
– лишен судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;
– если имеется подтвержденное медицинским заключением заболевание, которое входит в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, которые препятствуют исполнению служебных обязанностей (активная форма туберкулеза, злокачественные новообразования);
– отказался от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, которые составляют государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
– не соответствует квалификационным требованиям, которые предъявляются к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;
– имеет близкое родство либо свойство (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
– отсутствует гражданство Республики Беларусь;
– представлены заведомо недостоверные сведения, которые необходимы для занятия государственной должности;
– не представлены декларация о доходах и имуществе либо умышленно внесены в нее неполные либо недостоверные сведения;
– он уволен за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия;
– судим;
– совершил тяжкое либо особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, которое сопряжено с использованием должностным лицом своих служебных полномочий;
– иные случаи, установленные законодательными актами [2].
Все основания для ограничения на государственной службе можно разделить на несколько групп:
– ограничения относительно правового статуса гражданина Республики Беларусь;
– возрастные ограничения;
– ограничения, касающиеся образования;
– ограничения по состоянию здоровья;
– ограничения, относящиеся к деловым, личным и нравственным качествам сотрудника;
– ограничения, которые относятся к общей дееспособности;
– ограничения, которые связаны с противоправным поведением;
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В силу занимаемого положения, государственные служащие наделены рядом прав, обязанностей, а также обладают предусмотренными законодательством гарантиями. Специальные права предоставлены государственным служащим для успешной реализации специальных обязанностей. Специальные профессиональные права предоставлены, в частности, сотрудникам милиции, таможни, министерства по чрезвычайным ситуациям и т. п. в связи с особенностями их административно-правового статуса.
Считаем, что в механизме обеспечения государственных преобразований, который целесообразно рассматривать как совокупность организационно-правовых форм и экономико-правовых средств, условий, создающих благоприятную среду для реализации стратегических планов и проектов, осуществление возложенных на государственных служащих обязанностей влияет на работу всего государственного аппарата, обеспечение, соблюдение, исполнение, практическую реализацию, защиту и охрану прав граждан.
Одной из общих обязанностей госслужащих является соблюдение ограничений, связанных с госслужбой. Основные такие ограничения закреплены в ст. 22 Закона «О госслужбе».
Отметим, что обязанностью является и неисполнение неправомерного поручения. Так, при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению государственного служащего, неправомерным, государственный служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме.
Для должного исполнения своих обязанностей, для обеспечения эффективной деятельности госслужащих, снижения коррупции в государственных органах, повышения престижа государственной службы устанавливаются определенные социальные и материальные гарантии (гарантии оплаты труда, гарантии достойных условий труда, гарантии государственной защиты, пенсионное обеспечение, предоставление отпуска, обеспечение государственных служащих служебными жилыми помещениями и др.), что связано с осуществлением их профессиональной деятельности. Именно от уровня государственных гарантий зависит эффективность государственного управления, а отсюда следует и уровень развития общества в целом.
1 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2 О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З, с измен. и доп. от 23 июля 2019 г., № 231-З [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3 Трудовой кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июн. 1999 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4 Старостин, С.А., Ведяшкин, С.В Круглый стол «Административные реформы как средство преобразований в обществе» / С.А. Саростин, С.В. Ведяшкин // Административное право и процесс. – 2019. –№ 3. – С. 74–78.
5 Куракин, А.В. Административные запреты и проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной службы/ А.В. Куракин // Российская юстиция. – 2008. – № 4. - С. 33–38.
6 Охотский, Е.В. Правовой статус государственного служащего / Е.В. Охотский // Государство и право. – 2013. – № 9. – С. 17–26.
7 Сванидзе Г.К. Административно-правовой статус служащих: дис. канд. юрид. наук. М., 2010. – 194 с.
8 Крамник, А. Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право / А. Н. Крамник – Минск : Тесей, 2018. – 672 с.
9 Чуприс, О. А. Теоретические проблемы правового регулирования государственной службы Республики Беларусь : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.14 / О. А. Чуприс. – Минск : БГУ, 2015. – 48 с.
10 Кеник, К.И. Государственная служба [Электронный ресурс]/ К.И.Кеник // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
11 Дегонский, С. Ю. Служба в Республике Беларусь : понятие, правовые основы / С. Ю. Дегонский // Вестник Московского университета. 2016. – № 2. – С. 18–21.
12 Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Минск : Дикта, 2004. – 415 с.
13 Геврасева, А. П. Государственная служба и кадровое обеспечение государственного управления : конспект лекций / А. П. Геврасева. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 95 с.
14 Ноздрачев, А. Ф. Государственная служба : учебник / А. Ф. Ноздрачев. – М. : Статут, 1999. – 592 с.
15 Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления : учебник / Г. В. Атаманчук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Омега-Л, 2013. – 525 с.
16 Агапов, А.Б. Административное законодательство и публичные правоограничения / Агапов А.Б. // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 10. –С. 74–79.
17 Герменчук, В. Государственная служба : традиции и современность / В. Герменчук // Банкаýскi веснiк. – 2012. – №. 10 (555). – С. 51-56.
18 Трегубова, Е.В. Административные запреты и административные ограничения: соотношение понятий / Е.В. Трегубова // Административное и муниципальное право. – 2010. – № 11. – С. 75–81.
19 Козбаненко, В.А. Правовой статус государственных служащих: структура и содержание / В.А. Козабенко. – М.: Ин-т повышения квалификации гос. служащих, 2003. – 155 с.
20 Костенков, М.В., Куракин, А.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы / М.В. Костенков, А.В. Куракин. – М. : Юнити-Дана ; Закон и право, 2010. – 127 с.
21 Манохин, В.М. Служба и служащий в Российской Федерации / В.М. Манохин. – М.: Юристъ, 1997. – 296 c.
22 Старилов, Ю.Н. Служебное право: учебник / Ю.Н. Старилов. – М.: БЕК, 1996. – 698 c.
23 Старостин, С.А., Ведяшкин, С.В., Илюшин, А.В. Круглый стол «Административные реформы как средство преобразований в обществе» / С.А. Старостин, С.В. Ведяшкин, А.В. Илюшкин // Административное право и процесс. – 2019. – № 3. – С. 74–78.
24 Куракин, А.В. Административные запреты и проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной службы / А.В. Куракин // Российская юстиция. – 2008. – № 4. – С. 33–38.
25 Кривоносов, Д.А. Административные запреты в системе государственной службы Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук / Д.А. Кривоносов. – М., 2009. – 26 с.
26 Охотский, Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации / Е.В. Охотский // Государство и право. – 2003. – № 9. – С. 17–26.
27 Сванидзе, Г.К. Административно-правовой статус служащих таможенных органов: дис. канд. юрид. наук / Г.К. Сванидзе. – М., 2010. – 194 с.
28 Приходько, И.М. Роль юридических ограничений в осуществлении правовой политики в России / И.М. Приходько // Правоведение. – 1997. – № 4. – С. 156–157.
29 Фаткуллин, Ф.Н. Проблемы теории государства и права / Ф.Н. Фаткуллин. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. – 336 c.
30 Братко, А.Г. Запреты в советском праве / А.Г. Братко. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979. – 92 c.
31 Хабибулина, О.В. К вопросу о видах запретов для государственных служащих / О.В. Хабибулина // Административное право и процесс. – 2016. – № 3. – С. 24–31.
32 Артемьев, А.М. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение / А.М. Артемьев. – М.: ун-т МВД, 2008. – 373 c.
33 Нагорных, Р.В. Административно-правовое регулирование государственной службы в правоохранительной сфере : автореф. дис. д-ра юрид. наук / Р.В. Нагорных. – М., 2017. – 40 с.
34 Старилов, Ю. Н. Административное право ― на уровень правового государства / Ю. Н. Старилов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 120 с.
35 Бахрах, Д. Н. Государственная служба : основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д. Н. Бахрах // Государство и право – 1996. – №12. – С. 10-18.
36 Катаева, В. И. Государственная служба как специфическая сфера деятельности государственных служащих в системе государственного управления / В. И. Катаева, А. Б. Родионова // Материалы ивановских учений. – 2016. – № 1 (6). – С. 108-113.
37 Василевич, Г. А. Конституционное право: учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
38 Варонько, Е. В. Некоторые аспекты административно-правового регулирования государственной службы Республики Беларусь / Е. В. Варонько // Управление в социальных и экономических системах. – 2017. – № 26. – С. 97-98.
39 Об определении перечня заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей на государственной службе: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2003 г., № 1250 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
40 Шока, В. С. Пути совершенствования законодательства, регулирующего государственную службу Республики Беларусь / В. С. Шока // Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции : сб. науч. тр. По итогам международной научно-практической конференции. ― Воронеж, 2016. – С. 28-30.
41 Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации : учебное пособие / Д. М. Овсянко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 296 с.
42 Герменчук, В. В. Борьба с коррупцией в Сингапуре: слагаемые успеха / В. В. Герменчук // Банковский вестник. – 2011. – № 10 (555). – С. 62-67.
43 Рассолова, Е. Ш. Ограничения прав и свобод человека и гражданина: конституционно-правовое исследование : автореф. дис. канд. юрид. наук / Е. Ш. Рассолова. – М.: Норма, 2009. – 31 с.
44 Игнатов, В. Г. Организация государственной службы / В. Г. Игнатов, Е. В. Охотский, А. В. Понеделков. – Ростов н/д : Изд–во СКАГС, 2016. – 659 с.
45 Братановский, С. Н. Административное право : учебник / С. Н. Братановский. – М.: Директ-Медиа, 2016. – 921 с.
46 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 года: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
47 Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Минск : Дикта, 2015. – 415 с.
48 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
49 Корнейчук, Г. А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда / Г. А. Корнейчук. – М.: Альфа-Пресс, 2016. – 159 с.
50 Малько, А. В. Стимулы и ограничения в праве / А. В. Малько. – М.: Юрайт, 2013. – 575 с.
51 Назаренко, Н. Ю. Государственная служба Российской Федерации / Н. Ю. Назаренко. – М. : Экзамен, 2017. – 388 с.
52 Комаровский, В. С. Реформирование государственной службы: проблемы и перспективы решения задач первого этапа / В. С. Комаровский // Социология власти. – 2013. – № 5. – С. 13-18.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты