ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1 Анализ культуроведческих подходов к обучению иностранному языку как средству межкультурной коммуникации
2.2 Методические принципы обучения учащихся речевому этикету в контексте подготовки к межкультурной коммуникации
2.3 Комплекс проблемных культуроведческихупражнений по обучению учащихся IIступени общего среднего образования речевому этикету
2.4 Пробная проверка эффективности комплекса проблемных культуроведческих заданий по обучению учащихся речевому этикету
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1 Анализ культуроведческих подходов к обучению иностранному языку как средству межкультурной коммуникации
В процессе обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации используется целый комплекс культуроведческих подходов: лингвострановедческий, этнолингвистический, социолингвистический, лингвокультурный. Опишем данные подходы.
Лингвострановедческий подход направлен в основном на изучение лексики, в которой проявляются продукты национальной культуры. По мнению некоторых методистов, применение на занятиях лингвострановедческого аспекта благотворно сказывается на учащихся. Посредством лингвострановедения можно повысить познавательную активность учащихся, обеспечить приобщение к культуре изучаемого языка, что позволит реализовать поставленные цели и задачи перед преподавателем в образовательном стандарте.
При внедрении лингвострановедческого аспекта в образовательный процесс необходимы соответствующие средства, например, подлинные литературные произведения, предметы из окружающей действительности, которые способствуют созданию языковой среды.
2.2 Методические принципы обучения учащихся речевому этикету в контексте подготовки к межкультурной коммуникации
Обучение речевому этикету как компоненту культуры страны изучаемого языка включает целый ряд аспектов, каждый из которых значим практически: познавательный аспект влияет на мотивацию, развивающий облегчает овладение, воспитательный способствует и тому, и другому и т.д.
Содержательная сторона образовательного процесса направлена на развитие учащихся, формирование их собственного мировидения разных культур в их непрерывной диалогичности. Учащиеся осознанно и самостоятельно используют языковые и речевые средства, что делает обучение по-настоящему продуктивным и интересным.
Учащиеся способны выражать желание, мнение, чувства, требование, просьбу, принять участие в ролевых играх и т.п. Речь в естественных условиях прогнозируется, программируется и осуществляется на базе ситуации. Часто учащиеся безошибочно владеют каким-то языковым материалом в так называемых подготовительных упражнениях, но оказывается беспомощными, когда его нужно использовать в процессе общения. Поэтому успех обучения зависит от того, насколько эффективно используются навыки, способные к переносу.
На уроках английского языка создается речевая ситуация, которая обеспечивает потребность учащихся в речевом общении и побуждает выражению мысли и использованию при этом определенного языкового материала (этикетных формул). Учебные ситуации создаются с помощью средств наглядности. Учащиеся организуют с учебной целью общение между собой, отражая в своей речи предложенную ситуацию, или мысленно вписывая себя в ситуацию смоделированной с помощью наглядности, разыгрывая предложенные роли.
2.3 Комплекс проблемных культуроведческихупражнений по обучению учащихся IIступени общего среднего образования речевому этикету
На основании проведенного анализа литературы мы разработали комплекс проблемных культуроведческих упражнений по обучению учащихся речевому этикету.
Целью обучения речевому этикету на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащимся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения. Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия. Однако навыки речевого этикета, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать упражнения, направленные главным образом на развитие навыков речевого этикета.
Для обучения речевому этикету на уроках английского языка нами был разработан комплекс проблемных культуроведческих упражнений для 7 класса, где система коммуникативных упражнений, направлена на изучение и применение этикетных фраз и реплик в различных ситуациях.
2.4 Пробная проверка эффективности комплекса проблемных культуроведческих заданий по обучению учащихся речевому этикету
Далее мы провели пробную проверку эффективности комплекса проблемных культуроведческих заданий для обучения учащихся речевому этикету.
С целью выявления уровня сформированности речевого этикета была проведена пробная проверка.
В пробном обучении приняли участие учащиеся 7 класса ГУО «№ 9 г. Минска» в количестве 26 человек. Эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня сформированности умений речевого этикета школьников.
Исследовательская работа осуществлялась с опорой на имеющиеся в науке общенаучные и конкретно-научные принципы:
Принцип диалога культур - необходимость анализа аутентичного и частично-аутентичного культуроведческого материала с целью его использования в качестве дидактического наполнения при моделировании учебных программ и учебно-методических комплексов по иностранному языку по принципу расширения круга изучаемых культур от этнических/суперэтнических, социальных субкультур к геополитическим маркированным регионально-континентальным культурам, к цивилизационным пластам и их отражению на мировой культуре;
Принцип доминирования проблемных заданий культуроведческого характера – применение таких заданий, как поисково-игровые и исследовательские проекты, анализ, обсуждение и решение проблемных ситуаций в рамках «круглого стола», тематических дискуссий, деловых игр, «мозгового штурма».