Местное самоуправление как элемент демократического устройства государства
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Местное самоуправление как элемент демократического устройства государства»
по дисциплине: «Международное право»
2020
251.00 BYN
Местное самоуправление как элемент демократического устройства государства
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Международное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА
1.1 Модели и теории местного самоуправления
1.2 История развития местного самоуправления в Республике Беларусь
1.3 Самоуправление и демократия
2 ГЛАВА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
2.1 Понятие и признаки гражданского общества
2.2 Местное самоуправление как элемент гражданского общества
3 ГЛАВА МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1 Формы организации местного самоуправления в странах англо-саксонской правовой семьи
3.2 Организации местного самоуправления в странах романо-германской правовой семьи
3.3 Особенности конституционной модели местного самоуправления в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы во многих странах мира набирает силу местное самоуправление, которое становится реальным фактором общественного развития. Значительное распространение получили, в частности, всевозможные объединения граждан по месту жительства, обеспечивающие их прямой доступ к решению текущих проблем данной административно-территориальной единицы, проведение местных референдумов, по наиболее важным вопросам жизни населения.
Важную роль в осуществлении местного самоуправления принадлежит органам местного самоуправления, это форма представительной демократии, посредством которой население реализует свою власть, закрепленную на конструкционном уровне. Отмечу, что в начале 80-х годов в европейских странах самоуправление стало одной из самых популярных идей и одним из самых популярных политических лозунгов, что, говорит, о важности данной проблемы.
Местного самоуправления является характерной для всех стран, хотя цивилизованный мир уже накопил значительный практический опыт в решении этих вопросов. В то же время дискуссии о том, как повысить качество деятельности представительных органов власти (муниципальные собрания, советы, комитеты и пр.), соответствующих органов управления (местная администрация), местных референдумов, собраний (сходов граждан, иных форм демократизации принятия управленческих решений), а также органов территориального общественного самоуправления населения, продолжаются.
1 ГЛАВА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА
1.1 Модели и теории местного самоуправления
Исследование теорий местного самоуправления дает возможность проследить эволюционный процесс развития основных идей и выявить их значение для современного функционирования местного самоуправления. Развитие местного самоуправления исторически связано с множеством социально-политических процессов, экономических и иных факторов. Особенности местного самоуправления во многом зависят от национально-государственных традиций организации публичной власти в разных странах. Вместе с тем, многие ученые, придерживаясь различных идейно-политических взглядов, сущность политических преобразований неразрывно связывали с разработкой научных концепций местного самоуправления. Поэтому местное самоуправление находило теоретическое обоснование в идеях общественного договора, естественного права, принципа разделения властей, в политических учениях просветителей Франции, либералов Англии, реформаторов России XVII–XIX вв.
Сложная природа местного самоуправления объясняет появление множества теорий местного самоуправления, разработанных политико-правовой мыслью, зарубежных и российских авторов [18, с. 128].
Из всего многообразия, представляется необходимым выделить те из них, которые имели или могут иметь значение для Республики Беларусь.
Таким образом, в рамках рассматриваемой статьи выделим: теорию свободной общины, представителями которой являются: М. Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер; общественно-хозяйственную теорию, (О. Ресслер, Р. Моль, В. Н. Лешков, А. И. Васильчиков; государственную теорию, ее представители: Р. Гнейст и Л. Штейн, Н. И. Лазаревский, А. Д. Градовский; юридическую теорию, основоположники Л. Штейн и Р. Гнейст; теорию дуализма (Б. Н. Чичерин, Т. Маунц, О. Зеевальд). В рамках научной статьи дадим краткий анализ основных теорий.
Теория свободной общины. В теории свободной общины XVIII–XIX веков нашли отражение идеи естественного права. Основная идея теории – неприкосновенность прав общин. С точки зрения данной теории, к трем признанным конституционным властям, следует присоединить и четвертую – общинную власть. Община наделена правом самостоятельности и независимости от центральной власти на существование по самой своей природе, при чем государство не создает общину, а лишь поддерживает ее. Следовательно, можно сделать выводы:
а) перечень общинных дел отличен от государственных;
б) община рассматривается, как субъект принадлежащих ей прав, а государство не вмешивается в дела общины;
в) должностные лица самоуправления являются общинными субъектами, а не государственными. Они представляют общество, а не государство;
г) для общины характерно свойство традиционности. Оно рассматривается в данной теории, как основное условие успешного функционирования системы местного самоуправления.
Достоинство этой теории состоит в том, что в качестве субъектов самоуправления рассматриваются не органы государственной власти, а местные сообщества, сами люди, составляющие население «свободной муниципации». Местное самоуправление в данном случае, не просто форма децентрализации государственной власти, а способ самоорганизации жителей соответствующей территории [18, с. 129].
Теория свободных общин подвергалась критике российскими учеными – Н. И. Лазаревским, В. П. Безобразовым и другими. Они подчеркивали несостоятельность теории свободной общины.
2 ГЛАВА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
2.1 Понятие и признаки гражданского общества
Гражданское общество – общество, в котором развиты культурные, экономические, политические и правовые отношения, это общество, которое не зависит от государства, но в то же время взаимодействующее. Это общество граждан, высокоразвитых в культурном, политическом и моральном плане, создающих вместе с государством правовые взаимоотношения [54, с. 66].
Гражданское общество – идеал и состояние, в котором общество постановило своей целью создание гражданского общества, процесс создания которого фактически бесконечен.
Гражданское общество формируется, опираясь на три основания – человека, власть и коллектив. В самой идее гражданского общества определено непрерывное, бесконечное развитие и продвижения к все более и более развитому обществу. Согласно Руссо, это развитие определяется следующим образом: «движение к гражданственности, естественности и цивилизованности» [59, с. 72].
Провозглашение и закрепление прав и свобод человека и гражданина является основой разграничения гражданского общества, но в то же время права и свободы граждан являются связующим звеном, которое объединяет государство с гражданским обществом.
Граждане используют свои права для влияния на государство и осуществление контроля за его деятельностью. В то же время государство влияет на граждан и контролирует их деятельность.
Таким образом эти два элемента сосуществуют друг с другом, препятствую поглощению одним элементом другого.
Развитость демократии в государстве, ее проявление в разных сферах жизни, легитимность власти, ее направленность на благо граждан, развитие структур гражданского общества, зависимость общества от закона.
2.2 Местное самоуправление как элемент гражданского общества
Взаимодействие между гражданским обществом и государством в разных странах очень сильно различается. Чаще всего оно заключается в реальном разделении властей, демократических законах, политическом плюрализме, реально существующей оппозиции. Чаще всего эти возможности лучше всего реализованы в государствах с демократическим режимом, в которых гражданское общество является основой стабильности в государстве. Государство может влиять на гражданское общество при помощи следующих мер:
– Законотворчества. Законотворчество позволяет обеспечить гражданам их права и свободы
– Предоставления гарантий реализации прав и свобод человека
– Проведения мероприятий по развитию доверительных отношений между гражданами и государством.
Гражданское общество может влиять на государство при помощи следующих рычагов:
– Образование противовесов правящим элитам в виде контрэлит, независимых организаций, СМИ.
Следовательно, государство и гражданское общество взаимодействуют в тот момент, когда социальные группы, представляющие из себя некую форму гражданского общество, создают государство.
3 ГЛАВА МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1 Формы организации местного самоуправления в странах англо-саксонской правовой семьи
Местное самоуправление как самостоятельный институт формировалось в ходе исторического развития. Причем в разных странах с учётом территориальных, национальных, исторических и других условий складывались разные системы местного самоуправления.
На основании некоторых различий, в современной научной литературе выделяют две самые крупные модели: англосаксонская и континентальная. Эти системы не являются единственными, так, некоторые авторы отмечают иберийскую, гибридную и советскую модель местного самоуправления.
Более распространенной считается англосаксонская модель. Англосаксонская модель возникла в Великобритании и позже получила свое распространение во многих других странах, например, в Австралии, Канаде и США.
Муниципалитеты, согласно англосаксонской модели, являются автономными образованиями, которые осуществляют власть, возложенную на них государством (именно поэтому англосаксонскую систему иногда называют автономной). В Великобритании, полномочия муниципальным образованиям передаются парламентом страны, а в США – штатами [5].
Все полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления, регламентируются конкретными нормативно-правовыми актами. Каждая административно-территориальная единица в пределах закона и под свою ответственность решает вопросы, не входящие в компетенции государства. Основным признаком данной модели является отсутствие на местном уровне представителей правительства, то есть чиновников, которые бы контролировали местные органы власти. Такой контроль осуществляется через центральные министерства, судебную систему,3 также используются финансовые ревизии и инспектирование.
В частности, каждый штат в США имеет собственную полицию, а в самих муниципальных образованиях есть свои шерифы, а контроль за деятельностью местных органов в Великобритании осуществляют целый ряд министерств и ведомств.
Еще одной особенностью такой модели местного самоуправления является выборность местных органов управления. Они формируются населением и ответственны перед ним, то есть, можно сказать, что население осуществляет надзор за органами местного самоуправления, возможно, это и предопределило отсутствие специальных государственных органов, контролирующих деятельность местных органов власти.
В англосаксонской системе местного самоуправления отсутствует иерархия, предполагающая подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Каждая административно-территориальная единица живет по своим законам и обычаям, которые не должны нарушать общегосударственное законодательство.
Также, к отличительному признаку англосаксонской модели можно отнести невозможность участия органов местного самоуправления в осуществлении власти на национальном уровне, что очень часто практикуется, например, во Франции, когда муниципалитеты участвуют в выборах сената.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, по итогам проведенного в рамках данной дипломной работы исследования необходимо заключить, что цели и задачи работы, установленные во введении, можно выделить следующие выводы:
1. Анализ теорий местного самоуправления подтверждает, что в разных странах, вопросы местного самоуправления вызывали общественный интерес и до настоящего времени продолжают оставаться чрезвычайно актуальными.
Большинство ученых едины во мнении, что генезис теорий местного самоуправления определяется в первую очередь отношением между государственной и муниципальной властью. Практическое значение теорий местного самоуправления велико. Современные федеральные программы и стратегии устойчивого развития, закрепляя перспективы развития местного самоуправления, основываются не на противопоставлении этого института государству, а тесном взаимодействии их друг с другом.
Стабильность государству придает разумное сочетание государственных и самоуправляемых начал. Поэтому вопрос научного обоснования и выработки концепции развития местного самоуправления на основе теорий, продолжает оставаться актуальным.
2. Местное самоуправление в Беларуси прошло долгий путь развития. Время и оригинальность той или иной истории явно повлияли на местное самоуправление. В советский период своего развития местные советы представляли собой органы местного самоуправления БССР, обладали несомненными положительными качествами, решали важнейшие вопросы местной жизни и, в то же время, играли в основном декоративную роль, которую создавали местные советники.
1. Абрамчик, В. А. Сущностная и содержательная характеристика экономической основы местного управления и самоуправления / В.А. Абрамчик // Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы и перспективы развития. – Гродно : ГрГУ, 2009. – C. 3-5.
2. Белявцева, Д. В. Концепты регионализма и регионализации в политической теории / Д. В. Белявцева // Весци Беларускага дзяржаунага педагагичнага универсд. тэта. Серыя 2, Псторыя. Филасофия. Палиталогия. Сацыялогия. Эканомика. Культуралогия. – 2018. – № 3. – С. 11-18.
3. Березина, Н.С., Широкая Е.И. Местная исполнительная власть: формирование организационной структуры / Н.С. Березина / Проблемы управления (РБ). – 2007. – №2. – С. 84-90.
4. Богдан, Е.Е. Пути модернизации местного самоуправления в Республике Беларусь на базовом уровне / Е.Е. Богдан / Академия управления при Президенте Республики Беларусь (Минск). Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – Вып. 7. – С. 19-28.
5. Бубличенко Н.В. и др. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах / Н.В. Бубличенко, М.В. Глигич-Золотарева, Н.И. Лукьянова, К.С. Кирюхин, С.Н. Гуринов, В.П. Славянская, А.С. Усик, А.С. Тургиева, В.В. Буланов // Аналитический вестник. – 2014. – № 9 (527).
6. Булавко, В.Г. Некоторые проблемы местного самоуправления: дискуссионные аспекты / В.Г. Булавко / Проблемы управления (РБ). – 2011. – №1. – С. 20-23.
7. Ленин, В.И. КПСС о работе Советов: сб. / под общ. ред. К.У. Черненко. / В.И. Ленин – М.: Политиздат, 1979. – С. 454–465.
8. Василевич, Г. А. Особенности местного самоуправления в Республике Беларусь и некоторые направления его развития / Г. А. Василевич // Проблемы управления. – 2018. – №4. – С. 11-15.
9. Василевич, Г. А. Роль органов местного самоуправления в противодействии коррупции/Г. А. Василевич // Проблемы управления. – 2017, – № 1. – С. 21-27
10. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич – Мн.: Книжный дом, 2010 – 768 с.
11. Ведомости Съезда народ. депутатов СССР и Верхов. Совета СССР. – 1990. – № 16. – Ст. 276.
12. Веленто, Л.И., Сафаревич Д.З. Феномен местного самоуправления Беларуси в свете европейских стандартов / Л.И. Веленто / Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в Европейское и мировое правовое пространство: материалы международной научной конференции (26-27 октября 2001 г.) / под редакцией Н.В. Сильченко. – Гродно: ГрГУ, 2002. – С. 238-241.
13. Гавриленко, В.Г. Местное управление и самоуправление / В.Г. Гавриленко – Мн.: Право и экономика, 2005. – 163 с.
14. Галас, М, Л. Институционализация идеи общественного регулирования государственности в российских земских организациях в первой трети XX в. / М. Л. Галас // Вопросы истории, – 2019. – 1 8. – С. 8-28.
15. Гарбуз, А.В. поиске оптимальной модели: эффективное взаимодействие между республиканскими и местными органами управления и самоуправления как фактор устойчивого развития Республики Беларусь / А.В. Гарбуз / Беларуская думка. – 2010. – № 6. – С. 106-109
16. Гарбуз, А.А. Зарубежный опыт функционирования местного управления и самоуправления: перспективы внедрения в Республике Беларусь / А.А. Гарбуз / Право, by. – 2010. – № 3. – С. 15-19
17. Гончаров, Е.М. Принципы взаимоотношений центральных государственных органов и органов местного самоуправления / Е.М. Гончаров / Развитие и перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов: материалы Международной научно-практической конференции, 16-17 июня 2005 г., Минск / ответственный редактор Г.А. Василевич. – Минск: Издательский центр БГУ, 2005. – С. 118-119.
18. Горохов, В.А. От «советского» к «европейскому» или от «неэффективного» к «эффективному»? Демократический транзит и местное самоуправление в странах Центральной и Восточной Европы (Обзор) / В.А. Горохов / Политическая наука. – 2008. – №3. – С. 126-129.
19. Демичев Д.М. Местное управление и самоуправление: теория, история и современность / Д.М. Демичев // Местное управление и самоуправление: история и современность. – Минск: БГЭУ, 2009. – С. 3-16.
20. Дорина, Е. Б. Формирование института местного управления и самоуправления: национальные особенности и зарубежная практика / Е. Б. Дорина, И. Н. Русак // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / редкол.: В, Н. Шимов [и др.]. – Минск, 2016 Вып. 9. – С. 99-105.
21. Евдокимов, В. Б. Особенности местного самоуправления в Дании /В. Б. Евдокимов // Российская юстиция. – 2014. – № 8. – С. 13-16
22. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №36. – Ст. 4466.
23. Егоров, А.В. Решения органов местного управления и самоуправления в типологической характеристике национальной системы права / А.В. Егоров // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2010. – №4. – С. 198-203.
24. Егорова, М.О. Реформирование местного управления и самоуправления как составная часть процесса планирования устойчивого развития / М.О. Егорова / Материалы конференции по устойчивому развитию населенных пунктов и территорий: сборник докладов, Минск, 25-26 ноября 1998 г. – Минск, 1998. – С. 68-73.
25. Еллинек, Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. – СПб., 1908. – 479 с.
26. Емельянов, Н.А. Становление местного самоуправления: конституционные нормы и реальность / Н.А. Емельянов. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014.
27. Завадский А. Местное самоуправление в конституциях Беларуси и России (сравнительный анализ) // Вестник самоуправления. – 2004. – №1. – С. 15-20.
28. Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 №1083 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H11000108. – Минск. – 2020.
29. Идеологическое сопровождение выборов в местные Советы депутатов 28-го созыва / [главное управление идеологической работы МВД] // На страже. – 2018. – С. 78.
30. Избирательный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 февраля 2000 г. №370–З: принят Палатой представителей 24 января 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 июня 2015 г. –З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 06.06.2015, 2/2266.
31. Исполнительные органы местного самоуправления Республики Беларусь // Местное самоуправление в Беларуси / под научной редакцией И.П. Сидорчук. – Минск: «Тонпик», 2007. – С. 127-135.
32. Каминская, Н. В. Перспективы становления европейской системы местного и регионального самоуправления / Каминская H. В, // Право и политика. – 2015. – № 2. – С. 227-241.
33. Карач О.С. Сравнительный анализ принципов формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Беларусь и странах Европейского союза / О.С. Карач // Местное управление и самоуправление: история и современность. – Минск: БГЭУ, 2009. – С. 83-84.
34. Карпович, H. А. Конституционные основы местного самоуправления в Республике Беларусь / н. А, Карпович // Проблемы управления. – 2017. – № 1, – С. 39-47
35. Кодабович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодабович, В.А. Круглов – Мн.: Амалфея, 2007. – 528 с.
36. Кодавбович В.А. Местное самоуправление в Беларуси: история, опыт, теория // Современный политический процесс в Беларуси и перспективы его развития. Материалы межд. науч. конф. (26-27 мая 1994 г.): В 2 ч. Ч. 1. – Мн.: БГЭУ, 1994. – С. 87-91.
37. Колесникова Е.В. Конституционное право зарубежных стран. М.: МГАП, 2011.
38. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. Пособие. М.:Инфотропик Медиа, 2012.
39. Конституция Белорусской ССР 1978 г. // Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. – М.: Юрид. лит-ра, 1978. – С. 144.
40. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. – 10–е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
41. Коркунов, Н.М. Русское государственное право / Н.М. Коркунов. – СПб., 1909. – Т. 2. – С. 494.
42. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь. Практикум: учебное пособие / А.И. Курак, А.А. Подупейко, Министерство Внутренних Дел Республики Беларусь, Академия МВД – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2007. – 280 с.
43. Курак, А.И. Конституционное право: курс лекций / А.И. Курак, А.В. Марыснин – Мн.: Акакдемия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 291 с.
44. Ленин, В.И. Десять тезисов о Советской власти / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. – Изд. пятое. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1969. – Т. 36. – С. 72.
45. Ленин, В.И. Рабочим, солдатам и крестьянам / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. – Изд. пятое. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1974. – Т. 35. – С. 11.
46. Ленин, В.И. Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата (4 марта) / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. – Изд. пятое. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1969. – Т. 37. – С. 500.
47. Лукашенко, А. Г. Когда народ един, он непобедим. О служении народу / А. Г. Лукашенко // Советская Россия. – 2015. – 14 ноября. – № 127 (14222). – С. 1.
48. Малиновский, Н.Л. Изучение генезиса местного самоуправления на территории Беларуси в контексте совершенствования этого института в Республике Беларусь / Н.Л. Малиновский // Местное управление и самоуправление: история и современность. – Минск: БГЭУ, 2009. – С. 93-94.
49. Мархотко, Е.И. Проблемы совершенствования основных форм и моделей организации местного управления и самоуправления в Республике Беларусь / Е.И. Мархотко / Проблемы управления (РБ). – 2008. – №1. – С. 106-109.
50. Маскевич, Г. I. Мясцовае сялянскае кiраванне у Беларусi у 1860-я-1890-я гг.: структура, функцiя, нефармальныя стасункл. / Ганна Маскевач // Беларуски глхтарычны часопис. – 2013, – № 2. – С. 13-21
51. Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. / Т.С. Масловская. – 3–е изд., перераб. Мн.: ТетраСистемс, 2009. – 224 с.
52. Местное самоуправление в Беларуси / Кивель В.Н., Фатеев В.С., Сидорчук В.К. и др.; редактор Сидорчук И.П.; Просветительское общественное объединение «Фонд имени Льва Сапеги». – Минск: Тонпик, 2007. – 416 с.
53. Мурашко, О.Л. Местное самоуправление как территориальная организация публичной власти и его правовая природа / О.Л. Мурашко / Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2003. – №2. – С. 65-68.
54. Никитина, М.А. Развитие местного самоуправления в Республике Беларусь / М.А. Никитина / Гуманитарно-экономический вестник. – 2002. – №2. – С. 75-83.
55. Новосяд, В. Развитие местного самоуправления в Республике Беларусь /В. Новосяд / Вестник самоуправления. – 2007. – №2. – С. 2-5.
56. Нольде, Б.Э. Очерки русского государственного права / Б.Э. Нольде, проф. С.-Петерб. политехн. ин-та имп. Петра Великого. – СПб.: Тип. «Правда», 1911. – С. 261–262.
57. Нормативные акты. Европейская Хартия о местном самоуправлении // Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения / В.А. Ясюнас. – М., 1997. – С. 25.
58. Панкевич, Н. В. Местное самоуправление в системе организации государственной власти / Н. В. Панкевич // Полис. Политические исследования, – 2016, – № 2. – С. 62-77
59. Постовой, И.В. Местное самоуправление / И.В. Постовой. – М., 1995. − С. 8–45.
60. Прокопов, А. А. Сущность местного самоуправления // Приоритеты интеллектуальной элиты в развитии мировой цивилизации : материалы межвузовской науч. теор. конференции, 26 апреля 2013 г., г. Минск / редкол. : А. Н. Алпеев и др. ; ЧОУ «Международный гуманитарно-экономический институт». – Минск: Веды, 2013. – 487 с.
61. Пшенко, А. Г., Кучумов, Д. Л. Местное самоуправление как форма реализации демократии в Республике Беларусь (политико-правовой аспект) / А. Г. Пшенко, Д. Л. Кучумов / Точки роста в Евразийском экономическом союзе: бизнес, инвестиции, инновации : сб. материалов международной науч. практ. конференции 26–27 марта 2015 г., г. Архангельск : в 2 ч. Ч 2. – Архангельск : Институт управления, 2015. – С. 45-50.
62. Совершенствование системы местного управления и самоуправления // Концептуальные положения регионального развития Республики Беларусь до 2015 года. – Минск: Право и экономика, 2009. – С. 56-67.
63. Субочев, Н. С. О состоянии и перспективах местного самоуправления в современной России / Н. С. Субочев, А. Н. Фомин // Социально-гуманитарные знания. – 2017. – № 6. – С. 240-247
64. Черкасов, И. Г. Полномочия губернатора в сфере местного самоуправления России во второй половине XIX в. / Чапайкина Ирина Геннадьевна // История государства и права. – 2017. – № 11. – С. 43-48
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты