Экскурсионное сопровождение иностранных студентов
Республиканский институт высшей школы БГУ
Диплом
на тему: «Экскурсионное сопровождение иностранных студентов»
по дисциплине: «Экскурсоведение»
2020
251.00 BYN
Экскурсионное сопровождение иностранных студентов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экскурсоведение
Организация: БГУИР, ВУЗ (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Технологическая карта экскурсии.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
1.1 Направления адаптации иностранных студентов первого курса БГУИР
1.2 Экскурсия как средство адаптации иностранных студентов
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО МИНСКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ БГУИР
2.1 Содержание обзорной экскурсии
2.2 Разработка маршрута экскурсии
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО МИНСКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ БГУИР
3.1 Особенности обзорной экскурсии
3.2 Этапы подготовки и проведения экскурсии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что очевидной тенденцией последних десятилетий является интернационализация образования, которая находит выражение в международных образовательных проектах, сотрудничестве учебных заведений и увеличении числа иностранных студентов. Большинство стран, актуализировавших значимость экспорта образовательных услуг, получили результат в виде роста количества иностранных абитуриентов. Не стала исключением и Республика Беларусь, где в последнее десятилетие ежегодно увеличивается количество студентов из-за рубежа.
Для самих иностранных студентов обучение за границей имеет и достоинства, и недостатки. С одной стороны, оно включает получение международного диплома, уверенное владение вторым языком и опыт межкультурного общения. С другой стороны, определенную сложность вызывает необходимость адаптации к новой среде.
Особое место в смягчении адаптационных процессов для иностранных студентов отводится внеурочной, внеаудиторной деятельности. Она включает в себя разнообразные формы работы: внеаудиторная учебная работа, культурно-массовая и спортивная работа - все это создает благоприятный психологический климат в учебной группе, отношения сотрудничества между студентами. Следует отметить, что все студенты-иностранцы знакомятся с большим интересом с особенностями жизни, уклада, традиций в нашей стране.
Положительные результаты в работе по адаптации имеют и экскурсии. Живое общение, эмоции, узнавание каких-то общих моральных и эстетических ценностей играют столь сильную роль, что другая культура постепенно перестает быть чужой, неинтересной. Известно, что культурно-историческая осведомленность студента является обязательным условием адекватного владения языком. Иностранный студент, приезжая в нашу страну, проявляет интерес к ее традициям и обычаям, стремится поскорее познать основные культурные ценности, понять их истоки в истории русского народа. Он осознает необходимость изучить город, в котором он будет жить и учиться, постараться понять нравы и обычаи его жителей.
Любая экскурсия, проводимая в рамках учебного процесса, направлена на приобретение новых знаний в условиях максимальной наглядности, то есть в ходе непосредственного наблюдения предметов и явлений. Во время экскурсии студенты имеют возможность совершенствовать свою речевую культуру, развивать и демонстрировать творческие способности в новой языковой ситуации. Помимо образовательных, перед экскурсией ставятся и не менее важные задачи - воспитательные. Внеаудиторное занятие подобного рода оказывает положительное влияние на личность студента, способствует формированию собственного суждения о представляемом в ходе экскурсии объекте культуры.
Экскурсии не только помогают иностранным студентам расширять их кругозор, но и способствуют развитию у них чувства эстетического восприятия окружающего мира, формируют позитивное отношение к нашей стране.
ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
1.1 Направления адаптации иностранных студентов первого курса БГУИР
Согласно пониманию К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьева, А. К. Болотовой, Л. Пельцманна «адаптацию в широком смысле трактуют как процесс приспособления деятельности человека в изменившихся условиях существования, как процесс активного взаимодействия личности и среды, активного приспособления к индивидуальным условиям жизнедеятельности, осуществляемым в пространстве и во времени. Характер адаптационных приспособлений, их временные пределы и этапы связаны, прежде всего, с развитием субъективного чувства времени, адекватными временными восприятиями, а также со стилем и способами организации жизнедеятельности человека в соответствии с временными типологиями индивидуальности» [2, c.56; 20, c.48].
Согласно имеющимся теоретическим концепциям Г. Селье «зачастую систему адаптационных реакций вызывают стрессогенные воздействия, различно протекающие во времени» [22, c.124].
Выделяются три фазы развития адаптационного синдрома:
1) возникновение тревоги, вызывающей мобилизацию сил для оказания сопротивления;
2) развитие сопротивления организма и различные копинг-стратегии;
3) истощение приспособительных возможностей организма.
Термин «адаптация» интерпретируется как приспособленность (поддержание основных параметров) системы при изменении условий окружающей среды [1, c.61].
Возможность его самореализации, идентификации и раскрытия творческого потенциала напрямую зависит от процесса адаптации человека. Приспосабливаясь, человек вступает в совершенно новые общественные отношения, и если они достаточно сильны, то цели, которые человек ставит перед собой, приспосабливаясь, будут реализовываться более успешно.
Однако адаптация – это не только зависимость и общение: это более глубокий процесс. Это включает в себя оценку своих способностей, соотнесение способности удовлетворять потребности с ресурсами, доступными обществу [19, c.128].
Человек зависит не только от людей и социальных институтов, которые его окружают: он также зависит от установленных норм и законов, существующих в обществе. Вступая в новую среду, он обязан их выполнять, даже если они отличаются от его мировоззрения и понимания ситуации. Только в этом случае он будет «своим», не будет отвергнут обществом. Это особенно важно, если человек долгое время стремился стать частью сообщества и, войдя в него, должен тайно согласиться с его взглядами, ценностями и нормами.
Адаптация – это постоянный процесс. Это касается человека даже тогда, когда он не планирует менять место жительства, работу. Условия окружающей среды постоянно меняются, технический прогресс и его особенности на первом месте. Все это заставляет человека адаптироваться к полноправному участнику социальных, политических, экономических и других отношений.
В связи с этим человек сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, как определить свою цель, а во-вторых, как найти смысл жизни, если реальность постоянно предлагает новые условия [4, c.25].
Процесс адаптации способствует развитию индивида, его процветанию, воспроизводству новых ценностей и вступлению в совершенно новую стадию социальной среды.
Цель адаптации, как отмечают исследователи – это развитие личности в новых социально-политических, экономических и культурных условиях.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО МИНСКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ БГУИР
2.1 Содержание обзорной экскурсии
С учетом потенциала экскурсии как средства адаптации, представляется актуальной разработка экскурсии по городу для иностранных студентов БГУИР, обучающихся на первом курсе. В связи с этим предлагаем проекта обзорной экскурсии «Прогулка по Минску».
Цель экскурсии – ввести иностранных студентов БГУИР в культурный контекст столицы Республики Беларусь.
Задачи экскурсии:
– способствовать адаптации иностранных студентов БГУИР к проживанию в г. Минске;
– познакомить с историческим и культурным контекстом города;
– развивать языковые и речевые компетенции иностранных студентов;
– способствовать культурному развитию иностранных студентов.
Ключевыми подтемами в экскурсии будут: «Минск современный», в данной подтеме ключевыми объектами будут являться: площадь Независимости, Национальная библиотека Беларуси; следующая подтема «Минск исторический», ее ключевыми объектами будут являться: привокзальная площадь, площадь свободы, Минское замчище, Троицкое предместье, проспект Независимости, здание КГБ, Главпочтамт; подтема «Память» ее ключевым объектом будет являться Остров мужества Обелиск и площадь Победы; подтема «Минск спортивный», ее ключевыми объектами является «Минск-арена», Дворец спорта, стадион Динамо.
Далее приведем краткую характеристику объектов экскурсии.
Привокзальная площадь начала формироваться в 1871–74 гг. когда были построены деревянные павильоны пассажирского вокзала Либаво-Роменской железной дороги, так называемый Виленский вокзал. В 1890 г. между деревянными постройками было возведено каменное здание вокзала.
До 1928 г. Минский железнодорожный вокзал назывался Виленским. После революции площадь носила название – «Площадь 25 октября». В 1939-40 гг. проводилась реконструкция привокзального района (арх. Б. Рубаненко).
В 1946 г. восстановлено здание вокзала, разрушенного во время Великой Отечественной войны. Современный вид привокзальной площади сложился в 1948–1956 гг.
Комплекс кварталов, расположенных напротив здания вокзала, воспринимается как парадный въезд в город со стороны железнодорожного и автобусного вокзалов. Такое восприятие усиливается двумя одиннадцатиэтажными башнями по углам пятиэтажных жилых домов, размещенных симметрично. Эти башни получили название «ворота города», «Минские ворота» и играют важную роль в силуэте города [28, c.92].
Дома были построены в стиле сталинского классицизма по проекту ленинградского архитектора Бориса Рубаненко. На одной башне расположены самые большие в республике часы, диаметр их циферблата больше 3,5 метров. Эти часы были созданы более ста лет назад в Германии и в Беларусь попали в качестве военного трофея после Великой Отечественной войны. На другой башне – герб бывшей БССР.
«Минские Ворота» построены в 1953 г. Они украшены восемью скульптурными композициями – по четыре на каждой башне. Огромные скульптуры – по 3,5 метра, установленные на 30-и метровой высоте, изображают рабочего, колхозницу, инженера и солдата. В связи с постепенным разрушением скульптур, их решили демонтировать, что и произошло в 1970-е. В настоящее время фасады домов отреставрированы. Заново установлены скульптуры. Теперь они изготовлены не из бетона, а из силумина – металла, не подверженного коррозии, достаточно жесткого, долговечного и в то же время легкого, что облегчило монтаж фигур на большой высоте [24, c.109].
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО МИНСКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ БГУИР
3.1 Особенности обзорной экскурсии
Название экскурсии «Прогулка по Минску»
Тип экскурсии: автобусная, пешеходная, историко-архитектурная.
Вид экскурсии: обзорная.
Продолжительность экскурсии: 6 часов 50 минут.
Экскурсия предназначена для иностранных студентов БГУИР.
Цель экскурсии – ввести иностранных студентов БГУИР в культурный контекст столицы Республики Беларусь.
Задачи экскурсии:
– способствовать адаптации иностранных студентов БГУИР к проживанию в г. Минске;
– познакомить с историческим и культурным контекстом города;
– развивать языковые и речевые компетенции иностранных студентов;
– способствовать культурному развитию иностранных студентов.
Общие методические указания:
– общий материал не должен преобладать над местным и быть только фоном для конкретных местных событий или личностей;
– в процессе экскурсии учитывать языковые возможности иностранных студентов.
Маршрут экскурсии: место встречи с группой (университет БГУИР) – привокзальная площадь – площадь Независимости – Проспект Независимости – Главпочтамт – здание КГБ – площадь Победы – площадь Свободы – Минское замчище – Троицкое предместье – Остров мужества и скорби – Дворец спорта – стадион Динамо – спортивный комплекс Минск-арена – Национальная библиотека Беларуси – возвращение на автобусе к зданию университета БГУИР.
Технологическая карта экскурсии представлена в приложении.
В процессе экскурсии необходимо использовать приемы показа и рассказа.
Для приема показа в данной экскурсии характерно следующее:
- Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или культуры, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.
- Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов.
- Главенствующее значение показа. Без показа не может быть экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ.
- Определяющая роль показа. В процессе данной экскурсии показ должен в большинстве случаев предшествовать рассказу. Но также показ и рассказ на некоторых объектах используются одновременно.
- Сюжетность показа. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события.
- Парадоксальность показа состоит в том, что экскурсанты в ходе показа под руководством экскурсовода смогут увидеть больше того, что они увидели бы при осмотре объекта самостоятельно. Данный парадокс представляет собой противоречие, которое состоит в том, что человек на основании образного рассказа экскурсовода «видит» объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, с первого дня пребывания в БГУИР иностранные студенты находятся в непривычной для них социокультурной, языковой и национальной среде, в которой им предстоит адаптироваться в кратчайшие сроки. Эффективная адаптация повышает качество и уровень обучения иностранных студентов, обеспечивает высокую мотивированность овладения знаниями, умениями и навыками.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в БГУИР является работа с иностранными студентами первого курса, направленная на успешную их адаптацию к новой системе обучения и проживания в новых условиях. В настоящее время в БГУИР обучаются студенты из Китая, Туркменистана, Ирака, Ирана, Ливана, Вьетнама и других стран.
Сопровождение иностранных студентов в БГУИР способствует их адаптации и представляет собой создание социальных и педагогических условий для успешного обучения, социализации и социокультурной адаптации иностранных студентов в условиях образовательного процесса. Одним из методов сопровождения иностранных студентов является проведение экскурсий.
Весьма важна роль экскурсий в знакомстве с культурой страны и городом, где иностранный студент учится. Путеводители, из которых иностранные студенты черпают информацию о стране и городе, дают зачастую устаревшую, не совсем верную, иногда даже неправильную информацию. Поэтому важно, чтобы на экскурсии они знакомились с живой, современной, настоящей жизнью города и живым современным языком.
При экскурсионном рассказе объект оживает, становится интересным и понятным, поворачивается лицом к зрителю, экскурсанты становятся участниками исторического рассказа, знакомятся с городом, понимают его, узнают. Экскурсия способствует обогащению языкового запаса, исторических знаний, культурных традиций.
Экскурсия всегда несет в себе положительные эмоции: тут и радость узнавания, когда происходит опознание объекта, известного экскурсантам по фотографиям, репродукциям, описаниям (площадь Независимости, проспект Независимости, Национальная библиотека Беларуси), и неформальное общение с другими участниками экскурсии.
Так же следует отметить, что экскурсия, являясь формой прямого общения, помогает формировать общность чувств, настроений, мнений, взглядов, способствует достижению взаимопонимания; в ходе такого общения происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.
Мы предлагаем в процессе экскурсионного сопровождения иностранных студентов БГУИР использовать разработанную обзорную экскурсию по столице Республики Беларусь, которая называется «Прогулка по Минску». Данная экскурсия должна поспособствовать введению иностранных студентов в культурный контекст столицы Республики Беларусь, введению студентов в новую социальную среду, адаптации иностранных студентов БГУИР к проживанию в г. Минске, ознакомлению их с историческим и культурным контекстом города, развитию языковых и речевых компетенций иностранных студентов, культурному развитию иностранных студентов.
В процессе исследования была разработана технологическая карта экскурсии по маршруту: : место встречи с группой (университет БГУИР) – привокзальная площадь – площадь Независимости – Проспект Независимости – Главпочтамт – здание КГБ – площадь Победы – площадь Свободы – Минское замчище – Троицкое предместье – Остров мужества и скорби – Дворец спорта – стадион Динамо – спортивный комплекс Минск-арена – Национальная библиотека Беларуси – возвращение на автобусе к зданию университета БГУИР.
1. Аркатова, О.Г. Специфика социокультурной адаптации// Диагностика и прогнозирование социальных процессов: материалы междунар. науч.- практ. конф. в 2-х ч. / БГТУ им. В.Г. Шухова; отв.ред. Н.С.Данакин, В.Ш.Гузаиров, И.В.Шавырина. – Белгород: изд-во: БГТУ, 2016. – Ч.1 – С.60-66.
2. Болотова, А.К. Психология организации времени / А. К. Болотова. – М., 2006. – 149 с.
3. Веткин, В. А. Технология создания туристского продукта / В. А. Веткин. – М. : ГроссМедиа, 2008. – 200 с.
4. Гутман, Е.В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления специалиста в негосударственном вузе : Автореферат дис. канд. псих. наук по специальности 13.00.08./ Е.В. Гутман. – М. 2013. — 36 с.
5. Деркач, А. А. Психология развития профессионала /А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. – М.: РАГС, 2000. – 124 с.
6. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Туризм» (квалификация «бакалавр») / Е. А. Джанджугазова. – М. : Академия, 2014. – 270 с.
7. Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь / склад. В. Я. Абламскі, І. М. Чарняўскі, Ю. А. Барысюк. – М. : БЕЛТА, 2009. – 684 с.
8. Казанцева, А. А. Организационно-педагогическое сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в российском вузе [Электронный ресурс] / А.А. Казанцева // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). – СПб., 2012. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1922.htm
9. Клипинина, В. Н. Социально-педагогическая поддержка первокурсников как средство их адаптации к образовательной среде педагогического университета / В. Н. Клипинина, О. С. Куницкая // Выш. шк. – 2015. – № 6. – С. 47– 51.
10. Культурно-историческое и природное наследие Беларуси: теория и практика использования в туризме / Л.М.Гайдукевич [и др.]. – Минск: издательство «Четыре четверти», 2014. – 348с.
11. Куницкая, О. С. Адаптация первокурсников в учреждении высшего образования как социально-педагогическая проблема / О. С. Куницкая // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 10. – С. 81–84.
12. Локотко, А.И. Историко-культурные ландшафты Беларуси / А.И. Локотко. – Минск: Белорус. наука, 2006. – 470 с.
13. Мазько, Г.Ч. Музейные экскурсии как средство социокультурной адаптации иностранных студентов / Г.Ч. Мазько // Организационные аспекты обучения иностранных граждан: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 3-4 сент. 2014 г. / РИВШ. – Минск: РИВШ, 2014. – С. 102–107.
14. Милюченков, С.А. Натурное исследование народной архитектуры и традиционной хозяйственно-бытовой среды белорусов/ С.А.Милюченков; науч.ред. А.И.Локотко, ГНУ ИИЭФ им.К.Крапивы НАН Беларуси. – Минск: право и экономика, 2009. – 284 с.
15. Официальный сайт спортивного комплекса «Минск – арена» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minskarena.by.
16. Официальный сайт Национальной библиотеки Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nlb.by/.
17. Официальный сайт БГУИР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bsuir.by/.
18. Павлушкина, Т.В. Особенности адаптации студентов в вузе /Т.В.Павлушкина // Психология XXI в. Сборник материалов IV международной научно-практической конференции молодых ученых. - Санкт-Петербург, 2008 г. – С. 165–169.
19. Павлушкина, Т.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов к среде вуза / Т.В. Павлушкина // Организация развивающего воспитательного пространства в профессиональной школе: сборник материалов региональной научно-практической конференции, Благовещенск, БГПУ, 9 апреля 2009 г. - С. 127-132.
20. Пельцманн, Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу / Л. Пельцманн // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13, № 1. С.-45-53
21. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в диалоге культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. – Воронеж: Истоки, 1996. – 189 с.
22. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Рига, 1992. – 307 c.
23. Соколова, Т. М. О проведении учебных экскурсий силами студентов-иностранцев в процессе их обучения РКИ / Т. М. Соколова // Инновационная наука. – 2015. № 6–С. 35-39
24. Туристическая мозаика Беларуси / А.И. Локотко [и др.]; науч. ред. А.И. Локотко. – Минск: Беларус. навука, 2011. – 640 с.
25. Туристские регионы Беларуси / редкол.: Г. П. Пашков [и др.] ; под общ. ред. И. И. Пирожника. – М. : БелЭН, 2008. – 600 с.
26. Цецохо, С.П. Экскурсоведение: пособие / С. П. Цецохо, В. К. Нестерович, Л. В. Сакун; Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, 29 Учреждение образования "Белорусский государственный университет физической культуры". – Минск : БГУФК, 2009. – 103 c.
27. Чантурия, В.А. Памятники и памятные места Беларуси: (путеводитель по культурно-историческим памятникам) / В.А. Чантурия, Ю.В. Чантурия. – Смоленск: Русич, 2007. – 416 с.
28. Шамрук А.С. Архитектура Беларуси ХХ – начала ХХI в.: эволюция стилей и художественных концепций/А.С. Шамрук. – Минск: Белорус. наука, 2007. – 132 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Технологическая карта экскурсии.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты