Субъекты конституционно правовых отношений
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Субъекты конституционно правовых отношений»
по дисциплине: «Государственное управление и право»
2020
251.00 BYN
Субъекты конституционно правовых отношений
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Государственное управление и право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Поделиться
РЕФЕРАТ
РЭФЕРАТ
ABSTRACT
ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ СУБЪЕКТОВ
1.1 Понятие и особенности конституционно-правовых отношений
1.2 Содержание конституционно-правовых отношений
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ И СУБЪЕКТОВ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Общая характеристика системы субъектов конституционно-правовых отношений
2.2 Граждане, их группы и собрания как субъекты конституционно-правовых отношений
2.3 Народ и государство в системе субъектов конституционно-правовых отношений
ГЛАВА 3 СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли права. В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Они обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются.
Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями.
Именно через правоотношения и их субъектов реализуются нормы права.
Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:
1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;
3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.
Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Объектом данной дипломной работы являются общественные отношения, складывающие в сфере правового регулирования конституционно-правовых отношений в Республике Беларусь и их особенностей.
Предметом исследования являются нормы ряда национальных и зарубежных нормативно-правовых актов, а также труды ученых-юристов в рассматриваемой области.
Цель дипломной работы раскрыть понятие и особенности конституционно-правовых отношений.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
Вопросы субъекта конституционно-правовых отношений становились предметом исследования конституционалистов еще в советский период. К примеру, такой проблематике посвящены работы В.С. Основина [50], В.Я. Бойцова [7].
Так, В.С. Основин под субъектом советских государственно-правовых отношений понимает того, кто в конкретном правоотношении осуществляет свои права и несет обязанности, и лишь в некоторых случаях того, кто обладает правоспособностью, реализация которой происходит не в государственно-правовых, а иных правоотношениях: административных, финансовых и т.п.
Согласно подходу В.Я. Бойцова, под субъектами государственно-правовых отношений понимаются социальные индивиды, социальные образования и социальные общности, признанные субъектами государственного права, но выступающие в качестве действительных участников самого процесса действия государственно-правовых норм, реализации государственно-правовой правосубъектности.
А.П. Петров, А.И. Курак занимают схожую позицию и под субъектами конституционно-правовых отношений понимают стороны, между которыми возникают отношения по поводу реализации прав (свобод), а также исполнения обязанностей [52, с. 20; 35, с. 17]. Согласно подходу А.Н. Пугачева, под субъектами конституционно-правовых отношений следует понимать их участников, которые в конкретном правоотношении осуществляют свои права и исполняют соответствующие юридические обязанности либо своей правоспособностью порождают правовые состояния [53, с. 119].
В диссертационном исследовании Е.А. Ромашко «Государственные органы со статусом юридического лица как особые субъекты конституционно-правовых отношений» рассматривает вопросы правового статуса именно данной категории субъектов [54, с. 12].
В статье С.С. Зенина «Народ как особый субъект конституционно-правовых отношений в Российской Федерации» делает попытку осмысления народа как самостоятельного субъекта конституционно-правовых отношений [20, с. 18].
Среди белорусских исследований, посвященных проблематике субъекта конституционно-правовых отношений стоит отметить работу С.А. Цюга «Субъекты конституционно-правовых отношений в Республике Беларусь» [58].
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ СУБЪЕКТОВ
1.1 Понятие и особенности конституционно-правовых отношений
Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются общественные отношения, которые урегулированы нормами права.
При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.
Можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами [4, с. 312].
Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:
• конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
• конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;
• конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.
• конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.
• субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.
• объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.
• конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве [8, c. 111].
Также как и нормы конституционного права конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы.
1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения.
В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм – правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности [24, с. 113].
Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений – возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.
В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей.
С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти [35, с. 92].
Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве.
2. С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ И СУБЪЕКТОВ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Общая характеристика системы субъектов конституционно-правовых отношений
Особенности конституционно-правовых отношений выражаются и в своеобразии их элементов, структурной организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый занимает в ней особую конституционную позицию. Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен.
Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений [40, с. 143].
Особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:
- народ;
- государство;
- депутаты;
- население;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- избирательные комиссии;
- собрания избирателей и др.
Народ выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов, а также реализации иных форм прямой демократии.
Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство. Его конституционно-правовой статус определяется, прежде всего, Конституцией Республики Беларусь(далее-Конституцией), в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета, внутригосударственный и международно-правовой статус.
Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- население местного самоуправления;
- этнические группы;
- политические партии и другие общественные объединения граждан;
- собрания граждан;
- собрания избирателей;
- граждане;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства и др.
Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.
В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. Нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация – скорее субъект международного права [39, с. 59].
Как субъект конституционно-правовых (государственно-правовых) отношений нация в этническом смысле рассматривалась, как таковая в период существования СССР. Нация определялась как общность, олицетворяющая титульную национальность союзной республики.
В соответствии с конституционной доктриной Союза ССР советские союзные республики наделялись правом выхода из СССР. Эта правовая возможность рассматривалась как право конкретной нации (украинцев белорусов, армян, грузин и т.д.) на самоопределение.
В конституционной правосубъектности отражена общность юридических свойств участников государственно-правовых отношений, заложены основополагающие черты иных видов отраслевой правосубъектности.
Специфичны и объекты конституционных правоотношений, по поводу которых субъекты вступают в правовые связи.
Объекты конституционно-правовых отношений — охраняемые конституционным правом ценности материального и морального характера, т. е. действия, имущественные и неимущественные блага.
В общей теории права под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения [37, с. 214].
Под объектом конституционно–правовых отношений понимают то, по поводу чего возникают эти отношения. В более сложной формулировке под объектом конституционного права понимают то, на что направлено конкретное право, и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения стремлений, притязаний, потребностей какого–то конкретного лица либо органа.
ГЛАВА 3 СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Конституционные нормы, закрепляющие высшие социальные ценности, нуждаются в эффективной системе защиты. Любое нарушение конституционно-правовых норм должно быть восстановлено с помощью мер конституционно-правовой ответственности, т. е. санкций – определенных юридических последствий, наступающих при нарушении или несоблюдении диспозиции данной правовой нормы.
Конституционные санкции являются необходимым атрибутом конституционной ответственности.
Конституционная ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности предполагает обязательное наличие в действиях субъекта нарушений норм права как оснований применения к такому субъекту мер государственного принуждения, обязанности виновного субъекта претерпеть определенные лишения. Часто конституционная норма по своей структуре является неполной. Отсутствие санкции в большинстве конституционных норм не означает, что в случае ее нарушения не будет применено государственное принуждение.
Государственное принуждение будет использовано посредством норм других отраслей права. Но любая отрасль права нуждается в своих собственных санкциях, тем более конституционное право, регулирующее наиболее важные общественные отношения.
По форме реализации конституционная ответственность подразделяется: на прямую (предусмотренную нормами конституционного права) и непрямую (предусмотренную нормами других отраслей права). Условием для применения конституционно-правовой ответственности является совершение противоправного деяния (действия или бездействия), т. е. волевого акта лица, не соответствующего требованиям норм конституционного права [51, с. 88].
Основанием наступления конституционно-правовой ответственности будет нарушение любых норм права, регламентирующих порядок осуществления публичной власти, содержащих обязанности для субъектов конституционно-правовых отношений, т. е. весь массив конституционного законодательства.
Одной из особенностей конституционно-правовой ответственности является разнообразие ее субъектов, определение круга которых требует расширительного подхода, как и в целом к субъектам конституционного права. Субъектом конституционно-правовой ответственности следует считать участника конституционно-правовых отношений, на которого возлагается закрепленная нормами конституционного права обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за нарушение диспозиции конституционно-правовой нормы [55, с. 3].
Круг субъектов конституционно-правовой ответственности достаточно специфичен. Среди субъектов конституционного права нести конституционную ответственность могут лишь те, кто обладает деликтоспособностью, т. е. способностью нести юридическую ответственность за свои противоправные поступки. В соответствии с законодательством Республики Беларусь к субъектам конституционно-правовой ответственности относятся: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, депутаты всех уровней, должностные лица, наблюдатели на выборах (индивидуальные субъекты);
государство, органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения, избирательные комиссии, трудовые коллективы, инициативные группы по сбору подписей, депутатские группы, постоянные комиссии представительных органов и т. д. (коллективные субъекты).
Условиями конституционно-правовой ответственности граждан Республики Беларусь является достижение ими 18-летнего возраста и обладание дееспособностью.
В соответствии со ст. 52 Конституции Республики Беларусь «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции». В свою очередь, обязанность соблюдать Конституцию и законы предполагает наличие соответствующей ответственности. Примером конституционно-правовой ответственности граждан может быть утрата гражданства (ст. 19 закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь») [33].
Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства.
Заявления иностранных граждан и лиц без гражданства о приобретении гражданства Республики Беларусь не рассматривается, если лицо, например, осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства; имеет судимость за совершение преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь; депортировалось или высылалось из Республики Беларусь; многократно (три и более раза) привлекалось к административной ответственности на территории Республики Беларусь; представило ложные сведения или подложные документы (ст. 16 Закона «О гражданстве Республики Беларусь») [42].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая комплексное исследование темы настоящей дипломной работы, представляется весьма обоснованным сделать следующие выводы:
Особенности конституционно-правовых отношений состоят в том, что эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней, т.е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, конституционные законы и др.), особенным составом субъектов указанных отношений.
Конституционно-правовые отношения можно классифицировать следующим образом:
• в зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения
• с точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные
• особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: мтериальные и процессуальные.
• в зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).
Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.
При исследовании проблем определения субъекта конституционно-правовых отношений были сделаны следующие выводы:
1. Субъекты конституционно-правовых отношений – реальные участники конкретных конституционных, а также иных, непосредственно связанных с ними правоотношений, обладающие конституционной правосубъектностью и способные нести конституционную или иную ответственность за нарушение конституционно-правовых норм.
2. Для правильного уяснения сущности понятия «субъект конституционно-правовых отношений» важен учет таких признаков, как:
а) субъектами конституционно-правовых отношений могут быть только их участники, под которыми понимаются лица, которые непосредственно осуществляют действия (реализуют конституционные права, исполняют обязанности, выступают субъектами конституционно-правовой ответственности);
б) реальность участия субъектов в конкретном конституционно-правовом отношении;
в) субъекты конституционно-правовых отношений могут быть участниками как конституционных, так и непосредственно связанных с ними правоотношений;
г) обладание конституционной правосубъектностью, под которой понимается способность субъекта конституционно-правовых отношений иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей конституционные права и свободы, исполнять возложенные на него конституционные обязанности, а также нести меры конституционно-правовой ответственности за совершенные конституционные и иные виды правонарушений;
д) способность нести конституционно-правовую или иную ответственность за нарушение конституционно-правовых норм;
е) возможность быть субъектом конституционно-правовых отношений может быть ограничена возрастными пределами, определенным социальным статусом, необходимостью соблюдения определенной процедуры государственной регистрации и др.
3. Выделена специфическая особенность отдельных субъектов конституционно-правовых отношений – их возможность наделять статусом субъекта конституционно-правовых, а также других отношений иных лиц.
1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: учебный курс : учеб. пособие / С.А. Авакьян. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2015. – 863 с.
2. Аверьянова, Н.Н. Конституционная правосубъектность «народа» как обладателя права на землю / Н.Н. Аверьянова // Журн. рос. права. – 2017. – № 4. – С. 38–44.
3. Ауэр, А. Референдумы в Швейцарии / А. Ауэр // Сравнительное конституционное обозрение. – № 3. – 2004. – С. 152–155.
4. Баглай, М.В. Конституционное право: учебник / М.В. Баглай. – М.: НОРМАИНФРА-М, 2015. – 768 с.
5. Богданова, Н.А. Система науки конституционного права: Дис. доктора юрид.наук / Н.А. Богданова. – М., 2001. – 334с.
6. Боголейко, А.М. Конституционно-правовая ответственность в Республике Беларусь и зарубежных странах: учеб. пособие / А.М. Боголейко, Г.А. Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 287 с.
7. Бойцов, В.Я. Система субъектов советского государственного права / В.Я. Бойцов. – Уфа : Башк. книж. изд-во, 1972. – 160 с.
8. Борисова, О.В. Конституционная правосубъектность в сфере налоговой информации / О.В. Борисова // Бизнес в законе. – 2006. № 3–4. – С. 109–114.
9. Бурцев, А.А. Система субъектов конституционно-правовых отношений : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / А.А. Бурцев ; Моск. гос. юрид. акад. – М., 2005. – 24 с.
10. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г.А. Василевич. – Минск : Выш. шк., 2016. – 399 с.
11. Василевич, Г.А. Конституционные основы имплементации международных договоров Республики Беларусь и норм интеграционного права / Г.А. Василевич, С.Г. Василевич ; Белорус. гос. ун-т. – Минск : Право и экономика, 2015. – 203 с.
12. Василевич, Г.А. Народ и государство как важнейшие субъекты конституционно-правовых отношений / Г.А. Василевич, Д.Г. Василевич // Вестн. Белорус. гос. ун-та. Сер. 3, История. Экономика. Право. – 2015. – № 2.– С. 81–84.
13. Ведерников, Н.Т. Личность как субъект конституционно-правовых отношений / Н.Т. Ведерников // Вестн. Томского гос. ун-та. – – 2016. – № 402. – С. 184–187.
14. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : [принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 дек. 1948 г.] // Организация Объединенных Наций / Конвенции и соглашения. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
15. Гессен, В.М. Основы конституционного права / В.М. Гессен. – 2-е изд. – П.г. : Юрид. кн. скл. «Право», 1918. – 439 с.
16. Головко, А.А. Теоретические основы демократии (конституционно-правовой аспект) / А.А. Головко. – Минск : Право и экономика, 2004. – 164 с.
17. Демичев, Д.М. Конституционное право : учеб. пособие / Д.М. Демичев. – Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 379 с.
18. Евстифеев, Д.М. Правосубъектность малолетних и несовершеннолетних лиц как элемент конституционноправового статуса личности / Д.М. Евстифеев // Вопросы управления. – 2014. – № 3. – С. 219–225.
19. Егоров, С.А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты / С.А. Егоров. – М. : Наука, 1993. – 196 с.
20. Зенин, С.С. Народ как особый субъект конституционно-правовых отношений в Российской Федерации / С.С. Зенин // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 9. – С. 16–20.
21. Избирательный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 февр. 2000г., № 370-3 : принят Палатой Представителей 24 янв. 2000 г. : одобр. Советом Республики 31 января 2000 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
22. Казьмина, Е.А. Народ как субъект конституционного права Российской Федерации : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / Е.А. Казьмина ; Рос. гос. социальный ун-т. – М., 2011. – 24 с.
23. Кивель, В.Н. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 168 с.
24. Кодавбович, В.А. Конституционное право: учеб.-метод. компл. / В.А. Кодавбович, О.В. Сидоренко. – Минск : Изд-во МИУ, 2005. – 268 с.
25. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г. № 139-З: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобрен Советом Респ. 16 июня 2006 г.: (в ред. Законов Республики Беларусь от 22.12.2016 N 13-З,от 17.07.2018 N 132-З)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2020.
26. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-3 : принят Палатой Представителей 17 дек. 2002 г. : одобрен Советом Республики 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-3 29 марта 2020 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
1. Козлова, Е.И. Конституционное право : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М. : Юристъ, 2001. – 304 с.
2. Кондратович, Н.М. Конституционное право зарубежных стран / Н. М. Кондратович. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 143 с.
3. Кондратович, Н.М. Сравнительное конституционное право: ответы на экзаменационные вопросы / Н.М. Кондратович, Т.С. Масловская. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 189 с.
4. Кондрашев, А.А. Понятие и классификация конституционных деликтов / А.А. Кондрашев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2015. – № 3. – С. 63.
5. Конституционное право. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. — 585 с.
6. Конституционное право: учебное пособие /А.В. Безруков. 3-е изд., перераб. и доп.: Юстицинформ; Москва; 2015
7. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8. Кружков, А.В. Проблемы народовластия / А.В. Кружков. – М. : Современная экономика и право, 2005. – 232 с. 14. Кутафин, О.Е. Предмет конституционного права / О.Е. Кутафин. – М. : Юристъ, 2011. – 444 с.
9. Курак, А.И. Конституционное право : курс лекций / А.И. Курак, А.В. Марыскин. – Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. – 291 с.
10. Лазарев, В.В. Конституционное право : учебник / В.В. Лазарев. – М. : Новый Юрист, 1998. – 544 с.
11. Маклаков, В.В. Конституционное право : Словарь / В.В. Маклаков. – М. : Юристъ, 2001. – 560 с.
12. Матейкович, М.С. Народ, гражданское общество, общественность как субъекты конституционно-правовых отношений / М.С. Матейкович, В.В. Воронин // Право и политика. – № 10. – 2007. – С. 85–92.
13. Мокина Т.В. Конституционно-правовые отношения как особый вид публичных правоотношений / Мокина Т.В. // Общество и право. – 2010. – № 5(32). – С. 58-60.
14. Нудненко, Л.А. Конституционное право : учеб. для академ. бакалавриата / Л.А. Нудненко. – М. : Изд-во Юрайт, 2016. – 472 с.
15. О государственном суверенитете Республики Беларусь : Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. № 193-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. О гражданстве [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., № 136-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь 28.07.2016 г. № 414-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь 15 окт. 2007 г., № 498 (в ред. от 26 декабря 2019 г. № 485) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. О конституционном судопроизводстве [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 124-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22 дек. 2016 г. № 13-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З (в ред. от 18 декабря 2019 г. № 273-З) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-3 (ред. от 12 апреля 2019 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
21. О свободе совести и религиозных организациях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 дек. 1992 г., № 2054-XІІ : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22 дек. 2011 г. № 328-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
22. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 нояб. 1998 г., № 196-З : в ред. Закона Респ. Беларусь 17 июля 2018 г. № 126-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
23. Об обращениях граждан и юридических лиц [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь 18 июл. 2011 г., № 300-З (в ред. Закона от 15 июля 2015 г. № 306-З) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
24. Основин, В.С. Советские государственно-правовые отношения / В.С. Основин. – М. : Юрид. лит., 1965. – 168 с.
25. Павликов, С.Г. Конституционное право : учеб. пособие / С.Г. Павликов, И.А. Умнова. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2015. – 576 с.
26. Петров, А.П. Конституционное право : учеб. пособие / А.П. Петров. – Минск : Амалфея, 2011. – 688 с.
27. Пугачев, А.Н. Конституционное право : учеб.-метод. компл. для студентов юрид. специальностей : в 3 ч. Ч. 1 : в 2 кн. / А.Н. Пугачев, И.В. Вегера. – Новополоцк : ПГУ, 2009. – Кн. 1 : Теоретические основы. – 364 с.
28. Ромашко, Е.А. Государственные органы со статусом юридического лица как особые субъекты конституционно-правовых отношений : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.02, 12.00.03 / Е.А. Ромашко ; Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина. – Архангельск, 2006. – 29 с.
29. Сальников, В.П. Конституционное (государственное) право России / В.П. Сальников. – М., 2005. – С. 21.
30. Сампиев, И.М. Самоопределение народов: теория и онтология / И.М. Сампиев. – Ростов н/Д : Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. – 151 с.
31. Фадеев, В.И. Конституционное право : учебник для бакалавров / В.И. Фадеев. – М. : Проспект, 2015. – 584 с.
32. Цюга, С.А. Субъекты конституционно-правовых отношений в Республике Беларусь: дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / С.А. Цюга. – Минск, 2011.
33. Чиркин, В.Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов / В.Е. Чиркин. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2013. – 688 с.
34. Чудаков, М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учеб. пособие / М.Ф. Чудаков. – Минск : Новое знание, 2001. – 572 с.
35. Шавцова, А.В. Взаимодействие понятий «права человека» и «государственный суверенитет» : в 2 т. / А.В. Шавцова // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы : сб. науч. тр. ; редкол.: С.А. Балашенко [и др.]. – Минск : Издат. центр БГУ, 2008. – С. 55–58.
36. Шаповал, В.Н. Сравнительное конституционное право / В.Н. Шаповал. – Киев : Издат. дом «Княгиня Ольга», 2007. – 416 с.
37. Эбзеев, Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – 2-е изд., перераб. и доп. / Б.С. Эбзеев. – М. : Проспект, 2013. – 656 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты