Взаимосвязь стиля конфликтного поведения и социально-психологического климата в коллективе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь стиля конфликтного поведения и социально-психологического климата в коллективе»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Взаимосвязь стиля конфликтного поведения и социально-психологического климата в коллективе
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Изучение психологического климата в группе карта-схема А.Н. Лутошкина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест К. Томаса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица первичных эмпирических данных (социально-психологический климат в коллективе).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица эмпирических данных (стиль конфликтного поведения).
Поделиться
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятия конфликта и социально-психологического климата коллектива
1.1.1 Сущность понятия «конфликт»
1.1.2 Сущность понятия «социально-психологический климат коллектива»
1.2 Психологические концепции конфликта и социально-психологического климата коллектива
1.2.1 Психологические концепции конфликта
1.2.2 Психологические концепции социально-психологического климата коллектива
1.3 Психологические особенности личности зрелого возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования стиля конфликтного поведения и социально-психологического климата в коллективе
2.3 Рекомендации для сотрудников IT-компаний по конструктивному разрешению конфликтов и стабилизации социально-психологического климата в коллективе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества весьма актуальной является проблема повышения эффективности управления трудовым коллективом. Грамотное руководство предполагает, в первую очередь, знание объекта своего управления, поэтому является невозможным без учета социально-психологических особенностей взаимодействие в рабочей группе.
Любой коллектив – это группа людей, представляющая единый социальный организм, члены которого преследуют свои цели, решают свои задачи, стремятся сохранить свой формальный или неформальный статус, при этом связанные друг с другом системой невероятно сложных отношений. Важнейшим показателем совместной деятельности работников организации является социально-психологический климат, для которого характерно преобладающее в группе или трудовом коллективе сравнительно постоянное психологическое настроение его членов. Психологическое настроение проявляется во взаимоотношениях друг с другом, в отношении к труду, к окружающим событиям и к организации в целом в зависимости от индивидуальных, личностных ценностей и ориентиров [24, c. 159].
Социально-психологический климат в трудовом коллективе зависит от ряда показателей: от обстановки в обществе, от размеров организации, степени централизации власти, от факторов мотивации поведения сотрудников, их участия в планировании, в распределении ресурсов, от удовлетворенности сотрудников работой, от организации совместной деятельности, психологической совместимости и т. д. [23, с. 197].
В современном мире, когда именно коллективные условия влияют на развитие науки и техники, появляется особая необходимость в людях, умеющих организовывать положительный моральный климат в трудовом коллективе. Для успешного существования трудового коллектива каждый его член должен оказывать влияние на благоприятное формирование социально-психологического климата. Именно тогда трудовой коллектив является сильным средством формирования личности, которые, в свою очередь, являются лицом всей организации.
Социально-психологический климат выступает внешним проявлением особенностей взаимоотношений в процессе решения множества производственных задач. В связи с этим определяется прямое влияние социально-психологического климата на настроение и характер отношений в рабочей группе, обуславливая тем самым общую работоспособность членов коллектива. Являясь один из важных параметров деятельности как трудового коллектива в целом, так и отдельного работника в частности, работоспособность определяет уровень достижения целей и задач организации.
Проблему социально-психологического климата изучали зарубежные и отечественные ученые. Среди исследований можно выделить труды В.М. Шепеля, Э. Шейна, В.А. Спивака, C.C. Паповян, Т.В. Поповой, Е.В. Шороховой, О.И. Зотовой, Б.Д. Парыгина, A.H. Mитина, M.А. Медведевой, С.Д. Ищенко, Н.П. Аникеевой, В.В. Бойко [4, 20, 31, 32, 48, 56].
Среди белорусских ученых данной проблеме уделяли такие авторы, как Я.Л. Коломинский, А.Б. Брушлинский, В.А. Поликарпов, П.П. Украинец, И.А. Фурманов [11, 26, 50, 52].
Важным фактором, который влияет на формирование благоприятного социально-психологического климата, является доминирующая тактика поведения в конфликтной ситуации.
Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия конфликтов, нужно научиться обходить их. А это возможно лишь при высоком уровне развития коллектива и благоприятного социально-психологического климата.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятия конфликта и социально-психологического климата коллектива
1.1.1 Сущность понятия «конфликт»
Понятие конфликта характерно как научному, так и обыденному сознанию, дающему ему свой специфический смысл [12].
Происхождение слова «конфликт» от латинского conflictus – столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict – англ., konflikt – нем., conflit – франц.). В русском языке оно употребляется с XIX века [33, с. 15].
В первой трети ХХ века термин «конфликт» появляется в Энциклопедическом словаре Русского библиографического института «Гранат» (1928-1934 гг.) с таким толкованием «Конфликт – столкновение, спор, в частности, разногласие между правительствами и народными представителями» [22, с. 431].
В третьем издании Большой Советской Энциклопедии В.В. Загладин определяет конфликт как «столкновение противоположных интересов, взглядом, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, влекущий за собой более сложные формы борьбы» [15, с. 129].
Сегодня существует большое количество разных трактовок конфликта, среди которых можно привести понятия конфликта в психологии, социологии и конфликтологии.
Наиболее последовательно сегодня в психологии конфликта работает отечественный ученый как Н.В. Гришина.
В психологии дефиниция «конфликт» употребляется довольно широко для описания поведения внутриличностных, межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
Данный факт подтвержден материалами первой отечественной психологической конференции по конфликтам (1990 год). На конференции было оглашено, что конфликтами являются «межличностные трудности и внутриличностные переживания и кризисные явления [12, с. 15-16].
В Кратком словаре системы психологический понятий К.К. Платонов трактует конфликт как «вид обобщения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся личностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состояний» [40, с.57].
В психологическом словаре Н.О. Гордеева рассматривает конфликт как «трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» [44, с. 161].
В словаре «Психология» В. Зинченко под конфликтом понимает «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [5, c. 304].
Подводя итог определению конфликта с психологической точки зрения, можно выделить, что конфликт – это противоречие, столкновение субъектов взаимодействия на фоне эмоциональных переживаний.
Далее понятие конфликта было проанализировано в научной дисциплине «конфликтология».
А.Я. Анцупoв и А.И. Шипилoв приводят следующее определение: «Конфликт – это наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности» [3, с. 158].
М.В. Цыбульскaя понимает под конфликтом «силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов» [54, c. 96].
Н.И. Леонов определяет конфликт как «форму проявления противоречия, неразрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия из-за противоположно вы¬ бранных целей, осознаваемых или не осознаваемых участниками действий, направленных на разрешение или снятие противоречия [28, c. 42].
Анализ показывает, что конфликт – это ситуация столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемая противоречивыми взглядами, стремящихся к достижению какой-либо цели.
Выводы по первой главе
1) С психологической точки зрения конфликт – это противоречие, столкновение субъектов взаимодействия на фоне эмоциональных переживаний. Анализ источников по конфликтологии показывает, что конфликт – это ситуация столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемая противоречивыми взглядами, стремящихся к достижению какой-либо цели. С социологической точки зрения конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей.
2) Социально-психологический климат проявляется во взаимоотношениях, которые устанавливаются между членами коллектива, которые имеют свои ценности, убеждения, опыт. Именно эти различия могут способствовать возникновению конфликтных ситуаций в трудовом коллективе. Также причинами возникновения конфликтов на предприятии являются дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т. п. Благоприятный климат переживается каждым членом малой производственной группы как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.
3) Изучив основные психологические особенности людей зрелого возраста можно сделать вывод, что дать одностороннее описание поведению людей 30 лет весьма проблематично, в виду наличия разных типов людей, более того, у которых разные уровни организации личности, разные условия развития, так же влияющие на выбор их поведения. Можно лишь предположить, что для стихийно-обыденного и созидательно-преобразующего типа, будет свойственна стратегия уклонения и приспособления, для функционально-действенного типа – стратегия конфронтации. Однако, это лишь обусловливает целесообразность проведения иной исследовательской работы на тему выявления факторов, влияющих на выбор той или иной стратегии в конфликтной ситуации.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование стиля конфликтного поведения и социально-психологического климата в коллективе проходило с соблюдением следующих этапов работы.
На первом этапе были определены цель, задачи, предмет и объект исследования, методы и диагностические методики, подобрана выборка исследования.
На следующем этапе исследования была проведена диагностика наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях и оценка социально-психологического климата в трудовом коллективе, результаты которой были обработаны, проанализированы и интерпретированы.
В рамках третьего этапа исследования была произведена статистическая обработка полученных в ходе диагностики результатов на предмет определения взаимосвязи между стилем конфликтного поведения и особенностями социально-психологического климата в коллективе.
На заключительном этапе исследования были сформулированы выводы, а также предложены практические рекомендации по проблеме исследования.
Объект исследования: социально-психологический климат коллектива.
Предмет исследования: взаимосвязь стиля конфликтного поведения и социально-психологического климата в коллективе.
Цель исследования: изучить взаимосвязь стиля конфликтного поведения и социально-психологического климата в коллективе.
Задачи исследования.
1) Изучить понятия «конфликт», «социально-психологический климат» в современной психологической науке.
2) Проанализировать психологические концепции конфликта и социально-психологического климата коллектива.
3) Провести эмпирическое исследование взаимосвязи стиля конфликтного поведения и социально-психологического климата в коллективе.
4) Установить взаимосвязь стиля конфликтного поведения и социально-психологического климата в коллективе.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилем конфликтного поведения и особенностями социально-психологического климата в коллективе, которая проявляется в том, что чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем более конструктивные стили поведения в конфликте выбирают сотрудники.
Методы исследования: метод тестов; методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена (программный пакет Statistica.10.0).
Методологическая основа исследования.
1) Теоретический подход К. Томаса к классификации способов реагирования в конфликте, согласно которому выделяется пять стратегий выхода из конфликтной ситуации: соревнование, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
2) Теоретическое положение о социально-психологическом климате Н.А. Лутошкина, который полагает, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой.
Методики исследования.
1) Методика оценки социально-психологического климата Л.Н. Лутошкина.
2) Тест описания поведения в конфликте К. Томаса.
Эмпирическая база исследования и характеристика выборки.
В эмпирическом исследовании приняли участие 40 сотрудников (проектировщики, техники, дизайнеры, администраторы, тестировщики) одной из IT-компаний города Минска. Средний возраст испытуемых – 32 года. Опрос проводился путем личных встреч, а также с помощью сервисов Google.
Методики исследования.
1) Методика оценки социально-психологического климата Л.Н. Лутошкина (Приложение А).
Выводы по второй главе
1) В данном коллективе преобладает благоприятный характер социально-психологического климата. Межличностные взаимоотношения сотрудников находятся в пределах нормы, новые сотрудники легко входят в коллектив, отдельные сотрудники поддерживают общение и во внерабочее время. В данной выборке испытуемых преобладает стиль конфликтного поведения «Компромисс». Конфликтные ситуации разрешаются путем взаимных уступок, в ходе которых конфликтующие стороны снижают уровень своих притязаний.
2) Статистически значимых взаимосвязей между стилем конфликтного поведения и социально-психологическим климатом в коллективе не выявлено, однако установленные корреляционные тенденции указывают на то, что благоприятный социально-психологический климат обусловливает выбор сотрудниками наиболее конструктивных стилей поведения в конфликте, и наоборот. Таким образом, опираясь на текущие корреляционные тенденции, а также сравнивая результаты с исследованиями других авторов, можно прийти к выводу, что изначальная гипотеза о существовании взаимосвязи между стилем конфликтного поведения и особенностями социально-психологического климата в коллективе подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном теоретико-эмпирическом исследовании стиля конфликтного поведения и социально-психологического климата в коллективе были решены следующие задачи.
Проанализированы понятия «конфликт», «социально-психологический климат» в современной психологической науке. Конфликт – это противоречие, столкновение субъектов взаимодействия на фоне эмоциональных переживаний. Социально-психологический климат – преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу.
Проведено эмпирическое исследование стиля конфликтного поведения и социально-психологического климата в коллективе. В данном коллективе преобладает благоприятный характер социально-психологического климата. Межличностные взаимоотношения сотрудников находятся в пределах нормы, новые сотрудники легко входят в коллектив, отдельные сотрудники поддерживают общение и во внерабочее время. В данной выборке испытуемых преобладает стиль конфликтного поведения «Компромисс». Конфликтные ситуации разрешаются путем взаимных уступок, в ходе которых конфликтующие стороны снижают уровень своих притязаний.
Установлены корреляционные тенденции между стилем конфликтного поведения и особенностями социально-психологического климата в коллективе. Статистически значимых взаимосвязей между стилем конфликтного поведения и социально-психологическим климатом в коллективе не выявлено, однако установленные корреляционные тенденции указывают на то, что благоприятный социально-психологический климат обусловливает выбор сотрудниками наиболее конструктивных стилей поведения в конфликте, и наоборот.
Опираясь на текущие корреляционные тенденции, а также сравнивая результаты с исследованиями других авторов, можно прийти к выводу, что изначальная гипотеза о существовании взаимосвязи между стилем конфликтного поведения и особенностями социально-психологического климата в коллективе подтверждена.
1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение , 2009. – 224 с.
2. Анцупoв, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупoв, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
3. Бoйко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В.В. Бoйко. – М.: Мысль, 2003. – 207 с.
4. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
5. Боронoва, Г.Х. Психология труда. Конспект лекций / Г.Х. Боронова, Н.В. Прусова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
6. Бoулдинг, К. Э. / К.Э. Бoулдинг // 100 великих экономистов после Кейнса, Great Economists since Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. – СПб.: Эконoмикус, 2009. — 384 с.
7. Будеaва, Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э.В. Будаева // Вестник бурятского государственного университета. – 2015. – №6. – С. 92–95.
8. Вeснин, В.P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 688 с.
9. Виноградoва, Г.А. Нравственно-психологический климат и мастерство учителя / Г.А. Виноградова. – Ижевск, 2005. – 122 с.
10. Время как фактор изменений личности. Сборник науч. трудов / Под ред. А.Б. Брушлинскoго и В.А. Поликарпoва. – Мн: ЕГУ, 2003. – 240 с.
11. Гришинa, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришинa. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
12. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учебное пособие / В.А. Дятлов. – М.: ПРИОР, 2009. – 365 с.
13. Егорoва, Л.С. Управление социально - психологическим климатом на предприятиях / Л.С. Егорoва // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2008. – № 2. – С. 161–168.
14. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии / гл. ред. В.Г. Панов; ред. кол.: Л.М Волoдарский, В.В. Заглaдин, А.Н. Игнатьев [и др.]. – М.: Сов. энцикл., 1984. – 579 с.
15. Ершoв, А.Л. Социально-психологические аспекты конфликтов / А.Л. Ершoв // Соц. психология и соц. планирование. – Л., 2003. – С. 33–39.
16. Зайцевa, Т.В. Управление персоналом: учеб. / Т.В. Зайцeва, А.Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 336 с.
17. Здравомыслoв, А.Г. Социология как жизненное кредо / А.Г. Здравомыслoв // Социологический журнал. – № 3, 2006. – С. 151–186.
18. Зинoвьев, В.И. Роль психологических аспектов в руководстве коллективом / В.И. Зиновьев // Менеджмент сегодня. – 2008. – № 6. – С. 324.
19. Ищенкo, С.Д. Определение стратегического направления в работе с персоналом на основе анализа служебного поведения / С.Д. Ищенко // Управление персоналом. – 2006. – № 11. – С. 24–30.
20. Кaрелин, А.А. Психологические тесты / А.А. Кaрелин. – М., 1999. – 248 с.
21. Кaуфман, И.М. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат / И.М. Кауфман. – М.: Гос. изд-во культурно-просвет. лит., 1955. – 751 с.
22. Кибанoв, А.Я. Оснoвы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 304 с.
23. Кнoрринг, В.И. Теория, практика и искусство управления / В.И. Кнoрринг. – М., 2003. – 387 с.
24. Кoзырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – М.: Владос, 2000. – 176 с.
25. Колoминский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Колoминский. – Минск: НТОО ТетраСистемс, 2001. – 431 с.
26. Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии / Е.С. Кузьмин. – Л., 1967. – 173 с.
27. Леонoв, Н.И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонoв. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 232 с.
28. Лoжкин, Г.В. Практическая психология конфликта: учебное пособие / Г.В. Лoжкин, Н.И. Пoвякель. – 2-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2002. – 256 с.
29. Лутoшкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутoшкин. – Москва: Педагогика, 1988. – 125 с.
30. Медведeва, М.А. О терминологической неопределенности термина «социально-психологический климат коллектива» / M.А. Медведeва // Инновации в образовании. – 2008. – № 8. – С. 21–37.
31. Митин, А.Н. Психология управления: учебник / A.H. Mитин. – М.: Изд-во Волтерс Клувер, 2011. – 401 с.
32. Морозова, А.В. Социальная конфликтология / А.В. Морозова. – Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
33. Моченов, Г.А. К вопросу о социально-психологическом климате научно-исследовательского коллектива / Г.А. Моченов, М.Н. Ночевник. – М. ССА, 1970. – 8 с.
34. Научная организация труда и управления / под ред. А.Н. Щeрбаня. – М., 1965. – 193 с.
35. Папoвян, С.С. Исследования «организационного климата» в американской психологии / C.C. Папoвян // Вопросы психологии. – 1978. – № 2. – С. 163–170.
36. Парыгин, Б.Д. / Основы социально-психологической теории / Б.Д.Парыгин – М.: Мысль, 1971. – 352с.
37. Пaрыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / под ред. В.А. Ядoва. – Л.: Наука, 1981. – 191 с.
38. Педагогическая психология: хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепeлина. – Спб.: «Питер», 2006. – 412 с.
39. Петрoвская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. – 109 с.
40. Платoнов, К.К. Краткий словарь системы психологический понятий / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1981. – 175 с.
41. Платонов, К.К. Проблемы управления психологическим климатом коллектива / К.К. Платонов // Социально-психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. – Курган, 1997. – С. 135-139.
42. Попов, Г.Д. Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат служебного коллектива / Г.Д. Попов // Юридическая психология. – 2009. – № 4. – С. 26-29.
43. Попова, Т.В. Влияние социально-психологического климата на эффективность организации / Т.В. Попова // Научное сообщество студентов: материалы VIII Междунар. студенч. науч.– практ. конф. (Чебоксары, 31 март 2016 г.) / редкол.: О.Н. Ширoков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 107–109.
44. Психологический словарь. / Авт.-сост. В.Н. Копoрулина, М.Н. Смирнoва, Н.О. Гoрдеева, Л.М. Бaлабанова / Под общей ред. Ю.Л. Нeймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640с.
45. Пугaчев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В.П. Пугaчев. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 285 с.
46. Реaн, А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.А. Реан, Н.В. Бордoвская, С.И. Рoзум. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
47. Русaлинова, А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом / А.А. Русaлинова // Трудовой коллектив как объект и субъекту управления. – Л.: 1987. – 101 с.
48. Спивaк, В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивaк. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
49. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю.В. Вaсильева, В. Н. Парaхиной, Л. И. Ушвицкoго. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608 с.
50. Украинец, П.П. Социология менеджмента. Основы теории и искусство практики / П.П. Украинец. – Минск, 2010. – 332 с.
51. Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базaрова, Б.Л. Ереминa. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 560 с.
52. Хaлин, С.М. Социология трудовых коллективов: Учебное пособие / C. M. Халин. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2004. – 70 с.
53. Цыбульскaя, М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики / М.В. Цыбульскaя. – М., 2007. – 150 с.
54. Шaпиро, С.А. Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс / С.А. Шaпиро, О.В. Шaтаева. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 468 с.
55. Шeйн, Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шeйн. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.
56. Шeпель, В.М. Управленческая психология / В.М. Шeпель. – М., 1986. – 248 с.
57. Щeпаньский, Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. – М., 1969. – 204 с.
58. Щукина, E.Ф. Социально-психологический климат коллектива и его влияние на повышение эффективности деятельности учреждения / Е.Ф. Щукина // Социальная работа. – 2007. – №6. – С. 31–34.
59. The international handbook of organizational culture and climate / C.L. Cooper [at al.]. – NY: Wiley, 2001. – 600 p.
60. Электронный журнал, для публикаций результатов исследований научных и научно-педагогических работников, аспирантов, докторантов, соискателей. – Режим доступа: http://tavr.science/stat/2015/12/Banajtis.pdf.
61. Образовательный журнал «Педагог» (электронное издание) – Режим доступа: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=4231.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Изучение психологического климата в группе карта-схема А.Н. Лутошкина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест К. Томаса.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица первичных эмпирических данных (социально-психологический климат в коллективе).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица эмпирических данных (стиль конфликтного поведения).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты