Формирование социально-правовой компетентности родителей как условие социализации старших школьников
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Формирование социально-правовой компетентности родителей как условие социализации старших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
251.00 BYN
Формирование социально-правовой компетентности родителей как условие социализации старших школьников
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа №14, УО (г. Бобруйск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики сформированности правосознания родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика исследования самоотношения «МИС» (Пантилеев).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики адаптации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты изучения по опроснику МЛО—АМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Данные по итогам методики TOSCA.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты статистического анализа.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и характеристика социально-правовой компетентности родителей
1.2 Социально-правовые особенности и факторы социализации личности подростков
1.3 Семья как фактор социализации подростков
ГЛАВА 2 ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования сформированности социально-правовой компетентности родителей
2.2 Пути влияния социально-правой компетентности родителей на социализацию подростков
2.3 Методические рекомендации по повышению социально-правовой компетентности родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится не только ее гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимости закономерного развития общества.
Одним из элементов социально-правовой компетенции родителей является правовое сознание. Социальные и нравственные позиции молодого поколения, включающего детей младшего школьного и подросткового возраста, формируются в условиях глубоких экономических и политический трансформаций. Имущественное расслоение населения с одной стороны, и активизация молодежи во многих сферах общественной жизни – с другой, ведут к проектированию будущего молодого поколения в двух крайних плоскостях: молодежь – поколение без перспективы или молодежь – потенциал всестороннего развития Беларуси.
По мнению В. Касьянова и В. Нечипуренко, правосознание – это определенный качественный уровень знания права, понимания его необходимости и его участие во внутренней мотивации поступков и действий. Человек с высоко развитым правосознанием, с одной стороны, сознает свои обязанности перед обществом и другими людьми, а с другой – понимает свои права как личности, обладающей ценностью и достоинством, и не допускает их нарушения. Умение и готовность отстаивать свои права составляет важную характеристику гражданина правового общества.
Подростничество рассматривается как довольно многочисленная самостоятельная социально-демографическая группа, отличающаяся от других групп социально-психологическими возрастными особенностями, местом и ролью в общественной и производственной жизни. Подростки обладают специфическими потребностями, интересами и ценностными ориентациями, обусловленными воздействием на их сознание непосредственно социальной и правовой реальности, которые преломляются через содержание их внутреннего духовного мира. В будущем эта социальная группа должна представлять наиболее образованную часть населения, из которой будет пополняться интеллектуальная элита общества; она обладает и конструктивным, и разрушительным потенциалом в зависимости от уровня своего правосознания.
В современном обществе важным остается вопрос о правильном воспитании детей. Исходя из этого, большую роль стало играть развитие педагогической компетентности родителей. В нашем исследовании мы рассматриваем социально-правовую компетентность родителей учащихся подросткового возраста, ведь она играет немаловажную роль в становлении и развитии личности детей.
Изначально человека воспитывает семья. Роль семьи в обществе несравнима с другими социальными институтами. Именно в семье развивается и формируется личность человека. Именно семья помогает ребенку овладеть своими социальными ролями. Одной из составляющих процесса воспитания является правовое воспитание. В последнее время ему уделяется все больше внимания. Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самосознание, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучается быть более свободным, учится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с лёгкостью пользоваться ими в необходимой для него ситуации.
Родители являются законными представителями детей, и в свою очередь они обязаны защищать права и интересы своего ребенка. Главная задача взрослых – это научить ребенка соблюдать закон. Наличие или отсутствие у родителей социально-правовой компетентности определяет успешность социализации детей в обществе [26, с. 15].
В подростковом возрасте наступает важнейшая стадия социализации растущего человека. Во многом она связана с осмыслением молодыми людьми правовых норм жизнедеятельности в современном мире. На этот процесс оказывают влияние родители, владеющие социально-правовыми компетенциями. Этим обусловлена актуальность проблемы дипломной и выбор ее темы.
Объект исследования: социально-правовая компетентность родителей.
Предмет исследования: процесс социализации подростков под влиянием социально-правовой компетентности родителей.
Цель исследования: разработать пути формирования социально-правовой компетентности родителей как условие социализации подростков.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие и процесс социально-правовой компетентности.
2. Раскрыть сущность и факторы социализации обучающихся подростков.
3. Определить пути и разработать рекомендации по повышению влияния социально-правовой компетентности на социализацию подростков.
Методы исследования:
– теоретический анализ литературных источников;
– диагностические методики: методика «Отношение к праву», методика исследования самоотношения (МИС), многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect – TOSCA) (Дж. П. Тангней);
– методы статистической обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и характеристика социально-правовой компетентности
На сегодняшний день, существует большое противоречие в понимании родителями правовой компетентности. Родители осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главный принцип правовой компетентности [5, с. 5].
Понятие «компетенция» пришло в педагогику из общественного труда и предприятий. В производственной области большинство специальностей и должностей характеризуются некоторым перечнем компетенций, которые учитываются при найме на работу и при повышении квалификации сотрудников. Исходя из данного подхода, Г. Федорова считает, что «компетенция – это индивидуальные качества личности, его способности и возможности к выполнению тех или иных функций, к изучению типов поведения и социальных ролей» [54, с. 38]. И.С. Серова определяет понятие компетенция как «совокупность полномочий, которыми наделен какой-либо орган или должностное лицо» [43, с. 17]. Исходя из данных определений, мы можем сказать, что компетенция – это не просто полномочия кого-либо, а совокупность прав и обязанностей.
Исходя из вышеперечисленных определений, следует отметить, что компетенция является основанием для осуществления прав, выполнения действий, основанием для принятия правомочности в отношении чего-либо или кого-либо.
Л.А. Кочемасов полагает, что понятие компетенция взаимосвязано с понятием компетентность, ведь компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере ее реализовать [26, с. 86]. И.А. Зимняя разделяет понятия «компетенция» и «компетентность». Он полагает, что «Компетенция – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентная в определенной сфере личность обладает соответствующими способностями и знаниями, которые позволяют ему уверенно аргументировать в определенной сфере деятельности, эффективно и результативно действовать и ориентироваться в ней. Компетенцией является совокупность взаимосвязанных качеств личности, которые относятся к определенной направленности процессов и предметов, а также необходимые для результативной и качественной деятельности по отношению к ним [20, с. 35].
Компетентность И.А. Зимней определяет как «владение или обладание человеком соответствующей компетенцией, которая отражает его личностное отношение к ней и к окружающим предметам его определенной деятельности [20, с. 36].
С.И. Ожегов считает, что «Компетентность – это знание, осведомленность, авторитетность». По мнению Дж. Равена «Компетентность – это специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, способы мышления, понимание ответственности за свои действия» [16, с. 46]. В нашей работе мы будем придерживаться данного определения.
Л.А. Бессонова считает, что «Компетентность – это сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно». Основой суждения о компетентности человека является оценка и измерение конечного результата деятельности [8, с. 492].
В теории и практике современного образования существует несколько определений понятий компетентности:
– качество человека, который обладает всесторонними знаниями в какой–либо области, и мнение которого является веским, авторитетным;
– оперативный объем знаний и умений, приобретенный опыт, сформированные ценностные установки;
– осведомленность, авторитетность и полноправность;
– оценка, характеризующая человека как субъекта социальной деятельности;
– комплексная характеристика личности, отражающая результат освоения знаний, умений, навыков и отношений, которая проявляется в способности и готовности принимать ответственные решения в социально-ориентированной деятельности и включиться в определенную деятельность;
– системное качество индивидуальности взрослого, обеспечивающее успешность его деятельности в изменяющихся условиях;
– обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в определенной области, которая требует наличия понятийной системы, соответствующего типа мышления, который позволяет оперативно решать возникающие проблемы и задачи;
– совокупность коммуникативных, конструктивных и организационных умений, а также способность и готовность применять эти умения на практике [8, с. 493].
Исходя из данных определений, можно сказать, что компетентность – это наличие определенной совокупности знаний, умений, навыков и сведений, которые позволяют уверенно судить о чем-либо.
Для того чтобы более подробно исследовать нашу тему, необходимо также рассмотреть понятие правовой компетентности.
Правовая компетентность является целостностью правовых знаний, которые отражают правовую действительность и отношение человека к правовым явлениям. Правовая компетентность проявляется через положительную, соответствующую с законами общества установку по отношению к себе и к окружающим, которая приносит успех и результат от достигнутых итогов [8, с. 499].
Выводы по главе 1
Социализация имеет сложную структуру, включающую в себя: функции, компоненты, уровни, основные этапы, агентов, факторы и механизмы. Каждый из этих компонентов играет свою особую роль в процессе интеграции человека в общество. Социализация – сложный процесс, имеющий многоуровневую структуру, компоненты которой взаимодополняют друг друга. Тем не менее, социализация обладает лёгкой деформируемостью, что может негативно отразиться при каких–либо нарушениях протекания процесса.
Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.
Функции социализации раскрывают, и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности. В социализации личность выступает как объект социального воздействия. В процессе развития – личность выступает не только как объект, но и субъект социальных отношений, способный оказывать воздействие на другого человека и на себя, т.е. не сбрасывается со счетов активность самой личности.
Подростковый возраст – время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности – в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками. Это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникают потребность разобраться в окружающем и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности.
ГЛАВА 2 ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования сформированности социально-правовой компетентности родителей
Целью проведения эмпирического исследования стала проверка гипотезы, заключающей в себе предположение о том, что существует взаимосвязь между сформированностью правовых компетентности и социализации подростков.
В исследовании, организованном на базе СШ № 14 города Бобруйска, приняли участие 60 подростков в возрасте 16-17 лет (25 девочек и 35 мальчиков) и их родители. Все опрошенные школьники воспитываются в полных благополучных семьях.
Поставленная цель определила выбор диагностического инструментария:
Методика «Отношение к праву».
Методика «Отношение к праву» разработана Д.С. Безносовым в 2014 году для измерения различных видов отношения к праву как проявлению правового сознания.
Родителям предлагается ряд утверждений, которые они могут оценить одним из пяти вариантов ответов – от +2 до -2. Тестом диагностируется восемь видов правового сознания, которые подразделяются на две группы: правовую толерантность и правовую интолерантность. Правовая толерантность обозначена как правовой реализм, а правовая интолерантность – правовой скептицизм, правовой конформизм, правовой цинизм, правовой идеализм, правовой инфантилизм, правовой идеализм, правовой нигилизм.
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые помогут определить Ваше отношение к праву. Отвечайте только в бланке для ответов! Оцените, пожалуйста, предложенные утверждения по следующей системе:
«Совершенно согласен» +2 балла;
«Согласен» +1 балл;
«Трудно сказать, согласен или нет» 0 баллов;
«Не согласен» - 1 балл»;
«Совершенно не согласен» - 2 балла.
Методика исследования самоотношения (МИС).
В современной психологической науке существует около двух десятков популярных и широко применяемых методик, связанных с диагностикой эмоционально-оценочной подсистемы, большинство из которых созданы силами западных исследователей. Среди отечественных психологов наиболее популярны опросник самоотношения В.В. Столина и СР. Пантелеева (ОСО) и опросник СР. Пантелеева (МИС).
Методика исследования самоотношения (МИС) разработана Р.С. Пантелеевым (1989) и содержит 9 шкал.
Шкала 1 – внутренняя честность (открытость) включает в себя 11 пунктов с такими аспектами образа «Я», как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до осознания.
Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности «Я», повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.
Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую о себе информацию.
Шкала 2 – самоуверенность содержит пункты, задающие представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.
Положительный полюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности.
Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение.
Шкала 3 – саморуководство отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.
Высокий балл по шкале свидетельствует о том, что человек отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в его собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.
Низкие баллы свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.
Данная шкала по содержанию близка к психологической переменной, которую в литературе принято обозначать как локус контроля.
Шкала 4 – зеркальное «Я» (отраженное самоотношение) включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.
Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; с низкими значениями связано ожидание противоположных чувств по отношению к себе от другого.
Шкала 5 – самоценность.
Высокие оценки по этой шкале отражают заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно прилагаемую ценность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.
Выводы по 2 главе
В ходе исследования было выявлено, что родители часто пытаются отрицать правовые нормы, демонстрируя правовой скептицизм, они часто склонны подражать образцами и нормам поведения, принятым в подростковой группе. В целом можно также отметить, что нами выявлено юридическое бескультурье, безграмотность родителей, однако у взрослых сформирован правовой реализм и представления следственных связей «поступок – правовое наказание».
Самоотношение подростков можно охарактеризовать как избирательное. В привычной для себя ситуации испытуемые уверены в себе, способны к саморуководству, верят в доброжелательно отношение окружающих, ценят себя и способны к самопринятию и самопривязанности. Однако при изменении условий, возникновении затруднений появляется зависимость от средовых воздействий, сочетающаяся со снижением уверенности в себе, снижением способности к саморуководству, сомнениях в своих личностных качествах и достижениях.
Кроме того, следует отметить достаточно высокий уровень избирательности самоотношения. Испытуемые признают свои достоинства и учитывают свои недостатки. В целом они стремятся сохранить свои качества, однако от некоторых предпочли бы избавиться, что, на наш взгляд, отражает способность к адекватному самовосприятию. Однако относительно невысокий уровень самоценности позволяет предположить, что самокритика нередко не позволяет испытуемым оценить свои сильные стороны.
Большинство подростков имеют низкий и средний уровень выраженности показателей социально-психологической адаптации. В ходе анализа распределения испытуемых по низкому и высокому уровням исследуемых показателей было выявлено, что большинство испытуемых имеют низкий уровень адаптивности и эмоционального комфорта и средний уровень эмоционального дискомфорта, непринятия себя и непринятия других. Небольшое число испытуемых характеризуются низким уровнем выраженности эскапизма и доминирования и высоким уровнем лживости, внутреннего контроля и ведомости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремление проявить самостоятельность, реализовать себя является часто одной из причин, толкающих этих лиц на совершение асоциальных поступков. Ввиду того что активность лиц указанной категории достаточно высокая, несовершеннолетних легче в некоторых случаях склонить и к совершению преступления. Кроме того, их интеллектуальные и физические возможности представляют собой большой криминогенный резерв.
Правосознание человека не возникает с момента рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни. Вначале закладывается фундамент: под влиянием окружающей действительности у человека появляются представления о том, что можно делать, а чего – нельзя, о добре и зле, о необходимых правилах поведения. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему праву.
Само существование правовых явлений неразрывно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не будут осознанны человеком и не станут руководством к действию, точнее к правопослушному поведению. Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, ибо взаимосвязано с другими видами и формами сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто высокий уровень правосознания переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения этических категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и чести и т. д. Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь в некоторой степени может проявляться как во влиянии правосознания на право, так и наоборот – во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии –стадии правотворчества. Оно заключается в том, что правосознанипусть в незначительной степени но вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений.
Определяющее значение правосознания выражается в соблюдении правовых предписаний. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению их уровня. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания каждого члена общества.
Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие – свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
В ходе исследования было выявлено, что родители часто пытаются отрицать правовые нормы, демонстрируя правовой скептицизм, они часто склонны подражать образцами и нормам поведения, принятым в подростковой группе. В целом можно также отметить, что нами выявлено юридическое бескультурье, безграмотность родителей, однако у взрослых сформирован правовой реализм и представления следственных связей «поступок – правовое наказание».
Самоотношение подростков можно охарактеризовать как избирательное. В привычной для себя ситуации испытуемые уверены в себе, способны к саморуководству, верят в доброжелательно отношение окружающих, ценят себя и способны к самопринятию и самопривязанности. Однако при изменении условий, возникновении затруднений появляется зависимость от средовых воздействий, сочетающаяся со снижением уверенности в себе, снижением способности к саморуководству, сомнениях в своих личностных качествах и достижениях.
Кроме того, следует отметить достаточно высокий уровень избирательности самоотношения. Испытуемые признают свои достоинства и учитывают свои недостатки. В целом они стремятся сохранить свои качества, однако от некоторых предпочли бы избавиться, что, на наш взгляд, отражает способность к адекватному самовосприятию. Однако относительно невысокий уровень самоценности позволяет предположить, что самокритика нередко не позволяет испытуемым оценить свои сильные стороны.
В ходе исследования было выявлено, что родители часто пытаются отрицать правовые нормы, демонстрируя правовой скептицизм, они часто склонны подражать образцами и нормам поведения, принятым в подростковой группе. В целом можно также отметить, что нами выявлено юридическое бескультурье, безграмотность родителей, однако у взрослых сформирован правовой реализм и представления следственных связей «поступок – правовое наказание».
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М. : Гардарики, 2016. – 344 с.
2. Андреенкова, Н.В. Проблемы социализации личности / Н.В. Андреенкова // Социальные исследования. – 2008. – № 3. – С. 13 – 26.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 112 с.
4. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2016. – 345 с.
5. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании / В. Байденко // Высшее образование в России, 2004. – №1. – С. 3–13.
6. Беззубик, К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учеб. пособие / К.В. Беззубик. – М. : Изд-во: «Инфра–М», 2009. – 168 с.
7. Беличева, Г.В. Факторы правовой социализации / Г.В. Беличева // Перспективы науки, 2015. – № 11(74). – С.100.
8. Бессонова, Л.А. Профессионально – личностная компетентность как условие преодоления профессиональной деформации личности специалиста социальной работы / Л.А. Бессонова // СИСП, 2012. – № 1. – С. 490 – 501.
9. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей / М.Р. Битянова. – М. : ЭКСМО–Пресс, 2011. – 576 с.
10. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева – М. : Наука, 2017. – 351с.
11. Выготский, JI.C. Педология подростка / Л.С. Выготский // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М., 2000. – С. 232–285.
12. Газман, О.С. Педагогика свободы путь в гуманистическую цивилизации XXI века / О.С. Газман // Классный руководитель. – 2010. – №3. –С. 6-33.
13. Гермогенова, М.Д. Теория и методика работы социального педагога / М.Д. Гермогенова.– Якутск : Модерн, 2017. – 426 с.
14. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2014. – 333 с.
15. Гуткина, Н.В. Правовая воспитанность как результат правового воспитания / Н.В. Гуткина // 21 век: фундаментальная наука и технологии. – 2015. – №7. – 69 с.
16. Гутырчик, Е.В. Профессиональная компетентность как управленческая категория / Е. В. Гутырчик // Кіраванне ў адукацыі, 2016. – № 8. – С. 46-48.
17. Дронова, Е.Н. Социально-педагогическая поддержка подростков в деятельности социального педагога общеобразовательной школы. : дис. канд. пед. наук / Е.С. Дронова. – Барнаул, 2014. – 200 с.
18. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М. : КСП, 2016. – 199 с.
19. Евграфова, И.Н. Социально–педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации. : дис. д–ра. пед. наук / И.Н. Евграфова. – М., 2011. – 187 с.
20. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
21. Кайгородова, Л.А. Коммуникативная компетенция личности /Л.А. Кайгородова. – М. : ЭКСМО, 2008. – 364с.
22. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. – СПб : Изд–во РГПУ, 2016. – 429 с.
23. Ковалева, А.И. Социализация / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 1. – 34–41 с.
24. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г.: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: Одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г. (в ред. от 19.07.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс]. – Минск, 2016.
25. Кон, И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. – М. : Моск. психол-социал. ун., Воронеж: МОДЭК, 2018. – 402 с.
26. Кондратьев, М.Ю. Социальная психология / М.Ю. Кондратьев. – М. : Психологический лексикон, 2015. –339 с.
27. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
28. Кочемасова Л.А. Профессиональная компетентность социального работника: модель, технология, инноватика развития : монография / под науч. ред. С.В. Сальцевой. –Оренбург: Экспресс-печать, 2013. – 228 с.
29. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы / Л.П. Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.– 92 .
30. Лобанок, Т.С. Приобщаемся к нравственной и правовой культуре: пособие для педагогов, руководителей учреждений / Т.С. Лобанок. – М. : Мозырь, 2005. – 298 с.
31. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика / Т.В. Лодкина. – М. : Академия, 2016. – 208 с.
32. Методика и технология работы социального педагога в общеобразовательном учреждении: учебное пособие; составитель Г.Ю. Титова; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 72 с.
33. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М. : Гардарика, 2014. – 315 с.
34. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – M. : ВЛАДОС, 2017. – 399 с.
35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учеб. пособие / Л.Ф. Обухова. – М.: Пед. о–во России, 1999. – 302 с.
36. Олиференко, Л.Я. Социально–педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга. – М. : Академия, 2015. – 256 с.
37. Островская, О.Л. Педагогические знания родителям / О.Л. Островская. – М.: Просвещение, 2018. – 245 с.
38. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М. : ИНФРА–М, 2009. — 272 с.
39. Парыгин, Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 602 с.
40. Петровский, А.В. Социальная психология / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова. – М. : ВЛАДОС, 2017. – 426 с.
41. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 20 декабря 2006 г.: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г.: Одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 г. (в ред. от 19.07.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс]. – Минск, 2016.
42. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2003. – 624 с.
43. Реан, А.А. Социализация личности / сост. Л. В. Куликов. – СПб. : Академия, 2010. – 224 с.
44. Решетников, В. А. Компетентностный или социокультурный подход: необходимость синтеза / В.А. Решетников // Социогуманитарное образование в России : проблемы и перспективы : сб. науч.–метод, тр. – Иркутск : НЦ РВХ ВСНЦСО РАМП. – 2007. – С. 11-17.
45. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко// Народное образование. – 2007. – №4. – С. 138-145.
46. Серова, И.С. Правовая компетентность подростков детского дома / И.С. Серова. – М. : Медведи, 2010. – 58 с.
47. Соколов, А.В. Феномен социально–культурной деятельности : монография / А.В. Соколов. – СПб. : Изд-во СПбГУП, 2013. – 300 с.
48. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 416 с.
49. Социальная психология / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова. – М. : Просвещение, 2007. – 224 с.
50. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. – Ростов н / Д. : Феникс, 2013. – 380 с.
51. Стуканов, В.Г. Наружная социальная реклама как средство правового воспитания // Вести БГПУ. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. 2016. – № (87). – С. 13-19.
52. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. проф. П.Д. Павленка. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 596 с.
53. Технологии социальной работы: учебник / Т.В. Шеляг [и др.]; под общ.ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА–М, 2014. – 399 с.
54. Технология социальной работы / под ред. И.Г. Зайнышева. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 240 с.
55. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : учеб. и практикум для акад. бакалавриата / А. М. Прихожан. – М .: Юрайт, 2016. – 317 с.
56. Украинец, П.П. Социальная работа: теория и организация / П.П. Украинец. – Минск : Асвета, 2017. – 288 с.
57. Факторы социализации личности учащихся в условиях современного промышленного города : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (26 ноября 2009 г.) / отв. ред. Т.Е. Сергеева. – Орск : Издательство ОГТИ, 2009. – 83 с.
58. Федорова, Г. Повышение компетентности: внутренние резервы // Обруч / Г. Федорова. – 1999. – №4. – С. 38-39.
59. Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого–педагогические проблемы новой школы / Д.И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал. – 2010. – №2(4). – С.6–11.
60. Хасанова, С. А. Правовое воспитание старших подростков в средней общеобразовательной школе: дис. канд.пед.наук : 13.00.01 / С.А. Хасанова; Сургут. гос. пед. ун–т. Сургут, 2007. – 194 с.
61. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М. : Наука, 2014. – 348 с.
62. Шептенко, П.А. Социально-педагогическая поддержка школьников в работе социального педагога / П.А. Шептенко. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2014. – 120 с.
63. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. – М., 1997. – С. 313-320.
64. Яковлева, А.Н. Социализация школьников / А.Н. Яковлева, А.Г. Корнилова. – Якутск, 2013. – 541 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики сформированности правосознания родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика исследования самоотношения «МИС» (Пантилеев).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики адаптации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты изучения по опроснику МЛО—АМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Данные по итогам методики TOSCA.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты статистического анализа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты