Правовой статус учителя в Республике Беларусь и Федеративной Республике Германии
МИТСО (Международный университет) Витебский филиал
Диплом
на тему: «Правовой статус учителя в Республике Беларусь и Федеративной Республике Германии»
по дисциплине: «Правоведение»
2020
251.00 BYN
Правовой статус учителя в Республике Беларусь и Федеративной Республике Германии
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 80.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СТАТУС УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 Ретроспективный анализ правового статуса учителя
1.2 Педагогический работник в мировых образовательных системах
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие педагогического работника как участника образовательных отношений
2.2 Характеристика правового статуса педагога в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ СТАТУСА УЧИТЕЛЯ
3.1 Правовое положение учителя в ФРГ
3.2 Сравнительный анализ правового положения педагога в Республике Беларусь и ФРГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня актуальность приобретают отношения координации в сфере образования, когда педагог, с одной стороны, стремится внедрить инновации в высших учебных заведениях, а с другой стороны, удовлетворяет свой частный интерес в образовательном и научном совершенствовании, получая при этом вознаграждение по гражданско-правовому договору параллельно с получением заработной платы по трудовому договору.
В научной литературе по образовательному праву и комментариях к образовательному законодательству речь идёт преимущественно о публично-правовом статусе педагога. Чаще всего анализируются правоотношения, имеющие субординационный характер и основанные на принципе «власть – подчинение».
Для системы общего образования характерно многообразие правовых статусов педагогов. Их содержание существенно зависит от типа и вида образовательного учреждения, от категории детей, с которыми работает педагог, от статуса учредителя, отраслевой принадлежности образовательного учреждения, от внедрения инновационных технологий, наличия экспериментальной деятельности и квалификационной характеристики должности педагогического работника.
Объём основных прав и свобод педагогического работника системы общего образования, гарантированных Конституцией Республики Беларусь, дополняется нормами гражданского, трудового, административного, пенсионного, санитарного и образовательного законодательства. Нормы гражданского, административного права и актов в сфере образования определяют общие границы реализации правового статуса.
Анализ законодательства в системе трудовых и пенсионных правоотношений позволяет выделить значительную дифференциацию правового статуса педагогических работников, существенные противоречия, пробелы правового регулирования и ограничений в реализации прав и свобод личности при широком видовом разнообразии их должностей.
При этом особую актуальность приобретает учет и анализ зарубежного законодательства в данной области, в частности, опыта ФРГ относительно правового статуса педагога.
Обращение к опыту немецкой школы актуально по нескольким причинам:
1) исторический опыт развития методологических подходов одной из ведущих педагогик привнес в практику образования и воспитания базовые теории, явившиеся основой для разработки многочисленных авторских концепций и методик в современных школах;
2) наличие дихотомического противоречия: существование обобщенного и систематизированного опыта школ в Германии и ФРГ и недостаточная представленность последнего в исследованиях;
3) тенденция к усилению антропоцентризма в обществоведческой теории, ее практическом воплощении;
4) гуманистическая ориентация исторических, экономических, правовых, социокультурных факторов на человека, на создание условий для его максимальной самореализации;
5) развитие качественно нового типа отношений «человек - природа», характеризующегося коэволюцией социального и биологического (появление экологии школы, экологии воспитания);
ГЛАВА 1 СТАТУС УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 Ретроспективный анализ правового статуса учителя
История общественной мысли дает представление о многообразии точек зрения на образование в целом и место и роль педагога в нем, в частности. Личность педагога всегда вызывала огромный интерес у представителей философских и психологических наук. Свои исследования этой теме посвятили великие отечественные мыслители и общественные деятели Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.С. Соловьев, Н. Бердяев [8, с. 184].
Выделение профессии учителя в отдельный вид общественной деятельности достигает своих корней еще в период расширения на белорусских землях грамотности. Однако доминирование в образовательном деле церкви сделало этот процесс чрезвычайно продолжительным и довольно сложным. О том, насколько остро стоял этот вопрос, свидетельствует тот факт, что практически все пресловутые отечественные мыслители ХІІ-XVIII вв. обращались к указанной проблематике и их размышления на этот счет даже сейчас не потеряли свое значение.
Вместе с тем, несмотря на очевидную актуальность данной темы, она так и не стала предметом отдельного научного анализа в отечественной и зарубежной историографии. Подтверждением же того, что уже во времена первых древнерусских княжеств на восточнославянских землях большое внимание уделялось просветительскому делу, содержится в «Повести временных лет», где отмечалось следующее – «Велика бо бывать полза от ученья книжного; книгами ведь кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость ведь обретаем и въздержанье от словесъ книжныхъ... Аще ведь поищеши в книгахъ мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей. Иже ведь книгы часто чтеть, то беседуеть с богом или святыми мужи» [7, с. 40].
Из данного отрывка хорошо видно, что Нестор отдавал предпочтение самообразованию и религиозно-нравственному воспитанию. Последнее, кстати, тогда считалось первичным, тогда как сам учебный процесс овладения полезными для повседневной жизни знаниями являлся второстепенным. Исходя из этого очевидно-на первоначальном этапе становления в регионе наставничества как отдельного вида деятельности речь скорее должна идти о воспитателе. Причем подобное отношение к просвещению очень сближало функции родителей и учителей. Обращаясь к первым Иоанн Златоуст писал: «Если ты хорошо воспитаешь своих детей, а эти своих, то до пришествия Христа пройдет твое воспитание, и ты за все это получишь награду “ Как положившій начало и корень доброму плоду».
Рекомендации же вторым звучали очень созвучно-Киевский митрополит Михаил в конце Х в. призвал учителей: “Учити юные дети, якоже словесемь книжнаго разума, такожде и благонравию, и в правде и любви, и зачялу премудрости страха Божию, чистоте и смиреномудрию; учити же их не яростию, ни жестокостию, ни гневом, но радостовидным страхом и любовным обычаем, и слатким проучением, и ласковым разсуждением...” [3, с. 102].
Акцент на нравственное воспитание помимо прочего был вызван тем, что тогдашнее Просвещение было неразрывно связано с религией. Школы, как правило, располагались при монастырях, учителями здесь работали местные монахи, а основы письма, чтения и числа давались исключительно по богослужебным книгам. При таком подходе, разумеется, пока еще невозможно говорить о существовании какой – то отдельной профессии учителя-для священников и монахов это был лишь один из видов пастырской деятельности, направленный на расширение учения Христа в широких кругах населения.
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие педагогического работника как участника образовательных отношений
Учитель – главное действующее лицо в решении проблем становления гражданского общества средствами системы образования, формирования гражданина, который или будет членом гражданского общества, или его интересы на всю оставшуюся жизнь будут вне интересов становления гражданского общества.
Интенсивная модернизация и реформирование сферы образования происходит в последнее время в большинстве развитых стран мира. Образовательное законодательство, по сравнению с другими законодательными системами, охватывает «более широкий спектр объектов регулирования, включая человеческие личности, обладающие разным статусом в процессе образования…».
Одним из таких объектов регулирования является статус учителя. Роль учителя, значимость педагогической профессии в современных условиях резко возрастает.
Учитель – это ключевая фигура при любом социальном устройстве государства и во все времена развития человеческой цивилизации прежде всего как носитель общечеловеческих ценностей (мир, толерантность, ненасилие и других). Учителя, как и преподаватели вузов, обладают мощным эффектом общеобразовательного, воспитательного, психологического и иного воздействия на формирование будущих поколений.
Современные тенденции развития человеческого сообщества требуют особого внимания со стороны государства к профессии учителя, его правовому и социальному статусу. На международном уровне статус учителя определен в двух нормативных актах ЮНЕСКО.
В Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ «О положении учителей» (принята 05.10.1966 Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей) признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитии человеческой личности и современного общества. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена общественным уважением.
На международном уровне определены такие профессиональные свободы учителя как: участие в разработке новых программ, учебников и учебных пособий; обжалование необоснованных (по мнению учителя) оценок его работы; ограждение учителя от необоснованного вмешательства родителей в сферу профессиональных обязанностей учителя.
В статьях Рекомендации перечисляются права учителей на различные привилегии и пособия (за выслугу лет, по старости, по уходу за ребенком и другие) и их обязанности. Рекомендация ЮНЕСКО о положении учителей является своеобразным международным стандартом статуса учителей. ЮНЕСКО провозгласила 5 октября, день открытия конференции, Международным днем учителя [4, с. 184].
В различных странах с учетом Рекомендации были внесены коррективы в национальное законодательство по вопросам прав и статусных характеристик учителей. Созданы и действуют признанные мировым научным сообществом и государствами международные критерии статуса профессорско-преподавательского персонала высших учебных заведений.
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ СТАТУСА УЧИТЕЛЯ
3.1 Правовое положение учителя в ФРГ
Формирование нормативно-правовой основы единой образовательной системы в Европе при унификации системообразующих правил столкнулось с проблемой вариативности внутринациональных традиций стран-участниц Болонского процесса, имеющих разный историко-культурный базис.
Норма права как надстроечный элемент впитывает в себя и отражает политические реалии и парадигмальные установки соответствующего этноса, требования эпохи. Все страны, включая и Россию, в Болонском процессе оказались в качестве и «преобразователей» и «преобразуемых».
Правовая национальная система стран зависит от ряда параметров, в частности, от формы государства, политического режима, господствующей правовой и педагогической идеологии.
Как в унитарном, так и в федеративном государстве первичным источником права об образовании является закон, но основной формой закрепления нормы права в унитарном государстве является – распоряжение Министерства образования (Департамента просвещения), а в федеративном – закон субъекта федерации.
Норма права по вопросам образования, закрепленная в постановлении профильного министерства для централизованного государства и в законе субъекта федерации для децентрализованного, составляет закон, поэтому данные нормативные акты являются самыми популярными, «силовыми «, эффективно действующими. В странах с нестабильной экономикой силу закона имеет нормативный акт, исходящий от государственного исполнительно-распорядительного аппарата в силу действия сильных патриархальных традиций, неурегулированности отношений образования на законодательном уровне либо отсутствия профильного закона [36, с. 275].
Италия и Франция – республики с унитарной формой государственного устройства, в них система образования фактически находится в совместном ведении центральных и региональных властей; Германия – федерация, для которой характерна децентрализация управления образованием; Великобритания – монархическое государство, законодательство которого основывается на нормах «написанной конституции», статутах, многовековых правовых обычаях и судебных прецедентах.
Так как Россия – федеративная республика, то наиболее ценным для нее является опыт Германии. Форма правления Германии – парламентская республика, форма государственного устройства – симметричная федерация. Государство состоит из 16 частично независимых земель [36, с. 348].
Федеральный центр осуществляет общее руководство образованием. Министерство образования ФРГ разрабатывает концепцию образовательной политики, определяет общенациональные юридические рамки функционирования системы образования, выделяет средства на расширение вузов и создание современной инфраструктуры для эффективной деятельности вузов.
Текущее управление образованием по Конституции находится в компетенции правительств земель и регулируется соответствующими законами земель об образовании, составленными на основе Федерального Рамочного закона. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляется земельными профильными министерствами и касается, прежде всего, финансовых и административных (кадровых) вопросов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в ходе написании дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию законодательства в области правового регулирования статуса учителя в Республике Беларусь.
Во второй половине ХІХ – начале ХХ в. в духовно-культурной жизни Беларуси происходили динамичные изменения. Расширение сети общеобразовательных учреждений привело к численному росту учительской интеллигенции.
Закономерно встал вопрос о формировании социально-правового статуса преподавателя – главной фигуры средней школы. Штатные учителя гимназий, прогимназий и реальных училищ являлись государственными служащими, чиновниками со всеми вытекающими из этого последствиями.
Большинство учителей имели университетское образование и достаточно высокий социальный статус. Их характеризовало относительно твердое и хорошее материальное положение: учительский труд в средней школе относился к разряду высокооплачиваемых, а также давал определенные социальные гарантии, прежде всего это касалось пенсионного обеспечения, отдыха, льгот на воспитание детей и др.
Была создана система нормативных отношений, которая определяла круг прав и обязанностей учителей (непосредственно при определении на службу и перемещениях, в учебно-воспитательной деятельности, по отношению к государственным органам, учебному руководству и др.).
Преподаватели гимназий, прогимназий и реальных училищ имели гораздо больше прав по сравнению с учителями низших учебных заведений: преимущественно они награждались чинами, орденами и денежными пособиями, имели право на ношение форменной одежды, были в основном освобождены от воинской повинности и др.
Вместе с тем осознанное решение посвятить свою жизнь педагогической деятельности, наполненной успехами и трудностями в профессиональном и эмоциональном плане, – это смелый и достойный выбор, характерный для физически и умственно сильных людей, компетентных и преданных своему делу.
Критический и одновременно творческий подход к использованию зарубежного опыта в сфере образования (в том числе по вопросу о правовом статусе педагогических работников) должен быть основным методологическим принципом его исследования.
Требуется детальное изучение и анализ зарубежного опыта в этом вопросе, серьезные исследования, которые позволят воспользоваться их результатами и обоснованными положениями в процессе реформирования сферы образования в белорусском государстве.
На международном уровне статус учителей определен в двух нормативных актах ЮНЕСКО.
В Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ «О положении учителей» (принята 05.10.1966 Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей) признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитии человеческой личности и современного общества. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена общественным уважением.
Рекомендация ЮНЕСКО о положении учителей является своеобразным международным стандартом статуса учителей. ЮНЕСКО провозгласила 5 октября, день открытия конференции, Международным днем учителя.
1. Афанасьев, А.Н. Болонский процесс в Германии / А.Н. Афанасьев // образование сегодня, 2003. № 5. С. 54–57. 3. Германская система образования: Справка // Отечественные записки. – 2002. № 2. С. 189–191.
2. Бакушкина, Е.М. Взгляды Н. И. Пирогова на обучение в Германии: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 Санкт-Петербург, 2007. – 163 с.
3. Белинский, В.Г. Педагогическая деятельность // Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. – М., «Художественная литература «, 1976. – Т. 3.
4. Борзилова, Л.В. Право и образование как ретрансляторы социального опыта (система образовательного права школы РФ) / Л.В. Борзилова // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук (Георгиевск, 15-17 декабря, 2009 г.): материалы II международной заочной научно-практической конференции. Георгиевск: Георгиевский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет «, 2009. С. 183–187.
5. Буткевич, В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960–1990 гг.): автореф. дис. к.п.н.: (13.00.01) / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина. – М., 1994. – 775 с.
6. Волохова, Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации: Монография / Е.Д. Волохова., Ю.С. Алферова М.: Готика, 2004. – 240 с.
7. Галузяк, В. М., Сметанский Н. И. Проблема личной референтности педагога// Педагогика. – 1998. - № 3. – С.36- 42.
8. Глухова, Е.М. Философско-педагогическая концепция В. С. Соловьева в контексте его философской системы «всеединства «.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 1998, 236 c.
9. Гончарова, С.Б. Эволюция культурно-воспитательного идеала в русской педагогике XVIII - XIX вв.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Ростов н/Д, 2001, 138 c.
10. Добролюбов, Н.А. О значении авторитета в воспитании (мысли по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова) // Н. А. Добролюбов. Собрание сочинений в трех томах. Том первый. Статьи, рецензии и заметки (1853-1858). – М., «Художественная литература «, 1986.
11. Додонов, В. И. Бердяев Правовой статус педагога в мировых образовательных системах // Педагогика. – 1994. – № 3. – С. 73-75.
12. Зубков, ИВ. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870–1916. Москва: Новый хронограф; 2010. – 528 с.
13. Зязюн, І. Інтелектуально творчий розвиток особистості в умовах неперервної освіти // Неперервна професійна освіта: проблеми, пошуки, перспективи. – К., 2000.
14. Извлечение из Устава о воинской повинности. В: Фальборк ГА, Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. 1899–1911. Том 1. Санкт-Петербург: Знание; 1899. с. 1–713.
15. История России в новейшее время (1945– 1999) / под ред. А.Б. Безбородова. – М.: Олимп; АСТ, 2000.
16. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1982. – 720 с.
17. Клименко, В. А. Образование в современном обществе: проблемы и перспективы развития: монография / В. А. Клименко. - Минск: БНТУ, 2007. - 295 с.
18. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» и иные нормативные правовые акты в сфере образования, принятые во исполнение Кодекса [Электронный ресурс]: электронная книга в формате Word соответствует эталонному банку данных правовой информации Республики Беларусь / сост. Л. И. Липень. - Минск : Дикта, 2020.
19. Кодекс Республики Беларусь об образовании : 13 января 2011 г. N 243-З : [принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года : одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года] : в Кодекс с 13 декабря 2011 г. изменения не вносились : [ текст по состоянию на 15 марта 2012 г.]. - Минск: Амалфея, 2012. - 489 с.
20. Козырин, А.Н. Международное сотрудничество в сфере образования: к разработке концепции интегрирующего федерального закона об образовании /А.Н. Козырин // Ежегодник российского образовательного законодательства. М.: ФГУ «ФЦОЗ «, 2007. Т. 2. С. 166–175.
21. Коняева, И.М. Философско-педагогические идеи И. А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Рязань, 2009. – 187 c.
22. Корчинский, И. Личность учителя в истории международного права. Гродно: Губернская типография; 1991. 12 с.
23. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
24. Митина, Л. М., Рысинский, С. Учитель как личность и профессионал. – М.: Просвещение, 1994. – 140 с.
25. Носкова, Н.Ф. Л.Н. Толстой и С.А. Рачинский о личности учителя//Среднее профессиональное образование. – 2009. – Вып. №3. – С. 81–83.
26. О пенсиях и единовременных пособиях по учебной части министерства народного просвещения. В: Фальборк ГА, Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. 1899–1911. Том 2. Санкт-Петербург: Знание; 1901. с. 715–1538.
27. О принятии в гражданскую службу и определении к должностям. В: Фальборк ГА, Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. 1899–1911. Том 2. Санкт-Петербург: Знание; 1901. с. 715–1538.
28. Об увольнении в отпуски, от должностей и от службы. В: Фальборк ГА, Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. 1899–1911. Том 2. Санкт-Петербург: Знание; 1901. с. 715–1538.
29. Образовательное законодательство зарубежных стран / Сост.: Ю.А. Кудрявцев, И.Ю. Егорова, О.Л. Ворожейкина, В.Ф. Пугач, Л.Н. Тарасюк (Под ред. В.М. Сырых). М.: Готика, 2003. – 560 с.
30. Ограничения для лиц, состоящих на службе. В: Фальборк ГА, Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. 1899–1911. Том 2. Санкт-Петербург: Знание; 1901. с. 715–1538.
31. Онищенко В.Л. Проблема правового статуса учителя.: Дис. канд. филос. наук: 09.00.03: Краснодар, 1998, 157 с.
32. Поцелуев В.А. История России ХХ столетия: Основные проблемы. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 665 с.
33. Правила об испрошении Высочайших наград. Извлечения из утвержденных орденов и других знаков отличия. В: Фальборк ГА, Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. 1899–1911. Том 2. Санкт-Петербург: Знание; 1901. с. 715–1538.
34. Родевич, М. В. Педагогическая деятельность в международном праве: Тип. доктора М. А. Хана; 1884. – 88 с.
35. Романюк, Л.В., Скударева Г.Н. Социально-правовой статус учителя в зарубежных странах. – 2012. – №1. – С. 191–196.
36. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в ФРГ. – М.: Просвещение, 2016. – 640 с.
37. Соколова Л. Б., Науменко Н. М. Педагогические условия актуализации потребности учителя в развитии культуры педагогической деятельности (по материалам исследований В.А. Сухомлинского) // Омский научный вестник. – 2008. – Вып. №2–66. – С. 109–112.
38. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В.А. Сухомлинский., Е.А. Юртаевой – М.: Просвещение, 1979. – 393 с.
39. Сучков, И.В. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX–XX веков. Отечественная история. 1995. – С. 62–77.
40. Толмачева, Т. П. Педагогические взгляды К. Н. Вентцеля: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – М., 1992. – 16 с.
41. Толстой, Л.Н. Сборник статей: пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1955. – С. 58.
42. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1989. – 292 с.
43. Чернышевский, Н.Г. Очерк научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории. Общий характер элементов, производящих прогресс// Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. – Т.10. – М., 1951, С. 913.
44. Ягофаров, Д.А. Методология и методика сравнительно-правовых исследований в области образовательного права / Д.А. Ягофаров // Право и образование, 2004. № 1. С. 17–25.
45. Янкелевич, Р. К., Юровский Р. Ф. К вопросу о личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе. – Гродно: ГрГАУ, 2004. – 96 с.
46. Основной закон Федеративной Республики Германия 1949 года // Избранные конституции зарубежных стран / Сост. Б.А. Страшун. М.: Юрайт, 2011. – 291 с.
47. Рамочный закон о праве чиновников от 1 июля 1957 года в новой редакции от 27 февраля 1985 года. / под ред. А.Б. Безбородова. – М.: Олимп; АСТ, 2000. – 641 с.
48. Шахов, А.В. Педагогический работник. / А.В. Шахов. – Мн.: Амалфея. – 2016. – 517 с.
49. Яблоков, С.Л. Учитель и его правовой статус в международном праве. / С.Л. Яблоков. – М.: ЮНИОН. – 2013. – 523 с.
50. Янукович, Г.В. Международное право: уч. Пособие. / Г.В. Янукович. – М.: ЮНИОН. – 2017. – 871 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 80.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты