Финансовое обеспечение конкурентоспособности
ВГТУ (Витебский государственный технологический университет)
Диплом
на тему: «Финансовое обеспечение конкурентоспособности»
по дисциплине: «Финансы предприятия»
2020
251.00 BYN
Финансовое обеспечение конкурентоспособности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Финансы предприятия
Организация: Витебские ковры, ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 84.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» и их содержание
1.2 Финансовое обеспечение конкурентоспособности и факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ВИТЕБСКИЕ КОВРЫ»
2.1 Краткая характеристика организации и анализ основных показателей её деятельности за 2018-2019 гг.
2.2 Анализ конкурентной среды
2.3 Матрица SWOT-анализа ОАО «Витебские ковры»
2.4 Анализ конкурентоспособности ОАО «Витебские ковры» методом пяти сил М. Портера
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ВИТЕБСКИЕ КОВРЫ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства.
Конечная цель всякого предприятия – устойчивая конкурентная позиция на рынке.
Содержательная сущность конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более количественного определения. Помимо того, объектом анализа конкурентоспособности чаще всего является товар, а не вся деятельность предприятия. Теория конкурентоспособности предприятия и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хек-шера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности предприятий внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности предприятий, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.
Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся экономическую ситуацию, определить положение предприятия на рынке, выявить слабые места организации, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте.
Теоретическая и практическая значимость изучения конкурентоспособности предприятий, расширение предприятий текстильной отрасли предопределили выбор темы дипломной работы, ее цели и состав исследуемых в ней проблем.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» и их содержание
Экономическая результативность отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов неразрывно связана с конкуренцией. Определение сущности конкуренции, ее функций и видов необходимо для выбора оптимального рыночного поведения и достижения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
В общетеоретическом смысле конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства.
Такое столкновение при рыночных отношениях неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаропроизводителями в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание – экономический закон товарного хозяйства [20].
Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами фирмы-изготовители и фирмы услугодатели.
Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара (услуги). При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен. Поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется «свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров» [20].
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества.
Наряду с поведенческой трактовкой в 19 и особенно в 20 веке получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Третий подход к определению конкуренции является функциональным.
Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но, если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии [20].
Ф. Фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее процедурой открытия. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое – становится явным. Скажем, в условиях типичной для реального рынка нехватки информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция «открывает», какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик [20].
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ВИТЕБСКИЕ КОВРЫ»
2.1 Краткая характеристика организации и анализ основных показателей её деятельности за 2018-2019 гг.
Открытое акционерное общество «Витебские ковры» является предприятием смешанной формы собственности без иностранного участия с преобладающей долей государства (51,1%) в уставном фонде. Входит в состав Белорусского государственного концерна легкой промышленности.
ОАО «Витебские ковры» является правопреемником Витебского производственного коврового объединения им.50-летия БССР и создано в феврале 1994 года путем преобразования последнего в ОАО. Основано в 1947 году на базе льнопрядильной фабрики «Двина», которая в свою очередь была построена в 1900 году бельгийскими акционерами.
В августе 1947 года были выпущены первые метры ковровой дорожки «Букле» и плюша, а к 5 ноября этого же года пущена первая очередь коврово-плюшевого комбината. Были смонтированы и освоены 27 плюшевых и 73 ковроткацких станка.
В 1957 году была осуществлена реконструкция и расширение производств. Демонтировались коврово-плюшевые станки, оборудованные для набивных ковров. Взамен их производился монтаж 43-х английских аксминстерских коврово-ткацких станков с комплектующим их оборудованием.
В 1977 году на комбинате освоен выпуск прошивных ковровых изделий с рельефным рисунком, в 1980 году выдал первую продукцию цех по выпуску изделий способом печати. В этом же году закончилось строительство мастерской по изготовлению шаблонов для печатного цеха.
В феврале 1994 года Витебское производственное ковровое объединение преобразовано в открытое акционерное общество «Витебские ковры».
В общем, в организационной структуре управления предприятием ОАО «Витебские ковры» находит свое отражение минимально необходимое количество ступеней и звеньев управления, взаимосвязанных между собой (приложение А). Данная структура является экономичной и создает предпосылки для оперативного управления, взаимосогласованной работы всех структурных подразделений организации.
Принципы построения организационной структуры управления, следующие: возглавляет ОАО «Витебские ковры» дирекция, которая управляет деятельностью предприятия. Она подотчетна наблюдательному совету и общему собранию акционеров.
Во главе ОАО «Витебские ковры» находится линейный руководитель, т. е. генеральный директор. Он и является ответственным за деятельность предприятия. В его подчинении находятся функциональные подразделения, разрабатывающие планы работ, программы, производственные решения. Генеральный директор ответственен за деятельность предприятия. В его подчинении находятся следующие линейные руководители:
1) главный инженер;
2) заместитель генерального директора по экономике;
3) главный бухгалтер;
4) заместитель генерального директора по коммерческим вопросам;
5) заместитель генерального директора по кадрам и режиму;
6) заместитель главного директора по идеологической работе и социальным вопросам.
В состав управления входят следующие функциональные подразделения: административный аппарат управления (генеральный директор и его заместители, главный инженер и др.); технический отдел; лаборатория по контролю производства; отдел охраны труда; лаборатория электрофизических измерений;
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ВИТЕБСКИЕ КОВРЫ»
Создание коврового холдинга Беларуси есть в ближайших планах концерна «Беллегпром». Холдинг может быть создан путем реорганизации ОАО «Витебские ковры» с присоединением к нему ОАО «Ковры Бреста».
Стало известно, что ОАО «Витебские ковры» с аукциона в отсутствие других покупателей приобрело имущественный комплекс «Ковров Бреста» за 7,15 миллиона рублей — по начальной цене, увеличенной на 5 процентов.
Укрупнение бизнеса в сегодняшних реалиях облегчает производителям работу на рынке. Это даст им возможность вместе продвигать свою продукцию, не конкурируя друг с другом, чутко реагировать на изменение конъюнктуры, более точно прогнозировать спрос и отвечать на него.
К тому же холдингу будет проще маневрировать с ассортиментом, разнообразить его с учетом возвращающегося спроса на ковровые изделия с натуральными волокнами, и не только на азиатских рынках. Удаленность предприятий друг от друга не пугает концерн, ведь сегодня холдинги работают и в межстрановом пространстве.
Как говорится в сообщении концерна «Беллегпром», эта сделка - шаг на пути создания в стране единого коврового производства.
Это позволит объединить не только технологический, но и кадровый потенциал обоих предприятий, что, безусловно, сделает продукцию более конкурентноспособной, обеспечит предсказуемое, долгосрочное развитие ковровой отрасли страны
«Ковры Бреста» - на 99% государственное ОАО. Срок санации, то есть оздоровления предприятия, когда оно должно было рассчитаться с кредиторами и выйти на устойчивую прибыльную работу, уже закончился. Если бы сделка не состоялась, брестский ковровый ждала бы ликвидация.
«Витебские ковры» концерн характеризуют как финансово устойчивую и прибыльную компанию. У этого предприятия 51,1% акций в уставном фонде принадлежит государству. Покупка брестского коврового комбината — это возможность нарастить мощности. Ежегодно «Витебские ковры» отправляют на экспорт 70-90% своей продукции.
Сейчас предприятие находится в переходном периоде: идет процесс инвентаризации и передачи имущества и активов от одного юридического лица другому.
Уже зарегистрирован филиал «Брестские ковры» ОАО «Витебские ковры». Основные кадры при желании останутся работать.
Для филиала «Брестские ковры» представится возможность:
- определить новую стратегию развития, единую с холдингом;
- оптимизировать финансовую нагрузку за счет внутреннего кредитования, более эффективного управления денежными потоками и финансового контроля;
- получить защиту от неблагоприятного внешнего воздействия;
- увеличить объемы реализации продукции и своих услуг;
- снизить затраты на реализацию продукции и услуг;
- снизить расходы на рекламную деятельность и другие каналы распространения продукции;
- увеличить количество клиентов и выйти на новые сегменты рынка;
- улучшить качество бизнеса.
Для ОАО «Витебские ковры», головной организацией которой, осуществление процесса вхождения в его состав «Брестские ковры» выгодно по следующим причинам:
- возможность вложения средств в инвестирование в «Брестские ковры» с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него;
- проведение общей рекламной политики;
- усиление борьбы с конкурентами благодаря своей объединенной, консолидации (совместное лоббирование интересов, контроль за определенной долей рынка).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении важно сказать, что проблема конкурентоспособности является одной из центральных проблем, от решения которой зависит многое в деятельности предприятия. Анализ конкурентоспособности предприятия и его продукции, показывает основные факторы коммерческого успеха.
В результате написания работы по первой главе сделали вывод о том, что конкуренция – это соперничество между людьми, предприятиями, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Предметом конкуренции является товар (услуга) с помощью которого предприятие стремится завоевать потребителя, являющегося объектом конкуренции. Были рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности. Определены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия ОАО «Витебские ковры».
Во второй главе была дана краткая характеристика и анализ ассортимента предприятия ОАО «Витебские ковры», проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия, анализ конкурентной среды, SWOT – анализ, анализ конкурентоспособности методом пяти сил Портера.
В третьей главе разработаны пути повышения конкурентоспособности ОАО «Витебские ковры»:
1. Увеличение объемов реализации ковровых изделий путем расширения канала сбыта.
2. Увеличение объемом реализации путем выполнения индивидуальных заказов населения на пошив ковровых изделий
3. Разработка рекламной кампании организации.
Совокупность всех вышеописанных рекомендаций может обеспечить фирме достойный уровень конкурентоспособности на рынке.
Таким образом, достигнутая цель работы: обозначение путей повышения конкурентоспособности предприятия на примере предприятия ОАО «Витебские ковры» достигнута. В связи, с чем были решены следующие задачи:
1. Дано определение понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» и рассмотрено их содержание.
1. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. / Правила пожарной безопасности Республики Беларусь: Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 14.03.14 г. №3: //с изм. и доп.: текст по состоянию на 27.03.2017 [8/28470]. – Минск: – 2017 – 125 с.
2. Анисимова, Т. Ю., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий /Т. Ю. Анисимова. – Казань, 2012. – 269 с.
3. Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова. – Москва: Маркетинг, 2003 – 230 с.
4. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 № 94-3: с изм. и доп. по состоянию 10, 07. 2017. – Минск, 2017.
5. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102. [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет–портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http.pravo.by/main.aspx? guid=3871&p0=W21224697.
6. Инструкция по организации проведения медицинских осмотров работников: утв. Министерством здравоохранения Республики Беларусь 11.12.2012 №013-1112: текст по состоянию на 25.04.2017. – Минск, 2017. – 6 с.
7. Киреева, Н. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Н. В. Киреева. – Москва: Социальные отношения, 2007. – 410 с.
8. Климова, Н. В. Экономический анализ: учебное пособие / Н. В. Климова. – Москва: Вузовский учебник, 2008. – 287 с.
9. Коваленко, Е. М. Методы оценки рентабельности и факторы, на нее влияющие / Е. М. Коваленко // Экономика. Финансы. Управление. – 2011. – №2.-С. 9-17.
10. Криворотов В. В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий / В. В. Криворотов. Екатеринбург: Издательство 1. – 100 2006. 201 с.
11. Крылов, Э. И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции / Э. И. Крылов. – Москва: Финансы и статистика, 2005. – 390с.
12. Кузнецов, И. Н. Охрана труда / И. Н. Кузнецов. – Минск: Сфера технологий, 2010. – 285 с.
13. Магомедов, Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: учебное пособие / Ш. Ш. Магомедов, – 2-ое изд. – Москва: Москва – М, 2011 – 235 с.
14. Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования от 27.12.2011 г. № 140/206 [Электронный ресурс] / Законодательство Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: t-l.by/wp-contentuploads2013/07/Instruktsiya.doc.
15. Об утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности: утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 г. № 111 [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http.pravo.by/main.aspx? guid=3871&p0=W21224697.
16. Панкевич, С. П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / С. П. Панкевич // Планово-экономический отдел. – 2011. – № 8. – С.32-45.
17. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Шум на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь: с изм. и доп.: текст по состоянию на 10.05.2017 г. – Минск, 2017 – 28 с.
18. Санитарные нормы и правила «Гигиеническая классификация условий труда: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь: с изм. и доп.: текст по состоянию на 10.05.2017 г. – Минск, 2017 – 35 с. 101
19. Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь: с изм. и доп.: текст по состоянию на 10.05.2017 г. – Минск, 2017 – 48 с.
20. Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь: с изм. и доп.: текст по состоянию на 10.05.2017 г. – Минск, 2017 – 35 с.
21. Савельев Н. А. Управление конкурентоспособностью фирмы: учебник / Н. А. Савельев. Ростов-на Дону.: Феникс, 2009. – 386 с. (Высшее образование).
22. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. – 9 изд., перераб, и доп. – Москва: ИнфраМ, 2012. – 536 с.
23. Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В. И. Стражев. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 480 с.
24. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. Москва: ЭКСМО, 2012. – 544 с.
25. Швандар, К. В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты / К. В. Швандар // Вестник Московского университета, 2008. – № 2.-С. 58-74.
26. Яшин, Н. С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование / Н. С. Яшин. Саратов: СГЭА, 2004. – 248 с.
27. Друкер, П. Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Ф. П. Друкер. – Москва: ФАИР – ПРЕСС 2001. – 288 c.
28. Шастико, А. Е. Новая институциональная экономическая теория / А. Е. Шаститко. – Минск: ТЕИС, 2010. – 828 с.
29. Смольский, А. Расчет и оценка показателей финансового состояния организации / А. Смольский // Финансовый директор. – 2011. – № 3. – С. 22–30.
30. Смольский, А. Расчет и оценка рентабельности деятельности организации / А. Смольский // Финансовый директор. – 2011. – № 2. – С. 24–29. 102
31. Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Д. В. Арутюнова. – Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ, 2010. – 122 с.
32. Возобновляемые источники энергии: монография / С. П. Кундас, С. С. Позняк, Л. В. Шенец. – Минск: МГЭУ имени А. Д. Сахарова, 2009. – 315 с.
33. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмента. Экспресс курс / Ф. Котлер. – СанктПетербург: Питер, 2006. – 464 с.
34. Портер, М. Э. Конкуренция: учебное пособие / М. Э. Портер; пер. с англ. – Москва: Вильяме, 2000. – 495 с.
35. Аксёнова, К. А. Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций / К. А. Аксенова. – Москва: Приор-издат. 2009.
36. Жидеева, В. В. Экономика предприятия: учебное пособие / В. В. Жидеева, Ю. Н. Кантейн. – Москва, 2009. – 240 с.
37. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Л. Л. Ермолович под общей редакцией Л. Л. Ермолович. – Минск: Современная школа, 2012. – 768 с.
38. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – 12-е изд. – [и др.] под общей редакцией Ф. Котлер– Москва: Инфа–М 2009. – 1072 с.
39. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е П. Голубков. – Москва: Фин.- пресс, 2006. – 656 с.
40. Андреев, В. Д. Внутренний аудит: учеб. пособие / В. Д. Андреев. – Москва: Финансы и статистика, 2003. – 84 с.
41. Железко, Б. А. Оптимизация деятельности сети розничной торговли путем совершенствования их информационной инфраструктуры / Б. А. Железко, Г. Н. Подгорная // Экономика и управление. – 2010. – № 2(22). – С. 93–100.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 84.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты