Проявление агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Проявление агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Проявление агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №21, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник агрессивности Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные результаты диагностики компьютерной зависимости у мальчиков и девочек подросткового возраста по методике «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные результаты исследования видов агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста по методике Баса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты различий в проявлениях агрессии среди мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости по методике Баса-Дарки.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
1.1 Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте
1.2 Сущность компьютерной зависимости, ее влияние на психику подростка
1.3 Особенности проявления агрессивного поведения у личностей подросткового возраста с компьютерной зависимостью
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
2.1 Организация, задачи и описание инструментов эмпирического исследования
2.2 Установление уровня компьютерной зависимости у мальчиков и девочек подросткового возраста
2.3 Исследование проявления агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием интернет. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства – интернет-зависимость.
В данной работе рассматривается проблема проявление агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости. Подростковый возраст является наиболее подверженным различным отклонениям. Проблема агрессивности подростков затрагивает все общество в целом, вызывала и вызывает глубокое беспокойство среди родителей, психологов, педагогов, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Необходимость изучения агрессии в юношеском возрасте связано с тем, что именно этот период характеризуется становлением самосознания и эмоциональной сферы, также агрессивными проявлениями, которые носят ярко выраженный характер.
Актуальность исследования агрессивности подростков с компьютерной зависимостью определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей – пользователей компьютером и Интернетом в нашей стране и во всем мире (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к компьютеру разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена компьютерной зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. В психологии и педагогике чрезвычайно малое количество работ посвящено проблеме проявление агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости. И это является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
В основу написания данной дипломной работы легли научные труды отечественных и зарубежных психологов, изучающих теоретические и практические аспекты психологического благополучия и компьютерной зависимости: Н. Брэдберна, Э. Динера, А. Маслоу, К. Роджерса Г. Олпорта, К. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлера, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленко, К. Рифф и других.
Теоретические положения данного исследования базируются на представлениях А. Голдберга, А.Е. Войскунского, А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко, К. Янг и других специалистов, о таких последствиях применения компьютерных технологий.
Объект исследования: агрессия у подростков.
Предмет исследования: проявление агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости.
Цель исследования: изучить аспекты проявления агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основания проблемы проявления агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости.
2. Подобрать психодиагностическую программу исследования проблемы проявления агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости.
3. Выявить уровень компьютерной зависимости у мальчиков и девочек подросткового возраста.
4. Установить проявление агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости.
5. Оценить проявление агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости.
Гипотезы исследования:
– предполагается, что существуют половые различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста без выраженной компьютерной зависимости;
– предполагается, что существуют половые различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с компьютерной зависимостью;
– предполагается, что существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
1.1 Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте
Подростковый период – это период перехода ребенка от детства к взрослости, перестройки физиологических и психологических процессов и активного формирования взглядов и убеждений. Возраст этот труден как для родителей и педагогов, так он действительно труден и для самих детей.
Отрываясь от мира детства, подростки постепенно, шаг за шагом идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Именно поэтому подростковый возраст называют переходным. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребенок, но еще не взрослый) и порождает многие трудности, с которыми приходится сталкиваться в семье, школе при обучении и воспитании. Еще двести-триста лет назад подростковый возраст как бы и не существовал. Детство кончалось вместе с половым созреванием. Значит, отрочество – продукт глубоких социально-экономических преобразований. Сегодня мы говорим о росте самосознания как важнейшей черте отрочества. Факт увеличения «времени ученичества» очень важен для всего хода развития личности. Пока ребенок остается учеником, сохраняются наши функции воспитателей. Психологическая картина отрочества не предопределена биологически, она определена социальными обстоятельствами жизни. Эпоха перемен, коренные преобразования в жизни нашего общества, социальные, экономические трудности, радикальный пересмотр устоявшихся жизненных ценностей, ниспровержение многих авторитетов, изменение системы отношений во всех сферах социума ставят эту возрастную группу общества в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптативные возможности, повышают психологическую ранимость. Правильно построить воспитание, взаимоотношения с растущим человеком невероятно трудно, а зачастую просто невозможно, если не учитывать законов его физиологического развития [9, с. 121].
Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является формирование личности подростка, на которую влияет окружающая действительность. Личностное развитие как процесс «социализации личности» осуществляется в определенных семейных и близких условиях.
Подростковый возраст начинается с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – с сильным желанием стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится защитить свою независимость и получить право голоса. Избавление от родительской опеки – это не способ разорвать отношения, а создание нового качества отношений. Семья, школа, сверстники, то есть все то, к чему подросток привык с детства, оцениваются и переоцениваются, обретают новый смысл и значение. Таким образом, происходит трансформация социализации. Доминирующее влияние семьи в подростковом возрасте постепенно сменяется влиянием группы сверстников, выступающих в качестве источника опорных норм поведения и приобретающих определенный статус. Эти изменения происходят в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
– освобождение от родительской опеки;
– постепенное включение в группу сверстников [13, с. 66].
Центральным новым формированием подросткового возраста является ощущение взрослой жизни (отношение подростка к себе как к взрослому). Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы каждый относился к подростку как к взрослому. Подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или друзьями), находит закономерности ассимиляции, выстраивает свои отношения с другими людьми, реконструирует свою деятельность. Это основная личностная черта, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к самому себе, к людям, к миру. Чувство зрелости проявляется также в стремлении к независимости, желании защитить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, учебы. Подросток, стремясь подражать взрослым, старается расширить свои права, пересмотреть свое отношение к требованиям, которые предъявляют взрослые. Для подростка важна не столько способность контролировать себя, сколько признание другими этой способности и принципиальное равенство в правах.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
2.1 Организация, задачи и описание инструментов эмпирического исследования
Целью данного эмпирического исследования является выявить особенности проявления агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости. Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап: на первоначальном этапе исследования было проведено установление уровня компьютерной зависимости у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Второй этап: на следующем этапе осуществлялась диагностика проявления агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости.
Третий этап: на заключительном этапе проведен анализ и интерпретация результатов исследования, формулировка выводов, установка доказана гипотеза или опровергнута.
База исследования: ГУО «Средняя школа №21 города Могилева».
Выборка исследования: в исследовании принимал участие 30 личностей подросткового возраста в возрасте 14-15 лет (девочки и мальчики).
В ходе исследования были применены следующие методики:
1. Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот [4].
Назначение методики: диагностика компьютерной зависимости. Опросник включает 11 вопросов, касающихся проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете, на которые необходимо выбрать один вариант ответа:1) никогда; 2) редко; 3) часто; 4) очень часто.
Критерии оценки уровня компьютерной зависимости:
От 0 до 15 баллов – отсутствие риска развития компьютерной зависимости;
От 16 до 22 баллов – стадия увлеченности компьютером и Интернетом;
От 23 до 37 баллов – риск развития компьютерной зависимости, что свидетельствует о необходимости проведения профилактических программ;
Более 38 баллов – наличие компьютерной зависимости.
Стимульный материал к методике представлен в Приложении А.
2. Опросник агрессивности Басса-Дарки [3]. Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у различных категорий детей агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами. Стимульный материал к методике представлен в Приложении Б.
3. «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В.В. Бойко) [6]. Отличием данной методики является не только доступность, но и широта и интегральность диагностического диапазона. Она позволяет определить помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребность в ней, и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности. Опросник состоит из 55 утверждений и позволяет диагностировать несколько уровней агрессивности: очень низкий, невысокий, средний, повышенный, очень высокий. Стимульный материал к методике представлен в Приложении В.
В ходе исследования были применены следующие методики:
Статистическая обработка данных проводилась с использованием U–критерия различий Манна-Уитни.
Выявим особенности агрессивного поведения у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый период – это период перехода ребенка от детства к взрослости, перестройки физиологических и психологических процессов и активного формирования взглядов и убеждений. Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является формирование личности подростка, на которую влияет окружающая действительность. Подросток стремится защитить свою независимость и получить право голоса. Центральным новым формированием подросткового возраста является ощущение взрослой жизни.
Зависимость это состояние, основанное на непреодолимом притяжении, устойчивой эмоциональной, то есть физиологической потребности индивида в определенной деятельности, которая требует полного послушания, дает быстрое удовольствие, снимает напряжение и выражается в деструктивном поведении. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности, обыденности, обязанностей и проблем. Компьютерные технологии и компьютерные игры становятся все более доступными и разнообразными, что способствует увеличению людей страдающих компьютерной зависимостью и зависимостью от Интернета.
Подростковый возраст обусловлен агрессивностью. Агрессия – это деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит правилам и нормам существования людей в социуме. Она наносит вред объектам нападения, приносит физический или психологический ущерб людям, вызывает у них отрицательные эмоции, страх, тревогу, волнение, напряжение. Интернет-зависимый игнорирует повседневные жизненные заботы, так же как и интересы близких. Причем влияние нормальных людей на больного приводит к обратному эффекту. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его желание использовать Интернет. Нельзя утверждать, что причиной всех преступлений являются компьютерная зависимость, но, возможно, именно от неумения подростков «пользоваться» ими исходит то дополнительное количество агрессивности, которое превращает несовершеннолетнего в правонарушителя.
Перед проведением эмпирического исследования были выдвинуты следующие гипотезы: предполагалось, что существуют половые различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста без выраженной компьютерной зависимости; предполагается, что существуют половые различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с компьютерной зависимостью; предполагалось, что существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости; предполагалось, что существуют различия в проявлении агрессии у девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости. Можно сделать вывод о ом, что выдвинутые гипотезы доказаны, это объясняется следующими полученными результатами.
Мальчики и девочки подросткового возраста с компьютерной зависимостью в большей степени склонны к проявлению негативизма, нежели мальчики девочки подросткового возраста без компьютерной зависимости. Мальчики и девочки подросткового возраста, не страдающие компьютерной зависимостью, в большей степени склонны к проявлению косвенной агрессии, нежели мальчики и девочки, имеющие компьютерную зависимость. Для мальчиков и девочек подросткового возраста, не имеющих компьютерную зависимость, в большей степени характерно анонимное проявление своей агрессивности, нежели для подростков, страдающих компьютерной зависимостью. Для мальчиков и девочек, страдающих компьютерной зависимостью, в большей степени характерна спонтанность агрессии, нежели для подростков, не страдающих компьютерной зависимостью. Для мальчиков и девочек подросткового возраста с компьютерной зависимостью, в большей степени характерно проявление аутоагрессии, нежели для группы подростков, не страдающих компьютерной зависимостью. У мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости было установлено, что подростки имеют повышенный уровень агрессии и агрессивности.
Практическая значимость определяется возможностью использования полученного в работе материала специалистами в области педагогики, психологии и социологии, а также для проведения последующих психолого-педагогических исследований в сфере образования, направленных на определение проявления агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2010. – 365 с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 272 с.
3. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтере. – М. : Апрель пресс : ЭКСМО, 2000. – 510 с.
4. Банщикова, Т. Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т. Н. Банщикова // Концепт. – 2013. – № 1. – С. 196–201.
5. Берковиц, Л. Агрессия : причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М. : Прайм-Еврознак, 2005. – 512 с.
6. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 90–100
7. Войскунский, А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная проблема / А. Е. Войскунский // Журнал неврологии и психиатрии. – 2002. – № 3. – С. 34–39
8. Грошев, И. В. Поведенческие схемы агрессии студентов, детерминированные гендерной спецификой / И. В. Грошев, Ю. А. Давыдова // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. – 2016. – № 4. – С. 32–37.
9. Гурьева, Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Л. П. Гурьева // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С.30–33
10. Дубинин, С. Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна их форм девиантного поведения / С. Н. Дубинин // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 5. – С. 98–109.
11. Жичкина, А. Е., Белинская, Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета / Труды по социологии образования. – 2000. – Т. 5, Вып. №7.
12. Иванов, М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера / М. Иванов // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24 – № 2. – С. 12–18
13. Ильясов, Ф. Н. О соотношении агрессии и страха / Ф. Н. Ильясов // Социальные исследования. – 2017. – № 1. – С. 62–69.
14. Комиссарова, Д. С. Мотивация агрессивного поведения: диагностика и коррекция / Д. С. Комиссарова // NovaInfo.Ru. – 2017. – № 66. – С. 267–275.
15. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 2009. – 245 с.
16. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обзор психиатрии и медицинской психологии. – 2001. – № 3. – С. 27–29
17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. 4-е изд. / И. Ю. Кулагина. – М. : Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2008. – 267 с.
18. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами / В. Р. Кучма. – М. : Медицина, 2000. – 160 c.
19. Ласкин, А. А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания / А. А. Ласкин // Вестник МГУКиИ. – 2014. – № 6. – С. 119–125.
20. Макушкин, Е. В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием: моногр. / Е. В. Макушкин. – М. : Медицинское информационное агентство, 2009. – 240 c.
21. Михейкина, С. В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / С. В. Михейкина. – Ставрополь, 2004. – 18 с.
22. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков / Ю. Б. Можгинский. – М. : Когито, 2009. – 181 с.
23. Мулик, Е. О. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости / Е.О. Мулик, А. А. Коломиец // Материалы научного симпозиума. – Л., 2003. – С. 89.
24. Ольшанская, Е. В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Е. В. Ольшанская. – М., 2000. – 19 с.
25. Попова, А. А. Основные научные подходы к исследованию феномена агрессии / А. А. Попова // Вестник Адыгейского гос. университета. – 2015. – № 1. – С. 121–126.
26. Прохоров, А. О. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения / А. О. Прохоров, А. Е. Сережкина // Вопросы психологии. – 2005. – № 3. – С. 32–34
27. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский. – Самара : Издательский дом «БАХРАХ», 2008. – 672 с.
28. Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности : учебное пособие / ред. и сост. Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта – М., 2000. – 210 с.
29. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. – 2006. – № 5. – С. 26–30.
30. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании : учебное пособие / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 342 с.
31. Сирота, Н. А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2004. – № 1. – С. 63–74.
32. Тихомиров, О. К. Психология компьютеризации / О.К. Тихомиров. – Киев, 2008. – 120 с.
33. Урутина, Т. М. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте / Т. М. Урутина, С. О. Щелина // Молодой ученый. – 2015. – № 15. – С. 558–563.
34. Фрейд, З. Психология бессознательного / Пер. с нем. – М. : АСТ : Аст Москва, 2010. – 144 с.
35. Фурманов, И. А. Детская агрессивность : психодиагностика и коррекция : монография / И. А. Фурманов. – Минск : Ильин В.П., 2006. – 192 с.
36. Чайко, Е. А. Гендерные особенности агрессивности студентов с разным уровнем самооценки / Е. А. Чайко // Вестник МГОУ. – 2010. – № 3. – С. 147–151.
37. Шапкин, С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психологический журнал. – 2009. – Т. 20. – № 1. – С.20–24
38. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л. Н. Юрьева, Т Ю. Больбот – Дн. : Пороги, 2006. – 89 с.
39. Якушина, Е. В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия / Е. В. Якушина // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 8–16
40. Янг, К. С. Диагноз Интернет-зависимость Текст / К.С. Янг // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24–29
41. Ярцев, Д. В. Особенности социализации современного подростка / Д. В. Ярцев // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 54–59
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник агрессивности Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные результаты диагностики компьютерной зависимости у мальчиков и девочек подросткового возраста по методике «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные результаты исследования видов агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста по методике Баса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты различий в проявлениях агрессии среди мальчиков и девочек подросткового возраста с различным уровнем компьютерной зависимости по методике Баса-Дарки.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты