Переживание одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Переживание одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Переживание одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова, УО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистические расчеты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Коррекционная программа по снижению уровня переживания одиночества у мужчин и женщин в период ранней взрослости.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты повторной диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты повторной диагностики.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ОДИНОЧЕСТВА МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Переживание одиночества как категория в психологическо-научном смысле
1.2 Переживание одиночества мужчинами и женщинами
1.3 Переживание одиночества в период ранней взрослости
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
2.1 Организация, задачи и психодиагностический инструментарий
2.2 Половые различия в переживании одиночества в период ранней взрослости
2.3 Половые различия в личностных чертах мужчин и женщин, переживающих различные виды одиночества
2.4 Оценка эффективности коррекционной программы по снижению уровня переживания одиночества у мужчин и женщин в период ранней взрослости
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одиночество как объективная психологическая проблема современности не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что современный человек все больше закрывается в свой мир, даже реализуя активную социальную жизнь и интенсивно реализуя коммуникативные контакты, которые большей частью становятся вынужденными и поверхностными. Одиночество связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как негативные, из-за высокого уровня тревоги человек может субъективно воспринимать недостаток общения как изоляцию, отвержение.
Одиночество может быть как результатом собственного выбора, так и сложившихся обстоятельств и разрыва значимых социальных связей, отсутствия необходимого общения, позволяющего удовлетворить потребности в аффилиации, в принадлежности, в любви. Переживание вынужденного одиночества негативно влияет на развитие личности, так как влечет за собой появление острых эмоциональных реакций (тягостных переживаний, тревожности, депрессии, деперсонализации), изменение сознания и самосознания, индивидуально-личностных особенностей человека.
Особый интерес представляет изучение переживания одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости. На этом возрастном этапе происходит решение проблем личностного и профессионального самоопределения, развитие самосознания и рост самооценки, развитие качеств рефлексивности мышления, формирование коммуникативных умений и навыков, что обеспечивает возможности для установления взаимоотношений с другими людьми. На фоне расширения социальных связей и повышения интереса к самому себе человек в этом возрасте может переживать одиночество.
Феномен одиночества характеризуется сложностью и неоднозначностью в плане научного определения и индивидуального осмысления его исследователем. Потому рассмотрение отдельных его сторон, внешних и внутренних причин возникновения, роли ситуативного фактора в индивидуальном контексте переживания, зависимости от социальных преобразований в обществе и других осуществляется многими исследователями и представителями различных школ.
Зарубежные эмпирические исследования феномена одиночества обращаются к изучению черт характера и личностных качеств одиноких людей, возрастных особенностей и атрибутивных моделей одиночества; к выделению составляющих феномена (когнитивной, эмоциональной и поведенческой), сопутствующих состоянию одиночества переменных; к определению степени его тяжести, а также к составлению различных типологий и шкал одиночества. Большой вклад в проблему одиночества в зарубежной психологии внесли К. Боумен, Д.Рисмен, Ф. Слейтер, Э. Пепло, Д. Перлман, Р. Вейс и др.
В отечественной психологии в сравнении с западной, одиночество как самостоятельная проблема затрагивалась редко. Немногочисленные публикации появились лишь в последние десятилетия. Изучением феномена одиночества занимались такие российские ученые, как С.Г. Корчагина, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, А.А. Любякин, Л.В. Оконечникова, Е.В. Неумоева-Колчеданцева, С.Л. Попова, Л.А. Пьянкова и др.
Половые различия переживания одиночества рассматривали С.В. Бакалдин, Е.Н. Мухиярова, Н.А. Цветкова, Н.В. Шитова и др. Ученые сосредоточили свое внимание на определении причин этого состояния и эмоций, сопровождающих переживание одиночества.
Вместе с тем, проблема изучения переживания одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: исследовать переживание одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретико-методологические основания проблемы одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости.
2. Установить половые различия в переживании одиночества в период ранней взрослости.
3. Изучить личностные черты у мужчин и женщин в период ранней взрослости, переживающих различные виды одиночества.
4. Разработать коррекционную программу, направленную на снижение уровня переживания одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости и оценить ее эффективность.
Объект исследования: переживание одиночества.
Предмет исследования: переживание одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ОДИНОЧЕСТВА МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Переживание одиночества как категория в психологическо-научном смысле
В психологической науке сложились различные взгляды на понимание одиночества. Представители различных научных школ описывают различные причины и особенности переживания одиночества. В психодинамической теории Г. Салливан определял одиночества как патологию, болезненное и всепроникающее состояние психики человека, связанное с неадекватной реализацией стремлений в межличностном общении [41]. В работах К. Роджерса одиночества рассматривалось через непринятие человеком самого себя на разных уровнях (физиологическом и психологическом) и неудовлетворенность качеством взаимоотношений между людьми [37].
Представители экзистенционально-гуманистического направления А. Маслоу и И. Ялом и под одиночеством понимали результат уникальности человека как отдельного существа, особенности его внутренней природы, результат стремления к позитивному росту и самосовершенствованию, реализации потенциала и творчества [20; 52].
С позиции Э. Фромма одиночества предполагает отсутствие одной из социальных потребностей - потребность в общении, связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанности и необходимость иметь объект поклонения [45], с точки зрения В. Франкла – отсутствие определенных ценностей и смысла жизни [44]. Такие авторы, как К. Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер одиночество определяли в качестве результата невозможности общества удовлетворять потребности его членов [22], а У. Садлер – в качестве результата утраты человеком личностно значимых связей [40].
В зарубежной психологии феномен одиночества рассматривается в рамках таких подходов как: интеракционистский, экзистенциальный, гуманистический, социально-психологический подход, общесистемный.
В контексте интеракционистского подхода одиночество рассматривается как результат комбинированного воздействия личностного и ситуативного факторов, как нормальная реакция индивида на дефицит социальных взаимодействий, удовлетворяющих основным социальным запросам личности. Представитель этого подхода Р. Вейс отмечает, что одиночество – это сочетание или интеракция двух факторов – ситуативного и личностного. С одной стороны, некоторые индивиды имеют субъективно-личностную предрасположенность к одиночеству. С другой стороны, определенные социальные ситуации детерминируют возникновение одиночества. Сочетание в том или ином виде обоих аспектов сказывается на количестве взаимодействий личности с другими людьми, приводя либо к эмоциональному переживанию одиночества, либо к восприятию социальной изолированности [7, с. 32].
Интеракционистский подход рассматривает одиночество как состояние, переживаемое многими (если не большинством) на протяжении всей жизни. По Р. Вейсу, одиночество в своем проявлении делится на два основных типа: социальное и эмоциональное, которые имеют разные предпосылки и аффективные реакции. Социальное одиночество обусловлено отсутствием доступного круга социального общения, значимых дружеских связей или чувства общности, а эмоциональное – отсутствием тесной, интимной привязанности к конкретному человеку. Эмоциональное одиночество находит свой выход в целой серии состояний - внутренней пустоте, тревоге, обеспокоенности. Социальное одиночество проявляется во всевозрастающем чувстве собственной маргинальности [7, с. 33].
В рамках когнитивного подхода к изучению одиночества, представителями которого являются Э. Пепло и Д. Перлман, принято считать, что познание считается одним из факторов, определяющих связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Как только человек осознает (познает) несоответствие между желаемым и достигнутым уровнями собственных социальных контактов, он чувствует одиночество [29, с. 15]. Следовательно, одиночество выступает конструктом сознания и только обозначив, осознав себя одиноким, человек может почувствовать это состояние. Л.Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов [28, с. 163].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
2.1 Организация, задачи и психодиагностический инструментарий
С целью изучения переживания одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости было проведено эмпирическое исследование на базе учреждения образования «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова». В исследовании приняли участие 40 человек в возрасте 20-30 лет. Выборку исследования составили 20 мужчин и 20 женщин. Все испытуемые не состоят в браке, не имеют детей.
Задачи эмпирического исследования:
1) установить половые различия в переживании одиночества в период ранней взрослости;
2) изучить личностные черты у мужчин и женщин в период ранней взрослости, переживающих различные виды одиночества;
3) разработать коррекционную программу, направленную на снижение уровня переживания одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости и оценить ее эффективность.
В основе исследования лежали следующие гипотезы:
1. Существуют половые различия в переживании одиночества в период ранней взрослости.
2. Существуют половые различия в личностных чертах мужчин и женщин, переживающих различные виды одиночества.
3. Коррекционная программа, направленная на снижение уровня переживания одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости, является эффективной.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Диагностика видов одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости с помощью методики «Опросник для определения вида одиночества» (С.Г. Корчагина) [25]. Данная методика направлена на определение глубины и вида одиночества. С помощью методики можно выявить такие виды одиночества как: диффузное, отчуждающее, диссоциированное одиночество. Также в результате проведения методики можно выявить состояние одиночества (уровень переживания одиночества) Испытуемому предлагается 30 вопросов или утверждений и 2 варианта ответов на них (да или нет), выбрав тот, который наиболее соответствует его представлению о себе. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики (Приложение А).
Сравнительный анализ видов переживания одиночества мужчинами и женщинами в период ранней взрослости проводился с помощью критерия
U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Данный критерий был выбран, потому что он является непараметрическом, позволяет сравнить показатели двух небольших выборок (до 60 наблюдений), является более мощным, чем критерий Розенбаума.
2. Диагностика личностных черт мужчин и женщин, переживающих различные виды одиночества, с помощью методики «Многофакторный личностный опросник 16 PF» Р. Кеттелла [12]. Данная методика предназначена для оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Методика позволяет выявить эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.
Результаты применения данной методики позволяют оценить развитость следующих личностных качеств, составляющих 16 факторов:
А (общительность – замкнутость);
В (высокий – низкий интеллект);
С (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость);
Е (настойчивость – зависимость);
F (беспечность – озабоченность);
G (добросовестность – недобросовестность);
Н (смелость – робость);
I (мягкость – жестокость);
L (подозрительный – доверчивый);
М (мечтательность – практичность);
N (прямолинейность – дипломатичность);
О (неуверенность в себе – уверенность в себе);
Q1 (консерватизм – радикализм);
Q2 (самостоятельность – зависимость);
Q3 (высокий самоконтроль – низкий самоконтроль).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что в психологической науке сложились различные взгляды на феномен одиночества. Отечественные психологии связывали одиночество с субъективным состоянием эмоциональной отчужденности от внешнего мира, а зарубежные – с психическим состоянием внутренней пустоты и тревоги в результате утраты человеком личностно значимых связей. Переживание одиночества представляет собой состояние погружения в себя самого, потери внутренней целостности и внешней гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального общения, осознание отдельности, субъективной невозможности или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми. Переживание одиночества может быть позитивным, связанным с сознательным выбором с целью уединения для реализации потребностей в самопознании, а также негативным, обусловленным объективными условиями, способным привести к отчужденности и чувству собственной неполноценности.
С позиций современных исследователей, одиночество мужчин и женщин может быть: как результатом личностного выбора, так и следствием внешних факторов. Согласно данным отечественных психологов, женщины при наличии чувства одиночества, в отличие от мужчин, в большей степени склонны переживать сочувствие к себе, ранимость, бессилие и отсутствие поддержки. Одиночество мужчин связанно с неудовлетворенностью самореализацией, процессом жизни, наличием в ней целей, которое усиливает внутренние конфликты мужчин, снижая их способность к установлению эмоционально-глубоких контактов с другими людьми.
Переживание одиночества в период ранней взрослости обусловлено возрастными, психологическими особенностями и социальной ситуацией. Развитие личности период ранней взрослости связано с выбором супруга, подготовкой к супружеской жизни, созданием семьи, воспитанием ребенка, ведением быта, началом профессиональной деятельности, принятием гражданской ответственности, нахождением соответствующей социальной группы. В этот период в связи с созданием семьи и появлением детей происходит развитие совокупности эмоциональных кпереживаний, среди которых: чувство привязанности и любви, чувство доверия, родительское отношение к ребенку, нежность и чувствительность к потребностям близких людей и т.д. В период ранней взрослости одной из задач развития является разрешение противоречия между установлением близких отношений с другим человеком и изоляцией от окружающих на фоне потребности в самопознании. Неспособность устанавливать взаимные глубокие отношения, недостаточный уровень развития навыков межличностного взаимодействия, недовольство собой могут порождать переживание одиночества.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что существуют половые различия в переживании одиночества в период ранней взрослости, подтвердилась на уровне значимости. Так, уровень переживания одиночества в период ранней взрослости выше у мужчин, чем у женщин. Отчуждающее одиночество более выражено у мужчин, чем у женщин. У мужчин более выражено состояние погружения в себя самого, переживание потери внутренней целостности и внешней гармонии с окружающим миром, неудовлетворенность достигнутым качеством социального общения, невозможность или нежелание чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми. Мужчины более склонны проявлять самостоятельность и неспособность к сотрудничеству в межличностных отношениях, обладают слабо развитой эмпатии, непринятием социальных норм, отсутствием значимых связей и контактов, неспособностью к общению, по сравнению с женщинами в период ранней взрослости.
Выявлены половые различия в личностных чертах мужчин и женщин, переживающих различные виды одиночества, подтвердилась на уровне значимости. Так, для мужчин, переживающих диффузное одиночество, характерны такие личностные черты, как: прямолинейность, повышенная тревожность, низкая эмоциональная устойчивость, интроверсия. Для мужчин, переживающих отчуждающее одиночество, характерны такие личностные черты, как: неуверенность в себе, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, недобросовестность, беспечность, низкий самоконтроль, сензитивность, интроверсия. Для мужчин, переживающих диссоциированное одиночество, характерны такие личностные черты, как: прямолинейность, сензитивность, беспечность, низкая тревожность. Для женщин, переживающих диффузное одиночество, характерны такие личностные черты, как: эмоциональная устойчивость, настойчивость, недобросовестность, экстраверсия.
1. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья . Книга 1 : Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – СПб. : Речь, 2006. – 384 с.
2. Бакалдин, С. В. Эмоциональные особенности переживания одиночества / С. В. Бакалдин // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. – Вып. 5. – С. 14-17.
3. Быков, А. О. Эмоциональные состояния и субъективное переживание одиночества в период ранней взрослости / А. О. Быков // Психологическое здоровье человека : жизненный ресурс и жизненный потенциал : материалы научно-практической конференции. – Красноярск, 2018. – С. 452-460.
4. Вершловский, С. Г. Взрослость как категория андрагогики / С. Г. Вершловский // Вопросы образования. – 2013. – № 2. – С. 285-292.
5. Водопьянова, Н.Е. Психология стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 566 с.
6. Вязникова, Л. Ф. Феномен одиночества как объект научных исследований / Л. Ф. Вязникова, А. О. Вырупаева // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4–1. – С. 271–275.
7. Гасанова, П. Г. Психология одиночества / П. Г. Гасанова, М. К. Омарова. – Киев : «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.
8. Голенищева, Е. Л. Социальные и психологические аспекты женского одиночества / Е. Л. Голенищева // XXII Царскосельские чтения. – СПб., 2018. – С. 179-182.
9. Горбунова, Е. С. Особенности переживания чувства одиночества у жителей мегаполиса / Е. С. Горбунова // Научные исследования выпускников факультета СПБГУ. – 2017. – Т. 5. – С. 5-12.
10. Зинченко, Е. В. Субъективное ощущение одиночества у женщин / Е. В. Зинченко, И. А. Рудя // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – № 4. – С. 58-60.
11. Ильин, Е П . Психология взрослости / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2010. – 452 с.
12. Капустина, А. Н. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. – СПб. : Речь, 2001. – 112 с.
13. Козырева, В. В. Социально-психологические особенности переживание мужчинами и женщинами кризиса «опустевшего гнезда» / В. В. Козырева // Вестник университета. – 2019. – № 4. – С. 173-180.
14. Копысова, В. В. Факторы, влияющие на формирование одиночества / В. В. Копысова // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты : материалы научной конференции. – Москва, 2015. – С. 292-296.
15. Корчагина, С. Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С. Г. Корчагина. – М. : МПСИ, 2008. – 228 с.
16. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 747 с.
17. Леонтьев, Д. А. Экзистенциальный смысл одиночества / Д.А. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: Философия, психология, психотерапия. – 2011. – № 2 (19). – С. 101–108.
18. Любякин, А. А. Исследование одиночества у студентов / А. А. Любякин, Л.В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 149–157.
19. Лященко, М. Н. Проблема одиночества в экзистенциальной модели бытия / М. Н. Лященко // Манускрипт. – 2017. – № 77. – С. 85-90.
20. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2009. – 352 с.
21. Милашкевич, Е. П. Гендерные аспекты отношений к одиночеству в зрелом возрасте / Е. П. Милашкевич, Д. В. Брещенко // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе : материалы научно-практической конференции. – Псков, 2019. – С. 295-300.
22. Михайлова, А. И. Осмысление феномена одиночества как социального явления / А. И. Михайлова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2013. – № 1. – С. 90-96.
23. Мухиярова, Е. Н. Переживание одиночества в зрелом возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Н. Мухиярова. – Санкт-Петербург, 2009. – 23 с.
24. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте / Е. В. Неумоева-Колчеданцева //Образование и наука. – 2011. – № 1. – С. 42–51.
25. Опросник для определения вида одиночества // Психология одиночества: учебное пособие / С. Г. Корчагина. – М., 2008. – С. 225-229.
26. Осин, Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества : структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 2. – С. 55–81.
27. Паттурина, Н.П. Проблема зрелости в современной психологии / Н.П. Паттурина // Известия РГПУ. – 2006. – № 2. – С. 113–126.
28. Пепло, Л.Э. Одиночество и самооценка / Л.Э. Пепло, М. Мицели, Б. Мораш // Лабиринты одиночества / Ред. Н.Е. Покровского. – М. : Просвещение, 2009. – С. 162-167.
29. Перлман, Д. Теоретические подходы к одиночеству / Д. Перлман, Л. Пепло // Лабиринты одиночества. – М. : Академия, 2009. – С. 314-376.
30. Попова, С. Л. Одиночество как социальная проблема / С. Л. Попова // Молодой исследователь Дона. – 2016. – № 2. – С. 31–35.
31. Попова, Ю.И. Характеристики аксиологической сферы мужчин и женщин в период зрелости / Ю.И. Попова // Вестник ЯГУ. – 2016. – № 1. – С. 114-117.
32. Пьянкова, Л. А. Проблема одиночества в молодежной студенческой среде / Л. А. Пьянкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 115–119.
33. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / Под общей ред. А. А. Реана. – СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
34. Регуш, Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждения / Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2006. – 320 с.
35. Реньш, М. А. Психологический тренинг : учебно-методическое пособие / М. А. Реньш, Е. Г. Лопес. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2016. – 235 с.
36. Рогова, Е. Е. Одиночество в условиях современного общества : автореф. дис. … канд. философ. наук / Е. Е. Рогова. – Краснодар, 2012. – 29 с.
37. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человек / Пер. Е. И. Исениной. – М.: Смысл, 2008. – 463 с.
38. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2003. – 175 с.
39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
40. Садлер, У.Л. От одиночества к аномии / У.Л. Садлер, Т.Б. Джонсон // Лабиринты одиночества / Ред. Н.Е. Покровского. – М. : Просвещение. – С. 51-53.
41. Салливан, Г. Недоброжелательность, ненависть и техники изоляции // Психоаналитические концепции агрессивности. Антология. В 2 книгах. – М., 2004. – Кн. 2. – С. 170-187.
42. Тихонов, Г. М. Феномен одиночества : гендерный аспект / Г.М. Тихонов // Философия. Психология. Социология. – 2015. – Выпуск 1 (21). – С. 26-31.
43. Трубникова, С. Г. Психология одиночества : генезис, виды, проявления : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / С. Г. Трубникова. – Москва, 1999. – 23 с.
44. Франкл, В. Теория и терапия невроз : Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ / Пер. с англ. – СПб. : Речь, 2001. – 234 с.
45. Фромм, Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Д.Н. Дудинский. – Мн. : ООО «Попурри», 2004. – 672 с.
46. Фурманова, Н. В. Психологические характеристики адаптивной личности в период перехода к ранней взрослости : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. В. Фурманова. – Ярославль, 2008. – 23 с.
47. Цветкова, Н. А. Личностные особенности одиноких женщин, обращающихся за психологической помощью / Н. А. Цветкова // Женщина в российском обществе. – 2014. – № 3. – С. 61-72.
48. Чевтаева, А. В. Особенности одиночеств женщин ранней взрослости / А. В. Чевтаева // Вестник науки. – 2020. – № 2 (23). – С. 96-98.
49. Шевцова, И. В. Тренинг личностного роста / И. В. Шевцова. – СПб. : Речь, 2003. – 144 с.
50. Шитова, Н. В. Социально-психологические особенности одиноких женщин : дис. ... канд. психол. наук / Н. В. Шитова. – Воронеж, 2009. – 18 с.
51. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризисы / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
52. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / с англ. Т.С. Драбкиной. – М. : Класс, 2008. – 576 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистические расчеты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Коррекционная программа по снижению уровня переживания одиночества у мужчин и женщин в период ранней взрослости.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты повторной диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты повторной диагностики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты