Сравнительный анализ социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Сравнительный анализ социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Сравнительный анализ социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова, УО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные эмпирические данные.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистические расчеты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Содержание занятий социального-психологического тренинга по формированию социального интеллекта у студентов-психологов заочной формы обучения.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Основные подходы к понятию социального интеллекта в психологии
1.2 Особенности социального интеллекта у студентов-психологов
1.3 Условия формирования социального интеллекта у студентов-психологов
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация, задачи и методы исследования
2.2 Изучение социального интеллекта студентов-психологов дневной формы обучения
2.3 Результаты исследования социального интеллекта студентов-психологов заочной формы обучения
2.4 Исследование социального интеллекта студентов-психологов переподготовки (ИПК)
2.5 Сравнительный анализ социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения
2.6 Практические рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе человеку приходится очень быстро реагировать на внешние изменения, постоянно развиваться и самосовершенствоваться, актуализируя свои возможности, чтобы быть востребованным. Именно социальный интеллект как способность правильно понимать свое поведение и поведение окружающих людей является ведущим компонентом успешности включения молодого человека в социальную жизнь общества, становления специалиста социальной сферы.
В последние годы заметно возрастают требования к специалистам-психологам. При этом необходимым условием эффективного функционирования специалиста является высокий уровень социальной компетентности, умения адаптироваться к изменяющимся социальным условиям. Это и определяет в значительной мере высокую степень интереса к феномену социального интеллекта студентов-психологов. Учитывая особенности профессиональной деятельности психолога и его личности, социальный интеллект можно рассматривать как необходимое условие успешности профессиональной деятельности. Это выдвигает на передний план исследование уровня развития социального интеллекта и профилактики возникновения трудностей в процессе подготовки молодежи к профессиональной деятельности.
Студент-психолог как представитель помогающей профессии должен обладать определенным профессионально важными качествами, соответствующими склонностями к профессиональной деятельности. Соответствие личностных качеств студентов-психологов критериям профпригодности служит предпосылкой для личностного роста, творческого развития самой личности профессионала, а также прогрессу самой профессии и росту её общественной значимости.
Социальный интеллект является одним из профессионально-важных качеств психолога. Психолог должен уметь понимать логику развития целых ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях, предвидеть последствия поведения людей. Эти способности формируются в ходе своего профессионального становления. Потому изучение особенностей социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения несет в себе научную ценность и практическую значимость.
Изучение социального интеллекта имеет давнюю, насыщенную событиями и открытиями историю. В разное время сторонники различных психологических школ по своему трактовали понятие социального интеллекта. Перед исследователями всегда стояла задача определения границ социального интеллекта. Ее решение требовало отделить социальный интеллект от абстрактного и академического. С течением времени все большее место в изучении социального интеллекта стали занимать исследования, основанные на поведенческих, невербальных способах оценки социального интеллекта.
Изучением феномена социального интеллекта занимались такие зарубежные психологи, как: ОЭ. Торндайк (1920), Г. Оллпорт (1937), Дж. Гилфорд (1959), Г. Айзенк (1995), Н. Кэнтор и Дж. Кильстром (2000), Р. Стенберг (2003) и др.
В отечественной психологии социальный интеллект исследовали М.И. Бобнева (1979), А.Л. Южанинова (1984), Ю.Н. Емельянов (1995), Г.М. Андреева (1997), В.Н. Куницына (2002), Е.С. Михайлова (2004) и др.
Однако, проблему изучения особенностей социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: осуществить сравнительный анализ социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретико-методологические основания изучения проблемы социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения.
2. Подобрать психодиагностическую программу исследования социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения.
3. Выявить особенности социального интеллекта и социального интеллекта у студентов-психологов дневной формы обучения.
4. Выявить особенности социального интеллекта и социального интеллекта у студентов-психологов заочной формы обучения.
5. Сравнить особенности социального интеллекта у студентов-психологов дневной и заочной формы обучения.
Объект исследования: социальный интеллект.
Предмет исследования: социальный интеллект студентов-психологов разных форм обучения.
Гипотеза исследования: существуют различия в характеристиках социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Основные подходы к понятию социального интеллекта в психологии
Впервые понятие «социальный интеллект» было использовано в 1920 г. Э. Торндайком. Его исследования стали отправной точкой для многих других исследователей. С позиций автора, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность способности добиваться успеха в межличностных ситуациях, умения управлять коммуникацией, вести себя мудро во взаимоотношениях. В качестве основной функции социального интеллекта подчеркивается осуществление прогноза собственного поведения и поведения окружающих людей [3, с. 12].
В 1937 г. изучением социального интеллекта стал заниматься Г. Олпорт, который определял социальный интеллект, как «особую способность верно выдвигать положения о мотивах поведения других, прогнозировать их модель поведения, устанавливать адекватные межличностные отношения и взаимодействия, формулировать суждения о возможных реакциях человека. Социальный интеллект обеспечивает гладкость в отношениях с людьми, продуктом, которого является социальное приспособление, а не глубина понимания» [40, с. 60].
В работах Дж. Гилфорда понятие социального интеллекта рассматривается через систему интеллектуальных способностей, которые независимы от общего интеллекта и связанных с восприятием информации поведенческого характера. С позиций автора, социальный интеллект содержит в себе 6 факторов, связанных с познанием поведения:
‒ познание элементов поведения ‒ способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;
‒ познание классов поведения ‒ способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;
‒ познание отношений поведения ‒ способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении;
‒ познание систем поведения ‒ способность понимать логику развития целых ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
‒ познание преобразований поведения ‒ способность понимания исходного значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;
‒ познание результатов поведения ‒ способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации [2, с. 125].
В рамках модели социального познания Р. Селмана социальный интеллект предстает как инструмент психики, функцией которого выступает обеспечение индивиду ориентации во внешней среде. В процессе накопления опыта межличностного взаимодействия у человека развивается способность относиться и к себе, и к другим людям как к субъектам, реагировать на действия окружающих так же, как на свои собственные, и рассматривать свое поведение с точки зрения других людей. Значительным вкладом в развитие представлений о социальном интеллекте можно считать выделение ученым основных стадий развития социального интеллекта [22, с. 29].
Как часть структуры личности социальный интеллект рассматривается в работах Н. Кэнтора и Дж. Кильстрома. С позиций авторов, составляющие социального интеллекта зависят от индивидуальных особенностей. Наличие развитого социального интеллекта обусловливает наиболее лучшее понимание содержания социальных знаний, задач и различного рода целей, что вместе позволяет решать жизненные проблемы. Как отмечали ученые, человек использует социальный интеллект в целях разрешения проблем и трудностей социального характера. Познание и восприятие социальных ситуаций является частью формирования существенной части спектра социального интеллекта. Кроме того, в структуру социального интеллекта входят не только система знаний о социальном мире, об окружающих людях и самом себе, но и заключается в умении преобразовывать данную информацию, использовать ее в работе, реконструировать внешние события и осуществлять целеполагание [19, с. 140].
О. Джон и С. Космитский под социальным интеллектом рассматривали область тесного взаимодействия когнитивного и поведенческого аспектов. Так, когнитивные элементы представлены таким составляющими как: оценка личностью перспективы, понимание окружающих, знание социальных норм, открытость во взаимоотношениях с другими людьми. Поведенческие аспекты социального интеллекта состоят в способности устанавливать контакт с другими, проявлять высокую социальную приспособляемость, дружественность в межличностных взаимодействиях [32, с. 81].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация, задачи и методы исследования
Исследование проводилось на базе учреждения образования «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова». Всего в исследовании приняли участие 43 студента-психолога 2-4 курса и 20 студентов-психологов переподготовки (ИПК).
Выборку исследования составили 3 группы:
1) 21 студент дневной формы обучения, из них 11 студентов-психологов 2 курса в возрасте 19-20 лет и 10 студентов-психологов 4 курса возрасте 20-21 год;
2) 22 студента заочной формы обучения, из них 14 студентов-психологов 2 курса в возрасте 18-42 года и 8 студентов-психологов 4 курса в возрасте 23-52 года;
3) 20 студентов-психологов переподготовки (ИПК) в возрасте 23-53 года.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась исследование профессиональной идентичности и социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения с помощью тестирования;
3) на третьем был проведен сравнительный анализ результатов исследования социального интеллекта и профессиональной идентичности студентов-психологов дневной, студентов-психологов заочной формы обучения и студентов-психологов переподготовки (ИПК) с помощью методов математической статистики.
Цель исследования: осуществить сравнительный социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения.
Гипотеза исследования: существуют различия в характеристиках профессиональной идентичности и социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика исследования социального интеллекта Е.С. Михайловой (адаптация теста Дж. Гилфорда и М.О’Салливена) [30] (Приложение А).
Цель: выявление уровня развития социального интеллекта.
Методика содержит 4 субтеста: «Истории с завершением», «Группы экспрессии», «Вербальная экспрессия», «История с дополнением». Обработка данных осуществляется с помощью ключа. С помощью субтестов можно определить четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения.
Результаты подсчитываются по каждому субтесту и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам свидетельствуют об уровне развития конкретной способности фактора познания поведения. Результат по тесту в целом – это композитная оценка, отражающая общий уровень развития социального интеллекта (интегральный фактор познания поведения).
Шкалы методики:
Познание классов - способности предвидеть последствия поведения других людей. Это способности предвосхищать дальнейшие действия людей на базе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предвидеть события на основе понимания чувств, мыслей, намерений участников коммуникации, умение четко выстраивать стратегии своего поведения для достижения поставленных целей.
Познание систем - способности оценивать состояния других людей по невербальному поведению. Это способности правильной оценки психических состояний, чувств и намерений других людей по невербальным проявлениям, степень чувствительности к невербальной экспрессии, способности понимать окружающих.
Познание преобразование - способности к распознаванию характера взаимоотношения с другими людьми. Отражает степень чувствительности к характеру межличностных отношений, что помогает быстро и правильно понимать речевую экспрессию в рамках конкретной ситуации и определенных взаимоотношений. Это способности находить соответствующий тон общения с различными категориями людей в разного рода ситуациях, репертуар ролевого поведения.
Познание результатов поведения - способности распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Это способности к анализу сложных ситуаций взаимодействия людей, пониманием логики их развития, чувствительностью к изменению смысла ситуации при включении в процесс общения разных участников, способности достраивать недостающие звенья в цепи взаимодействий, предвосхищать поведения других в дальнейшем, находить причины определенных поступков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический и эмпирический анализ по теме исследования показал, что в зарубежной и отечественной психологии существуют различные взгляды на понятие социального интеллекта. Большинство подходов характеризуют социальный интеллект как способность, что свидетельствует о его связи с определённой деятельностью и является личностным образованием. Социальный интеллект отличается от общего интеллекта и рассматривается как сложное структурное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В нашей работе социальный интеллект рассматривается как совокупность способностей понимать самого себя, окружающих людей, выстраивать с ними благоприятные взаимоотношения, успешно адаптироваться в обществе.
Благоприятным периодом для становления социального интеллекта является студенчество, когда активно формируются навыки социального взаимодействия, расширяется идентичность. Особенности социального интеллекта у студентов-психологов связаны с их направленностью обучения, обусловленной будущей профессиональной деятельностью. На этапе обучения в вузе студенты-психологи начинают приобретать профессионально-важные качества – коммуникативные, эмоциональные и познавательные, среди которых особое место занимает социальный интеллект. Профессия психолога требует наличия и проявления особых способностей и качеств, которые будут способствовать успешному взаимодействию с другими людьми.
Развитие социального интеллекта у студентов-психологов происходит и по мере накопления личного опыта, и при целенаправленном формировании всех компонентов социального интеллекта: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Условиями формирования социального интеллекта у студентов-психологов являются: формирование представлений о социальном интеллекте и его роли в развитии личности, эмпатийных установок, развитие социальных способностей и компетенций, обогащение опыта интерпретации и прогнозирования поведения. Одним из условий развития социального интеллекта студентов-психологов выступает формирование профессиональной идентичности, которая является результатом профессиональной социализации.
В результате исследования было выявлено, что студенты-психологи разных форм обучения отличаются уровнем развития отдельных способностей социального интеллекта. У студентов-психологов дневной формы обучения способности предвидеть последствия поведения развиты на уровне выше среднего; способности оценивать состояния других по невербальному поведению и способности к распознанию характера взаимоотношений – на среднем уровне, способности распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике - на низком уровне, а уровень социального интеллекта – на среднем уровне. У студентов-психологов заочной формы обучения способности предвидеть последствия поведения, способности оценивать состояния других по невербальному поведению и способности к распознанию характера взаимоотношений развиты на среднем уровне, способности распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике у студентов-психологов заочной формы обучения развиты - на низком уровне, а уровень социального интеллекта - на среднем уровне. У студентов-психологов переподготовки (ИПК) способности предвидеть последствия поведения, способности оценивать состояния других по невербальному поведению развиты на среднем уровне, способности к распознанию характера взаимоотношений и способности распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике - на низком уровне, а уровень социального интеллекта - на низком уровне.
Установлено, что существуют различия в преобладающих статусах профессиональной идентичности студентов-психологов разных форм обучения, а именно в группе студентов-психологов дневной формы обучения преобладающим статусом профессиональной идентичности является сформированная профессиональная идентичность, в группе студентов-психологов заочной формы обучения - сформированная профессиональная идентичность, в группе студентов-психологов переподготовки (ИПК) преобладающим статусом профессиональной идентичности является мораторий.
Использование методов математической статистики подтвердило наличие значимых различий между показателями социального интеллекта в группах студентов-психологов разных форм обучения. Гипотеза исследования о том, существуют различия в характеристиках социального интеллекта студентов-психологов разных форм обучения, подтвердилась на уровне значимости р≤0,05, а именно: у студентов-психологов дневной формы обучения более развиты способности к распознанию характера взаимоотношений, способности распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике и уровень социального интеллекта, чем у студентов-психологов переподготовки (ИПК). У студентов-психологов заочной формы обучения более развиты способности оценивать состояния других по невербальному поведению, чем у студентов-психологов переподготовки (ИПК). Для студентов-психологов дневной формы обучения более характерна неопределенная идентичность. Для студентов-психологов заочной формы обучения более характерна сформированная идентичность. Для студентов-психологов переподготовки (ИПК) более характерен кризис выбора или мораторий.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
2. Андреева, Н. И. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога / Н. И. Андреева. – СПб. : Питер, 2002. – 288 с.
3. Базарсадаева, Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э. Ж. Базарсадаева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 11-18.
4. Барабанщикова, Т. А. Социальный интеллект и самооценка как факторы профессиональной успешности будущих психологов / Т. А. Барабанщикова, М. М. Рязанова // Педагогика и психология образования. – 2010. – № 2. – С. 17-22.
5. Будревич, И. О. Исследование социального интеллекта студентов-психологов / И. О. Будревич // Инновации-2011 : сборник научных статей. - Витебск, 2011. – С. 284-285.
6. Будревич, И. О. Социальный интеллект студентов-психологов / И. О. Будревич // Образование 21 века : материалы научно-практической конференции. – 2010. – С. 208-209.
7. Видина, О. А. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самосознания студентов вуза / О. А. Видина, Т. В. Шамовская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – № 2 (93). – С. 105-108.
8. Геранюшкина, Г. П. Социальный интеллект: методики оценки и развития / Г. П. Геранюшкина. – Иркутск : БГУЭП. 2003. – 103 с.
9. Головнева, И. В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях «человек – человек» / И.В. Головнева// Вестник Омского университета. – 2018. – № 1. – С. 42 – 55.
10. Деркач, А. А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / А. А. Деркач, О. В. Москаленко. – Астрахань : Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. –330 с.
11. Ефремов, Е. Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения, на примере студентов-психологов : дис. ... канд. психол. наук / Е. Г. Ефремов. Томск, 2000. – 22 с.
12. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. – М. : Гардарики, 2004. – 223 с.
13. Карева, А. В. Когнитивный подход к развитию социального интеллекта студентов вуза / А. В. Карева // Когнитивные исследования в образовании : материалы научно-практической конференции. – 2019. – С. 81-83.
14. Комкова, Е. И. Связь социального интеллекта и коммуникативной компетентности у студентов-психологов разных форм обучения / Е. И. Комкова, С. С. Астрейко // Инновационные образовательные технологии. – 2015. – № 2. – С. 71-76.
15. Комлик, Л. Ю. Особенности профессиональной направленности личности студента-психолога / Л. Ю. Комлик, Ю. Г. Коровина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2012. – № 18. – С. 137–140.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
17. Кораблина, Е. П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности / Е. П. Кораблина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2003. – № 2. – С. 145 – 149.
18. Кочетков, И. Г. Творческое мышление в структуре профессионально важных качеств психолога на примере студентов-психологов : автореф. дис. … канд. психол. наук / И. Г. Кочетков. – Ульяновск, 2006. – 18 с.
19. Кудинова, И. Б. Социальный интеллект как предмет исследования / И. Б. Кудинова, И. С. Вотчин // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 2. – С. 132-142.
20. Кудинова, И. В. Психологические условия становления социального интеллекта (на примере старшеклассников и студентов) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. В. Кудинова. – Новосибирск, 2006. – 24 с.
21. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001 – 542 с.
22. Лобанов, А. П. Социальный интеллект: проблемы исследования и диагностики / сост. А. П. Лобанов, О. Н. Кунгурцева / под ред. А. П. Лобанова. – Минск : БГПУ, 2003. – 46 с.
23. Лобанов, А. П. Эмоциональный интеллект: к проблеме операционализации понятия в контексте эмпирического исследования / А. П. Лобанов // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2017. – № 7. – С. 69-74.
24. Лужбина, Н. А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности / Н.А. Лужбина. – М.: Барнаул, 2002. – 192 с.
25. Лукичева, М. А. Развитие социального интеллекта у студентов - будущих педагогов: автореф. дис. …канд.психол. наук / М. А. Лукичева. – Череповец, 2004. – 26 с.
26. Методика изучения статусов профессиональной идентичности. (А. А. Азбель, А. Г. Грецов) // Психологические тесты для подростков / А. Г. Грецов, А. А. Азбель. – СПб., 2006. – С 141-145.
27. Милакова, В. В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа : автореф. дис. ... канд. психол. наук / В. В. Милакова. – Астрахань. 2007. – 25 с.
28. Минава, С. С. Половозрастные особенности социального интеллекта у студентов / С. С. Минава // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 11-16.
29. Минаева, С. С. Сравнительное исследование особенностей взаимосвязи социального интеллекта с гендерными характеристиками в студенческом возрасте / С. С. Минаева // Вестник Брянского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 11-16.
30. Михайлова, Е. С. Методика исследования социального интеллекта : Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использования / Е. С. Михайлова. – СПб. : Иматон, 1996. – 50 с.
31. Никитина, Н. Б. Становление и профессионализм психолога / Н. Б. Никитина // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 2. – С. 70 – 74.
32. Николаевский, Р. П. Развитие социального интеллекта в студенческом возрасте / Р. П. Николаевский // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5. – С. 81-84.
33. Перинская, Н. А. Профессиональная идентичность / Н. А. Перинская // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – № 2. – С. 209–211.
34. Порядина, В. А. Гендерные различия в структуре социального интеллекта студенческой молодежи: автореф. дис. … кан. психолог. наук. 19.00.05. Ярославль, 2007. 26 с.
35. Реньш, М. А. Психологический тренинг: учебно-методическое пособие / М. А. Реньш, Е. Г. Лопес. – Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2016. – 235 с.
36. Рожкова, А. П. Развитие личностных профессионально важных качеств студентов-психологов средствами тренинга : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. П. Рожкова. – Казань, 2004. – 20 с.
37. Савенков, А. И. Структура социального интеллекта / А. И. Савенков // Современная зарубежная психология. – 2018. – № 2. – С. 7–15.
38. Саутина, Е. С. Психолого-педагогические условия развития социального интеллекта студентов-психологов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. С. Саутина. – Тамбов, 2008. – 26 с.
39. Сеткова, Н. А. Социальный интеллект как личностная детерминанта профессиональной самореализации представителей профессий типа «человек-человек» / Н. А. Сеткова // /Психология в экономике и управлении. – 2010. – № 1 (3). – С. 147-152.
40. Собирова, Д. А. Социальный интеллект как инструмент коммуникативного и организационного взаимодействия / Д. А. Собирова Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. – № 2. – С. 59-66.
41. Ушаков, Д. В. Социальный интеллект и его измерение / Д. В. Ушаков // Социальный интеллект : теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 141–160.
42. Федоренко, А. В. Развитие социального интеллекта будущих педагогов-психологов в процессе адаптации к учебно-профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. В. Федоренко. – Самара, 2013. – 28 с.
43. Федоренко, А. В. Социальный интеллект в структуре профессиональных компетенций педагога-психолога / А. В. Федоренко / Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях : материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Орск, 2013. – С. 131-133.
44. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М. : Генезис, 2002. – 400 с.
45. Харин, С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт / С. С. Харин – Минск : Изд. В.П.Ильин, 1998. – 352 с.
46. Шварцкоп, С. Г. Формирование профессионального самосознания практических психологов образования в процессе профессионализации : автореф. дис. ... канд. психол. наук / С. Г. Шварцкоп. – М., 2004. – 22 с.
47. Шумская, Л. И. Социализация студенческой молодежи / Л. И. Шумская. – Минск : БГУ, 2001. – 252 с.
48. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Перевод с англ. – М. : Флинта : 2006. – 352 с.
49. Юдина, И. И. Социальный интеллект как один из аспектов психологического анализа личности / И.И. Юдина, Б.Р. Рольник // Современная терапия в психиатрии и неврологии. – 2016. – № 1. – С. 34-40.
50. Южанинова, А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А. Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии : сб. ст. – Саратов, 2004. – С. 63–67.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные эмпирические данные.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистические расчеты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Содержание занятий социального-психологического тренинга по формированию социального интеллекта у студентов-психологов заочной формы обучения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты