Психологическое сопровождение школьников к обучению в средне звене общеобразовательной школы
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Психологическое сопровождение школьников к обучению в средне звене общеобразовательной школы»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Психологическое сопровождение школьников к обучению в средне звене общеобразовательной школы
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №1, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблиц результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистические расчеты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Содержание программы психологического сопровождения школьников в период перехода в среднее звено.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Психологическая характеристика детей 10-11 лет
1.2 Проблема психологической готовности к обучению в школе в современной психологии
1.3 Особенности образовательного процесса в период перехода младших школьников в среднее звено
1.4 Психологическое сопровождение школьников с низким уровнем готовности к обучению в среднем звене
ВЫВОДЫ
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Изучение готовности к обучению школьников в среднем звене школы у школьников
2.3 Диагностика личностных качеств школьников
2.4 Взаимосвязь личностных качеств и готовности к обучению школьников в среднем звене школы
2.5 Практические рекомендации по психологическому сопровождению школьников в период перехода в среднее звено
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Важнейшим этапом в школьной жизни ребенка выступает период окончания начальной школы и переход в среднее звено. При переходе младшего школьника в среднюю школу могут возникать трудности, которые отражаются на личностном развитии, поведении, построении взаимоотношений, результатах успеваемости и успешности учебной деятельности в целом. Эти трудности обусловлены недостаточной готовностью младшего школьника к обучению в условиях и с учетом требований среднего звена.
Этап перехода из начальной школы в среднюю школу можно назвать одним из кризисов его личностного развития. Значительно изменяется организация учебного процесса, требования учебной деятельности и социальная ситуация развития. На смену одному учителю приходит несколько учителей-предметников со своими требованиями, которые могут значительно отличаться от тех, к которым привык ребенок. Существенно увеличивается круг общения со сверстниками. Количество учебных дисциплин увеличивается, а их содержание усложняется.
Далеко не все четвероклассники оказываются готовы к таким изменениям в их жизни. Проблема снижения успеваемости при переходе в пятый класс у многих школьников возникает по причине рассогласования условий образовательного процесса, неготовности к обучению учащихся в средних классах. Именно поэтому актуальным вопросом является выявление психологической готовности младших школьников к обучению в среднем звене общеобразовательной школы.
Проблема психологической готовности к деятельности с каждым годом привлекает к себе все большее внимание не только психологов и педагогов, о и представителей других специальностей, так как идет активный поиск путей повышения эффективности деятельности. Психологическая готовность помогает личности успешно выполнять определенные действия (умело используя свой опыт и знания, мобилизуя свои личностные качества), своевременно перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных обстоятельств.
Особое значение в этот момент приобретает психологическое сопровождение школьников с низким уровнем готовности к обучению в среднем звене. Владея необходимыми знаниями и данными, педагог-психолог сможет своевременно установить неблагополучные тенденции в развитии школьников, обратить внимание родителей, педагогов на таких учащихся и помочь им успешно адаптироваться к обучению в новых условиях обучения в среднем звене. Значимость работы по данной теме заключается в том, что полученные результаты расширяют представления о готовности младших школьников к обучению в среднем звене, раскрывают возможности психологического сопровождения учащихся на данном этапе школьной жизни.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на разных ступенях образования имеет свои особенности. Психологическое сопровождение учащихся при переходе в среднее звено предполагает психологическое обеспечение адаптации школьников при переходе в средние классы, поддержку учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового, профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах; содействие в сохранении психофизического здоровья.
Изучением проблемы психологической готовности к обучению в среднем звене общеобразовательной школы занимались А.А. Денисова, Т.Н. Князева, Н.В. Лебедева, Н.Л. Сомова, Г.А. Цукерман и др.
Особенности личности детей в возрасте 10-11 лет показаны в работах таких ученых, как: А.К. Бикметова, Е.Н. Каменская, Т.Н. Князева, Е.В. Кулягина, Д.Ф. Обухова и др.
Однако, проблема изучения психологической готовности к обучению в среднем звене общеобразовательной школы остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: изучить психологическую готовность к обучению в среднем звене общеобразовательной школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы психологической готовности школьников к обучению в среднем звене общеобразовательной школы.
2. Определить готовность к обучению школьников в среднем звене школы у школьников.
3. Выявить взаимосвязь личностных качеств и готовности к обучению школьников в среднем звене школы.
4. Разработать практические рекомендации по психологическому сопровождению школьников в период перехода в среднее звено.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Психологическая характеристика детей 10-11 лет
Психологические особенности учащихся 4 класса связаны с проблемой будущего перехода школьников с начальной школы в основную школу. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники являются выпускниками начальной школы, что во многом определяет характер взаимодействия учителя с детьми этого возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. По мнению Г.А. Цукерман, переход школьников в среднее звено носит кризисный характер, к учащимся 4 класса начинают предъявлять повышенные требования к самостоятельности [Цукерман, с. 21].
Четвероклассник окончательно принимает правила школьной жизни. Завершается формирование новых черт характера и особенностей поведения, которые появились за период обучения в предыдущих классах. В соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка их формы поведения, учебная успеваемость, популярность в школе существенно различаются.
Возраст 11 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних потребностей, более сложными и глубокими переживаниями. Происходит обобщение переживаний и осознание ситуаций, повторяющихся неоднократно, и формирование, как следствие, отношения к себе, своим успехам, своему положению. Следствием осознания и обобщения своих переживаний в младшем школьном возрасте является:
– повышение требовательности к себе;
– появление самолюбия;
– переживание своих успехов или неуспехов;
– потребность оценивать свои действия и поведение, отношения к себе окружающих людей [Хавторина, с. 64].
Для четвероклассников характерны внутренняя уравновешенность, жизнерадостность, стремление к активной практической деятельности. Они стараются выполнять поручения и переживают за качество их выполнения, хотят осознавать себя в положении людей, с определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех способствует эмоциональному подъему. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность [Хавторина, с. 65].
В четвертом классе у детей появляется дух соперничества между детьми своего пола. Развивается интерес к противоположному полу, но дети еще не знают, как правильно его выразить, поэтому могут проявлять внимание негативными поступками – шутками, физической агрессией. Мнение сверстников становится более важным, чем мнение родителей, педагогов, что является предпосылкой к смене ведущего вида деятельности. Развивается сотрудничество. Четвероклассник старается проявить активность в жизни другого ребенка, помочь ему, поддержать. Появляются страхи, связанные с социумом. Ребенок боится опоздать, ошибиться, стать темой для обсуждения и шуток среди сверстников [Хавторина, с. 66].
Познавательная рефлексия учащегося 4 класса предполагает способность осознавать причины учебных неудач и успехов. Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Школьники постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте впервые происходит первичное осознание потребности в саморазвитии. Ученик 4 класса уже способен осознавать противоречия между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», понимать некоторые аспекты внутреннего источника своей активности [обух, с. 128].
Новообразования младшего школьного возраста оказывают влияние на формирование самооценки учащихся. Следствием развития способности к рефлексии в младшем школьном возрасте является переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий) к более обобщенной. Обобщенная самооценка предполагает наличие способности оценивать себя, свои качества и действия и сверять их с эталоном поведения. Так, И.Ю. Кулагина отмечает, что к концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств [кула, с. 104].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Организация и методики исследования
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 4-х классов. Возраст испытуемых – 10-11 лет.
Цель исследования: выявить взаимосвязь личностных качеств и готовности к обучению школьников в среднем звене школы.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь личностных качеств и готовности к обучению школьников в среднем звене школы.
Задачи исследования:
1. Определить готовность к обучению в среднем звене школы у школьников.
2. Установить личностные качества школьников при переходе в среднее звено.
3. Выявить взаимосвязь личностных качеств и готовности к обучению школьников в среднем звене школы.
4. Разработать программу психологического сопровождения школьников в период перехода в среднее звено.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой.
Цель: изучение уровня учебной мотивации младшего школьника.
Данная анкета наилучшим образом отражает отношение детей младшего школьного возраста к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Анкета включает 10 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав один из вариантов ответов. Вопросы анкеты зачитываются вслух, предлагались варианты ответов, а ребенок называл те ответы, которые он выбирал. Обработка результатов осуществляется согласно ключу методики.
Критерии оценки уровня учебной мотивации:
25-30 баллов – высокий уровень учебной мотивации;
20-24 балла – хорошая школьная мотивация;
15-19 баллов – положительное отношение к школе;
10-14 баллов – низкая учебная мотивация;
ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Текст опросника представлен в Приложении А.
2. Тест школьной тревожности Филлипса.
Цель исследования: выявить характер школьной тревожности у подростков.
Методика предназначена для выявления изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.
Процедура исследования: методика проводилась в групповой форме в письменном виде. Испытуемым предлагалось ответить на 58 вопросов «да» или «нет». Обработка данных осуществлялась согласно ключу методики. В результате проведения методики был выявлен характер тревожности по 8 факторам, связанным со школой.
Текст опросника представлен в Приложении А.
3. Личностный опросник Р. Кеттелла CPQ (детский вариант) в адаптации Э.М. Александровской.
Цель: выявление индивидуально–психологических особенностей личности детей. Методика представляет собой модификацию взрослого варианта 16-PF личностного опросника Р. Кеттелла, специально разработанную и адаптированную для детей младшего школьного возраста (8-12 лет).
Шкалы методики: общительность, вербальный интеллект, уверенность в себе, возбудимость, склонность к самоутверждению, склонность к риску, ответственность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, нервное напряжение.
Опросник включает 120 суждений, которые отражают разные стороны жизни ребенка и его взаимодействия с окружающими. Опросник содержит 2 части по 60 вопросов.
Все 12 шкал методики содержат по 10 вопросов, где значимый ответ на каждый из них получает оценку в 1 балл. Сумма баллов по каждой из шкал посредством специальных таблиц переводится в «стены».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что возрастной период 10-11 лет является ответственным периодом школьного детства, полноценное проживания которого обусловливает уровень интеллекта и развития личности, умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях. На протяжении всего младшего школьного возраста происходит увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, формирование осознанного познавательного мотива, развитие самопознания, внутреннего плана действий, произвольности и самоконтроля. К концу младшего школьного возраста появляется ответственность, дисциплинированность, решительность, самостоятельность, организованность, инициативность, прилежание.
Готовность к обучению в среднем звене представляет собой сложное структурное образование, включающее операциональный (соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям программным требованиям); интеллектуальный (уровень развития психических познавательных процессов), мотивационный (положительное отношение к школе) и личностный (наличие психологических особенностей личности, способствующих успешному обучению) компоненты. Учащийся со сформированной готовностью к обучению в среднем звене характеризуется сформированностью основных компонентов учебной деятельности, успешным усвоением материалов школьной программы, новообразований младшего школьного возраста – произвольности, рефлексии, понятийного мышления; а также новым типом взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Основными особенностями образовательного процесса в период перехода младших школьников в среднее звено являются: изменение условий обучения, увеличение объема информации, появление нового социального статуса пятиклассника, неспособность учащегося адаптироваться к новым требованиям, неумение самостоятельно и совместно организовывать свою учебную и внеучебную деятельность. На фоне перемен и новых требований у пятиклассников часто снижается школьная успеваемость. В этот период у учащихся часто снижается учебная мотивация. При переходе учащихся в среднее звено наблюдаются существенные трудности при обучении учащихся, следствием которых может выступать школьная дезадаптация.
Психологическое сопровождение учащихся с низким уровнем готовности к обучению в среднем звене направлена на создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, формирование достаточной готовности школьников к переходу в среднее звено и содействие его успешной адаптации к новым условиям обучения. Для психологического сопровождения таких учащихся педагог-психолог использует такие направления как психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическая коррекция. Перечисленные направления охватывают всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся с низким уровнем готовности к обучению в среднем звене, их родителей и учителей.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что при переходе в среднее звено школьники положительно относятся к школе. Учащиеся имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. При этом, многие школьники имеют низкую учебную мотивацию – они посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Большинство школьников при переходе в среднее звено характеризуются средним уровнем школьной тревожности. В целом эти учащиеся испытывают благоприятное эмоциональное состояние, умеренную степень беспокойства и страхов, связанных со школой. Школьники при переходе в среднее звено в большей степени испытывают страх ситуации проверки знаний и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Они характеризуются негативным отношением и переживанием тревоги в ситуации проверки (прежде всего, публичной) знаний, своих достижений, способностей. Школьники ориентированы на значимость для других людей (родителей, учителей) собственных результатов и поступков, испытывают тревогу по поводу оценок.
Установлено, что школьники при переходе в среднее звено характеризуются такими личностными качествами как: высокая ответственность, ярко выраженное нервное напряжение, умеренная общительность, средняя уверенность в себе, некоторая возбудимость, умеренная чувствительность, средняя тревожность, низкий вербальный интеллект, слабая склонность к самоутверждению, слабая склонность к риску, низкий самоконтроль. Полученные результаты свидетельствуют о том, что школьники недостаточно готовы к обучению в среднем звене по личностному компоненту психологической готовности. Выраженное нервное напряжение на фоне тревожности и высокой ответственности может затруднить адаптацию к обучению в среднем звене.
1. Абрамова, Г. С. Развитие навыков общения младших школьников со взрослыми и сверстниками / Г. С. Абрамова. – Волгоград : Перемена, 2011. – 218 с.
2. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / под ред. Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М. : Академия, 2002. – 208 c.
3. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
4. Бикметова, А. К. Особенности эмоционально-волевой регуляции школьников при переходе из начальной в среднюю школу : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. К. Бикметова. – М., 2011. – 27 с.
5. Бирюков, С. М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С. М. Бирюков // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С. 23-43.
6. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. – 298 с.
7. Гладкова, Г. Н. формирование готовности детей младшего школьного возраста к обучению в среднем звене общеобразовательной школы / Г. Н. Гладкова // Всероссийская научно-практическая конференция: сборник статей. – Нижневартовск, 2017. – С. 458-460.
8. Горбунова, К. В. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению / К. В. Горбунова // Аллея науки. – 2017. – № 6. – С. 348-351.
9. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе: руководство практического психолога / Н. И. Гуткина. – М. : Академический проспект, 2000. – 312 с.
10. Денисова, А. А. Проблема психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе // А. А. Денисова // Известия РГПУ. – 2011. – № 1. – С. 83-90.
11. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2007. – 490 с.
12. Залевский, Ф. С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников / Ф. С. Залевский // Завуч начальной школы. – 2009. – № 1. – С. 70-72.
13. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
14. Калинина, Т. В. Возрастно-психологическое консультирование / Т. В. Калинина, О. В. Ладыкова, М. В. Маркеева. – Арзамас : АГПИ, 2012. – 88 с.
15. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
16. Князева, Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование / Т. Н. Князева. –СПб. : Речь, 2007. – 119 с.
17. Ковалева, Т. Н. Состояние и перспективы развития психологической службы в системе образования Беларуси / Т. Н. Ковалева // Псiхалогия. – 2004. – № 2. – C. 4-8.
18. Козырева, Е. А. Теоретико-технологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей, их учителей и родителей / Е. А. Козырева // Школьный психолог. – 2001. – № 33. – С. 64-67.
19. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
20. Крайникова, Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение четвероклассников при переходе в основную школу / Т. А. Крайникова // Социально-экономические явления. – 2014. – № 8. – С. 149-155.
21. Кулагина И. Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте / И. Ю. Кулагина, С. В. Гани // Психологическая наука и образование – 2011. – № 2. – С. 102-109.
22. Кулягина, Е. В. Проблема школьной адаптации при переходе в 5 класс / Е. В. Кулягина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 20015. – № 6. – С. 63-66.
23. Кухтерина, Г. В. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г. В. Кухтерина, Е.А. Кукуев. – Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. – 180 с.
24. Кушнир, Н. Я. Детский сад – школа. Проблемы преемственности / Н. Я. Кушнир. – Мн. : Полымя, 2000. – 152 с.
25. Лебедева, Н. В. Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. В. Лебедева. – Москва, 1996. – 18 с.
26. Литвиненко, Н. В. Адаптация школьников в критические период развития как предмет психолого-педагогического исследования / Н. В. Литвиненко // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2006. – № 2. – С. 54-58.
27. Мамонова, Е. Б. Особенности познавательной и мотивационной готовности младших школьников при переходе на вторую ступень обучения / Е.Б. Мамонова // Нижегородский психологический альманах. – 2017. – № 2. – С. 31-38.
28. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев – М. : Гардарики, 2005. – 269 с.
29. Матыч, А. Д. Адаптационный период учащихся 1 и 5 классов / А. Д. Матыч // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 2. – С. 47-50.
30. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Д. Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2010. – 452 с.
31. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 1996. – 240 с.
32. Перминова, Ю. А. Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено / Ю. А. Перминова // Молодой ученый. – 2015. – № 4. – С. 664-667.
33. Пономаренко, Л. П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе: методические рекомендации для школьных психологов / Под ред. Л. П. Пономаренко. – Одесса : АстроПринт, 2004. – 198 с.
34. Попова, О. С. Психологическое сопровождение развития личности учащихся в процессе профессионально-технического и среднего специального образования: автореф. дис. ... канд. психол наук: 19.00.07 / О. С. Попова. – Минск, 2013. – 20 с.
35. Редлих, С. М. Проблема успешности процесса адаптации учащегося в образовательном пространстве школы / С. М. Редлих, Р. Е. Пономарев // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 10. – С. 117-119.
36. Сабодах, Р. В. Проблема адаптации детей к обучению в школе / Р. В. Сабодах // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 2. – С. 66-68.
37. Сахарова, И. Н. Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы / И. Н. Сахарова // Известия Пензенского гос. пед. университета. – 2006. – № 1. – С. 117-122.
38. Сомова, Н. Л. В пятый класс – в первый раз : пособие для родителей, специалистов служб сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий / Н. Л. Сомова. – СПб. : КАРО, 2001. – 368 c.
39. Степанова, Н. А. Динамика личностного развития младших школьников / Н. А. Степанова // Вестник МГОУ. – 2010. – № 3. – С. 173-176.
40. Тончева, А. Н. Причины неуспеваемости современных школьников / А. В. Тончева // Вестник Чувашского университета. – 2012. – № 2. – С. 94-99.
41. Троицкая, И. Ю. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте / И. Ю. Троицка, Т. Н. Петрова // Молодой ученый. – 2017. – № 6. – С. 207–209.
42. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина // Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89–94.
43. Турабаева, М. Н. Учебная мотивация младших школьников / М. Е. Турабаева // NovaInfo. – 2017. – № 58-2. – С. 1-5.
44. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Е. М. Амелишко. – Мн. : Технология, 2000. – 100 с.
45. Хавторина, Н. И. Переход без стресса в среднее школьное звено / Н. И. Хавторина, А. С. Ракитина // Директор школы. – 2010. – № 3. – С. 64-66.
46. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь : программа адаптации детей к школе / Г. А. Цукерман. – М.: Генезис, 2003. – 128 с.
47. Цукерман, Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2001. – № 5. – С. 19-35.
48. Цыцулин, А. Е. Психологические условия формирования готовности младших школьников к обучению в основной школе : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. Е. Цыцулин. – Нижний Новгород, 2012. – 18 с.
49. Шабанова, В. А. Деятельностный подход к организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с учётом психологических особенностей / В. А. Шабанова // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 10. – С. 24-28.
50. Швецова, М. Н. Понятие и сущность социально-психологического сопровождения / М. Н. Швецова // Вестник МПГУ. – 2012. – № 12. – С. 1-8.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблиц результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистические расчеты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Содержание программы психологического сопровождения школьников в период перехода в среднее звено.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты