Развитие связной речи старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2020
251.00 BYN
Развитие связной речи старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Дошкольное образование
Организация: Ясли–сад № 85, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст к методике 1 Пересказ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Стимульный материал к заданию 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика обследования связной речи по В.П. Глухову.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Игра-драматизация русской народной сказки «Лиса и козел».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Возможности использования театрализованной деятельности для развития связной речи у старших дошкольников
1.2 Методика руководства театрализованными играми. Их роль в активизации речевой деятельности у старших дошкольников
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика развития связной речи старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
2.2 Содержание работы по развитию связной речи средствами театрализованной деятельности в старшей группе
2.3 Динамика развития связной речи старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей в дошкольном учреждении.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе. У детей 5–6 лет развитие речи достигает высокого уровня. Многие дети способны точно произносить все звуки, регулировать темп, громкость речи. По мере взросления детей накапливается довольно большой словарный запас. Использование эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации для развития связной речи ребенка является очень важным аспектом в работе, как дошкольного общеобразовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. С целью изучения развития связной речи старших дошкольников, нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с детьми.
Связная речь имеет социальную значимость и играет важную роль в формировании личности ребенка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь является высшей формой речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка, является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе». Для старшего дошкольника грамотно сформированная связная речь имеет большое значение, т.к. впереди у него обучение в школе, социализирует ребёнка в обществе.
На данный момент имеется большое количество педагогических методик и технологий, направленных на формирование связной речи дошкольников 5–6 лет. Однако на наш взгляд одним из недостаточно исследованных направлений можно считать использование театрализованной деятельности в целях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с учетом характерных особенностей последнего .
При организации театрализованной деятельности в игровой форме происходят количественные и качественные изменения. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, диалогическая речь, а также ее интонационный строй. Реализуемая роль, произносимые реплики формируют у ребенка необходимость понятно и ясно выражать свои мысли. Вступая во взаимоотношения, воспитанники обмениваются мнениями, обогащают друг друга полученными знаниями, устанавливают контакты. Именно поэтому театрализованная игра выступает ведущим средством формирования связной речи.
Все сказанное выше позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы и определяет актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие связной речи старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Цель исследования: описать развитие связной речи старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Задачи исследования.
- выделить возможности использования театрализованной деятельности для развития связной речи у старших дошкольников;
- характеризовать методику руководства театрализованными играми;
- обозначить роль использования театрализованный игр в активизации речевой деятельности у старших дошкольников
- провести экспериментальное исследование развития связной речи старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности;
- представить содержание работы по развитию связной речи средствами театрализованной деятельности в старшей группе.
Гипотеза исследования – вовлечение детей старшего дошкольного возраста в процесс театрализованной деятельности будет способствовать у них развитию связной речи.
Методы исследования: обобщение и систематизация информации (теоретической, практической и методической); обобщение результатов исследования, эксперимент.
Методологическая основа и теоретическая база исследования основывается на закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Ф.А. Сохина.
База и выборка исследования: ГУО «Ясли–сад № 85 г. Гродно». В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Средний возраст детей 5,6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты исследования в практике дошкольного образования в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Возможности использования театрализованной деятельности для развития связной речи у старших дошкольников
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [2, с. 253]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Рассказ может иметь повествовательный характер, описательный и объяснительный. Кроме того, существуют рассказы–рассуждения и творческие рассказы (основанные на воображении). Связная речь является единым смысловым и структурным целым, включающим связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки [7].
Развитие связной речи происходит в несколько этапов совместно с развитием мышления, увеличением сложности детской деятельности и разнообразием формами общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Речь приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Возраст 5–6 лет характеризуется интенсивным становлением связной речи. Под связной речью понимается развернутое изложение содержания текста, которое характеризуется логичностью, последовательностью и точностью. В возрасте 5–6 лет речь постепенно приобретает более последовательный характер, форму монологической, контекстной речи. В возрасте 5–6 лет связная речь достигает высокого уровня: дети могут последовательно и четко составлять рассказы, отвечать на вопросы развернутыми ответами, устанавливать смысловые связи внутри текста, использовать в своих высказываниях формальные средства связи.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей является одним из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связана возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Уникальным источником коррекции и развития связной речи является искусство. Оно не только разнообразит понимание реального человеческого общения, но и углубит его рамки. Важность искусства заключается в том, что оно улучшает личный опыт детей, представляет чужой умственный и чувственный опыт.
Многие ведущие ученые в области дошкольной психологии и педагогики считают, что игровой процесс дошкольников – это постоянный переход от игры к реальным отношениям. Эта ситуация напрямую связана с типом развития коммуникативных навыков и способностей, таких как театральная деятельность.
Театрализованная деятельность представляет собой обобщенную концепцию, которая включает в себя различные типы театральных игр, организуемых совместно с самими взрослыми или детьми. Театральные игры сохраняют все типичные признаки ролевых игр: контент, креативный дизайн, ролевые сюжеты, ролевые и организационные действия и отношения [28]. Современные технологии театрализованной деятельности направлены не только на формирование игровых действий, но и на овладение действиями детей с использованием средств (таких как сенсорные стандарты, символы, модели), которые опосредуют психические функции, а также разработку символической модели деятельности (игра, разговор, рисунок, конструирование) на основе определенного типа (А.И. Булычева, Л.А. Венгер, О.П. Гаврилюшкина, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый). В исследовании Д.Б. Эльконина театрализованная игра определяется как «деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненная сценарию сюжета в соответствии с указанными временными и пространственными характеристиками, при этом типе деятельности изображение создается с использованием одежды или куклы и выражается различными символическими средствами (выражение лица и пантомима, графика, речь, пение)» [44].
В настоящее время театральная деятельность довольно активно используется в коррекционной педагогике. В своем исследовании И.Г. Вечканова доказала, что театральные игры в работе с дошкольниками способствуют их разнообразному развитию [5, с. 29].
Театральная деятельность является одним из наиболее привлекательных видов деятельности и используется как для психотерапевтической, так и для педагогической коррекции [36, с. 28].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика развития связной речи старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
С целью изучения развития связной речи старших дошкольников, нами была организована и проведена опытно–экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста на базе Ясли–сад №85 г. Гродно.
В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Средний возраст детей 5,6 лет.
Цель исследования: выявление степени развития речи у старших дошкольников.
Задачи исследования:
- подготовка к диагностическому исследованию (информирование участников образовательных отношений, подготовка развивающей предметно–пространственной среды и т.п.).
- диагностика детей, вошедших в экспериментальную группу с целью выявления степени сформированности связной речи.
- сравнительный анализ результатов констатирующего этапа исследования, формулирование выводов, значимых для организации дальнейшего проведения исследования в рамках исследуемой проблемы.
Таким образом первоначальная диагностика связной речи старших дошкольников проводилась на основании следующих заданий:
Задание 1. Пересказ (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Цель: Изучение умения детей строить высказывания, соблюдая последовательность событий и структуру (начало, середину, конец).
Воспитатель читает 2 раза рассказ («Три товарища»), ребенок пересказывает, как запомнил.
Задание 2. Рассказ по картинке (описание) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Цель: Изучение умения составлять описательный текст по картинке.
Педагог показывает ребенку картину «Дети играют» и предлагает рассказать, что на ней изображено.
Вопросы:
- Кто изображен на картинке?
- Что делают дети?
- Где играют дети?
- С чем играют дети?
Задание 3. Беседа о любимых игрушках (повествование).
Цель: изучение умение составлять рассказ из личного опыта
Инструкция: расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем.
Задание 4. Методика балльной оценки В.П. Глухова (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
В целях исследования связной речи у детей можно использовать задания, которые включают пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Детям предлагается следующее задание:
Пересказ русской народной сказки «Морозко».
Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.
Инструкция: Послушайте сказку внимательно, потом вы будете рассказывать ее сами.
Задание 5. Методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Экспериментальное исследование состоит из двух заданий:
- составление описательного рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ прослушанного текста.
Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система.
Задание 1. «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кошки и птичка» (3 картинки)».
Детям предлагается следующая инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить описательный рассказ. Опиши героев, какие они?».
Задание 2. Пересказ прослушанного текста «Еж».
Детям предлагается следующая инструкция: «Прослушайте внимательно небольшой рассказ, постарайтесь запомнить и пересказать его. Опишите героев и ситуацию». Рассказ читается педагогом два раза.
При оценке результатов учитывались показатели самостоятельности выполнения задания и способность к построению связного последовательного высказывания. В качестве критериев оценки связной речи старших дошкольников, нами были выбраны критерии, предложенные Т.С. Комаровой:
Высокий уровень (3 балла)
«Дошкольник активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение исходя из ситуации, четко и последовательно выражает свои мысли. Пересказ, рассказы из картинок и из личного опыта происходит самостоятельно. Текст представлен последовательно с использованием языка оригинала. Грамматические нормы русского языка в основном соблюдаются».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возраст 5-6 лет характеризуется интенсивным становлением связной речи. Под связной речью понимается развернутое изложение содержания текста, которое характеризуется логичностью, последовательностью и точностью. В возрасте 5-6 лет речь постепенно приобретает более последовательный характер, форму монологической, контекстной речи. В возрасте 5-6 лет связная речь достигает высокого уровня: дети могут последовательно и четко составлять рассказы, отвечать на вопросы развернутыми ответами, устанавливать смысловые связи внутри текста, использовать в своих высказываниях формальные средства связи.
Искусство играет немаловажную роль в развитии речевой деятельности данной категории воспитанников. Театральная деятельность – это педагогическая технология, которая активизирует и интенсифицирует деятельность детей, предполагает сотворчество ребенка и взрослого, ребенка и других детей. Каждому ребенку интересен данный вид деятельности, так как в основе ее лежит игра, и именно игра – наиболее близка ребенку. Эмоциональное воздействие приемов театрализации стимулирует развитие воображения, а также способствует развитию связной речи.
Возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речи младших дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования выразительности речи ребенка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.
С целью изучения развития связной речи старших дошкольников, нами была организована и проведена опытно–экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста на базе Ясли–сад №85 г. Гродно. В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Средний возраст детей 5,6 лет.
Нами были отобраны следующие задания: пересказ; рассказ по картинке (описание); беседа о любимых игрушках (повествование); методика балльной оценки В.П. Глухова; методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой.
В результате диагностического исследования мы пришли к выводу, что большинство дошкольников старшего возраста (44%) имеют низкий уровень развития связной речи, неспособность самостоятельно строить связные высказывания повествовательного и описательного характера. Эти дошкольники не воспринимают и не пересказывают текст, который они слышат, не следуют структуре текста при пересказе, не знают, как сделать рассказ из картинки, из личного опыта, в то же время высказывания дошкольников однообразные, предложения просты, дошкольники не используют союзы и предлоги в речи, чтобы передать временные и пространственные отношения.
Таким образом требуется дополнительная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Нами было представлено содержание работы по развитию связной речи средствами театрализованной деятельности в старшей группе.
С целью проверки эффективности использования театрализованной деятельности как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено повторное диагностическое исследование. На данном этапе исследования нами были использованы те же диагностические методики что и на констатирующем этапе исследования. Таким образом, мы пришли к выводу, что большинство дошкольников старшего возраста (50%) имеют теперь высокий уровень развития связной речи.
Гипотеза исследования подтверждена – вовлечение детей старшего дошкольного возраста в процесс театрализованной деятельности действительно способствует у них развитию связной речи.
1. Акишина, А.А. Развитие у детей навыка связной монологической речи / А.А. Акишина, А.П. Бубнова // Русский язык как второй родной и методика его преподавани. – М., 2016. – 152 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: изд. центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Альтшуллер, Г.С. Методика изобретательского творчества. – Минск, 1970. – 24 с.
4. Баряева, Л.Б. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности (Из опыта работы ГБДОУ детского сада №5 Невского района Санкт– Петербурга в условиях ФГОС ДО) / Л. Б. Баряева, И. Г Вечканова, В. Е. Демина и др.: под общ. ред. И. Г. Вечкановой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2017. – 206 с.
5. Баряева, Л.Б. Театрализованные игры в коррекционно–развивающей работе с дошкольниками / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Е. В. Загребаева: под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2009. – 256 с.
6. Блинова, Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка / Л.Ф. Блинова. – Казань: Новое знание, 2013. – 35 с.
7. Болотова, Т.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта / Т.В. Болотова // Развитие личности как стратегия современной системы образования: Материалы Международной научно–практической конференции, 2016. – С. 318–385.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., Просвещение, 2004. – 255 с.
9. Васильева, В. С. Коррекционно–педагогическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / В. С. Васильева, О. А. Бурцева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 6–7. – С. 35–37.
10. Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями / Г.А. Ванюхина // Логопед. – 2016. – 5. – C. 18–26.
11. Вахрушева, Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. – 2016. – № 4. – С. 63 – 65.
12. Вечканова, И.Г. Особенности театрализованной игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью / И.Г. Вечканова, О.В. Михайлова, Е.В. Морковкина // Информационно–образовательное пространство особого ребенка: Материалы XXIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. министерство науки и образования РФ, РГПУ им. А,И, Герцена, Комитет по науке и высшей школе Администрации Санкт–Петербурга, Институт философии человека РГПУ им. А.И. Герцена, Герценовское философское общество, Петровская академия наук и искусств, 2016. – С. 466–469.
13. Волковская, Т. Н. Психология лиц с нарушениями речи: пути становления и развития / Т. Н. Волковская // Специальная психология. – 2017. – № 3 (13). – С. 12 – 22.
14. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениям речи / Программа для специальных дошкольных учреждений/ Авторы–сост. Ю.Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск: НИО 2007. – 280 с.
15. Грищенкова, О.В. Формирование связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках “Человек и мир”: учебно–метод. пособие. Мн.: БГПУ, 2008. – 36с.
16. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи / Н.Л. Ерастов. – Ярославль, 2013. – 183 с.
17. Житнякова, Н.Ю. Лего в детском саду, или Так много способов учиться [Текст] / Н.Ю. Житнякова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2016. – № 1. – С. 106–114.
18. Зайцева, Л.А. Психолого–педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 1998. – 210 с.
19. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания / И. Зимина // Школьный логопед. – 2016. – №5. – С. 28 – 35.
20. Зотова, И. В. Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Зотова, А. О. Сергиенкова // EuropeanResearch. – 2017. – № 6 (19). – С. 62–65.
21. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 208 с.
22. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбов. универ. – 2016. – № 10. – С. 64–65.
23. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.–метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
24. Лашкова, Л.Л. Речевое развитие детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / Л.Л. Лашкова, А.Р. Филиппова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2016. №1(34). – С. 62–67.
25. Лауткина, С.В. Комментированное рисование как метод развития речи детей: методические рекомендации: в 2 ч. / С.В. Лауткина, Ж.А. Рулева. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 47 с.
26. Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста / А. А. Леонтьев. – М., 1974. – Ч. 1. – С. 169–172.
27. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно–игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов– дефектологов. / Т.В. Лусс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с.
28. Медведева, Е.А. Изучение особенностей развития воображения дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 32–37.
29. Медведева, Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2000. – №1. – С. 53–60.
30. Рождественская, В. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В. И. Рождественская, Е. И. Радина – М.: Просвещение, 2002. – 432 с.
31. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : Кн. для учителя / Е. С. Слепович. – Мн. : Народная асвета, 1989. – 64 с.
32. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
33. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 12. – С. 21–23.
34. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
35. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М. : Академия. 2006. – 256 с.
36. Тижоева, Н.К. Формирование взаимодействия младших школьников с умеренной умственной отсталостью в процессе театрализованных игр / Н.К. Тижоева // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно–практической конференции, 2016. – С. 28–30.
37. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981. – 159.
38. Томилова, С.Д. Формирование художественно–речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания / С.Д. Томилова // Педагогическое образование в России. – 2016. – №2. – С. 100–107.
39. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб.– метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
40. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
41. Федотова, Л. А. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями / Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев // Медико–социальная экспертиза и реабилитация. – 2013. – № 1. – С. 45–49.
42. Хлыстакова, А. Н. Литературное развитие младших школьников средствами фольклора / А. Н. Хлыстакова // Начальная школа. – 2016. – С. 108–109.
43. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2011. – 115 с.
44. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. – М.: ИНТОР, 2014. – 112 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст к методике 1 Пересказ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Стимульный материал к заданию 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика обследования связной речи по В.П. Глухову.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Игра-драматизация русской народной сказки «Лиса и козел».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты