Работа психолога по Социально-психологической адаптации пожилых людей
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Работа психолога по Социально-психологической адаптации пожилых людей»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Работа психолога по Социально-психологической адаптации пожилых людей
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Территориальный центр социального обслуживания Первомайского района, ГУ (г. Витебск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»» А.Г. Маклаков и С.В. Чермянина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Показатели достоверности различий между группой мужчин и группой женщин пожилого возраста по адаптивным способностям.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты деятельности психолога по социально-психологической адаптации пожилых людей на базе ТЦСОН
1.1 Проблема социально-психологической адаптации в современной психологии
1.2 Психологические особенности пожилых людей
1.3 Описание социально-психологической адаптации пожилых людей
2. Организация и содержание деятельности психолога по социально-психологической адаптации пожилых людей на базе ТЦСОН
2.1 Организация и методы исследования уровня социально-психологической адаптации у пожилых людей на базе ТЦСОН
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования уровня социально-психологической адаптации у пожилых людей на базе ТЦСОН
2.3 Разработка рекомендаций для работы психолога по социально-психологической адаптации пожилых людей на базе ТЦСОН исходя из результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что население белорусского общества стареет. В Республике Беларусь в два раза превышен критерий ООН, по которому население страны относится к старому. Вот почему Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2025 года определено создание многоуровневой пенсионной системы, которая сочетает в себе программы обязательного и дополнительного страхования, основанные на распределительных и накопительных механизмах финансирования.
Старение человека, его возрастные изменения являются чрезвычайно сложным процессом, ставящим перед белорусским обществом, человеком, наукой большую совокупность важных проблем. Это проблемы личности, нравственности, преемственности поколений, проблемы индивида и общества. Знание специфики протекания процесса старения, степени и характера включенности пожилых людей в социальные отношения, уровня их адаптации к своему изменяющемуся состоянию, статусу и месту в обществе – это все чрезвычайно важно для обеспечения более легкого приспособления людей позднего возраста к своим возрастным изменениям, к возрасту «социальных потерь», поиску новых возможностей.
Пожилые люди включены во все процессы социального и межличностного взаимодействия в обществе. Социальная организация жизнедеятельности пожилого человека может способствовать, а может и препятствовать хорошему личностному его самочувствию, в результате чего происходит его социальная дезадаптация, либо деформация социального статус.
В пожилом возрасте с выходом на пенсию происходит снижение социального статуса пожилого человека в обществе. Утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к психологическим изменениям. Кроме того, в пожилом возрасте отмечаются возрастные ограничения в развитии резервных способностей и адаптации к изменяющейся окружающей среде.
Теоретические аспекты проблемы социально-психологической адаптации пожилых людей рассматриваются в зарубежной психологии. В рамках необихевиористского подхода адаптацию определяют, как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой, полностью удовлетворены, т.е. достигается «состояние гармонии между индивидом и природной (социальной) средой». Другая концепция адаптации, опираясь на интеракционистскую теорию рассматривает обусловленность адаптации внутрипсихическими и средовыми факторами. Представители данной концепции проводят различие между адаптацией и приспособлением.
В работах отечественных исследователей мы можем зачастую встретить другое понимание социально-психологической адаптации, как результата процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде. Социально-психическая адаптация в отечественной психологии рассматривается как состояние отношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов эффективно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои главные социогенные потребности, переживает состояния самореализации и свободного самовыражения творческих способностей.
Адаптация к новой социальной роли в связи с выходом на пенсию зависит от физических и психологических возможностей пожилого человека. Ограничения в подвижности, снижение возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать собственное поведение, заниматься трудовой деятельностью затрудняют процесс социальной адаптации пожилых людей, выходящих на пенсию.
1. Теоретические аспекты деятельности психолога по социально-психологической адаптации пожилых людей на базе ТЦСОН
1.1 Проблема социально-психологической адаптации в современной психологии
Инновационная социально-экономическая ситуация характеризуется динамикой и изменчивостью. Однако люди по-разному реагируют на изменения в обществе и в собственной жизни, т.е. отличаются степенью приспособляемости [21, с. 143].
Термин «адаптация» рассматривался многими исследователями. Он охватывает все типы адаптивных систем. Термин «адаптация» происходит от латинского слова adapttatio – адаптация. Возможно, как следствие, многие авторы переводят и характеризуют адаптацию как адаптацию организма к условиям окружающей среды [3, с. 254].
Таким образом, адаптация – это система характеристик или в соответствии с характеристиками объекта и его окружения, способная воплощать цели объекта в окружающей среде, которые были сделаны и созданы в ответ на вероятное воздействие факторов. Вторым вариантом определения является приведенная адаптация знаковой системы по объектной системе к характерным особенностям ее окружения с тем, чтобы она могла реализовать свои цели в данной среде.
В более общем виде адаптация происходит в эволюционном развитии органического мира с точки зрения филогении: сам факт существования биологического вида является результатом филогенетической адаптации. Адаптивные процессы в отдельном организме, проявляющиеся в течение жизни, в онтогенезе, также более распространены.
Концепция адаптации включает диалектическое единство среды обитания и самой системы объектов, согласие и борьбу противоположностей. В.Н. Грибов отмечает, что адаптация, как процесс взаимодействия окружающей среды и организма, направлена на достижение равновесия, которое можно рассматривать как результат адаптации. Он назвал гомеостазом процесс поддержания равновесия посредством адаптации. В.Н. Грибов обнаружил соответствие категорий «равновесие», «гомеостаз», «организм» и «окружающая среда» категории «адаптация»: понятие «адаптация» можно рассматривать как косвенную связь между объектами «организм» и «окружающая среда» и между процессами «равновесие» и «гомеостаз» [10, с. 37].
Полезно прояснить мнение В.Н. Грибова: «Баланс между организмом и окружающей средой является результатом процесса адаптации. Этот процесс сам по себе является механизмом, который обеспечивает гомеостаз, другими словами, процесс, который обеспечивает баланс между телом и окружающей средой» [10, с. 38].
Адаптация – это процесс взаимодействия субъекта и объекта, который неизбежно приводит к изменению двух взаимодействующих частей. Эти изменения включают появление новейших функций, новейшее сочетание функций, избирательное исчезновение или полную потерю некоторых функций. Взаимодействие почти всегда приводит к своего рода доминированию чего-то: первого субъекта над другим, субъекта над объектом, или наоборот, и, соответственно, к адаптации к этому доминированию. В то же время, появление доминирующего как неизбежный момент эволюции всего живого на самом деле является второй и самой важной активной стороной адаптационного процесса – адаптацией.
Механизм адаптации был разработан в процессе эволюции и позволил организму существовать в таких постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Разумеется, организм тоже не находится в состоянии покоя, т.е. система «организм – окружающая среда» находится в динамическом дисбалансе, что означает, что процесс адаптации должен осуществляться непрерывно. Гомеостаз в этой системе сохраняется путем адаптации.
2. Организация и содержание деятельности психолога по социально-психологической адаптации пожилых людей на базе ТЦСОН
2.1 Организация и методы исследования уровня социально-психологической адаптации у пожилых людей на базе ТЦСОН
Вторая глава дипломной работы содержит результаты эмпирического исследования уровня социально-психологической адаптации пожилых людей, проведенного на базе ГУ «Территориальный центр социального обслуживания Первомайского района» г. Витебск.
Цель исследования: выявить уровень адаптационных возможностей у пожилых людей.
В качестве основных задач исследования были выделены следующие:
– выявление адаптивных возможностей пожилых людей;
– выявление различий в адаптивных возможностях у мужчин и женщин в пожилом возрасте;
– организация и проведение тестирования для испытуемой группы;
– статистическая обработка (выявление достоверности различий с помощью критерия U-Манна-Уитни) и анализ полученных данных;
– формулировка выводов на основе полученных результатов.
Выборка исследования: в данном исследовании принимало участие 30 человек пожилого возраста, в возрасте 60-74 года. Среди испытуемых оказалось 17 женщин и 13 мужчин.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы методики:
1. Методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина [15].
С помощью методики можно выявить уровень адаптивных способностей, уровень развития нервно-психической устойчивости, коммуникативных особенностей и моральной нормативности. Опросник содержит 5 шкал и состоит из 165 вопросов. Испытуемому предлагается ответить на предложенные утверждения «да» или «нет». Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Текст стимульный материал в методике представлен в Приложении А.
2. Тест жизнестойкости С. Мадди в модификации Д. Леонтьева [11].
Данный тест направлен на определение внутренних ресурсов личности для преодоления стрессовых ситуаций. Он состоит из 45 вопросов, на каждый из которых нужно дать ответ в соответствии с заданием (прямые и косвенные вопросы).
Обработка и интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом, по которому рассчитываются 3 шкалы методики: вовлеченность, контроль, принятие риска и выделяется их приоритетный уровень. Текст и стимульный материал к методике представлен в Приложении Б.
Методы математико-статистической обработки.
Для оценки различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
Заключение
Осуществив теоретический анализ литературы по проблеме исследования, пришли к следующим выводам. Социально-психологическая адаптация охватывает важное направление научных исследований, которое изучается и развивается представителями различных отраслей психологии. Характерные особенности процесса адаптации определяются характеристиками и качествами самого человека, степенью его развития как личности, характеризующейся механизмами регулирования поведения и деятельности человека, совершенством этих механизмов. Адаптация – это сложный, единый процесс, характеризующий взаимоотношения человека с природой и социальной средой, социальной группой. Акцент на различные типы и уровни адаптации является неестественным и служит научному рассмотрению и описанию этого процесса. Критериями процесса адаптации являются не только вступление человека и нахождение места в социальной среде или социальной группе, но и уровень здоровья, тенденция развития в соответствии с жизненным потенциалом, определенный смысл жизни.
Пожилые люди, вышедшие на пенсию, представляют собой определенную группу, которая отражает особенности проживания людей пожилого возраста на пенсии. Основными психологическими особенностями являются такие как необходимость приспособления человека пожилого возраста к новым условиям проживания. Успех социально-психологической адаптации в пожилом возрасте зависит как от социальной ситуации, в которой живет пожилой человек, так и от степени зрелости человека как личности и субъекта деятельности. Существует множество свидетельств того, что человек остается весьма жизнеспособным и продуктивным не только в старости, но и в пожилом возрасте. Большую положительную роль играют многие факторы: уровень образования, профессия, зрелость человека и т.д. Существует множество данных о том, как человек поддерживает высокий уровень жизнеспособности и эффективности не только в старости, но и в пожилом возрасте. Большую положительную роль играют многие факторы: уровень образования, профессия, зрелость личности и другие. Особое значение имеет творческая деятельность человека как фактора, противостоящего человеческой революции в целом.
В пожилом возрасте в условиях перемены социальной роли, в связи с выходом на пенсию, мужчины характеризуются преимущественно средним уровнем адаптивных способностей – они адаптируются к новым условиям с некоторыми трудностями, способны вырабатывать стратегию своего поведения и принимать решения, обладают умеренной эмоциональной устойчивостью и адекватной самооценкой. Средний уровень адаптивных способностей выявлен у 56,7% мужчин. Женщины обладают преимущественно низким уровнем адаптивных способностей – они с большим трудом адаптируются к новым условиям, неспособны принимать решения в сложных условиях, эмоционально неустойчивы и имеют заниженную самооценку. Низкий уровень адаптивных способностей выявлен у 53,3% женщин. Высокий уровень развития нервно–психической устойчивости выявлен у 16,7% мужчин и 3,3% женщины. Эти пожилые люди отличаются высокой степенью поведенческой регуляции, низкой склонностью к нервно-психическим срывам, совокупностью личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование в условиях стресса. Средний уровень развития нервно-психической устойчивости выявлен у 23,3% мужчин и 30%. Для них характерна умеренная степень поведенческой регуляции и склонность к нервно-психическим срывам. Низкий уровень развития нервно-психической устойчивости выявлен у 60% мужчин и 66,7% женщин. Эти пожилые люди характеризуются низкой степенью поведенческой регуляции, высокой склонностью к нервно–психическим срывам, недостаточно сформированными личностными качествами, мобилизационными ресурсами и резервными возможностями организма, обеспечивающими оптимальное функционирование в условиях стресса.
1. Анцыферова, Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2001. –№ 3. – С. 3–15.
2. Басов, Н.Ф. Учет психологических особенностей людей пожилого возраста в социальной работе / Н.Ф. Басов // Вестник КГУ. – 2013. – № 3. – С. 143–148.
3. Гулина, М.А. Психология социальной работы / М.А. Гулина. – СПб. Питер, 2002. – 352 с.
4. Ермолаева, М.В. К проблеме периодизации развития личности на протяжении жизненного пути / М.В. Ермолаева // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 119–128.
5. Зыкова, З.Н. Исследование актуальных психических состояний социально–активных пожилых людей / З.Н. Зыкова, Е.А. Лучкова. – 2017. – № 2, Т. 2. – С. 60–63.
6. Иржанова А.А. Актуальные проблемы пожилого возраста в современном мире // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 114–116.
7. Кильсенбаев, Э.Р. Характеристика инвалидности как социальной проблемы / Э.Р. Кильсенбаев // Инновационная наука. – 2016. – № 2. – С. 74–78.
8. Киселева, Т.Г. Исследование социально–психологических проблем пожилых людей / Т.Г. Киселева, Т.В. Бобик // In Siru. – 2015. – № 1. – С. 90–95.
9. Краснова, О.В. Выход на пенсию и идентичность женщин / О.В. Краснова // Психологические исследования. – 2014. – № 35, Т. 7. – С. 1–16.
10. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
11. Литвак, Р.А. Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах / Р.А. Литвак, Т.А. Калугина // Вестник культуры и искусств. – 2013. – № 1. – С. 155–160.
12. Максимова, С.Г. Социально–психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого и старческого возраста / С.Г. Максимова // Клиническая геронтология. – 2000. – № 5–6. – С. 58–63.
13. Маюрова, А.А. Самоорганизация пожилых людей в обществе как способ адаптации / А.А. Маюрова // Вестник Пензенского гос. ун–та. – 2016. – № 1. – С. 120–125.
14. Милькаманович, В.К. Социальная геронтология / В.К. Милькаманович. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 299 с.
15. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ–М», 2006. – С. 549–672.
16. Никольская, И.М. Личность пожилого человека и психологическая реабилитация / И.М. Никольская, М.А. Краева // Российский семейный врач. – 2009. – № 2. – С. 26–31.
17. Краснова, О. В. Особенности восприятия современной социальной си–туации пожилыми людьми / О.В.Краснова // Психология зрелости и старения. – 2009. – № 2. – С. 13–21.
18. Овчинникова, Л.В. Психофизиологическое состояние пожилого человека в период его выхода на пенсию / Л.В. Овчинникова // Человек. Спорт. Медицина. –2012. – № 8. – С. 22–26.
19. Светличная, Т.Г. Личностные характеристики адаптационных способностей лиц периода поздней взрослости / Т.Г. Светличная, А.А. Кузнецова // Экология человека. – 2005. – № 11. – С. 37–41.
20. Смычек, В.Б. Медико–социальная экспертиза и реабилитация / В.Б. Смычек, Г.Я. Хулуп, В.К. Милькаманович. – Мн.: Юнипак, 2005. – 419 с.
21. Смычек, В.Б. Современные аспекты инвалидности / В.Б. Смычек. – Минск: БГАТУ 2012. – 268 с.
22. Тяпкина, Т.Ю. Характеристика пожилых людей как особой социально–демографической группы / Т.Ю. Тяпкина // Nauka–Rastudent. – 2017. – № 1. – С. 26–35.
23. Украинец, П.П. Социальная работа: теория и организация / П.П. Украинец – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 79 с.
24. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2010. – 344 с.
25. Эриксон, Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Э. Эриксон // Архетип. – 1995. – № 1. – С. 148–153.
26. Пенсии в Беларуси // Сайт «MYFIN.BY» [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://myfin.bywiki/term/pensii–v–belarusi.
27. Пенсия по возрасту в Беларуси // Сайт «MYFIN.BY» [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/pensiya–po–vozrastu–v–belarusi.
28. Супрун Н. Г. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема // Современная возрастная психология: основные направления и перспективы исследования. – Materials of the international scientific conference on October 20–21, 2015/ – C. 171–174.
29. Смирнова, Т. В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция / Т. В.Смирнова // СОЦИС. – 2008. – № 8. – С. 49–55.
30. Основы социальной работы: учебник / П.Д. Павленок [и др.]; под. общ. ред. П.Д. Павленок. – М.: «ИНФРА–М», 2003. – 395 с.
31. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c.
32. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.. – М.: Вузовский учебник, НИЦ Инфра–М, 2013. – 352 c.
33. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Academia, 2017. – 319 c.
34. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология: Учебное пособие / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2013. – 288 c.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2016. – 272 c.
36. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c.
37. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: ПО России, 2004. – 442 c.
38. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c.
39. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. – 460 c.
40. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, МГППУ, ИД Юрайт, 2010. – 460 c.
41. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология / Т.С. Пак. – М.: Человек, 2010. – 48 c.
42. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 220 c.
43. Столяренко, Л.Д. Возрастная психология: Учебник / Л.Д. Столяренко. – Рн/Д: Феникс, 2011. – 288 c.
44. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. – 194 c.
45. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2013. – 200 c.
46. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 367 c.
47. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. – М.: Юрайт, 2013. – 367 c.
48. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.
49. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 349 c.
50. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2013. – 567 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»» А.Г. Маклаков и С.В. Чермянина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Показатели достоверности различий между группой мужчин и группой женщин пожилого возраста по адаптивным способностям.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты