Особенности реализации механизмов психологической защиты в зависимости от типа акцентуации личности в юношеском возрасте и их взаимосвязь
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности реализации механизмов психологической защиты в зависимости от типа акцентуации личности в юношеском возрасте и их взаимосвязь»
по дисциплине: «Психология образования»
2020
251.00 BYN
Особенности реализации механизмов психологической защиты в зависимости от типа акцентуации личности в юношеском возрасте и их взаимосвязь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология образования
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник «Индекс жизненного стиля» «Life style index» (LSI) (Р.Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, адаптация Е.С. Романова, Л.Р.Гребенников).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест-опросник «Методика акцентуации характера и темперамента личности» Г. Шмишека, К. Леонгарда.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты по тест-опроснику «Индекс жизненного стиля» «Life style index» (LSI) (Р.Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, адаптация Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты по тест-опроснику «Методика акцентуации характера и темперамента личности» Г. Шмишека, К. Леонгарда.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных с помощью критерия U-Манна-Уитни.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты статистической обработки данных с помощью критерия rs-Спирмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест-опросник «Методика акцентуации характера и темперамента личности» Г. Шмишека, К. Леонгарда.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты по тест-опроснику «Индекс жизненного стиля» «Life style index» (LSI) (Р.Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, адаптация Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты по тест-опроснику «Методика акцентуации характера и темперамента личности» Г. Шмишека, К. Леонгарда.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных с помощью критерия U-Манна-Уитни.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты статистической обработки данных с помощью критерия rs-Спирмена.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Теоретические подходы к изучению механизмов психологической защиты в структуре личности
1.1.1 Понятие «механизмы психологической защиты», этапы их развития в онтогенезе»
1.1.2 Основные виды и функции механизмов психологических защит
1.2 Исследование акцентуаций характера как индивидуально-типологических особенностей личности в современной психологической науке
1.2.1 Основные подходы к изучению акцентуаций характера в психологии
1.2.2 Исследования типов акцентуации характера в психологии, виды акцентуаций
1.3 Анализ исследований взаимосвязи механизмов психологической защиты и типов акцентуации характера у студентов
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования механизмом психологических защит у студентов будущих психологов
2.3 Результаты изучения типов акцентуации личности среди студентов будущих психологов
2.4 Результаты исследования реализации механизмов психологических защит в зависимости от типа акцентуации личности студентов
2.5 Методические рекомендации
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время существует много факторов и детерминант, способных вызвать у современного человека эмоциональный дискомфорт. Чтобы это не привело к дестабилизации и дезадаптации личности, важно уметь сохранять целостность своего Я», что невозможно без использования продуктивной психологической защиты. Именно психологическая защита способствует адаптации человека к своему внутреннему миру и психическому состоянию. Рассогласованность механизмов психологической защиты может привести к нарушению процессов адаптации и социализации личности.
Важно изучить проявления механизмов психологической защиты у студентов-психологов. Если эти студенты будут использовать продуктивные механизмы защиты, они смогут успешно адаптироваться к обучению вузу. Кроме того, обучение по психологическому профилю требует от студента развития определенных личностных качеств, которые будут способствовать активному вхождению в профессиональную сферу, становлению как будущего специалиста. Основным «инструментом» психолога является его собственная личность и его мышление, позволяющее устанавливать соотношения между определенными внешними проявлениями деятельности и скрытой от непосредственного восприятия внутренней организацией соответствующих психических процессов. То, в какой мере это удается, будет определять степень эффективности работы психолога. Потому изучение реализации механизмов психологических защит в зависимости от типа акцентуации личности студентов представляется важным с точки зрения прогнозирования успешного личностно-профессионального развития студентов будущих психологов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Теоретические подходы к изучению механизмов психологической защиты в структуре личности
1.1.1 Понятие «механизмы психологической защиты», этапы их развития в онтогенезе»
Термин «защита» применялся З. Фрейдом для описания борьбы «Я» против болезненных или субъективно невыносимых аффектов и мыслей. С течением времени этот термин был заменен на понятие «вытеснение». Фрейдом были описаны многочисленные механизмы защиты, которые позволяют психике поддерживать равновесие, состояние внутреннего психологического комфорта посредством искажения представлений о себе, о собственном поведении. Защитный механизм рассматривался психологом в качестве специфического изменения содержания сознания, возникающего в ситуации внутреннего конфликта, направленного на снижение чувства тревоги, связанного с внутренним конфликтом [52 с. 52].
По З. Фрейду, «защитные механизмы являются врожденными и запускаются в ситуациях экстремального характера, выполняя функцию преодоления внутреннего конфликта. Этот конфликт вызывает тревогу, нейтрализация которой происходит через блокировку или искажение нежелательной информации психологическими защитами. Механизмы психологической защиты являются реакцией бессознательной части «Я». За счет функционирования психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное психическое благополучие. Неразрешенные проблемы личности становятся хроническими, т.к. индивид лишает себя возможности активно влиять на ситуацию с целью устранения источника отрицательных переживаний» [52, с. 64].
В своей работе «Психология Я и защитные механизмы» Анна Фрейд рассматривает психологические защиты в качестве одного из механизмов адаптации и интеграции личности. По А. Фрейд, «механизмы психологической защиты являются бессознательными, приобретенными в ходе развития личности пути достижения «Я» компромисса между противостоящими силами «Оно» или «Сверх-Я» и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты преследуют цель уменьшения тревоги, вызванной внутриличностным конфликтом» [53, с. 36].
Согласно А. Фрейд, «выделяются следующие этапы развития механизмов защиты «Эго»: предстадия защиты (конец первого года жизни); механизмы проекции и интроекции (от одного года до двухлетнего возраста); механизмы вытеснения и интеллектуализации (от двух до трехлетнего возраста); механизмы реактивного образования и сублимации (от трех до пятилетнего возраста). Также А. Фрейд пришла к тому, что некоторые механизмы психологической защиты не будут зависеть от стадии развития психики. Определенные из них «запускаются» только лишь на определенном этапе защиты «Эго». При этом, полярность защитных механизмов не является показателем об одновременности их образования» [53, с. 71].
Итак, с позиций психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд), защитные механизмы отражают бессознательную деятельность «Я», которая начинает функционировать, когда «Я» подвергается чрезмерной, угрожающей для него активности побуждений и соответствующих им аффектов со стороны «Оно», «Сверх-Я» или внешнего мира. Уменьшая тревогу, которая вызвана внутренним конфликтом, «Я» пытается сохранить интегративность и адаптивность личности путем использования защитных механизмов. К. Роджерс рассматривал механизм психологической защиты как механизм сохранения Самости (модели осознанного Я-Образа личности), снятие которого возможно через эмпатию и безусловное принятие личности окружающими. С точки зрения В. Франкла, индивид структурирует свою деятельность в соответствии с поиском смысла жизни. Неудача в поиске может привести к депрессиям, душевным расстройствам и, как результат, к неврозу. В процессе поиска психологическая защита является не адаптирующим, а дезорганизующим личность механизмом [54, с. 257].
Р. Мэй установил, что «отсутствие запретов приводит к большей вероятности возникновения неврозов. Прямая связь свободы человека с его ответственностью и влияние абсолютной свободы одного человека на зависимость другого стали причиной формирования защитного механизма «бегство от свободы». По наличию чувства комфорта оценивается результат данной защиты. Другим психологическим механизмом, который открыл Р Мэй, был механизм «бегство от собственного «Я», также известный как «уход от сознательной экзистенциальной тревоги». Этот механизм используется как уход от осознания потери смысла жизни» [54, с. 259].
Представить эгопсихологии X. Харманн полагал, что «защитные механизмы «Я» могут одновременно выступать в качестве контроля над влечениями, так и средством приспособления к окружающей действительности. Выдвинуто положение об адаптивной ценности механизмов защиты как специфического равновесия между человеком и средой» [18, с. 218].
Большой вклад в исследование психологической защиты внес Р. Плутчик. Механизмы психологической защиты развиваются в детстве для сдерживания, регуляции определенной эмоции; все защиты в своей основе имеют механизм подавления, который первоначально возник для того, чтобы победить чувство страха. В модели Р. Плутчика считается, что защитные механизмы формируются для того, чтобы помочь индивиду справляться с внутренними и внешними напряжениями, и они тесно связаны с первичными эмоциями и острыми переживаниями [18, с. 129].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить особенности реализации механизмов психологической защиты в зависимости от типа акцентуации личности.
Этап эмпирического исследования:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей реализации механизмов психологической защиты в зависимости от типа акцентуации личности у студентов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования, разработка методических рекомендаций.
В исследовании приняли участие 60 студентов (16 юношей и 44 девушки) факультета психологии БГУ в возрасте от 18 до 21 года.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь механизмов психологической защиты и типа акцентуации личности у студентов.
Методики исследования:
1. Тест-опросник «Индекс жизненного стиля» «Life style index» (LSI) (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, адаптация Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников) [50] (Приложение А).
Цель: диагностика механизмов психологической защиты.
Процедура исследования: испытуемому предлагается оценить 97 утверждений. Методика включает в себя следующие шкалы: 1) отрицание; 2) вытеснение; 3) замещение; 4) компенсация; 5) проекция; 6) рационализация; 7) регрессия; 8) реактивные образования.
2. Тест-опросник «Методика акцентуации характера и темперамента личности» Г. Шмишека, К. Леонгарда [38] (Приложение Б).
Цель: выявление типа акцентуации личности.
Шкалы методики: 10 типов акцентуации характера, подразделенные на две группы: акцентуации, имеющие биологические предпосылки (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый); акцентуации, социально обусловленные (гипертимический, дистимический, тревожный, циклотимический, аффективный, эмотивный).
Опросник содержит 97 вопросов, ан которые необходимо ответить «да» или «нет». Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
Критерии оценки:
0-12 баллов – свойство не выражено;
13-18 баллов указывает на тенденцию к тому или иному типу акцентуации;
19-24 баллов свидетельствует об акцентуации характера.
Методы математико-статистической обработки данных.
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
С целью установления статистической связи был использован критерий линейной ранговой корреляции rs-Спирмена. Для оценки достоверных различий между выборками применялся критерий U-Манна-Уитни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрены подходы к анализу проблемы психологической защиты в психологии. Психологическая защита рассматривается современными психологами как ряд механизмов, цель который – снижение отрицательных переживаний, приспособлении к внешним условиям, сохранена целостности «Я». Механизмы психологической защиты часто актуализируются лишь на определенном этапе защиты «Эго». В основе формирования психологически защиты лежат природные и социально обусловленные свойства личности, которые, в свою очередь, изменяются в процессе жизнедеятельности.
Проанализированы особенности формирования акцентуаций характера у студентов будущих психологов. Акцентуация характера представляют собой индивидуальное сочетание чрезмерно выраженных отдельных черт характера. Характер рассматривается в качестве сравнительно устойчивого типа отношений к действительности, проявляющегося в привычных для индивида способах поведения, манеры поведения, сформированной в результате индивидуального опыта, в которых проявляются способы его поведения и эмоционального реагирования. Ряд исследователей рассматривают акцентуации характера в структуре интегральной индивидуальности как совокупность черт. Современные ученые исследуют психологические детерминанты акцентуаций характера, особенности мотивационно-смысловой сферы личности с разными акцентуациями характера, половые различия у студентов по выраженности акцентуаций характера. Проблема взаимосвязи механизмов психологической защиты и типов акцентуации характера у студентов недостаточно разработана. Ученые в основном исследуют взаимосвязь механизмов психологической защиты с различными личностными особенностями. В современной литературе обнаруживается недостаток работ, направленных на выявление взаимосвязи механизмов психологической защиты и типов акцентуации характера на выборке студентов будущих психологов.
Выявлены основные психологические механизмы защиты у студентов будущих психологов. Основными механизмами психологических защит у студентов будущих психологов являются интеллектуализация, компенсация и реактивное образование. Студенты будущие психологи преодолевают фрустрирующие ситуации путем нахождения рациональных объяснений и логических установок. Они предотвращают выражение неприятных или неприемлемых для них мыслей, чувств или поступков с помощью преувеличенного развития противоположных тенденций. Также студенты предпринимают попытки заменять негативные чувства и качества другими, более приемлемыми путем фантазирования или присвоения себе личностных характеристик и поведенческих характеристик других людей.
1. Абдрахманова, Э. В. Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование» / Э. В. Абдрахманова. // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. – Казань : Молодой ученый, 2019. – С. 5-7.
2. Антонова, Е. В. Механизмы психологической защиты подростков / Е. В. Антонова // Вестник научных конференций. – 2016. – № 5. – С. 19–20.
3. Бадиев, И. В. Соотношение эмоциональных и волевых компонентов в различных типах акцентуаций характера : автореф. дис. канд. психол. наук / И. В. Бадиев. – Москва, 2018. – 29 с.
4. Бадиев, И. В. Типология акцентуация характера у подростков / И.В. Бадиев // Вестник Бурятского гос. ун-а. – 2015. – № 5. – С. 60-64.
5. Бассин, Ф. В. Проблема психологической защиты / Ф. В. Бассин, М. К. Бурлакова, В. Н. Волков // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 79–86.
6. Батаршев, А. В. Темперамент и характер : психологическая диагностика / А. В. Батаршев. – М. : Смысл, 2001. – 346 с.
7. Богомолов, А. М. Структурно-динамическая модель системы психологической защиты личности / А. М. Богомолов, А. Н. Портнова // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 3. – С. 27–29.
8. Бочкова, Д. Б. Исследование акцентуаций характера у студентов / Д. Б. Бочкова, А. А. Каашникова // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2016. – Том 6, № 5. – С. 600-601.
9. Буравлева, Н. А. Взаимосвязь защитных механизмов и акцентуаций характера личности / Н. А. Буравлева, Н. Н. Телеличко // Научно-педагогическое обозрение. – 2019. – № 5 (27). – С. 157-165.
10. Ветров, Р. Ю. Психологическая защита личности / Р. Ю. Ветров // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 1. – С. 106–114.
11. Вышинская, Е. Г. Проблема психологической защиты личности в отечественной и зарубежной психологии / Е. Г. Вышинская // Вестник Полоцкого гос. ун-та. – 2006. – № 5. – С. 61–65.
12. Ганеева, А. А. Особенности проявления механизмов защиты подростков в конфликтных ситуациях, в зависимости от социально-психологического типа личности / А. А. Ганеева // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 2. – С. 152–156.
13. Грановская, Р. М. Психологическая защита / Р. М. Грановская – СПб. : Речь, 2007. – 297 с.
14. Егорова, Л. Х. Особенности психологических механизмов защиты на разных этапах онтогенеза в период социальной нестабильности / Л. Х. Егорова // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – № 2. – С. 272-276.
15. Жилина, Е. В. Акцентуации характера в структуре интегральной индивидуальности / Е. В. Жилина // Известия РГПУ. – 2008. – № 61. – С. 394-399.
16. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
17. Ильясов, А. А. Механизмы психологических защит и их влияние на личность / А. А. Ильясов // Череповецкие научные чтения / Отв. ред. Н. П. Павлова. – Череповец, 2013. – С. 84–86.
18. Каменская, В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В. Г. Каменская. – СПб. : Питер, 2004. – 287 с.
19. Карвасарский, Б. Д. Медицинская психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2006. – 280 с.
20. Киршбаум, Э. И. Психологическая защита / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. – СПб. : Питер, 2005. – 233 с.
21. Ковалева, Е.Б. Психологическая защита у детей. Диагностика и коррекция / Е.Б. Ковалева, Г.Я. Кудрина. – Иркутск: ИГПУ, 2001. – 85 с.
22. Колябин, С. В. Особенности мотивационно-смысловой сферы личности подростков с акцентуациями характера: автореф. дис. канд. псих. наук / С. В. Колябин. – М., 2004. – 20 с.
23. Корытова, Г. С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия / Г. С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 42-48.
24. Кружкова, О. В. Психологические защиты личности / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург : Изд-во Росгоспрофпедуниверситет, 2006. – 153 с.
25. Крюкова, Т. Л. Методы изучения совладающего поведения : три копинг-шкалы / Т. Л. Крюкова. – Кострома : Свет, 2007. – 60 с.
26. Кувшинова, Т. И. Взаимосвязь механизмов психологической защиты с акцентуациями характера у студентов / Т. И. Кувшинова, Ю. А. Кувшинов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 11-17.
27. Лазарева, Е. Ю. Особенности агрессивных проявлений у подростков с различными типами акцентуаций в условиях социальной фрустрированности / Е. Ю. Лазарева, Е. Л. Николаев // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2014. – № 2. – С. 21-31.
28. Лапкина, Е. В. Психологическая защита и совладание : защитная система личности / Е. В. Лапкина // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2011. – № 2. – С. 232-236.
29. Леонгард ,К. Акцентуированные личности / пер. В. М. Лещинской. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. – 541 с.
30. Лифшиц, М. В. Эмпирическое исследование типологических особенностей характера / М. В Лифшиц // Акмеология. – 2013. – № 2. – С. 50–53.
31. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – СПб. : Речь, 2009. – 425 с.
32. Маклаков, А. Н. Общая психология / А. Н. Маклаков. – СПб. : Питер, 2003. – 592 с.
33. Михайлова, В. П. Модели поведения студента в зависимости от соотношения типа темперамента, акцентуаций характера и психологических защит / В. П. Михайлова, Н. И. Корытченкова, Т. И. Кувшинова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2009. – № 1. – С. 12-22.
34. Муслумов, Р.Р. Взаимосвязь психологических защит с типами акцентуаций / Р.Р. Муслумов, А.А. Печеркина, И.П. Веденкина // Известия Уральского федерального университета. – 2019. – Т. 25, № 1 (183). –С. 160-168.
35. Налчаджян, А.А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 395–481.
36. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2000. –507 с.
37. Олевская, И. З. Основы психологии и педагогики: учебно-методическое пособие / И. З. Олевская. – Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2015. – 120 с.
38. Опросник Шмишека «Акцентуации характера» // Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт. ЭНВИЛА, 2005. – С. 66–74.
39. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
40. Петросянц, В. Р. Особенности проявления механизмов психологической защиты студентов-психологов в вузе в зависимости от жизнестойкости / В. Р. Петросянц // Известия Саратовского университета. – 2016. – Вып. 3. – С. 250-254.
41. Подольская, И. В. Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития / И. В. Подольская // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2008. – № 2. – С. 47–52.
42. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2002. – 432 с.
43. Русалов, В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В. М. Русалов. – М. : Институт психологии РАН, 2012. – 528 с.
44. Скиба, Н.В. Психологическая защита как средство личностного развития подростков: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. В. Скиба. – Курск, 2006. – 20 с.
45. Собенников, В. С. Психологическая защита / В.С. Собенников, Е. Е. Ясникова. – Иркутск : ИГМУ, 2013. – 28 с.
46. Соловьева, А. В. Специфика психологической защиты в подростковом возрасте / А. В. Соловьева // Вестник КГУ. – 2007. – № 2. – С. 159–163.
47. Спицын, А. А. Акцентуации характера как фактор, влияющий на склонность к интернет-зависимому поведению у юношей и девушек: половые различия : материалы научной конференции / А. А. Спицын, Р. В. Рагусский, А.В. Телоян // Современные инновации : фундаментальные прикладные исследования. – 2018. – С. 108-111.
48. Субботина, Л. Ю. Психология защитных механизмов личности / Л.Ю. Субботина. – Ярославль : ЯрГУ, 2013. – 452 с.
49. Сычёв, О. А. Индивидуально-типологические особенности личности (некоторые аспекты прогнозирования) / О. А. Сычёв // Вестник Университета Российской академии образования. – 2007. – № 1. – С. 98–100.
50. Тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» «Life style index» (LSI) (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Р. Конте, адаптация Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников) // Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. – Мытищи, 1996. – С. 125-130.
51. Тулупьева, Т. В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук / Т. В. Тулупьева. – Москва, 2001. – 29 с.
52. Фрейд З. Психика: структура и функционирование / З. Фрейд ; пер. с нем. А.М. Боковиков. – М.: Академический Проект, 2007. – 230 с.
53. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы. Детский психоанализ / А. Фрейд. – СПб.: Питер, 2018. – 160 с.
54. Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2011. – 607 с.
55. Шкилев, С. В. Особенности акцентуаций характера у современных подростков / С. В. Шкилев, О. В. Одрына // Синергия наук. – 2017. – № 12. – С. 636–640.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник «Индекс жизненного стиля» «Life style index» (LSI) (Р.Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, адаптация Е.С. Романова, Л.Р.Гребенников).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест-опросник «Методика акцентуации характера и темперамента личности» Г. Шмишека, К. Леонгарда.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты по тест-опроснику «Индекс жизненного стиля» «Life style index» (LSI) (Р.Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, адаптация Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты по тест-опроснику «Методика акцентуации характера и темперамента личности» Г. Шмишека, К. Леонгарда.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных с помощью критерия U-Манна-Уитни.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты статистической обработки данных с помощью критерия rs-Спирмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест-опросник «Методика акцентуации характера и темперамента личности» Г. Шмишека, К. Леонгарда.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты по тест-опроснику «Индекс жизненного стиля» «Life style index» (LSI) (Р.Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, адаптация Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты по тест-опроснику «Методика акцентуации характера и темперамента личности» Г. Шмишека, К. Леонгарда.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных с помощью критерия U-Манна-Уитни.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты статистической обработки данных с помощью критерия rs-Спирмена.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты