Использование лэпбука в процессе формирования у дошкольников представлений о природе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Использование лэпбука в процессе формирования у дошкольников представлений о природе»
по дисциплине: «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
2020
251.00 BYN
Использование лэпбука в процессе формирования у дошкольников представлений о природе
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Организация: Ясли-сад № 3, ГУО (г. п. Октябрьский)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опрос.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Экологический светофор» (Л.А. Коноплёвой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Экологическая деятельность» (Е.Н. Жидаревой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Лэпбук «Животные жарких стран».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Экологический светофор» (Л.А. Коноплёвой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Экологическая деятельность» (Е.Н. Жидаревой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Лэпбук «Животные жарких стран».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА
1.1. Общая характеристика педагогического процесса по формированию представлений о природе детей дошкольного возраста
1.2. Сущность лэпбука и особенности его использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА
2.1. Организация исследования
2.2. Анализ результатов на констатирующем этапе
2.3. Методическая работа по формированию представлений о природе у дошкольников посредством лэпбука
2.4. Анализ полученных результатов
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время мир находится на грани экологической катастрофы. Мы наблюдаем изменение климата на планете. Многие виды растений и животных исчезают с лица Земли. Огромные территории на планете становятся непригодными для проживания людей. Большое количество экологических проблем угрожают здоровью людей. Все это результат потребительского отношения людей к природе. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения людей и экологического развития детей представляются первоочередными.
М.И. Богомолова отмечает, что в дошкольном возрасте, складывается первоначальное восприятие окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о различных формах жизни. В это время формируются основы экологического мышления, сознания, культуры. Формирование представлений о природе во время дошкольного детства, является первоначальным этапом становления экологического мировоззрения личности человека и тесно связано с развитием эмоций, умением сопереживать, восхищаться, заботится о живых организмах, уметь видеть красоту окружающей жизни. Знания, приобретённые в дошкольный период, будут способствовать лучшей ориентации в окружающем мире, правильному пониманию его, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в нем в будущем.
Данная работа не может быть спонтанной, нужно сделать ее планомерной и проводить не только в образовательном учреждении, но и в семье.
Исследованиями по формированию эмоционально–целостного отношения к окружающему миру занимались Л.А. Венгер, Н.А. Рыжова, Н.Ф. Виноградова, О.А. Соломенникова и другие.
С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
Главная особенность организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, на современном этапе – это повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, а также включение в образовательный процесс эффективных средств работы с детьми. Одной из новых средств организации образовательной деятельности может стать тематическая интерактивная папка – лэпбук.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА
1.1. Общая характеристика педагогического процесса по формированию представлений о природе детей дошкольного возраста
В настоящее время наш мир сильно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих человечеству. Все также знают, что вредное воздействие на природу является результатом разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Чтобы переосмыслить ценности, которыми мы живем, и понять формы взаимодействия с миром природы, необходимо изменить экологическое сознание и поведение людей. Все это можно сделать только в том случае, если каждый человек имеет достаточный уровень экологического сознания.
Известно, что ребенок воспринимает природу непосредственно, через чувства. Поэтому она проявляется во всем ее многообразии по форме, размеру, цвету, звуку, запаху и движению. Это улучшает его сенсорное развитие и позволяет ему создавать оригинальные яркие, конкретные представления о природе, видеть и понимать общение, понимать связи и взаимоотношения природных явлений (переход от зрительного к логическому мышлению).
Важнейшими проблемами знакомства дошкольников с природой являются: введение ребенка в мир природы, формирование реалистичных представлений о знаниях объектов и явлений, формирование умения видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней. Во время наблюдений, игр, работы на природе дети не только узнают о свойствах и качествах предметов и явлений природы, но и развивают свою деятельность. Кроме того, труд в природе - наиболее доступный вид детского труда - положительно влияет на формирование личности ребенка.
В воспитательной работе по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста решаются следующие группы задач.
- формирование представлений об объектах и природных явлениях (их признаках и свойствах), а также их коммуникациях и отношениях между ними.
- формирование у детей трудовых навыков и умений.
- формирование у детей любви к природе, бережное отношение к ней.
В методике ознакомления дошкольников с окружающим миром выделяют следующие направления работы по ознакомлению с природой:
1. Идеи неживой природы (смена дня и ночи, типичные погодные явления, характерные здешним краям, наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений – дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и т. п.; вода и ее агрегатные состояния, свойства песка, глины, почвы; о некоторых космических телах – Луны, Солнца, звезд).
2. Знание растений (научиться различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в этой местности деревья, кустарники, травянистые растения; сформировать элементарные представления о требованиях растений – тепло, влага, почвенная пища; сформировать представления о способах ухода за комнатными растениями, а также растениями огорода и цветника; сформировать представления об изменении условий растений в разные сезоны года, сформировать элементарные знания о защите растений).
3. Идеи о животных (наиболее часто встречающиеся представители млекопитающих, птиц, рептилий, рыб, пресмыкающихся, земноводных, насекомых; домашних и диких животных родного края, наиболее типичные представители различных зон – их внешний вид, поведение, адаптация к условиям окружающей среды, уход за домашними животными и птицами или животными и птицами в природном уголке).
4. Знание о труде взрослых в природе (идеи, способы выращивания растений и ухода за животными, охрана и использование ее человеком, формирования некоторых трудовых навыков ухода за растениями и животными в уголке природы и на участке).
5. Знание сезонных изменений в природе (продолжительность дня и ночи в каждом сезоне, характер погоды, температура воздуха, типичные осадки как особенности явлений неживой природы влияют на образ жизни животных и растений, работу людей в природе в течение каждого сезона, особенности жизни; формирование знаний о последовательности сезонов).
6. Формирование бережного и заботливого отношения к природе осуществляется на основе имеющихся представлений о растениях, животных, условиях их жизни, знание своих основных потребностей, навыков и умений по уходу за ними. Формирование бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие.
Для реализации рассматриваемой проблемы знакомства детей с природой в дошкольном образовательном учреждении созданы условия: уголок с животными и растениями в детском саду.
Для постоянного общения ребенка с растениями и животными в детском саду созданы природные уголки, которые украшают специальные комнаты, где они содержатся, это доставляет удовольствие детям и дает возможность делать наблюдения, ухаживать за животными и растениями.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА
2.1. Организация исследования
Цель исследования: определить уровень сформированности представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- подобрать методики исследования уровня сформированности представлений о природе детей старшего дошкольного возраста;
- выявить и проанализировать уровень сформированности представлений о природе детей старшего дошкольного возраста;
- разработать структуру и содержание лэпбука, направленного на формирование представлений о природе детей старшего дошкольного возраста;
- оценить эффективность проведенной работы на основании проведения итоговой диагностики.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 36 детей старшей группы в возрасте 5–6 лет.
База исследования: Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3 г. п. Октябрьский».
Определим основные критерии уровня сформированности представлений о природе. Под критерием выделения уровня сформированности представлений о природе понимается мера, показатели которой характеризуют развитие чувства ответственности за окружающую среду и экологически ответственного поведения детей старшего дошкольного возраста, уважения к природе. Он состоит из трех компонентов:
- когнитивные (система естественных наук и экологических знаний о природе, структуре и содержании экологической культуры);
- эмоциональное (эмоциональное состояние человека в процессе общения с природой, нравственно–эстетическое восприятие природной среды);
- деятельность (наличие набора экологических навыков; характер участия в природоохранной деятельности).
Уровни сформированности представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста:
Высокий уровень:
- когнитивный компонент (высокий уровень экологических знаний, широкая эрудиция, желание самостоятельно находить информацию об экологических проблемах, владение и умение использовать знания и навыки для анализа экологических проблем, природа как предмет изучения, знания).
- эмоциональная составляющая (эстетическое восприятие природной среды, проявление любопытства, радость от раскрытия правды, удивление, сомнение, стыд за чужие непристойные поступки, умение дать моральную и эстетическую оценку природе).
- компонент деятельности (обширная деятельность в экологических планах и участие в экологических мероприятиях, активное участие в экологических исследованиях и образовательных проектах, участие в озеленении своего двора, его улиц и учебных заведений, самостоятельная организация познавательной деятельности, умение применять знания на практике распространение экологической информации).
Средний уровень:
- когнитивная составляющая (желание объяснить сущность природных и социальных явлений экологического характера, объединение знаний смежных наук для оценки экологических событий и неспособность в полной мере понять негативное воздействие человека на природную среду).
- эмоциональная составляющая (необходимость общения с природой, желание изучать законы природы для сохранения ее богатства и красоты, радость восприятия ее красоты, чувствительности и доброты).
- компонент деятельности (участие в природоохранной деятельности, содействие в организации природоохранной деятельности, репродуктивный характер деятельности).
Низкий уровень
- когнитивная составляющая (бытовые экологические знания, частичные экологические знания, умение объяснять суть лишь некоторых природных явлений, сложность передачи экологических знаний для решения конкретных экологических проблем, неспособность оценить воздействие человека на окружающую среду, ошибки в экологической оценке конкретных ситуаций или действий).
- эмоциональная составляющая (отсутствие эстетического восприятия окружающей природной среды, отношение к природе как полезному объекту, отсутствие интереса к охране окружающей среды, некоторая жесткость, пассивность в переживаниях, апатия, бездеятельность, отвращение к некоторым природным объектам, природная красота как привычное явление).
- компонент деятельности (участие в природоохранной деятельности главным образом путем принуждения, невозможность применения экологических знаний и навыков в жизненных ситуациях, ситуационный характер когнитивной деятельности) [40].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее важные проблемы ознакомления дошкольников с природой являются: введение ребенка в мир природы, формирование реалистичных представлений знаний объектами и явлениями, формирование умения видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней. В ходе наблюдений, игр, труда в природе дети не только знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, но они развивают свою активность.
В работе под понятием «лэпбук» мы будем понимать самодельную интерактивную папку с кармашками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать. В этой папке собирается материал по какой–то определенной теме. Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми. Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается проработанный исследовательский проект.
Использование лэпбука в процессе формирования у дошкольников представлений о природе – это практико–ориентированный, наглядно–действенный метод обучения. Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал – различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, творчески оформленных конвертах, разных блокнотах, мини–книжках, книжках–гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребёнок может в лёгкой и непринужденной форме может формировать представления о природных явлениях, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои представления по конкретной теме в рамках экологического воспитания. Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить основные представления о природе и закрепить изученное в занимательно–игровой форме. Дошкольники не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности. При создании лэпбука обеспечиваются индивидуальный и дифференцированные подходы в обучении в процессе формирования у дошкольников представлений о природе.
1. Андрюшина, Н.Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации. Азбука детства / Н.Н. Андрюшина. – Самара: ООО «НТЦ». – 2017. – С. 84- 86.
2. Блохина, Е. Лэпбук – наколенная книга / Е. Блохина, Т. Лиханова, Л. Морозова, О. Харина. // Обруч. – 2015. – № 4. – С. 29-30.
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
4. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д.А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции. – 2015. – № 4. – С.162–164.
5. Гиляров, М.С. Биологический энциклопедический словарь / М.С. Гиляров. – Энциклопедии, М.: Советская энциклопедия, 1986. – 893 с.
6. Житко, И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. – Минск: Выш. шк., 2007. – 72 с.
7. Зотова, Е.И. Знакомим дошкольников с живой природой / Е.И. Зотова. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
8. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 184 с.
9. Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст) / Г. Н. Казаручик. – Мозырь: Белый ветер, 2007. – 70 с.
10. Киракосян, А.В. Лэпбук как результат проектной деятельности [Электронный ресурс] / А.В. Киракосян. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-rezultat-proektnoi-dejatelnosti.html.
11. Ковальчук, Т.А. Формирование элементов материалистического понимания природы у детей 6-7 лет: в плане преемственности между детским садом и школой: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук / Т.А. Ковальчук. – Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. А. Герцена, 1975. – 21 с.
12. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. – М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. – 208 с.
13. Ладутько, Л. К. Ребенок познает мир природы / Л. К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: УП «Технопринт», 2005. – 90 с.
14. Лукашук, О. С. Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности [Электронный ресурс] / О. С. Лукашук. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-novaja-forma-organizaci-obrazovatelnoi-dejatelnosti.html.
15. Лукашук, О. С. Лэпбук новая форма организации образовательной деятельности. / О. С. Лукашук. – 2016. – №1. – С. 12-13.
16. Мазовко, М. И. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игровой деятельности / М. И. Мазовко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных статей. – Минск: Изд-во БГПУ, 2012. – 112 с.
17. Мир животных через моделирование в группе «Фантазеры» / Сост. Н.А.Ярошева, С.И. Степанова. – Мозырь: Белый ветер, 2003. – 65 с.
18. Миронова, Р. М. Вместе весело играть / Р. М. Миронова. – Мозырь: Белый ветер, 2003. – 52 с.
19. Молодова, А.П. Игровые экологические занятия с детьми / А. П. Молодова. – Минск: Амалфея, 2015. – 88 с.
20. Монастыренко, И. П. Лэпбук – форма работы по развитию речи детей / [Электронный ресурс] / И.П. Монастыренко. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-lyepbuk-forma-raboty-po-razvitiyu-rechi detei.html.
21. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / С.Н. Николаева – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
22. Николаева, С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 1996.
23. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 82 с
24. Нифадьева, Л. А. Подвижно-дидактические игры в природоведческой работе с дошкольниками. / Л.А. Нифадьева. // Игра дошкольника. – Могилев, 1997. – 64 с.
25. Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования / Постановление Министерства образования Республики Беларусь: 29 декабря 2012 г. № 146. [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://kodeksy-by.com/norm_akt/source-Минобразования%20РБ/type-Постановление/146-29.12.2012.html.
26. Петрикевич, А. А. Веселые игры по ознакомлению с природой / А.А. Петрикевич. – Минск: Жасскон, 2012. – 40 с.
27. Петрикевич, А. А. Экологическая мозаика / А. А. Петрикевич. – Минск: Жасскон, 2012. – 40 с.
28. Пироженко, Т. Лэпбук «Золотая осень» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tavika.ru/2013/09/lapbook-autumn.html.
29. Саморукова, П.Г. Систематизация знаний детей о природе / П.Г. Саморукова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.
30. Соломенникова, О.Н. Диагностика экологических знаний дошкольников / О.Н. Соломенникова // Дошкольное воспитание – 2004. – №7. – С. 21-28.
31. Старжинская, Н. С. Некоторые особенности развития детской игры в современном социокультурном пространстве / Н. С. Старжинская // Сб. науч. статей. – Витебск: УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2011. – С.61 – 67.
32. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха. – Минск: Нар. асвета, 2012. – 64 с.
33. Стреха, Е.А. Познаём мир природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Е.А. Стреха. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 24 с.
34. Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования. В 5 ч. Ч. 1. / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 112 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опрос.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Экологический светофор» (Л.А. Коноплёвой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Экологическая деятельность» (Е.Н. Жидаревой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Лэпбук «Животные жарких стран».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Экологический светофор» (Л.А. Коноплёвой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Экологическая деятельность» (Е.Н. Жидаревой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Лэпбук «Животные жарких стран».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты