Патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2020
251.00 BYN
Патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - .
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Я - патриот»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Мое отношение к моему городу (малой родине)».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты диагностики уровня патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (экспериментальной группы) по методике «Я-патриот».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты диагностики уровня патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (экспериментальной группы) по методике «Мое отношение к моему городу».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Результаты диагностики уровня патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (экспериментальной группы) по методике «Я-патриот» (контрольный этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Результаты диагностики уровня патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (экспериментальной группы) по методике «Мое отношение к моему городу» (контрольный этап).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с устным народным творчеством
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1 Изучение начального уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества
2.3 Анализ уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной истории появился новый тип социальной личности. Белорусскому обществу нужны люди, обладающие сильными деловыми навыками, уверенностью в себе, самостоятельностью и с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе существует «дефицит нравственности»: как личностной, так и в межличностных отношениях. Одним из характерных проявлений духовного разрушения и низкой культуры является утрата патриотизма, который является одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы происходит отчуждение молодого поколения от национально-культурного, социального и исторического опыта собственного народа [23].
Вопрос патриотического воспитания современного молодого поколения имеет огромное значение. Времена, в которых мы живем, трудные. Это время перемен и потрясений. Десятилетиями общество стремительно движется вперед, разрушая на своем пути все то, чего люди достигали веками: хорошее и плохое, ничего не предлагая взамен. Пришло время остановиться и подумать о том, как возродить то, что было потеряно. Это то, чего требует жизнь: поколение, подрастающее в этот период с недостатком духовности, отсутствием нравственной культуры, отсутствием патриотизма.
Воспитании детей патриотизму чрезвычайно актуально в современном обществе. В этой связи чрезвычайно важно, чтобы широко признавалось, что процесс воспитания должен начинаться в дошкольном возрасте. В этот период формируются культурно-ценностные ориентации духовно-нравственных основ личности ребенка, развитие эмоций, чувств, мышления, механизмы социальной адаптации, процесс национально-культурной самобытности, осознание себя в мире. Учитывая длительность человеческой жизни, наиболее благоприятное воздействие на эмоции и психологию ребенка, ведь воспринимаемый образ культурного пространства очень яркий и сильный, а потому надолго остается в памяти, иногда и на всю жизнь, что очень важно в патриотическом воспитании.
Современные реалии детства и их последствия, оказывающие влияние на формирование патриотизма и гражданственности: изменившиеся социальные, политические, экономические, культурные условия жизни, повлекшие за собой изменения в характеристиках современных детей, следует рассматривать как значительную новую формацию в современном обществе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста
В последние десятилетия человечество стало свидетелем обострения глобальных проблем, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья, культурными и образовательными кризисами и т.д. Решение этих проблем требует поиска соответствующих морально-этических решений, приверженности новым универсальным ценностям и их отражения в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.
Именно система образования и воспитания играет важную роль в осуществлении этих процессов. Воспитание в широком социальном смысле включает в себя воздействие на личность и общество окружающей среды, а в узком смысле – это целенаправленная деятельность по формированию у личности определенных качеств.
Важной частью системы воспитательной работы является патриотическое воспитание.
Развитие патриотизма в нашей стране - важнейшая задача, которая берет свое начало в далеком прошлом. Изучение педагогической литературы показывает, что во все времена большое значение придавалось воспитанию патриотизма, уважения к семье, родственникам, стремлению защищать и оберегать Родину.
Прежде чем рассматривать вопрос о патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, необходимо подробно остановиться на понятиях «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» привлекли внимание ученых в различных областях знаний, таких как философия, психология, образование.
Слово «патриотизм» происходит от греческих слов «patriots» - земляк, patris - родина, отечество, и определяется как «любовь к Родине, преданность ей, стремление служить ее интересам своими делами» [29, p. 553].
В широком социальном понимании патриотизм — это активное вовлечение его истории, культуры, её достижений и проблем. Поставив перед собой проблему патриотизма, имеется в виду следующее, в понимании понятия воспитания патриотических чувств мы принимаем определение, предложенное О. С. Газманом, Л. И. Новиковой, E. H. Щурковой, как «мягко управляемого педагогического процесса по «передаче–восприятию» духовно-– культурных ценностей» [11]. В этой связи патриотизм рассматривается как духовная общечеловеческая и национальная ценность.
Как отмечает Н.В. Адаева, в современной науке данный термин понимается по-разному, в зависимости от того, какие аспекты исследуются [1]:
- политология раскрывает патриотизм как политический принцип и политическую ценность (Т.В. Беспалова, А.А. Герасимова, В.А. Коробанов и др.);
- философия и социология рассматривают его как социальное, духовное, культурное явление, глубокое нравственное чувство (В.Г. Валуев, С.И. Иванова, Ю.П. Сентюрин, Г.А. Тихомиров и др.);
- психология – как системно‐функциональное свойство личности (М.Н. Борисова, Н.А. Левина, А.В. Потемкин и другие исследователи).
- в педагогической науке патриотизм определяют, как нравственное качество личности (Н.И. Болдырев, Т.А. Ильина, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.), комплекс взаимосвязан и взаимодействующих качеств личности, или системное качество, составляющее духовно‐нравственную основу личности, (Л.Д. Столяренко, Е.А. Есина, И.П. Финский).
Таким образом, современная концепция «патриотизма» исходит из традиционного понимания духовного и морального отношения к окружающей действительности: природы, человечества, его культурного наследия. [49].
Патриотизм — это системное качество личности, заключающее в себе любовь к отечеству, представляющее собой единство патриотического мировоззрения, патриотической направленности личности и патриотического поведения, реализуемого в совокупности многообразных деятельностей на благо отечества [23].
Для выявления сущности патриотизма необходимо исследовать внешние формы его существования – явления и внутреннюю структуру.
Н.В. Адаева выделяет сущность патриотизма как «духовно‐нравственное, политическое, социально‐гуманистическое и национальное его проявление» [1, с. 131]. Духовно–нравственная сущность патриотизма проявляется в многообразии возвышенных чувств к Родине, в нравственном и духовном возрождении общества и совершенствовании каждого человека.
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1 Изучение начального уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Государственного учреждения образования «Ясли-сад №1 аг. Лесной»
Выборка исследования: в исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраст в количестве 28 человек. Возраст детей - 5-6 лет. Воспитанники характеризуются различным складом характера, индивидуально-психологическими различиями. Для удобства вся выборка была поделена на две группы – экспериментальную (14 человек) и контрольную группу (14 человек).
Эксперимент включал 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы: изучение уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения исследования нами были использованы следующие методики:
Методика №1 «Я - патриот»
Цель: выявить уровень интереса дошкольников к «Малой Родине» и ее истории, частоту стремления детей к патриотической деятельности; выяснить уровень приобретения практических навыков и применения знаний, связанных с «Малой Родиной», детьми дошкольного возраста.
Методика состоит из 20 вопросов (Приложение 1), половина из которых - для определения критериев мотивации и требований, а вторая половина - для определения критериев поведения и воли. Учащимся предлагаются три варианта ответа: «да», «нет» и «не уверен». На некоторые вопросы требовались фактические ответы, поэтому детей опрашивали индивидуально, чтобы убедиться в чистоте эксперимента.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
- «да» – 2 балла;
- «не уверен» – 1 балл;
- «нет» – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 40.
По результатам вычислялась сумма баллов за ответы каждого участника. Затем результаты были пересчитаны в процентные соотношения, и на основе этих критериев определялся уровень патриотического воспитания ребенка.
56-100% - высокий уровень: демонстрирует высокий уровень привязанности и уважения к семье, дому, детскому саду; выражает желание заботиться о других; ясно показывает стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины».
55-84% – средний уровень: моральные качества человека проявляются только под контролем педагога; проявляет чувство привязанности и уважения к своей семье, дому, детскому саду; выражает желание заботиться о других людях.
0-54% - низкий уровень: редко проявляет привязанность и уважение к семье, дому, детскому саду; не выражает желания заботиться о других; проявляет вялость и инертность при осуществлении патриотической деятельности; не интересуется историей «малой родины» [31].
Методика№2 «Мое отношение к моему городу (к малой Родине)».
Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).
Методика состоит из 10 вопросов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В качестве ответа детям дошкольного возраста предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране практически не используется образовательный и развивающий потенциал устного народного творчества в работе с детьми. Одним из наиболее эффективных способов воспитания детей дошкольного возраста в духе патриотизма является фольклор. Устное народное искусство - богатейший ресурс для патриотического воспитания. Устный фольклор отражает историю и образ жизни белорусского народа. Фольклор позволяет учителям раскрывать детям такие истины, как: добро побеждает зло; учат дружить; учат трудолюбию и взаимопомощи; уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших; учат переживать за героев, на которых выпали испытания; помогают понять хитрость и обман и др.
Патриотизм следует понимать как нравственно-политический принцип, социальное чувство, состоящее из любви и преданности Родине, гордости за свое прошлое и настоящее, желания отстаивать свои интересы. Центральной идеей развития любви к Родине среди отечественных педагогов является национальная концепция, рассматриваемая в работах: К.Д. Ушинского, В.В. Сухомлинского, И.Ф. Харламова, Н.В. Ипполитова и других.
Иисследование показало, что уровень патриотического воспитания большинства детей дошкольного возраста достаточно низкий (особенно в экспериментальной группе). Поэтому эти группы нуждаются в дополнительной работе по развитию любви к своей родине и своему народу. Необходимо, чтобы старшие дошкольники больше узнавали о родине, проявляли интерес, обсуждали яркие моменты и впечатления.
На основе этого был разработан педагогический проект по использованию фольклора для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
С целью проверки эффективности применения фольклора в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста был проведен контрольный этап нашей экспериментальной работы. В результате уровень патриотического воспитания у большинства дошкольников-старшеклассников сейчас достаточно высок. Системная работа способствовала воспитанию у детей чувства гордости за то, что они белорусы. Дети теперь хотят узнать как можно больше о своей стране, совершить «путешествие» по самым известным местам.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - .
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Я - патриот»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Мое отношение к моему городу (малой родине)».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты диагностики уровня патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (экспериментальной группы) по методике «Я-патриот».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты диагностики уровня патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (экспериментальной группы) по методике «Мое отношение к моему городу».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Результаты диагностики уровня патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (экспериментальной группы) по методике «Я-патриот» (контрольный этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Результаты диагностики уровня патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (экспериментальной группы) по методике «Мое отношение к моему городу» (контрольный этап).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты