Противодействие коррупции в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Противодействие коррупции в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Правоведение»
2020
251.00 BYN
Противодействие коррупции в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 77.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 СУШНОСТЬ КОРРУПЦИИ И ЕЕ СОСТОЯНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Ретроспективный анализ становление коррупции
1.2 Понятие и признаки коррупции
1.3 Государственная антикоррупционная политика
2 ПРОЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Виды и формы проявления коррупции
2.2 Основы противодействия коррупции в органах государственной власти.
2.3 Коррупция в органах внутренних дел
2.4 Особенности сотрудничества государств в области борьбы с коррупцией
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
3.1 Современные методы противодействия коррупции
3.2 Перспективы принятия Республикой Беларусь новых международных обязательств по борьбе с коррупцией
3.3 Создание эффективного механизма по профилактике и противодействию коррупции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Противоборство и предупреждение коррупции являются одной из наиболее важных задач не только для отдельного государства, но и для всего мирового сообщества. В последнее время всё больше и больше стран признают тот факт, что коррупция касается почти все сферы общества и затрагивает практически все государства, тем самым создаёт ряд проблем. Для решения этих проблем необходимы международные усилия как ученых и специалистов из разных отраслей, так и общественных и государственных деятелей отдельных стран.
Для того чтобы повысить эффективность борьбы против коррупции необходимо выработать и провести согласованную политику, которая оградит общество от воздействия коррупции и защитит права человека и гражданина.
Сегодня в числе основных проблем современного общества в ряду самых острых стоит проблема коррупционной деятельности. Транснациональные формы коррупции считаются серьезным препятствием для мирового развития. Коррупция в Республике Беларусь остается достаточно высокой. Коррумпированность мешает положительному развитию экономики страны, организации и функционированию демократических институтов государства.
Для Республики Беларусь особенно актуальной задачей можно считать необходимость совершенствования и применения эффективной антикоррупционной политики, которая включала бы в себя не только средства уголовного преследования, но и системные меры по предотвращению коррупционной деятельности.
Антикоррупционная политика – это комплекс мер, которые имеют своей направленностью выявление и устранение негативных процессов в обществе (как проявлений коррупции, так и коррупционных рисков). Антикоррупционная политика страны многогранна. Он включает в себя предупреждение, выявление и пресечение, как причин нарушений, так и самих деяний. То есть государство берет на себя некоторую ответственность за коррупционные риски. Оно полагает, что обязано бороться не только с самими преступниками, но и обеспечивать такие условия, при которых уже будет невозможно заниматься незаконными действиями. Для этого создаются специальные государственные структуры, в задачи которых входит разработка и реализация этих мероприятий.
Наибольшую угрозу для общества и государства создают коррупционные преступления среди должностных лиц органов государственной власти.
Данная угроза заключается в том, что коррупция как социально-правовое явление влечет нарушение законных прав и интересов граждан, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, содействующих масштабным злоупотреблениям и преступности. Поэтому в Республике Беларусь коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности и поддержанию стабильности и согласия в обществе, а борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики белорусского государства.
Общественность обязательно должна принимать участие в антикоррупционной работе. Ни одна организация не может изнутри отслеживать всех уполномоченных лиц. Практика свидетельствует, что эффективно организовать борьбу с коррупцией не получится только благодаря законодательству о противодействии коррупцией.
Если учесть множество коррупционных нарушений и условий, которые способствуют им, то программа борьбы с коррупцией вбирает в себя весь комплекс законодательства, а проводимые мероприятия должны быть методичными, непрерывными, реальными для выполнения и не разорительными для бюджета.
Результативность мер противодействия противокоррупционной работы со стороны законодательства и формаций гражданского общества на данный момент не лучшего качества, так как комплекс мероприятий считается недостаточно прогрессивным.
Актуальность исследования состоит в том, что для продвижения процесса противодействия коррупционной деятельности нужна система планирования, а также реализация ряда мероприятий административного, правового и организационного характера, которые направлены на пресечение коррупционной деятельности с учетом специфики сфер охвата коррупционной деятельностью. Высокая распространенность коррупции, ее отрицательные последствия, не достижение цели уменьшения коррупционных проявлений указывает на значимость исследования проблем антикоррупционной политики Республики Беларусь.
Проблематика характеристики антикоррупционного законодательства Республики Беларусь наделена межотраслевым характером. Главным образом, от того, насколько успешно и совершенно сформировано антикоррупционное законодательство, будет зависеть стабильность и успешность коррупционной обстановки в нашей республике.
Помимо этого, на сегодняшний день в Беларуси проблемы совершенства антикоррупционного законодательства хорошо известны: это высокий уровень латентности коррупции, постоянный ее рост, ужесточение наказания за коррупционные правонарушения, что ведет к увеличению размера взяток.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации антикоррупционного законодательства в Республике Беларусь.
Предмет исследования – нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции, нормы антикоррупционного законодательства Республики Беларусь, выражающие антикоррупционную политику в Республике Беларусь.
1 СУШНОСТЬ КОРРУПЦИИ И ЕЕ СОСТОЯНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Ретроспективный анализ становление коррупции
Для того чтобы более детально разобраться с понятием коррупции, рассмотрим и изучим историю ее происхождения и причины.
Коррупция была известна человечеству с древних времен. Это явление было связано с организацией классового общества, формированием государства и права и, как следствие, с возникновением группы людей, выполняющих властную функцию. «Из опыта веков известно, что каждый человек, обладающий властью, склонен к злоупотреблениям, и он шел в этом направлении, пока не достиг определенного предела» [1, с.85].
Впервые в качестве способа воздействия коррупция была опробована на социальной сфере. История показывает, что со временем коррупция стала проникать во все важные государственные структуры. Повсеместная коррупция привела к гибели всей империи. До нас дошло выражение короля Македонии Филиппа II о том, что «не существует таких высоких крепостных стен, через которые бы невозможно было перебраться ослу, навьюченному золотом» [1, с.85].
Содержится информация о коррупции и в Древнем мире. Древнегреческие философы Платон и Аристотель в своих работах говорили, что злоупотребление властью и коррупция вредят факторам, влияющим на экономическую, политическую и духовную жизнь общества.
Аристотель в своей работе «Политика» выделяет коррупцию как важнейший фактор, способный привести государство если не к гибели, то к вымиранию. Примером этого есть превращение монархии в тиранию. Следовательно, можно предположить, что коррупция зародилась еще в Древнее время, во времена существования таких государств как Месопотамия, Афины, Спарта. Однако это является всего лишь предположением, так как письменные тому подтверждения не сохранились до нашего времени [2, с.547].
Соловьев С.М. в своих научных книгах указывает, что «В Европе коррупция в больших масштабах начинает распространяться в эпоху Раннего Средневековья, когда денежные отношения начали стремительно развиваться, когда наблюдался значительный рост численности государственного аппарата и сращивание ветвей государственной власти вопреки принципам римского права.
В тот период коррупцию отождествляют с грехом, обольщением дьявола, что влечет за собой новое понимание коррупции как антисоциального явления, пронизывающего все общество сверху донизу. Коррупция становится первоосновой любого отступления от закона. Однако, как бы ни была распространена коррупция, с ней удавалось бороться – коррупционеров сжигали на кострах или лишали конечностей путем их отрубания» [3, с. 132].
В XV веке коррупция стала носить определенный системный характер. Служащие выполняли за взятки определенные действия, а также выполняли и свои обязанности, которые были им предписаны (мздоимство).
Также Соловьев приводит пример появления мздоимства «Мздоимство упоминается и в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках» [3, с. 133].
При правлении Петра I выросла как коррупция, так одновременно и жестокая борьба царя с ней. В коррупции был обвинен и публично казнен сибирский губернатор Гагарин [4, с.86].
Также коррупция продолжала свое развитие и при правлении династии Романовых.
В начале XIX века революция также не смогла побороть коррупцию. Однако уже тогда был принят Декрет РСФСР «О взяточничестве». Также ответственность по коррупционным преступлениям предусматривалось в Уголовных кодексах РСФСР [5, с.268].
Первым в правовой понятийный аппарат термин «коррупция» ввел А.Я. Эстрин в своей работе «Взяточничество», вышедшей в 1913 году, где определил ее как «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще» [3, с. 134].
Следовательно, можем отметить, что коррупция - сложное социальное явление, история которого уходит корнями в глубокую древность и связана, прежде всего, с обычаем делать подарок вождю или священнику, чтобы получить в свою пользу поддержку в решении проблемы в целях собственной корысти.
Бурные исторические события XX века, разделившие мир на два лагеря с разной социально-экономической и политической структурой, не устранили проблему коррупции, а наоборот, затенили этот социальный феномен. Развитие капитализма привело к росту благосостояния в Западной Европе и Соединенных Штатах. Постепенный переход к постиндустриальному обществу подчеркивает противоречие в ядре капиталистической системы. Советские криминологи писали, что «коррупция, как и преступность, является законом жизни капиталистического общества и использование высоких государственных должностей для самообогащения всегда было характерно для буржуазных стран и, прежде всего, для США» [6, с.34].
2 ПРОЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Виды и формы проявления коррупции
Для любого государства, особенно находящегося в условиях становления новой экономики, политической системы и изменения социально-политического курса, коррупция представляет осязаемую опасность. Учитывая масштабы ее распространения, последствия поражения ею многих сфер жизнедеятельности общества, коррупция небезосновательно признается экспертами острейшей проблемой современности, несущей угрозу демократичному развитию и конституционному строю, подрывающей авторитет органов государственной власти, разбалансирующей политическую, экономическую и социальную системы.
Так, считаем нужным обратится непосредственно к проблеме классификации видов коррупции. И прежде всего, хотим обратить внимание на многоаспектность исследуемой проблемы, на объективную сложность выявления причин её проявления, что закономерным образом затрудняет выработку конкретных правовых и политических предложений по противодействию этому асоциальному явлению, по его локализации и минимизации негативного воздействия на общественную жизнь.
Достаточно распространенными в теории юридической науки являются также взгляды, согласно которым выделяется коррупция политическая и ресурсная. Ресурсная коррупция направленна на получение соответствующих материальных или нематериальных благ, каких-либо преимуществ. Политическая коррупция представляет собой систематический подкуп должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной власти, общественных и политических деятелей, влекущий принятие ими решений, нарушающих закон или неписаные общественные нормы [34, c. 56].
Ещё одним видом коррупции является ее проявление по территориальному принципу, которое, в свою очередь, включает внутригосударственную и международную коррупцию. Этот вид коррупции является серьезной угрозой, учитывая возможность наличия большого капитала, должностных лиц самого высокого государственного ранга и участников транснациональных преступных организаций. С помощью общественно опасных связей осуществляется легализация значительных сумм денежных средств, добытых преступным путем, совершается уклонение от уплаты пошлин и т.д.
Кроме того, международные корпорации, используя противоправные связи с представителями власти, вопреки установленному национальным законодательством порядку получают государственные кредиты, причиняя тем самым значительный ущерб финансовым интересам целых государств. Этому способствует глобализация экономики и развитие коммуникативных связей, что, в свою очередь, как следствие приводит к решению политических вопросов в пользу указанных групп [35, c. 79].
Анализ международных правовых актов, посвященных противодействию коррупции дает основание выделить коррупцию в органах государственной власти и частном секторе. Следует отметить, что первая из них представляет значительную общественную опасность, поскольку угрожает основам правового государства, правам и свободам человека и гражданина, развитию государства, подрывает его авторитет в обществе, приводит к дестабилизации экономики и тем самым создает угрозу национальной безопасности.
На наш взгляд данный вид коррупции, представляет наибольшую опасность для общества и государства, так как правонарушения совершаются в системе реализации исполнительной власти или, другими словами, в системе государственного управления.
В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция подразделяется на «низовую» и «верховую. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.) [36].
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее распространёнными являются нарушения антикоррупционного законодательства именно среди служащих среднего и низшего уровня. Это объясняется несколькими важными аспектами.
Первый заключается в несовершенстве нормативно-правовой базе, которая регулирует значительную часть отношений в обществе, второй – в том, что большинство функций государства реализуется собственно указанными должностными лицами, которые через возложенные на них обязанности непосредственно контактируют с гражданами, выполняя властные полномочия. К примеру, в структуре правоохранительных органов каждая категория сотрудников имеет свои определенные функции и обладает специальным перечнем полномочий, что, в свою очередь, влияет на их возможности совершать противоправные действия коррупционного характера. Первый уровень занимает коррупция среди рядовых сотрудников ОВД. Она является наиболее распространенной и поэтому очень опасной. Опасность указанного вида коррупции предопределяется тем обстоятельством, что потерпевшими становятся, как правило, обычные люди, не склонные к нарушению законов.
На следующем уровне находится коррупция среди лиц, занимающих руководящие должности в системе ОВД.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
3.1 Современные методы противодействия коррупции
В настоящее время вопрос о противодействии коррупции является весьма актуальным и значительным в Республике Беларусь, так как коррупция приняла массовый характер, она активно проявляется во всех сферах жизни и представляет собой настоящую угрозу национальной безопасности и развитию страны в целом. Решение данной проблемы крайне важно, и за любое проявление коррупции должно следовать строгое наказание.
По состоянию на начало 2018 года наименьший уровень коррупции имеют следующие страны: Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Швейцария, Норвегия, Сингапур, Нидерланды, Канада и Великобритания. Страны с самым высоким уровнем коррупции: Сомали, Южный Судан, Северная Корея, Сирия и Йемен.
Если же говорить о месте стран на постсоветском пространстве, то Беларусь, занимая 77 место среди 173 государств, в то время когда, в частности, Россия, Украина и Казахстан делят между собой 129–132 места. Коррупция серьёзно затрагивает всё мировое сообщество, поэтому Организация Объединенных Наций была вынуждена принять «Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции», которую Республика Беларусь ратифицировала 25 ноября 2004 года [55].
Этот международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней. Он обязывает государства-члены проводить политику противодействия коррупции, одобрять соответствующие законы и учреждать специальные органы для борьбы с этим явлением.
В Республике Беларусь данная проблема не остается без внимания. Правительство Республики Беларусь усиливает меры по борьбе с коррупцией посредством законодательных актов и усилением ответственности за такие преступления. В каждом государственном органе и организации созданы комиссии по борьбе с коррупцией.
С 2018 года значительно повышена их открытость: планы работы, повестки обязательно заблаговременно размещаются на сайтах государственных органов. Заинтересованные могут принять участие в заседаниях этих комиссий.
Вместе с тем исключительно единая, жесткая и последовательная антикоррупционная политика во всех структурах и во всех уровнях государственной власти сможет дать в будущем положительные итоги в ходе решения данной серьезной проблемы. Борьба с коррупцией должна, прежде всего, помимо также важного и действенного управления со стороны государства, исходить от желания всех людей и каждого в отдельности.
Эффективность государственного управления во многом зависит от отсутствия или сведения к минимуму негативных общественных явлений, одним из которых является преступность. Криминология рассматривает предупреждение преступности (ранее борьбу с преступностью) как широкий комплекс взаимосвязанных мероприятий организационного, управленческого, правового, социального характера, проводимых государственными органами и общественными организациями (гражданами), в целях устранения и нейтрализации причин и условий, способствующих и обусловливающих ее.
Анализ правоприменительной практики показывает, что коррупционно рискованными являются сферы распоряжения государственной собственностью и имуществом организаций (в том числе бюджетными средствами при модернизации производства, выполнении инвестиционных программ), правоприменительной практики (уголовной, гражданской, административной), исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности, осуществления закупок товаров (работ, услуг), строительства и реконструкции объектов различных форм собственности [68, с. 30].
В рамках системы мер борьбы с коррупцией в Республике Беларусь можно отметить, что данная деятельность осуществляется субъектами противодействия коррупции. При этом субъекты (государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, и их специальные подразделения) руководствуются положениями Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией» [9], а также иными нормативными правовыми актами.
Обращаясь к указанному Закону, можно увидеть, что непосредственно в правовой норме закреплен определенный перечень мероприятий, как общего, так и специально-криминологического характера, направленных на предотвращение возникновения и нейтрализацию криминогенных факторов и рисков коррупционного порядка.
Так, деятельность указанных субъектов осуществляется на плановой основе, а также скоординировано между собой. В то же время принцип плановости реализуется посредством разработки и выполнения таких нормативных правовых актов, например, как Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2019–2021 годы [51]. С позиции криминологической науки программа занимает особое
Согласно программе предусмотрен анализ деятельности, связанной с полномочиями по расходованию денежных средств в Республике Беларусь, в том числе по осуществлению закупок, реализации государственных программ, заключению и исполнению инвестиционных договоров, предоставлению услуг и с учетом информации правоохранительных органов – определению коррупционных рисков в каждой из отраслей деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Именно коррупция является одной из важных проблем современного общества. Ведь именно коррупция оказывает огромное влияние на экономические, политические и иные сферы государства, нарушает их стабильное функционирование и увеличивает финансовую разницу между слоями населения.
Стоит отметить, что коррупция – это сложное и многогранное явление, которое не всегда можно выявить и классифицировать как правонарушение (преступление).
Вместе с тем коррупция представляет собой социальный феномен, не имеющий однозначного понимания и интерпретации в общественном сознании. Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного закона как отдельный состав преступления.
Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.
В настоящее время вопросы борьбы с коррупцией и антикоррупционной политики в Республике Беларусь урегулированы следующими нормативными правовыми актами: законами; отдельными нормами Уголовного кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Избирательного кодекса Республики Беларусь; нормативными правовыми актами Президента Республика Беларусь и иными нормативными правовыми актами.
Борьба с коррупцией является крайне актуальной для нашей страны. Эмпирические данные показывают, что коррупция является причиной:
1. неэффективного распределение и расходования государственных средств и ресурсов;
2. потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;
3. потери времени из-за чинимых препятствий, снижения эффективности работы государственного аппарата в целом;
4. снижения инвестиций в производство, замедления экономического роста;
5. неэффективного использования способностей граждан: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск разного рода справок;
6. снижения общественной морали.
Рассмотренные нами классификации видов коррупции отражают, в основном, «классические» проявления коррупции, показывают широкий спектр форм её проявления и, одновременно, одномерный характер классификационных схем, который не содержит исчерпывающее отражение форм и видов исследуемого явления в государствах, находящихся в условиях становления или кризиса, где природа коррупции имеет масштабное распространение и особые стратегии развития, характеризующиеся асоциальными формами взаимодействия власти и хозяйствующих субъектов.
Кроме того, считаем целесообразным проведение дополнительного глубокого научного исследования актуальных вопросов противодействия коррупции с учетом существующих проблем (нормотворчества) правоприменения в данной сфере, экономической составляющей, с привлечением практических работников правоохранительных органов.
Для построения эффективного механизма противодействия коррупции в Беларуси необходимо сформировать систему реальной оценки показателей антикоррупционной защищённости с обеспечением широкого доступа к подлинным данным о масштабах указанного сектора теневой экономики.
Основным же элементом данного механизма, по нашему мнению, является формирование у большей части населения системы взглядов, включающих нетерпимость к коррупционным проявлениям и понимание отрицательного воздействия коррупции на развитие экономики в условиях мирового финансового кризиса.
Важными проблемами правового обеспечения эффективности антикоррупционной работы органов внутренних дел является назревающая необходимость последовательно совершенствовать законодательство с целью упразднения специального уголовно-процессуального статуса депутатов и судей при совершении ими коррупционных преступлений (депутатский и судейский иммунитет в таких случаях не должен применяться), а также необходимость разработки и внедрения правовых норм, направленных на обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей.
Хотя в последние годы на различных уровнях были предприняты важные шаги по консолидации государств, международное сотрудничество в этой области в целом находится на начальном уровне. На повестке сегодня стоит вопрос разработки единой международной антикоррупционной политики, которая включает в себя не только международно-правовые механизмы, но и различные меры по предупреждению коррупции.
Кроме того, при разработке и корректировке превентивных антикоррупционных мер необходимо учитывать результаты регулярного мониторинга и научного анализа коррупционной ситуации в отдельных странах и в мире в целом, уровень коррупциогенности общества, ареал распространения данного явления в различных сферах общественной жизни.
1. Кирякова, И. Н. Борьба с коррупцией в Республике Беларусь: история и современное состояние / И. Н. Кирякова // Конституционно-правовые основы противодействия коррупции как важнейшее условие обеспечения устойчивого социально-экономического равновесия: сб. мат-лов круглого стола, 4 марта 2017 г., Минск, РБ. – Минск: БГУ, 2017. – С. 85-90.
2. Аристотель Сочинения в четырех томах / Аристотель - Том 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.
3. Соловьев, С. М. История коррупции с древнейших времен / С. М. Соловьев. – М.: Голос, 1993. – 768 с.
4. Чистяков, А. И. Российское законодательство X–XX веков / А. И. Чистяков. – М.: Юрид. лит, 1985. – 656 с.
5. Земко, В. В. Коррупция и борьба с ней: исторический аспект / В. В. Земко // III Машеровские чтения: г. Витебск, 24-25 марта 2009 г. – 2009. – С. 268-270.
6. Межведилов, А.М. Противодействие коррупции: учебное пособие / А.М. Межведилов, Л.Т. Бакулина, И.О. Антонов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.
7. Иноземцев, М. И. Источники международно-правового регулирования борьбы с коррупцией / М. И. Иноземцев, О. А. Каргалева // Управленческое консультирование. – 2015. – № 10. – С. 79–86.
8. Берестень, В. И. Коррупция и ее общественная опасность : учеб.- метод. пособие / В. И. Берестень. – Минск : РИВЩ, 2016. – 166 с.
9. О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь, 15 июл. 2015 г., № 305-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
10. Решетников, М. Психология коррупции / М. Решетников. – СПб. : Вост.-Европ. ин-т психоанализа, 2018. – 128 с.
11. Басецкий, И. И. Коррупция: теория и практика противодействия / И. И. Басецкий, А. В. Башан. – Минск: Амалфея, 2015. – 235 с.
12. Василевич, Г. А. Противодействие коррупции – одна из главных задач государства и общества / Г. А. Василевич // Право.bу. – 2016. – № 5. – С. 17–22.
13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С .И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2016. – 944 с.
14. Башан, А. В. Правовые ограничения и повышенная ответственность для лиц, занимающихся подкупом госслужащих, как основа эффективной борьбы с коррупцией / А. В. Башан // Право.by. – 2016. – № 5 (31). – С. 12–16.
15. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Минск, 2020. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bribery.shtml.
16. Василевич, Г. А. Сочетание мер правового и общественного воздействия – важнейший фактор противодействия коррупции / Г. А. Василевич // Проблемы управления. – 2015. – № 3. – С. 115–120.
17. Шабуневич, С. Н. О некоторых направлениях совершенствования законодательства о юридической ответственности должностных лиц за совершение коррупционных правонарушений / С. Н. Шабуневич // Конституционно-правовые основы противодействия коррупции как важнейшее условие обеспечения устойчивого социально-экономического равновесия : сб. мат-лов круглого стола, 4 марта 2017 г. – Минск: БГУ, 2017. – С. 155-163.
18. Корчагин, А. Г., Иванов, А.М. Сравнительное исследование коррупционных и служебных преступлений / А.Г.Кочрагин, А.М.Иванов. - Владивосток, 2013. – 320 с.
19. Мурашев, А. А. Коррупция как аспект международного сотрудничества / А. А. Мурашев. – М.: Норма, 2016. – 320 с.
20. Костенников, М. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы : учеб. пособие / М. В. Костенников, А. В. Куракин. – М. : Щит-М, 2014. – 214 с.
21. Бабий, Н. А. Квалификация взяточничества : науч. исслед. белорус, и рос. опыта / Н. А. Бабий. – Минск : Тесей, 2011. – 860 с.
22. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / М.Н. Марченко. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. – Т. 2 – 528 с.
23. Акулова, С.А. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» / С.А. Акулова [и др.]. – Минск: Пересвет, 2013. – 232 с.
24. Талапина, Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный) / Э.В. Талапина. – М.: Волтерс Клувер, 2015. – 192 с.
25. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
26. О противодействии коррупции: Федер. закон Рос. Федерации, 25 дек. 2008 г., № 273-ФЗ: принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г.: одобр. Советом Федерации 22 дек. 2008 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – М., 2020.
27. О новой редакции модельного закона «О противодействии коррупции»: Модельный закон, 25 нояб. 2008 г., № 31-20 // Информ. бюл. Межпарламент. ассамблеи СНГ. – 2009. – № 43. – С. 429 – 446.
28. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
29. О доверительном управлении принадлежащими отдельным государственным должностным лицам долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций : Указ Президента Респ. Беларусь, 17 март. 2004 г., № 136 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
30. О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2003 г., № 174-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
31. Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017–2019 годы [Электронный ресурс] : решение республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 26.05.2017 № 16. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=186563.
32. Сатаров, Г. А. Антикоррупционная политика : учеб. пособие для студентов фак. гос. упр. / Г.А. Сатаров. – М. : РА «СПАС», 2014. – 368 с.
33. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
34. Овчинский, В.С. Основы борьбы с организованной преступностью / В.С. Овчинский, В. Е. Эминов, Н.П. Яблоков. – М.: Юриздат, 2016. – 144 с.
35. Бугаевская, Н.В. Формы проявления коррупции / Н.В. Бугаевская // Известия Тульского государственного университета. – 2013. – № 3-2. – C. 78-83.
36. Коррупция: понятие, виды и функции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6017831/page:2/.
37. Сахапов, И.Р. Коррупция. понятие и формы ее проявления в ОВД / И.Р. Сахапов // Вестник Казанского юридического института МВД России. –2017. – № 1. – 139-145.
38. Братановский, С. Н. Противодействие коррупции в системе исполнительной власти: административно-правовые аспекты: монография / С. Н. Братановский, М. Ф. Зеленов. – М.: РИОР, 2016. – 360 с.
39. Дементьева, И.Н. Исследование коррупционных рисков в региональных органах государственной власти / Н.И. Дементьева // Проблемы развития территории. – 2017. – № 2 (58). – С. 75-85.
40. Квон, Д.Л. Политическая коррупция: понятие, цели, субъекты / Д.Л. Квон // Власть. – 2015. – № 07. – С. 45-52.
41. Гуров, А. И. Организованная преступность – не миф, а реальность / А.И. Гуров. – М.: Знание, 2012. – 80 с.
42. Куракин, А.В. Понятие и формы проявления коррупции в системе государственно-служебных отношений (опыт теоретического анализа) / А.В. Куракин // Право и политика. – 2013. – № 2. – С. 45–59.
43. Ахметова, Н.А. Проблема типологизации коррупции / Н.А. Ахметова // Проблемы теории и истории государства и права. – 2017. – № 2 (15). – С. 28-34.
44. Johnston M. Political Corruption and Public Policy in America / Cole Publishing Co. – Monterey, CA: Brooks. 1982. – P. 123.
45. Мельников, А. П. О борьбе с коррупцией в Республике Беларусь на современном этапе / А. П. Мельников // Веснiк Брэсцкага унiверсiтэта. – 2013. – № 2. – С. 76–81.
46. Гончарова, Г. В. Новый закон о борьбе с коррупцией / Г. В. Гончарова // Промышленное-торговое право. – 2015. – № 9. – С. 35–38.
46. Л узгин, И. И. Коррупция и её общественная опасность : учебно-мотодич. пособие / И. И. Лузгин. – Новополоцк. ПГУ, 2015. – 144 с.
47. Борьба с коррупцией в Беларуси [Электронный ресурс] / Костюковичский районный исполнительный комитет. – Минск, 2020. – Режим доступа : kostukovichi.gov.by/uploads/documents/inf_apr2016_cor.doc.
48. Гришаева, А. А. Коррупция и её общественная опасность : учеб. издание / А. А. Гришаева. – Могилев: ГУ ВОП «Белорусско-Российский университет», 2015. – 41 с.
49. Гриб, В. Г., Окс, Л. Е. Противодействие коррупции : учеб. пособие / В.Г. Гриб, Л.Е. Окс. – М. : Московская финансово-промышленная академия, 2015. – 192 с.
50. Бажанов, О.И. Борьба с преступностью в Беларуси: научные основы и концептуальные решения / О. И. Бажанов [и др.] // Право и экономика. – 2015. – № 4. – С. 298–299.
51. Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2019– 2021 годы : решение республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 18.12.2019 г. № 16. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=186563.
52. Шардаков, А. А. Коррупция в Республике Беларусь: масштабы и характер проявлений / А.А. Шардаков // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы : сб. науч. тр. – Минск. 2013. – Вып. 17. – С. 32–38.
53. Шилин, Д. В. Характеристика законодательства СНГ / Д. В. Шилин // Юрист. – 2014. – № 6. – С. 15–21.
54. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности : [подписанная Республикой Беларусь в г. Палермо 14 декабря 2000 г.] [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Минск, 2020. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml/.
55. Конвенция ООН против коррупции 2003 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Минск, 2020. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml.
56. Ерохин, В. И. Международно-правовые акты в области противодействия коррупции/ В. И. Ерохин, Ю. В. Ерохин. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2015. – 784 с.
57. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию: [подписанная в г. Страсбурге 27 января 1999 г.] [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – Минск, 2020. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121544/.
58. Конвенция Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию [Электронный ресурс] // Эталон.Законодательство. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.etalonline.by/document/?regnum=i09900090.
59. Годунов, И. В. Азбука противодействия коррупции / И. В. Годунов. – М.: Акад. Проект, 2013. – 296 с.
60. Денисов, С. А. Международные инструменты борьбы с коррупцией / С. А. Денисов // ЧиновникЪ. – 2014. – № 2. – С. 63-68.
61. Василевич, Г. А. Правовые аспекты борьбы с коррупцией в Республике Беларусь / Г. А. Василевич // Журнал права. – 2014. – № 7(187). – С. 22-26.
62. Иванцов, С. В. Обеспечение системного подхода в изучении и предупреждении коррупционной преступности / С. В. Иванцов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 287 с.
63. Электронная библиотека БГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //elib.bsu.by/.
64. Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство. Причины. Следствия. Реформы: [пер. с англ.] / С. Роуз-Аккерман. – М. : Логос, 2013. – 356 с.
65. Самосейко, В. Э. Законодательство о борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.urspectr.info/.
66. Сонова, Т. А. Совершенствование законодательства Республики Беларусь о борьбе с коррупцией / Т. А. Сонова, Т. П. Иванова // Актуальные вопросы образования и науки. – 2017. – № 3 (61). – С. 29–37.
67. Иванцов, С. В. Международно-правовая основа противодействия коррупции / С. В. Иванцов // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики в области противодействия коррупции: сб. тр. – Екатеринбург, 2014. – С. 225–342.
68. Красникова, Е. В. Коррупционная преступность в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы: понятие и основные характеристики / Е.В. Красникова // Уголовно-исполнительное право. – 2015. – № 4. – С. 30–34.
69. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций : декрет Президента Республики Беларусь от 15 дек. 2014 г. № 5 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
70. О комиссии по противодействию коррупции: типовое положение : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 дек. 2011 г. № 1732 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
71. Овчинский, В.С. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. док. / В. С. Овчинский. – М., 2010. – 640 с.
72. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 дек. 1998 г. № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 года : одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
73. Положение о порядке проведения криминологической экспертизы : указ Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
74. О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения : директива Президента Республики Беларусь : утв. указом Президента Республики Беларусь от 23 мая 2015 г. № 135 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
75. Мизерий, А. И. История борьбы с коррупцией в России / А. И. Мизерий // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, серия: Право. – 2014. – № 2. – С.182–189.
76. Алахаунов, Е. Международное право: учебник / Е. Алахаунов. – Астана: Наира, 2018. – 429 с.
77. Kosov, M.E., Akhmadeev, R.G., Smirnov, D.A., Solyannikova, S.P., Rycova, I.N. Energy industry: Effectiveness from innovations / M.E. Kosov, R.G. Akhmadeev, D.A. Smirnov, S.P. Solyannikova, I.N. Rycova // International Journal of Energy Economics and Policy. – 2018. – № 8(4). – P.83-89.
78. Osipov, V.S., Bykanova, O.A., Akhmadeev, R.G., Kosov, M.E., Bogoviz, A.V., Smirnov, V.M. External debt burden and its impact on the countries» budgetary policy / V.S. Osipov, O.A. Bykanova, R.G. Akhmadeev, M.E. Kosov, A.V. Bogoviz, V.M. Smirnov // Journal of Applied Economic Sciences. – 2017. – № 12(2). – P. 342-355.
79. Иванов, Э.А. Антикоррупционный комплаенсконтроль в странах БРИКС: Монография / Э.А. Иванов // Юриспруденция. - 2015. - С. 1-60.
80. Морковкина, Е. Комплаенс-функция в кредитных организациях / Е. Морковкина // Бухгалтерия и банки. - 2015. - № 12. - С. 1-2.
81. Астанин, В.В. О реалиях и задачах корпоративного антикоррупционного комплаенса / В.В.Астанин // Мониторинг правоприменения. – № 3. – 2017. – С. 4-10.
82. Загорских, Т.А., Домрачева, Л.П. Антикоррупционный аудит как форма контроля эффективности антикоррупционной деятельности / Т.А.Загорских, Л.П.Домрачева // Вестник МФЮФ. - 2018. - № 1. - С. 80-98.
83. Филиппович А.А. Комплаенс в предпринимательской деятельности: история становления, общие положения, проблемы формирования / А.А.Филиппович // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2018. – № 43-3. – C 225-23.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 77.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты