Формирование способов учебно- познавательной деятельности у учащихся третьих классов посредством проектов на материале учебного предмета Человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Формирование способов учебно- познавательной деятельности у учащихся третьих классов посредством проектов на материале учебного предмета Человек и мир»
по дисциплине: «Методика преподавания предмета Человек и мир»
2020
251.00 BYN
Формирование способов учебно- познавательной деятельности у учащихся третьих классов посредством проектов на материале учебного предмета Человек и мир
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Методика преподавания предмета Человек и мир
Организация: Средняя школа № 179, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А.А. Горчинская).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты констатирующего этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект урока по теме: «Ориентирование на местности».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты контрольного этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных с помощью критерий Вилкоксона.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ
1.1 Проблема формирования способов учебно-познавательной деятельности у учащихся в педагогической литературе
1.2 Сущность и содержание понятий «проект», «проектная деятельность», «технология проективного обучения»
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТОВ
2.1 Изучение состояния сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся третьих классов учреждения общего среднего образования
2.2 Методическое обеспечение процесса формирования способов учебно-познавательной деятельности у учащихся третьих классов посредством проектов (на материале учебного предмета «Человек и мир»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на фоне широкого распространения компьютерных технологий и смены ценностных приоритетов у современных школьников наблюдается рост интеллектуальной пассивности, снижение познавательной интереса, снижение потребности в самореализации. Но успешная социализация учащихся невозможно без развитых коммуникативных умений, способностей к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, приобщению к творческой деятельности. Поэтому основной функцией учителя сегодня становится стимулирование познавательных интересов учащихся, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности.
Формирование учебно-познавательной деятельности является одной из задач школьного обучения, не менее важной и ответственной, чем приобретение детьми знаний и умений. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь. Учебно-познавательная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя школьник постепенно приобрел умение учиться. О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебно-познавательной деятельности она складывается не у всех детей.
В педагогической практике существуют различные способы формирования учебно-познавательной деятельности учащихся. В последние десятилетия проектное обучение становится все более популярным в Беларуси. Это объясняется его направленностью на удовлетворение познавательных потребностей учащихся, развитие их индивидуальных способностей и дарований, творческой самореализации личности.
Метод проектов представляет собой системообразующий подход, который усиливает развивающий эффект образовательных программ и положительно воздействует на формирование личности современного школьника. Это самостоятельная структурная единица учебно-воспитательного процесса, которая позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Проектная деятельность учащегося осуществляется в процессе выполнения учебных творческих проектов. В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности. Проектная деятельность позволяет выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией; научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; научить принимать самостоятельные аргументированные решения; научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Метод проектов разработан в работах таких ученых, как Г.Б. Голуб, В.А. Далингер, Дж. Дьюи, Пахомова, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.
Опыт использования проектной деятельности в начальной школе и способы её организации рассмотрен в работах Е.Н. Землянской, М.А. Биржевой, И. М. Конышевой и др.
Ученые признают, что именно младший школьный возраст является благоприятным периодом для вовлечения в проектную деятельность, так как правильное направление характерных для этого возраста качеств (любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности) формирует в дальнейшем осознанный интерес к учебной деятельности.
Проблема исследования состоит в том, что с одной стороны, в педагогической литературе широко изучены возможности проектной деятельности в учебном процессе. С другой стороны, недостаточно освещены методические аспекты применения метода проектов в формировании способов учебно-познавательной деятельности у учащихся начальной школы.
Цель исследования – теоретически обосновать и методически обеспечить процесс формирования способов учебно-познавательной деятельности у учащихся третьих классов посредством проектов.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «учебно-познавательная деятельность»;
- изучить состояние сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся третьих классов учреждения общего среднего образования;
- разработать методическое обеспечение процесса формирования способов учебно-познавательной деятельности у учащихся третьих классов посредством проектов (на материале учебного предмета «Человек и мир»).
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность учащихся.
Предмет исследования: методическое обеспечение процесса формирования способов учебно-познавательной деятельности у учащихся третьих классов посредством проектов (на материале учебного предмета «Человек и мир»).
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ
1.1 Проблема формирования способов учебно-познавательной деятельности у учащихся в педагогической литературе
В педагогической науке учебно-познавательная деятельность рассматривается как сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов путем овладения обобщенными способами действий в сфере научных понятий при условии личной активности учащегося. Она предусматривает заинтересованность обучающегося в получении новых знаний, его активное участие в овладении ими.
Проблемой познавательной деятельности школьников занимались Т.И. Зубкова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др. По определению Г.И. Щукиной, познавательная деятельность – это «ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности» [59, с. 17]. Согласно Е.В. Маяковой познавательная деятельность – это» единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе» [цит. по: 2, с. 12].
Отношение учащихся к учению обычно характеризуется познавательной активностью. Еще К.Д. Ушинский считал активность школьника важным условием его воспитания и обучения и придавал большое значение стремлению учащихся к активной деятельности [цит. по: 12, с. 16]. Как утверждает А.С. Абрамичева, «главная цель учителя – это активизировать познавательную деятельность. Деятельность учителя направлена на использование различных методов и приемов для усиления процесса познания, а также поддержание самостоятельной познавательной деятельности учеников. Их восприятие не столько теоретической части, сколько практической, обеспечение творческой деятельности учащихся во всех звеньях учебного процесса» [1, с. 11].
Условием возникновения познавательной деятельности является познавательный интерес. Познавательная деятельность представляет собой сложный конструкт, который включает в себя познавательные процессы, познавательный интерес, познавательную активность, познавательную самостоятельность [2, с. 13].
И.Ф. Харламов познавательный интерес определяет, как «эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер» [54, с. 47]. По определению Н.Г. Морозовой познавательный интерес представляет собой эмоционально-познавательное отношение, возникающее из эмоционально-познавательного переживания, к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, как отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности [цит. по: 45, с. 28].
Важным компонентом познавательной деятельности выступает познавательная активность. В педагогической литературе существуют различные определения понятия» познавательная активность» учащихся. В работе Г.М. Лебедева под познавательной активностью понимается инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении [цит. по: 12, с. 27]. В первом случае идет речь о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а во втором – только о деятельности учащихся. При этом, во втором случае в понятие познавательная активность автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.
В основе познавательной активности лежит познавательная потребность. По определению Т.В. Згурской, познавательные потребности – это необходимость сознательного, активного, творческого познания окружающего мира. Субъективно необходимость удовлетворения познавательных потребностей выражается различными психологическими регуляторами деятельности – установками, целями, мотивами, желаниями, интересами, стремлениями и т.д. [15, с. 5].
Познавательная потребность младшего школьника – это одно из ведущих свойств субъекта учебной деятельности. Познавательные потребности младшего школьника развиваются в учебной деятельности, так как она является ведущей в этом возрасте. По мнению авторов, участвуя в регулировании учебной деятельности, познавательные потребности влияют на формирование определённых свойств личности (активность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, уверенность др.), необходимых для развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности [15, с. 7].
Познавательная потребность младшего школьника реализуется в познавательной деятельности благодаря проявлению им познавательной активности. Именно благодаря ей он получает познавательный опыт. Процесс познания зачастую связан с преодолением различных препятствий, что требует проявления волевых усилий. Следовательно, познавательная деятельность связана не только с познавательными, но и с волевыми процессами. Воля осуществляет регуляцию познавательной деятельности человека, мобилизует имеющиеся ресурсы на преодоление трудностей, возникающих в процессе познания [11, с. 177].
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТОВ
2.1 Изучение состояния сформированности познавательной деятельности у учащихся третьих классов учреждения общего среднего образования
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Минска». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 3 «А» класса. Возраст испытуемых – 9-10 лет.
Основная цель опытно-педагогической работы состояла в разработке проекта, направленного на формирование способов учебно-познавательной деятельности у учащихся третьих классов посредством проектов и проверки ее эффективности.
Опытно-педагогическая работа осуществлялась в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась изучение состояния сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся третьих классов учреждения общего среднего образования;
3) на третьем был проведен формирующий эксперимент по развитию учебно-познавательной деятельности учащихся 3 класса, а также оценка его эффективности.
Гипотеза исследования: процесс развития учебно-познавательной деятельности у учащихся 3 класса будет наиболее эффективным, если включить в учебный процесс на уроках «Человек и мир» метод проектов.
В ходе проведения опытно-педагогической работы были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической и методической литературы; констатирующей, формирующий и контрольный эксперимент; анкетирование; количественный и качественный анализ; методы математико-статистической обработки данных.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности познавательной деятельности у учащихся 3 класса учреждения общего среднего образования.
Для проведения констатирующего эксперимента использовались следующие методики: «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской, «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской.
1. Методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской [13].
Цель: выявление степени выраженности познавательной активности у учащихся младших классов.
Ход проведения. Школьник получают бланки с вопросами и возможными тремя вариантами ответов. Им предлагается ответит на вопросы в письменном виде. Обработка результатов: ответ А – 3 балла, Б – 2 балла, В – 1 балл
Критерии оценивания:
– высокий уровень – 13-15 баллов;
– средний уровень – 9-12 баллов,
– низкий уровень – 5-8 баллов (Приложение А).
2. Методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской [13].
Цель: выявление степени выраженности познавательной самостоятельности у учащихся младших классов.
Ход проведения. Школьник получают бланки с вопросами и возможными тремя вариантами ответов. Им предлагается ответит на вопросы в письменном виде. Обработка результатов: ответ А – 3 балла, Б – 2 балла, В – 1 балл
Критерии оценивания:
– высокий уровень – 13-15 баллов;
– средний уровень – 9-12 баллов,
– низкий уровень – 5-8 баллов (Приложение А).
Методы математико-статистической обработки данных.
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
Для выявления значимых различий между показателями в экспериментальной и в контрольной группах до и после проведения опытно-экспериментальной работы применялся Т-критерий Вилкоксона, позволяющий установить направленность и выраженность изменений показателей на одной и той же выборке испытуемых. Данный критерий был выбран, потому что он соответствует цели исследования, позволяет установить различия в показателях до и после проведения целенаправленной работы с испытуемыми, а также способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проанализирована проблема формирования способов учебно-познавательной деятельности у учащихся в педагогической литературе. Учебно-познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов путем овладения обобщенными способами действий в сфере научных понятий при условии личной активности учащегося. Она предусматривает заинтересованность обучающегося в получении новых знаний, его активное участие в овладении ими. Важнейшими компонентами учебно-познавательной деятельности являются: познавательная активность и познавательная самостоятельность. В ходе формирования способов учебно-познавательной деятельности младших школьников в педагогической практике используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной учебной работы под руководством учителя. Широкое применение находят личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, активные методы обучения, игровые технологии, исследовательская деятельность, метод кейсов, метод проектов. С их помощью происходит процесс активизации познавательной деятельности учащихся, в структуру которой входят познавательный интерес, познавательная активность, познавательная самостоятельность. Метод проектов представляет собой форму организации обучения, позволяющую учащимся приобрести знания и умения в процессе планирования, выполнения и самоанализа проектов. Технология проектного обучения – один из способов организации эффективного образовательного процесса, основанного на личностной ориентации и направленного на формирование у учащихся таких качеств, как самостоятельность, инициативность и способности к творчеству. Для учащихся проект – это возможность раскрыть свой творческий потенциал, научиться самостоятельно применять теоретические знания на практике, сформировать навыки навыками самостоятельной исследовательской деятельности. Для педагога учебный проект – это интегрированный дидактический инструмент для развития, обучения и воспитания, который позволяет развить навыки проектирования учащихся, повысить их учебно-познавательную активность и самостоятельность. Проектная деятельность как совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, в начальной школе ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся, развитие исследовательских и проектных умений. Целью проектного обучения как способа организации эффективного образовательного процесса, выступает формирование у учащихся способов учебно-познавательной деятельности, развитие самостоятельности, инициативности и способности к творчеству. Эффективность метода проекта в начальной школе зависит от правильной организации учителем деятельности учащихся, их учета возрастных особенностей, этапов разработки проектов.
2. Изучено состояние сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся третьих классов учреждения общего среднего образования. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что учащиеся 3 класса обладают преимущественно средним уровнем познавательной деятельности. У них умеренно выражены такие компоненты познавательной деятельности, как: познавательная активность и познавательная самостоятельность. Учащиеся обладают умеренно выраженной потребностью в познании, стремятся ее удовлетворить путем решения познавательных задач. В случае затруднений не утрачивают к ним интерес, а обращаются ко взрослому за уточнениями, стремятся искать способы решения задачи. Они характеризуются умеренно выраженной самостоятельностью и инициативностью, желанием без помощи взрослого решать трудные для них познавательные задачи. Они стремятся искать различные способы выполнения заданий, при наличии затруднений склонны обращаться ко взрослому.
3. Разработано методическое обеспечение процесса формирования способов учебно-познавательной деятельности у учащихся третьих классов посредством проектов (на материале учебного предмета «Человек и мир»). В рамках формирующего эксперимента нами была проведена опытно-педагогическая работа по развитию познавательной деятельности посредством проектов. В рамках формирующего эксперимента нами была проведена опытно-педагогическая работа по развитию учебно-познавательной деятельности у учащихся третьих классов посредством проектов. Нами разработан проект под названием «Проект в деятельности школьника». Тип проекта: информационный, исследовательский, среднесрочный. Цель проекта: формировать способы учебно-познавательной деятельности у учащихся третьих классов посредством проектов. Задачи проекта: 1) способствовать повышению познавательной активности и познавательной самостоятельности учащихся 3 класса; 2) содействовать повышению познавательной самостоятельности учащихся 3 класса. 3) способствовать развитию проектных и исследовательских умений. С целью оценки эффективности проведенных мероприятий была проведена повторная диагностика уровня познавательной деятельности у учащихся 3 класса. После реализации метода проекта в учебном процессе значимо повысился уровень познавательной активности уровень познавательной самостоятельности. У учащихся повысилась потребность в познании, стремление ее удовлетворять путем решения познавательных задач, в случае затруднений проявлять настойчивость в достижении результата. У них повысилась самостоятельность и инициативность, желание без помощи взрослого решать познавательные задачи, стремление искать различные способы выполнения заданий. Опытно-экспериментальная работа по развитию учебно-познавательной деятельности у учащихся 3 класса оказалась эффективной. Гипотеза исследования о том, что процесс развития учебно-познавательной деятельности у учащихся 3 класса будет наиболее эффективным, если включить в учебный процесс на уроках «Человек и мир» метод проектов, подтвердилась. Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся 3 класса возможно на уроках учебного предмета «Человек и мир», о чем свидетельствует положительная динамика, выявленная в результате проведения опытно-педагогической работы.
1. Абрамичева, О. С. Познавательная деятельность младших школьников посредством активизации средств пробел много обучения / О. С. Абрамичева // Вестник научных конференций. – 2018. – № 7. – С. 10-12.
2. Агафонова, С. М. Способы активизации познавательной деятельности учащихся / С. М. Агафонова // Современное развитие экономических и правовых отношений. – 2016. – № 15. – С. 11-14.
3. Биржева, М. А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста / М. А. Биржева // Начальная школа. – 2007. – № 3. – С. 42–45.
4. Бойкова, И. Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников / И. Н. Бойкова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 11. – С. 1-4.
5. Вдовиченко, В. М. «Человек и мир» : учеб. пособие для 3-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения / В. М. Вдовиченко, Л. И. Дурейко, Т. А. Ковальчук. – Минск : Народная асвета, 2006. – 136 с.
6. Вербицкий, А. А. Метод проектов как компонент контекстного обучения / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 77-80.
7. Гилева, Е. А. История развития метода проектов в Российской школе / Е. А. Гилева // Наука и школа. – 2007. – № 4. – С. 13–15.
8. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. – М. : Народное образование, 2000. – 240 с.
9. Денисова, Н. А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования / Н. А Денисова // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 10. – С. 14-22.
10. Донченко, О. П. Активные методы обучения как условие активизации учебно-познавательной деятельности учащихся / О. П. Донченко, И. В. Щербакова // Проблемы педагогики. – 2020. – № 1. – С. 39-42.
11. Доронина, Н. Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста / Н. Н. Доронина, О. А. Чернова // Молодой ученый. – 2018. – № 4 (190). – С. 176-178.
12. Дубровская, А. В. Способы активизации познавательной деятельности младших школьников / А. В. Дубровская // Аксиома : Актуальные аспекты гуманитарных наук. – 2017. – № 1. – С. 15-17.
13. Егоркина, А. В. Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира / А. В. Егоркина. - Тольятти, 2016. – 72 с.
14. Живалюкова, Н. Н. Методы и приемы активизации познавательной деятельности педагогов через использование стратегий инновационных технологий / Н. Н. Живалюкова, К. М. Искакова // Вестник НЦПК. – 2017. – № 3. – С. 92-96.
15. Згурская Т. В. Теоретические подходы к формированию познавательных потребностей младших школьников / Згурская Т. В. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – Вып. 4 (35). – С. 5-7.
16. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 55–59.
17. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н. В. Иванова // Начальная школа. – 2004. – № 2. – С. 96–101.
18. Кальней, В. А. Структура и содержание проектной деятельности / В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 4. – С. 21–26.
19. Коваленко, О. А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников / О. А. Коваленко // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 2. – С. 83-87.
20. Колягин, Ю. М. Учись решать задачи / Ю. М. Колягин. – М. : Просвещение, 2000. – 65 с.
21. Концепция учебного предмета «Человек и мир» (начальная школа) // Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya/kontseptsii-uchebnykh-predmetov.html.
22. Коротеева, О. С. Новые образовательные технологии в информационном пространстве / О. С. Коротеева, Л. В. Хорева // Образовательные технологии. – 2008. – № 2. – С. 64-74.
23. Кукушкин, В.С. Педагогические технологии / В.С. Кукушкин. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 333 с.
24. Любимова, Ю. С. Метод проектов как оригинальная педагогическая технология : исторический опыт и современная практика реализации / Ю. С. Любимова, Е. В. Миранкова // Вестник МГИРО. – 2015. – № 1. – С. 30–35.
25. Ляликова, М.Г. Конспект урока «Человек и мир» // Урок – творческая мастерская учителя: материалы областного интернет-семинара. Часть 1 / сост. И.Н.Кострома, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального образования Гомельского областного института развития образования. – Гомель, 2013. – С. 52-55.
26. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н. В. Матяш. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с.
27. Маякова, Е. В. Процесс познания у младших школьников / Е. В. Маякова // Начальная школа. – 2015. – № 4. – С. 11-12.
28. Меньшикова, Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. – 2008. – № 3. – С. 16-20.
29. Мерцалова, О. Д. Организация исследовательской деятельности младших школьников / О. Д. Мерцалова, Е. А. Молчанова // Общество – наук – инновации. – Омск, 2020. – С. 89-92.
30. Миранкова, Е. В. Организация проектной деятельности учащихся на уроках трудового обучения в начальных классах / Е.В. Миранкова // Весці БДПУ. – № 1. – 2014. – С. 19–23.
31. Муслакова, Ж.Л. Открытый урок-проект по теме «Земля – наш общий дом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole/otkrytyi-urok-proekt-po-okruzhayuschemu-miru-3-klas.html.
32. Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 360 с.
33. Орлова, Л. А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л. А. Орлова // Начальная школа. – 2007. – № 3. – С. 28–33.
34. Павленко, В. Исследовательская работа / В. Павленко // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 35-38.
35. Пахомова, И. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / И. Ю. Пахомова. – М. : АРКТИ, 2003. – 112 с.
36. Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в / А. И. Пискунов; под ред. А. И. Пискунова. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 304 с.
37. Плотоненко, Ю. А. Моделирование образовательного процесса изучения информационных технологий в условиях личностно-ориентированного обучения / Ю. А. Плотоненко// Сибирский педагогический журнал. – 2008. –№ 2. – С. 127–138.
38. Поддубский, В. Проектное обучение: 300-летний путь / В. Поддубский // Минская школа сегодня. – 2008. – № 1. – С. 16–25.
39. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
40. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М. : Просвещение, 2008. – 68 с.
41. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М. : Высшая школа, 2004. – 512 с.
42. Разливинских, И. Н. Использование кейс-технологии в процессе обучения младших школьников / И. Н. Разливинских // 21 век : фундаментальная наука и технологии : сборник трудов конференции. – Шадринск, 2019. – С. 16-18.
43. Романова, М. В. Управление проектами : учеб. пособие / М. В. Романова. – М. : ИД «ФОРУМ», 2009. – 256 с.
44. Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие) / М. Б. Романовская. – М. : Центр «Педагогический поиск»,2006. – 160 с.
45. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для бакалавров/ А. И. Савенков. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 659 с.
46. Самойленко, Н. Б. Применение метода проектов при изучении предметов гуманитарного цикла / Н. Б. Самойленко // Вестник МГЛУ. – 2011. – № 1. – С. 141–150.
47. Сафина, Г. Б. Исследовательская деятельность младших школьников / Г. Б. Сафина // Матрица научного познания. – 2017. – № 5. – С. 209-212.
48. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко : в 2 т. – Т. 1. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
49. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2007. – 80 с.
50. Снегова, Л.В. Урок-проект по окружающему миру в 3 классе «Ориентирование на местности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/urok-proekt-oreintirovanie-na-meste-nosti-35985/.
51. Тиллаева, Ш. М. Проблемно-поисковый подход проектирования педагогических технологий / Ш. М. Тиллаева // Современные тенденции развития науки и производства : сборник трудовой конференции. – Кемерово, 2018. – С. 129-132.
52. Трафимова, Г. В. Человек и мир : учеб. пособие для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2017. – 144 с. : ил.
53. Фролова, О. В. Использование проблемно-поисковых методов обучения для повышения эффективности образовательной деятельности / О. В. Фролова // Вестник научных конференций. – 2016. – № 12. – С. 197-198.
54. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 1999. – 520 с.
55. Хохлова, М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников / М. В. Хохлова // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 51–56.
56. Шаповалова, Н. Г. Метод проектов: практика применения / Н. Г. Шаповалова // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – № 9. – С. 3-9.
57. Шарипов, Ф. В. Образовательные технологии : проектирование и функционирование / Ф.В. Шарипов. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2011. – 375 с.
58. Шеститко, И. В. Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса : практическое руководство / И. В. Шеститко [и др.]; рец. О. В. Клезович. – Светлая роща : ИППК МЧС Респ. Беларусь, 2014. – 136 с.
59. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М: Педагогика, 2001. – 351 с.
60. Яковлев, В. В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе / В. В. Яковлев, С. Ф. Пачко //Образование в современной школе. – 2008. – № 1. – С. 15-22.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А.А. Горчинская).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты констатирующего этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект урока по теме: «Ориентирование на местности».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты контрольного этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных с помощью критерий Вилкоксона.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты