Сравнительный анализ мотивации достижений у студентов и слушателей специальностей переподготовки
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Сравнительный анализ мотивации достижений у студентов и слушателей специальностей переподготовки»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2020
251.00 BYN
Сравнительный анализ мотивации достижений у студентов и слушателей специальностей переподготовки
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психодиагностика
Организация: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, ГУ
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
1.1 Основные подходы к понятию мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Особенности мотивации достижения на этапе обучения в вузе
1.3 Сравнительный анализ мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ У СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
2.1 Организация и методы исследования мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки
2.2 Уровень мотивации достижения у студентов психологических специальностей
2.3 Уровень мотивации достижения у слушателей психологических специальностей переподготовки
2.4 Сравнительный анализ мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки
2.5 Практические рекомендации по повышению мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное образование ориентировано на формирование нового поколения специалистов, готовых не просто адаптироваться к новой ситуации, ориентируясь на внешние нормы, правила, требования, но и способных выстраивать собственную линию поведения, изменять ситуацию с целью достижения наиболее высоких результатов в профессиональной деятельности. В психологической науке ориентацию личности на достижение успеха принято считать непременным условием ее развития, следовательно, и развития общества.
Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, обусловлено той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения обеспечивает мотивация достижения успеха, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности.
Особый интерес представляет изучение мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки. Мотивация достижения личности в процессе обучения в вузе выступает важным условием личностного и профессионального роста. Мотивация достижения, будучи одним из критериев повышения активности студента, способна привести его к успеху во многих сферах деятельности. Высокая мотивация достижения успеха, направляя студента, способствует его развитию в сфере профессиональной и личностной.
Изучением проблемы мотивации достижения занимались многие зарубежные (Дж. Аткинсон, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Х.Г. Хэлворсон, Т. Хиггинс) и российские (Т.О. Гордеева, М.В. Куприна, М.Ш. Магомед-Эминов, Е.П. Ильин) ученые.
Закономерности и факторы развития мотивации достижений у студентов изучали такие авторы, как: М.Н. Гапоненко, Л.Н. Грень, Б.В. Гуцуляк, Ю.В. Живаева, А.П. Шкуратова и др. Авторы связывают особенности мотивации достижений у студентов с их возрастными и личностным характеристиками, обучением в вузе.
Проблему мотивации достижений у слушателей психологических специальностей переподготовки затрагивали такие белорусские ученые, как: И.В. Бусько, С.В. Месникович, И.Б. Стрелкова, Т.П. Горонина и др.
Однако, открытым остается вопрос, существуют ли различия в мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки, каковы у них отличительные черты этого типа мотивации.
Цель исследования: осуществить сравнительный анализ мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки.
Объект исследования: мотивация достижений.
Предмет исследования: мотивация достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к понятию мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии.
2. Изучить уровень мотивации достижения у студентов психологических специальностей.
3. Определить уровень мотивации достижения у слушателей психологических специальностей переподготовки.
4. Осуществить сравнительный анализ мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки.
5. Разработать практические рекомендации по повышению мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки.
Гипотеза исследования: существуют различия в мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки.
База проведения исследования: ГУ «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
Контингент испытуемых: в исследовании приняли участие 60 человек в возрасте 20-60 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 30 студентов и 30 слушателей психологических специальностей переподготовки.
Методы исследования:
– теоретический анализ литературы;
– психодиагностический метод.
Использовались методы математической статистики: критерий U-Манна-Уитни, критерий корреляции rs-Спирмена в программе «STATISTICA» v. 12.0.
Методики исследования:
1. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана.
2. Опросник Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения успеха.
3. Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин).
Методология исследования: положение Т.О. Гордеевой о том, что мотивация достижения – это мотивация, направленная на возможно лучшую реализацию любого вида деятельности, ориентированную на достижение определенного результата, к которому применяется критерий успешности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
1.1 Основные подходы к понятию мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «мотивация». Различные авторы под мотивом понимают устойчивое образование мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности (Л.Я. Зобнина [19]); системы факторов, представленных на уровне психического отражения и направляющих поведение человека на удовлетворение потребностей (В.К. Вилюнас [7]); совокупности личностных и ситуативных факторов, которые побуждают индивида к активной деятельности и обеспечивают успех в этой деятельности (С.С. Занюк [16]).
Мотивация рассматривается в структуре мотивационной сферы личности. Согласно Б.Г. Ананьеву, мотивационная сфера личности является системой взаимосвязанных и взаимодействующих мотивов, которые имеют различную степень значимости, что определяет соподчиненность мотивов. Мотивационная сфера личности выстраивается на основе принципа иерархии, согласно которому низшие мотивы подчинены высшим мотивам [1, с. 42]. По определению Е.П. Ильина, мотивационная сфера личности – это совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, установок и интересов, а также поведенческих паттернов [20, с. 33].
Мотивационная сфера личности включает совокупность мотивов, которые находятся в различных отношениях между собой. Это могут быть отношения иерархии, взаимного дополнения, конкуренции, выстраивания во временной перспективе. С позиций Д.А. Леонтьева, личность образуется как результат нескольких динамических смысловых систем. Мотивационная сфера личности характеризуется «многовершинностью», борьбой между собой различных систем жизненных отношений. Борьба мотивов зачастую способствует или бездействию, или неупорядоченности действий. Отсюда следует, что благодаря работе по осознанию структуры собственных мотивов поведения возможен личностный рост. Ведущие мотивы, которые Д.А. Леонтьев называет смыслообразующими, могут формироваться в различных видах человеческой деятельности. Смыслообразующим мотивам принадлежит вершина иерархии мотивационной сферы личности. Эти мотивы являются главной причиной побуждения деятельности, основой постановки цели, выбора средств и способов ее достижения [26, с. 69].
Одним из видов мотивации является мотиваций достижений. В структуре мотивации достижения выделяются два основных мотива: мотивы стремления к успеху и избегания неудач. У разных людей каждый из этих мотивов может быть выражен в различной степени, но, как правило, один из них преобладает. Доминирование того или иного мотива оказывает влияние на предпочитаемый субъектом уровень сложности выполняемых задач, на отношение к своей деятельности, на характеристики личности, проявляющиеся в ходе ее осуществления. Деятельность личности с преобладающей мотивацией стремления к успеху сопровождается положительными эмоциями. Поведение личности с доминирующей мотивацией избегания неудач носит преимущественно защитный характер и сопровождается тревогой и другими отрицательными эмоциями [29, с. 21].
Понятие «потребность в достижении» было введено в научный оборот в 1938 году зарубежным психологом Г. Мюрреем, которым мотивация достижения была выделена из списка 20 потребностей. По определению Г. Мюррея, мотивация достижения – это устойчивая потребность достижения результата в какой-либо работе, стремление сделать что-либо быстро и хорошо, достичь конкретного уровня в какой-либо значимой деятельности. Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации в независимости от ее определенного содержания [11, с. 295].
В дальнейшем Дж. Аткинсон, Д. Макклелланд, X. Хекхаузен мотивацию достижения выдвинули на передний план. Одна из первых концепций мотивации достижения принадлежит Дж. Аткинсону, который рассматривает мотивацию достижения как ожидаемую ценность. Согласно этой концепции, в общем смысле мотивации достижения заключается в том, что индивид ставит перед собой средне сложные цели и добивается успеха. По мнению Дж. Аткинсона, индивид обладает одновременно и мотивом достижения, и мотивом избегания. Потому в ситуации выбора у него зачастую возникает конфликт между тенденцией стремления к успеху и тенденцией избегания неудачи [11, с. 300].
Под мотивацией стремления к успеху Дж. Аткинсону понимает силу, вызывающую у действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости деятельности. Мотивация стремления к успеху обусловлена рядом факторов, среди которых: личностный фактор – мотив, или потребность достижения, и два ситуационных фактора – ожидание, или субъективная вероятностью успеха, и побуждающая ценность успеха [11, с. 301].
Выводы по первой главе
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования мотивации достижения позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Существует большое многообразие подходов к понятию мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии. Зарубежные психологии рассматривают мотивацию достижения в тесной связи с уровнем притязаний, потребностями, ценностью успеха. Отечественные психологи акцентируют внимание на структуре мотивации достижения, изучении взаимосвязи с личностными характеристиками. Мотивация достижения – это мотивация, направленная на возможно лучшую реализацию любого вида деятельности, ориентированную на достижение определенного результата, к которому применяется критерий успешности. Мотивация достижения рассматривается как один из видов мотивации как совокупности факторов, побуждающих индивида к активной деятельности и обеспечивающих успех в этой деятельности. В структуре мотивации достижения выделяются два основных мотива: мотивы стремления к успеху и избегания неудач. Мотивация достижения успеха отражает стремление к высоким результатам в деятельности, обусловленное потребностью в достижении, а мотивация избегания неудачи - стремление избежать в результате своих действий неудачи, обусловленной отсутствием боязнью допустить ошибку.
2. Особенности мотивации достижения на этапе обучения в вузе обусловлены возрастными особенностям студентов, социальной ситуаций развития. В период студенчества происходит личностное и профессиональное самоопределение, рост саморефлексии и потребности в саморазвитии, формирование жизненных планов, личностной позиции, системы ценностей, смысложизненных ориентиров, уровня притязаний, повышение целеустремлённости, саморегуляции и ответственности за собственные жизненные достижения. На этапе обучения в вузе у студентов-психологов закладываются основы личностных и профессионально значимых качеств специалиста, закрепление профессиональной направленности и стремление к самоактуализации. Эти качества оказывают положительное влияние на повышение стремления к достижению высоких результатов в различных видах деятельности.
3. Сравнительный анализ показывает, что мотивация достижений у студентов тесно связана с учебной мотивацией, академической успеваемостью, личностными особенностями. Мотивация достижения способствует повышению активности, своего уровня знаний, стремления выполнять любую деятельность в совершенстве. Мотивация достижения у слушателей психологических специальностей переподготовки обусловлена их потребностью в самостоятельности, саморазвитии и личностного роста, стремлением к применению полученных знаний на практике, наличием жизненного и профессионального опыта, осознанном отношении к собственному обучению. Мотивация достижения слушателей психологических специальностей переподготовки способствует более успешному выстраивания индивидуальной траектории развития, достижению определенного уровня профессионализма. Анализ литературы показал, что в современной литературе обнаруживается недостаток работ, посвящённых исследованию мотивации достижения у слушателей психологических специальностей переподготовки. Имеются лишь единичные фрагментарные сведения, касающиеся мотивации достижения у этой категории. В основном описываются условия их обучения, психологические характеристики, мотивы обучения в целом. Это актуализирует необходимость проведения эмпирического исследования мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки в сравнительном аспекте.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ У СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
2.1 Организация и методы исследования мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки
С целью выявления мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, разработка рекомендаций по результатам исследования.
В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте 20-60 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 30 студентов и 30 слушателей психологических специальностей переподготовки ГУ «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
В основе исследования лежала гипотеза о том, существуют различия в мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки.
Для достижения цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана [43].
Цель: диагностика преобладающего типа мотивации личности: мотивация на достижение успеха или мотивация на избегание неудачи. Предпочтение одного из этих двух вариантов во многом определяется уровнем притязаний – готов ли человек ставить перед собой трудные задачи, чтобы переживать значимый успех, или же выбирает цели поскромнее, чтобы не испытать разочарования. Если мотивация на успех относится к позитивной мотивации, то мотивация на неудачу – к негативной.
2. Опросник Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения успеха [37].
Цель: изучение уровня мотивации достижения успеха. При диагностике личности на выявление мотивации к успеху Т. Элерс исходил из положения о том, что личность, у которой преобладает мотивация к успеху, предпочитает средний или низкий уровень риска. Ей свойственно избегать высокого риска. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако такие люди много работают для достижения успеха, стремятся к успеху.
3. Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин) [38].
Цель: выявление терминальных ценностей или жизненных целей человека. С помощью методики можно оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей или жизненных целей: собственный престиж, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, собственный престиж, высокое материальное положение, сохранение собственной индивидуальности, достижения.
Методы математико-статистической обработки данных. Статистический анализ данных проводился с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
С целью установления статистической связи был использован критерий линейной ранговой корреляции rs-Спирмена – непараметрический критерий, предназначенный для изучения связи между показателями. Данный критерий был выбран потому, что он является непараметрическим, не требует нормального распределения, соответствует цели исследования, позволяет установить не только наличие, но и характер взаимосвязи.
Для оценки различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного количественно. Этот критерий был выбран по причине того, что он позволяет сравнить показатели двух небольших выборок, является достаточно мощным, соответствует ограничениям.
Выводы по второй главе
Проведенное эмпирическое исследование мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Большая часть студентов обладает мотивацией на успех. В основе активности студентов лежит успех и потребность в достижении успеха, а не идея избегания и идея негативных ожиданий. Большая часть студентов характеризуется средним уровнем мотивации достижения успеха – при начинании дела с одной стороны, проявляют веру в успех, с другой – имеются мысли о том, как избежать неудачи.
2. Доминирующими терминальными ценностями студентов являются: собственный престиж, сохранение собственной индивидуальности, высокое материальное положение. Студенты стремятся к признанию и уважению со стороны окружающих, защите своей неповторимости и независимости, высокому уровню материального благосостояния. В результате корреляционного анализа установлено, что студенты с высокой мотивацией достижения стремятся к собственному престижу, высокому материальному положению, достижениям и не стремятся к сохранению собственной индивидуальности. Студенты с высокой мотивацией на успех высоко ценят уважение и одобрение со стороны окружающих, материальную обеспеченность, возможность постижения конкретных результатов.
3. Большая часть слушателей психологических специальностей переподготовки обладает тенденцией мотивации на успех. Они, начиная дело, настроены на достижение чего-то конструктивного и положительного. Большая часть слушателей психологических специальностей переподготовки обладают средним уровнем мотивации достижения успеха – при начинании дела с одной стороны, проявляют веру в успех, с другой – имеются мысли о том, как избежать неудачи.
4. Доминирующими терминальными ценностями слушателей психологических специальностей переподготовки являются: развитие себя, духовное удовлетворение и активные социальные контакты. Слушатели стремятся к самосовершенствованию, получению морального удовлетворения во всех сферах собственной жизни, установлению благоприятных межличностных отношений с другими людьми. В результате корреляционного анализа установлено, что слушатели психологических специальностей переподготовки с высокой мотивацией достижения стремятся к самосовершенствованию, достижениям и не стремятся к сохранению духовному удовлетворению. Слушатели с высокой мотивацией на успех высоко ценят возможность развивать свои личностные качества, возможность постижения конкретных результатов.
5. Существуют достоверные различия между группой студентов и группой слушателей по мотивации достижения. Так, мотивация достижения выше у студентов, чем у слушателей психологических специальностей переподготовки (U=305,5 при р≤0,05). То есть у студентов более выражена потребность в достижении успеха, настрой на достижение чего-то конструктивного и положительного, чем у слушателей психологических специальностей переподготовки.
6. Выявлены достоверные различия между группой студентов и группой слушателей по уровню мотивации к успеху. Так, уровень мотивации к успеху выше у студентов, чем у слушателей психологических специальностей переподготовки (U=261 при р≤0,05). То есть у студентов более выражена надежда на успех, ответственность за собственные достижения, ориентация на результативность, уверенность в преодолении препятствий, чем у слушателей психологических специальностей переподготовки.
7. На достоверном уровне (р≤0,05) студенты более склонны стремиться к собственному престижу, высокому материальному положению, сохранению собственной индивидуальности. Слушатели психологических специальностей переподготовки более склонны стремиться к активным социальным контактам, развитию себя, духовному удовлетворению. Достоверных различий между группами по ценности «достижения» не выявлено. То есть для студентов и для слушателей достижения составляют примерно одинаковую ценность. То есть у них примерно одинакового выражено стремление к постижению конкретных и ощутимых результатов. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки, подтвердилась.
8. Психологу рекомендуется осуществлять психологическое сопровождение студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки в следующих направлениях по решению ряда задач: психодиагностика, направленная н выявление преобладающей мотивации достижения, уровня мотивации стремления к успеху, терминальных ценностей как факторов мотивации достижения; психологическое просвещение с целью формирования представлений о феномене мотивации достижения, актуализации потребности в достижении; психологическое консультирование целью осознания мотивационно-ценностных образований личности, их развитие в положительном ключе; коррекционно-развивающие занятия, направленные на повышение мотивации достижения успеха, стремление к самосовершенствованию, к постижению конкретных и ощутимых результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрены подходы к понятию мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии. Зарубежные психологии рассматривают мотивацию достижения в тесной связи с уровнем притязаний, потребностями, ценностью успеха. Отечественные психологи акцентируют внимание на структуре мотивации достижения, изучении взаимосвязи с личностными характеристиками. Мотивация достижения – это мотивация, направленная на возможно лучшую реализацию любого вида деятельности, ориентированную на достижение определенного результата, к которому применяется критерий успешности. Мотивация достижения рассматривается как один из видов мотивации как совокупности факторов, побуждающих индивида к активной деятельности и обеспечивающих успех в этой деятельности. В структуре мотивации достижения выделяются два основных мотива: мотивы стремления к успеху и избегания неудач. Мотивация достижения успеха отражает стремление к высоким результатам в деятельности, обусловленное потребностью в достижении, а мотивация избегания неудачи - стремление избежать в результате своих действий неудачи, обусловленной отсутствием боязнью допустить ошибку.
Изучен уровень мотивации достижения у студентов психологических специальностей. Большая часть студентов обладает мотивацией на успех – в основе активности студентов лежит успех и потребность в достижении успеха, а не идея избегания и идея негативных ожиданий. Они обладают средним уровнем мотивации достижения успеха – при начинании дела с одной стороны, проявляют веру в успех, с другой – имеются мысли о том, как избежать неудачи. Студенты с высокой мотивацией достижения стремятся к собственному престижу, высокому материальному положению, достижениям и не стремятся к сохранению собственной индивидуальности. Студенты с высокой мотивацией на успех высоко ценят уважение и одобрение со стороны окружающих, материальную обеспеченность, возможность постижения конкретных результатов. Доминирующими терминальными ценностями студентов являются: собственный престиж, сохранение собственной индивидуальности, высокое материальное положение. Студенты стремятся к признанию и уважению со стороны окружающих, защите своей неповторимости и независимости, высокому уровню материального благосостояния. В результате корреляционного анализа установлено, что студенты с высокой мотивацией достижения стремятся к собственному престижу, высокому материальному положению, достижениям и не стремятся к сохранению собственной индивидуальности. Студенты с высокой мотивацией на успех высоко ценят уважение и одобрение со стороны окружающих, материальную обеспеченность, возможность постижения конкретных результатов.
Определен уровень мотивации достижения у слушателей психологических специальностей переподготовки. Большая часть слушателей психологических специальностей переподготовки обладает тенденцией мотивации на успех – они настроены на достижение чего-то конструктивного и положительного. Большая часть слушателей психологических специальностей переподготовки обладают средним уровнем мотивации достижения успеха – при начинании дела с одной стороны, проявляют веру в успех, с другой – имеются мысли о том, как избежать неудачи. Доминирующими терминальными ценностями слушателей психологических специальностей переподготовки являются: развитие себя, духовное удовлетворение и активные социальные контакты. Слушатели стремятся к самосовершенствованию, получению морального удовлетворения во всех сферах собственной жизни, установлению благоприятных межличностных отношений с другими людьми. В результате корреляционного анализа установлено, что слушатели психологических специальностей переподготовки с высокой мотивацией достижения стремятся к самосовершенствованию, достижениям и не стремятся к сохранению духовному удовлетворению. Слушатели с высокой мотивацией на успех высоко ценят возможность развивать свои личностные качества, возможность постижения конкретных результатов.
Осуществлен сравнительный анализ мотивации достижений у студентов и слушателей психологических специальностей переподготовки. Существуют достоверные различия между группой студентов и группой слушателей по мотивации достижения. Так, мотивация достижения выше у студентов, чем у слушателей психологических специальностей переподготовки. То есть у студентов более выражена потребность в достижении успеха, настрой на достижение чего-то конструктивного и положительного, чем у слушателей психологических специальностей переподготовки. Выявлены достоверные различия между группой студентов и группой слушателей по уровню мотивации к успеху. Так, уровень мотивации к успеху выше у студентов, чем у слушателей психологических специальностей переподготовки. То есть у студентов более выражена надежда на успех, ответственность за собственные достижения, ориентация на результативность, уверенность в преодолении препятствий, чем у слушателей психологических специальностей переподготовки. На достоверном уровне (р≤0,05) студенты более склонны стремиться к собственному престижу, высокому материальному положению, сохранению собственной индивидуальности.
1. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
2. Бакунович, М. Ф. Динамика мотивации достижения студентов в процессе обучения / М. Ф. Бакунович // Философско-психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности современного человека : сборник трудов Международной научно-практической конференции. – Подольск, 2017. – С. 11-14.
3. Бердникова, Д. В. Исследование взаимосвязи мотивации достижения и учебной мотивации у студентов-психологов / Д. В. Бердникова, О. С. Виндекер // Известия Уральского федерального университета. – 2014. – № 1 (125). – С. 145-152.
4. Бочарова, Е. Е. Социально-психологические детерминанты мотивации достижения в учебной деятельности / Е. Е. Бочарова // Известия Саратовского университета. – 2009. – Вып. 1. – С. 142-146.
5. Бусько, И. В. Мотивация достижений как фактор эффективности непрерывного образования / И. В. Бусько // Перспективы развития высшей школы : сборник трудов научно-методической конференции. – Гродно, 2018. С.133-136.
6. Буянова, М. В. Социально-психологические факторы мотивации достижения : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / М. В. Буянова. – СПб, 2004. – 18 с.
7. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека : монография / В. К. Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
8. Виндекер О. С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения : автореф. дис. канд. психол. наук / О.С. Виндикер. – Екатеринбург, 2010. – 26 с.
9. Володина, К. А. Особенности профессионального обучения студентов-психологов / К. А. Володина // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). – Пермь : Меркурий, 2014. – С. 39-41.
10. Гаголина, О. Э. Особенности мотивационной сферы студентов-психологов и студентов-экологов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://sites.google.com/site/molodezbuduseerossii/home/molodez-i-obrazovanie/antonovskij-gagolina.
11. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. – М. : Смысл, 2006. – 336 с.
12. Горонина, Т. П. Особенности формирования мотивационного компонента в структуре готовности к профессиональной деятельности в системе дополнительного образования взрослых / Т. П. Горонина // Повышение квалификации и переподготовка : проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 12 нояб. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: И. В. Шеститко [и др.]. – Минск : БГПУ, 2016. – 344 с.
13. Грень, Л. Н. Значение убеждений и усилий студентов в формировании мотивации достижения успеха / Л. Н. Грень // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 1. – С. 62–65.
14. Давыдова, А. Ю. Социально-психологический подход к проблеме мотивации достижения личности в психологической науке / А. Ю. Давыдова // Научные ведомости БелГУ. – 2013. – № 27. – С. 269-272.
15. Живаева, Ю. В. Изучение соотношения психологического благополучия и проявления мотивации достижения у студентов педагогического вуза / Ю. В. Живаева, И. Б. Вологжанина // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 5–1. – С. 14–18.
16. Занюк, С. С. Психология мотивации : Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С. С. Занюк. – Киев : Ника-Центр, 2001. – 352 с.
17. Зверева, Р. Г. Психологические детерминанты развития мотивации достижения успеха у студентов : автореф. дис. канд. психол. наук / Р. Г. Зверева. – М., 2010. – 27 с.
18. Зенько, Н. Н. Психологические основы деятельности социального педагога : теория и методика тренинга / Н. Н. Зенько. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2019. – 112.
19. Зобнина, Л. Я. Исследование мотивации достижения / Л. Я. Зобнина // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 2. – С. 117-122.
20. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин – СПб. : Питер, 2002 – 512 с.
21. Казанцева, Т. А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов-психологов : автореф. дис. канд. психол. наук / Т. А. Казанцева. – М., 2000. – 24 с.
22. Килинская, Н. В. К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования / Н. В. Килинская // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 82-85.
23. Куприна, М. В. Мотив достижения в структуре креативной личности : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / М. В. Куприна. – Хабаровск, 2004. – 22 с.
24. Кутбиддинова, Р. А. Использование кейс-метода для подготовки будущих психологов / Р. А. Кутбиддинова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – № 2. – С. 153-161.
25. Лебедева, Н. В. Психология обучения взрослых : особенности и содержание / Н. В. Лебедева // Вестник МГОУ. – 2014. – № 3. – С. 65-72.
26. Леонтьев, Д. А. Современная психология мотивации / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2002. – 343 с.
27. Леонтьев, Д.А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 456 с.
28. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2007. – 672 с.
29. Мартюшев, С. В. Смысложизненные ориентации и мотивация достижения успеха в учебе у студентов очной формы обучения / С. В. Мартюшев // Международный студенческий Вестник. – 2020. – № 1. – С. 20-23.
30. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с нем. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с.
31. Месникович, С. В. К проблеме обучения слушателей психологических специальностей в системе дополнительного образования / С. В. Месникович // Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования. Сборник статей ХI Международной научно-практической конференции. – СПб. : Нестор – История, 2015. – С.492 – 495;
32. Мешков, Н. И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии / Н. И. Мешков // Интеграция образования. – 2015. – № 1. – С. 37-45.
33. Минеева, Л. А. Изучение взаимосвязи креативности с мотивацией достижений и их влияние на ценностные ориентации в карьере будущего врача / Л. А. Минеева, Н. А. Русина // Медицинская психология в России. – 2012. – №2. – С. 1-8.
34. Мирсаетова, А. А. Мотивация достижения успеха личности : психологический аспект / А. А. Мирсаетова // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 56–59.
35. Немцова, Г. Д. Специфика взаимосвязи перферционизма и мотивации достижения студентов / Г. Д. Немцова // Актуальные проблемы социальной психологии. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2014. – С. 63-65.
36. Онучина, П. А. Особенности мотивации достижения у студентов с высоким уровнем нейротизма / П. А. Онучина // Проблемы теории и практики современной психологии : сборник трудов конференции. – Иркутск, 2020. – С. 161-164.
37. Опросник Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения успеха // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. – Самара, 2006. – С. 496-502.
38. Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин) // Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров. – Екатеринбург, 2001. – С. 41–46.
39. Пакулина, С. А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в ВУЗе / С. А. Пакулина // Известия РПГУ. – 2008. – № 88. – С. 23-32.
40. Першина, А. В. Особенности мотивационной сферы студентов-психологов / А. В. Першина, А. В. Соловьева // Молодой ученый. — 2016. – № 5 (109). – С. 634-636.
41. Плавник, Н. К. Переживания счастья при мотивации избегания неудачи / Н. К. Плавник // Научные труды РИВШ. – 2017. – № 3. – С. 296-301.
42. Пономаренко, А. А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов / А. А. Пономаренко, В. А. Ченобытов // Молодой ученый. – 2013. – № 1 (48). – С. 356-358.
43. Реан, А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 426 с.
44. Самаль, Е. В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе : автореф. дис. канд. психол. наук / Е. В. Самаль. – Ярославль, 2008. – 28 с.
45. Семёнова, А. Ю. Исследование профессионального самоопределения студентов-психологов в вузе / А. Ю. Семёнова // Молодой ученый. – 2019. – № 22 (260). – С. 650-652.
46. Соколовская, О. К. Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе : автореф. дис. канд. психол. наук / О. К. Соколовская. – Ярославль, 2010. – 26 с.
47. Стрелкова, И. Б. Мотивация достижения как фактор самоорганизации системы дополнительного профессионального образования взрослых / И. Б. Стрелкова // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. В 2 ч.– Вып. 14. – Минск : РИВШ, 2014. – С. 416–421.
48. Уварова, М. Ю. Исследование личностной тревожности и мотивации достижения у студентов-первокурсников / М. Ю. Уварова // Известия Иркутского государственного университета. – 2014. – Т. 8. – С. 74-86.
49. Уварова, М. Ю. Методика преподавания психологии в учреждениях образования / М. Ю. Уварова, Е. А. Кедярова. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. – 185 с.
50. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2003. – 860 с.
51. Хэлворсон, Х. Г. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания / Х. Г. Хэлворсон, Т. Хиггинс. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с.
52. Церковский, А. Л. Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения / А. Л. Церковский // Вестник Витебского гос. мед. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 15–19.
53. Чернова, А. Д. Особенности самоотношения студентов-психологов / А. Д. Чернова // Молодой ученый. – 2018. – № 50 (236). – С. 479-481.
54. Черчес, Т. Е. Смысложизненные и ценностные ориентации как условия профессионального самоопределения студентов-психологов / Т. Е. Черчес, Р. С. Панащик // Актуальные проблемы психологии труда : теория и практика. – Красноярск, 2017. – С. 48-50.
55. Шкуратова, А. П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе / А. П. Шкуратова // Вестник Забайкальского гос. ун-та. – 2014. – № 1. – С. 84–88.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты