Причины и особенности формирования абсолютной монархии в России. Роль государственных реформ Петра I в ее становлении
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Причины и особенности формирования абсолютной монархии в России. Роль государственных реформ Петра I в ее становлении»
по дисциплине: «Теория и история государства и права»
2020
251.00 BYN
Причины и особенности формирования абсолютной монархии в России. Роль государственных реформ Петра I в ее становлении
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Теория и история государства и права
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ СТАНОВЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I
2.1 Начало правления Петра I
2.2 Реформы органов власти и управления
2.3 Реформы местного и городского управления
2.4 Военная реформа
2.5 Финансовая реформа
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО БЫТА
3.1 Образование
3.2 Изменения в области народного быта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. XVI-XVII века для России принято считать временем установления абсолютной монархии.
Самые первые предпосылки абсолютизма в России стали проявляться уже при Иване Грозном, однако окончательное его становление пришлось на правление Петра I. Своей политикой в экономике и торговле, формирование новой культуры и идеологии, расширением этнотерриториальных пределов Российского государства, укреплением и расширением крепостнических порядков Петр I сосредоточил всю власть в руках монарха.
На протяжении двух с половиной столетий историки ведут дискуссии о значении петровских реформ. Все споры их касательно петровской реформы в целом сводятся к основному положению, в соответствии с которым данные реформы «были глубоким переворотом в жизни России, обновившим русское общество сверху донизу, до самых его основ и корней». Разница в оценках состоит лишь в том, что, по мнению одних, переворот был большой заслугой Петра перед человечеством, по мнению других, большим несчастьем для России. Но все они сходятся в одном: реформа Петра I стала важнейшим этапом в истории России, благодаря которому ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.
Основа для многих изменений была подготовлена в XVII веке, когда активизировалась внешняя политика государства в связи с ослаблением международного статуса России. Более того, церковные реформы Никона сыграли важную роль в подготовке к преобразованиям, которые показали, что русское общество раскололось под влиянием западноевропейской культуры. Однако, несмотря на трансформацию своих предшественников, разрыв между Россией и Западной Европой остается слишком большим. Государству нужна сильная личность, не только обладающая высшей властью, но и понимающая радикальные перемены, а также энергия для осуществления этих перемен. Такой человек – Петр I.
Петровские реформы, хотя и в некоторой степени подготовлены его предшественниками, но все же были радикальными, поскольку они были проведены в очень короткий срок, затрагивая все сферы общества, все слои населения, и были направлены на всеобщую европеизацию России.
Процесс европеизации нашёл наиболее яркое воплощение в культурных преобразованиях петровской эпохи. Их последствия мы наблюдаем и по сей день. Посещая школу, университет, библиотеку, музей, любуясь портретами и автопортретами, написанными в последние три столетия, надевая модное платье, мы даже не задумываемся, что начало всему этому – всей современной культурной жизни – положил именно Царь-Преобразователь. Именно поэтому тема петровских преобразований никогда не потеряет своей актуальности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в период становления абсолютной монархии в России.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, действовавшие в период становления абсолютизма в России, учебные пособия и монографии по данной проблематике.
Цель исследования – комплексное исследование причин и особенностей формирования абсолютной монархии в России, а также выявление роли государственных реформ Петра I в её становлении.
Задачи исследования таковы:
- установление предпосылок и причин становления абсолютизма в России;
- охарактеризовать начало правления Петра I;
- выявить особенности государственных реформ Петра I;
- исследовать последовательность формирования системы народного образования, а также проследить изменения в области народного быта.
При написании данной курсовой работы общенаучные методы исследования, таких как классификационный и структурный анализ, синтез результатов анализа, выявление причинно-следственных связей.
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ СТАНОВЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ
Временем зарождения абсолютной монархии в России считать вторую половину ХVII века, а временем окончания ее оформления – первая четверть ХVIII века [1, c. 91].
Историко-правовая литература не дает ясного понимания абсолютизма. К числу этих спорных вопросов относятся следующие: классовая природа авторитаризма, его социальная основа, причины формирования авторитаризма, соотношение понятий авторитаризм и авторитаризм, время возникновения авторитаризма и этап его развития, историческая роль авторитаризма в России. Российское государство имеет нечто общее с другими странами, а также специфические причины возникновения авторитаризма, который формируется в силу территориальных, внутриполитических и внешнеполитических особенностей. Так, к примеру, А.Н. Сахаров утверждает: «Исторический фактор – противоборство между крестьянством и классом феодалов в период зарождения буржуазных отношений в стране не выступает основным в становлении русского абсолютизма во второй половине ХVII века. Одним из фундаментальных факторов формирования авторитаризма в России выступает внешнеполитический фактор. Особенность русского авторитаризма состоит в том, что он возник на почве силового противостояния аристократии и боярина внутри сословного сословия, то есть между аристократией и боярином» [2, c. 219].
Формирование авторитаризма в России требует комплекса исторических, экономических, социальных, внутриполитических и внешнеполитических причин. В двухвековой подготовке к авторитаризму можно выделить два этапа: XVI век – порог и XVII век – начало нового периода в русской истории. Два данных этапа характеризовались крестьянскими войнами – первый задерживал развитие авторитаризма, а второй был фактором его создания.
Середина XVII века была началом формирования буржуазного общества, то есть периодом авторитаризма. К этому времени в России сложились определенные исторические предпосылки для формирования абсолютной монархии в форме правления. Поскольку абсолютная монархия выступает одной из форм централизованного государства, то ясно, что необходимо начать исследование вопроса об устранении политических расколов в России и формировании централизованной монархии. Годы опричнины, кода царствовал Иван Грозный, характеризовались ликвидацией самостоятельности и экономической мощи Новгорода, исчезновением экономической и административной обособленности духовных феодалов. Противостояние с пережитками раздробленности образуют основу политической истории того времени. Монархия ХVI-ХVII веков, во времена правления Ивана IV Грозного и Бориса Годунова, в Российском государстве исторически характеризовалась стремлениями к самовластию и полновластию государей. Монархия как форма правления тяготеет к возможному суверенному, независимому единоличному правителю, эта тенденция таится в природе индивидуальной власти. Важной причиной зарождения авторитаризма в России выступает экономическое развитие страны в XVI-XVII века. В данный период сельское хозяйство расширялось за счет увеличения посевных площадей и усиления крепостного права; отдельные направления сельскохозяйственного производства были специализированы [3, c. 12-13].
С ростом производительности труда в стране появилось технологическое производство, а затем и крупномасштабное производство, в основном для обеспечения армии и флота. Это металлургические заводы Урала, Сибири и Карелии. Центрами легкой промышленности (производители сукна, паруса, льна и кожи) являются Москва, Ярославль, Украина, Казань, Калуга. Всего в конце первой четверти XVII века в стране насчитывалось в общей сложности 25 текстильных фабрик.
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I
2.1 Начало правления Петра I
Фактическое начало правления Петра I относится к 7 мая 1682 года, когда после смерти своего брата Фёдора Алексеевича, он в возрасте десяти лет был коронован на престол царя всея Руси вместе со своим пятнадцатилетним братом Иваном V. Самостоятельное правление Петра I началось даже не после свержения царевны-регентши Софьи в 1689, правящей в период двоецарствия с 1682 года, а только со смерти его матери, Натальи Нарышкиной, в 1694 году [11, c. 8].
В свою очередь, 30 мая 1689 года Петру I исполнилось 17 лет, он был женат и по обычаю уже не нуждался в регентше-царевне Софье. Царевна не желала отдавать власть, и, по слухам, готовила покушение на царя. Вместе с ближайшими соратниками и войском, представляющим на тот момент уже боеспособные части, Петр I укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. Постепенно Софья потеряла власть – существенная часть подданных и войск присягнула Петру I, а царевна была сослана в монастырь.
После свержения царевны Софьи в 1689, Иван V фактически перестал принимать всяческое участие в правлении – власть перешла в руки людей, которые объединились вокруг матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны. Она хотела приучать сына к государственному управлению, поручая ему частные дела, которые для Петра являлись скучными. Важнейшие решения принимались, не учитывая мнения молодого царя. Это сопровождалось конфликтами. После смерти Натальи Кирилловны царь не стал смещать сформированное матерью правительство Л.К. Нарышкина – Б.А. Голицына, однако добился, чтобы оно неукоснительно выполняло его волю [12, c. 57].
Смерть в 1694 году матери царя, Натальи Кирилловны Нарышкиной, положила начало самостоятельному правлению Петра I. мать царя. Его младший брат Иван V, живший до 1696 года, не принимал участия в управлении. Петр I хотел испытать свои новые воинские формирования-Семеновский и Преображенский полки – кроме того, азовская крепость была ключевым пунктом в обеспечении безопасности побережья Азовского моря.
Первая битва на Азовском море в 1695 году закончилась неудачей, и из-за плохой организации русской армии и отсутствия поддержки флота Петр I усвоил свой урок-строить новые верфи и корабли.
При поддержке артиллерии и флота были собраны дополнительные войска, отрезавшие морское снабжение турецкой крепости, и Петр I захватил Азовское море во второй Азовской битве 1696 года. Таганрог был основан в 1698 году как база русского флота [13, c. 213].
Чтобы не допустить избрания на польский престол профранцузского принца, Петр I послал к литовской границе, стрелецкие войска под командованием Г. Ромодановского, чтобы поддержать партию курфюрста Саксонского Фридриха Августа, который также сражался за польскую корону. В итоге план удался – курфюрст взошел на польский престол под именем Августа II и дал слово туркам действовать сообща.
Азовская битва наглядно доказала важность флота и артиллерии для проведения боевых операций. Петр I понимал, что Российская империя значительно отстала от передовых западных стран в технологическом плане-он хотел воочию увидеть передовые технологии производства оружия и кораблей, познакомиться с европейскими традициями. Более того, необходимо найти союзников, чтобы начать войну против Турции и Швеции с правом выхода в море. Поездка, осуществленная Петром I в начале его царствования, оказала большое влияние на будущее царя и коренным образом изменила культурную жизнь России [14, c. 137].
Восстание московских стрельцов во время пребывания Петра I в Великом посольстве, общей численностью более двух тысяч человек, историками обосновывается тяготами военных походов, недостаточностью стремления и назначениями иностранных офицеров на высшие военные должности.
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО БЫТА
3.1 Образование
В истории народного образования в России время Петра I занимало особое место, поскольку именно тогда впервые были созданы светские учебные заведения. Однако потребность в светском образовании определилась в XVII веке, когда социально-экономическая жизнь России характеризовалась изменениями, связанными с развитием внутренней и, в частности, внешней торговли, ремесел и появлением фабрик. Все это требует знающего человека во всех областях знаний. Более того, государству нужны способные люди для построения новой бюрократии.
Путешествия Петра I за границу и его личность сыграли важную роль в организации светского образования в России. Чтобы обеспечить легитимность России среди европейских держав, он чувствовал себя обязанным сделать страну не варварской, а просвещенной, а себя реформатором.
По мнению С.М. Соловьёва, реформы Петра в сфере просвещения «могущественным средством для умственного развития, для расширения умственной сферы русского человека, могущественным средством для уничтожения прежней замкнутости и застоя». В данной сфере он особо выделял несколько моментов, на которые Пётр совершенно обоснованно обращал особое внимание: это школы, книги, газеты и театр [31, c. 241].
В 1698 году, под впечатлением от заграничной поездки, у Петра сложился план основать в России принципиально новое учебное заведение. Он «хотел иметь школу, из которой бы «во всякие потребы люди происходили, в церковную службу и гражданскую, воинствовати, знати строение и докторское врачевское искусство»», и которая избавила бы от необходимости прибегать к услугам иностранных специалистов. Ещё более насущными были для Петра нужды флота, и в 1701 г. В Москве учреждается школа Математических и Навигацких наук. В это время уже началась Северная война, и основание подобного заведения было продиктовано необходимостью в наборе на флот специалистов, способных его настолько преобразовать, чтобы противостоять такой великой морской державе как Швеция. Преподавали в школе англичане (в частности, профессор Фарватерсон), которые обучали добровольцев арифметике, геометрии, тригонометрии, навигации, морской астрономии, географии [32, c. 83].
Петровская система угроз, штрафов и тяжких наказаний нашла свое отражение и в Навигацкой школе. За большие проступки учеников били плетьми, за прогулы, или «неты», взимались непосильные штрафы. За побег из школы ученику грозила смертная казнь, а родным за их ходатайства полагались каторжные работы.
Школа не ставила себе задачу воспитания и общего образования, а имела в виду главным образом техническую выучку для профессиональных целей. Лишь поневоле, поскольку для технической выучки всё-таки необходимы были элементарные познания, школа приобрела до некоторой степени общеобразовательный характер.
Также были основаны Инженерная школа в Москве и Артиллерийская в Петербурге. Ключевский, давая оценку возникшим новым школам, признавал, что хотя царь и радел всей душой о школе, но «учить и учиться было тяжело… недоставало необходимых учебных пособий…педагогические приёмы были недопустимы». Действительно, иноземные учителя преподавали на своём родном языке русским ученикам, едва начинавшим знакомиться с иностранными языками. За провинности учеников били палками. Поэтому неудивительно, что хроническим недугом русского просвещения стал побег учеников из школы [33, c. 374]
В 1705 году основана была гимназия Глюка. Давая оценку её деятельности, Ключевский считал, что это была «первая попытка завести светскую общеобразовательную школу в нашем смысле слова…однако попытка преждевременная, оставившая после себя смутную память».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования и согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
В истории России XVI-XVII века принято считать временем становления абсолютной монархии.
Установление абсолютизма в России было вызвано внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны, за выход к морю.
Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти в руках одной личности, наличие сильного разветвленного бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Более того, необходима также ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе – состояние «равновесия сил» между дворянством и буржуазией.
В период становления и упрочнения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, производиться работа по систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы – военно-уголовный, процессуальный.
Однако, говоря о становлении абсолютизма в России, нельзя не заметить одну особенность: если в Европе упрочнение позиций абсолютной монархии вело к освобождению крестьянства от гнета, то в России наблюдались обратные процессы.
Петр I стал первым абсолютным монархом в истории Российского государства.
Фактическое начало правления Петра I относится к 7 мая 1682 года, когда после смерти своего брата Фёдора Алексеевича, он в возрасте десяти лет был коронован на престол царя всея Руси вместе со своим пятнадцатилетним братом Иваном V. Самостоятельное правление Петра I началось даже не после свержения царевны-регентши Софьи в 1689, правящей в период двоецарствия с 1682 года, а только со смерти его матери, Натальи Нарышкиной, в 1694 году
Главным итогом всей петровской реформы стало установление в России авторитарного режима, венцом которого стало изменение титула монарха России в 1721 году – Петр провозгласил себя императором, страна стала называться Российской Империей. Таким образом, была формализована цель, которую преследовал Петр во все годы своего правления, – создание страны с стройной системой правления, сильной армией и флотом, сильной экономикой, влиянием на международную политику. В результате петровских реформ государство не связано никакими средствами и может использовать любые средства для достижения своих целей. В результате Петр пришел к своему идеальному правительству-военному кораблю, где все и вся подчинено воле человека-капитана, и сумел вывести корабль из болота в бурные воды океана, обойдя всю Россию, стал авторитарным, военно-бюрократическим государством, центральная роль которого принадлежала аристократии. Однако задержка.
России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Роль Петра I в истории России неисчислима. Как бы люди ни относились к его преобразовательному подходу и стилю, нельзя не признать Петра I одной из самых выдающихся фигур мировой истории. Многие исторические исследования и произведения искусства посвящены трансформации, связанной с его именем. Историки и писатели имеют разные, иногда противоположные взгляды на личность Петра I и смысл его реформы. Современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его реформ. Споры продолжаются и по сей день.
Некоторые специалисты утверждают, что петровские реформы привели к сохранению феодально-крепостнического строя, нарушению прав и свобод личности, что привело к дальнейшим потрясениям в жизни страны.
1 Волков, М.Я. О становлении абсолютизма в России / М.Я. Волков // История СССР. – 1970. – № 1. – С. 90-104.
2 Павлова-Сильванская, М.П. К вопросу об особенностях абсолютизма в России / М.П. Павлова-Сильванская // История СССР. – 1969. – № 6. – С. 217-234.
3 Альшиц, Д.Н. Начало самодержавия в России / Д.Н. Альшиц. – Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1988. – 241.
4 Зотова, М.В. «Становление и подъем российской державы XV-XVIII вв. (Позиции, комментарии, документы). Учебное пособие» / М.В. Зотова. – Москва: Издательство МГАП «Мир книги», 1994. – 543 с.
5 Томсинов, В.А. Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея Михайловича / В.А. Томсинов. – Москва: Зерцало, 2011. – 52 с.
6 Колесникова, Е.А. Местное управление в период становления абсолютизма в России во второй половине XVII века / Е.А. Колесникова //. Преподаватель ХХI век. – 2012. – № 12. – С. 279-286.
7 Троицкий, С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке / С.М. Троицкий. – Москва: Наука, 1974. – 394 с.
8 Талина, Г.В. Сословное представительство и абсолютизм в России XVII века. В условиях становления империи / Г.В. Талина // Власть. – 2019. – № 5. – С. 231-236.
9 Богоявленский, Сергей Константинович (1871-1947). Приказные судьи XVII века / С.К. Богоявленский; АН СССР, Ин-т истории. – [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1946. – 315 с.
10 Вернадский, Г.В. Очерк истории права Русского государства XVIII-XIX веков (период империи) / Г.В. Вернадский. – Москва: Гос. публ. ист. б-ка России, 1998. – 174 с.
11 Агеева, О.Г. Увеселения русского двора от Петра I до Екатерины Великой / А. Г. Агеева // Отечественная история. – 2006. – № 5. – С. 3-15.
12 Валишевский, К. Петр Великий. В 3 кн. Кн. 1. Воспитание. Кн. 2. Личность / К. Валишевский. – Репринт. воспроизведение изд. 1911 г. – Москва: ИКПА, 1990 – 423 с.
13 Брикнер, А. История Петра Великого / А. Брикнер. – Москва: АСТ, Астрель, ОГИЗ, 2010. – 608 c.
14 Кара-Мурза, А.А. Реформатор: Русские о Петре I: опыт аналитической антологии / А.А. Кара-Мурза, Л. В. Поляков; Ин-т философии РАН, Гуманит. и политолог. центр «Стратегия». – Иваново: Фора, 1994. – 320 с.
15 Анисимов, Е.В. Время петровских реформ / Е.В. Анисимов. – Л.: Лениздат, 1989. – 496 с.
16 Клеандрова, В.М. Законодательство Петра I / В.М. Клеандрова [и др]; отв. ред. А.А. Преображенский, Т.Е. Новицкая. – Москва: Юридическая литература, 1997. – 880 с.
17 Савко, Е.В. Губернское реформирование Петра I / Е.В. Савко // История государства и права. – 2008. – № 10. – С. 21-22.
18 Согрин, В.В. Уроки российской истории и современные реформы / В.В. Согрин // Вопросы философии. – 2002. – № 11. – С. 3-23.
19 Панченко, А.М. Русская история и культура: работы разных лет / А.М. Панченко. – СПб.: Юна, 1999. – 520 с.
20 Сизиков, М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века. Учебное пособие / М.И. Сизиков. – Москва: Инфра-М, 1998. – 320 c.
21 Черкасов, П. История императорской России. От Петра Великого до Николая II / П. Черкасов, Д. Чернышевский. – Москва: Мир, 1994. – 448 c.
22 Бобровский, П.О. Военное право в России при Петре Великом / П.О. Бобровский. – Москва: Книга по Требованию, 2011. – 462 c.
23 Чистяков, А.С. История Петра Великого / А.С. Чистяков. – Москва: Буклет, 1992. – 528 c.
24 Муравьева, Л.А. Денежная реформа Петра I / Л.А. Муравьева // Деньги и кредит. – 2007. – № 1. – C. 63-71.
25 Лунден, И.Л. Государственные финансы в эпоху Петра I / И.Л. Лунден // Финансы. – 2007. – № 12. – С. 65-68.
26 Муравьева, Л.А. Финансовая политика Петра великого / Л.А. Муравьева // Финансы и кредит. – 2007. – № 9 (249). – С. 72-80.
27 Альтман, М.М. История денежных реформ в России. XVI-XX вв.: Кат. ист.-документ. выст. / Федер. арх. служба России. Рос. гос. арх. экономики, Гос. ист. музей; [Авт.-сост.: М.М. Альтман, С.И. Дегтев]. – Москва, 2002. – 117 с.
28 Разманова, Н.А. Финансовая политика Российской империи. XVIII – первая половина XIX века: курс лекций / Н.А. Разманова; Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Финансовая акад. при Правительстве Российской Федерации», Каф. социально-политических наук. – Москва: Финакадемия, 2008. – 254 с.
29 Муравьева, Л.А. Послепетровская Россия / Л.А. Муравьева // Финансы и кредит. – 2008. – №29. – С. 70-79.
30 Муравьева, Л.А. Финансовая политика Петра великого / Л.А. Муравьева // Дайджест-финансы. – 2007. – № 1 (145). – C. 54-61.
31 Соловьев, С.М. Об истории новой России / С.М. Соловьев; [Сост., авт. предисл. и примеч. А.И. Самсонов]. – Москва: Просвещение, 1993. – 558 с.
32 Буганов, В.И. Петр Великий и его время / В.И. Буганов. – Москва: Наука, 2014. – 194 с.
33 Ключевский, В.О. Курс русской истории [Текст] / В.О. Ключевский. – Москва: Академический проект, 2015. – 485 с.
34 Павленко, Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко. – Москва: Мир энциклопедий Авант: Астрель, 2010. – 829 с.
35 Запесоцкий, Ю.А. Петровские реформы как культурная доминанта. (Перечитывая Д. С. Лихачева) / Ю.А. Запесоцкий // Новая и новейшая история. – 2007. – № 4. – С. 67-74.
36 Князьков, С. Из прошлого Русской земли: Время Петра Великого: Кн. для чтения по рус. истории в шк. и дома / С. Князьков. – [Репринт. воспроизведение изд. 1909 г.]. – Москва: Планета, 1991. – 709 с.
37 Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский; [Сост., послесл., коммент. С.А. Вайгачева]. - М.осква: Книга, 1991. – 573 с.
38 Гуревич, Я.Г. Историческая хрестоматия по русской истории / Сост. Я.Г. Гуревичем и Б.А. Павловичем. – 3-е изд., испр. и доп. Я. Гуревичем, дир. С.-Петерб. гимназии и Реального училища Гуревича. – Санкт-Петербург: тип. И.Н. Скороходова, 1887-1911. – 3 т.; Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века / Б.И. Краснобаев. – Москва: Просвещение, 1972. – 335 с.
39 Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века / Б.И. Краснобаев. – Москва: Просвещение, 1972. – 335 с.
40 Анисимов, Е.В. Время петровских реформ XVIII в., 1-я четверть / Е.В. Анисимов. – Л.: Лениздат, 1989. – 495
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты