Женские образы в творчестве Рембрандта
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Женские образы в творчестве Рембрандта»
по дисциплине: «Всеобщая история»
2020
251.00 BYN
Женские образы в творчестве Рембрандта
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Всеобщая история
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Товит и Анна с ягненком (1626-1627).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Андромеда прикованная к скале» (1630).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Похищение Европы» (1632).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Флора (Саския)» (1634).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сусанна (1636).
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Даная (1636-1647).
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Святое семейство (1645).
ПРИЛОЖЕНИЕ З Вирсавия в купальне (1654).
ПРИЛОЖЕНИЕ И Лукреция (1666).
Поделиться
Введение
1 Историография и источники
1.1 Историография
1.2 Источники
2 Жизненный и творческий путь Рембрандта
3 Женщины на полотнах Рембрандта
4 Женские образы в музейных коллекциях
Заключение
Список литературы и источников
Приложения
Введение
Для современного искусства имя Рембрандта является символом необычного и красивого. На его полотнах персонажи казались живыми, они переживали все эмоции, которые в них вложил художник.
Особое место в творчестве занимают женские образы. Женщины на его картинах могли стать кем угодно и прекрасными богинями, и коварными предательницами, жертвами или святыми.
Работы Рембрандта (1606–1669) ознаменовали наивысший расцвет голландского искусства в XVII веке и одну из вершин мирового искусства в целом. Демократичный и поистине гуманный, проникнутый пылкой верой в торжество справедливых жизненных принципов, он воплощает самые передовые и жизнеутверждающие идеи своего времени. Художник поднял изобразительное искусство на новый уровень, обогатив его небывалой жизненной силой и психологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные техники света и тени, насыщенного, эмоционально насыщенного цвета. Духовная жизнь человека теперь доступна для изображения через реалистическое искусство.
Рембрандт – новатор во многих жанрах. Как портретист, он является создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь человека и его внутренний мир раскрываются во всей своей сложности и противоречии. Как исторический художник он превращает далекие древние и библейские легенды в согретую высоким гуманизмом историю об истинных земных человеческих чувствах и отношениях.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день некоторые аспекты творчества великого художника остаются недостаточно изученными. В том числе и указанная в нашей работе проблема.
Цель работы: охарактеризовать женские образы в творчестве Рембрандта, выдающегося представителя голландского искусства XVII в.. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать историографию и источники по тематике исследования.
2. Описать жизненный и творческий путь Рембрандта.
3. Охарактеризовать женские образы на полотнах Рембрандта на различных этапах творчества художника.
4. Выявить женские образы в музейных коллекциях.
Объект исследования: художественное наследие Рембрандта
Предмет исследования – женские образы в творчестве Рембрандта.
При написании дипломной работы автор опиралась на такие искусствоведческие методы как, формальный анализ художественного произведения. Этот метод является принципиальным для искусствоведения методом, направленным на изучение аспекта формы в отдельных произведениях и стилистических явлениях истории искусства (стилях, направлениях, тенденциях, индивидуальных манерах). А также исторический анализ художественного произведения. Кроме того использовались и исторические методы исследования: историко-описательный, историко-сравнительный.
Научная новизна исследования характеризуется систематизацией материала, посвященного женским образам в творчестве Рембрандта, так как историография по данной теме крайне скудна.
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (определена актуальность, объект, предмет, цель, задачи, новизна и методы исследования), четырех разделов (проанализирована историография и источники по тематике исследования, описан жизненный и творческий путь Рембрандта, охарактеризованы женские образы на полотнах Рембрандта на различных этапах творчества художника, выявлены женские образы в музейных коллекциях), заключения (обобщены результаты исследования), списка использованных источники (60 позиций) и приложений.
1 Историография и источники
1.1 Историография
Приступая к характеристике научной литературе, посвященной жизненному и творческому пути Х. Рембрандта, важно отметить тот факт, что данная тема изучена не в полной мере.
Работа Э. Верхарна «Рембрандт. Его жизнь и художественная деятельность», была издана еще в 1913 г. В своей книге автор раскрывает основные моменты жизни великого голландского художника и его культурное наследие. Автор излагает материал скомпоновано, не вдаваясь в подробности. Но изобилует важными фактами из его биографии [1].
Кроме того, в рамках нашей дипломной работы уделяется внимание следующим исследованиям – «Рембрандт. Жизнь и творчество» В. М. Невежиной [2], «Рембрандт» И. Верцмана [3].
Всеобщая история искусства в 6 томах под редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга, в 4 томе «Искусство 17-18 веков» раскрывается биографические и творческие особенности пути Рембрандта. Однако данная публикация носит скорее энциклопедический характер, поэтому изобилует в основном только фактами и некоторыми особенностями творческого процесса. Большее внимания здесь уделяется тенденциям в мире искусства и вкладе, который внес Рембрандт в развитие не только Голландского, но и мирового искусства [4].
Отдельные разделы о жизни и творчестве художника содержат многочисленные энциклопедии, посвященные искусству. В частности, здесь хотелось бы указать статьи «Рембрандт, Харменс ван рейн» М. В. Доброклонского [5].
Книга представляет собой исследование о рисунках трех великих художников – Рембрандта, Ф. Гойи и О. Домье. Если о живописи этих мастеров существует большая литература, то об их рисунках, составляющих самостоятельную и интересную часть их наследия, до сих пор не было сколько-нибудь обстоятельной работы на русском языке. Насыщенная богатым фактическим материалом, работа М. Флекеля дает представление об искусстве каждого из трех великих рисовальщиков. Иллюстрации, помещенные в книге, знакомят с некоторыми из лучших рисунков этих мастеров, хранящихся в разных музеях и собраниях мира [6].
Отдельные аспекты творчества проанализированы в публикациях К. С. Егоровой [7].
Автор, доктор исторических наук С.А. Андронов, отдал долгие годы изучению произведений искусства и трудов советских и зарубежных исследователей, посвященных творчеству одного из самых выдающихся художников прошлого – Рембрандта.
В этой популярной книге коротко прослеживается творческий путь великого мастера кисти, делается попытка дать анализ его крупнейших произведений, хранящихся в музеях нашей страны и за рубежом. Автор ставит своей задачей раскрыть социальную сущность творчества Рембрандта, его классовую направленность, неразрывную связь с жизнью страны и особенностями эпохи [8].
Энциклопедический словарь, опубликованный под редакцией Н.И. Платонова в 1983 году, охватывает широкий круг вопросов по различным видам и жанрам изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладному и народному искусству. В нём содержатся обширные сведения по искусствознанию, помещены биографии выдающихся художников, в том числе Рембрандта, а также материалы прикладного характера по технике рисунка, живописи, скульптуре и т.д. [9].
Очерк-путеводитель Ю. Кузнецова посвящен собранию голландской живописи XVII—XVIII веков, хранящемуся в Эрмитаже. Автор, располагая материал в хронологическом порядке, характеризует различные художественные школы, заостряя внимание на творчестве крупнейших мастеров, чьи произведения являются гордостью Эрмитажа. Читатель и посетитель музея знакомятся с работами таких прославленных живописцев, как Рембрандт, Франс Хале, Якоб ван Рейсдал, братья ван Остаде, Филипс Вауверман и другие [10].
Вклад живописцев XVII века в художественную тематику излагается в книге Е. Ротенберга в двух аспектах – в теоретическом и конкретном. В теоретических разделах рассматриваются общие закономерности тематической эволюции в эту эпоху, возникновение и развитие характерных для XVII века сюжетно-тематических комплексов, формирование соответствующих художественных жанров и типов картин. Эти положения находят свою конкретизацию в развернутом анализе очень большого числа художественных произведений, в своей совокупности охватывающих главные творческие явления эпохи.
Основу художественного материала, служащего предметом исследования, составляет творчество наиболее выдающихся представителей главных национальных школ, в том числе Рембрандту, которому посвящена специальная глава. Решительный акцент на их произведениях продиктован тем соображением, что, знаменуя собой вершину эпохи, творения ее величайших мастеров концентрируют внимание на узловых вопросах искусства этого времени. Художественная высота и ярко выраженное индивидуальное многообразие их решений позволяет увидеть рассматриваемый исторический этап во всей сложности и контрастности его облика [11].
Монография А. Калининой «Рембрандт ван Рейн. Его жизнь и художественная деятельность» была издана в 1993 г., и является переработанной версией очерков Павленкова Ф. Ф. носивших название «Жизнь замечательных людей», они были написаны в жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования. Калинина же переработала и добавила значительное количество иллюстративного материала.
2 Жизненный и творческий путь Рембрандта
Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.
В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Исследователям не удалось найти работы Рембрандта, относящиеся к этому периоду, поэтому вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление творческой манеры Рембрандта остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.
В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность [1, с. 31].
Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении оказало огромное влияние на молодого художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях – «Побиении камнями св. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626; «Давид перед Саулом», 1627) [15, с. 24].
Итоговые произведения периода – «Товит и Анна», «Валаам и ослица» – отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера – немца, работавшего в Италии. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта – «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629) [20, с. 204-205].
К этой группе примыкает картина «Художник в своей мастерской» (1628; возможно, это автопортрет), на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним сам автор кажется карликом.
Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы, иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, иногда дело было ровно наоборот. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов. Среди других известных его работ – «Валаамова ослица» (1626 г) [15, с. 25].
В 1629 году художника заметил секретарь принца Оранского Константин Гюйгенс (отец Христиана Гюйгенса) – известный в то время поэт и меценат. В одном из писем того времени Гюйгенс превозносит Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников, а полотно Рембрандта «Иуда, возвращающий тридцать серебреников» он сравнивает с лучшими произведениями Италии и даже античности. Это Гюйгенс помог Рембрандту связаться с богатыми клиентами и заказал ему несколько религиозных полотен для принца Оранского [4, с. 614].
В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу увидевших в нём нового Рубенса. Год спустя Ливенс закрыл лейденскую мастерскую и уехал в Англию, где попал под влияние ван Дейка, потом, до возвращения на родину в 1644 году, работал в Антверпене.
Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха [12, с. 62].
В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета. Изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей; таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
3 Женщины на полотнах Рембрандта
Особое место в творчестве художника занимают женские образы. Девушки на его картинах могли стать кем угодно и прекрасными богинями и коварными предательницами, жертвами или святыми.
Картина «Товит и Анна с ягненком» датирована 1626-1627 годами. Ослепший герой сидит, сложив руки в молитвенном жесте. Его глаза, не видящие свет, обращены к Богу – мужчина боится, что супруга взяла на душу грех, и пытается выпросить прощение у Всевышнего.
Картина Рембрандта демонстрирует томительное ожидание родителей – они уповают на встречу с единственным сыном. Мрачная обстановка жилища освещается солнечным светом из окна, который символизирует надежду отца увидеть наследника живым. Сегодня это полотно находится в Музее Бойманса – ван Бёнингена в Роттердаме [Приложение А].
«Андромеда» написана Рембрандтом во время Золотого века голландской живописи. Сейчас она находится в Маурицхёйсе. Андромеда является первой картиной, изображающей мифологического персонажа в истории живописи Рембрандта. Сюжет взят из истории "Метаморфозы" Овидия [31, с. 512].
В «Метаморфозах» Андромеда является дочерью эфиопского короля и королевы, Кефея и Кассиопеи. Кассиопея очень хвасталась своей красотой и утверждала, что она красивее, чем Юнона, королева богов и нереидов. Оскорбленный утверждениями Кассиопеи, Нептун отправил морского монстра к побережью Эфиопии. Нептуна можно было успокоить только после жертвоприношения Андромеды, прекрасной дочери королей, морскому чудовищу. Андромеда была обнажена на скалах у берега в ожидании морского чудовища. Проходя мимо, Персей заметил красивую девушку и договорился с ее родителями о том, что он спасет ее, если ему разрешат жениться на ней. Король и королева соглашаются, и Андромеда была спасена.
Эта картина изображает классический пример девушки в беде. В данной теме красивая молодая женщина оказывается в опасной ситуации, обычно с участием монстра или в плену. Тогда деву может спасти только герой, за которого она обычно выходит замуж. На этой картине у Андромеды печальное выражение лица. Она полностью скована и не может двигаться. Хотя Персей не появляется в этой картине, в подобных работах мы видим, как Персей изображается в героическом и грациозном свете, демонстрируемом с использованием теплых цветов и героических поз [17, с. 24].
Многие художники, такие как Тициан, изображали эту историю, показывая Андромеду, ее спасителя Персея и морского монстра в одной композиции. Ее красоту, описанную в «Метаморфозах», можно увидеть в некоторых других работах, а также Персея в роли ее спасателя. В этой работе Рембрандт уклоняется от классических условностей, показывая ее не как очаровательную красавицу, а как испуганную девушку. Никаких других фигур нет, но ее встревоженный взгляд создает напряженность повествования. Картина является примером отказа Рембрандта от идеализированной красоты. Поскольку он не верил, что истинная красота существует естественным образом, он писал женщин так, как видел их; естественными и несовершенными.
Последующие обнаженные мифологические картины Рембрандта этого периода «Диана купается со своими нимфами с Актеоном и Каллисто» и «Даная» показывают девушек обнаженными.
Сюжетом картины «Похищение Европы» послужила древнегреческая поэма Мосха «Идиллия» о похищении Европы. Картина «Похищение Европы» была создана в Амстердаме, куда Рембрандт переехал жить и работать в 1631 году. В это время он начинает писать полотна в стиле барокко и вырабатывает собственную манеру рисования, за что его современники сравнивали с Рубенсом. Рембрандт никогда не путешествовал в Италию и не обучался у итальянских мастеров, но находился под влиянием их творчества (к примеру, Тициана) и создал ряд картин на мифологические темы, среди которых и было «Похищение Европы». Картина была написана по заказу известного голландского купца Жака Спекса. После него картина многократно меняла владельцев [25, с. 19] [Приложение В].
Сюжет картины: у царя финикийского города Сидон была красивая дочь по имени Европа. Однажды ей приснился сон, в котором две женщины сражались за право обладать ею, каждая из которых представляла собой континенты – Азию и второй, отделённый от Азии морем. Победу в этом поединке одержал неизвестный девушке континент. В страхе она пробудилась и, чтобы развеяться, пошла с подругами купаться на берег моря. Пение и хороводы девушек увидел Зевс, сын Кроноса, и, выбрав самую красивую из них, задумал её похитить. Обладая магическими способностями и с целью не испугать Европу, он превращается в чудесного на вид быка и подкрадывается к ней. Девушка обратила внимание на животное, у которого была золотая шерсть, во лбу горело пятно, похожее на месяц, и рога были из золота. Будучи уверенной в его безопасности, Европа садится на быка, чтобы прокатиться, но в тот же миг, последний прыгнул в воду и стал отдаляться от берега. В сообщниках у Зевса был Посейдон, который мчался на своей колеснице перед ними и отгонял волны. Когда они доплыли до острова Крит, Зевс взял в жены Европу и она родила ему троих детей – Миноса, Радаманта, Сарпидона.
«Мужчина и женщина в чёрном» – картина Рембрандта, написанная в 1633 году. В 1990 году картина была украдена из бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер и до сих пор её местонахождение не известно.
Авторство картины ставилось под сомнение. В 1987 году учёные, входящие в группу исследовательского проекта «Рембрандт», заявили, что авторство картины не принадлежит самому мастеру, а кому-то из его подмастерий. Однако спустя 28 лет члены исследовательского проекта вновь вернули авторство Рембрандту [28, с. 56].
На картине изображена супружеская пара. Картина, возможно, была подрезана слева; стул, очевидно, является поздней добавкой, призванной уравновесить композицию с подрезанной стороны.
4 Женские образы в музейных коллекциях
Работы Рембрандта рассеяны по многим музеям и картинным галереям мира. Столетие назад наибольшее собрание полотен Рембрандта хранилось в Императорском Эрмитаже.
Однако на протяжении XX в. часть коллекции распродали, что-то из картин передали в Пушкинский музей, по поводу авторства других велись споры.
Художественная коллекция музея насчитывает более 350 тысяч произведений, в том числе работы Дюрера, Андреа Мантеньи, Клода Калло, Рембрандта, Антона Зубова, Карла Брюллова, Ильи Репина, Дмитрия Врубеля, Анны Остроумовой-Лебедевой и Нивинского.
В Пушкинском музее также представлено итальянское искусство XIII—XV веков, в том числе житийная икона XIII века «Мадонна с младенцем на троне» работы художников Неаполя, Пистои, Флоренции и Сиены, а также триптихи. Отдельная экспозиция посвящена европейскому искусству XV—XVI веков. На ней экспонируются работы художников Италии, Нидерландов и Германии. Испанское Возрождение представлено, в частности полотном Педро Эспарагеса «Архангел Михаил, взвешивающий души умерших». Достаточно велика экспозиция картин художников Северной и Центральной Италии этого времени: «Мадонна с младенцем и святыми» Витторе Кривелли, «Мадонна с младенцем» Перуджино, «Крещение Христа» Гвидоччо ди Джованни Коццарелли и другие полотна. Музею принадлежит коллекция майолики XVI века: блюдо с изображением въезда Христа в Иерусалим, венецианские альбареллы, блюдо с гербом города Дерута, тарелка с Нептуном.
В коллекцию также входит фламандское и испанское искусство XVI—XVII веков: картины Питера Брейгеля Младшего, Йоос де Момпера, Лукаса ван Юдена, Рубенса, Якоба Иорданса, Антониса Ван Дейка, Франса Снейдерса, Ян Фейта, Сиберхетса, Рембрандта и других. Итальянское искусство XVII—XVIII веков представлено работами Агостино Карраччи, Гвидо Рени, Доменико Фетти, Иоганна Лисса, Строцци и других.
Считалось, что кисти художника принадлежит более 800 картин, которые числились в коллекциях и каталогах. С 1968 г. по инициативе голландских ученых стартовал научно- исследовательский проект по проверке подлинности полотен «Рембрандт». Согласно результатам, опубликованным в 2014 г. в виде каталога, в мире сохранилось 346 живописных произведений, созданных непосредственно Рембрандтом. На сегодняшний день считается, что из-под его кисти вышло около 350 картин, 100 рисунков и около 300 офортов. Хотя эти цифры до сих пор уточняются исследователями [22, с. 104].
Весь XX в. голландские музеи вели активную работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину. Как итог, сегодня самое большое количество картин Рембрандта представлено в фондах амстердамского Рейксмюсеума («Товит и Анна с ягнёнком», «Портрет молодой женщины», «Портрет Хасье Якобсдохтер ван Клейбюрх», «Два мёртвых павлина и девушка», «Портрет Бартье Мартенс», «Портрет Марии Трип», «Еврейская невеста»). Современный вид этот музей приобрел в1885 г., а до этого действовал со времен Французской революции. Он является одним из крупнейших художественных музеев в Нидерландах и хранит работы нидерландских живописцев XV-XIX веков. Рейксмузеум хранит самую большую в мире коллекцию работ Рембрандта, но она никогда не была представлена для посетителей целиком. Например, гравюры, которых художник создал более 1300, как правило, вообще не выставлялись — напечатанные на бумаге в XVII веке, сегодня они считаются слишком хрупкими для экспонирования и перемещения.
Основу художественной коллекции Рейксмузеума составляют многочисленные работы голландских мастеров XV—XIX веков, в частности, представлены известные мастера «Золотого» XVII века, в первую очередь, Рембрандт, Ян Вермеер и Франс Халс, а также Питер де Хох, Ян Стен, Якоб ван Рёйсдал, Бартоломеус ван дер Хелст, Ян ван Скорел и другие.
В художественную коллекцию кроме картин входят скульптуры и декоративное искусство, искусство стран Азии, а также историческая коллекция (археологические артефакты, картины, скульптуры, одежда) и собрание рисунков, гравюр и фотографий.
В 2019 году в музее представлена экспозиция работ Рембрандта под названием All Rembrandts.
Наверное, самым популярным среди горожан музеем Рембрандта в Амстердаме является его дом-музей, созданный в 1911 г. именно в том помещении, где с 1639 по 1656 годы проживал художник. Особенность музея в том, что он хранить самую полную коллекцию гравюр автора («Блинщица», «Иосиф и жена Потифара») и всего лишь 4 картины Рембрандта. В музее есть мастерская, где посетители могут освоить азы граверного дела.
В музее восстановлена историческая обстановка времени Рембрандта: кухня, жилые комнаты и мастерская художника. Источником для экспозиции музея стала опись, составленная нотариусом при продаже всего имущества художника с аукциона. В интерьере дома-музея представлены, в основном, картины современников Рембрандта, его учеников, и его учителя Питера Ластмана. Подлинных картин Рембрандта в экспозиции четыре (экспертно доказана подлинность автора).
В 1914 году Ян Вет дополнил коллекцию ещё 19 гравюрами, включая известные картины вроде «Смерть, явившаяся супружеской чете» и «Большая охота на льва».
Ныне экспозиция музея представляет собой наиболее полное собрание графических работ Рембрандта. Здесь находятся 260 из 290 офортов художника. Кроме того, в музее можно ознакомиться с техникой изготовления офорта.
Заключение
Величайший представитель эпохи барокко, голландский художник Рембрандт Харменсун ван Рейн считается величайшим мастером передачи игры света и тени и мастером психологического портрета. Художник, который умер в нищете и часто писал портреты бедных, простых людей в последние годы своей жизни, спустя столетия после смерти, считается одним из величайших мастеров изящных искусств, а его картины поистине бесценны.
Рембрандт родился 15 июля 1606 года. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству. В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана. В 1627 году Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую. За несколько лет он приобрел широкую известность благодаря картинам «Товит и Анна», «Валаам и ослица», «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и др. Знаменитый «Ночной дозор» повторяет события голландской революции в творчестве Рембрандта. С «Ночного дозора» начался конфликт между Рембрандтом и «обществом» - с буржуазным обществом. В 1634 году состоялся брак с Саскией ван Эйленбюрх, портреты которой стали наиболее значительными у художника («Саския в образе Флоры»). После смерти супруги у художника начинается период невзгод, в результате чего на полотнах Рембрандта преобладают темные тона. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
Ранний, или лейденский период творчества художника ознаменован поисками себя и своего собственного стиля в творчестве художника. Но уже здесь начинают вырабатываться его основные техники, особенности его стиля, которые впоследствии начнут узнаваться публикой и критиками как истинно Рембрандтовские. Сюжеты, которые преобладают на данном этапе – мифологические, мифические, преисполненные какого-то волшебства и мистики. Период творческой зрелости приходится уже на время проживания в Амстердаме. Наиболее характерной чертой этого этапа творчества может считаться группа картин, которая изображает эпизоды из семейной жизни. Она включает несколько композиций на сюжет «Святого семейства», а также произведения на сюжеты произведения на сюжеты из жизни Товия. В такого рода картинах, в отличие от ряда картин раннего периода творчества Рембрандта, нет ни чудес, ни потрясений – они отражают события повседневной жизни; интимная трактовка темы сочетается в них с замечательной по своей правдивости передачей окружения человека, его жизнь, дома. Герои произведений Рембрандта 1640-х годов – обычные простые люди, в полном смысле слова люди из народов. Что примечательно, по замечанию многих исследователей искусствоведов, ни один мастер до Рембрандта на показывал их так глубоко. Начиная с 1650 г., исследователи выделяют в творчестве художника поздний период. Последние шестнадцать лет жизни художника были для него самыми трагическими. Уменьшение количества заказов, увеличение невыплаченных долгов привело к ухудшению финансового положения художника и закончилось банкротством: в 1656г. В поздний период творчества им созданы картины, которые прекрасно иллюстрируют его творческую позицию, новаторство и отличительные черты.
1. Верхарн, Э. Рембрандт. Его жизнь и художественная деятельность / Э. Верхарн; пер. с фр. Е.Н.К. – СПб.: Акционерное общество типографского дела, 1913. – 67 с.
2. Невежина, В. М. Рембрандт. Жизнь и творчество / В. М. Невежина; послесл. И. Е. Верцмана. – Л.: Изогиз, тип. им. И. Федорова, 1935. – 142 с.
3. Верцман, И. Рембрандт / И. Верцман. – М.: Искусство, 1936. – 59 с.
4. Всеобщая история искусства: в 6 т. / под редакцией Ю. Д. Колпинского, Е. И. Ротенберга. – М.: Искусство, 1956-1966. – Т. 4 : Искусство 17-18 веков. – 1963. – 1101 с.
5. Доброклонский, М. В. Рембрандт, Харменс ван Рейн / М. В. Доброклонский // Большая советская энциклопедия / гл. ред. С. И. Вавилов. – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1965. – 1112 с.
6. Флекель, М. И. Великие мастера рисунка – Рембрандт, Гойя, Домье /ред. Ю.А. Молок. – М.: Искусство, 1974. – 266 с.
7. Егорова, К. С. Портрет в творчестве Рембрандта / К. С. Егорова. – М.: Искусство, 1975. – 230 с.
8. Андронов, С. А. Рембрандт: о социальной сущности творчества художника // С. А. Андронов. – М.: Знание, 1981. – 112 с.
9. Платонова, Н. Энциклопедический словарь юного художника /Н. Платонова, В. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – 416 с.
10. Кузнецов, Ю. Голландская живопись XVII – XVIII веков в Эрмитаже / Ю. Кузнецов. – Ленинград: Искусство. –1988. – 240 с.
11. Ротенберг, Е. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы / Е. Ротенберг. – М., 1989. – 286 с.
12. Калинина, А. Рембрандт ван Рейн. Его жизнь и художественная деятельность / А. Калинина. – М.: Республика, 1993. – 154 с.
13. Шмитт, Г. Рембрандт / Г. Шмитт; пер. с Англ. П. Мелковой. – М.: Терра, 1996. – 832 с.
14. Фромантен, Э. Старые мастера: [Пер. с фр. / Э . Фромантен, Вступ. ст.и коммент. В. С. Турчина]. – М.: Изобразит. искусство, 1996. – 280 с.
15. Рембрандт: Альбом / Текст М. Тадзартес. – М.: Белый город, 1997. – 63 с.
16. Верхарн, Э. Творческий путь Рембрандта / Э. Верхарн // Искусство / под ред. Т. Я. Вазинской. – Минск. : Лимариус, 1997. – С. 310-320.
17. Садков, В. А. Голландский рисунок XVII века: Эволюция и проблемы атрибуции: автореф. дисс. докт. искусствоведения. – М.: 1997. – 56 с.
18. Маннеринг, Д. Рембрандт / Д. Маннеринг; пер. с англ. С. Леднева. – М.: Лабиринт-К, 1998. – 79 с.
19. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт: биограф. Очерки / Вступ. Ст. Л. А. Аннинского. – СПб.: Редактор, 1998. – 380 с.
20. Декарг, П. Рембрандт. Не понятый временем / П. Декарг. Пер. с французского В. Е. Колодочкиной – М.: Молодая гвардия, 2000. – 293 с.
21. Вёрман, К. История искусства всех времен и народов. В 3 т. / К. Вёрман. – М. : Астрель, АСТ, 2001. – Т. 3: Искусство XVI – XIX столетия. – 2001. – 944 с.
22. Даниэль, С. М. Рембрандт: [альбом] / С.М. Даниэль – СПБ: Аврора, 2002. – 158 с.
23. Рембрандт: время и окружение: Голландия XVII века в зеркале офорта: кат. выст. грав. из част. собр. – М.: Макцентр, 2002. – 96 с.
24. Бонафу, П. Рембрандт / П. Бонафу: пер. с фр. А. В. Голубковой. – М. : Астрель, 2004. – 176с.
25. Бодрова, В. Н. Античные образы в голландской живописи XVII века: автореф. дисс. . канд. Искусствоведения. – М, 2005. – 44 с.
26. Медкова, Е. Особенности художественного языка / Е. Медкова // Искусство. – 2005. – №18. – С. 6.
27. Рикетс, М. Рембрандт / М. Рикетс; пер. с англ. А. В. Верди. – М.: Айрисс-пресс, 2006. – 128 с.
28. Западно-европейская жанровая живопись: [альбом] / [текст и сост. Е. Г. Мещериной]. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. – 197 с.
29. Каптерева, Т. Рембрандт Харменс ван Рейн / Т. Каптерева // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. В 4 т. – М.: Белый город, 2006. – Т. 3. – С. 35-41.
30. Дмитриевская, Л. Н. Книга в творчестве Рембрандта / Л. Н. Дмитриевская // От свитка до интернета: библиотека, образование, чтение. Научно-методический альманах. – М., 2010. – №1. – С. 200–210.
31. Григорьев, Р. Гравюры Рембрандта из коллекции Д. А. Ровинского в собрании Эрмитажа / Р. Григорьев. – СПб. : Изд-во Эрмитажа, 2012. – 760 с.
32. Анисимова, З. Лейденские художники / З. Анисимова // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – №5. – С. 62-63.
33. Поташова, К.А. Эстетика света и поэтика контрастов в художественных системах Рембрандта и Лермонтова / К.А. Поташова // Литературоведческий журнал. – 2014. – №12. – С. 107-116.
34. Райгородский, Л.Д. Рисунки говорят / Л.Д. Райгородский // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2014. – №2. – С. 111-119.
35. Истомина, Н. А. Рембрандт / Н. А. Истомина // Большая российская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов. – М. : Большая российская энциклопедия, 2004 – 2017. – Т. 28: Пустырник – Румчерод. – 2015. – С. 381-382.
36. Казаков, Е.Ф. Душа человека XVII-XVIII веков (на материале европейского искусства) / Е.Ф. Казаков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – №35. – С. 34-39.
37. Извеков, А.И. «Зеркало» экзистенциального переворота: Декарт и Рембрандт / А.И. Извеков // Манускрипт. – 2017. – №4. – С. 84-87.
38. Сурат, И.З. Автопортрет, кувшин и мученик Рембрандт / И.З. Сурат // Новый мир. – 2017. – № 10. – С. 202-212.
39. Бородина, С. Между Хальсом и Рембрандтом: портретный жанр в голландско-фламандском искусстве XVII века / С. Бородина // Вестник Международного института антиквариата. – 2018. – №2. – С. 62-74.
40. Марков, А.В. Эрмитажное собрание Рембрандта как трансмедийный ресурс русской культуры / А.В. Марков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – №4. – С. 71-78.
41. Васильева, Ж. Как добраться до Рембрандта [Электронный ресурс] / Ж. Васильева. – Российская газета – Федеральный выпуск. – № 145. – Режим доступа: https://rg.ru/2019/07/04/ekspert-rasskazala-pochemu-tvorchestvo-rembrandta-ostaetsia-sovremennym.html.
42. Рембрандт Харменс ван Рейн [Электронный ресурс] // Сайт сообщества художников «Артхив». – Режим доступа: https://artchive.ru/rembrandt.
43. Григорьев, Р. Гравюры Рембрандта из коллекции Д. А. Ровинского в собрании Эрмитажа / Р. Григорьев. – СПб. : Изд-во Эрмитажа, 2012. – 760 с.
44. Макарова, Н.И. «Честь и достоинство» матери в голландском искусстве конца XVII – начала XVIII вв. / Н.И. Макарова // Идеи и идеалы. – 2020. – №1. – С. 248-256.
45. Wencelius, L. Calvin et Rembrandt: Étude comparative de la philosophie de l'art de Rembrandt et de l'esthétique de Calvin / L. Wencelius. – Paris: Les belles-lettres, 1937. – 239 p.
46. Benesch, O. Rembrandt: Étude biographique et critique / O. Benesch. – Genève: Skira, 1957. – 156 p.
47. Slatkes, L. Rembrandt and Persia / L. Slatkes. – New York: Abaris books, 1983. – 177 p.
48. Williams, J. Rembrandts' women. Publication on the occasion of the Exhibition / J. Williams. – Edinburgh: National gallery of Scotland, 2001. – 272 p.
49. Schapelhouman, M. Rembrandt and the art of drawing / M. Schapelhouman. – Amsterdam: Waanders Rijksmuseum, 2006. – 111 p.
50. Bikker, J. Late Rembrandt. Published on the occasion of the Exhibition «Rembrandt: the late works» (The National gallery, London) / J. Bikker, G. Weber, M. Wieseman, E. Hinterding. – London: National gallery, 2014. – 326 p.
51. What's on [Electronic resource] // Rijksmuseum. – Аccess mode: https://www.rijksmuseum.nl/en/whats-on.
52. The collection [Electronic resource] // Mauritshuis. – Аccess mode: https://www.mauritshuis.nl/en/explore/the-collection/.
53. Museum and library collections [Electronic resource] // J. Paul Getty Museum. – Аccess mode: https://www.getty.edu/resources/.
54. Discover our wide range of online services [Electronic resource] // Kunsthistorisches Museum. – Аccess mode: https://www.khm.at/en/explore/digital-museum/.
55. Events [Electronic resource] // Musée Jacquemart-André. – Аccess mode: https://www.musee-jacquemart-andre.com/en/events.
56. Art of Europe [Electronic resource] // The Museum of Fine Arts. – Аccess mode: https://www.mfa.org/collections/europe.
57. Alte pinakothek on google arts & culture ‘o [Electronic resource] // Alte Pinakothek. – Аccess mode: https://www.pinakothek.de/en.
58. Тайны Ночного дозора [Электронный ресурс] // Видеохостинг «YouTube». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=A5xeOHC3TY4.
59. Товит и Анна с козленком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artist-gallery.ru/art/67696-tobit-en-anna-met-het-bokje-rembrandt-harmens-van-reyn.html.
60. Пророчица Анна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gallerix.ru/album/Rembrandt/pic/glrx-1294689134.
61. Андромеда прикованная к скале [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://2yxa.ru/kult/13/yqwjpq.wml.
62. Похищение Прозерпины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.staratel.com/pictures/rembrant/pic98.htm.
63. Похищение Европы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cretanbeaches.com/ru/история/мифология/похищение-европы-зевсом.
64. Смеющаяся Саския [Электронный ресурс]. // Wikimedia Commons. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rembrandt_-_Portrait_of_the_Young_Saskia_-_WGA19172.jpg.
65. Флора (Саския) [Электронный ресурс]. // Wikimedia Commons. Режим доступа: http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1196&mode=search\\.
66. Даная [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.beesona.ru/museums/rembrandt/1757/.
67. Портрет Саскии ван Эйленбюрх [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artist-gallery.ru/art/68626-rijn-van-rembrandt-saskia-uylenburgh-sun-2-reyn-rembrandt-van.html.
68. Сусанна и старцы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_25.html.
69. Саския с ребенком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.artsdot.com/ADC/Art.nsf/Buy?Open&RA=8EWQZD.
70. Святое семейство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arthistory.ru/rembrant4.htm.
71. Купающаяся женщина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2016/12/11/2052.
72. Вирсавия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://artrue.ru/style/barocco/rembrandt/kartina-virsaviya.html.
73. Флора (Хендрикье) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.artsdot.com/ADC/Art.nsf/Buy?Open&RA=8EWQUX.
74. Лукреция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rembrandtonline.org/Lucrece-Washington-Ng-1664.html.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Товит и Анна с ягненком (1626-1627).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Андромеда прикованная к скале» (1630).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Похищение Европы» (1632).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Флора (Саския)» (1634).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сусанна (1636).
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Даная (1636-1647).
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Святое семейство (1645).
ПРИЛОЖЕНИЕ З Вирсавия в купальне (1654).
ПРИЛОЖЕНИЕ И Лукреция (1666).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты