Внутригосударсвенные механизмы защиты прав человека
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Внутригосударсвенные механизмы защиты прав человека»
по дисциплине: «Юриспруденция»
2020
84.00 BYN
Внутригосударсвенные механизмы защиты прав человека
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Юриспруденция
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
В работе имеется только 2 глава.
Поделиться
2 Внутригосударственный порядок защиты прав человека в Республике Беларусь
2.1 Судебный порядок защиты прав человека в Республике Беларусь
2.2 Административный порядок защиты прав человека в Республике Беларусь
Список использованных источников
2 Внутригосударственный порядок защиты прав человека в Республике Беларусь
2.1 Судебный порядок защиты прав человека в Республике Беларусь
Наиболее эффективной с точки зрения обеспечения прав является государственная форма защиты прав и свобод человека. Конституция обязывает государство защищать права человека. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (ст. 2).
Обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (ст. 21) [1].
Государство обязано принимать все имеющиеся в его распоряжении меры для установления внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод, закрепленных в Конституции. Государственные органы, должностные лица и иные лица, на которых возложены функции государства, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры по осуществлению и защите прав и свобод граждан. Эти учреждения и лица несут ответственность за нарушения прав и свобод граждан (статья 59). С точки зрения обеспечения прав человека особенно важно разработать правовые гарантии, обеспечивающие эффективную реализацию конституционных норм об ответственности государственных учреждений и должностных лиц за позитивные действия в отношении нарушений прав человека и бездействия, приводящие к таким нарушениям.
Формы государственной защиты делятся на судебную и внесудебную. Вполне обоснованно, что судебная защита упоминается в литературе как первичная, первичная и наиболее эффективная форма, поскольку конституционное законодательство предъявляет к ней особые требования и предусматривает обеспечение равенства, независимости и беспристрастности перед судами и компетентности судей.
Право на обращение в суд отражено в основополагающих международных договорах по правам человека. Судебная защита прав человека является основным элементом национальных правозащитных механизмов. Согласно Конституции, каждый человек равен перед законом и имеет право без какой-либо дискриминации на равную защиту прав и законных интересов компетентным, независимым и беспристрастным судом. Важное место в работе системы правосудия занимает обеспечение того, чтобы правосудие осуществлялось для широких слоев населения.
Были улучшены требования Высокого суда к качеству процессуальных документов, препятствующих доступу к правосудию, таких как отказ в возбуждении дела и отказ от рассмотрения жалоб (заявлений), отложение и приостановление судебного разбирательства. Положительные результаты этих мер показывают, что граждане все быстрее получают судебную защиту, и около 96% заявителей получают удовлетворительные иски [2, с. 7].
Форма судопроизводства предусматривает несколько средств правовой защиты в зависимости от вида судопроизводства (конституционного, гражданского, уголовного, административного), характера правоотношения и состава субъектов. Например, право оспаривать в гражданском судопроизводстве исковые требования, жалобы, разногласия или действия (бездействие) адвоката заявителя с государственным органом, организацией или должностным лицом, по заявлению-определить правовой статус в суде невозможно.
Это требование является основным средством судебной защиты прав и представляет собой обращение в суды с целью обеспечения защиты нарушенных или оспариваемых субъективных прав путем разрешения споров по поводу рассматриваемых прав. В исковом заявлении должно быть указано точное наименование иска истца, если иск является имущественным, то цена иска; факты иска истца, подлежащие доказыванию; доказательства, обосновывающие каждый из указанных фактов; иные данные, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления (в соответствии с досудебным порядком урегулирования дела и др.).
Кроме того, можно включить ходатайство об обеспечительных мерах, то есть о шагах, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, о разбирательстве дела в отсутствие истца, о немедленном исполнении решения и так далее. По общему правилу гражданские дела первой инстанции рассматриваются в течение двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Вместе с исковой формой гражданско-процессуальное законодательство предусматривает возможность защиты прав в неисковом производстве.
Поэтому жалобы используются как средство защиты в целях защиты прав, нарушенных действиями (бездействием)государственных учреждений, организаций или должностных лиц в рамках административно-правовых отношений. Основанием для жалобы могут быть юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о том, что поведение этих лиц является незаконным или необоснованным. Жалоба может содержать описание определенных средств защиты прав заявителя-отмену или изменение действия государственного учреждения, организации или должностного лица либо определение его обязанности по выполнению действия.
2.2 Административный порядок защиты прав человека в Республике Беларусь
Проблема защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц не теряет своей актуальности, несмотря на большое количество теоретических работ, выполненных за прошедшие десятилетия. Следует разделять две формы защиты прав и охраняемых законом интересов: судебную и внесудебную. Внесудебная форма защиты прав может использоваться как альтернатива по отношению к судебной. К такой форме можно отнести нотариальную защиту, медиацию, рассмотрение споров третейскими судами. Более подробно рассмотрим нотариальную защиту. Нотариус обеспечивает защиту прав и интересов граждан и организаций в пределах своей компетенции.
К нотариальной форме прибегают, когда права очевидны и вытекают из соответствующих документов. Нотариус просто удостоверяет факт, и это может быть в виде выдачи исполнительной надписи, удостоверения документов и др. Потребность в развитии таких форм можно объяснить следующими положениями: во-первых, в общественном сознании пока не сложилось мнение об эффективности и быстроте рассмотрения спорных вопросов судом; во-вторых, уровень общей правовой культуры граждан недостаточен для использования судебных средств защиты, и, в-третьих, это относится к тому, что обеспечение и охрана прав и законных интересов является одной из функций исполнительных органов.
Здесь говорится о возможности компетентного органа рассмотреть обращение, устранить нарушения и преграды на пути осуществления личностью своего права. Несмотря на колоссальные успехи в развитии различных форм и способов защиты гражданских прав, формирование механизма защиты прав и законных интересов, учеными и практиками обращается внимание на целый ряд нерешенных проблем в этом направлении [1, с. 105]. Так, М.В. Кудрина указывает на то, что если законодательную базу, провозглашающую широкие гражданские права и их защиту, можно создать сравнительно быстро, то все элементы механизма защиты гражданских прав могут быть сформированы лишь за довольно продолжительный срок кропотливой работы (научной, законотворческой, просветительской, правоприменительной, организационной) [7, с. 11].
Ж. В. Захарова говорит о том, что реализация и эффективность норм о правах и свободах в государстве и обществе зависит от наличия многих условий и факторов. К их числу относятся: уровень правовых принципов и институтов демократии в системе государственной власти, состояние экономики, способ распределения жизненных благ, культурный потенциал общества. Влияние этих и других факторов и сил на реализацию норм о правах и свободах является предпосылкой их осуществления [8, с. 23].
Как замечает Н. М. Игнатович, важной особенностью способов защиты субъективных прав является их реальность. Эта особенность отражает наличие подлинной возможности реализации способов защиты, обеспеченной различными, в том числе и юридическими, гарантиями [9, с. 14].
Согласно ст. 2 Конституции Республики Беларусь защита прав и свобод человека и гражданина признана обязанностью государства [1]. Во исполнение указанной обязанности государство создает различные правовые механизмы, посредством которых обеспечивается беспрепятственная реализация этих прав и свобод. Внесудебные формы защиты весьма перспективны и динамичны, и, в отличие от судебной формы, они более мобильны, решения выносятся быстрее и не требуется соблюдение жестких процедур [10, с. 22].
Особенностью процедур, применяемых в рамках внесудебной защиты прав человека, является то, что личности предоставляется возможность самостоятельного их выбора для защиты своего права (главное, чтобы это было в рамках закона).
В целом, оценивая нормативно-правовые акты Республики Беларусь по внесудебной защите прав и законных интересов человека, следует отметить, что они соответствуют международным стандартам, но имеют ряд недостатков: некоторые положения законодательства носят декларативный характер и отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий внесудебную защиту прав и законных интересов граждан, что не может не сказаться на нормальном функционировании внесудебной защиты. Оценка правовых факторов, влияющих на функционирование системы внесудебной защиты прав человека, приводит нас к выводу о необходимости усиления законодательных положений о внесудебной защите.
Серьезной проблемой эффективного функционирования системы внесудебной защиты является отсутствие индивидуального правосознания.
Правовой нигилизм является одной из наиболее серьезных проблем в психосоциальных условиях развития системы внесудебной защиты. Есть много способов решить эту проблему, в том числе усилиями государства и самих граждан. Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование правового регулирования внесудебной защиты прав напрямую зависит от эффекта от реализации законодательства, регулирующего процесс защиты. Кроме того, в качестве нововведения можно предусмотреть расширение границ нотариальной власти в связи с приданием ей Единого государственного значения. Поэтому деятельность нотариусов как правозащитных институтов напрямую влияет на развитие практически всех сфер нашего общества. В то же время по ряду ключевых параметров приоритет в плане его исследования может быть отдан сектору экономики. Ведь именно в экономических отношениях реализуются многие основные права и свободы человека и гражданина (прежде всего права собственности).
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - 10-е изд., стер. - Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2019. - 62 с.
2 Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан / С.В. Калашников // Государство и право. – 2002. – № 10. – С. 17.
3 Уваров А.А. Конституционно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека / А.А. Уваров // Известия Оренбургского госуд. аграрного ун-та. – Выпуск № 28-1. – Том 4. – 2010.
4 Акименко, К. В. Конституционно–правовые основы защиты прав и свобод человека / К. В. Акименко ; под ред. Д. М. Демичева. – Минск : Право и экономика, 2006. – 146 с.
5 Боголейко, А. М. Конституционно–правовая ответственность в Республике Беларусь и зарубежных странах : [учебное пособие для учреждений высшего образования по специальности "Правоведение"] / А. М. Боголейко, Г. А. Василевич. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 287 с.
6 Белякович, Н. Н. Права и свободы человека : практическое пособие / Н. Н. Белякович. – Минск : Молодежное научное общество, 2001. – 173 с.
7 Шахбазян, А. А. Защита гражданских прав в нотариальном производстве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / А. А. Шахбазян ; Ставроп. гос. ун-т. - М., 2011. - 29 с.
8 Захарова, Ж. В. Из истории становления и развития института нотариата Беларуси / Ж. В. Захарова // Юстиция Беларуси. - 2019. - № 1. - С. 11-13 ; № 2. - С. 22-23.
9 Игнатович, Н. М. Внесудебные способы защиты субъективных гражданских прав / Н. М. Игнатович // Науч.-исслед. публикации. - 2014. - № 6. - С. 11-16.
10 Кудрина, М. В. Внесудебные формы защиты прав человека / М. В. Кудрина // Вестн. Рос. правовой акад. - 2008. - № 2. - С. 43-45.
11 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 января 1999 г., № 238-З : принят Палатой представителей 10 декабря 226 1998 г. : одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.11.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
12 Внесудебная защита прав физических и юридических лиц: современное состояние и перспективы развития нотариата : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 8-9 июня 2017 / Белорус. нотариал. палата ; сост.: Н. В. Борисенко [и др.]. - Минск : Альтиора Форте, 2018. - 123 с.
13 Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : [учебник для вузов по специальностям "Международное право", "Правоведение", "Экономическое право", "Политология"] / Г. А. Василевич. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
В работе имеется только 2 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты