Проблемы психолого-педагогического взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности слушателей программ повышения квалификации
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Проблемы психолого-педагогического взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности слушателей программ повышения квалификации»
по дисциплине: «Педагогика и психология высшей школы»
2020
84.00 BYN
Проблемы психолого-педагогического взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности слушателей программ повышения квалификации
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика и психология высшей школы
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Глава 1 Теоретический анализ проблем психолого-педагогического взаимодействия
1.1 Специфика психолого-педагогического взаимодействия участников программ повышения квалификации
1.2 Проблемы психолого–педагогического взаимодействия, педагогического общения участников программ повышения квалификации
1.3 Рефлексия в учебной деятельности слушателей программ повышения квалификации
Выводы по первой главе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.3 Рефлексия в учебной деятельности слушателей программ повышения квалификации
Выводы по первой главе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глава 1 Теоретический анализ проблем психолого-педагогического взаимодействия
1.1 Специфика психолого-педагогического взаимодействия участников программ повышения квалификации
В период современного социально–экономического развития нашей страны, формирования инновационной системы, обеспечивающей построение экономики, основанной на знаниях, непрерывное образование становится одним из ключевых факторов развития как для отдельного человека, так и для общества в целом [58, с. 32]. Актуальное значение приобретает подготовка высококвалифицированных кадров. Они должны быть не просто компетентными, а способными к эффективной работе на уровне быстроменяющихся и постоянно возрастающих требований современной действительности, готовыми к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.
Активно расширяется система дополнительного образования, включая переподготовку и повышение квалификации. Сегодня практически во всех отраслях, во всех компаниях, особая роль отводится постоянному обновлению знаний, умений и навыков сотрудников. В этом отношении вопрос об образовании взрослых приобретает особое значение. Необходимо изучать личность взрослого человека, его психологические характеристики, способность к обучению. Чтобы ответить на эти вопросы, психология образования взрослых приходит на помощь в изучении особенностей обучения взрослых.
Организация учебного процесса может отличаться в зависимости от позиции учащегося, характера его отношений с учителем и соотношения учебной деятельности с другими видами деятельности учащегося.
1.2 Проблемы психолого–педагогического взаимодействия, педагогического общения участников программ повышения квалификации
Взаимодействие – это систематическое и непрерывное осуществление действий для получения соответствующих ответов от других. Сущность взаимодействия проявляется в прямом или косвенном воздействии индивидуумов друг на друга, порождая их зависимость и связь друг с другом. Во взаимодействии реализуется отношение одного человека к другому как субъекта, имеющего свой собственный мир и сознание. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это также взаимодействие его внутреннего мира: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, оценка другого человека, его эмоционального состояния. Взаимодействие имеет свою специфическую структуру, оно проявляется по–разному и на разных уровнях, оно может быть разного типа и типов.
Одним из важнейших компонентов педагогического процесса в институте повышения квалификации и переподготовки кадров является налаживание эффективного взаимодействия между преподавателями и слушателями. В зависимости от того, как организовано взаимодействие, можно говорить об успешности проводимых педагогических мероприятий.
Рассмотрим некоторые из стилей лидерства преподавателей института повышения квалификации и переподготовки кадров [31; 32]:
- автократический, когда преподаватель осуществляет исключительное управление группой слушателей, не позволяя им выражать свои критические взгляды и замечания, преподаватель постоянно предъявляет требования к слушателям и осуществляет строгий контроль за их выполнением;
- авторитарный стиль руководства позволяет учащимся участвовать в обсуждении вопросов академической или коллективной жизни, но окончательное решение принимается преподавателем соответствии с их отношением...
1.3 Рефлексия в учебной деятельности слушателей программ повышения квалификации
На современном этапе развития профессионального образования освоение рефлексивной составляющей рассматривается как один из важнейших факторов, определяющих успешность подготовки слушателей в системе дальнейшего профессионального образования. Отражение – это сложная и многомерная концепция, которая подвергается различным интерпретациям в различных научных областях знаний. В философии это понимается как сущность человеческого сознания. В психологии рефлексия интерпретируется как компонент теоретического мышления, как осознание путей или основ и трудностей рефлексии. В педагогике рефлексия рассматривается как важнейший фактор, обеспечивающий развитие и самоопределение личности учителя в процессе его профессионального развития и подготовки.
Рассмотрим более подробно сущность понятия «рефлексия» с точки зрения различных наук. Отражение является неотъемлемой частью человеческой деятельности. Предпосылки для рефлексии устанавливаются природой в каждом человеке в виде физиологического механизма обратной связи – рефлексов. В процессе осуществления деятельности человек постоянно ставит важные для него проблемы, и решению этих проблем помогает понимание опыта, связанного с отношением к жизни, свободе, другим людям и самому себе. Во многих исследованиях рефлексия отождествляется с процессами самосознания, самопознания, самопонимания и понимания.
С точки зрения философии, рефлексия – сущность человеческого сознания. Эта идея получила развитие в трудах философов Древнего Рима и христианских мыслителей, а затем в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
Выводы по первой главе
Преподаватель, работающий в системе дополнительного профессионального образования, должен основываться на базовых андрагогических принципах и учитывать такие характеристики взрослых учащихся, как: сознательное отношение к процессу обучения; потребность в независимости, чувство осознания необходимости обучения, которое обеспечивает мотивацию; практическая ориентация на обучение, желание применять приобретенные знания, навыки и способности; жизненный опыт – важный источник обучения. Прежде всего, обучение взрослых должно учитывать различные индивидуальные стили обучения.
Следует отметить, что вопрос о психологии обучения взрослых остается актуальным. Характеристики современного взрослого, развитие его умственных функций, когнитивное обучение и мотивация лежат в основе образования взрослых. Сфера социального взаимодействия охватывает широкий спектр разнообразных межличностных контактов. В ходе ее реализации осуществляются определенные совместные действия, которые порождают новые контакты и взаимодействие и т.д. Почти все человеческое поведение является результатом социальных взаимодействий в настоящем или прошлом. В то же время, передача и прием информации людьми, их взаимное восприятие, понимание и оценка, а также их взаимодействие образуют непрерывную единицу, которая представляет собой то, что можно назвать межличностным общением.
1. Андреева Г.М., Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5–е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 363 c.
2. Анкуда, С. Н. Интеграция содержания профессионального образования: методологические основы, теория и практика реализации: монография / С. Н. Анкуда; Минский государственный высший радиотехнический колледж. – Минск: МГВРК, 2014. – 161 с.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – Л., 1992.
4. Бодалев А. А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с.
5. Большой психологический словарь. / Б. Г Мещеряков., В. П. Зинченко. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм Еврознак, 2006. – 672 с.
6. Братусь, Б.С. Аномалии личности. / Б.С. Братусь– М.: Мысль, 1988.
7. Бринкмэн, Р. Общаться с людьми, которых вы терпеть не можете. Как? / Р. Бринкмэн, Р. Киршнер. – М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2013. – 320 c.
8. Бровка, Г. М. Управление образовательными системами: курс лекций / Г. М. Бровка; Белорусский национальный технический университет. – Минск: БНТУ, 2004. – 274 с.
9. Бурова, С. Н. Гендерные стереотипы в университетской среде Минска / С. Н. Бурова. – Минск: Юнипак, 2015. – 28 с.
10. Винокур, В. А. Уловки в споре / В.А. Винокур. – М.: Студия АРДИС, 2017. – 670 c.
11. Вишневский, М. И. Актуальные проблемы современной философии образования: [Курс лекций для институтов повышения квалификации] / М. И. Вишневский; Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова. – Могилев: МГУ им. А. А.Кулешова, 2003. – 161 с.
12. Восприятие и общение / Taju Ja Suhtlemine. – М.: Тартуский государственный университет, 2016. – 679 c.
13. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. – М.: Магистр, 1995. – 111 с.
14. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ. –метод. пособие по курсу «Психология человека». / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
15. Гаранина, Ж.Г., Романов, К.М. Практикум по общей психологии /К.М. Романов– М., Воронеж. МОДЭК, 2002. – 320 с.
16. Геворкян, Е. Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации: монография / Е. Н. Геворкян. – Москва: Маркет ДС Корпорейшн, 2005. – 358 с. – (Академическая серия).
17. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании: [учебное пособие для вузов] / М. А. Гончаров. – Москва: КноРус, 2006. – 476 с.
18. Григорьева, Е. А. Андрагогическое позиционирование профессионального развития педагога [Электронный ресурс] / Е. А. Григорьева. – Режим доступа: http://www.pippkro.ru
19. Громкова, М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов / М. Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 495 с.
20. Грэй, Джон Мужчины с Марса, женщины с Венеры... работают вместе! / Джон Грэй, Барбара Эннис. – М.: АСТ, Neoclassic, 2013. – 320 c.
21. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
22. Дергачева, Е. А. Конкурентоспособность образовательных услуг в вузе: опыт осмысления в условиях глобализации / Е. А. Дергачева, Н. Н. Чернецова; Брянский государственный технический университет. – Брянск: Издательство БГТУ, 2008. – 78 с.
23. Джига, Н. Д. Акме–психология созидания продуктивного субъекта образования: монография / Н. Д. Джига, под науч. ред. Н. П. Фетискин; Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2015. – 431 с.
24. Добреньков, В. И. Общество и образование / В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев. – Москва: ИНФРА–М, 2003. – 380 с.
25. Жук, О. Л. Направления модернизации высшего образования и требования к педагогическим компетенциям преподавателей в контексте Болонского процесса / О. Л. Жук // Вышэйшая школа. – 2015. – N 5. – С. 18–22.
26. Жуков, Д. А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей. В 2 т. / Д.А. Жуков. – М., 2014.
27. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально–психологическое пространство личности. – М.: Изд–во «Институт психологии РАН», 2012. – 496 с.
28. Журавлев А. Л., Позняков В. П. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. – М.: Изд–во «Институт психологии РАН», 2012. – 480 с.
29. Зимбардо, Ф. Социальное влияние /Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб., 2000.
30. Ильин, Е. Психология общения и межличностных отношений / Е. Ильин. – М.: Питер, 2015. – 410 c.
31. Классическая социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / [И. Г. Антипов и др.]; общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 414 с.
32. Климов, Е.А Основы психологии. Учебник /. 2–е изд. / Е.А.Климов. –М.: ЮНИТИ, 1997. –295 с.; – М.: ЮНИТИ, 2003. 462 с.
33. Козихина М.Н. Дидактические условия реализации концентрированного обучения в системе повышения квалификации: дис. канд. пед. наук. – Казань, 2001. – 162 с.
34. Коноплева Н.А., Психология делового общения [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. А. Коноплева. – 2–е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 408 с.
35. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях / В.Г. Крыско.– Питер – 2005.
36. Крысько, В.Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2001.
37. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб., 2001.
38. Лебедева Л.В., Социальная психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие Л.В. Лебедева. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 229 с.
39. Леонтович, О. Введение в межкультурную коммуникацию / О. Леонтович. – М.: Гнозис, 2014. – 368 c.
40. Леонтьев, А.H. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975.
41. Лехин И.В., Ф.И. Петров Словарь иностранных слов. – М.: Гос. издво иностр. и нац. словарей, 1949. – 805 с.
42. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. – М.: Мысль, 1985. – Т. 1. – 621 с.
43. Магура, М. И. Обучение персонала как конкурентное преимущество / М. И. Магура, М. Б. Курбатова // Управление персоналом. – 2004. – С. 8–9.
44. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 2007.
45. Маккенна, Коллин Навыки общения / Коллин Маккенна. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 569 c.
46. Маклаков, А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
47. Метаева В.А. Методологическое обоснование рефлексивных методик // Педагогика. – 2006. – № 7. – С. 38–44.
48. Милорадова Н.Г., Психология: шаг к себе – другим навстречу [Электронный ресурс]: учеб. – метод. пособие. – 2–е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 351 с.
49. Особенности дополнительного образования взрослых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://works.tarefer.ru/64/100284/index.html
50. Островская И.В., Психология: учебник / И.В. Островская. – 2–е изд., испр. 2013. – 480 с.: ил.
51. Парыгин, Б. Д. Психология общения / Б. Д. Парыгин. – М., 2003.
52. Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Педагогика, 1990. – 112 с.
53. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий системы: учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. – М.: Высш. шк., 1984. – 174 с.
54. Попова, Л.Л. Современные технологии общения: Учебное пособие / Л.Л.Попова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 180с.
55. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2013. – 863 с.
56. Психология. В 3–х кн. Кн. 2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. – 4–е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 606 с.
57. Психология: Cловарь–справочник: В 2 ч. – М.: Изд–во ВЛАДОС–ПРЕСС, 2013. – Ч. 2. – 352 с.
58. Пфайфер М.Р. О необходимости непрерывного обучения персонала // Материалы III Всероссийской научно–практической конференции. – Красноярск, 2010. – С. 32–33.
59. Рhillips, N. Что мы знаем про обучение взрослых? [Электронный ресурс] / N. Phillips // Chief Learning Offi cer. – 03. 2011. – Режим доступа: http://www.smart–edu.com/stati–korporativnoeobuchenie/chto–my–znaem–pro–obuchenie–vzroslyh.html
60. Раздорская О.В. Формирование рефлексивной культуры студентов медицинского вуза в процессе изучения английского языка: дис. канд. пед. наук. – Москва, 2006. – 381 с.
61. Райгородский, Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – 2–е изд., доп. – / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 2006.
62. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 456 с.
63. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 560 с.].
64. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. – Москва: Прогресс,1990 г.
65. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). – М.: Стройиздат, 1975. – С. 131-143
66. Юлдашев, Р. Т. Развитие системы собственных связей / Р.Т. Юлдашев. – М.: Анкил, 2014. – 224 c.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты