Особенности проявлений тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности проявлений тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Особенности проявлений тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Ясли-сад Панского района, ГУО / Средняя школа № 14 (г. Пинск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Ход программы коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Ход программы коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1 Проблема тревожности в психологии
1.2 Особенности тревожности у детей дошкольного возраста
1.3 Специфика тревожности у детей младшего школьного возраста
Выводы по I главе
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ особенностей проявлений тревожности у детей дошкольного возраста
2.3 Анализ особенностей проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста
2.4 Сравнительный анализ особенностей проявлений тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
2.5 Программа коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема тревожности детей дошкольного и младшего школьного возраста на сегодняшний день актуальна по причине ее широкой распространенности в современных условиях. В настоящее время на фоне негативных тенденций современного общества, постоянной напряженности родителей растет число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и своих возможностях, эмоциональной неустойчивостью.
Тревожность детей вызвана сменой социальной ситуации развития, личностными особенностями, ситуациями взаимодействия, необходимостью адаптации к новой среде (сад, школа), отчужденностью детей от родителей и т.д. Тревожность, являющаяся в этом возрасте фактором эмоциональной нестабильности, эмоциональным неблагополучием, является дезадаптивным аспектом в их развитии. Высокая тревожность препятствует развитию личности, познавательной сферы, коммуникации и другим сферам жизнедеятельности ребенка дошкольника и младшего школьника. Потому сохранение эмоционального благополучия детей является очень важной задачей, как для родителей, так и для педагогов-психологов дошкольных учреждений.
Эмоциональное благополучие детей дошкольного и младшего школьного возраста является важным фактором гармоничного развития, их успешной адаптации в социум. Переживание ребенком эмоционального благополучия выступает главным условием его нормального формирования и определяется положительной оценкой окружающих. Своевременная диагностика признаков эмоционального неблагополучия способствует дальнейшей адаптации детей и учащихся, профилактике возникновения наиболее тяжелых нарушений эмоционального развития.
Феномен тревожности изучали такие зарубежные ученые, как: К. Хорни, Дж. Салливан, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Изард и др. Среди отечественных авторов, которые обращались к проблеме тревожности, можно назвать работах Н.А. Аминова, В.М. Астапова, А.И. Захаров, A.M. Прихожан, Ж.М. Глозмана, В.В. Зоткина, В.А. Ганзена, Г.Ш. Габдрееву, Н.В. Имедадзе, Л.В. Макшанцеву и др.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1 Проблема тревожности в психологии
Проблема изучения феномена тревожности в психологической науке является одной их фундаментальных, что привело к многообразию подходов к ее изучению.
В работах З. Фрейда тревожность рассматривается как функция Эго, основная задача которой состоит в предупреждении индивида об опасности. Она предвосхищает определенные негативные события в жизни человека и стимулирует его предпринимать ряд действий, чтобы их избежать. Тревожность рассматривалась психоаналитиком наряду с понятием страха, выделяя в них общую реакцию на опасность. Но если страх представляет собой реакцию на вполне конкретную и объяснимую опасность, то тревога – это реакция на неопределенную, неизвестную опасность. От переживания невротической тревоги позволяют избавится механизмы психологической защиты, прежде всего, вытеснение [38, с. 43].
В индивидуальной теории личности А.А. Адлер под тревожностью понимал симптом невроза, то есть поведенческого нарушения личности, сравнительно не активной, которая эгоцентрически стремится к превосходству и потому обладает задержкой в развитии социального интереса, что проявляется при наиболее пассивных стилях жизни. Совокупность физических страданий в детстве, либо чрезмерная родителей отсутствием ощущения безопасности влечет за собой развитие у них стратегии психологической защиты с целью преодоления чувства неполноценности, постоянной угрозы своей самооценке, ощущением неуверенности и повышенной чувствительности [1, с. 242].
Э. Фромм рассматривает тревожностью как проблему психического дискомфорта, возникшую в процессе исторического развития общества. Он считает, что люди связаны с миром первичными узами – «естественными социальными связями». В процессе развития общества свободный индивид вышел из разрыва первичных связей, которые были оторваны от людей и природы. В результате человек становится неуверенным в себе, он чувствует себя одиноким, беспомощным и встревоженным. Затем происходит естественная реакция человека, он всеми силами пытается избавиться от «негативной свободы». Человек пытается забыть себя, убежать от себя и тем самым разрушить состояние тревожности [47, с. 241].
У К. Роджерса другой подход к рассмотрению понятия тревожности. Он представляет индивида в результате овладения общими формами поведения и мышления. По мнению К.Роджерса, феномены, лежащие ниже уровня сознания, являются одним из основных источников тревожности. Такие явления, если они носят угрожающий характер, воспринимаются подсознательно еще до осознания. В результате возникает реакция организма: учащённое дыхание, сердцебиение. И сознательно такое состояние будет восприниматься как возбуждение или тревога, но причины его беспокойства человеку определить не удастся. Тревога воспринимается как неоправданное явление [35, с. 184].
Тревожность рассматривается и в рамках физиологического подхода. На психофизиологическом уровне причины тревожности связывают с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы индивида. Существует мнение о детерминации тревожности врожденными психодинамическими особенностями, особенностями конституции, рассогласованием в деятельности отделов ЦНС, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов, различными заболеваниями, к примеру, гипертонией, наличием очага патологии в коре головного мозга. По мнению ряда отечественных авторов, психофизиологическая основа тревожности состоит в расстройстве гомеостатических механизмов ретикулярной формации, которое выражается в нарушении координации и активности ее тормозных влияний [10, с. 34].
Понятие «тревожность» в отечественной психологии рассматривают в качестве психического свойства, склонности человека к переживанию тревоги, который характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги. Так Ю.Л. Ханин считает, что человек, имеющий выраженную тревожность, склонен воспринимать окружающую действительность, как содержащую в себе некоторую опасность или угрозу.
Представитель дифференцированного подхода Ю.Л. Ханин выделяет личностную и ситуативную тревожность. Так, «личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, отражающую предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающую наличие тенденции воспринимать большой круг событий как угрожающие для его самоуважения. Под ситуативной тревожностью в настоящее время понимается отрицательное эмоциональное состояние, относительно длительное, связанное с изменением нервно-психической деятельности» [36, с. 691].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад Панского района» и ГУО «Средняя школа №14 г. Пинска». Всего в исследовании приняли участие 70 детей, из них 35 детей средней группы в возрасте 4-5 лет и 35 учащихся 1 класса в возрасте 6-7 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности проявлений тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить уровень и особенности проявлений тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Изучить уровень и особенности проявлений тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Осуществить сравнительный анализ уровня и проявлений тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы); методы эмпирического исследования (тестирование), количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Тест детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [41].
Цель: оценка уровня и особенностей тревожности у детей дошкольного возраста.
Стимульный материл методики представлен рисунками для мальчиков и для девочек, где изображены различные ситуации с детьми. В ходе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности. Показав ребенку рисунок, психолог задает вопрос и дает инструкцию-разъяснение определенного содержания.
Анализ результатов теста предполагает проведение количественного и качественного анализа. Количественный анализ состоит в том, что на основе данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: высокий (ИТ>50%); средний (ИТ от 20% до 50%); низкий уровень (ИТ от 0% до 20%).
Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации (Приложение А).
2. Анкета для родителей «Тревожность ребенка» [4].
Цель: оценка проявлений тревожности у детей дошкольного возраста.
Анкету заполняют родителей детей на основе собственных наблюдений.
Цель: выявление уровня тревожности детей дошкольного возраста.
Анкета включает 20 признаков тревожности. Родителям предлагается оценить наличие признаков у ребенка. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Оценка результатов: 15-20 баллов – высокая тревожность; 7-14 баллов – средняя тревожность; 1-6 баллов – низкая тревожность (Приложение А).
3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса [42].
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста. С помощью методики можно выявить основные проявления тревожности в школьной ситуации.
Опросник включает 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос необходимо ответить «Да» или «Нет».
Шкалы методики: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижение успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
При обработке подсчитывается: 1) общее число несовпадений с ключом по всему тексту. Критерии оценки: число несовпадений до 20% - низкая тревожность, 50% - средняя тревожность, больше 50% - повышенная тревожность, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – высокая тревожность. Также подсчитывается число совпадений по каждому из 8 шкал тревожности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализированы теоретико-методологические подходы к изучению детской тревожности в психологии. Основным фактором, влияющим на возникновение тревожности у детей дошкольного возраста, является характер детско-родительских отношений. Тревожные дети дошкольного возраста испытывают трудности при выполнении заданий, имеют большое количество страхов, испытывают напряженность, неуверенность в себе, нерешительность, замкнутость, пассивность, плаксивость, отказ от общения. Основными факторами возникновения тревожности в младшем школьном возрасте являются: изменение социальной ситуации, наличие внутриличностного конфликта, тяжелое переживание школьных неприятностей. Специфическим видом тревожности в этом возрасте является школьная тревожность. Ситуативная тревожность в младшем школьном возрасте оказывает влияние на самооценку младших школьников, степень их инициативности, старательность при выполнении заданий, характер реакций, выступающих способом снижения и преодоления эмоционального дискомфорта.
Эмпирические изучены особенности проявлений тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Уровень тревожности выше у детей младшего школьного возраста, чем у детей дошкольного возраста. Проявления тревожности в дошкольном возрасте связаны с неустойчивостью внимания, повышенной напряженностью при выполнении заданий, неуверенностью в себе и своих силах, ожиданием возможных неприятностей, плаксивостью и пугливостью детей. В младшем школьном возрасте на фоне вхождения в школьную среду повышается школьная тревожность. На достоверном уровне дети средней группы имеют более высокую самооценку, выше оценивают себя и свои способности, более уверены в себе, чем учащиеся 1 класса. Особенностями проявлений тревожности в дошкольном возрасте являются: средний уровень тревожности, проявление тревожности в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-взрослый», трудности сосредоточиться на чем-либо; чрезмерная напряженность и скованность во время выполнения задания; частые разговоры о возможных неприятностях; плохая переносимость ожиданий; неуверенность в себе и своих силах; неумение сдерживать слезы; боязнь столкновения с трудностями; беспокойство, легко расстраивается; пугливость и наличие страхов; завышенная самооценка.
1. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.
2. Амбалова, С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов / С.А. Амбалова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 3. – С. 86-89.
3. Андерсон, С.В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста / С.В. Андерсон. // Молодой ученый. –2016. – № 5. – С. 2-5.
4. Анкета для родителей «Тревожность ребенка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/11/06/anketa-dlya-roditeley-trevozhnyh-detey.
5. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника / Т.В. Артемьева. – Казань: Отечество, 2013. – 157 с.
6. Астапов, В.М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика: монография / В.М. Астапов, Е.Е. Малкова. – М.: МПСИ, 2011. – 226 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Воронеж: Модэк, 2008. – 563 с.
8. Вокуева, С.В. Взаимосвязь школьной тревожности и стиля семейного воспитания (на примере младшего школьного возраста) / С.В. Вокуева // Педагогика и психология 21 веке: современное состояние и тенденции: материалы научной конференции. – Киров, 2016. – С. 261-266.
9. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб. Изд-во Рос. Гос. пед. ун-та, 2013 – 144 с.
10. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. – 2000. – № 5. – С. 32-39.
11. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
12. Зиновьева, Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: автореф. дис. канд. психол. наук / Э.В. Зиновьева. – Москва, 2005. – 25 с.
13. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
14. Илларионова, И.В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Илларионова // Вестник ЧГПУ. – 2011. – № 2. – С. 154-158.
15. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2005. – 412 с.
16. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М.: Феникс, 2008. – 206 с.
17. Карабейник, Н.А. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте / Н.А. Карабейник, А.Ю. Зинина // Аллея науки. – 2018 – № 10. – С. 890-892.
18. Кирьянова, О.Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О.Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург: Реноме, 2011. – С. 23-25.
19. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
20. Конькова, О.В. Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум [Текст] / О.В. Конькова. – Минск: БГУ, 2012. – 56 с.
21. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. – М.: Речь, 2003. – 160 с.
22. Кочубей, Б.И. Детские тревоги: что, откуда, почему? / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова // Семья и школа. – 1988. – № 11. – С. 115-119.
23. Макшанцева, Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников: авторф. дис. канд. психол. наук / Л.В. Макшанцева. – Москва, 2000. – 26 с.
24. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 39-47.
25. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
26. Михайленко, О.Н. Тревожность как психологический феномен / О.Н. Михайленко // Образовательная среда сегодня: теория и практика. – Чебоксары, 2020. – С. 37-42.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 456 с.
28. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова и А.В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
29. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
30. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
31. Прихожан, А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: личностный аспект: автореф. дис. канд. психол. наук / А.М. Прихожан. – Москва, 1996. – 28 с.
32. Прихожан, А.М. Психология тревожности дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 280 с.
33. Поляшова, Н.В. Теоретические основы изучения детской тревожности / Н.В. Поляшова, Е.Н. Савина // Студенческая наука XXI века: материалы. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2016. – С. 212-214.
34. Пургина, А. А. Коррекция тревожности младших школьников / А. А. Пургина, В. В. Онуфриева // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 700-702.
35. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Смысл, 2004. – 488 с.
36. Романенко, О.Н. Классические представления о тревожности / О.Н. Романенко // Форму молодых ученых. – 2019. - № 3. – С. 690-697.
37. Савина, Е.Г. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников / Е.Г. Савина, Л.В. Бура // Синергия Наук. – 2017. – № 12. – С. 632-635.
38. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
39. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России. – 2012. – № 6 (17). – С. 1-8.
40. Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет / Ф. Сушкова // Воспитание школьников. – 2006. – № 9. – С. 26-35.
41. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С. 19-28.
42. Тест школьной тревожности Филлипса // Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001. – С. 115 – 119.
43. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. – СПб.: Речь, 2008. – 118 с.
44. Уварова, Т.М. О взаимосвязи тревожности и самооценки у младших школьников / Т.М. Уварова // Сборник материалов научно-практической конференции. – Новосибирск, 2016. – С. 125-129.
45. Ушаков, В.О. Взаимосвязь стратегий семейного воспитания и тревожности у младших школьников / В.О. Ушаков // Синергия. – 2018. – № 4. – С. 7-13.
46. Фаустова, И.В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук / И.В. Фаустова. – Москва, 2011. – 28 с.
47. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: ООО «Издательство ACT», 2004. – 452 с.
48. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 464 с.
49. Чернова, Н.Н. Особенности появления тревожности у детей младшего школьного возраста / Н.Н. Чернова // В мире научных открытий.: материалы научной конференции. – Москва, 2016. – С. 57-60.
50. Чухрова, Т.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет / Т.В. Чухрова // Аллея науки. – 2019. – № 12. – С. 237-242.
51. Шагиева, А.И. Влияние самооценки на ситуативную тревожность младших школьников / А.И. Шагиева // Концепт. – 2015. – Т. 18. – С. 26-30.
52. Швец, И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: автореф. дис. канд. психол. наук / И.Г. Швец. – Ярославль, 2001. – 29 с.
53. Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 54 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Ход программы коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Ход программы коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты