Организация дополнительного образования взрослых в условиях территориального центра социального обслуживания населения
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Организация дополнительного образования взрослых в условиях территориального центра социального обслуживания населения»
по дисциплине: «Социальная работа»
2020
251.00 BYN
Организация дополнительного образования взрослых в условиях территориального центра социального обслуживания населения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Взрослый человек как объект социальной работы
1.2 Технологии социального обслуживания и обеспечения взрослых людей
1.3 Технологии организации дополнительного образования взрослых людей как вид социального обслуживания
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Изучение опыта работы по организации дополнительного образования взрослых в условиях территориального центра социального обслуживания населения
2.2 Практические рекомендации по организации дополнительного образования взрослых в условиях территориального центра социального обслуживания населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является совершенствование социальной сферы, которая в свою очередь ориентирована на повышение уровня и качества жизни населения, его благосостояния. Огромную роль в этом играет государственное регулирование в области социальной защиты населения.
В Беларуси различные виды социально-психологической помощи взрослым предоставляются через территориальные центры социального обслуживания населения. В Республике насчитывается 156 таких центров в каждом административном районе страны и 132 социальных пункта. В центрах социального обслуживания населения зарегистрировано более 1,5 млн граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [7, с. 35].
Оказание социальных услуг является одним из важных компонентов организации социального обслуживания различных слоев населения. Дополнительное образование – это возможность получить образование на протяжении всей жизни. Слово «дополнительное» в этом контексте является ключевым в той мере, в какой оно означает добавление знаний к имеющемуся опыту. Оно служит своеобразным «билетом» для взрослой категории населения в решении профессиональных и жизненных проблем.
В современных условиях, в контексте развития идей системы образования на протяжении всей жизни, дополнительное образование становится все более актуальным. Дополнительное образование является наиболее гибкой и эффективной формой образования, позволяющей реализовать идеи «обучения на протяжении всей жизни» и «обучения на протяжении всей жизни». Сегодня оно является одной из незаменимых форм обучения.
Мотивация обучения взрослых проявляется в повышении уровня квалификации, в когнитивном интересе, актуализации или продвижении образовательного уровня, в саморазвитии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Взрослый человек как объект социальной работы
Социальная работа – один из важнейших аспектов нашей жизни. Данный вид деятельности направлен на помощь общественности, а потому считается исключительно важным.
Отличает социальную работу как вид профессиональной деятельности от других видов деятельности, так это специфика объекта. В широком смысле социальная работа – это деятельность, направленная на решение социальных проблем отдельных лиц, классов и групп и создание благоприятных условий для восстановления или повышения способности людей функционировать в обществе. В узком смысле социальная работа – это деятельность, которая помогает людям и организациям осознать личные, социальные и экологические трудности и преодолеть их путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Социальная работа – это всесторонняя и универсальная деятельность, направленная на удовлетворение интересов и потребностей различных, особенно социально неблагополучных, групп социального обеспечения и отдельных лиц.
Универсальность социальной работы определяет ее всеохватывающие связи с другими научными и образовательными дисциплинами, особенно с социологией. Эти взаимосвязи и взаимозависимости предполагаются прежде всего общим объектом – обществом, его структурными формами и человеком как биопсихо-социальным существом. Социальная работа – это новая и динамично развивающаяся профессиональная деятельность [5, с. 45].
В последнее время наблюдается рост числа обращений населения за социальной поддержкой. В связи с этим эти требования постоянно меняются и индивидуализируются, что обусловлено изменением типов людей, изменением условий жизнедеятельности. Это привело к формированию и развитию профессии социального работника. Социальная работа – это социальная деятельность, целью которой является оптимизация реализации субъективной роли человека во всех сферах его жизни и в обществе в целом [3, с. 47].
Социальная работа может быть, как профессиональной, так и добровольной. Добровольческая социальная деятельность представляет собой целый ряд добровольческих движений, не требующих определенного уровня профессиональных знаний и навыков. Профессиональная социальная деятельность требует специальной подготовки, определенного образования, разнообразных знаний, способностей и навыков и, соответственно, опыта [7, с. 35].
Социальная работа – это самостоятельная наука, имеющая предметы, объекты и основные категории [9, с.77].
Объект исследования социальной работы – это процесс взаимодействий, связей, средств и способов изменения поведения отдельных личностей и определенных социальных групп в обществе.
Предмет социальной работы – это закономерности, которые обусловливают направленность и характер развития социальных процессов в обществе.
По мнению В.И. Курбатова [16, c. 76], к основным базовым категориям социальной работы относятся:
- специфика организации социальной работы в различных сферах социальной практики. Сюда можно отнести социальную работу в сфере образования, социальную работу в армии и пр.;
- разнообразие клиентов, например, дети–инвалиды, дети–сироты, неблагополучные или не полные семьи и пр.;
- разные социальные ситуации, к примеру, экстремальные ситуации, экологически неблагополучные условия;
- различные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной социальной работы. Сюда можно отнести экономику социальной работы, менеджмент, психосоциальные технологии, пр.
Со временем рассматриваемые категории расширяются и дополняются по мере развития общества и его потребностей.
Комплексные исследования, посвященные изучению человеческих проблем, общества и природы их взаимодействия, выявляют междисциплинарные связи, основанные на системном подходе. Социальная работа как наука по своей сути является междисциплинарной, и именно это отличает ее от таких наук, как психология, социология, образование и психология.
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Изучение опыта работы по организации дополнительного образования взрослых в условиях территориального центра социального обслуживания населения
Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Калинковичского района» является учреждением социального обслуживания, деятельность которого направлена на организацию комплексного социального обслуживания граждан(семей), находящихся в трудной жизненной ситуации.
Центр оказывает содействие гражданам, семьям в преодолении трудных жизненных ситуаций, активизируем собственные усилия граждан и семей, создаем условия для самостоятельного решения ими возникающих проблем, выявляем и ведем дифференцированный учет граждан и семей, нуждающихся в социальной поддержке, определяем необходимые им формы помощи и периодичность ее предоставления.
Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Калинковичского района» расположено по адресу: Гомельская обл., г. Калинковичи, ул. Куйбышева, д. 3.
Режим работы Центра:
Понедельник-пятница с 8.00 до 17.00.
Обеденный перерыв с 13.00 до 14.00.
Дополнительный прием дежурным специалистом:
Среда с 17.00 до 20.00.
Суббота с 9.00 до 13.00.
Воскресенье – выходной.
Основной задачей центра является своевременное и профессиональное оказание социальной, психологической, юридической и других видов помощи нуждающимся гражданам и семьям.
Структура центра:
- отделение первичного приёма, информации, анализа и прогнозирования – предназначено для приема и консультирования граждан, выявления и регистрации различных категорий населения, нуждающихся в социальной помощи, информирования населения об услугах, предоставляемых Центром. Специалисты отдела осуществляют следующую деятельность: первичный прием граждан, направление в случае необходимости в соответствующие отделы Центра; консультирование граждан по вопросам оказания социальной помощи и социальных услуг; информирование населения района о деятельности Центра; обследование материально–бытовых условий различных категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи и их дифференцированный учет (по категориям); анализ и обработка информации по результатам обследования; ведение базы данных социально–уязвимых слоев населения в области социальной помощи [42].
- отделение социальной адаптации и реабилитации. Целью работы отдела является оказание помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе лицам, подвергшимся психофизическому насилию, жертвам торговли людьми, жертвам преступной деятельности, детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, освобожденным из мест лишения свободы, и другим, в восстановлении их способности функционировать в социальной среде. Деятельность отдела включает: определение вида и объема необходимой социальной помощи (информационной, психологической и др.) и ее предоставление; содействие гражданам в восстановлении документов, профориентации, трудоустройстве и решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов по труду, занятости и социальной защите; оказание социально–бытовой помощи детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; содействие гражданам в реализации гарантий их социальной защиты в соответствии с законодательством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Личность является ведущей силой в развитии общества и общества. Социальная работа – один из важнейших аспектов нашей жизни. Данный вид деятельности направлен на помощь общественности, а потому считается исключительно важным. Смысл и объем социальной работы определяются существованием человека, являющегося соответствующим объектом деятельности, обладающего социальными и личностными ценностями, обладающего определенной самостоятельностью, самостоятельностью и самодостаточностью, требующего деятельности, обеспечивающей его становление в качестве активного социального субъекта, связанного со всеми видами социальной деятельности и отношений.
2. Технологии социального обслуживания – это особый вид социальной теории, которая после осмысления вопросов о качественной и количественной определенности изучаемого общественного явления ставили и обосновывали. Вопрос о том, как, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности. Современные технологии социального обслуживания приводят к значительным изменениям в жизни человека и направлены на активизацию потенциала взрослых людей и способствуют гуманизации и гармонизации отношений в обществе.
3. Технологии организации дополнительного образования взрослых людей как вид социального обслуживания включают: группы различных видов грамотности для взрослых; обучение трудовым навыкам, профессиональная подготовка на рабочем месте; дистанционное самообразование; курсы подготовки и переподготовки; другие формы обучения: конференции, представления книг, поездки и культурные посещения, семинары и симпозиумы и т.д.
4. В Государственном учреждении «Территориальный центр социального обслуживания населения Калинковичского района» ведется активная деятельность по организации социальной работы со взрослыми людьми, с лицами пожилого и старческого возраста. В центре организуются курсы, лектории, а также реализована проектная деятельность.
1. Альнаревич, В. Социальная геронтология / В. Альнаревич. – Ростов-на-Дону, 1997. – 257 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для ВУЗов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект–Пресс, 2011. – 469 с.
3. Булганина С.В. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение / С.В. Булганина, М.П. Прохорова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (15 мая 2016 г.). – Н.Новгород: Мининский университет, 2016. – 197 с.
4. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич – Минск: Книжный дом, 2003. – 455 с.
5. Воронина, Г.А. Методика и технология работы социального педагога / Г.А. Воронина. – М.: Юрайт, 2013. – 245 с.
6. Ворошилова О.С. Сущность и особенности обучения в течение всей жизни / О.С. Ворошилова, Ю.А. Прихунова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 4
7. Григорьев, А.Д. Социальная работа на Беларуси: История, опыт, проблемы / А.Д. Григорьев – Минск: Дизайн ПРО, 2000. – 335 с.
8. Демичев, Д.М. Конституционное право / Д.М. Демичев – Минск: Выш.шк., 2004. – 267 с.
9. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев. – М., 2000. – 677 с.
10. Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» от 11 ноября 1999 г. – Минск: ИООО»Экономика и право», 2004.
11. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г. – Минск: ИООО»Экономика и право», 2004.
12. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. – Минск: ИООО»Экономика и право», 2004.
13. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменения и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск: «Амалфея», 2006.
14. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / К. Н. кунцевич – Минск: «Молодежное», 2003. – 557 с.
15. Курак, А.И. Конституционное право / А.И. Курак – Минск: Тесей, 2006. – 580 с.
16. Курбатов В.И. Социальная работа / В.И. Курбатов. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.
17. Курбатов В.И. Социальное проектирование / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416 с.
18. Леднев, В.С. Непрерывное образование: структура и содержание / В.С. Леднев. – М., 1998. – 316 с.
19. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебное пособие для вузов по спец. «Соц. педагогика» / Т.В. Лодкина. – 6–е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
20. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л.В. Мардахаев. – 7–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 797с.
21. Медведев, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы / Г.П. Медведев. – М.: Академия, 2011. – 272 с.
22. Метлякова, Л.А. Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых как фактор поддержки семейного воспитания: на примере учреждений дополнительного образования детей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Метлякова Любовь Александровна. – Ижевск, 2012. – 312 с.
23. Монахова, Л.Ю. Интегративные основы построения современной теории образования взрослых / Л.Ю. Монахова // Технологические и управленческие аспекты образования взрослых в России. – СПб.: ИОВ РАО, 2000. – С. 65–71.
24. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А.В. Мудрик. – 6–е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2013. – 224 с.
25. Мухлаева, Т.В. Международный опыт дополнительного образования / Т.В. Мухлаева. – Человек и образование. – 2010. – № 4. –
С. 158–162.
26. Национальный Интернет портал Республики Беларусь / Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011–2015 годы утверждена в Беларуси. – Минск, 2010.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Kompleksnaja-programma-razvitija-sotsialnogo-obsluzhivanija-na-2011-2015-gody-utverzhdena-v-Belarusi_i_519928.html.
27. Нестерова, Г.Ф. Технология и методика социальной работы: учебное пособие для вузов / Г.Ф. Нестерова. – М.: Академия, 2011. – 208 с.
28. Нишопалиев, У. Интеграция содержания форм обучения непрерывного образования / У. Нишопалиев, Р. Чориев // Среднее проф. образование. – 2002. – № 3. – С. 50–51.
29. Основы социальной работы / под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфро-М, 1997. – 389 с.
30. Пантюк, И.В. Конспект лекций по дисциплине «Теоретические основы социальной работы»/ И.В.Пантюк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fsc.bsu.by/wp-content/uploads/2015/12/Konspekt-lektsij-po-distsipline-_Teoreticheskie-osnovy-sotsial-noj-raboty-_.pdf.
31. Право социального обеспечения / под общ. ред. И. В. Гущина. – Минск: Амалфея, 2002. – 512 с.
32. Прохорова М.П. Образовательные инновации глазами студентов / М.П. Прохорова, С.В. Булганина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – № 6 (часть 1). – 2016. – С. 158–162.
33. СитрановаС.Б. Слагаемые педагогической технологии: социальные и технические сервисы / С.Б. Ситранова // Проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2015). – Н.Новгород: Мининский университет, 2015. – 436 с.
34. Славкина, М.А. Возрастная психология (психология развития): 100 вопросов / М.А. Славкина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159 с.
35. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2014. – 260 с.
36. Социальная работа: теория и организация: учебное пособие / сост. П.П. Украинец. – Минск: Тетра-Системс, 2005. – 343 с.
37. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко. – М.: Дашков и К., 2014. – 496 с.
38. Технологии социальной работы / под. ред. В.Н. Чехлова. – М.: Юрайт, 2015. – 400 с.
39. Технологии социальной работы / под. ред. Э.А. Фомина – М.: Академия, 2014. – 525 с.
40. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 379 с.
41. Тренер, группа, семинар: другой путь образования молодежи / А. Богдзевич [и др.]. – Берлин: Коллегия им. Теодора Хойсса фонда имени Роберта Боша и объединения MitOst, 2009. – 142 с.
42. Трудовое и социальное право / под общ. ред. В. И. Семенкова. – Минск: Книжный дом, 2006. – 384 с.
43. Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
44. ХизбуллинаР.Р. Теоретико-методологические подходы к изучению системы непрерывного образования / Р.Р. Хизбуллина // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/04/14891/.
45. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для вузов / М.В. Шакурова. – 5–е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
46. Dave, R.H. Foundation of Lifelong Education: Some Methodological Aspects / R.H. Dave // Foundation of Lifelong Education. – Hambourg, 1976. – 94 p.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты