Преемственность в формировании толерантности в системе школа-ВУЗ
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Преемственность в формировании толерантности в системе школа-ВУЗ»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
251.00 BYN
Преемственность в формировании толерантности в системе школа-ВУЗ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные результаты диагностики уровня толерантности у учащихся старших классов на первоначальном этапе исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные результаты диагностики уровня толерантности у учащихся старших классов на первоначальном этапе исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ШКОЛА-ВУЗ
1.1 Сущность понятия «толерантность» в психолого-педагогической литературе
1.2 Преемственность в системе школа-вуз
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ШКОЛА-ВУЗ
2.1 Диагностика уровня сформированности толерантности у старшеклассников и студентов вуза
2.2 Формы, пути и средства воспитания толерантности у учащихся старших классов и студентов вузов
2.3 Результаты исследования преемственности в формировании толерантности в системе школа-вуз
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная общественно-политическая ситуация, характеризующаяся повышенной напряженностью, агрессивностью, конфликтами, нестабильностью и вспышками экстремизма, указывает на настоятельную необходимость формирования новых мировоззренческих приоритетов и интерпретации современной социальной реальности в контексте проблемы толерантности, развивающейся через свободное общение. В свете тенденций современного общества особое значение приобретает осознание основополагающего факта, что именно сфера образования может и должна инициировать интерес общества к проблеме толерантности. Особый акцент должен быть сделан на обеспечении непрерывности образования, в частности, на ступенях школьного и студенческого обучения в высших учебных заведениях. Решение возникающих из этого проблем теории и практики лежит в сфере преемственности в формировании толерантности в системе школьного и высшего образования путем создания толерантной среды и формирования толерантного сознания.
Проблема толерантности рассматривается различными науками. Исследование философского аспекта толерантности нашло отражение в трудах И. Канта, А.П. Куницына, Д. Локка, В.С. Соловьева и др. Психологический аспект толерантности исследован А.Г. Асмоловым, Р. Бернсом, А.Н. Леонтьевым, А.В. Петровским, К. Роджерсом. Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в следующих направлениях: формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Б.С. Гершунский, М.С. Мириманова, Н.А. Платонова); формирование толерантного сознания школьников, студентов и педагогов (Г.В. Безюлева, Г.В. Скрябина, Г.В. Солдатова).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ШКОЛА-ВУЗ
1.1 Сущность понятия «толерантность» в психолого-педагогической литературе
В свете глобальных проблем, стоящих перед нашим обществом, необходимо найти решения, которые найдут отражение в мышлении общества и будут способствовать их скорейшему ненасильственному решению. Это решения экологических, демографических и медицинских проблем, стоящих перед нашим обществом. Одним из самых важных в их формировании будет школа, а не семья. Именно там происходит целенаправленная деятельность по формированию таких качеств в личности [13, с. 14].
Сегодня система образования ищет новые педагогические модели образования. Проводится анализ тенденций развития сферы образования, а также факторов формирования личности в современных условиях. На основе этого формируются новые цели и задачи по разработке и подбору содержания и соответствующих технологий образования и воспитания, направленные на формирование у обучающегося нового видения мира, глобального мышления, что подразумевает:
– уделение внимания к событиям и проблемам в мире, понимание их причин и масштабов;
– интерес и уважение личности к культурам народов всей планеты, понимание их сходств и различий;
– чувство ответственности за происходящие в мире процессы;
– умение строить тактику и стратегию ведения диалога общенационального характера;
– критичность мышления [22, с. 137].
Слово «толерантность» имеет очень широкое применение.
Вопрос толерантности впервые в истории человечества поднимается при переходе от традиционного общества к гражданскому, это предпосылка второго автора. В традиционном обществе толерантность групповых субъектов социокультурной деятельности задается сакральным характером власти, жестким определением социальной иерархии, отсутствием социальной мобильности, доминированием принципа коллективности. Поскольку гражданское общество в своей наиболее развитой форме впервые проявилось в древнегреческой цивилизации в период расцвета полиса, то толерантность как социокультурная реальность в своей нерефлексивной форме может быть найдена на данном этапе культурогенеза. Именно тогда начинает формироваться, закрепляться и защищаться субъективность широкого круга акторов культуры как личности, обусловленная десакрализацией власти, появлением социальной мобильности, рационализма, секуляризации, многообразием культурных сценариев свободной гражданской самореализации. Появление новых акторов социокультурной деятельности, повышающих степень внутренней дифференциации общества и стремящихся к признанию полноты своего статуса, приводит к актуализации конфликтной формы социального взаимодействия, которая оптимизирует структуру общества и расширяет круг субъектов толерантных отношений [33, с. 55].
Свободная Греция рождает новый тип культуры – агональный – в котором соревнование, состязание, борьба становится универсальным публичным культурным ритуалом, выявляющим лучшего из лучших. Соревновательность и конкуренция и, следовательно, открытость критике в дальнейшем становятся неотъемлемыми чертами любого толерантного общества. Разнообразие древнегреческих полисов от культурного цветения Афин до исключительно милитаризованной Спарты свидетельствует о свободном выборе культурных векторов развития [2, с. 214].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ШКОЛА-ВУЗ
2.1 Диагностика уровня сформированности толерантности у старшеклассников и студентов вуза
Целью данной работы является изучить проблему формирования толерантности и предложить эффективные формы пути и средства воспитания толерантности у учащихся старших классов и студентов вузов. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап: диагностика уровня сформированности толерантности у старшеклассников и студентов вуза. Подбор диагностических методик. Формирование выборки исследования, получение первичных данных исследования.
Второй этап: разработка и предложение форм, путей и средств воспитания толерантности у учащихся старших классов и студентов вузов.
Третий этап: анализ результатов исследования преемственности в формировании толерантности в системе школа-вуз.
База исследования:
Гимназия №1 города Ошмяны;
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы.
Выборка исследования:
первая группа (учащиеся старших классов) – 40 человек;
вторая группа (студенты первого курса) – 40 человек.
Для проведения эмпирического исследования, использованы следующие диагностические методики:
1. Экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [44].
Назначение: для диагностики общего уровня толерантности.
В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Толерантность обозначает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия наших форм самовыражения и способов быть человеком. Она поощряется знаниями, открытостью, коммуникацией и свободой мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в разнообразии. Использование идей толерантности в педагогике является важным фактором адаптации старшеклассников в обществе, формирования их способности общаться, сотрудничать в решении различных проблем.
Преемственность, действуя, как общая философская модель развития природы, общества и человеческого мышления, мы рассматриваем как полифункциональное новое образование, отражающее соотношение собственно и сущности, преемственность и дискретность, количество и качество, подчеркивает сложность этого явления. Преемственность в учебном процессе устанавливает связь между старым и новым в развитии личности, обеспечивает последовательный переход количественных изменений в качественные: обновление прошлого опыта, знаний, их переосмысление и развитие во всех сферах жизни и деятельности школьников и студентов, с неизбежными изменениями в меру каждого этапа обучения. Это дает основание рассматривать преемственность как многоуровневую характеристику системы образования на протяжении всей жизни. В процессе перехода к обучению на протяжении всей жизни актуализируется задача формирования у школьников навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности. Основой и целью образовательного процесса является не только овладение знаниями, но и освоение путей этого овладения, развитие познавательных сил и творческого потенциала личности.
1. Абдуразакова, Д. М. Влияние коллективной творческой деятельности на развитие толерантного сознания молодежи / Д.М. Абдуразакова // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 1. – С. 128-132
2. Адорно, Т. Избранное / Т. Адорно. – М., СПб.: Университетская книга, 2009. – 376 с.
3. Артюхова, И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы / И.С. Артюхова // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 41 – 44
4. Ахкиямова, Г. Подготовка педагога к воспитанию межнациональной толерантности / Г. Ахкиямова // Высшее образование в России. – 2008. – № 8. – С. 141 – 144
5. Бобров, Б.М. Логическое и историческое и преемственность идей / б.М. Ахкиямова // Ленинская теория отражения и современность. – Свердловск: СГУ, 1967. – С. 156–162.
6. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. – М.: Наука, 1969. – 294 с.
7. Баллер, Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие / Э.А. Баллер. – М.: Наука, 2007. – 225 с.
8. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с.
9. Богданова, В. Формирование межэтнической толерантности / В. Богданова // Воспитание школьников. – 2007. – № 6. – С. 14 – 17
10. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и состав. С.Ю. Солодовников. – Минск: МФЦП, 2002.– 1008 с.
11. Вивюрный, В.Я. О преемственности между восьмилетней школой и средними учебными заведениями / В.Я. Вивюрный // Советская педагогика. – 2001. – № 10. – C. 25–36
12. Володина, И.В. Модель формирования толерантного поведения в процессе языковой подготовки специалистов / И.В. Володина // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 4. – С. 31-35
13. Гербер, А.Е. Школа: тест на толерантность / А.Е. Гербер // Директор школы. – 2012. – № 4. – С. 13 – 15
14. Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы / С.М. Годник. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. – 208 с.
15. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. – М., 2002. – С. 47-49
16. Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. – 2006. – № 1. – С. 13 – 17
17. Гурьянов, А. Воспитание толерантной личности / А. Гурьянов // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 25 – 28
18. Деликатный, К.Г. Преемственность в системе «школа – вуз» / К.Г. Деликатный. – Киев: Знание, 2006. – 48 с.
19. Дружинина, А.Е. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве / А.Е. Дружинина // Воспитание школьников. – 2011. – № 6. – С. 15-18
20. Емузова, Н.Г. Миротворчество и толерантность. Практикум для внеклассной работы с учащимися 5-8 классов / Н.Г. Емузова. – Омск: Омская академия МВД России, 2011. – 264 с.
21. Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2009. – 336 с.
22. Завьялова, М.П. Единство и преемственность сознания / М.П. Завьялова, В.Н. Расторгуев. – Томск: ТГУ, 2008. – 208 с.
23. Закирьярова, Р.З. Толерантность – путь к миру. Внеклассное занятие / Р.З. Закирьярова // Все для классного руководителя! – 2014. – № 6. – С. 22 – 25
24. Зеленков, А.И. Философско-методологический анализ проблемы преемственности в научном познании: автореф. дис. д-ра филос. наук. – Минск, 2006. – 40 с.
25. Золотарь, К.И. Преемственность в обучении / К.И. Золотарь // Советская педагогика. – 2006. – № 9. – C. 114–129.
26. Зятьков, А.Н. Толерантность как педагогическая категория / А.Н. Зятьков // Мир образования – образование в мире. – 2006. – № 2. – С. 70 – 78
27. Илюхина, Г.Е. Толерантность – путь к успешной социализации школьника / Г.Е. Илюхина // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 12. – С. 46 – 50
28. Караковский, В.А. Концепция «Формирование толерантного сознания, культуры ненасильственного действия и демократического поведения в школе практического гуманизма» / В.А. Караковский, Д.В. Григорьев, М.А. Исаева // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. – № 5. – С. 6 – 10
29. Кленова, Н.В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 3. – С. 17 – 21
30. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Е. Ю. Клепцова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Вятский государственный гуманитарный университет. – М.: Академический проект, 2004. – 173 с.
31. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 3 – 12
32. Кравцов, О.Г. Истоки становления и развития толерантной / интолерантной личности в подростковом возрасте / О.Г. Кравцов // Мир психологии. – 2007. – № 4. – С. 57 – 64
33. Крайник, В.Л. Преемственность в обучении школьников и студентов: что можно и нужно сделать еще в школе / В.Л. Крайник // Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 53–58.
34. Криминология и юридическая психология в развитии толерантности: Материалы междунар. науч.-практ. конф. – : Омск: Омская академия МВД России, 2002. – 224 с.
35. Круглов, В.А. Преемственность / В.А. Круглов // БСЭ. – М.: Сов. энцикл., 1975.– Т. 20. – С. 1530–1531.
36. Луначарский, А.М. Преемственность средней школы и вуза в формировании личности учащегося / А.М. Луначарский // Науч. тр. Свердл. пед. ин-та. – 2008. – С. 78–84
37. Мамардашвили, М.К. Идея преемственности и философская традиция / М.К. Мамардашвили // Как я понимаю философию. – М.: Группа Прогресс, Культура, 2002. – 415 с.
38. Мацковский, М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.Л. Лютой. – М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. – 154 с.
39. Мириманова, М.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. / сост., ред. А. С. Обухов. – М.: Народное образование, 2001. – С. 88-98.
40. Мирошниченко, Л. Программа воспитания культуры толерантности в университете / Л. Мирошниченко // Высшее образование в России. – 2007. – №9. – С. 94 – 97
41. Петрова, Н.И. Толерантность самоактуализирующейся личности / Н.И. Петрова // Толерантность и проблема идентичности. Материалы междунар. науч.-практич. конф. Ежегодник Российского психологического общества, –2002. – Т. 9 (4). – С. 254
42. Рубанов, В.Г. Преемственность в научной деятельности / В.Г. Рубанов. – Томск: Дельтаплан, 2005. – 284 с.
43. Сманцер, А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов [Электронный ресурс] / А. П. Сманцер. – Минск : БГУ, 2011. – Режим доступа : http://www.elib.bsu.
44. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова. – Москва, 2000. – 8-9 с.
45. Солдатова, Г.У. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, Т. Ю. Прокофьева, О. А. Кравцова. – М.: Смысл, 2008. – 172 с.
46. Туханина, О.Э. Преемственность сфер и ступеней образования / О.Э. Туханина // Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося обра- 252 зования: сб. науч.-метод. ст.: под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2001. – С. 213–214.
47. Филатова, Л.О. Преемственность общего среднего и вузовского образования / Л.О. Филатова // Педагогика. – 2004. – № 8. – С. 63–68.
48. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М., 2006. – 165 с.
49. Холмогорова, Е.И. Организационно-педагогические условия управления информационной подготовкой обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дис. канд. пед. наук. Чита, 2007. – 23 с.
50. Юревич, А.В. Психология социальных явлений / А. В. Юревич. – М.: Институт психологии РАН, 2014. – 349 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные результаты диагностики уровня толерантности у учащихся старших классов на первоначальном этапе исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные результаты диагностики уровня толерантности у учащихся старших классов на первоначальном этапе исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты