Проявление перфекционизма и прокрастинации у студентов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Проявление перфекционизма и прокрастинации у студентов»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Проявление перфекционизма и прокрастинации у студентов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: БГПУ им. Максима Танка
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т.Ю. Юдеева, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жуковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мельбурнский опросник принятия решений (Л. Манн, адаптация Т.В. Корниловой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т.Ю. Юдеева, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жуковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мельбурнский опросник принятия решений (Л. Манн, адаптация Т.В. Корниловой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Феномен перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Основные подходы к понятию прокрастинации в современной психологической науке
1.3 Особенности проявления перфекционизма и прокрастинации у студентов
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования перфекционизма у студентов
2.3 Изучение прокрастинации у студентов
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи перфекционизма и прокрастинации у студентов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях повсеместно распространяется привычка откладывать дела на неопределенный срок, не думая о последствиях. Этот феномен, присущий многим людям, в психологии получил название «прокрастинация».
Прокрастинация является достаточно распространенным феноменом в нашей повседневной жизни – на работе, учебе, при выполнении текущих дел. В связи с этим выделяют различные ее виды – учебную, трудовую, социальную, бытовую. Считается, что именно учебный процесс характеризуется условиями, в которых чаще всего возникает прокрастинация, приводя к негативным последствиям в учебе.
Востребованного профессионала отличают: умение оперативно вникать в поставленные перед ним задачи, умение выбирать наиболее эффективные варианты решения проблем, стремление брать на себя ответственность за результат своих действий, социальная активность, целеустремленность, способность анализировать свои возможности, достоинства и недостатки, конкретизировать внутренние и внешние препятствия, препятствующие достижению цели. Обучение в вузе требует от студента собранности, оперативности, четкого выполнения объемных работ в установленный срок, что становится возможным при невысоком уровне самоорганизации. Студенты в большинстве своем стремятся проявлять активность, осознают значимость учебной деятельности, испытывают внутреннюю напряженность, пытаются совладать сами с собой, однако зачастую отвлекаются на второстепенные дела или бессмысленные занятия, откладывает на потом выполнение различных заданий, затягивают установленные сроки.
Согласно имеющимся данным, академическая прокрастинация как один из видов прокрастинации, является одним из наиболее существенных факторов, порождающих трудности в обучении. По различным данным, среди студентов 80% проявляют прокрастинацию, что негативно отражается на их обучении [20]. Феномен прокрастинации оказывает отрицательное влияние на учебную деятельность, снижает ее продуктивность, приводит к эмоциональному дискомфорту, снижает самооценку.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Феномен перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии
В зарубежной клинической психологии и психотерапии интенсивное изучение феномена перфекционизма наблюдалось в 60-80 годы прошлого века. В классическом понимании определение этого феномена включало такой параметр, как тенденция личности устанавливать чрезмерно высокие стандарты и, как следствие, невозможность испытывать удовлетворение результатами. Одно из первых научных определений перфекционизма принадлежит М.Н. Холендеру, который определил его как предъявление к себе требований более высокого уровня выполнения деятельности, чем того требуют сложившиеся обстоятельства. При этом, М.Н. Холендер отводил перфекционизму как черте характера доминирующую роль в происхождении депрессии и разных психологических заболеваний [25, с. 42].
Вслед за ним Д. Бернс определил перфекционизм в качестве особой «сети когниций», включающей ожидания, интерпретации событий, оценки себя и других людей. Согласно психологу, лица, обладающие перфекционизмом, отличаются склонностью устанавливать нереалистично высокие стандарты, стремиться к невозможным целям и определять свою ценность в терминах достижений и продуктивности [19, с. 88].
Такое понимание перфекционизма также сфокусировано на чрезмерно высоких стандартах личности, однако психолог внес такой дополнительный когнитивный параметр, как мышление в терминах «все или ничего», которое допускает лишь два варианта выполнения деятельности – полное соответствие высоким стандартам или полный крах. Затем к этим аспектам перфекционизма добавился параметр избирательной концентрации на собственных ошибках, который предполагает склонность перфекциониста к генерализации стандартов во всех областях жизнедеятельности.
В 1990-е годы прошлого века представления о структуре перфекционизма были существенно расширены. Появились достоверные сведенья о том, что перфекционизм является многомерным феноменом, то есть содержит в себе ряд связанных между собой черт, одни из которых способствуют дезадаптации, а другие – могут быть адаптивными [51]. Демонстрацией такого подхода выступает концепция перфекционизма П. Хьюита и Г. Флетта, которые выявили три составляющие перфекционизма:
– субъектно или личностно-ориентированный перфекционизм, который заключается в завышенных и нереалистичных требованиях к себе, усиленной рефлексии и самокритике, которые делают невозможным принятие собственных изъянов, недостатков и неудач;
– объектно-ориентированный перфекционизм, предполагающий предъявление преувеличенных и нереалистичных требований к окружающим;
– социально предписываемый перфекционизм, который заключается в генерализованном убеждении о том, что окружающие люди предъявляют к индивиду нереалистичные требования, которым трудно, но необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение и принятие [30, с. 50].
Некоторыми западными учеными (Д. Бернс, Р. Фрост, А. Патч, С. Блатт) перфекционизм начал изучаться с акцентом внимания на негативных проявлениях перфекционизма, среди которых: беспокойство, тревожность, трудности в общении, трудности с принятием решений, медлительность, чрезмерная самокритичность, постоянные сомнения и навязчивые опасения, трудоголизм [30, с. 51].
На протяжении длительного времени зарубежные психологи относили перфекционизм к видам нервного расстройства. С недавних пор перфекционизм начал рассматриваться как более сложное явление. Ученые стали изучать случаи, когда он не носит только негативный характер. Со временем было выявлено, что в некоторых случаях перфекционизм является полезным, так как побуждает людей упорно трудиться и устанавливать высокие личные стандарты [51, с. 85].
Психологи начали изучать позитивный (адаптивный и благотворный) и негативный (дезадаптивный и невротический) перфекционизм. По мнению Д. Хамачек, при адаптивном перфекционизме индивид характеризуется лидерскими качествами, высокой работоспособностью, активностью, мотивацией достижения успехов. Индивид с невротическим перфекционизмом отличается постоянной неудовлетворенностью собой на фоне идеи стать лучше, неадекватным уровнем притязаний, заведомо невыполнимыми высокими личными стандартами [21, с. 216].
Модель перфекционизма К.Седикидеса и М.Люк основана на двух самооценочных мотивах. Так, «мотив повышения самоценности стимулирует мысли и поведение, которые служат поддержанию, защите и увеличению позитивного характера Я-концепции. Мотив самопроверки приводит к возникновению мыслей и поведения, нацеленных на поддержание, защиту и повышение точности Я-концепции» [58, с. 160]. Перечисленные мотивы обусловливают эффективность функционирования Я-концепции.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и проведение исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить взаимосвязь перфекционизма и прокрастинации у студентов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение взаимосвязи перфекционизма и прокрастинации у студентов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: в исследовании приняли участие 60 студентов Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка 1-2 курсов в возрасте 18-19 лет.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь перфекционизма и прокрастинации у студентов.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой) [8].
Цель: выявление уровня перфекционизма и определения характера соотношения его компонентов.
С помощью методики можно выявить:
– перфекционизм, ориентированный на себя – выраженность требований, которые предъявляются себе;
– перфекционизм, ориентированный на других – выраженность требований, которые предъявляются к другим;
– социально предписанный перфекционизм – степень восприятия требований, которые предъявляют другие люди, как завышенные и нереалистичные, которым трудно, но обязательно нужно соответствовать для получения их принятия и одобрения;
– общий уровень перфекционизма - стремление быть совершенным во всем.
Согласно ключу подсчитываются сырые баллы по каждой шкал. Сумма баллов, набранная испытуемыми по трем субшкалам методики, составляет общий уровень перфекционизма.
Уровень перфекционизма определяется следующим образом:
- низкий уровень – 129-160 баллов;
- средний уровень –160-204 балла;
- высокий уровень – 204-249 баллов (Приложение А).
2. Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т.Ю. Юдеевой, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жуковой) [58].
Цель: диагностика прокрастинации как склонности к постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Индивид, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных важных дел, игнорирует эту необходимость и отвлекает свое внимание на другую деятельность. При этом, он находит себе оправдания.
Опросник включает 20 утверждений, которые описывают избегающее поведение в ситуациях, типичных для учебной деятельности. Испытуемых просят оценить по пятибалльной шкале, насколько характерно для них то или иное поведение.
При обработке результатов подсчитывается общий показатель студенческой академической прокрастинации, при этом баллы, проставленные респондентом в ответ на «обратные» утверждения, инвертируются, т.е. 5 баллов заменяются на 1 балл, 4 балла - на 2 балла и т.д.
Подсчитывается общий показатель (сумма баллов), отражающий уровень прокрастинации.
Критерии оценки:
Высокий уровень – 70-100 баллов.
Средний уровень – 31-69 баллов.
Низкий уровень – 1-30 баллов (Приложение Б).
3. Мельбурнский опросник принятия решений (Л. Манн, адаптация Т.В. Корниловой) [32].
Опросник содержит 22 утверждения. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение по 3-балльной шкале.
С помощью методики можно выявить четыре свойства, определяемые как продуктивный (бдительность) и непродуктивные копинги (избегание, прокрастинация и сверхбдительность) в ситуации принятия решения.
Описание шкал методики:
Бдительность – готовность к тщательному анализу целей, рассмотрению альтернатив, усвоение информации без общепринятых схем, а на основе собственных решений. Благодаря бдительности студенты принимают рациональные решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрены подходы к феноменам «перфекционизм» и «прокрастинация» в современной психологии. В зарубежной психологии перфекционизм определяется как сложное образование, включающее ряд параметров: сфокусированность на чрезмерно высоких стандартах личности, мышление в терминах «все или ничего», избирательной концентрации на собственных ошибках. В отечественной психологии при изучении феномена перфекционизма особое внимание уделяется его связи с личностными свойствами индивида, с его проявлениями в эмоциональной, продуктивной и межличностной сферах, предлагаются различные классификации видов перфекционизма. Также рассматриваются положительные и отрицательные изменения личности перфекциониста – совершенствование и самореализация, саморазрушение и возникновение патологических поведенческих тенденций и развития нежелательных новообразований. Прокрастинация представляет собой сложный феномен, который проявляется в добровольном откладывание планов, необходимой деятельности, решения, что сопровождается эмоциональным дискомфортом и негативными переживаниями. Прокрастинация может проявляться в форме откладывания выполнения заданий, в форме откладывания выполнения принятия решений. Объективными факторами прокрастинации выступают: характеристики задачи (распределение наград и наказаний во времени и непривлекательность задачи). Субъективными факторами прокрастинации являются ценность возможных результатов от деятельности и личность субъекта. Психологическими факторами прокрастинации служат такие особенности личности, как: наличие страха неудачи и стремление ее избежать, тревожность, перфекционизм, экстернальный локус контроля, ригидность, неуверенность в себе, низкая саморегуляция.
1. Барабанщикова, В. В. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / В. В. Барабанщикова // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3 (19). – С. 91-104.
2. Баранова, Р. А. Взаимосвязь прокрастинации и параметров ответственности у студентов с разной академической успеваемостью / Р. А. Баранова, Н. Н. Карловская // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности : материалы науч.-практ. конф. – Омск, 2008. – С. 25-29.
3. Басалаева, Н. В. Проблема проявления перфекционизма и прокрастинации у студентов / Н. В. Басалаева // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : материалы научно-практической конференции. – Лесосибирск, 2018. – С. 202-208.
4. Биктина, Н. Н. К вопросу проявления перфекционизма в студенческом возрасте / Н. Н. Биктина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 268-270.
5. Варваричева, Я. И. Феномен прокрастинации : проблемы и перспективы исследования / Я. И. Варваричева // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 121–131.
6. Гаранян, Н. Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств : автореф. дис. докт. психол. наук: 19.00.05 / Н.Г. Гаранян. – М, 2010. – 42 с.
7. Гаранян, Н. Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) / Н. Г. Гаранян // Терапия психических расстройств. –2006. – № 1. – С. 31–40.
8. Грачева, И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта / И. И. Грачева // Психологический журнал. – 2006. – № 6. – С. 73-81.
9. Груби, Т. В. Обзор исследований проблемы перфекционизма в Украине / Т. В. Груби // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. – 2016. – № 2 (2). – С. 77-82.
10. Гуляс, И. А. Перфекционизм: исторические аспекты / И. А. Гуляс // Наука и свет. – 2012. – № 3. – С. 46-49.
11. Данилевич, Л. А. Перфекционизм как особый фактор академической успеваемости студентов : автореф. дис. канд. психол. наук / Л. А. Данилевич. – Киев, 2010. – 20 с.
12. Дементий, Л. И. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации / Л. И. Дементий, Н. Н. Карловская // Психология обучения. – 2013. – № 7. – С. 4-19.
13. Дорофеева, Ю. А. Психологические и возрастные особенности студенческого возраста [Электронный ресурс] / Ю. А. Дорофеева // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie–i–vozrastnye–osobennosti–studencheskogo–vozrasta.
14. Дубровина, С.В. Взаимосвязь перфекционизма и прокрастинации у студентов медицинского вуза / С.В. Дубровина // Инновационные технологии в фармации: сборник научных трудов. – Иркутск, 2019. – С. 522-529.
15. Епанчинцева, Г. А. Исследование прокрастинации у студентов университета / Г. А. Епанчинцева // Аллея науки. – 2019. – № 3. – С. 232-238.
16. Жебрун, Я. О. Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму / Я. О. Жебрун // Вестник Бурятского гос. университета. – 2010. – № 5. – С. 36–38.
17. Забродина, Л.А. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидно-личностными характеристиками студентов [Электронный ресурс] / Л.А Забродина // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-osobennostey-prokrastinatsii-s-individno-lichnostnymi-harakteristikami-studentov.
18. Зарипова, Т. В. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента [Электронный ресурс] / Т. В. Зарипова, Н. А. Данилова // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz–akademicheskoy–prokrastinatsii–i–uchebnoy–motivatsii–studenta.
19. Зеленцова, Ю. В. Типологический подход к исследованию перфекционизма в работах зарубежных и отечественных психологов / Ю. В. Зеленцова // Приволжский научный вестник. – 2105. – № 6-2 (46). – С. 87–90.
20. Ивутина, Е. П. Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов [Электронный ресурс] / Е. П. Ивутина, Е. С. Шуракова // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-prokrastinatsiya-kak-proyavlenie-zaschitno-sovladayuschego-povedeniya-u-studentov.
21. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 302 с.
22. Казарян, А. Ф. Влияние психологических особенностей студентов на их успешность в учебной деятельности / А. Ф. Казарян // Немецко-российское сотрудничество : материалы научно-практической конференции. – Москва, 2019. – С. 67-72.
23. Калинина, Т. В. Феномен прокрастинации : современные исследования / Т.В. Калинина // Приволжский научный вестник. – 2016. – № 2. – С. 152-156.
24. Карловская, Н. Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью / Н. Н. Карловская, Р. А. Баранова // Психология в вузе. – 2008. – № 3. – С. 38–49.
25. Кашина, О. П. Проблема перфекционизма и нарциссизма в современном обществе / О. П Кашина // Вестник Нижегородского ун-та. – 2010. – № 2. – С. 41-46.
26. Киселева, М. А. Взаимосвязь прокрастинации и перфекционизма личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/11/2566.
27. Киселева, М. А. Особенности прокрастинации личности / М. А. Киселева // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи : сб. науч. ст.- Саратов, 2015. – C. 31-34.
28. Ковылин, В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – № 2. – С. 22-41.
29. Колесниченко, М. Б. Социологический подход к студенческой прокрастинации [Электронный ресурс] / М. Б. Колесниченко, О. Ю. Паршакова // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiy–podhod–k–studencheskoy–prokrastinatsii.
30. Кононенко, О. И. Теоретические модели изучения перфекционизма личности в зарубежной психологии / О. И. Кононенко // Scientific e-journal «PEM: Psychology. Educology. Medicine». – 2014. – № 1. – С. 49–58.
31. Кормачева, И. Н. К вопросу о психологическом феномене «прокрастинация» / И. Н. Кормачева, О. А. Шамшикова // Развитие человека в современном мире : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Новосибирск, 15–17 апр. 2014 г. / Новосиб. гос. пед. ун-т ; под ред. Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. – Новосибирск, 2014. – С. 253–270.
32. Корнилова, Т. В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация / Т. В. Корнилова // Психологические исследования. – 2013. – Т. 6, № 31. – С. 4-5.
33. Коробейникова, А. О. Взаимосвязь академической прокрастинации и самооценки у студентов [Электронный ресурс] / А. О. Коробейникова, Е. П. Ивутина // Концепт : научн.-метод. электрон. журн. – 2016. – Т. 32. – Режим доступа: http://e–koncept.ru/2016/56669.htm.
34. Кулешова, В. В. Проблема академической прокрастинации в контексте учебной деятельности студентов / В. В. Кулешова // Сборник научных трудов. – М., 2017. – С. 105-113.
35. Ларских, М. В. Взаимосвязь между перфекционизмом и прокрастинацией у студентов / М. В. Ларских, Н. Г. Матюхина // Universum : психология и образование. – 2015. – № 7 (17). – С. 1-6.
36. Ларских, М. В. Психолого-педагогическая концепция формирования конструктивного перфекционизма студента : автореф. дис. канд. психол. наук / М. В. Ларских. – Москва, 2016. – 25 с.
37. Люленкова, О. Ю. Влияние прокрастинации на успеваемость студента / О. Ю. Люленкова // Наука и образование. – 2019. – № 1. – С. 66-68.
38. Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т. Ю. Юдеева, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жуковой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://sites.google.com/site/test300m/pssp. – Дата доступа : 09.01.2021.
39. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М. : Прайм-Еврознак, 2008. – 421 с.
40. Микляева, А. В. Академическая прокрастинация в студенческой среде : результаты эмпирического исследования / А .В. Микляева, Д. С. Реброва // Известия Иркутского гос. Ун-та. – 2017. – Т. 19. – С. 59-66.
41. Михалко, Н. Н. Психологические особенности личности студента / Н. Н. Михалко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 1. – С. 229-233.
42. Мохова, С. Б. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов / С. Б. Мохова, А. Н. Неврюев // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С 24-35.
43. Олейникова, Е. О. Феномен прокрастинации и особенности его проявления в учебной деятельности студентов / Е. О. Олейникова // Наука и знание. Сборник научных трудов. – Москва, 2018. – С. 111-114.
44. Панина, В. В. Перфекционизм как устойчивая черта личности современных студентов / В. В. Панина // Социологический нарратив 2020. – Курск, 2020. – С. 270-275.
45. Панчук, Е. Ю. Прокрастинация и особенности ее проявления у студентов / Е. Ю. Панчук // Сборник научных трудов Ангарского гос. технического университета. – 2020. – № 17. – С. 344-352.
46. Пеняева, С. А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной Я-концепции студентов в процессе обучения / С. А. Пеняева // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 2. – С. 1–4.
47. Плавник, Н. К. Психологические факторы академической прокрастинации у учащихся / Н. К. Плавник // Научные труды республиканского института высшей школы : Психологические науки. – 2017. – № 17 (3). – С. 192-196.
48. Позняк, С. В. Феномен академической прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / С. В. Позняк // Научные труды республиканского института высшей школы : Психологические науки. – 2017. – № 17 (3). – С. 302-308.
49. Рожина, И. Р. Прокрастинация в студенческой среде и методы ее преодоления / И. Р. Рожина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2017. – № 4. – С. 23-28.
50. Сибирцева, Е. И. Личностные ресурсы людей с различным уровнем прокрастинации [Электронный ресурс] / Е. И. Сибирцева // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye–resursy–lyudey–s–razlichnym–urovnem–prokrastinatsii.
51. Тал, Бен-Шахар. Парадокс перфекциониста / Пер. с англ. – М. : Манн, Иванов, Фербер, 2013. – 151 с.
52. Тронь, Т. М. Взаимосвязь личностных черт «активных прокрастинаторов» и эффективности обучения [Электронный ресурс] / Т. М. Тронь // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz–lichnostnyh–chert–aktivnyh–prokrastinatorov–i–effektivnosti–obucheniya.
53. Тронь, Т. М. Феномен прокрастинации : причины возникновения / Т. М. Тронь // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – № 6. – С. 88-95.
54. Чернышева, Н. А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения [Электронный ресурс] / Н. А. Чернышева // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prokrastinatsiya–aktualnoe–sostoyanie–problemy–i–perspektivy–izucheniya.
55. Шагарова, И. В. Перфекционизм как фактор копинг-поведения в профессиональных стрессовых ситуациях / И. В. Шагарова, В. Г. Нагайцева // Вестник Омского университета. – 2011. – № 1. – С. 11–17.
56. Шарок, В. В. Особенности социально-психологической адаптации студентов разных курсов обучения / В. В. Шарок // Актуальные проблемы психологического знания. – 2015. – № 3 (36). – С. 84-95.
57. Эриксон, Э. Идентичность. Юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Флинта, 2006. – 352 с.
58. Юдеева, Т.Ю. Апробация опросника студенческой прокрастинации С. Lay / Т. Ю. Юдеева, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жукова // Психологическая диагностика. – 2011. – № 2. – С. 84–94.
59. Ясная, В. А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние / В. А. Ясная, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 157-168.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт, в адаптации И.И. Грачевой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т.Ю. Юдеева, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жуковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мельбурнский опросник принятия решений (Л. Манн, адаптация Т.В. Корниловой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала академической прокрастинации» (C. Лэй, адаптация Т.Ю. Юдеева, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жуковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мельбурнский опросник принятия решений (Л. Манн, адаптация Т.В. Корниловой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты