Динамика творческих способностей студентов в условиях музыкальной стимуляции
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Динамика творческих способностей студентов в условиях музыкальной стимуляции»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Динамика творческих способностей студентов в условиях музыкальной стимуляции
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Минский государственный лингвистический университет, ГУО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест С. Медника.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест С. Медника.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы данных по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты влияния музыки на творческие способности
1.1 Понятие «творческие способности» с точки зрения отечественных и зарубежных исследователей
1.2 Ассоциативное мышление как основа развития творческих способностей
1.3 Влияние музыкальной стимуляции на развитие творческих способностей
Выводы по главе 1
Глава 2 Исследование влияния музыкальной стимуляции на творческие способности студентов
2.1 Организация исследования влияния музыкальной стимуляции на творческие способности студентов
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Практические рекомендации по использованию музыкальной стимуляции для развития творческих способностей
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества, характеризующийся стремительным научно-техническим прогрессом, глобальной информатизацией и компьютеризацией, повышением роли интеллектуального труда, ставит перед системой образования ряд проблем, важнейшей из которых является развитие творческих способностей личности. Сегодня все большее значение придается креативности и творческим способностям учащихся и студентов. Поскольку наличие развитых творческих способностей является залогом познавательной активности, умения находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Образование должно обеспечивать формирование у студентов не только системы знаний, научного мировоззрения, но и развитие их творческих способностей, навыков самостоятельного научного познания, самообразования и самореализации. Развитие творческих способностей личности является приоритетным направлением современного образования. Творческие способности связаны с общеучебными умениями и навыками и позволяют: развить самостоятельное мышление, воображение, речь.
Так как образовательные системы Республики Беларусь ориентированы на поддержку одаренности, самостоятельных, творческих начал в развитии личности. Отечественная система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. В соответствии с Кодексом РБ «Об образовании» в настоящее время оказывается государственная поддержка творчески одаренным учащимся и студентам на всех этапах образовательного процесса [14].
Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность. Через приобщение к музыкальному искусству активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в процессе развития их мыслительной деятельности и творческих способностей. Музыкальная стимуляция – специально созданная, целесообразная организация жизнедеятельности участников воспитательного процесса, связанная с использованием образцов музыкального творчества, которые влияют на ассоциативную сферу мышления личности. В связи с этим возникает необходимость более глубокого изучения проблемы влияния музыкальной стимуляции на творческие способности студентов, что определило актуальность данного исследования.
Проблема творческих способностей была предметом глубокого внимания и изучения в работах зарубежных (Д. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Штерн и др.) и отечественных (Б.Г. Ананьев, В.М. Розин, А.А. Смирнов, В.Д. Шадриков и др.) психологов и педагогов.
Вопросам развития мыслительной деятельности уделяется большое внимание в психолого-педагогических исследованиях. Существуют различные целостные теории мыслительной деятельности: ассоциативная теория мышления (С.Л. Рубинштейн), теория развития понятий (Л.С. Выготский), деятельностная теория мышления (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев), концепцию психологического основания творческой деятельности предложил Я.А. Пономарев, теорию обобщенных ассоциаций разрабатывали А.А. Ветров, П.А. Шеварев.
Изучением аспектов влияния музыкальной деятельности на развитие творческих способностей занимались Л. Ауэр, А.А. Готсдинер, Г.Нейгауз, В.И.Петрушин, Б.М. Теплов и др. Изучением аспектов влияния музыкальной деятельности на мышление занимались М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Д. Н. Узнадзе, Ю.А. Цагарелли и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
1.1 Понятие «творческие способности» с точки зрения отечественных и зарубежных исследователей
Прежде чем раскрыть понятие «творческие способности», следует остановится на характеристике термина «творчество». В общепринятом смысле «творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [23, с. 310]. До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний.
Творчество можно рассматривать в двух аспектах: философском и психологическом. Определение, предложенное в философском словаре, раскрывает следующую трактовку, характеризующую «творчество» как «процесс человеческой деятельности, при котором будут созданы качественно новые духовные и материальные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также мастерство, приобретаемое в обучении и практике, необходимое для осуществления творческого замысла» [5, с. 28].
В психологическом аспекте подробно раскрывает понятие «творчество» М.К. Тутушкина. Она считает, что «творчество – это деятельность, порождающая новые духовные и материальные ценности, отличительными чертами которой являются оригинальность и неповторимость, а также общественно-историческая уникальность. В творчестве заложено глубокое личностное начало, которое является основой для творческой деятельности» [27, с. 141].
Исследование творчества на научном материале было осуществлено в 1959 году группой ученых во главе с Дж. Гилфордом. Параллельно и независимо от Дж. Гилфорда серию экспериментов на материале искусства в том же 1959 году провели В. Лоуэнфельд и К. Бейттел. Сопоставление результатов исследований позволило выявить восемь существенных критериев, пригодных для дифференцирования:
1) умение видеть проблему;
2) беглость, умение видеть в проблеме как можно больше возможных сторон;
3) гибкость как умение понять новую точку зрения;
4) оригинальность, отход от шаблона;
5) способность к перегруппировке идей и связей;
6) способность к анализу;
7) способность к конкретизации или синтезу;
8) ощущение стройности организации идей.
Кроме того, было показано, что «творчество в искусстве и в науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой» [9, с. 56].
Как принято считать, любое творчество – это нестандартное видение мира, это свобода и основа многих инновационных открытий. Любую личность, осуществляющую творческую деятельность, сложно представить без владения ассоциативно-образным мышлением, без развитой фантазии и воображения.
Творческие способности являются одним из многочисленных видов способностей.
Творческие способности тесно связаны с воображением, так как обычно при решении задачи, проблемной ситуации, воображение и творческое мышление связывают с дивергентным мышлением, то есть человек способен обнаружить несколько правильных ответов на один и тот же вопрос.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ НА ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1 Организация исследования влияния музыкальной стимуляции на творческие способности студентов
С целью выявления степени влияния музыкальной стимуляции на творческие способности студентов было проведено исследование. В исследовании приняли участие 22 человека, студенты 2 курса факультета английского языка.
База исследования: Государственное учреждение образования «Минский государственный лингвистический университет».
Цель исследования: выявление влияния музыкальной стимуляции на творческие способности студентов и оценка динамики творческих способностей в условиях музыкальной стимуляции.
Гипотеза исследования: классическая музыка оказывает положительное влияние на творческие способности студентов.
Методики исследования: предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медника (тест отдаленных ассоциаций). Методика адаптирована в лаборатории психологии способностей Института психологии Российской академии наук на выборке школьников старших классов на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет.
Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В данном случае испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад (Приложение А).
При разработке данного теста использовались принципы построения методики, не регламентирующей деятельность испытуемого. Так, тестовые задания были максимально освобождены от ориентации на мотивацию достижения, поскольку мотивация достижения является стимуляцией деятельности.
Разработанная же методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, а не особенностей деятельности испытуемого в данных экспериментальных условиях.
Методика была использована в качестве экспериментальной. Особенности проведения эксперимента: в данном исследовании сравнивались показатели по итогам проведения эксперимента в 2020 году. В первой серии испытуемым предлагалось выполнить сначала 10 заданий, затем следовала музыкальная пауза. То есть включалась композиция «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта. Затем выполнялась вторая часть серии (остальные 9 пунктов задания). Во второй серии проводился эксперимент таким же образом. Первые 10 пунктов выполнялись, затем музыкальная пауза с тем же музыкальным фрагментом, а после выполнялась 2-ая часть.
При проведении повторного эксперимента для дипломного исследования были внесены некоторые модификации. У опрашиваемых под номерами 1-10 эксперимент проводился так же, как был описан выше. У опрашиваемых под номерами 11-22 была изменена последовательность троек слов (вторая половина шла первой, а первая половина соответственно стала второй). Также в эксперименте к дипломному исследованию баллы за тройку слов «громкая, правда, медленно» не учитывались, чтобы в первой половине первой серии и во второй половине сравнять количество троек слов (по 9 троек слов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было раскрыто понятие «творческие способности», которые рассматриваются как комплексные индивидуальные возможности индивида в совершении и действий, определяющие успешность выполнения творческой деятельности. Креативность – это интегральная характеристика личности, которая выступает способностью к творчеству.
В ходе исследования было раскрыто понятие «ассоциативное мышление», которое представляет собой особую форму психической активности человека. Анализ понятия «ассоциативное мышление» наиболее широко представлено в рамках исследований творчества и творческих способностей. Творческий характер процесса ассоциативного мышления, обеспечивает специфичность его содержания и закономерности протекания, а также во многом зависит от врожденных способностей личности. Ассоциативное мышление определяется особенностями чувственной репрезентативной системы человека, в которую входят визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные чувственные органы.
В процессе развития творческих способностей большую роль играет музыкальная стимуляция. Музыка, как вид искусства, способна вызывать у студентов самые необычные ассоциации, чувственную реакцию, пробуждать у них воображение и фантазию. Музыкальная культура располагает необъятно широким количеством сочинений, которые способны по разному воздействовать на слушателей, в том числе и на их образное мышление. Данный факт позволяет оценивать музыкальную культуру как неисчерпаемый источник возможностей для воздействия на психику человека и его мыслительные процессы.
В ходе работы было организовано исследование влияния музыкальной стимуляции на творческие способности студентов. В исследовании приняли участие 22 студента 2 курса Государственного учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет». В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что музыкальная стимуляция оказывает положительное влияние на творческие способности студентов.
Результаты исследования показали, что после музыкальной стимуляции ассоциативное мышление и проявление творческих способностей по параметру оригинальности вербальных ассоциаций активизировалось у значительного числа студентов. Так, в случае со стандартными ассоциациями, показатели увеличились у 90,9% студентов, в случае с необычными ассоциациями – у 86,4% студентов. Данные показатели являются достаточно высокими, чтобы сделать вывод о том, что музыкальная стимуляция оказывает положительное влияние на ассоциативное мышление как предпосылку творческих способностей, а также на проявление оригинальности вербальных ассоциаций как одного из показателей творческих способностей студентов.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что музыкальная стимуляция оказывает положительное влияние на творческие способности студентов, подтвердилась в ходе исследования.
В качестве перспектив дальнейшего исследования в рамках изучаемой проблемы предполагается изучить педагогические условия эффективной организации научно-исследовательских и творческих работ студентов с целью оптимизации подготовки студентов в образовательном пространстве вуза. Также предполагается провести сравнительный анализ различных видов музыкальной стимуляции на формирование творческих способностей студентов, выявить оптимальные пути развития творческого потенциала студентов в вузе с использованием различного вида стимулирующих воздействий.
Полученные результаты эмпирического исследования совпадают с данными других авторов. В частности, К. Эскин в серии экспериментов доказала, что прослушивание музыки может повлиять не только на когнитивные способности, но и на творческие способности [34]. В.И. Петрушин также получил эмпирические доказательства положительного влияния музыкальной стимуляции на творческие способности при выполнении учебных заданий (написание сочинений) [20].
1. Белобрагин, В. В. Социальная психология музыкальной сферы : учебно-методическое пособие / В. В. Белобрагин. – М. : Научный консультант, 2017. – 54 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) / Д. Б. Богоявленская, И. А. Сусоколова // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 3. – C. 97–107.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: монография / Д.Б. Богоявленская. – Самара : Издательский дом «Федоров», 2009. – 416 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология креативных способностей / Д.Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2012. – 320 с.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 672 с.
6. Волкова, Е. В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности / Е. В. Волкова // Психологический журнал. –2011. – Т. 32. – № 4. – С. 83–94.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Речь, 2011. – 608 с.
8. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер // Музыкальная психология и психология музыкального образования: хрестоматия. Часть 2: хрестоматия / Сост.-ред. С.В. Шишкина. – Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2014. – 125 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3–е изд. – СПб. : Питер Пресс, 2008. – 358 с.
10. Дымникова, М. Физиологические аспекты музыки и долголетие. / М. Дымникова // Успехи геронтологии. – 2015. – № 4. – C. 645-655.
11. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 448 c.
12. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевсеий. – М. : Просвещение, 2005. – 224 с.
13. Карпова, Л. Г. Проблема творческих способностей личности в психологии / Л. Г. Карпова // Омский научный вестник. – 2008. – № 3. – С. 142–145.
14. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года
Одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2011 г. № 325-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877.
15. Лобанов, А. П. Актуальные проблемы психологии интеллекта. В 2-х ч. Ч.1: Учебно-методическое пособие / А.П.Лобанов, С.И.Коптева. – Минск : НЕССИ, 2000. – 96 с.
16. Лунина, Г. В. Креативное мышление как залог успешного развития личности младшего школьника / Г. В. Лунина // Интерактивная наука. – 2018. – № 2. – С. 17-20.
17. Любарт, Т. Психология креативности ; пер. с фр. / Т. Любарт [и др.]. – М. : «Когито–Центр», 2009. – 215 с.
18. Меерович, М. И. Технология творческого мышления: практич. пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. – Минск : Харвит, 2010. – 432 с.
19. Моляко, В.А. Творческий потенциал человека как психологическая проблема / В. А. Моляко // Психологическая газета. – 2005. – №6. – С. 4-5.
20. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей / В. И. Петрушин. – М. : Юрайт, 2017. – 221 с.
21. Пигров, К. С. Творчество и современность / К.С. Пигров. – СПб. : Знание, 2012. – 396 с.
22. Розин, В. М. Психология: наука и практика / В.М. Розин. – М. : РГГУ: Омега-Л, 2005. – 544 с.
23. Ручкова, Н. А. Определение понятия «творческое мышление» в научной литературе по психологии / Н. А. Ручкова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2010. – № 3. – С. 310-316.
24. Сайханова, Р. А. Творческое мышление / Р. А. Сайханова // Наука и молодежь: сборник трудов конференции. – Грозный, 2018. – С. 615-617.
25. Семенов, И. Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика / И. Н. Семенов // Психология. – 2006. – № 4. – С.65-72.
26. Сорокина, Ю. В. Система психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся / Ю. В. Сорокина, И. А. Вольчик // Одаренный ребенок. – 2007. – № 6. – С.74-89.
27. Практическая психология / под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб. : Дидактика Плюс, 2011 – 368 с.
28. Столяренко, Л. Д. Психология / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2000. – 672 с.
29. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. – М. : МГУ, 2006. – 251с.
30. Ушаков, Д. В. Современные исследования творчества / Д. В. Ушаков // Психология. – 2005. – № 4. – С.53-56.
31. Яковлева, Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М. : Молодая гвардия, 2012. – 78с.
32. Ясвин, В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В. И.Панова. – М. : Молодая гвардия, 2011. – 176 с.
33. Beeman, M. The Aha! Moment: The Cognitive Neuroscience of Insight /
M. Beeman // Current Directions in Psychological Science. – 2009. – Vol 18, Issue 4. – РР. 210-216.
34. Eskine, K. E. Effects of music listening on creative cognition and semantic memory retrieval / Katherine E. Eskine, Ashanti E. Anderson, Madeline Sullivan, Edward J. Golob // Psychology of Music. – 2018. - Vol 48, Issue 4. – РР. 513-528.
35. Ritter, S. Fostering students’ creative thinking skills by means of a one-year creativity training program / S.Ritter // PLoS ONE. – 2020. – Vol 15, Issue 3.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест С. Медника.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест С. Медника.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы данных по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты