Социокультурная реабилитация лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социокультурная реабилитация лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
251.00 BYN
Социокультурная реабилитация лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района, ГУ (г. Брест)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Экспертный опрос для специалистов Центра».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Выявление проблем и потребностей лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья в социально-культурной реабилитации».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Планирование программы.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты социокультурной реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья в территориальном центре социального обслуживания населения
1.1 Проблемы социокультурной реабилитации лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья
1.2 Социокультурная реабилитация лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья как направление работы территориального центра социального обслуживания населения
2. Эмпирические аспекты социокультурной реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения московского района г. Бреста»
2.1 Опыт деятельности ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста» по организации социокультурной реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья
2.2 Анализ удовлетворенности лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья организацией социокультурной реабилитацией ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста»
2.3 Программа социокультурной реабилитации лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Социокультурная реабилитация лиц с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития (ТМНР) является одной из актуальных проблем современной социальной работы.
В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция увеличения численности лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития.
По данным ЮНЕСКО 2 миллиона детей и взрослых имеют тяжёлые и (или) множественные нарушения физического и (или) психического развития. В соответствие со статистическими данными, известно, что в 2018 году в Республике Беларусь было 651 тысяча детей-инвалидов, в 2019 году – уже 670 тысяч детей-инвалидов, из них школьники (дети от 8 до 17 лет): в 2018 году – 432 тысячи человек, а в 2019 году – 453 тысячи человек.
Единого определения тяжёлого и множественного нарушения развития нет. В качестве синонимов термина «ТМНР» используется термин «сложное нарушение», в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложный дефект», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения», «сложная структура нарушения». В нормативных документах отмечается, что к тяжёлым множественным нарушениям в развитии можно отнести нарушения, где сочетаются два и более дефекта у одного ребёнка. Лица данной группы в структуре дефекта имеют сложные переплетения нескольких нарушений: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, интеллектуальные нарушения различной степени выраженности.
В современных условиях нашей страны, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать трансформацию, решение проблем лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Низкий уровень и качество жизни у большинства лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.
Наличие тяжёлых и множественных нарушений здоровья – существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации, обусловленной нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Сегодня важным является привлечение внимания к жизненной активности самих лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья, формировании в обществе новой концепции независимой жизни лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья. В этой связи большое значение для приобретения данной категории граждан независимости является их социокультурная реабилитация. Она проводится в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями такими как: обеспечение техническими средствами реабилитации, оздоровление в специализированных центрах.
Ежегодное увеличение числа участников социокультурных мероприятий и возрастающий к ним интерес общественности свидетельствуют об их высокой востребованности и значимости для лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья.
Освоение лицами с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и социокультурную среду требует от общества определенных дополнительных мер.
В настоящее время процесс социокультурной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Педагоги, социологи, психологи, социальные психологи, социальные работники другие специалисты анализируют различные аспекты этого процесса, исследуя механизмы, этапы, стадии, факторы социокультурной реабилитации.
Различные аспекты социокультурной реабилитации освещены в работах Е.И. Холостовой, Л.И. Дементьевой, Л.Н. Петуховой, М.А. Беляевой, С.М. Микрюковой. В Республике Беларусь исследованием данной проблемы занимаются В.А. Барков, Т.В. Варенова, С.Е. Гайдукевич, В.П. Гриханов, Т.В. Демьяненок, Л.А. Зайцева, Ю.В. Захарова, И.В. Зыгманова, Е.М. Калинина, Ю.Н. Кислякова, И.В. Ковалец, А.Н. Коноплева, Т.П. Кунцевич, Е.А. Лемех, Т.Л. Лещинская, В.И. Радионова, В.А. Шинкаренко и др. Однако, большинство работ посвящено социально-педагогической и медицинской реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья, а вопросы социокультурной реабилитации изучены не в полной мере и нуждаются в дальнейшем обобщении и анализе, что является актуальной проблемой.
В настоящее время наблюдается противоречие между необходимостью социокультурной реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья и недостаточностью исследований этого вида деятельности для дальнейшего внедрения ее в практику социальной работы.
Вышесказанное обусловило актуальность темы дипломной работы: «Социокультурная реабилитация лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья (на примере ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста»)».
Объект исследования: социокультурная реабилитация лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья.
1 Теоретические аспекты социокультурной реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья в территориальном центре социального обслуживания населения
1.1 Проблемы социокультурной реабилитации лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья
В настоящее время приходиться констатировать тот факт, что в мире, в связи с ухудшающейся экологической ситуацией и высоким уровнем заболеваемости и травматизма, число людей, имеющих те или иные ограничения жизнедеятельности, растет. Статистика количества инвалидов в мире и в Республике Беларусь говорит о том, что число недееспособных жителей планеты неуклонно увеличивается. Это глобальная проблема всего человечества. Представителям властей стран мира следует задуматься о налаживании ситуации: требуется углубление внимания к каждому человеку с ограниченными возможностями, обеспечение социальной адаптации, актуализации, интеграции в общество инвалидов. Необходимо акцентировать основное внимание и усилия на выработку у инвалида системы целей и ценностей, способствующей их свободной самоактуализации и самореализации.
При определенных подходах к реализации социальной поддержки инвалиды могут стать социально-активной группой населения, ведь наличие у человека определенных физических недостатков не должно быть причиной, тормозящей полноценную работу личности. В истории есть немало примеров, когда люди с дефектами слуха, зрения, двигательного аппарата добивались поразительных результатов. Неповторимость, уникальность каждого человека должна работать на общество и задача общества – создать все условия для этого.
«Реабилитация является процессом осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий различными способами и методами, направленными на сохранение и восстановление здоровья человека и среды его жизнеобеспечения по принципу минимакса», – считают Т.С. Алферова и О.А. Потехина [2, с. 29].
А.В. Чоговадзе с соавторами, определяя реабилитацию, подчеркивает, что «особо важно восстановление физического, психологического и социального статуса человека» [55, с. 121].
А.Ю. Иванова, С.В. Остроушко, определяют реабилитацию как «процесс восстановления здоровья, функционального состояния и трудоспособности, после болезни, травмы или каких-то физических, химических и социальных факторов» [31, с. 39].
По мнению Н.Ф. Николаевой реабилитация есть «комплекс скоординировано проводимых мероприятий медицинского, психологического, педагогического, социального характера, направленных на наиболее полное восстановление здоровья, способности переносить физические нагрузки, психологического статуса и трудоспособности лиц, утративших эти способности в результате заболевания» [29, с. 94].
При проведении исследования мы будем опираться именно на определение данного автора, так как мы разделяем её точку о том, что реабилитация должна носить комплексный характер.
По мнению Н.И. Кунгуровой «основными направлениями реабилитации являются:
- восстановительные мероприятия;
- профессиональная ориентация, обучение и образование, трудоустройство, производственная адаптация;
- социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социальная адаптация;
- физкультурно-оздоровительный спорт» [21, с. 221].
Основными принципами реабилитации являются:
1. Принцип единства диагностики и реабилитации. Началу осуществления реабилитационной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического исследования, который проводится психологом. Психолог составляет первичное заключение и формулирует цели и задачи реабилитационной работы. На основании заключения психолога социальный работник определяет необходимые методы работы.
2. Принцип дифференцированного подхода к отдельным лицам и социальным группам. Дифференциация подходов к разрешению социокультурных проблем различных групп людей проводится на основе учета целого ряда факторов: индивидуальные и культурные потребности, адресность предоставления образовательных, развлекательных, оздоровительных и других услуг, обеспечение информированности всего населения о положении инвалидов и лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья, об их правовых гарантиях и возможности получения ими необходимой помощи и услуг.
3. Принцип системности. Реализация принципа системности в реабилитационной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в развитии личности. Он предполагает всестороннюю проработку решений и предпринимаемых действий, анализ возможных альтернатив, координацию усилий специалистов различного профиля, оценку возможных последствий, осуществляемых культурно-терапевтических, реабилитационных технологий.
4. Деятельностный принцип реабилитации. Суть его заключается в том, что генеральным способом реабилитационного воздействия является организация активной деятельности личности, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности [30, с. 13].
2 Эмпирические аспекты социокультурной реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения московского района г. Бреста»
2.1 Опыт деятельности ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста» по организации социокультурной реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья
Социальная реабилитация инвалидов, состоящая из: социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социокультурной реабилитации, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спорта, создает и обеспечивает условия для социальной интеграции инвалида, восстанавливает его социальный статус, его способности к самостоятельной общественной, семейной и бытовой деятельности, способствует более успешной социальной адаптации гражданина с ограниченными возможностями здоровья.
Эти задачи, главным образом, возложены на отделение дневного пребывания для инвалидов.
Отделение дневного пребывания для инвалидов – отделение, предназначенное для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, предоставления им медицинской помощи, организации отдыха, привлечения к трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.
Рассмотрим работу отделения на примере ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста».
В отделении дневного пребывания для инвалидов находятся на обслуживании инвалиды I – II группы с умеренной интеллектуальной недостаточностью, а также лица с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями развития в возрасте от 16 до 45 лет на безвозмездной основе. В условиях дневного пребывания им предоставляется возможность временного пребывания, занятий по интересам и трудовой реабилитации.
Преимущественному зачислению на обслуживание подлежат выпускники ЦКРОиР, выпускники второго отделения вспомогательных школ, выпускники, которые охвачены надомным обучением в соответствии с перечнем медицинских показаний для обучения на дому.
Целью работы отделения является оказание инвалидам, в том числе выпускникам центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы Министерства образования Республики Беларусь, консультационно-информационных, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-посреднических и социально-реабилитационных услуг в условиях дневного пребывания в отделении.
Задачами работы отделения является [20]:
- развитие и поддержание у людей с ограничениями навыков поведения, самоконтроля, общения, а также пользования техническими средствами социальной реабилитации;
- содействие лицам с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных вследствие заболевания способностей к самообслуживанию;
- развитие способностей и интересов у лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья к трудовой деятельности, трудовых навыков, обеспечивающих реализацию их прав и потенциальных трудовых возможностей;
- работа с родственниками подопечных отделения в целях организации преемственности реабилитационных мероприятий в семье;
- создание условий для удовлетворения потребностей лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья и членов их семей в общении и проведении досуга.
Развитие социальных умений и навыков инвалида происходит с помощью социокультурной реабилитации. Социокультурная реабилитация инвалида осуществляется с помощью духовных ценностей, передаваемых ему в творческой форме. Особое значение в социокультурной реабилитации инвалидов принадлежит кружкам и клубам. Внутренний мотив, способствующий включению человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, в работу кружка или клуба, основан на интересе к тому, что он делает, к развитию самостоятельности, выражению своих мыслей, творческих способностей и достижению самореализации в деятельности.
В отделении дневного пребывания для лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста» организована работа 8 кружков и 2 клубов по интересам, 2 трудовых мастерских. Занятия в кружках проводятся ежедневно как индивидуальные, так и групповые по 40-50 минут и 1 час 30 минут соответственно. В перерывах между занятиями проводятся беседы на различные тематики, дыхательные и зрительные упражнения, отдых и т.д. Все кружки, работающие в отделении, можно подразделить в соответствии с видами организованной в них реабилитации.
В отделении функционируют творческие кружки. Основная цель таких кружков – включение лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение зон их творческих возможностей с учетом индивидуальных особенностей. Созданные инвалидами в процессе социальной терапии творческие работы и их признание окружающими повышают их самооценку, уровень их самопризнания, способствует самовыражению, самоутверждению. Здесь инвалиды всячески могут проявить себя, обучаются изготавливать работы в разных техниках искусства.
Кружок «Глинка» функционирует с целью развития у лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья трудовых навыков, творческих способностей.
Заключение
Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели и сделать следующие выводы:
1. Социокультурная реабилитация лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья представляет собой комплекс мероприятий, направленный на поддержание, развитие и самоутверждение лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья. Данный вид реабилитации основывается на следующих принципах: принцип средового подхода, системного подхода, дифференцированного подхода, принцип выбора пути и методов реабилитации и др. Основной целью социокультурной реабилитации является содействие в достижении и поддержании оптимальной степени участия лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья в обществе и реализации их культурных интересов и запросов. Данная цель достигается путем решения следующих задач: устранение причины изоляции лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья в социокультурной сфере, приобщение их к социокультурной деятельности и др. Социокультурная реабилитация определяет рост и повышение социальной активности лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья, их самооценку, развитие творческого потенциала, развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции. Отмечая несомненную пользу современных технологий социокультурной реабилитации, можно сделать вывод о том, что ее социокультурное содержание нацелено на значительно более массовое привлечение методов и средств данного вида реабилитации, который является базой и основой социализации лица с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья, а также его адаптации к активной творческой деятельности, и в целом самовыражения, самореализации и саморазвития.
2. В условиях системы социальной защиты в Республике Беларусь мероприятия по социальной реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья реализуются отделением для дневного пребывания инвалидов в Территориальном центре социального обслуживания населения (ТЦСОН), входящим в центр в виде структурного подразделения. Основными направлениями социокультурной реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья в условиях ТЦСОН являются просветительское, досуговое, познавательное, лечебно-оздоровительное, эмоционально-эстетическое. К основным формам социокультурной реабилитации относятся: посещение театров, музеев, концертных залов, просмотр телепередач, встречи, конкурсы, турниры, экскурсии, лекции, мастер-классы, выставки декоративно-прикладного творчества и др. Социокультурная реабилитация осуществляется путем использования следующих методов: библиотерапия, изотерапия, арттерапия, музыкотерапия, гарденотерапия и др. Классификация социокультурных методов может осуществляться по самым разным основаниям: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения, объектам и другим параметрам.
3. Анализ опыта деятельности ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста» по организации социокультурной реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья позволил сделать следующий вывод: в отделении дневного пребывания для лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста» находятся на обслуживании лица с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья I – II группы с умеренной интеллектуальной недостаточностью, а также с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями развития в возрасте от 16 до 45 лет. В условиях дневного пребывания им предоставляется возможность временного пребывания, занятий по интересам и трудовой реабилитации. Развитие социальных умений и навыков инвалида происходит с помощью социокультурной реабилитации. Социокультурная реабилитация инвалида осуществляется с помощью духовных ценностей, передаваемых ему в творческой форме. Особое значение в социокультурной реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья принадлежит кружкам и клубам. В отделении дневного пребывания для лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста» организована работа 8 кружков и 2 клуба по интересам, 2 трудовых мастерских.
4. В ходе анкетирования среди лиц с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья, посещающих отделение дневного пребывания ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста», а также специалистов Центра мы выявили, что существуют некоторые проблемы в организации мероприятий, кружков отделения дневного пребывания для инвалидов ГУ «ТЦСОН Московского района г. Бреста». Большинство опрошенных довольно количеством имеющихся в отделении кружков. Однако некоторые респонденты отметили, что иногда их не устраивает время проведения мероприятий, а иногда и само содержание мероприятий. Лица с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья считают, что недостаточно проводится мероприятий по лечебно-оздоровительным направлениям социокультурной реабилитации мероприятия, по досуговому направлению, и по эмоционально-эстетическому. Также, несмотря на разнообразие направленности кружков, открытых в отделении, некоторые респонденты, выдвинули предложения о необходимости открытия музыкального и спортивного кружков.
1. Адаптация и реабилитация в социальной работе: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / Под общей ред. Н. Ш. Валеевой. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. – 586 с.
2. Алферова, Т.С. Основы реабилитологии / Т.С. Алферова, О.А. Потехина. – – Москва : Московский ин-т мед.-социальной реабилитации. – 1995. – 359 с.
3. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анциферова. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 512 с.
4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2011. – С. 23-28.
5. Артюхов, А.Т. Образ жизни лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья по возрасту и состоянию здоровья / А.Т. Артюхов. – М.: Академия. – 2015. – 125 с.
6. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.Ф. Басова. 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
7. Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. 1-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с.
8. Бондаренко, И. Социальная сплоченность и забота об интересах лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья / И.Бондаренко // Социальная работа, 2008. – № 1. – С. 12.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М. «Педагогика», 1987. – 344 с.
10. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика / Э. Гренлюнд, Н.Ю. Оганесян. – Спб.: «Речь», 2004. –198 с.
11. Демидова, Т.Е. Социальная работа с лицами с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья. Настольная книга специалиста / Т.Е. Демидова. – М., 2015. – 196 с.
12. Демина, Э.Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан / Э.Н. Демина. – Санкт-Петербург, 2017. – 68 с.
13. Демченко, Ю.И. Сущность реализации и методов социально-культурной реабилитации молодых инвалидов / Ю.И. Демченко // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1879-1881.
14. Ерошенков, С.Г. «Анализ закономерностей пенсионного обеспечения за рубежом и определение физического состояния пенсионной системы в России»: научный доклад / С.Г. Ерошенков.– М., 2004. – 40 с.
15. Зайнышев, И.Г. Технологии социальной работы / И.Г. Зайнышев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
16. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д.Зинкевич-Евстигнеева.– Спб.: ООО «Речь», 2000. – 310 с.
17. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
18. Кондакова, Н. И. Трудовая занятость пенсионеров Москвы / Н. И. Кондакова Э. И. Иванкова // Социологическое исследование. – 2001. – № 11. – С. 47-50.
19. Кравченко, А. И. Социальная работа / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 416 с.
20. Краснова, О.В. Социальная психология старости / О.В. Крсанова. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
21. Кунгурова, Н.И. Социальная работа / Н.И. Кунгурова. – Минск: МФЦП, 2007. 448 с.
22. Лобода, М.А. Новые технологии в деятельности социальной службы по социокультурному обслуживанию граждан пожилого возраста / М.А. Лобода // Социальное обслуживание. – 2009. – № 5. – С 43-49.
23. Макарычева, Д.С. Геронтологические аспекты социальной работы / Д.С. Макарычева. – М.: Наука, 2010. – 328 с.
24. Мерцалова, Л.В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы / Л.В. Мерцалова // Материалы I Международной научно-практической конференции. Том I. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. – С. 144-151.
25. Милькаманович, В. К. Социальная геронтологи / В.К. Милькаманович. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 328 с.
26. Мусина-Мазнова, Г. Х. Социальная геронтология: теория и практика / Г.Х. Мусина-Мазнова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2012. – 192 с.
27. Нагорная, А.Ю. Теория и технология социальной работы с лицами с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья / А.Ю.Нагорная. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 149 с.
28. Наместникова, И.В. Методы исследования в социальной работе: учебник для бакалавров – И.В. Наместникова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 430 с.
29. Николаева, Л.Ф. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца: руководство для врачей / Л.Ф. Николаева. – М.: Медицина, 1998. – 288 с.
30. Новикова, С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование / С.С. Новикова. – М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 104 с.
31. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок. – М., 2004. – 236 с.
32. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок. – М.: ИНФА-М, 2009. – 272 с.
33. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг / В.Э. Пахальян. – Спб.: Питер, 2006. – 224 с.
34. Писарева, А.В. Благосостояние пожилого населения в современной России / А.в. Писарева. – М.: ЦСП, 2010. – 142 с.
35. Плеханова, О.Е. Социально-культурная деятельность как средство реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья / О.Е. Плеханова // Журнал Вестник культуры и искусств, 2013. – 1 (33). – С. 175-180.
36. Пушкина, Н.П. Социальные и медико-демографические проблемы лиц пожилого возраста / Н.П. Пушкина. – М.: Наука, 2011. – 14 с.
37. Романычев, И.С. «Социокультурная деятельность в отделениях дневного пребывания / И.С. Романычев // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – № 4. – С. 69-77.
38. Савин, А.Ю. Социальная реабилитация лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья и инвалидов в геронтологическом центре / А.Ю. Савин // Социальное обслуживание. – 2014. – № 5. – С. 19-31.
39. Сетракова, Д. Творческая реабилитация / Д.Сетракова // Наша жизнь. – 2014. – № 6. – С. 71-73.
40. Сушкова, Г.М. Туризм – действенное средство реабилитации инвалидов с психоневрологическими заболеваниями / Г.М. Сушкова // Социальное обслуживание. – 2015. – № 1. – С. 34-40.
41. Тимошенко, Е.И. Технология социальной реабилитации лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья и инвалидов в центре социального обслуживания / Е.И. Тимошенко // Социальное обслуживание. – 2014. – № 11. – С. 47-52.
42. Тюрина, О.П. Реабилитация инвалидов посредством творчества, физической культуры и спорта в деятельности реабилитационного центра для лиц с умственной отсталостью / О.П. Тюрина // Социальное обслуживание. – 2014. – № 10. – С. 51-61.
43. Фаустова, И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста / И.В. Фаустова // Управление ДОУ. – 2008. – № 5. – С. 100-107.
44. Фирсов, М.В. Введение в профессию «Социальная работа» / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова, И.В. Наместникова. – М.: КНОРУС, 2011. – 224 с.
45. Фирсова, Н.Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию / Н.Г. Фирсова // Научные ведомости, НИУ БелГУ, ВКГИ. – 2012. – № 24 (143). – С. 218-224.
46. Фролысис, В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни / В.В. Фролысис. – СПб., 2004. – 203 с.
47. Холостова Е.И. Социальная работа с лицами с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья / Е.И. Холостова. М.: Дашков и К, 2007. –345 с.
48. Холостова, Е.И. Социальная реабилитации / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. –М., 2002. – 340 с.
49. Холостова,, Е.И. Технологии социальной работы / Под общ. Ред. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФА-М, 2001. – 400 с.
50. Чеснокова, М.А. Арттехнологии в социальной работе с гражданами пожилого возраста / М.А. Чеснокова // Отечественный журнал социальной работы. 2008. – № 1. – С. 67-69.
51. Чижиков, В.М. Методологическое обеспечение культурно-досуговой деятельности / В.М. Чижиков. – М.: МГИК, 1991. – 142 с.
52. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. – 256 с.
53. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
54. Шмелев, Р.В. «Феномен одиночества человека как социально-психологическое явление» / Р.В. Шмелев // Отечественный журнал социальной работы. – 2014. – № 3. – С. 18-21.
55. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия: история и перспективы / С.В. Шушарджан. – М.: Владос, 2005. – 192 с.
56. Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология / Р.С. Яцемирская. – М., 2003. – 224 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Экспертный опрос для специалистов Центра».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Выявление проблем и потребностей лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья в социально-культурной реабилитации».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Планирование программы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты