Развитие культуры Советской России в период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.)
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Развитие культуры Советской России в период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.)»
по дисциплине: «История»
2021
251.00 BYN
Развитие культуры Советской России в период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.)
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Поделиться
Введение
Глава 1. Историография проблемы. Методы и методология исследования
Глава 2. Основные тенденции культурного развития Советской России в начале 1920–х гг.
Глава 3. Развитие искусства: поиски стилей и направлений, их реализация
Глава 4. Повседневная жизнь советского общества в условиях новой экономической политики
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность исследования. В конце 1920–х и 1930–х годов Советский Союз переживал критический период становления. Последствия достижений и потерь развития страны за эти годы до сих пор горячо обсуждаются. И это не случайно – годы, предшествовавшие Второй мировой войне, были по своей природе неоднозначными и противоречивыми. Общество находилось в процессе перехода от аграрного к индустриальному типу развития. В современной историографии этот процесс часто называют новым термином в нашей исторической науке – «модернизация». Переход к индустриальному обществу сопровождается большими трудностями в любое время и в любой стране.
В результате процесса модернизации тогда была сформирована система, основные черты которой были сохранены и определили дальнейшее развитие Советского Союза как великой державы на несколько десятилетий. Иными словами, в конце 1920–х – 1930–х годов был сделан выбор, который определил судьбу не только страны, но и всего мира вплоть до последнего десятилетия 20 века.
Культура советской эпохи никогда не была единым целым, а всегда представляла собой диалектическое противоречие, так как наряду с официально санкционированной культурой в Советском Союзе происходило устойчивое развитие диссидентской культуры внутри СССР и культуры русских за рубежом (или русских эмигрантов) за пределами Советского Союза. Фактически, в развитии советской культуры были взаимоисключающие этапы, такие как расцвет авангарда в 1920–х годах и тоталитарного искусства 1930–х и 1950–х годов.
Таким образом, под влиянием политических и идеологических предложений Сталина происходит поворот к тоталитарному искусству, поэтому имеет смысл выделить основные черты, достижения и проблемы переходного периода советского театра 1920–х и 1930–х годов.
Неотъемлемой частью происходивших в постсоветский период изменений стали изменения в культурной сфере («культурная революция»). Они оказали влияние на образование, науку и технику, театр, литературу, искусство, духовную жизнь общества в целом. Направления формирования нового социалистического искусства и культуры задают направление и характер культурных изменений. Лидеры государственного комитета связали строительство социалистического общества с созданием социалистического общества.
Хронологические границы исследования охватывают 1921–1929 годы. Начало периода исследования – 1921, в течение которого проводилась новая экономическая политика, затрагивающая все аспекты жизни общества. Верхней границей исследования является 1929 год, после чего культурное развитие региона происходило в качественно иных, социально–политических условиях. Изучение культурных процессов 1921–1929 годов позволяет понять особенности государственной политики в области культуры в ключевые моменты истории, описать формы и методы деятельности советской власти в области культуры.
Цель дипломной работы – раскрыть реальное состояние культуры России в годы новой экономической политики.
Для осуществления поставленной цели необходима решить следующие задачи:
1. дать анализ историографии проблемы исследования;
2. проанализировать основные тенденции культурного развития Советской России в начале 1920–х гг.;
3. прояснить положение развития искусства: поиски стилей и направлений, их реализация;
4. рассмотреть и охарактеризовать повседневную жизнь советского общества в условиях новой экономической политики.
Объектом исследования выступает период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.. Предметом исследования – особенности развития культуры Советской России в период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.
Дипломная работа основывается на принципах историзма, объективности, системности и ценностного подхода. Принцип историзма – подход к действительности как изменяющейся и развивающейся во времени – позволил рассмотреть процесс развития культуры Советской России в период новой экономической политики. Принцип объективности выразился во всестороннем охвате изучаемого явления, опоре на достигнутый уровень знаний с учетом разных точек зрения на рассматриваемую проблему. Принцип системности определил ориентацию на раскрытие особенностей развития искусства; выявление его разнообразных стилей и направлений, их реализации и сведение их в единую целостную картину. Ценностный подход помог в определении индивидуально значимого в изучаемом объекте при сохранении принципов историзма и объективности.
Глава 1. Историография проблемы. Методы и методология исследования
При изучении истории культурной трансформации можно выделить два основных этапа:
Первый – с начала 1920–х гг. до 1991 г., когда работа историков была заключена в жестко обозначенные рамки, определенные положениями партийных документов и постановлений, а также различными выступлениями и заявлениями партийных лидеров. В этот период в исторической науке преобладали идеологические интерпретации, ограничивающие творческий, объективный анализ.
Второй период, с 1991 года по настоящее время, представляет особый интерес с точки зрения расширения и углубления историографии вопроса. Это связано с возросшими возможностями для исследований после неудачного переворота в августе 1991 года, поскольку коммунистическая идеология была преодолена как официальная государственная доктрина. В связи с этим были внедрены новые подходы к оценке государственной политики в области культуры [26, с. 14].
Уже в 1920–х годах начались научные исследования культурных процессов, происходящих в стране в период НЭПа. Это было время, когда вышло много интересных и разнообразных публикаций, которые являются ценным источником для нашего понимания взглядов руководителей партии большевиков на развитие культуры в условиях строительства нового общества. Литературные произведения первого периода не могут быть полностью сведены к исследовательским работам, поскольку либо они были написаны непосредственно участниками культурно–просветительской деятельности, либо являются следами конкретных событий. Эти работы в равной степени могут быть правильно классифицированы как источники и документы. Это относится как к обычным работникам «культурного фронта», так и к работам тех, кто определяет культурную политику и руководит государственными и партийными учреждениями. Разница между ними заключается в том, что последние занимаются теоретическим изучением проблемы, в то время как рядовые работники знают о конкретных мероприятиях, цифрах, работе по борьбе с неграмотностью среди взрослых и т.д.. [27, c. 36]
Труды исследователей основаны на широких теоретических основах марксизма и обогащены трудами российских социал–демократических теоретиков. В основном это были пропагандистские и популяризаторские материалы. В этот период в исторической науке преобладали идеологические интерпретации, которые ограничивали творческий, беспристрастный анализ.
Труды Ленина по проблемам культуры и образования оказали большое влияние на развитие историографии.
Ленин видел, что политические, социально–экономические и культурные изменения советского режима происходили в тесной связи между собой. Политическое правление открыло доступ к культуре для рабочего класса, но без существенного повышения грамотности трудящихся их участие политической жизни и подлинное участие в управлении обществом невозможно. Задача экономического развития страны требует квалифицированных работников, обладающих технической грамотностью. В то же время развитие промышленности и сельского хозяйства создало определенную материальную базу для культуры [29, с. 17].
В своем последнем эссе «О кооперации» Ленин назвал культурный переворот, который Россия должна была совершить, чтобы догнать развитые страны, культурной революцией: «Наш политический и социальный переворот оказался предвестником того культурного переворота, той культурной революции, с которой мы сейчас сталкиваемся».
Позднее термин «культурная революция» вошел в академический и политический лексикон, но с другим значением. Вообще говоря, понятие охватывает широкий спектр сложных изменений в сфере культуры. Ближайшие соратники Ленина занимались теоретическим развитием проблемы и полемикой о дальнейших перспективах развития культуры [71].
В последнее время историки стали уделять повышенное внимание творчеству А. В. Луначарского [73]. Как человек высокой культуры, знаток и ценитель драматического искусства А.В. Луначарский уделял особое внимание театральной политике Наркомпроса [73]. В 1924 году он опубликовал сборник статей, в который вместе с дореволюционными работами вошли очерки о театральной деятельности в 1920–х годах. С современной точки зрения, многие ранние суждения Луначарского о будущих театральных формах кажутся фантастическими, с поспешными выводами о некоторых театральных новшествах, которые преувеличивают заслуги нескольких художников. Тем не менее, эти работы отражают развитие постреволюционного сценического искусства во взаимодействии общественно–политических и художественных процессов [73].
Глава 2. Основные тенденции культурного развития Советской России в начале 1920–х гг.
НЭП – «новая экономическая политика» советской России представляла собой экономическую либерализацию со строгим политическим контролем со стороны властей [7].
НЭП пришел на смену политике военного коммунизма («старая экономическая политика» – СЭП) и поставил перед собой главную задачу: преодолеть политические и экономические кризисы весной 1921 года. Основной идеей НЭПа было восстановление национальной экономики для последующего перехода к социалистическому строительству [2, c. 47].
К 1921 году закончилась Гражданская война на территории бывшей Российской империи в целом. Громкими были и бои с белогвардейцами и японскими захватчиками на Дальнем Востоке, и РСФСР уже оценивала потери, вызванные военными революционными потрясениями:
1. Потери территории – за пределами Советской России и союзных ей социалистических государственных образований были Польша, Финляндия, страны Прибалтики, Западная Белоруссия и Украина, Бессарабия и Карсская область Армении. Потери населения в результате войн, эмиграции, эпидемий и снижения рождаемости составили около 25 миллионов человек.
2. Катастрофически не хватало сырья и топлива для некоторых работающих заводов, и фабрик. Объем промышленного производства упал примерно в 5 раз (плавка металла упала до уровня начала XVIII века). Объем сельскохозяйственного производства сократился примерно на 40%. Инфляция вышла за все разумные пределы. Наблюдался и увеличивался дефицит потребительских товаров. Ухудшился интеллектуальный потенциал общества. Многие ученые, техники и деятели культуры эмигрировали, некоторые подвергались репрессиям, вплоть до физического уничтожения [3].
Крестьяне, возмущенные продразверсткой и беспорядочными производственными подразделениями, не только саботировали доставку хлеба, но и повсеместно поднимали вооруженные восстания, выдвигали экономические и политические требования: изменение аграрной политики советской власти и отмена продразверстки [37, c. 47].
Введение НЭПа в советском государстве не было чьей–то прихотью, наоборот, НЭП был вызван рядом факторов: политических, экономических, социальных и даже идеологических. Концепция новой экономической политики в целом была сформулирована В. И. Лениным на X съезде РКП(б). Лидер призвал к изменению подходов к управлению страной на данном этапе. Концепция, что движущей силой социалистической революции является пролетариат, неприкосновенна [4].
Феномен НЭПа в советской стране неоднозначен, так как прямо противоречит марксистской теории. Когда политика «военного коммунизма» потерпела неудачу, «новая экономическая политика» сыграла роль незапланированного обходного маневра на пути строительства социализма. Исходя из этого, НЭП можно охарактеризовать в общих чертах по его основным параметрам:
- преодоление политического и социально–экономического кризиса в молодом советском государстве;
- поиск новых путей построения экономических основ социалистического общества;
- повышение уровня жизни советского общества и создание среды стабильности во внутренней политике [5].
Основные положения новой экономической политики (НЭПа):
- на смену продразверстке приходит продналог (21 марта 1921 г.);
- связь города и села через восстановление торговых и товарно–денежных отношений;
- прием частного капитала в промышленность;
- разрешение на аренду земли и наем сельскохозяйственных рабочих;
- ликвидация системы распределения по картам;
- конкуренция частной, кооперативной и государственной торговли; введение самоуправления и самодостаточности предприятий;
- отмена трудовой повинности, ликвидация труда, распределение рабского труда через обмены;
- финансовая реформа, переход на заработную плату и отмена работорговли [6; 19].
Однако, как считают современные историки, у новой экономической политики есть свои недостатки, в первую очередь к таким можно отнести низкий уровень развития тяжелой промышленности. Этот факт оказал негативное влияние на развитие Советского Союза того времени. Также они выделяют наличие следующих недостатков:
- Массовая безработица (более 2 миллионов человек).
- Высокие цены на промышленные товары.
- Инфляция.
Глава 3. Развитие искусства: поиски стилей и направлений, их реализация
Протест значительной части интеллигенции против Октябрьской революции и изгнание многих деятелей культуры не остановили развитие искусства, которое получило толчок в начале века. Было создано множество групп и ассоциаций, принадлежащих к различным направлениям.
Одну из влиятельных литературных групп Серапионовы братья (1921) сформировали писатели – прозаики (К. Федин, В. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.). Их объединял поиск такой художественной формы и сюжета, которые смогли бы наиболее полно выразить содержание послереволюционного времени. С этим были связаны эксперименты в области языка, стиля. В литературную группу Перевал (1923) входили такие писатели, как М. Пришвин, И. Катаев, А. Веселый, А. Малышкин. Они выступали за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма [71].
В начале 20–х гг. из Пролеткульта выделилась группа писателей, создавших объединение «Кузница» (В. Казин, Н. Полетаев, Ф. Гладков). В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, а с 1924 г. – Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) – наиболее массовое литературное объединение 20–х гг. В его составе числилось множество кружков и местных объединений. Деятельность РАПП носила открыто классовый, пролетарский характер, на страницах его печатных органов («На посту», «На литературном посту») велась кампания против непролетарских писателей, к которым относили М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова и других, называя их «попутчиками». Рапповцы претендовали на монополию в области литературного творчества, вели грубую полемику, насаждали идеологию в литературе.
Представители Литературного центра конструктивистов (И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев) называли себя выразителями «умонастроений нашей передовой эпохи», проповедовали «советское западничество», ориентировались на американизированную технократию. В поэзии упор делался на «математизацию» и «геометризацию» стиля. В литературную группу «Левый фронт искусств» (ЛЕФ, 1922) входили поэты В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов, строившие свою эстетику с учетом пролеткультовских и футуристических теорий, концепции «литературы факта», отрицавшей художественный вымысел, психологизм. Некоторые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям.
В начале 20–х г.г. в литературе лидировала поэзия. Ввиду дефицита бумаги распространилась форма устной поэзии (литературные вечера, концерты, диспуты). В 1921–1923 г.г. появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы: В. Короленко «История моего современника» (1922), А. Толстого «Хождение по мукам» (1921), В. Вересаева «В тупике» (1922), С. Сергеева – Ценского «Преображение России» (1923). Широкое распространение получили произведения символистского и формалистического направления (А. Белый, Е. Замятин, А. Ремизов). Многие писатели поэтому искали не столько героя времени, сколько приемы и способы «творческой хватки» самого времени. В произведениях Б. Пильняка «Голый год» (1921), И. Эренбурга «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников» (1922), Ф. Гладкова «Огненный конь» (1921) повествование отличалось разорванностью, фрагментарностью, в нем быстро и ярко чередовались различные картины [67, c. 12].
В 1922–1923 г.г. в прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов, описания быта. Стали появляться книги интимного, детективно–авантюрного содержания. Возникла социальная проза, концентрировавшаяся на морально–этических конфликтах НЭПа (А. Тарасов – Радионов, Ю. Лебединский, Вс. Иванов).
К середине 20–х г.г. жанр романа вновь стал лидирующим в литературе. В 1924–1926 г.г. появилась целая серия романов: «Дело Артамоновых» М. Горького, «Железный поток» А.Серафимовича, «Чапаев» Д. Фурманова, «Барсуки» Л. Леонова, «Мятеж» К. Федина, «Разгром» А. Фадеева, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Цемент» Ф. Гладкова и др. Продолжали публиковаться произведения классиков декадентства (А. Белый «Москва под ударом»).
Появились произведения, в которых описывались картины бытового разложения интеллигенции и молодежи под воздействием нэпа: «Наталья Тарпова» С. Семенова, «Рождение героя» Ю. Лебединского, «Первая девушка» Н. Богданова. Широкое распространение в первой половине 20–х г.г. получили сатиристические романы, построенные на авнтюрно–приключенческих, социально–утопических сюжетах: «Остров Эрендорф» В. Катаева, «Похождения Невзорова, или Ибикус» А. Толстого, «Город Градов» А. Платонова, расссказы М. Зощенко [34, c. 74].
Глава 4. Повседневная жизнь советского общества в условиях новой экономической политики
Были написаны разнообразные интересные монографии и статьи по политическим, экономическим, социальным и культурным аспектам спорной новой экономической политики в истории России в первой половине 1920–х годов. Также использовались архивные документы, статистические сборники, экономические труды современников, мемуары, периодические издания и другие официальные источники. Однако дальнейшее развитие рыночных отношений в XXI веке требует от нас более пристального взгляда на эту эпоху. Исторический процесс многогранен, и одной из его граней, менее изученной до сих пор, является история повседневной жизни, различные грани человеческого существования, старое и новое вместе взятое. Эта исследовательская проблема может быть решена, если расширить традиционные источники. Среди этих дополнительных материалов – литература и художественная литература, а также открытые, сатирические и юмористические журналы и газеты; романы [74].
Город и городское население в годы нэпа играли особую роль в экономической и социально–политической жизни страны. Города стали средоточием практически всей экономической, культурной и политической жизни региона. Именно здесь собирались основные производительные ресурсы страны. Хотя основной объём материальных благ страны в 1920–х гг. производился ещё в деревне, в связке город – деревня именно город играл ведущую роль.
Город или крупное промышленное предприятие влияли на всю округу, являясь крупными потребителями сельскохозяйственной продукции. Нередко местные крестьяне меняли всю структуру своего производства, отказываясь от тех культур, которые не были востребованы в городе.
Связь города и деревни заключалась и в том, что многие рабочие, проживая в сельской местности, часто покидали предприятия во время сельскохозяйственных работ, и это наносило определённый урон промышленному производству. Таким образом город и деревня в 1920–х гг. составляли единое пространство, и часто были неотделимы друг от друга. Как и в сельской местности, в 1920–х гг. в городской жизни сочетались обычаи старой и новой жизни, что приводило иногда к неожиданному результату.
Примером этого может служить празднование Пасхи на некоторых предприятиях Владимирской губернии в 1927 г. (в год 10–летия Октябрьской революции). Так, на Уршельском стеклозаводе им. Троцкого по настоянию рабочих дирекция, по согласованию с местной ячейкой ВКП (б), разрешила осветить церковь электричеством. На средства рабочих были приобретены иллюминационные материалы, а также порох для фугасов, чтобы стрелять в самых торжественных местах заутрени. Первый выстрел был произведён, когда зазвонили колокола. Толпа заполнила ярко освещённую церковь, присутствовали здесь и члены ВКП(б). Из–за того, что все электрики предприятия были заняты для работ в церкви, не удалось подключить громкоговоритель в клубе, где 200 человек собрались на антирелигиозную лекцию [69, c. 49].
По данным от 27–28 апреля 1927 г., после празднования Пасхи на семи предприятиях Александровского уезда Владимирской губернии на работу не явилось 1618 человек [1]. В этих эпизодах зримо обозначилось сочетание нового и старого в жизни общества, когда, казалось, сошлось несовместимое – партийная организация и церковь, религия и повальное пьянство во время праздника. Как сочетались обычаи дореволюционной жизни и тенденции развития нового общества – это и будет рассмотрено в данной статье.
Городские жители не составляли существенной части в общем составе населения Советской России. В городах проживало лишь 15% населения. Исключениями являлись промышленно развитые районы. Например, 26,7% населения Московской области проживало в городах, а в Ивано–Вознесенской области – 28,7%. Социальный состав городского населения в 1920–е годы во многом зависел от экономической структуры конкретного региона. Это видно из переписей 1923 и 1926 годов. По их данным можно видеть, что социальная дифференциация городского населения основывалась на профессиональных и имущественных показателях. Основная часть городского населения России в 1920–е гг. составляли рабочие, служащие, частные предприниматели («хозяева»), служители, духовенство.
Самой массовой группой городского населения России в 1920–х гг. были рабочие – от 44,8%–48,3% в Московской губернии до 27% в Тверской губернии [3]. Основная их часть проживала в промышленных центрах либо в посёлках при крупных предприятиях. Например, в таком крупном промышленном центре как Богородск Московской губернии рабочие составляли более 80% населения. Второй по численности группой городского населения Московской губернии в 1920–х гг. были государственные служащие. Большая часть их находилась в тех районах, где были развиты сельское хозяйство и промыслы, и меньшая – в промышленных центрах.
Заключение
Проведенный историографический обзор показывает, что исследователи проделали большую работу в изучении этого вопроса. Однако ряд вопросов, без которых невозможно объективное понимание культурной ситуации в период НЭПа, нуждается в дальнейшем развитии. Таким образом, проблемы материальной базы и кадрового обеспечения культуры, положительного и отрицательного влияния политической системы на деятельность учреждений культуры, а также непосредственно на деятельность этих учреждений, нуждаются в дальнейшем исследовании. Необходимо более глубокое изучение формирования системы управления культурной работой и влияния социально–экономических преобразований на культуру.
Пыл и масштабы переходной эпохи в российском обществе наиболее непосредственным образом отражаются в сфере культуры. Происходящие в нем явления чрезвычайно многогранны и неоднозначны по своей природе. С момента своего возникновения, и особенно с момента появления письменности, единая национальная культура расслоилась на разные слои. Обладая общими корнями и множеством общих черт, эти эти пласты по мере развития могут уже почти никоем образом не соприкасаться между собой. Культурная жизнь советского государства в первые десятилетия после Октябрьской революции была чрезвычайно сложным процессом, на языке современной науки, нелинейным процессом, который нельзя сводить к каким–либо морально–этическим или идеолого–политическим оценкам. Во всяком случае, очевидно, что, несмотря на сложнейшие исторические обстоятельства, крайности революции и гражданской войны, социальные эксперименты и диктатуры власти, российская культура не прекращала своего живого и творческого развития, отражая все сложности исторического момента, через который прошло общество.
Развитие искусства на этом не остановилось, импульс художественного развития пришел в начале века. Таким образом, появились многочисленные группы и ассоциации, принадлежащие к разным направлениям. В этот период сформировалась влиятельная литературная группа – Серапионовы братья (К. Федин, В. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.), объединившиеся в поисках художественной формы и сюжета, наиболее полно отражающего содержание послереволюционной эпохи. Однако со второй половины 1920–х гг. литература стала терять свою уникальность и заполняться «штампами», стереотипными повествовательными рутинами, ограниченным кругом сюжетов. Развитие изобразительного искусства также характеризовалось наличием и борьбой большого числа групп и направлений. Многие члены ранее существовавших авангардных групп встали на сторону революционных изменений в искусстве (В.В. Кандинский, М.З. Шагал, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, К.С. Петров–Водкин и др.). С точки зрения архитектуры 1920–е годы характеризовались интенсивным поиском новых стилей, новаторских форм. Первая половина 1920–х годов характеризовалась повсеместным развитием различных типов архитектурных проектов в условиях строительных ограничений, а доминирующим направлением советской архитектуры был конструктивизм. Что касается театральной жизни, то многие сцены известных театров, а также классика 1920–х годов были поставлены пьесы новых драматургов на революционные темы. На развитие театра в НЭПе большое влияние оказала деятельность целой плеяды талантливых режиссеров: К.С. Станиславского, В.И. Немировича–Данченко, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова. В период с 1920 по 1930 гг. появилось много новых театров. В то время в Москве уже была первая радиостанция, а в конце 1930–х годов появилось телевидение. Таким образом, наиболее популярным видом искусства было кино, не говоря уже о том, что в 1930–е годы газеты, журналы и книги стали выходить очень маленькими тиражами. Так, в 20–30–е годы во всех сферах жизни советского народа произошли «огромные изменения», которые носили весьма противоречивый характер. В конце 30–х годов международная ситуация ухудшилась. Страна стояла на пороге новых испытаний.
О истории России в первой половине 1920–х годов написано множество интересных монографий и статей, посвященных политическим, экономическим, социальным и культурным аспектам спорной новой экономической политики. Исторический процесс многогранен, и одним из аспектов, менее изученных до сих пор, является история повседневной жизни, различные аспекты человеческого существования, старое и новое сочетание. Таким образом, города и городское население НЭПовских лет играли особую роль в экономической и социально–политической жизни страны. Однако даже в городах, где коммунистическое влияние было самым сильным во власти, коммунисты должны были постоянно утверждать свое влияние в системе управления. Городское население лучше, чем сельское, впитало в себя все политические завоевания начала XX века и знало, как использовать те или иные формы борьбы за свои права, но в то же время это не лишило правящую партию монополии на власть, поскольку она пользовалась поддержкой рабочего класса, основной части городского населения.
1. Абросенко, К.П. Советская социалистическая культура – самая передовая культура в мире [Текст]. – [Москва] : Госполитиздат, 1951. – 64 с.
2. Авербах, Л.Л. Спорные вопросы культурной революции / Л. Авербах. – Москва : Моск. област. отд–ние Госиздата РСФСР Московский рабочий, 1929 (типо–лит. им. Воровского). – 217 с.
3. Аксенов, В. Б. 1917 год: социальные реалии и киносюжеты / В. Б. Аксенов // Отечественная история. – 2003. – № 6. – С. 8–21.
4. Алешин А. Типы толкучки / А.Алешин // Красный понедельник. – 1923. – 12, 19, 26 февр., 19, 26 марта, 23 апр.
5. Алленов, М. История русского искусства. Т. 2 / М. Алленов. – М. : Трилистник, 2000. – 320 с.
6. Ассоциация художников революционной России : сб. воспоминаний, статей, документов / сост. И. М. Гренский, А. Ф. Перельман. – Москва : «Искусство», 1973. – 50 с.
7. Бабурина, Н. М. Русский плакат. Вторая половина 19 – начало 20 века. – Ленинград : Прогресс, 1988. – 320с.
8. Базанов, С. Н. Культурная жизнь в СССР в 1917–1927 гг. Хроника / С. Н. Базанов. – Москва : «Наука», 1975. – 360 с.
9. Беларусiзацыя. 1920–я гады: дакументы i матэрыялы / У. К. Коршук [i iнш.] ; пад агул. рэд. Р. П. Платонава, У. К. Коршука. – Мiнск : БДУ, 2001. – 270 с.
10. Беленький, И. Лекции по всеобщей истории кино. Кн. 2: Годы беззвучия. – М. : РОСС–ИНФО, 2005. – 274 с.
11. Белькович, Н.Н. Социально–культурное строительство в РСФСР [Текст]. – Москва : Власть советов, 1938 (Тип. изд–ва «Крестьян. газ.»). – 32 с.
12. Божанов, В. А. Восхождение к абсолютной власти: большевики и советское государство в 20–е годы / В. А. Божанов. – Минск : Тесей, 2004. – 272 с.
13. Бордюгов, Г. А. Социальный паразитизм или социальные аномалии?: Из истории борьбы с алкоголизмом, нищенством, проституцией, бродяжничеством в 20–30–е гг. / Г. А. Бордюгов // История СССР. – 1989. – № 1. – С. 60–73.
14. Братолюбов, С. На заре советской кинематографии. Из истории киноорганизаций Петрограда–Ленинграда 1918–1925 гг. – Ленинград : Издательство ЛГУ, 1976. – 435 с.
15. Бригадина, О. В. История культуры России новейшего времени : Комплекс учеб.–инф. материалов / О. В. Бригадина. – Минск : ООО «Юнипресс», 2003. – 608 с.
16. Бровкин, В. Н. Культура новой элиты, 1921–1925 гг. / В. Н. Бровкин // Вопросы истории. – 2004. – № 8. – С. 83–99.
17. Булгаков М.А. Москва Краснокаменная // Булгаков М.А. Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. – М.: Художественная литература, 1989. – 750 с.
18. Буракоỳ, В. М. Жыллёвая кааперацыя БССР (1924–1929 гг.) / В. М. Буракоỳ // Весцi Беларус. дзярж. пед. ун–та. – 2009. – № 3 (61). – С. 35–39.
19. Бураков, В. Н. Жилищное строительство в БССР в 1921–1927 гг. / В. Н. Бураков // Вестн. Полоц. гос. ун–та. – 2008. – № 12. – С. 18–22.
20. Бураков, В. Н. Классовый принцип жилищной политики БССР в период НЭПа / В. Н. Бураков // Весн. Мазыр. дзярж. ун–та iмя I. П. Шамякiна. – 2008. – № 3 (20). – С. 11–16.
21. Бураков, В. Н. Строительство жилья в БССР в 1920–е гг. / В. Н. Бураков // Весн. Брэсц. ун–та. – 2013. – № 2. – С. 12–17.
22. Бухарин, Н.И. Революция и культура [Текст] : ст. и выступления, 1923–1936 гг. / Николай Бухарин ; [сост., вступ. ст., с. 3–27, и коммент. Б. Я. Фрезинского]. – Москва : Фонд им. Бухарина, 1993. – 349
23. Бяспалая, М. А. Беларуская вёска ỳ першыя гады НЭПа (1921–1923 гг.) / М. А. Бяспалая. – Мiнск : Бел. ун–т культуры, 1999. – 253 с.
24. Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры, 1917–1927 / АН СССР, Ин–т истории СССР; [Подгот. М. П. Ким и др.]; Отв. ред. М. П. Ким. – М. : Наука, 1985. – 526 с.
25. Гликман, И. Мейерхольд и музыкальный театр / И. Гликман. – Ленинград : Советский композитор, 1989. – 352 с.
26. Грамадскi быт i культура гарадскога насельнiцтва Беларусi / В. К. Бандарчык [i iнш.]. – Мiнск : Навука i тэхнiка, 1990. – 248 с. : iл.
27. Гройс, Б. Россия как подсознание Запада / Б. ГРойс // Утопия и обмен. М. : ИНФРА–М, 1993. – 250 с.
28. Гурова, О. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью / О. Гурова. – М. : НЛО, 2008. – 287 с.
29. Деборин, А. Марксизм и культура / А.Деборин // Революция и культура. – 1927. – № 1. – С 8–216,
30. Дементьев, А. Статьи о советской литературе / А. Дментьев. – Москва : «Худ. лит.», 1983. – 414с.
31. Дрозд, Л. Н. Развитие средней общеобразовательной школы в Белоруссии, 1917–1941 / Л. Н. Дрозд ; под науч. ред. А. А. Гримотя. – Минск : Народная асвета, 1986. – 159 с.
32. Ермаков, В. Г. Советская культура как предмет исторического исследования / В.Г. Ермаков // Вопросы истории. – 1973. – № 11. – С. 20–32.
33. Ершова, Э. Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии (1917–1941) / Э. Б. Ершова. – Москва : Россия молодая, 1994. – 281 с.
34. Журавлев, С. В. Повседневная жизнь советских людей в 1920–е гг. / С. В. Журавлев, А. К. Соколов // Социальная история. Ежегодник, 1998/99. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. – С. 287–332.
35. Зак, Л. М. История изучения советской культуры / Л. М. Зак. – Москва : «Наука», 1984. – 267 с.
36. Зезина, М. Р. История русской культуры / М. Р. Зезина, Л. В. Кошман, В. С. Шульган. – М. : Наука, 1989. – 520с.
37. Зезина, М. Р. Российская советская культура (1917–1927): Очерки социальной истории / М. Р. Зезина, В. Л. Соскин // Отечественная история. – 2006. – № 3. – С. 198–202
38. Золотницкий, Д. И. Зори театрального Октября / Д. И. Золотницкий. –Л. : Искусство, 1976. – 391 с.
39. Изменения в быту и культуре городского населения Белоруссии / В. К.Бондарчик [и др.]. – Минск : Наука и техника, 1976. – 111 с.
40. Изменения в быту и культуре сельского населения Белоруссии / В. К. Бондарчик [и др.] ; под ред. В. К. Бондарчика. – Минск : Наука и техника, 1976. – 144 с.
41. Ильина, Т. В. История искусств: русское и советское искусство / Т. В. Ильина. – М. : Просвещение, 1989. – 450 с.
42. Ильф, И. Двенадцать стульев [Текст] : Золотой телёнок / И. Ильф, Е. Петров. – Санкт–Петербург : Кристалл : Респекс, 1998. – 752 с.
43. История книги в СССР 1917–1921 : в 3 т. – Т. 1. – М. : Политпросвещение, 1983. – 320 с.
44. История Отечества: люди, идеи, решения : Очерки истории Сов. государства / [Сост. В. А. Козлов]. – М. : Политиздат, 1991. – 364
45. История русского и советского искусства / Д. В. Сарабьянов. – М. : Политика, 1979.– 350с.
46. История русского искусства : в 2 т. Т. 2 / М. М. Ракова. – М. : Знание, 1981. – 520 с.
47. История русской и советской литературы (1917–1929) : в 4–х т. / Акад. наук СССР. – Москва : «Наука», 1967 – Т. 1. – 833 с.
48. История русской культуры. – М. : Наука, 1990. – 550 с.
49. История советского государства : 1900–1991 / Н. Верт. – 2–е изд., испр. – М. : ИНФРА–М : Весь Мир, 1998. – 544 с.
50. История советского кино : в 4–х т. / Акад. наук СССР. – Москва : «Искусство, 1969. – Т. 1. –375 с.
51. Каплер, А.Я. Загадка королевы экрана / А.Я. Каплер. – Москва : Сов. Россия, 1979. – 204 с
52. Катанян, В. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. – М. : Литература, 1985. – 275с.
53. Качановский, В.В. История культуры России. – Минск : Новое знание, 1997. – 430 с.
54. Керженцев, П.М. К новой культуре / П. М. Керженцев. – Петербург : Гос. изд–во, 1921. – 91 с.
55. Кетлинская, В. К. Собрание сочинений : В 4–х т. / Вера Кетлинская. – Л. : Худож. лит. Ленингр. отд–ние. Т. 4. Иначе жить не стоит : Роман. Ч. 3–4; Здравствуй, молодость! : Роман. – Л. : Худож. лит. Ленингр. отд–ние, 1980. – 534 с.
56. Ким, М. П. Великий Октябрь и культурная революция в СССР. – М. : Наука, 1967. – 450с.
57. Ким, М.П. О культуре как предмете исторического изучения [Текст] : (Докл. на Всесоюз. науч. конф. Москва, дек. 1974 г.) / Чл.–кор. АН СССР М. П. Ким ; Отд–ние истории АН СССР. Науч. совет «История соц. и ком. стр–ва в СССР». – Москва : [б. и.], 1974. – 14 с.
58. Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич ; редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд [и др.]. – М. : Сов. энциклопедия, 1987. – 640 с.
59. Коган, М. С. Искусство в системе культуры / М. С. Коган. – Ленинград : «Наука», 1987 – 245 с.
60. Козинцев Г. Глубокий экран // Козинцев Г. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. – Л.: Искусство, 1982. – 558 с.
61. Козырев, А.В. Лекции [Текст] / Ставропол. гос. пед. ин–т. Заоч. отд–ние. – Ставрополь : Ставроп. краев. кн. изд–во, 1948. – 15 бр.
62. Коржихина, Т.П. Извольте быть благонадежны! : [Об отношении власти к о–ву] / Т. П. Коржихина; [Вступ. ст. А. С. Сенина; Ин–т «Открытое о–во»]. – М. : Рос. гос. гуманитар. ун–т, 1997. – 371
63. Красовицкая, Т. Ю. Русская литература как предмет знаний в 1917– 1920–е годы / Т. Ю. Красовицкая // Отечественная история. – 2003. – № 2. – С.168–177.
64. Красовицкая, Т.Ю. Власть и культура : Ист. опыт орг. гос. руководства нац.–культ. стр–вом / Т. Ю. Красовицкая; Рос. АН, Ин–т рос. истории, М–во образования РФ, Ин–т нац. пробл. образования. – М. : Наука, 1992. – 298
65. Лебеден, Н. Внимание: Кинематограф! О кино и киноведении / Н. Лебеден. – М. : Искусство, 1974. – 329 с.
66. Лебина, Н. Б. Мужчина и женщина: Тело, мода, культура. СССР – оттепель / Н. Б. Лебина. – Санкт–Петербург : Новое литературное обозрение, 2015. – 168 с.
67. Лебина, Н. Б. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия / Н. Б. Лебина, А. Н. Чистиков. – Санкт–Петербург : Дмитрий Буланин, 2003. – 340 с. : ил.
68. Лебина, Н. Б. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю / Н. Б. Лебина. – Москва : Новое литературное обозрение, 2015. – 488 с. : ил.
69. Лебина, Н. Б. Теневые стороны жизни советского города 20–30–х гг. / Н. Б. Лебина // Вопросы истории. – 1994. – № 2. – С. 30–43.
70. Лебина, Н. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки / Н. Лебина. – Санкт–Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. – 441 с.
71. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений [Текст] / Ин–т марксизма– ленинизма при ЦК КПСС. – 5–е изд. – Москва : Госполитиздат, 1958–1965.
72. Ловелл, С. История летнего жилья в России. 1710–2000 / С. Ловелл. – Москва : Академический проект, ДНК, 2008. – 348 с.
73. Луначарский, А.В. Собрание сочинений [Текст] : В 8 т. : Литературоведение. Критика. Эстетика / [Ред. коллегия: И. И. Анисимов (глав. ред.) и др.] ; Акад. наук СССР. Ин–т мировой литературы им. А. М. Горького. – Москва : Худож. лит., 1963–1967. – 8 т.
74. Льюис Э. Введение новых форм экономических отношений в Саратовской губернии (1921–1923 гг.) / Э.Льюис // История России: Диалог российских и американских историков. – Саратов, 1994
75. Мазаев, А. И. Концепция «производственного искусства» 20–х годов: Историко–критический очерк / А. И. Мазаев. – М. : Наука, 1975. – 280 с.
76. Майер, В. Ф. Уровень жизни населения СССР / В. Ф. Майер. – М. : Мысль, 1977. – 263 с.
77. Мамай, Н. Коммунистическая партия в борьбе за идейно–политическое воспитание масс в первые годы НЭПа / Н.Мамай. – Москва : Госполитиздат, 1954. – 136 с.
78. Марков, П.А. О театре [Текст] : В 4 т. – Москва : Искусство, 1974–1977.
79. Медведев, А. Только о кино. – Кино в России – история ХХ век / А. Медведев // Искусство кино. – 1999. – № 2. – С. 25–34.
80. Меерович, М. Г. Наказание жилищем: жилищная политика в СССР как средство управления людьми (1917–1937 годы) / М. Г. Меерович. – М. : РОССПЭН, 2008. – 304 с.
81. Михайлов, И. В. Политика и культура при Ленине и Сталине, 1917–1932 / И. В. Михайлов, К. Аймермахер // Отечественная история. – 2000. – № 4. – С. 195–196.
82. Московская, Д. И. В поисках слова: «Старинная» проза 1920–х – 1930–х годов / Д. И. Московская // Вопросы литературы – 1999. – № 11–12. – С. 31–65.
83. Мусина, Н. Е. Государственная молодежная политика в БССР в 1920–е годы : монография / Н. Е. Мусина. – Витебск : ВГМУ, 2015. – 147 с.
84. НЭП: экономические, политические и социокультурные аспекты : [сборник] / [редкол.: А. С. Сенявский (отв. ред.) и др.]. – Москва : РОССПЭН, 2006. – 543 с.
85. О советской социалистической культуре [Текст] : Сборник статей. – Москва : Гослитиздат, 1948 (6–я тип. треста «Полиграфкнига»). – 372 с.
86. Орлов, И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И. Б. Орлов. – М. : ГУ–ВШЭ, 2010. – 316 с.
87. Оснос, Ю.А. Незримый друг. (Жизнь для вечности) [Текст] : Драма в 2 ч. / Ю. Оснос ; Отв. ред. А. Ткаченко. – Москва : ВУОАП, 1970. – 55 л.
88. Очерки истории советского кино. 1917–1934 : в 2–х т. Т. 1. – М. : Искусство, 1956. – 269 с.
89. Пайпс, Р.Россия при большевиках : [Авториз. пер. с англ.] / Р. Пайпс. – М. : Росспэн, 1997. – 670
90. Пинегина, Л. А. Советский рабочий класс и художественная культура, 1917 – 1932 / Л. А. Пинегина. – М. : Наука, 1984. – 238 с.
91. Пиотровский, Б. Б. Советская культура 70 лет развития / Б. Б. Пеотровский. – Ленинград : «Наука», 1975. – 413 с.
92. Плаггенборг, Ш. Революция и Культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма : в 2 т. Т. 2, Санкт– Петербург : Издательский дом Бурминцева, 2000. – 416 с.
93. Платонаỳ, Р. П. Лёсы : Гiсторыка–дакументальныя нарысы аб людзях i малавядомых падзеях духоỳнага жыцця ỳ Беларусi 20–30–х гадоỳ / Р. П. Платонаỳ. – Мiнск : БелНДIДАС, 1998. – 327 с.
94. Полкова, М. А. Из истории охраны и пропаганды культурного наследия в первые годы советской власти / М. А. Полкова // Музееведение. Из истории охраны и исследования культурного наследия РСФСР. Сборник научных трудов. – М. : Наука, 1987. – 430 с.
95. Поляков, Ю. А. Человек в повседневности (исторические процессы) / Ю. А. Поляков // Отечественная история. – 2003. – № 3. – С. 125–132.
96. Протько, Т. С. Становление советской тоталитарной системы в Беларуси (1917–1941 гг.) / Т. С. Протько. – Минск : Тесей, 2002. – 688 с.
97. Райхенштейн, А. 1 Мая и 7 ноября 1918 года в Москве (из истории оформления первых пролетарских праздников). ỳ М. : Просвещение, 1984. ỳ 328 с.
98. Раманава, I. М. Падрыхтоỳка квалiфiкаваных кадраỳ у БССР у 20–я гады / I. М. Раманава // Вес. Нац. акад. навук Беларусi. Сер. гуманiтарных навук. – 2000. – № 3. – С. 59–65.
99. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура / Л. А. Рапацкая. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 539 с.
100. Сигельбаум, Л. Машины для товарищей. Биография советского автомобиля / Л. Сигельбаум. – Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. – 430 с.
101. Смехач: еженедельный сатирический журнал. – 1926. – № 49.
102. Смирнов, И.С. Из истории строительства социалистической культуры в первый период советской власти. (Октябрь 1917 г. – лето 1918 г.) [Текст] / И. С. Смирнов. – [Москва] : Госполитиздат, 1949 (тип. «Кр. пролетарий»). – 247 с.
103. Смирнова, Т. М. Бывшие люди Советской России. Стратегии выживания и пути интеграции. 1917–1936 годы / Т. М. Смирнова. – М. : Мир истории, 2003. – 298 с.
104. Советский рабочий класс [Текст] : Краткий ист. очерк (1917–1973) / Под ред. Ю. С. Борисова [и др.]. – Москва : Политиздат, 1975. – 576 с.
105. Соколов А.К. Проблемы трудовых отношений на советских предприятиях в годы НЭПа // НЭП: экономические, политические и социокультурные аспекты. – М.: РОССПЭН, 2006. – С. 427– 447.
106. Стариков, Н. В. Россия ХХ век. Политика и культура / Н. В. Стариков. – Москва : «Политиздат», 1992. – 376 с.
107. Ульянова С.Б. «Несуны» в законе // Родина. – 2001. – № 10. – С. 74–76.
108. Утехин, И. Очерки коммунального быта / И. Утехин. – Москва : ОГИ, 2001. – 248 с.
109. Фрейлих, С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского / С. И. Фрейлих. – Москва : «Искусство», 1992. – 345 с.
110. Фрид, Л. С.Очерки по истории развития политико–просветительной работы в РСФСР [Текст] : (1917–1929 гг.) / Ком. полит.–просвет. ин–т им. Н. К. Крупской, Кафедра полит.–просвет. работы. – Ленинград : [б. и.], 1941. – 184 с.
111. Ходзiн, С. М. Гiсторыя культуры Беларусi ỳ 1920–1930–я гг. : дапаможнiк для студэнтаỳ / С. М. Ходзiн ; Бел. дзярж. ун–т, Гiст. фак. – Мiнск : БДУ, 2001. – 70 с.
112. Холмс, Л. Социальная история России: 1917–1941 : [Пер. с англ. / Л. Холмс]; Отв. ред. [и авт. предисл.] А. В. Лубский, В. Н. Рябцев; Ин–т переподготовки и повышения квалификации преподавателей социал. и гуманит. наук при Рост. гос. ун–те, Науч.–метод. центр «Логос». – Ростов н/Д : Изд–во Рост. ун–та, 1994. – 140
113. Хоскинг, Д.История Советского Союза, 1917–1991 : [Пер. с англ.] / Д. Хоскинг. – М. : Вагриус, 1994. – 510 с.
114. Черных, А.И. Становление России советской : 20–е г. в зеркале социологии / Алла Черных. – М. : Памятники ист. мысли, 1998. – 280 с.
115. Чуйкина, С. Дворянская память: «бывшие» в советском городе (Ленинград, 1920–1930–е годы) / С. Чуйкина. – Санкт–Петербург : Изд–во Европейского ун–та в Санкт–Петербурге, 2006. – 259 с. : ил.
116. Эньюань У. Нэпманы, их характеристика и роль / У. Эньюань // Отечественная история. – 2001. – № 5. – С. 78–87.
117. Юфит, А. З. Революция и театр / А. З. Юфит. – Л. : Искусство, 1977. –277 с.
118. Fitzpatrick, S. Education and social mobility in the Soviet Union, 1921–1934 / S. Fitzpatrick. – Cambridge [etc.] : Cambridge univ. press, 2002. – X, 355 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты