Административно-правовые основы государственного контроля и надзора в здравоохранении
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Административно-правовые основы государственного контроля и надзора в здравоохранении»
по дисциплине: «Государственное управление и право»
2021
251.00 BYN
Административно-правовые основы государственного контроля и надзора в здравоохранении
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Государственное управление и право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Государственная политика в сфере здравоохранения: сущность, особенности, организационно-правовая база
1.2 Государственный контроль и надзор в здравоохранении: понятие, сущность, основные направления
1.3 Деятельность государственных органов по осуществлению контроля и надзора в сфере здравоохранения
ГЛАВА 2 ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1 Государственный контроль в сфере охраны здоровья населения
2.2 Проблемы государственного контроля в сфере обращения лекарственных средств
2.3 Лицензирование как механизм государственного контроля в сфере здравоохранения
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР: ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Организационно-правовые основы деятельности санитарно-эпидемиологической службы
3.2 Полномочия должностных лиц при осуществлении государственного санитарного надзора
3.3 Меры административно-правового принуждения в сфере государственного санитарного надзора
3.4 Проблемные вопросы правоприменительной практики при осуществлении государственного санитарного надзора и возможности их решения (на примере опыта методического обеспечения надзорной деятельности учреждений государственного санитарного надзора Могилевской области)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Конституция Республики Беларусь наделяет всех граждан правом на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Защита здоровья населения была и остается одним из приоритетных направлений государственной политики. Контроль в области здравоохранения является важнейшим условием обеспечения прав граждан на бесплатную, безопасную и эффективную медицинскую помощь. Государство обеспечивает себя здоровым населением, качественно выполняя эти функции.
За последние годы в Республике Беларусь произошли изменения во многих сферах государственной и общественной жизни, не обошли стороной они и сферу здравоохранения. Эффективная государственная власть важна для повышения уровня и качества жизни граждан в рассматриваемой сфере.
Актуальность темы определяется и тем, что здравоохранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье. Проблема совершенствования правовой системы контрольно-надзорных органов по-прежнему остается одной из основных в сфере здравоохранения, она все активнее функционирует и распространяется в обществе.
В отличие от законодательных органов государственной власти, надзорные органы изучаются учеными в меньшей степени, а важность их изучения, соответственно, заключается и в проблемах регулирования их деятельности.
Институт государственного контроля охватывает множество вопросов, связанных с регулированием деятельности всех отраслей здравоохранения. В первую очередь это контроль качества и безопасности медицинской деятельности, надзор за медицинской продукцией и ее обеспечением для населения, а также другие вопросы, которые актуальны для исследований и волнуют граждан.
Одним из перспективных и проблемных вопросов в этой сфере является правовое регулирование государственного санитарного надзора.
Так, Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 7 января 2012 года № 340 не закрепляет непосредственно понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения». Но под ним следует понимать состояние здоровья населения, среду обитания человека, среду обитания человека, не оказывающую вредного воздействия на жизнь человека и обеспечивающую благоприятные условия его жизнедеятельности. Закрепление этого понятия на законодательном уровне имеет особое значение. В то же время в научной литературе существуют и разные подходы к этому понятию.
Моделирование деятельности органов и ведомств, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является актуальным вопросом в целях совершенствования управления профилактикой заболеваний и формирования здорового образа жизни среди населения. Разработанные концептуальные подходы позволяют повысить достоверность профилактических мероприятий по результатам внедрения социально-гигиенического мониторинга на основе эпидемиологического анализа неинфекционной заболеваемости.
При этом повышается эффективность взаимодействия с государственными органами с целью активного вовлечения субъектов социально-экономической деятельности в мероприятия по созданию для населения сберегательного климата как элемента устойчивого социально-экономического развития административных территорий.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере административно-правового регулирования государственного контроля и надзора в здравоохранении.
Предметом исследования являются нормативные акты, закрепляющие общие положения, а также характеризующие особенности административно-правового регулирования государственного контроля и надзора в здравоохранении, а также государственного санитарного надзора.
Целью данного исследования является на основе комплексного изучения норм законодательства выявить характерные особенности административно-правового регулирования государственного контроля и надзора в здравоохранении.
Основные задачи исследования в рамках обозначенной цели сводятся к следующему:
– исследовать государственную политику в сфере здравоохранения: сущность, особенности, организационно-правовая база;
– рассмотреть государственный контроль и надзор в здравоохранении: понятие, сущность, основные направления;
– проанализировать деятельность государственных органов по осуществлению контроля и надзора в сфере здравоохранения;
– охарактеризовать государственный контроль в сфере охраны здоровья населения;
– выявить проблемы государственного контроля в сфере обращения лекарственных средств.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Государственная политика в сфере здравоохранения: сущность, особенности, организационно-правовая база
Необходимым условием развития государства является здоровье общества. Здоровье представляет социальную, политическую, экономическую и морально-этическую ценность. Здоровье – это фундаментальное право человека и важнейший критерий качества жизни. Поэтому целью государственной политики в области здравоохранения является сохранение и укрепление здоровья нации на основе создания государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирования высокого спроса на личное здоровье, обеспечения условий для его удовлетворения [10, с.57].
Здравоохранение – это система, направленная на создание и укрепление здоровья нации, каждого человека, поддержание активной долголетней жизни граждан, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья.
К основным принципам охраны здоровья граждан относятся:
– соблюдение прав человека и гражданина;
– приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
– доступность медико-социальной помощи;
– социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
– ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья [10, с.58].
Соблюдение этих принципов является приоритетной основой экономической и управленческой деятельности в сфере здравоохранения. Отраслевые экономические науки в качестве предмета рассматривают особенности происходящих в обществе экономических процессов в определенной отрасли или группе отраслей народного хозяйства. В качестве примера можно привести такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, фармацевтики, сферы услуг.
Выделяют четыре сферы, в которых роль государства остается приоритетной:
– основные принципы политики в области здравоохранения, важнейшие решения должны приниматься на высоком государственном уровне.
Политика в области здравоохранения постоянно связана с выбором основных ценностей, способных повлиять на многие аспекты общественной жизни. Поэтому такие стратегические вопросы должны регулироваться теми же процедурами, что и другие вопросы государственной политики. Для реализации своей политики государство использует различные формы и методы, которые составляют инструменты государственного регулирования;
– стратегические решения в отношении ресурсов здравоохранения, поскольку они определяют будущее всей системы.
К таким вопросам инфраструктурного характера относятся кадровое обеспечение (подготовка, проверка и лицензирование), крупное капитальное строительство, закупка дорогостоящего оборудования. Решения, связанные с ресурсами, требуют широкого рассмотрения ситуации, а также эффективного использования ограниченных ресурсов для обеспечения необходимого баланса;
– нормативные меры общественной безопасности, связанные с защитой общественных интересов.
Под контролем центральных органов должно быть регулирование новых лекарственных препаратов и методов лечения, а также вопросы аккредитации поставщиков медицинских услуг;
– мониторинг, оценка и анализ, а также состояние здоровья населения и работа служб здравоохранения [19, с.5].
Как известно, для регулирования рынка медицинских услуг используются различные методы.
Административно-распорядительные методы разрабатываются вышестоящими органами управления, основаны на принудительном исполнении и более характерны для государственного сектора здравоохранения, объекты которого находятся в государственной собственности.
В научной и учебной литературе административно-распорядительные методы иначе называют организационно-распорядительными, выделяя тем самым характерные для данного метода организационно-правовые начала, заключающиеся в формировании и изменении организационно-правовых структур, заключающиеся в достижении согласованности хода процессов и координации деятельности участников РМУ. Метод распоряжения характерен для регулирующих воздействий, возникающих в форме нисходящих законов, постановлений, правил, норм, распоряжений, приказов, распоряжений [25, с.98].
Таким образом, регулирование деятельности объектов и субъектов в РМУ осуществляется путем создания правовой базы в соответствии с ситуацией, сложившейся во внешней среде, а также в условиях экологических катастроф, эпидемий и других форс-мажорных обстоятельств.
ГЛАВА 2 ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1 Государственный контроль в сфере охраны здоровья населения
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Республики Беларусь. Одной из мер, которая призвана обеспечить гарантии в сфере охраны здоровья, является государственный контроль.
Как мы уже отмечали, основными направлениями государственного контроля в сфере охраны здоровья являются:
– контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
– государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств;
– государственный контроль за обращением медицинских изделий;
– государственный санитарно-эпидемиологический надзор [40, с.29].
Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности является одним из основных направлений контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой территориальным органом Министерства здравоохранения Республики Беларусь, наряду с контролем в сфере обращения лекарственных средств и контролем при обращении медицинских изделий.
Изначально остановимся на первом направлении контроля, очень сложной и нужной, проблеме, которая касается интересов абсолютно всего населения Республики Беларусь – это проблеме обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Логически можно отметить, что контроль качества и безопасности медицинской деятельности, как составляющая государственного контроля в сфере здравоохранения предложен на первом месте. Именно это направление контроля в настоящее время является главным в системе оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь. Поэтому, несомненно, что перед каждым медицинским учреждением стоит приоритетная задача обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности с организацией внутреннего контроля по указанному направлению деятельности [2, с.19].
Отметим, что данный контроль осуществляется в следующих формах: государственный контроль; ведомственный контроль; внутренний контроль. Теперь по порядку о каждой форме контроля.
Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности представляется одним из направлений государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем плановых документарных и выездных проверок, а также внеплановых проверок в порядке, который предусмотрен законодательством [4, с.38].
В свою очередь безопасность медицинской деятельности и порядок организации ведомственного контроля устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, а его осуществление производят органы исполнительной власти в отношении подведомственных ему органов и организаций.
В отличие от государственного, ведомственный контроль производится путем плановых проверок, которые во временном отрывке проводятся один раз в год.
К третьей формой качества и безопасности медицинской деятельности относится внутренний контроль. При этом внутренний контроль является одной из форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Специфичной особенностью внутреннего контроля, от других форм, является то, что руководитель медицинского учреждения устанавливает порядок осуществления контроля самостоятельно [4, с.39].
Поэтому, из общего списка, который составляет контроль качества и безопасности медицинской деятельности, к внутреннему контролю принадлежат только те, которые относятся к компетенции руководителя самостоятельного медицинского учреждения.
Вторым направлением государственного контроля и еще одной проблемой в сфере охраны здоровья населения является – государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств.
Рассматриваемое направление включает в себя лицензионный контроль в сфере производства лекарственных средств и в сфере фармацевтической деятельности, а также государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств [10, с.118].
Лицензионный контроль органами исполнительной власти согласно их компетенции.
В тоже время государственный надзор включает в себя множество составляющих.
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР: ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Организационно-правовые основы деятельности санитарно-эпидемиологической службы
Одним из первых правительственных актов, направленных на унификацию организационных форм санитарного надзора в стране, было Постановление СНК СССР от 19 сентября 1931 г. «Об организации во всех союзных республиках государственной инспекции по санитарному надзору», а спустя месяц – 21 октября 1931 г. Совет Народных Комиссаров БССР принял Постановление «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния рабочих районов и поселков, рабочих общежитий и учреждений общественного питания». Последующим Постановлением СНК БССР от 21 октября 1931 г. было утверждено «Положение о государственных и общественных инспекторах санитарного надзора», которым определены права и полномочия санитарной службы [23, с.28].
На основании этих документов в октябре 1931 г. в Минске была создана санитарная инспектура по надзору за содержанием рабочих районов и поселков, рабочих общежитий и учреждений общественного питания (санитарно – эпидемиологическая станция) – первое учреждение санитарно – эпидемиологической службы города.
Вновь созданное санитарное учреждение должно было объединить проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий, являться оперативной, производственной и научной базой санитарной организации в сфере оздоровления труда и быта населения, а также борьбы с инфекционными заболеваниями.
Недостаток санитарных кадров и отсутствие материально-технической базы в сельских районах БССР вынудили органы здравоохранения республики возложить санитарное обеспечение этих районов на межрайонные санэпидстанции. В связи с этим на базе Минской городской санэпидстанции с 1934 по 1938 гг. функционировала межрайонная СЭС с санитарно-химической и бактериологической лабораториями для обслуживания восьми сельских районов [23, с.28].
В годы предвоенных пятилеток система санитарно- эпидемиологической службы города продолжала развиваться и совершенствоваться.
В период оккупации санитарно – эпидемиологическая станция не функционировала.
В послевоенные годы огромные усилия были затрачены на выход города из тяжелейшего антисанитарного состояния. Работники санитарно- эпидемиологической станции активно участвовали в деле охраны здоровья населения и ликвидации последствий войны и оккупации.
В начале 50-х годов в пяти районах организованы санитарно- эпидемиологические станции. И городская СЭС становится организационно- методическим и консультативным центром системы санэпидслужбы города, постоянно работая над повышением эффективности и качества государственного санитарного надзора, изыскивая новые формы и методы работы [52, с.80].
В Республике Беларусь для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в случае возникновения санитарно-эпидемиологических аварий, представляющих угрозу для здоровья населения на 36 контрольно-пропускных пунктах на таможенной границе ЕАЭС, на международных автомобильных, воздушных и железнодорожных маршрутах (2 воздушных, 14 железнодорожных) государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) по лицам, транспортным средствам.
Стоит отметить также развитие названной службы в академическом плане.
В связи с необходимостью повышения квалификации лабораторных работников на санитарно-эпидемиологических участках, в 1989 году кафедра БелМАПО начинает курс по последипломному обучению врачей в санитарно-гигиенических лабораториях (лабораторные методы изучения пищевых и экологических объектов).
С 1991 по февраль 2006 года кафедру возглавлял доктор медицинских наук, профессор Тернов В.И. В качестве начальника отдела он одновременно возглавлял Национальную комиссию Республики Беларусь по радиационной защите, действующую при Совете Министров Республики Беларусь. С 1991 года под его руководством отдел начал проводить тематические циклы во всех гигиенических отделах деятельности Центра гигиены и эпидемиологии: гигиены труда, гигиены пищевых продуктов, гигиены детей и подростков, радиационной гигиены, санитарных и химических исследований.
В 1997 году отдел был переименован и стал известен как отдел гигиены и медицинской экологии.
С 2015 года в соответствии с инструкциями Министерства здравоохранения гигиенисты обучаются использованию методологии анализа рисков и оценки в практике государственной санитарной инспекции. Периодически (раз в 2-3 года) совместно с Департаментом здравоохранения, Департаментом эпидемиологии и микробиологии была организована переподготовка для главных государственных санитарных инспекторов по актуальным вопросам организации государственного санитарного надзора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования мы можем сделать следующие выводы.
Предложено определить государственный контроль обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, как осуществляемый уполномоченными органами исполнительной власти и организациями, наделенными отдельными государственными контрольно-надзорными полномочиями, обособленный вид государственного контроля и надзора в сфере охраны здоровья граждан, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья.
Под обязательными требованиями понимаются адресованные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим статус медицинской организации, императивные требования (запреты, ограничения, условия, обязанности), закрепленные в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека, предоставления ему медицинской помощи, но под угрозой административно-правового принуждения в нормах законов и иных нормативных правовых актах, издаваемых органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Министерством здравоохранения).
Имеющими юридическую силу обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, признаются требования (запреты, ограничения, условия, обязанности), закрепленные в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека, а также предоставления ему медицинской помощи в локальных нормативных актах медицинских организаций, обязанность исполнять которые возложена на медицинские организации, их руководителей, иных должностных лиц законом.
Принято подразделять требования, предъявляемые к качеству медицинской деятельности, на две категории:
1) требования, связанные с непосредственным вмешательством в функции органов и систем организма человека, а именно: обязательные требования, предъявляемые к качеству медицинской помощи;
2) иные обязательные требования, предъявляемые к качеству медицинской деятельности. Признать, что нарушение обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской помощи, влечет безусловное привлечение медицинской организации, ее должностных лиц к административной ответственности.
В качестве нормативных правовых актов, консолидирующих обязательные требования, предъявляемые к качеству медицинской помощи, рассматриваются приказы Минздрава об утверждении порядков оказания медицинской помощи, при условии выделения из них рекомендательных норм – штатных нормативов медицинских организаций. Соответственно, нарушение иных обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, влечет применение к медицинской организации, должностному лицу административно-принудительных мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья без привлечения к административной ответственности.
Нарушение обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности и не влекущих безусловного привлечения к административной ответственности, определено как противоправное деяние (действие или бездействие) юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющего статус медицинской организации, должностного лица медицинской организации в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, влекущее применение специальных мер административно-правового принуждения в целях выявления и пресечения данного деяния, а также восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья.
Также предлагаем дополнить КоАП статьей, которая может иметь следующее содержание: «Нарушение обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской помощи.
Нарушение юридическим лицом, его руководителем, иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими медицинскую деятельность, обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской помощи и устанавливаемых органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц, его руководителя, иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность».
Таким образом, концептуальное обоснование моделирования деятельности санэпидслужбы в области первичной профилактики неинфекционной заболеваемости на современном этапе является актуальной задачей.
1. Абрамов, А. Ю. О нововведениях при осуществлении государственного контроля (надзора) / А. Ю. Абрамов, В. П. Падалкин // Менеджер здравоохранения. – 2017. – № 1. – С. 34 – 42.
2. Астахова, А. В. Государственный контроль медицинских изделий / А. В. Астахова // Вестник Минздрава. – 2015. – № 5. – С. 17 – 23.
3. Афанасьев, В.Г. Человек. Общество, управление, информация. Опыт системного подхода/ В. Г. Афанасьев. – М.: Либроком, 2016. – 208 с.
4. Беляев, В. П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики: автореф. дис. док. юрид. наук: 12.00.01 / В. П. Беляев. – Саратов, 2016. – 56 с.
5. Витвицкий, С. С. Эффективность государственного контроля и условия ее повышения / С. С. Витвицкий // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2016. – № 1 (15). – С. 95 – 99.
6. Горшенев, В.М. Контроль надзор как правовын формы деятельности: учебник книга / В.М. Горшенев, И. Б. Шахов. – М.: Юридическая литература, 2018. – 176 с.
7. Гусейнова, С. Ф. Юридическое различие государственного контроля и надзор, их функции / С. Ф. Гусейнова // Символ науки. – 2015. – № 5. – С. 170 – 171.
8. Джупарова, И. А. Оценка доступности лекарственных средств отдельным категориям граждан / И. А. Джупарова // Медицина и образование. – 2017. – № 5. – С. 15 – 21.
9. Ерохина, Т. В. Государственное управление здравоохранением: дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Т. В. Ерохина. – М., 2016. – 377 с.
10. Зырянов, С.М. Административный надзор органов исполнительной власти: дис. доктора юридических наук / С.М. Зырянов. – М., 2016. – 497 с.
11. Инструкция о порядке взаимодействия главных государственных санитарных врачей при осуществлении государственного санитарного надзора: утв. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 2012 № 100 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
12. Кадыров, Ф. Н. Порядок осуществления государственного контроля и безопасности медицинской деятельности / Ф. Н. Кадыров // Менеджер здравоохранения. – 2015. – №1. – С. 68 – 73.
13. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 91-З : принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
14. Кокорин, Е. В. Проблематика толкования понятий «надзор» и «контроль» в современной юридической литературе / Е. В. Кокорин // Власть. – 2018. – № 2. – С. 121 – 123.
15. Колоцей, И. А Конституционные основы правового регулирования лекарственного обеспечения / И. А. Колоцей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 2. – С. 71 – 74.
16. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
17. Косенко, В. В. Контроль за обеспечением качества фармацевтической продукции / В. В. Косенко, С. А. Тарасова // Вестник Минздрава. – 2017. – № 6. – С. 17 – 23.
18. Косенко, В.В. Совершенствование системы государственного контроля качества лекарственных средств / В. В. Косенко, К. Ю. Беланов, С. В. Глаголев [и др.] // Вестник Минздрава. – 2019. – № 5. – С. 48 – 55.
19. Лобанов, И. И. Понятие и сущность контроля как функции государственных органов / И. И. Лобанов // Юридическая наука. – 2015. – № 2. – С. 4 – 5.
20. Малая, О.А. Лицензирование медицинской деятельности как механизм государственного регулирования / О.А. Малая // Право и медицина. – 2018. – № 2. – С. 59 – 62.
21. Медведева, М. А. Реализация прав беременных женщин на медицинскую помощь / М. А. Медведева, Н. В. Воронкова, Ф. М. Хакимов // Science Time. – 2015. – № 1 (13). – С. 330 – 335.
22. Морозова, К. П. Конституционно-правовые основы обеспечения права граждан на охрану здоровья / К. П. Морозова // Наука. Общество. Государство. – 2016. – № 2 (2). – С. 1 – 6.
23. Мотова, О. А. Санитарно-эпидемиологические требования контроль / О. А. Мотова // Медицинское право. – 2017. – № 1. – С. 25- 32.
24. Мурашко, М. А. Законодательное обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и контроль за их соблюдением / М. А. Мурашко // Вестник Минздрава. – 2016. – № 6. – С. 5 – 10.
25. Нетесова, М. С. О разграничении функций контроля и надзора в государственном управлении / М. С. Нетесова // Власть. – 2017. – № 2. – С. 97 – 101.
26. О государственной адресной социальной помощи : Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
27. О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения : Директива № 2 от 27.12.2006 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
28. О лицензировании отдельных видов деятельности : Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
29. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон Республики Беларусь, 7 января 2012 г., № 340-3 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
30. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
31. Обеспечение качества лекарственных средств для медицинского применения / М. А. Мурашко, Д. В. Пархоменко, В. В. Косенко, И. В, Крупнова // Вестник Росздравнадзора. – 2015. – № 1. – С. 6 – 16.
32. Осипов, Д. А. О понятиях «государственный контроль», «государственный надзор» и «тотальный контроль над личностью» / Д. А. Осипов, В. М. Большакова // Власть. – 2015. – №5. – С. 136 – 140.
33. Пивень, Д. В. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности : правовой аспект / Д. В. Пивень, И. С. Кицул // Менеджер здравоохранения. – 2018. – № 2. – С. 16 – 26.
34. Повтьев, О.В. Правовое обеспечение медицинской деятельности: учебник / О.В. Повтьев. – СПб.: СпецЛит, 2016. – 200 с.
35. Подвязникова, М. В. Принцип доступности предоставления лекарственных средств при амбулаторном оказании медицинской помощи / М. В. Подвязникова // Вестник юридической академии. – 2016. – № 2 (23). – С. 35 – 38.
36. Поляков, А. А. Соотношение понятий контроля и надзора / А. А. Поляков // Евразийский научный журнал. – 2015. – № 6. – С. 64 – 67.
37. Попова, Н.Ф. Административное право: учебник / Н.Ф. Попова. – М.: Юрайт, 2015. – 108 с.
38. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 92-З : принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г. : одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
39. Резвых, Ю. А. Современные проблемы реализации законодательства в области здравоохранения / Ю. А. Резвых, Г. Н. Ковальская // Медицинский журнал. – 2018. – № 7 (114). – С. 73 – 76.
40. Рейхтман, Т. В. О совершенствовании эффективного контроля и надзора медицинской деятельности / Т. В. Рейхтман, Л. В. Мошкова // Научный результат. – 2017. – № 2. – С. 26 – 37.
41. Семенов, С. В. О совершенствовании правового регулирования системы государственного контроля / С. В. Семенов, А. В. Чаплинский // Вопросы государственного управления. – 2018. – № 4. – С. 118 – 135.
42. Сластушинская, Т. В. Конституционно-правовое регулирование реализации права граждан на бесплатную медицинскую помощь / Т. В. Сластушинская // Наука. Общество. Государство. – 2018. – № 1 (1). – С. 1 – 7.
43. Смородинова, Ю. С. Методы осуществления государственного контроля и административного надзора органами исполнительной власти / Ю. С. Смородинова // Общество и право. – 2018. – №2 (52). – С. 304 – 309.
44. Субанова, Н.В. Лицензирование предпринимательской деятельности: правовое регулирование, ответственность, контроль: монография / Н.В. Субанова. – М.: Статут, 2016. – 351 с.
45. Тарасов, А. М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние / В. Г. Тарасов // Журнал права. – 2017. – № 1. – С. 26 – 28.
46. Тельнова, Е. А. Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми ЛС: состояние, проблемы, перспективы / Е. А. Тельнова, Г. А. Петроченкова, А. С. Румянцев // Вестник Минздрава. – 2018. – № 3. – С. 7 – 11.
47. Тельнова, Е. А. Нормативно-правовая база как основа успешной организации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан / Е. А. Тельнова // Вестник Минздрава. – 2018. – № 1. – С. 77 – 88.
48. Федосеева, Н.Н. Государственный контроль в системе функций современного государства / Н. Н Федосеева // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016. – № 1. - С. 30 – 33.
49. Флоков, А.И. Административные процедуры и административные регламенты в деятельности органов исполнительной власти: монография / А.И. Флоков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 191 с.
50. Хабриев, Р.У. Лицензирование медицинской деятельности / Р.У. Хабриев. – М.: МЦФЭР, 2015. – 368 с.
51. Хосева, Е. Н. Организация контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на государственном уровне для отдельных категорий / Е. Н. Хосева, Т. Е. Морозова // Качественная клиническая практика. – 2018. – № 2. – С. 53 – 58.
52. Цыганкова С.М. Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения: моногр. / С.М. Цыганкова, М.М. Левкевич. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 154 с.
53. Шаронов, А. Н. Государственный и ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности: разграничение полномочий / А. Н. Шаронов, С. В. Ковалев // Вестник Минздрава. – 2016. – № 2. – С. 24 – 29.
54. Шаронов, А. Н. Контроль за исполнением медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи / А. Н. Шаронов, С. В. Ковалёв // Вестник Минздрава. – 2017. – № 5. – С. 5 – 8.
55. Шульженко, Ю.Л. Государственный контроль и надзор / Ю.Л. Шульженко. – М.: Институт государства и права РАН, 2015. – 175 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты