Продвижение деятельности музыкальных театров Беларуси
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Продвижение деятельности музыкальных театров Беларуси»
по дисциплине: «Менеджмент социальной и культурной сферы»
2021
251.00 BYN
Продвижение деятельности музыкальных театров Беларуси
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Менеджмент социальной и культурной сферы
Организация: Большой театр Беларуси
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Эмблема и изображения Большого театра оперы и балета.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОДВИЖЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Проектные технологии продвижения в контексте аналитического обзора литературы
1.2 Сущность и специфика проектных технологий продвижения в сфере культуры
1.3 Онлайн-проект как средство продвижения в сфере культуры. Особенности разработки онлайн-проектов для музыкальных театров
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОЛЬШОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая характеристика онлайн-проектов музыкальных театров Беларуси
2.2 Особенности стратегии продвижения деятельности Большого театра оперы и балета Республики Беларусь
2.3 Разработка авторского онлайн-проекта продвижения деятельности Большого театра оперы и балета Республики Беларусь
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема дипломной работы представляет интерес для исследования, поскольку в настоящее время театральная сфера в Беларуси развивается, с каждым годом увеличивается количество премьерных спектаклей, появляются обновленные версии давно любимых спектаклей, проводятся интересные театральные мероприятия: спектакли, форумы, фестивали, конкурсы театрального искусства и др. Открываются новые имена белорусских драматургов, режиссеров, актеров, чьи работы пользуются успехом как в нашей стране, так и за рубежом. Такие тенденции оказывают позитивное влияние на культурную жизнь людей, вызывают неподдельный интерес к театральной сфере, а также формируют у граждан чувство гордости как за национальное сценическое искусство, так и за свою страну в целом.
Современный музыкальный театр сформировался под влиянием многих факторов. Время, мода, экономика и даже политика сказываются на репертуаре театров и форме спектаклей. Существует причина утверждения «Театр - зеркало жизни». На наш взгляд, современный музыкальный театр не только отражает жизнь, но и уделяет пристальное внимание внутреннему миру современного человека, поэтому так важно определить характер текущего состояния театра.
Функционирование музыкальных театров в Республике Беларусь регламентируется Постановлением Министерства культуры РБ № 28 от 02.12.2004 «Об утверждении Положения о театрально-зрелищной организации Республики Беларусь». Положение об организации театрально-зрелищного искусства Республики Беларусь определяет основные принципы деятельности, правовые, экономические и социальные условия формирования и функционирования театрально-зрелищных организаций в Республике Беларусь, основными задачами которых являются обеспечение сохранения мировой и национальной культуры и художественных ценностей, создание и распространение широкого спектра культурных благ, удовлетворение духовных потребностей населения [1, с. 45].
Изучением деятельности и изучением технологий продвижения музыкальных театров, в частности посредством онлайн-проектов, в Республике Беларусь занимались многие авторы и исследователи, среди которых необходимо отметить таких как Р. Арнхейм, С.П. Винокурова, Я.А. Громов, В.С. Деружинский, Ю.Ю. Захарина и т.д. Данные авторы в своих работах определяли основные направления и формы развития музыкального театра в Республике Беларусь, выделяли основные направления и перспективы его дальнейшего функционирования.
Объект исследования: проектные технологии продвижения в сфере культуры.
Предмет исследования: продвижение деятельности Большого театра оперы и балета Республики Беларусь посредством применения современных проектных технологий.
Цель исследования: выявить особенности применения проектных технологий продвижения в сфере культуры и предложить авторский онлайн-проект продвижения деятельности Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности проектных технологий продвижения в контексте аналитического обзора литературы;
2. Раскрыть сущность и специфику проектных технологий продвижения в сфере культуры;
3. Раскрыть понятие онлайн-проекта как средства продвижения в сфере культуры;
4. Дать общую характеристику онлайн-проектам музыкальных театров Беларуси;
5. Определить особенности продвижения деятельности Большого театра оперы и балета Республики Беларусь;
6. Разработать авторский онлайн-проект продвижения деятельности Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ литературных и интернет-источников, классификация, обобщение, включенное наблюдение.
Структура исследования: дипломная работа состоит из реферата, задания, введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемых источников и трех приложений.
База исследования: Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОДВИЖЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Проектные технологии продвижения в контексте аналитического обзора литературы
В настоящее время управление проектами стало отдельной областью менеджмента, а методология управления проектами стала де-факто стандартом управления на многих тысячах предприятий и используется практически во всех крупных корпорациях. Популярность управления проектами объясняется их высокой эффективностью в создании уникальных продуктов или услуг, особенно в условиях неопределённости [2, с.133].
В настоящее время управление проектами активно реализуется в управлении организациями в области искусства и художественного образования, как на республиканском, так и на региональном уровнях, так и на уровне конкретного учреждения, что соответствует современным организационным тенденциям и является одним из факторов устойчивого развития [1, с. 22].
В современной научной литературе понятие «проект» – projectus (лат.) «брошенный вперед» – рассматривается как «особая форма осуществления целенаправленных изменений»; «деятельность или совокупность действий, приводящих к достижению четко определенных целей в течение определенного времени»; «совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание уникального продукта или услуги в условиях ограниченности времени и ресурсов» [3, с.22].
Как показывают исследования, большинство проектов осуществляется для достижения устойчивого, долгосрочного результата. Проекты могут также привести к социальным, экономическим и экологическим последствиям, которые превышают продолжительность самого проекта [2, с. 65].
Таким образом, каждый проект приводит к созданию уникального продукта, услуги или результата. Это означает, что созданные продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных.
Как показывают исследования, проекты могут быть самостоятельным продуктом деятельности организации или частью программ и портфелей проектов. Портфель проектов – это совокупность программ, проектов и других видов деятельности, объединенных для обеспечения эффективного управления, направленного на достижение стратегических целей организации. Управление портфелем проектов – это централизованное управление одним или несколькими портфелями проектов, в рамках которого осуществляется идентификация, ранжирование, утверждение, управление и контроль за реализацией проектов, программ и других видов деятельности, направленных на достижение конкретных стратегических целей организации [6, с.222].
Для более полного понимания сущности проектной деятельности необходимо рассмотреть классификацию проектов по различным критериям: по областям деятельности, по сложности и продолжительности, по особенностям финансирования и т.д. [10, с. 22].
П.И. Балабанов рассматривает социальный проект как социальную инновацию, разработанную инициатором проекта, целью которой является создание, модернизация или поддержание материальной или духовной ценности в измененной среде, имеющей пространственно-временные и ресурсные границы, и воздействие которой на людей признается положительным по своей социальной значимости.
В зависимости от характера прогнозируемых изменений он различает инновационные и поддерживающие виды социальных проектов, отметим, что в широком смысле любой проект обладает инновационными свойствами, но задачей инновационных проектов является реализация принципиально новых разработок. Он также называет поддержку проектов реанимации или реставрации [5, с. 122].
Как показывает анализ литературы, такие проекты широко распространены в сфере культуры, к ним можно отнести большинство музейных проектов, проекты в области классического музыкального искусства, в том числе исполнение аутентичной музыки, многие театральные постановки и др.
Широко распространенная классификация проектов в зависимости от сектора экономики и социальной сферы (промышленность, строительство, транспорт, здравоохранение, туризм и т.д.). Л.І. Берестова отмечает, что разделение социальных проектов по направлениям деятельности может дать много видов, поскольку здесь с организационными вопросами объединены вопросы проектного содержания [9, с.122].
Проекты обычно делятся на две группы в зависимости от возможности получения прибыли: коммерческие и некоммерческие. Существенное влияние на организационную специфику проекта оказывают различные способы финансового обеспечения. В зависимости от специфики финансирования существуют: инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные проекты [5, с. 36].
В сфере искусства и культуры наиболее распространенными являются бюджетные проекты, которые финансируются из соответствующих бюджетов (республиканских, субъектов Республики Беларусь, органов местного самоуправления), в том числе путем предоставления субсидий и грантов [41, 42].
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОЛЬШОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая характеристика онлайн-проектов музыкальных театров Беларуси
Онлайн-проекты в современном мире приобретают широкую популярность. Период пандемии, который заставил многие культурно-досуговые учреждения по всему миру уйти на самоизоляцию, стал стимулом к активному поиску форм работы в режиме онлайн. Музыкальные театры не остались в стороне. Для своих посетителей они готовили различные онлайн-программы, пробовали дистанционный формат взаимодействия с посетителями. Последние два года стали подходящим временем для экспериментов с разными форматами контента, поиска способов привлечения новой аудитории. В результате благодаря различным онлайн-проектам современный потребитель получил уникальную возможность доступа к просмотру спектаклей, музыкальных постановок, театральных шоу и т.д.
К примеру, в рамках проекта «Культура.рф», который создан министерством культуры Российской Федерации, пользователи могут бесплатно посмотреть более 650 спектаклей российских театров. На портале собраны записи как классических постановок (начиная с 1970 года), так и современных: от театра-студии под руководством Олега Табакова и «Современника» до Бурятского драматического театра. Российский театр имени Вахтангова, «Ленком» и другие театры активно предлагают своим поклонникам различные онлайн-проекты [17].
Мариинский театр на официальном сайте бесплатно организовывает прямые трансляции спектаклей, выкладывает на своем YouTube-канале видеозаписи опер, сольных концертов и балетов. Спектакли снимаются профессиональными камерами с разных ракурсов. Здесь также показывают интервью с артистами и музыкантами, режиссерами и хореографами, записи репетиций и мастер-классов. Отрывки из некоторых записей также можно найти на сайте среди анонсов и трейлеров. Среди доступных постановок – балет «Ромео и Джульетта» с музыкой Сергея Прокофьева, опера «Коста» с музыкой Христофора Плиева, концерт Национального эстонского симфонического оркестра и др. [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что проектный менеджмент является эффективным маркетинговым инструментом продвижения театрального и музыкального искусства. Именно реализация уникальных проектов, ориентированных на потребности заказчиков театрально-зрелищных и концертно-исполнительских услуг, помогает творческим коллективам стать востребованными и конкурентоспособными в современных экономических условиях.
В современном мире онлайн-проекты являются одними из самых популярных и востребованных. Кроме того, в условиях пандемии коронавируса такие проекты становятся основной формой продвижения деятельности многих учреждений и организаций социально-культурной сферы.
Онлайн-проект – это комплекс манипуляций, который позволяет разрабатывать оригинальный продукт, получать полные и систематизированные данные о проектной деятельности, осуществлять все действия из любой точки мира, имея только доступ в Интернет. В современном мире онлайн-проекты представляют собой одну из наиболее популярных форм демонстрации деятельности музеев, театров, библиотек и т.д.
Современные белорусские музыкальные театры представляют собой учреждения культуры, направленные на ознакомление различных категорий населения с театрально-музыкальным искусством. Наиболее известными музыкальными театрами на сегодняшний день являются Белорусский Академический музыкальный театр, Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.
На сегодняшний день в Республике Беларусь существует ряд онлайн-проектов, которые отражают особенности современного развития белорусского искусства, выделяют наиболее яркие моменты формирования национальной культуры. Такие, онлайн-показы организовывают следующие театры: Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси, Национальный академический театр имени Я. Купалы, Республиканский театр белорусской драматургии, Гродненский областной драматический театр, Могилевский драматический театр и Могилевский областной театр кукол.
Нами был разработан онлайн-проект для Большого театра Беларуси, в рамках проведения которого организаторы создадут возможность для различных категорий населения Беларуси, а также жителей других стран мира приобщения к творческому процессу, знакомству с представителями творческого коллектива и ощущения атмосферы, культурного пространства Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Таким образом, данный проект будет способствовать популяризации национального оперного и балетного искусства, знакомству с современным творческим процессом и тенденциями развития театрального искусства в Республике Беларусь.
1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М.: Прогресс, 2014. – 386 с.
2. Артемьева, Т.В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты в сфере культуры и образования / Т.В. Артемьева. – Краснодар: Лань, 2010. – 286 с.
3. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. – М.: Академия, 2014. – 192 с.
4. Афиша TUT.BY / Премьеры-2015: спектакли, которые готовят минские театры [Интернет-ресурс] – Минск, 2016. – Режим доступа: www.afisha.tut.by/news/reviews/440446.html
5. Балабанов, П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности / П.И. Балабанов. – Новосибирск: Наука, 1990. – 200 с.
6. Беларуская культура, 2014 / Мiнiстэрства культуры Рэспублiкi Беларусь. – Мiнск: Iнбелкульт, 2015. – 419 с.
7. Белорусский государственный академический музыкальный театр [Интернет-ресурс] - Минск, 2016. - Режим доступа: www.musicaltheatre.by
8. «Большая энциклопедия Большого театра Беларуси» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.encyclopedia.ru/cat/books/book/16247/.
9. Берестова, Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие / Л.И. Берестова. – М.: Проспект, 2007. – 256 с.
10. Бузук, Р.Л. Беларускi тэатр i глядач на парозе XXI стагоддзя / Р.Л. Бузук. – Мн.: БелДIПК, 2004. – 253 с.
11. Винокурова, С.П. Культура. Наука. Творчество / С.П. Винокурова. – Минск: БГАИ, 2008. – 359 с.
12. Воржецов, А. Г. Основы социального прогнозирования: Учебно-методическое пособие / А.Г. Воржецов. – Казань: Казан, гос. технолог, ун-т, 2010. – 44 с.
13. Грибкова, Г.И. Проектная деятельность в социально-культурной сфере: становление и развитие / Г.И. Грибкова // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 4-2. – С. 147 – 154.
14. Громов, Я А. Театральная Беларусь в 2-х томах / Я.А. Громов. – Мн.: Время, 2002. – 352 с.
15. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности / А.Ю. Домбровская. – М.: Лань 2013. – 160 с.
16. Дондурей, Д.Б. Социальное проектирование в сфере культуры: поиск перспективных направлений // Социальное проектирование в сфере культуры: Методологически-деятельностный подход как теоретическая основа пректирования методической системы обучения математике: Дис. … д-ра пед. наук. – М., 1999. – 460 с.
17. смотреть драму, оперу и балет российских и европейских театров // проект «Бумага» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://paperpaper.ru/devyat-sajtov-gde-mozhno-legalno-smot/.
18. «Детская школа искусств №11» г. Минска () [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dshi11.arkh.muzkult.ru/about.
19. Жаркова, А.А. Теория становления социально-культурной деятельности / А.А. Жаркова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4. – С. 60 – 62.
20. Жарков, А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности / А.Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2012. – 456 с.
21. Захарина, Ю.Ю. Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика / Ю.Ю. Захарина. – Мн.: БГПУ, 2008. – 269 с.
22. Калинин, А.С. Роль культурно-досуговой деятельности в социально- культурной сфере / А.С. Калинин // Культура: теория и практика. – 2018. – № 5. – С. 4.
23. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева. – М.: Академия, 2004. – 539 с.
24. Ковешникова, А.Е. Социальное проектирование как метод организации досуговой деятельности молодежи / А.Е. Ковешникова // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 101 – 105.
25. Кравчук, Т.А. Основные направления культурно-досуговой деятельности студентов / Т.А. Кравчук, Д.А. Савчак, А.И. Кравчук // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 128.
26. Куличкина, Г.В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа / Г.В. Куличкина. – М.: Юрайт, 2018. – 198 с.
27. Культура: открытый формат – 2013 / Министерство культуры Республики Беларусь / Коллектив авторов. – Мн., БГУКИ, 2013. – 469 с.
28. Макарова, Е.А. Организация концертно-зрелищной деятельности: методическое пособие для работников культуры /Е.А. Макарова, С.Б. Мойсейчук, И.Л. Смаргович − Минск: ГУК «Минский областной центр народного творчества», 2015. – 170 с.
29. Малышева, Н.В. Проектный метод обучения и проектное мышление педагога: поиск новых подходов / Н.В. Малышева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – № 1. – С. 48-55.
30. Марача, В.Г. Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций / В.М. Розин. – М.: ИФ, 2008. – 111 с.
31. Мартинович, Н.Е. Основы режиссуры и сценического мастерства / Н.Е. Мартинович. – Витебск: УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», 2013. – 38 с.
32. Мошенский, А.А. Театральный процесс и его организационные проблемы в современной России / А.А. Мошенский. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 125 с.
33. Мясникович, М.В. Современная Беларусь: энциклопедический справочник в 3-х томах, Т.3 // Культура и искусство / М.В. Мясникович. – Мн.: Белорусская наука, 2007. – 778 с.
34. Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь [Интернет-ресурс] – Режим доступа: www.bolshoibelarus.by
35. Орлова, Т.Д. История театра в вольном изложении / Т.Д. Орлова. – Мн.: Медисонт, 2010. – 240 с.
36. Ратманова, С.Б. Использование инновационного потенциала сферы культуры как первоочередная научная проблема / С.Б. Ратманова // Инновации в науке. – 2018. – № 4. – С. 15–21.
37. Розин, В.М. Природа и особенности социального проектирования (от замысла к реализации) // Социальное проектирование в сфере культуры: Методологические проблемы. – М.: Наука, 1986. – 236 с.
38. Рябков, В.М. Биографика социально-культурной деятельности: методология и методы исследования / В.М. Рябков // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2015. – № 2. – С. 63–70.
39. Сазыка, Г.С. Практика и вопросы концептуализации социально-культурной деятельности / Г.С. Сазыка // Современное образование. – 2018. – № 2. – С. 19–32.
40. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. – 1984. – № 10. – С. 87–99.
41. Смольский, Р.Б. Социология современной культуры / Р.Б. Смольский, А.А. Раков. – Мн.: Бел. ГАИ, Ин-т экономики НАН Беларуси, 2005. – 82 с.
42. Смольский, Р.Б. Стратегия успеха: Опыт реформирования театрального дела в Беларуси / Р.Б. Смольский, А.А. Раков, В.А. Грибайло. – Минск.: Изд-во Белорусской государственной академии искусств, 2005. – 162 с.
43. Смольскi, Р.Б. Тэатральнае мастацтва / Р.Б. Смольскi. – Мн.: Беларуская навука, 2012. – 758 с.
44. Стельмах, А.М. Менеджмент в театральной сфере / Н.Н. Королев. – Мн.: Бгуки, 2017. – 125 с.
45. Соболевский, А.В. Театр // Республика Беларусь: энциклопедия в 6-ти томах. / А.В. Соболевский. – Мн.: БелЭн, 2005. – 989 с.
46. Сохар, М.Ю. Тэатральная школа Беларусi: ад вытокаў да сучаснасцi / М.Ю. Сохар.– Мн.: А.М. Вараксiн, 2013. – 518 с.
47. Страдов, Г.М. Продюсерство в театре / Г.М. Страдов. – Мн.: Современные знания, 2008. – 74 с.
48. Тондл, Л., Пейша И. Методологические аспекты системного проектирования // Вопросы философии. – 1987. – № 2. – С. 87–96.
49. Тэатральныя скрыжаваннi / Бел. дзярж. iн-т праблем культуры. – Мн.: БелДIПК, 2002. – 66 с.
50. Хилл, П. Наука и искусство проектирования: Методы проектирования, научное обоснование решений. – М.: Мир, 1973. – 263 с.
51. Ювченко, Н.А. Театрально-музыкальное искусство Беларуси: новые исследовательские аспекты / Н.А. Ювченко. – Мн.: Высшая школа, 2010. – 266 с.
52. Юдчиц, Г.В. Театральное пространство / Г.В. Юдчиц. – Мн.: Право и экономика, 2007. – 219 с.
53. Ярмалiнская, В.М. Сучасныя тэатральнае i экранныя мастацтвы / В.М. Ярмалiнская. – Мн.: Беларуская навука, 2014. – 451 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Эмблема и изображения Большого театра оперы и балета.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты