Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств по законодательству Республики Беларусь
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств по законодательству Республики Беларусь»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
251.00 BYN
Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств по законодательству Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Наиболее типичные виды ДТП за 2020 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диспозиция статьи в редакции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Проект.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методические рекомендации.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЗАКОНОНДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Генезис теоретических представлений и законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
1.2. Современное состояние теоретических представлений и законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬТСВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Объект и объективная сторона преступления
2.2. Субъект и субъективная сторона преступления
3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬТСВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1. Ограничения нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступления
3.2. Практика применения уголовного законодательства по делам о нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы. Борьба с нарушениями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является одной из важнейших задач современного общества, поскольку дорожное движение тесно интегрировано с нашей повседневной жизнью. Без использования транспортных средств невозможно нормальное функционирование общества, предприятий, отраслей производства и государства в целом. Однако, к сожалению, помимо положительных сторон использования транспорта, существует и отрицательная сторона. Это свидетельствует о том, что использование транспортных средств, являющихся повышенным источником опасности, часто связано с угрозой жизни человека и причинением ущерба имуществу, поэтому нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства могут привести к особо тяжким последствиям. Именно из-за возможности таких последствий человек, злостно нарушающий эти правила, играет в рулетку с жизнями, судьбами других, а также с административным и уголовным законодательством.
Для предотвращения таких нарушений необходимо совершенствовать существующие правовые нормы и вводить новые, в том числе уголовные.
Автомобильная преступность как основной вид дорожной преступности и неосторожной преступности проблема эффективной борьбы с автомобильной преступностью становится все более актуальной. Речь идет не только об экономических потерях, но и об угрозе нарушения таких важных социальных ценностей, как жизнь и здоровье людей, серьезного морального вреда.
Со второй половины прошлого века вопрос об уголовной ответственности водителя транспортного средства и лица, ответственного за его эксплуатацию, получил самое пристальное внимание в юридической литературе. Однако, несмотря на развитие этой темы, в настоящее время существуют некоторые проблемы, которые полностью не решены или, в силу своей новизны, вообще не учитываются в отечественной литературе. Это и является причиной актуальности темы, выбранной дипломной работой.
Актуальность темы определяется также социальной значимостью и сложностью задач по обеспечению безопасности дорожного движения, решение которых призвано «смягчить» негативные последствия массовой автомобилизации. Они связываются с повышением эффективности действующего законодательства об ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации автодорожных транспортных средств, повлекших тяжкие последствия.
Также, отметим, что главное управление ГАИ МВД Республики Беларусь опубликовало статистику аварийности на белорусских дорогах за 2020 год. Были перечислены основные нарушения, совершаемые водителями.
В 2020-м в результате аварий в Беларуси погибли 573 человека, 22 из них – дети. Травмы в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) получили 3 678 человек, в том числе 422 ребенка. По вине нетрезвых водителей имели место 369 ДТП (115 погибших и 389 раненых). Есть и другая проблема. Из-за пьяных пешеходов в минувшем году совершено практически каждое второе ДТП.
Как рассказали в ГАИ, наиболее типичными видами ДТП в прошлом году стали: наезд на пешехода – 1 246 происшествий (35,1% от общего количества ДТП), в которых 235 человек погибли, 1 065 – получили ранения; столкновения механических транспортных средств – 1 059 ДТП (29,8%), в которых 153 человека погибли, 1 306 – получили ранения; происшествия с участием одного транспортного средства (опрокидывания, наезды на препятствия, дорожные сооружения, животных) – 791 ДТП (127 человек погибли, 894 – получили ранения) [1] (Приложение 1).
Объектом исследования являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации автодорожных транспортных средств.
1 РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЗАКОНОНДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Генезис теоретических представлений и законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Вопросы правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения появились до возникновения автомобиля.
Регулировать движение люди стремились с незапамятных времен. В Древнем Риме, где одним из распространенных средств передвижения были колесницы, на улицах Вечного города пришлось вводить одностороннее движение. Первые правила дорожного движения, введенные Юлием Цезарем в 50-х годах до нашей эры, запрещали ездить на частных колесницах по улицам Древнего Рима в рабочее время, а иногородним предписывалось оставлять свои транспортные средства за городской чертой и передвигаться пешком или в наемном паланкине – своеобразном такси того времени.
Во времена ВКЛ мерой расстояния была миля (примерно 7 километров). На крупнейших дорогах страны с таким интервалом были сложены пирамидки из камня. После раздела Речи Посполитой и вхождения белорусских земель в подчинение Российской империи все дороги велено было перемерить в верстах и установить верстовые столбы (пирамидки ВКЛ не тронули).
В статуте ВКЛ 1588 года дорогам были посвящены три статьи. Одна из них «О дарогах старадаунiх» гласит: «Воз парожнi павiнен спступаць возу нагружвнвму, пешы – коннаму, конны – возу. А у тым выпадку, калi б дарога вузкаю была, як на мастах i iнщых нязручных месцах, а справа была б зiмой, калi снег бывае вялiкi, павiнны, спаткаушыся дарогу напалавiну дзялiць» [2].
Одним из первых указов, который регламентировал правила движения всадников, конных экипажей и обеспечивал их безопасность в населенных пунктах России, был именной указ царей Ивана и Петра Алексеевича от 3 января 1683 года, запрещавший быструю езду по улицам Москвы во избежание увечья. Из-за сутолоки и большого скопления различных карет, телег, повозок и всадников, в 1694 году был введен более строгий порядок въезда в Московский Кремль и поездок по городу. Надзор за движением по улицам и площадям в числе прочих функций осуществлял Стрелецкий приказ – предшественник полиции.
В 1718 году в Санкт-Петербурге было создано генерал-полицмейстерское управление, в функции которого входило обеспечение безопасности дорожного движения.
В 1804 году Петербургская полиция разработала Наставление извозщичьим старостам и извозчикам, которое стало прообразом правил дорожного движения. В Наставлении закреплялся принцип правостороннего движения, регламентировался скоростной режим и прочее.
Принятое в 1845 году Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, объединяло особенные статьи, которые были обращены к дорожно-транспортным происшествиям, повлекшим за собой повреждение покрытий дорог и улиц или несчастные случаи [3].
Нарушениями считались бесхозные лошади, ездящие по левой стороне шоссе, оставляющие машины на дороге ночью, разрушающие дороги и мосты. Документ завершается различными санкциями за нарушения в области безопасности дорожного движения и результатами таких нарушений. Это может быть арест, штраф, обязательство возместить причиненный ущерб, избиение палкой. Перечень нарушений в сфере безопасности дорожного движения, исчисляемый кодексом, достаточно велик и разнообразен.
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬТСВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Объект и объективная сторона преступления
Под объектом преступления принято понимать то, на что было направлено совершенное посягательство, а также то, в отношении чего может быть причинен вред в ходе совершения преступления либо уже был причинен вред.
В статье 2 УК отражен общий перечень всех предусмотренных объектов уголовно-правовой охраны. В состав данного перечня включаются такие как: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Республики Беларусь, мир и безопасность человечества [20]. Данные объекты уголовно-правовой охраны более детально рассмотрены и раскрыты в положениях Особенной части УК. Они нашли свое отражение в первую очередь в тексте наименований разделов и глав УК. Это связано с тем, что в целом, Особенная часть УК строится на признаке родового объекта преступления.
Говоря, в целом, о понятии объекта преступления, нужно отметить наличие неразрывной связи указанного понятия с сутью преступного деяния, в частности, с его признаками. При этом нужно иметь в виду, что будет отсутствовать само преступление в том случае, если не будет объекта посягательства [26, с. 110]. Так, в случае, если результатом того или иного совершенного деяния не будет являться причинение определенного ущерба тем благам и интересам, которые подлежат уголовно-правовой охране, или же если тот вред, который был причинен, будет расценен как малозначительный, то тогда нельзя признать подобное деяние и рассматривать его в качестве преступления.
Более того, необходимо отметить, что в том случае, когда на практике будет отсутствовать объект преступления, можно будет также говорить и об отсутствии состава преступления. Как известно, состав преступления представлен такими структурными элементами как: объект, преступления, субъект, объективная и субъективная сторона преступления, поэтому изначально необходимо определить и установить наличие объекта преступного посягательства, после чего уже можно вести речь о рассмотрении иных структурных элементов состава преступления [27, с. 7].
Однако следует обратиться к исследованию объекта конкретного состава преступления, закрепленного положениями главы 29 УК, которая именуется как «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта». Также указанная глава расположена в разделе X УК, именуемой «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения».
В настоящее время в науке уголовное право вопросы, затрагивающие квалификацию объектов преступления, также можно признать среди ученых и специалистов уголовного права дискуссионными. Кроме того, на практике прослеживается также подход, в соответствии с которым следует рассматривать объект преступления, подразделяя его на общий, родовой, видовой и непосредственный.
В качестве общего объекта преступления общность и множество тех общественных отношении, которые находятся под уголовно-правовой охраной и испытывают на себе преступные посягательства. Основным значением и сущностью общего объекта преступного посягательства является то, что с помощью данной правовой категории имеется фактическая возможность провести разграничение между преступным и непреступным деянием, также и в области безопасности дорожного движения. Но, что касается именно общего объекта указанной категории преступления, то нужно иметь в виду, что в данном конкретном случае с помощью общего объекта нельзя будет провести разграничение транспортных преступлений от проступков в данной сфере [28, с. 113].
3 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬТСВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Ограничения нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступления
Умение правильно квалифицировать преступления, то есть осуществлять выбор уголовно-правовой нормы, точно отражающей фактические обстоятельства содеянного, позволяет отграничить преступное от непреступного, дать правовую оценку содеянного, соответствующую закону, определить те фактические обстоятельства, в которых воплощены признаки состава преступления и которые необходимо доказать в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, гарантировать соблюдение законности в заключении следователей и определении судей, обеспечить реализацию задач уголовного права и процесса в правоприменительной деятельности [37, с. 103].
Так, следователь в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, а судья – в приговоре, – обязаны указывать, какие именно Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств были нарушены виновным лицом, в чем конкретно выразилось это нарушение и состоит ли оно в причинной связи с наступившими преступными последствиями, а также изложить механизм ДТП [12].
При расследовании автотранспортных преступлений возникает проблема квалификации действий водителей самодвижущихся механизмов (строительных машин, комбайнов, тракторов и прочее), так как они могут быть использованы и по прямому назначению, не связанному с безопасностью движения, и как транспорт. По делам такого рода необходимо выяснить, использовались ли механизмы как транспортные средства или вред причинен при производстве других (нетранспортных) работ. В первом случае страдают общественные отношения в сфере безопасности движения, составляющие объект автотранспортных преступлений, а во втором – иные общественные отношения.
Решая вопрос о том, какие предписания нарушил водитель – Правила дорожного движения или Правила техники безопасности, регулирующие производство определенных работ, следует учитывать всю совокупность конкретных обстоятельств содеянного, роль потерпевшего и его отношение к производимым работам. В причинной связи с наступившими последствиями могут состоять нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, допущенные не одним водителем, а двумя и более. Поэтому для того, чтобы обеспечить полноту, всесторонность и объективность расследования и рассмотрения дела в суде, необходимо учитывать весь комплекс взаимодействующих сил и обстоятельств, характеризующих движение транспортных средств [43, с. 26].
При решении вопроса об уголовной ответственности лица по статьям главы 28 УК большое значение имеет определение места совершения преступления, несмотря на отсутствие такового в качестве факультативного признака объективной стороны. Существует, однако, иное мнение, когда наступление уголовной ответственности допустимо только в том случае, если местом совершения общественно опасного деяния была дорога: все указанные средства (автомобили, трамваи или другие механические транспортные средства) являются предметом этого преступления лишь при условии, что они использовались в качестве транспорта и участвовали в движении по дороге.
Однако следует учитывать конструктивные особенности отдельных транспортных средств в зависимости от выполняемых функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Современные условия характеризуются ускорением научно-технического прогресса за счет развития современной техники. Общее количество транспортных средств увеличилось, соответственно увеличился и транспортный поток. Воздействие на природную среду усиливается.
Одним из важнейших способов удовлетворения общественных потребностей граждан, товаров и других объектов в сфере пространственного перемещения является дорожное движение. В то же время эксперты считают обоснованным, что сфера дорожного движения относится к сфере человеческой деятельности с повышенным риском.
В целях обеспечения стабильности и целостности дорожного движения, а также жизни и здоровья и безопасности участников дорожного движения государством приняты меры по упорядочению действующих норм в рассматриваемой сфере общественных отношений, в том числе правовые меры, направленные на определение различных правовых обязанностей водителей транспортных средств.
Говоря о социально-правовом аспекте уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, можно резюмировать, что введение уголовной ответственности за данное деяние, обусловлено социальным фактором, то есть высокой степенью общественной опасности и распространенностью деяния. В тоже время в этом выражаются превентивные меры законодателя.
Объектом рассматриваемых преступлений является безопасность движения или эксплуатации транспортных средств, а также жизнь, здоровье людей. Считается нецелесообразным включать в число обязательных дополнительных объектов имущественный ущерб.
Объективная сторона рассматриваемого преступления может выражаться как действием (превышением скорости) или бездействием.
Субъект преступления – лицо, управлявшее транспортным средством, уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств наступает с 16 лет
Субъективная сторона характеризуется неосторожностью.
Необходимо уметь разграничивать преступления, сопряженные с нарушением правил дорожного движения, от умышленных преступлений с использованием автотранспорта. В случае, когда транспортное средство используется в качестве орудия преступления (умышленный наезд на потерпевшего, умышленное столкновение с другой машиной и прочее), в этом случае содеянное следует квалифицировать как преступление против личности либо по другим статьям УК, в зависимости от умысла виновного и наступивших последствий
В рамках написания данной работы были выявлены некоторые проблемы применения нормы, содержащейся в статье 317 УК.
Отметим, что большинство аварий, имеющих своим результатом смерть человека или значительный вред его здоровью, в нашей стране происходит по вине водителей, находящихся в нетрезвом состоянии за рулем (из всех 573 случаев порядка 369 произошли по вине водителей в нетрезвом состоянии). Имеется и другая проблема, сопряженная с тем, что из-за пьяных пешеходов в минувшем году совершено практически каждое второе ДТП.
Так, в части 1 статьи 318 УК, по которой наказываются выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, либо незаконный допуск к управлению им, либо иное грубое нарушение правил его эксплуатации, отношения собственности включены в объект уголовно-правовой охраны. Получается, что лицо, ответственное за техническое состояние или эксплуатацию транспортного средства, допустившее к управлению им нетрезвого водителя, который по неосторожности совершил ДТП, повлекшее причинение имущественного ущерба в особо крупном размере, наказывается по статье 318 УК, а водитель – по статье 219 УК. Такой подход считается противоречивым.
1 Сведения о правонарушениях // Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=17221/.
2 Статут Вялікага Княства Літоўскага, Рускага і Жамойцкага 1588 г.: да 430-годдзя выдання : зб. навук. арт. па матэрыялах канф. / Беларус. дзярж. ун-т; рэдкал.: С.А. Балашэнка (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: БДУ, 2018. – 255 с.
3 Таганцев, Н.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных; Книга по Требованию / Н.С. Таганцев. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 959 c.
4 Османов, М.Х. Становление и развитие института уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / М.Х. Османов // Сборник статей победителей VII Международного научно-практического конкурса. – 2017. – С. 142-146.
5 Новое уголовное уложение, выс. утв. 22 марта 1903 г. – С.-Пб.: Изд-во кн. маг. В.П. Анисимова, 1903. – 253 с.
6 Колчин, М.М. Уголовно-правовое обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.08 / М.М. Колчин; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад.]. – М., 2009. – 26 с.
7 Гребеньков, А.А. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения. Монография. / А.А. Гребеньков. – М.: Высшая школа. – 2009. – 168 с.
8 Нешев, Г.С. Становление юридических конструкций норм об уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в советский период / Г.С. Нешев // Аллея науки. – 2017. – № 9. – С. 661-669.
9 О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР в ред. 1926 года: Постановление ВЦИК от 22.11.1926 // СУ РСФСР. – 1926. – № 80. – Ст. 600.
10 Дубовец, П.А. Ответственность за телесные повреждения по советскому уголовному праву: учебник / П.А. Дубовец. – М.: Юрид. лит., 1964. – 160 c.
11 Уголовный кодекс Республики Беларусь: Утвержден Законом Респ. Беларусь 29 дек. 1960 г.: Введен в действие с 1 апр. 1961 г. (СЗ БССР, 1961 г., №1, ст. 4): С изм. и доп. по состоянию на 1 дек. 1996 г. – Минск : Амалфея, 1997. – 207 с.
12 Правила дорожного движения: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551: в ред. Указом Президента Респ. Беларусь от 10.08.2015 г. // Эталонный банк данных правовой информации Респ. Беларусь. – [Электронный ресурс] – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2021.
13 Конвенция о дорожном движении 1968 года (вступила в юридическую силу в России 21 мая 1977 года) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901133.
14 Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 года (6 июня 1978 года) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901133.
15 Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах 1971 года (3 августа 1979 года) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901133.
16 Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах 1973 года (25 апреля 1985 года) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901133.
17 Резолюции ООН по вопросам повышения безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901133.
18 Войтенков, Е.А. Организационно-правовые основы деятельности МВД СССР по обеспечению безопасности дорожного движения во второй половине 60-х – середине 80-х гг. XX в.: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Е.А. Войтенков. – Москва, 2006. – 180 с.
19 Козаченко, И.Я. Уголовное право. Особенная часть: Учебное пособие / отв. ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. – М.: Норма, 2008. – 1008 с.
20 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года в ред. от 11 ноября 2019 г. [Электронный ресурс] – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2021.
21 Круглов, В.А. Уголовное право: Общая часть. Краткое изложение курса / В.А. Круглов, Д.Г. Стрельский, Е.В. Шейпак, B.C. Шейпак. – Минск: Амалфея, 2007. – 174 с.
22 Бабий, П.А. Уголовное право. Общая часть: Учебник для студ. спец. «Правоведение» и «Экономическое право» вузов / П.А. Бабий, А.В. Барков, И.О. Грунтов и др.; под ред. В.М. Хомича. – Минск: Тесей, 2002. – 496 с.
23 Ахраменка, Н.Ф. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка [и др.]; под общ. ред. А.В. Баркова, В. М. Хомича. – 2-е изд., с изм. и доп. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
24 Лукашов, А.И. Уголовное право Республики Беларусь: Состояние и перспективы развития: учебн. Пособие / А.И. Лукашов. – Минск: БГУ, 2002. – 128 с.
25 Наумов, А.В. Современное уголовное право. Общая и особенная части: учебник / под ред.: А.В. Наумов. – М.: Илекса, 2007. – 1040 c.
26 Линкевич, А.Е. К вопросу об объекте нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / А.Е. Линкевич // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 6. – 110-113.
27 Смирнов, Д.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: автореф. дис…канд. юрид. наук / Д.В. Смирнов. – М., 2015. – 32 с.
28 Коробеев, А.И. Транспортные преступления / А.И. Коробеев. – СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2014. – 404 с.
29 Иванов, Н.Г. Курс уголовного права. Особенная часть: учебное пособие / Н.Г. Иванов. – М.: Экономика, 2015. – 667 с.
30 Куринов, Б.А. Автотранспортные преступления. Квалификация и ответственность / Б.А. Куринов. – М.: Юрид. лит., 2010. – 208 с.
31 Гвоздева, Е.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис…канд.юрид. наук / Е.В. Гвоздева. – М., 2015. – 240 с.
32 Жулёв, В.Н. Транспортные преступления / В.Н. Жулев. – М.: Спарк, 2012. – 190 с.
33 Гвоздева, Е.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис…канд.юрид. наук / Е.В. Гвоздева. – М., 2017. – 204 с.
34 О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 317-318, 321 УК): постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 1 октября 2008 г. № 7 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
35 Плохова, В.И. Системное толкование норм Особенной части уголовного права: учеб. пособие / В.И. Плохова. – М.: Юрлитинформ, 2017. – 214 с.
36 Баранчиков, М.В. Проблемы установления причин дорожно-транспортных преступлений / М.В. Баранчиков // Вестник Белоруского государственного университета. – 2014. – № 6. – С. 12-17.
37 Неверов, В.И. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовое и криминологическое исследование: диссертация кандидата юридических наук / В.И. Неверов. – Саратов, 2006. – 215 с.
38 Кирвель, В.К. Расследование преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств: пособие / В.К. Кирвель. – Минск: Амалфея, 2016. – 73 с.
39 Игнатов, А.Н. Уголовное право: учебник для вузов. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / А. Н. Игнатов, Ю. А. Красиков. – М.: Издательство НОРМА, 2015. – 728 с.
40 Федорченко, М.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты: диссертация … кандидата юридических наук / М.В. Федориченко. – Минск, 2014. – 218 с.
41 Тяжкова, И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности / И.М. Тяжкова. – С.-Пб.: Юридический центр Пресс, 2012. – 278 с.
42 Гайков, В.Т. Установление субъективной стороны в процессе квалификации преступлений, предусмотренных гл. 28 УК / В.Т. Гайков // Известия высших учебных заведений. – 2016. – № 6. – С. 74-77.
43 Нафиков, М.М. Проблемы определения субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 317 УК (вопросы теории и практики) / М.М. Нафиков // Судебный вестник. – 2014. – № 2. – С. 24-27.
44 Семикин, М.А. Специальная цель: обязательный признак субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК / М.А. Семикин // Научная дискуссия. – 2016. – № 3. – С. 13-16.
45 Пушков, В.Г. Формы вины при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / В.Г. Пушков // Актуальные вопросы юридической науки и практики. – 2019. - № 7. – С. 468-471.
46 Архипова, М.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: современный взгляд законодателя и проблемы квалификации / М.В. Архипова // Всероссийский криминологический журнал. – 2010. – № 4 (14). – С. 45-50.
47 Фёдоров, Г. Возбуждение уголовных дел по статье 317 УК: проблемы правоприменения» Г. Фёдоров // Юстиция Беларуси. – 2011. – №10. – С. 34-36.
48 Бабий, Н.А. О новых правилах квалификации преступлений и «старых» проблемах нового уголовного закона / Н.А. Бабий // Юстиция Беларуси. – 2007. – № 5. – С. 36-39.
49 Сахарчук, А. Вопросы применения статей 317-318 Уголовного кодекса Республики Беларусь / А. Сахарчук // Юстыцыя Беларусi. – 2009. – № 11. – С. 36-39.
50 Алексеева, Н.А. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств: роль адвоката при осуществлении защиты по статье 317 УК [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://zakonrb.com/npa/alekseeva-na-narushenie-pravil-bezopasnosti-dvizheniya/.
51 Статистика ДТП за 2020 год в Беларуси [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://allnews.by/avto/1369-statistika-dtp-za-2020-god-v-belarusi-gai-opublikovala-dannye.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Наиболее типичные виды ДТП за 2020 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диспозиция статьи в редакции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Проект.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методические рекомендации.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты