Субъективная оценка профессиональных стрессоров и совпадающее поведение в период взрослости
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Субъективная оценка профессиональных стрессоров и совпадающее поведение в период взрослости»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Субъективная оценка профессиональных стрессоров и совпадающее поведение в период взрослости
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Применение критерия линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОРОВ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Психологический феномен профессионального стресса в отечественной и зарубежной научной литературе
1.2 Психологическая характеристика периода средней взрослости
1.3 Феномен совладающего поведения и виды копинг-стратегий
1.4 Особенности копинг-поведения в период взрослости
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОРОВ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В период взрослости ведущим фактором развития и основным видом деятельности является труд. Профессиональная деятельность дает человеку возможность самореализации, раскрытия своих потенциалов, удовлетворения имеющихся потребностей. Вместе с тем, среди всех сфер жизнедеятельности взрослого, именно профессиональная оказывает наиболее выраженное и зачастую неблагоприятное влияние на его здоровье.
В процессе трудовой деятельности человек постоянно сталкивается с различными стрессогенными факторами – это и условия труда, высокие требования к специалистам, вопросы оплаты труда, ролевые конфликты, сложные взаимоотношения на работе, внеорганизационные источники стресса и др. Специалисты отмечают, что реалии современной жизни – возрастание неопределенности перспектив развития рынка труда и отдельных профессий, высокий уровень конкуренции, активное развитие новых информационных технологий находят отражение в постоянном росте уровня рабочего стресса.
Профессиональный стресс – это многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
Несмотря на то, что проблема рабочего стресса разрабатывается достаточно давно и активно (Сох Т., McKay С., 1981; Cartwright S., Cooper С., 1990; Lazarus R., 1991; Carver С., Scheier M., 1998; Купер К., Дэйв Ф., О'Драйсколл М., 2007; Бодров В. А., 2006; Овчинников Б.В., Колчев А.И., 2006 и др.), учеными и практиками признается недостаточность раскрытия многих ее аспектов. Это, в частности, относится к пониманию стресс-копинг процесса в контексте развития человека в период взрослости.
На сегодняшний день, остается малоизученным вопрос о влиянии возраста на субъективное восприятие взрослыми профессиональных стрессоров. В современной психологии нет единого понимания и проблемы влияния возраста на копинг-поведение, помогает ли взросление лучше справляться со стрессом. Остается недостаточно исследованным вопрос о взаимосвязи личностного развития взрослого» и процессов оценки и совладания со стрессом.
Изучение этих аспектов стресс-копинг процесса, на основе синтеза акмеологического подхода к развитию взрослого человека (Бодалев A.A., 1998; Ананьев Б.Г., 2001; Головей Л.А., 2001; Деркач A.A., 2004), системы взглядов западной гуманистической психологии на развитие личности (Маслоу А., 1997; Роджерс К., 1997) и трансактной теории стресса (Lazarus R., 1993; Folkman S., 1984) представляется весьма актуальным, поскольку это позволило бы расширить представления об особенностях стресс-копинг процесса взрослых и определить эффективные технологии управления рабочим стрессом с учетом особенностей возрастного развития.
Целью данного исследования является изучение субъективной оценки профессиональных стрессоров и совладающего поведения в период взрослости.
Объект исследования - профессиональные стрессоры и совладающее поведение взрослых.
Предметом исследования являются особенности субъективной оценки профессиональных стрессоров и совладающего поведения в период взрослости.
Гипотеза исследования: существует связь между субъективной оценкой профессиональных стрессоров и совладающим поведением в период взрослости.
Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психологический феномен профессионального стресса в отечественной и зарубежной научной литературе.
2. Охарактеризовать период средней взрослости.
3. Рассмотреть феномен совладающего поведения и виды копинг-стратегий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОРОВ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Психологический феномен профессионального стресса в отечественной и зарубежной научной литературе
Проблемой изучения профессионального стресса в отечественной психологии занимались: В.Д. Небылицин, Ф.Б Березин, В.А. Бодров, А.Б. Леонова, Л.В. Куликов и О.А. Михайлова и др.
Спектр исследований профессионального стресса является весьма широким: в него входят и демографические обследования, которые проводились в рамках так называемой «профессиональной эпидемиологии», и анализ определенных производственных ситуаций, и лабораторные эксперименты моделирующего типа. Большинство работ и исследований по проблеме профессионального стресса носят эмпирический характер. На сегодняшний день выявлены разнообразные факты, описания конкретных ситуаций, диагностические методики. Согласно А.Б. Леоновой, в настоящее время отсутствует единая концепция профессионального стресса, но используется множество частных разработок в практической деятельности психологов на производстве [6, с. 143].
Проблемой профессионального стресса занимался Ф.Б. Березин в рамках изучения разного рода состояний работающего человека (утомления, монотонии, пресыщения, стресса и пр.), которые оказывают влияние на эффективность его деятельности. По мнению ученого, профессиональный стресс является одним из видов психологического стресса, который является результатом фрустрации. Если фрустрация является первичным звеном при возникновении стресса, то центральным элементом в механизме формирования психического стресса является тревога. Мотивационная роль тревоги как сигнала неблагополучия и опасности заключается в том, что она активизирует механизмы психической адаптации [5, с. 112].
В.А. Бодров рассматривал профессиональный стресс как результат воздействия на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. В профессиональной деятельности причины возникновения стресса связаны с экстремальными воздействиями факторов рабочего процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей трудовой деятельности. К ним относятся: сложность выполняемой деятельности, личную ответственность за результаты деятельности, дефицит времени, личностные особенности субъекта труда [6, с. 146].
В.А. Бодров причины возникновения профессиональных стрессов подразделяет на непосредственные и главные. К непосредственным причинам автор относит сложность и опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для жизни и здоровья, дефицит времени, конфликты с руководством и т.п. К этим факторам относятся события связанные с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности.
К главным причинам В.А Бодров относит индивидуальные особенности субъекта труда. Кроме того В.А. Бодров выделяет дополнительные факторы, к которым относит несоответствие ряда организационных характеристик трудовой деятельности представлениям и установкам конкретного индивида. Сюда автор относит социальные и организационные, так и личностные (семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, снижение трудоспособности) стрессоры [6, с. 147].
Существуют различные классификации профессионального стресса, которые отличаются степенью его детализации и концептуальными подходами. Исследователи Л.В. Куликов и О.А. Михайлова выделяют три основных вида стрессов, возникающих в трудовой деятельности:
– рабочий стресс, причины которого связаны с работой, условиями труда, местом работы.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОРОВ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
Теоретический анализ различных научных подходов к изучению субъективной оценки профессиональных стрессоров и совладающего поведения в период взрослости позволяет сформулировать цель, гипотезу исследования и конкретизировать его задачи.
Цель исследования: изучение субъективной оценки профессиональных стрессоров и совладающего поведения в период взрослости.
Обобщение результатов научных исследований дает основание определить гипотезу исследования: существует связь между субъективной оценкой профессиональных стрессоров и совладающим поведением в период взрослости.
Исследование проведено на базе УЗ «ГССМП», подстанция № 2 г. Минска. Фактический состав участников исследования составили 60 человек. Половое распределение: 30 женщин и 30 мужчин;
Данные утверждения позволили конкретизировать задачи эмпирического исследования:
1. Разработать психодиагностический комплекс, направленный на изучение субъективной оценки профессиональных стрессоров и совладающего поведения.
2. Формирование выборки исследования.
3. Эмпирическим путем изучить уровень стрессоустойчивости и совладающее поведение в период взрослости.
4. Проанализировать и обобщить эмпирические результаты исследования. Сформулировать выводы.
Методики исследования:
1. Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость)
Методика предназначена для диагностики стрессоустойчивости. Данный тест разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона. Опросник состоит из 20 вопросов. Примерное время тестирования 5-10 минут. Обработка и интерпретация результатов теста осуществляется согласно ключу методики.
2. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.А. Крюковой) [13].
Цель: выявление копинг-поведения в стрессовой ситуации.
Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.
Шкалы методики: копинг, ориентированный на решение задачи; копинг, ориентированный на эмоции; копинг, ориентированный на избегание.
Опросник содержит утверждения, которые отражают возможные реакции человека на различные трудные или стрессовые ситуации. Испытуемому предлагается 48 утверждений, которые необходимо оценить по 5-балльной шкале по степени частоты подобным образом в стрессовой ситуации. Обработка и интерпретация результатов теста осуществляется согласно ключу методики.
3. Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS (С. Хобфолл, адаптированный вариант Н. Водопьяновой и Е. Старченковой) [18].
Цель: выявление моделей преодолевающего поведения и общего индекса конструктивности.
Шкалы методики (модели поведения): ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональный стресс представляет собой интегративный феномен, объединяющий физиологические и психологические реакции работника, вызванные рядом негативных факторов. В отечественной психологической науке профессиональный стресс определяется как напряженное состояние специалиста, которое возникает у него при воздействии эмоционально – отрицательных и экстремальных факторов, и связано с выполняемой профессиональной деятельностью. С позиций зарубежных психологом, профессиональный стресс выступает как процесс, при котором проявляются негативные черты в поведении профессионала, как ответная реакция на стрессовый характер рабочей среды. В экологическом подходе профессиональный стресс рассматривается в качестве результата взаимодействия индивида с внешней средой; в трансактном подходе профессиональный стресс рассматривается в качестве индивидуально-приспособительной реакции человека на осложнение ситуации; согласно регуляторному подходу стресс выступает в качестве особого класса состояний, отражающего механизм регуляции деятельности в затрудненных условиях.
Психологические особенности личности периода зрелости заключаются в нарушении процессов постановки целей, представлений о невозможности управлять своей жизнью, эмоциональном состоянии неудовлетворенности, тревоги, одиночества, сопровождаемом позицией отторжения нового, необходимостью изменять себя в критический период жизни. Период взрослой жизни также характеризуется позитивными изменениями в личности, переходом с возрастом на более высокий уровень компетентности, на более высокие ступени нравственного развития.
В этом возрасте также активно осуществляется социальное развитие. Взрослые переформулируют свои цели в более реалистичные, приобретают мудрость. Супруги, друзья и дети становятся все более важными для взрослого, в то время как их собственное Я все больше лишается своего исключительного положения. На протяжении всего периода взросления человеку приходится решать важные жизненные задачи (брак, семья, работа, образование и т.д.), что свидетельствует о больших перспективах жизни на этом возрастном этапе.
Совладающее поведение определяется в качестве целенаправленного поведения субъекта, устраняющего или уменьшающего негативное воздействие стресса адекватными личностным особенностям и ситуационным характеристикам способами. Совладающее поведение представляет собой результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных ресурсов). Копинг-стратегии являются набором действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе стрессовой ситуации. Копинг-стратегии могут быть активными и пассивными, поведенческими, эмоциональными и познавательными, ориентированными на проблему, на эмоции или на оценку, адаптивными и неадаптивными, эффективными и неэффективными и т.д.
Копинг-поведение в период взрослости имеет свои особенности. Развитие личности период ранней взрослости связано с выбором супруга, подготовкой к супружеской жизни, созданием семьи, воспитанием ребенка, ведением быта, началом профессиональной деятельности, принятием гражданской ответственности, нахождением соответствующей социальной группы. Основное содержание кризиса ранней взрослости заключается в столкновении человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям, что связано с весьма большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей. В ранней взрослости наиболее используемыми копинг-стратегиями являются планирование решения, самоконтроль и принятие ответственности, поиск социальной поддержки, а также положительная переоценка.
1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков. – СПб. : Речь, 2004. – 166 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 382 с.
3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. – Москва, 2004. – С. 96–119.
4. Багрий, М. А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / М. А. Багрий. – Москва, 2009. – 19 с.
5. Бем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. − М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. − 336 с.
6. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер. – 431 с.
7. Березенцева, Е. А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания / Е. А. Березенцева // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 162-170.
8. Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
9. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление» / В. А. Бодров. – М.: Пер се, 2006. – 280 с.
10. Борисова, Н.М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н.М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
11. Бруй, Е. В. Профессиональный стресс в деятельности библиотечных специалистов / Е. В. Бруй // Культурная жизнь Юга России. – 2016. – № 2. – С. 142-146.
12. Дерманова, И.Б. Совладающее поведение как механизм развития личности в период ранней взрослости / И.Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
13. Дресвянина, А.В. Понятие «гендерная идентичность»: сущность и основные исследовательские подходы / А.В. Дресвянина // Вестник СФУ. – 2009. – № 4. – С. 115-119.
14. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
15. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 468 с.
16. Камнева, Н.А. Половые и гендерные различия в поведении людей в современном мире / Н.А. Камнева // Наука и образование: современные тренды. – 2015. – № 2. – С. 369-376.
17. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И.С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 309 с.
18. Кожевникова, О. А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и коррекции / О. А. Кожевникова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 7 (19). – С. 273-276.
19. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйло. – М., 2002. – С. 442-444.
20. Корытова, Г.В. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении / Г.В. Корытова // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 117–123.
21. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 747 с.
22. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ, 2010. – 296 с.
23. Куликов, Л. В. Виды трудового стресса // Психология психических состояний. / Л. В. Куликов, О. А. Михайлова; под ред. А. О. Прохорова. – Казань, 2001. – С. 59-64.
24. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестник Московского университета. – 2000. – №3. – С. 4-21.
25. Макаренко, О. В. Психология профессионального развития личности. Профессиональный стресс / О. В. Макаренко. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2007. – 70 с.
26. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога) / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
27. Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS (С. Хобфолл, адаптированный вариант Н. Водопьяновой и Е. Старченковой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/7069380/page:74/. – Дата доступа: 05.02.2021.
28. Найденов, С. В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия / С. В. Найденов П. А. Пономарев // Современные инновации. – 2015. – № 2. – С. 97-100.
29. Паттурина, Н.П. Проблема зрелости в современной психологии / Н.П. Паттурина // Известия РГПУ. – 2006. – № 2. – С. 113–126.
30. Полоролевой опросник (С.С. Бем) / Под ред. И.С. Клециной // Практикум по гендерной психологии. – М., 2003. – С. 277–280.
31. Риккер, Ю.О. Основные подходы к исследованию понятия «гендерная идентичность» в истории науки [/ Ю.О. Риккер // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 142-147.
32. Самоукина, Н. В. Карьера без стресса / Н. В. Самоукина. – СПб. : Питер, 2004. – 421 с.
33. Светлакова, В.П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом / В.П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
34. Селье, Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. Г. Селье. – М. : Академия, 2003. – 422 с.
35. Сирота, Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Обозреватель психиат. и мед. психологии. – 1993. – № 1. – С. 125–128.
36. Фонталова, Н. С. Стресс в профессиональной деятельности и его психологические последствия / Н. С. Фонталова // Известия ИГЭА. –2013. – №3 (77). – С. 179-182
37. Хазова, С.А. Позитивная и негативная динамика копинг-ресурсов в период взрослости / С.А. Хазова // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 1. – С. 86–95.
38. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
39. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.
40. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризисы: пер. с англ. / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
41. Юнг, К. Г. Стадии жизни. Современный человек в поисках души / Пер. с англ. // Человек и его символы / Под ред. С. Н. Сиренко. – М., 1997. – С. 321-322.
42. Ядрова, Н. В. Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов / Н. В. Ядрова // Молодой ученый. – 2017. – № 11. – С. 517-520.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Применение критерия линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты