Сравнительный анализ рефлексии в подростковом и юношеском возрасте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Сравнительный анализ рефлексии в подростковом и юношеском возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Сравнительный анализ рефлексии в подростковом и юношеском возрасте
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа № 54, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Уровень выраженности и направленности рефлексии» М.Гранта.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных с помощью критерия
U-Манна-Уитни.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Содержаний тренинговых занятий по развитию рефлексии у подростков.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ И СТАНОВЛЕНИИ
1.1 Теоретические подходы к исследованию рефлексии…
1.2 Особенности рефлексии в подростковом и юношеском возрасте
1.3 Факторы, влияющие на развитие рефлексии
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования рефлексии у подростков
2.3 Результаты исследования рефлексии у юношей
2.5 Сравнительный анализ рефлексии в подростковом и юношеском возрасте
2.5 Программа тренинговых занятий по развитию рефлексии
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Возрастающий научный интерес к феномену рефлексии объясняется динамикой современной жизни, которой присуща автономия личности и эмансипация современного человека. На первый план сегодня выступают потребности в самопонимании и саморазвитии, которые являются основой для построения отношений с окружающим миром. Особенность проблемы рефлексии связана с уникальностью человеческого понимания о своей способности осознавать. Наличие рефлексии позволяет проникнуть в собственный мир, управления своими состояниями и влечениями. По сути, рефлексия обусловливает свободу выбора человека.
Рефлексия представляет собой способность человека к самоанализу. Она позволяет осмысливать и переосмысливать свой внутренний опыт, пробуждает внутренние механизмы, выступающие фактором личностного самосовершенствования. У человека на каждом возрастном этапе происходят изменения в мировоззрении, отношении к себе и другим. Именно благодаря рефлексии происходит отражение во внутреннем плане реализуемой деятельности.
Особое значение рефлексия приобретает в подростковом возрасте, когда ребенок входит в мир взрослых, стремиться понять себя и других, найти свое «Я», чтобы успешно функционировать в обществе. Подростку очень важно стать полноценной личностью. Чтобы это сделать, ему нужно осознать свою уникальность. Вместе с тем, в этом возрасте мальчики и девочки еще не научились понимать себя, объективно оценивать самого себя, предъявлять себя окружающему миру во всей своей целостности. Отсутствие развитых навыков рефлексии может привести к глубоким негативным переживаниям, которые могут послужить толчком к появлению девиантного поведения.
Для юношей ценность рефлексии состоит в том, что он открывает путь не только для самопонимания, но и личностного развития. Возрастные задачи, которые стоят перед юношами, требуют от них проявления способности к самовосприятию, анализу структуры собственной психики. Кроме того, рефлексивные навыки служат фундаментом для появления способности к пониманию других людей. Последнее выступает важным аспекты при построении взаимоотношения с другими людьми, которые выходят на первый план в юношеском возрасте. В юношеском возрасте личности стремиться развить в себе рефлексивные навыки. Важно отметить, что благодаря развитой рефлексии у юношей появляется возможность раскрыть собственные переживания, осознавать внутренние побуждения, соотнести их с социальным миром. В юношестве рефлексия помогает выйти за пределы, найти свое место в мире, построить важные для них межличностные отношения, и стремиться к дальнейшему личностному росту.
Степень разработанности проблемы.
Истоки научных представлений о феномене рефлексии уходят к трудам Р. Бэкона, Дж. Дьюи, A. Буземана, Ж. Пиаже. В советской психологии проблемой изучения рефлексии занимались такие известные ученые как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Ладенко, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, В.П. Зинченко, А.В. Карпов и др.
Рефлексию в контексте личностного развития рассматривали И.И. Ильясов, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и др. Современные ученые и исследователи большое внимание уделяют изучению видов рефлексии ее влияния на развитие и социализацию личности. В работе О.В. Бережновой данный феномен рассматривает как условие развития личности [3]. В исследовании Т.Н. Князевой подчёркивается связь рефлексии с личностными особенностями подростков [22]. В статье И.Е. Коптеловой представлены механизмы развития рефлексии в юношестве [25] и др.
Многообразие подходов к изучению рефлексии в зарубежной и отечественной психологии свидетельствует о необходимости их обобщения и систематизации. Кроме того, важно рассмотреть возрастные особенности развития рефлексии. В современной литературе недостаточно внимание уделяется сравнительной характеристике рефлексии в подростковом и юношеском возрасте
Вопрос о возрастной детерминации рефлексии имеет определяющее значение для теории и практики педагогической и возрастной психологии.
Противоречие между недостаточной разработанностью проблемы рефлексии в подростковом и юношеском возрасте, и наличием теоретических предпосылок её важности для личностного развития способствовало выбору темы настоящего исследования: «Сравнительный анализ рефлексии в подростковом и юношеском возрасте».
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ И СТАНОВЛЕНИИ
1.1 Теоретические подходы к исследованию рефлексии
В зарубежной психологии рассмотрением рефлексии занимались многие ученые, среди которых можно выделить У. Джеймса, А. Буземана Дж. Бюдженталя, Дж.Г. Мида, В. Франкла, К. Роджерса, А. Лэнгле, А. Дейкмана и др. В 1930-х гг. А. Буземан первым дал определение рефлексии как перенесения переживания с внешнего мира на себя. Психолог предложил выделить отдельное направление - психологию рефлексии, где будет рассматриваться взаимосвязь развития рефлексии и самосознания [16, с. 24].
В дальнейшем изучение проблемы рефлексии происходило в двух аспектах: гносеологическом и онтологическом. Представители гносеологического направления, среди которых Ж. Пиаже, В. Вундт, В. Джемс, рассматривали феномен рефлексию как мышление о мышлении, как процесс наблюдения со стороны за когнитивными процессами и функционированием сознания [16, с. 25].
Рассматривая феномен рефлексии, У. Джемс впервые ввел категорию образа «Я», расщепленного на эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты. Также ни выделил в личности «Я-центр», целью которого служит интеграция всех имеющихся у человека образов Я в целостное единство – Я-концепцию [13, с. 86].
Психолог А. Лэнгле изучал рефлексию в тесной связи с самооценкой и образом «Я», указывал на особую важность самопознания на протяжении всей жизни индивида. По мнению А. Лэнгле, отправной точной для дальнейшей рефлексии является способность к диалогу. Такая способность находит свое проявление в чередовании «бытия самим собой» и открытости по отношению к «бытию за пределами себя» бытию личности [31, с. 152].
Психотерапевты Дж. Бюдженталь, К. Роджерс, В. Франкл рассматривался феномен рефлексии ка важный процесс, который происходит в процессе психотерапии клиента. Так, Дж. Бюдженталь полагал, что «клиент, и терапевт, на терапии развивают и качественно преобразовывают свой уровень рефлексии, становясь аутентичными своему опыту, конгруэнтным собственным переживаниям, занимающим позицию «наблюдателя» за происходящими изменениями в терапевтическом взаимодействии» [26, с. 90].
В работе В.Ю. Дударевой и И.Н. Семенова анализируется феноменология рефлексии и современные направления ее теоретико-экспериментального изучения, представленные в зарубежной литературе. Авторы выделяют следующие основные направления исследований в психологии рефлексии:
– склонность к самоанализу;
– интеллектуальная рефлексия (метакогнитивизм);
– представления о психическом других людей;
– проблема осознаваемости разных процессов и деятельностей [15, с. 102].
Действие рефлексии невозможно без способности к самодистанцировани, о которой говорил Виктор Франкл. В таком случае индивид как бы занимает позицию «со стороны» к себе и свой личности. По мнению психолога, «самодистанцирование представляет собой возможность отстраниться, посмотреть на себя со стороны, выйти потока собственной жизни для лучшего самопонимания» [54, с. 225].
Важным понятием логотерапии В. Франкла выступает понятие гиперрефлексии. Это понятие применяется в контексте рассмотрения рефлексии в двух аспекта: конструктивной и деструктивной способности к самоанализу. В позитивном русле в процессе рефлексии человек может осмыслять основания и способы своей деятельности и управлять ими. Высокая рефлексивность приобретает черты негативной рефлексии, под которой понимается «бесплодное самокопание», т. е. бесплодные размышления, выступающие в качестве саморазрушения психики человека. В данном случае речь идет о неконструктивной рефлексии. Часто усиленное самонаблюдение, стремление к сознательному совершению того, что должно протекать само собой в глубинах нашего подсознания, только тормозит творчество. По мнению В. Франкла, гиперрефлексия с большой вероятностью порождает невротические паттерны поведения [54, с. 227].
Обращаясь к метакогнитивному подходу представителями которого являются А. Афлербах, Дж. Флавэр, важно отметить, что под метакогнициями понимается знание о себе как познающем субъекте и регуляция собственного познания. В этом направлении исследований рефлексии рассматривается в онтогенезе, где изначально появляется способность дифференцировать понятные и непонятные ребенку ситуации, позднее – дифференцировать правильно и неправильно понятые и др. [15, с. 105].
Зарубежные авторы (А. Астингтон и др.) рассматривают представления о психическом как: способность определять собственные психические состояния и состояния других; интуитивное понимание собственных и чужих психических состояний; в качестве мета-репрезентативной способности, т.е. специфической способности представлять ситуацию с различных точек зрения. В теории симуляции (К. Нельсон, Д. Эстес, П. Харрис) представления о психическом анализируются в качестве интуитивного понимания собственных и чужих психических состояний, механизмом которого является способность поставить себя на место другого [15, с. 107].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить особенности рефлексии в подростковом и юношеском возрасте.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей рефлексии у подростков и юношей с помощью тестирования;
3) обработка и анализ данных, интерпретация полученных результатов, разработка программы тренинговых занятий по развитию рефлексии.
База исследования: Исследование проводилось на базах ГУО «Средняя школа № 54 г. Минска», «Белорусский национальный технический университет», «Белорусский государственный аграрный технический университет», «Белорусский государственный экономический университет». В исследовании приняли участие 80 человек. Выборку исследования составили 2 группы:
1) 40 подростков в возрасте 15 лет;
2) 40 юношей в возрасте 20 лет.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровне рефлексии у подростков и юношей.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Опросник рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева) [20].
Цель: определение уровня рефлексии. Также с помощью методики можно вывить следующие виды рефлексии:
- ретроспективная рефлексия деятельности;
- рефлексия настоящей деятельности;
- рассмотрение будущей деятельности;
- рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми;
Опросник включает 27 утверждений. Испытуемому предлагается оценить каждое их них по 7-балльной шкале.
При обработке данных подсчитывается итоговый балл (уровень рефлексии), а также балл по каждой шкале. Полученные сырые баллы переводятся в стены согласно нормативной таблице. Критерии оценки: высокий уровень (8-10 стенов), средний уровень (4-7 стенов), низкий уровень (1-3 станов стенов) (Приложение А).
Данная методика проводится с лицами, начиная с подросткового возраста. В диссертационном исследовании О.В. Окулко данная методика апробирована на подростках в возрасте 15 лет [39].
2. Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева [28].
Цель: диагностика типа рефлексии как устойчивой личностной черты.
С помощью методики можно выявить 3 вида рефлексии:
- системная рефлексия («хорошая» рефлексия, продуктивная ее разновидность). Этот тип рефлексии связан с самодистанцированием и взглядом на себя со стороны, что позволяет охватить одновременно полюс субъекта и полюс объекта;
- интроспекция или самокопание («дурная», непродуктивная). Она связана со сосредоточенностью на собственных переживаниях;
- квазирефлексия («дурная», непродуктивная) направлена на объект, который не имеет какого-либо отношения к актуальной жизненной ситуации и связан с удаленностью от актуальной ситуации бытия в мире.
Опросник состоит из 30 утверждений, которые оцениваются испытуемым по 4-балльной шкале. Обработка проводится по ключу. Значение шкалы равно сумме баллов пунктов, в неё входящих (Приложение Б).
Эту методику можно проводить с лицами, начиная с подросткового возраста. В диссертационном исследовании О.В. Окулко данная методика апробирована на подростках в возрасте 15 лет [39].
3. Методика «Уровня выраженности и направленности рефлексии» М.Гранта [35].
С помощью методики можно выявить уровень выраженности и направленности рефлексии в двух аспектах – саморефлексии и социорефлексии, в их соотношении друг с другом.
Под ауторефлексией понимается рефлексия собственных переживаний, анализ своих внутренних мотивов, желаний, целей; под социорефлексией – осознание и анализ переживаний других людей.
Опросник включает 20 утверждений. Опросник состоит из двух шкал – саморефлексии и социорефлексии. Каждая шкала включает в себя 10 прямых и обратных утверждений, каждое из которых, в свою очередь, оценивается по 6 балльной шкале.
В результате диагностики получаются два показателя – саморефлексии и социорефлексии, показатели которых находятся в пределах от 10 до 60 баллов. Критерии оценки: 10-25 баллов – низкий уровень, 26-45 баллов – средний уровень, 46-60 баллов – высокий уровень. Анализируется соотношение двух форм рефлексии. Наиболее «адаптированным» считается средний уровень саморефлекии и высокий или выше среднего уровень социорефлексии (Приложение В).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрены теоретические подходы к исследованию рефлексии. В зарубежной литературе выделяются следующие основные направления исследований в психологии рефлексии: склонность к самоанализу; интеллектуальная рефлексия; представления о психическом других людей; проблема осознаваемости разных процессов и деятельностей. В гносеологическом аспекте рефлексия рассматривалась как мышление о мышлении, как процесс наблюдения со стороны за когнитивными процессами и функционированием сознания. В отечественной психологии рефлексия рассматривается как качество, возникающее в процессе самодвижения и самопознания личности, которое является структурным компонентом личностного потенциала, способствующим ориентированию жизненного пути личности на цель. Рефлексия представляет собой механизм, обеспечивающий мобилизацию личностных и интеллектуальных ресурсов и способствующих, результатом которого является изменение определенных сторон личности и ее самосознания.
Определены возрастные особенности рефлексии в подростковом и юношеском возрасте. Влияние возрастных особенностей на процесс развития рефлексии будет значительным на протяжении всего периода обучения в школе. Начало развития рефлексии наблюдается уже в младшем школьном возрасте, но наиболее активно рефлексия развивается в подростковый период. Предпосылками развития рефлексии в подростковом возрасте являются: становление индивидуальности, субъектности и идентичности, интенсивное развитие самосознания, потребности в самопознании, социально ориентированных потребностей в общении. В юношестве рефлексия чаще всего направлена на себя, на выбор внутренней позиции по отношению к окружающему миру, на дальнейшее саморазвитие личности. Рефлексия позволяет подросткам и юношам осознать себя, свой внутренний мир, понять внутренний мир других людей, делает их способными к саморегуляции, становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития.
Охарактеризованы факторы, влияющие на развитие рефлексии. На развитие рефлексии оказывают влияние различные факторы: внутренние (психологические и возрастные) и внешние (социальные). Факторами развития личностной рефлексии выступают самооценка и самоотношение. Важным фактором, влияющим на развитие рефлексии в общении подростка и юноши, выступает характер общения. Если в подростковом возрасте круг общения стремительно увеличивается, то в юношеском возраст происходит рост индивидуальности, осознания им самого себя, своих качеств и стремлений. Первостепенным социальным фактором развития рефлексии являются семейные условия воспитания – от микроклимата семьи, отношений и степен удовлетворения базовых потребностей подростка и юношей в семье зависит стремление познавать себя и других. На рост рефлексии подростка и юноша оказывает влияние образовательное пространство, использование интерактивных методов обучения, ориентация цели педагогического процесса на личностное саморазвитие. Развитие рефлексии в общении возможно в процессе тренинга, где создаются условия для развития рефлексивных навыков.
В результате эмпирического исследования выявлены особенности рефлексии в подростковом и юношеском возрасте. Большая часть подростков обладает низким уровнем рефлексии. Они характеризуются слабо выраженной склонностью обращаться к анализу собственной деятельности и поведения других людей, устанавливать причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем; недостаточно тщательно и детально обдумывают собственную деятельность, недостаточно подробно планируют и прогнозируют возможные последствия. Большая часть юношей обладает средним уровнем рефлексии. У подростков умеренно выражена ретроспективная рефлексия, отражающая склонность анализировать оценивать свое прошлое; слабо выражена ситуативная рефлексия, перспективная рефлексия и рефлексия общения. У юношей ярко выражена ретроспективная рефлексия, отражающая склонность анализировать оценивать свое прошлое; умеренно выражена ситуативная рефлексия, перспективная рефлексия и рефлексия общения.
Установлено, что в подростковом возрасте преобладает квазирефлексия, направленная на объект, который не имеет какого-либо отношения к актуальной жизненной ситуации и связанная с удаленностью от актуальной ситуации бытия в мире. Системная рефлексия и самокопание у подростков слабо выражены. В юношеском возрасте преобладает системная рефлексия – они обладают умеренно развитыми способностями к самодистанцированию, способностями посмотреть на себя со стороны, что позволяет охватить одновременно внутренний и внешний мир. Самокопание у юношей умеренно выражено. Квазирефлексия у юношей слабо выражена. У большей части подростков доминирует социорефлексия, отражающая осознание и анализ переживаний других людей, их ощущений и впечатлений. У большей части юношей доминирует саморефлексия, то есть рефлексия собственных переживаний, анализ своих внутренних мотивов, желаний, устремлений и целей.
1. Алиева, Т. М. Методики диагностики рефлексивных способностей будущих педагогов в вузе / Т. М. Алиева // Психолого-педагогический журнал «Гадеамус». – 2016. – № 4. – С. 53-57.
2. Ананьев, Б. Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М. : ЧеРо, 2005. – 524 с.
3. Бережнова, О. В. Рефлексия как условие саморазвития личности / О. В. Бережнова, Е. А. Эннс // Общество : социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 61-64.
4. Боброва, О. А. Возрастные особенности подростков и их влияние на формирование рефлексивных умений / О. А. Боборова, Л. А. Обухова // Известия Воронежского гос. университета. – 2017. – № 4. – С. 7-20.
5. Богомолова, М. С. Особенности развития рефлексивности в подростковом и юношеском возрасте // Психология и педагогика образования будущего. – Ярославль, 2017. – С. 35-38.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж : Модэк, 2008. – 563 с.
7. Буслаева, Е. Н. Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буславева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112.
8. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М: Ось-89, 1999. – 176 с
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с.
10. Гладнева, Е.С. Влияние семейного воспитания на личностный рост старшего школьника: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.С. Гладнева. – Пятигорск, 2010. – 25 с.
11. Головко, Ю. В. Факторы, влияющие на развитие субъектности старшеклассников в условиях развивающей образовательной среды / Ю.В. Головко // Психологический журнал. – 2015. – № 2. – С. 21-26.
12. Грецов, А. Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание / А. Г. Грецов. – СПб. : Питер, 2011. – 416 с
13. Джеймс, У. Психология / Пер. с англ. – М. : Педагогика, 2000. – 368 с.
14. Дубоделова, В.М. Личностное саморазвитие старшего школьника в педагогическом процессе школы: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.М. Дубоделова. – Хабаровск, 2000. – 25 с.
15. Дударева, В. Ю. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии / В. Ю. Дударева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2008. – № 1. – С. 101-120.
16. Жигулин, А. А. Феномен рефлексии как психологическая проблема / А. А. Жигулин // Территория науки. – 2015. – № 2. – С. 23-27.
17. Знаков, В. В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема / В. В. Знаков // Психологический журнал. – 2005. – № 1. – С. 18-28.
18. Карпов, А. В. Психология метакогнитивных процессов личности / А.В. Карпов, И. М. Скитяева. – М.: Смысл, 2005. – 452 с.
19. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. – М. : ИП РАН, 2004. – 455 с.
20. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psystat.at.ua/publ/2-1-0-22.
21. Каяшева, О. И. Развитие личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. И. Каяшева. – Москва, 2006. – 27 с.
22. Князева, Т. Н. Взаимосвязь развития рефлексии и когнитивно-личностных свойств в подростковом возрасте / Т. Н. Князева, Е. В. Ершова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 6. – С. 191-200.
23. Кожуховская, Л. С. Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений /; под общ. ред. Л. С. Кожуховской. – Минск : Изд. центр БГУ, 2010. – 233 с
24. Кон, И. С. Ребенок и общество : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. и пед. специальностям / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 334 с.
25. Коптелова, И. Е. К вопросу о формировании психологического механизма в юношеском возрасте / И. Е. Коптелова // Новая наука : проблемы и перспективы. – 2017. – № 1-2. – С. 64-65.
26. Крамар, Е. С. Рефлексия в структуре личностного потенциала супруга / Е. С. Крамар // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2017. – № 1 (7). – С. 88-92.
27. Куимова, Н. Н. Рефлексивность как свойство личности в юношеском возрасте / Н. Н. Куимова // Нижнерогодский психологический альманах. – 2019. – № 2. – С. 17-28.
28. Леонтьев, Д. А. Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» [Электронный ресурс].
29. Леонтьев, Д. А. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования : электронный научный. журнал. – 2011. – № 2 (16). – Режим доступа: http:// psystudy.ru.
30. Лупшаева, Е. В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.В. Лупшаева. – Москва,1989. – 25 с.
31. Лэнгле, А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии : сравнение подходов / А. Лэнгле // Московский психотерапевтический журнал. – 2002. – № 4. – С. 150-168.
32. Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94-98.
33. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы : Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.
34. Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т. В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2. – С. 129-133.
35. Методика «Уровня выраженности и направленности рефлексии» М.Гранта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/test300m/uvnr
36. Мириманова, М. С. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем / М. С. Мириманова // Развитие личности. – 2001. – № 1. – С. 49–65.
37. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
38. Ноженкина, О. С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога / О. С. Ноженкина. – Смоленск, 2012. – 222 с.
39. Окулко, О.В. Я-концепция старшеклассников в связи с особенностями их рефлексивности / О.В. Окулко. – Пермь, 2017. – 89 с.
40. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б. И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 149-153.
41. Реньш, М.А. Психологический тренинг: учебно-методическое пособие / М. А. Реньш, Е. Г. Лопес. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-ед. ун-та, 2016. – 235 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – М. : Смысл, 2000. – 563 с.
43. Рябышева, Е. Н. Рефлексия как предмет исследования в отечественной психологии / Е. Н. Рябышева // Территория науки. – 2016. – № 4. – С. 17-19.
44. Семенова, А. В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте / А. В. Семенова // Педагогика : история, перспективы. – 2020. – № 3. – С. 74-83.
45. Сердюкова, Е. Ф. Влияние рефлексии на развитие коммуникативных способностей подростка / Е. Ф. Сердюкова // Известия Чеченского государственного университета. – 2020. – № 3 (19). – С. 74-77.
46. Сизикова, Т. Э. Обор исследований рефлексии в психологии. Педагогическая рефлексия / Т. Э. Сизикова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 98-110.
47. Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : Академия, 2013. – 360 с.
48. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2000. – 563 с.
49. Титкова, М. С. Психологическое содержание и смысловые аспекты рефлексии подростков / М. С. Титкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – № 2. – С. 11-15.
50. Толстая, С. В. Анализ понятия рефлексии в психологической литературе / С. В. Толстая // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – № 33. – С. 60-65.
51. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина// Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89-94.
52. Тутушкина, М. К. Практическая психология для преподавателей / М. К. Тутушкина. – М.: ИД «Филин», 1997. – 328 с.
53. Федорова, А. В. Особенности саморегуляции психических состояний, рефлексии и защитных механизмов психики учащихся (школьников) в стрессовой ситуации / А. В. Федорова // Ломоносов: материалы научной конференции. – Москва, 2016. – С.11-13.
54. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М. : Прогресс, 2008. – 463 с.
55. Фролова, О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста / О. В. Фролова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. – № 2. – С. 11-20.
56. Хадисова, К. В. Исследование взаимосвязи уровня рефлексии и коммуникативных способностей обучающихся / К. В. Хадисова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 5-1. – С. 392-395.
57. Цахаева, А. А. Паттеризация ценностных конструктов личности как предмет научной рефлексии / А. А. Цахаева // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т.3, № 4. – С. 16-20.
58. Четверткова, А. В. Качества личности современного подростка. Психологический портрет / А. В. Четверткова // Человек в мире культуры. – 2016. - № 2. – С. 87-94.
59. Чурилова, Е. В. Рефлексивное сознание личности в юности / Е. В. Чурилова // Современные проблемы науки и образования : материалы научной конференции. – Чебоксары, 2019. – С. 348-352.
60. Шаров, А. С. Онтология рефлексии: природа, функции и механизмы // Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В. Е. Лепского. – М. : Когнито-центр, 2009. – С. 112-132.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Уровень выраженности и направленности рефлексии» М.Гранта.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных с помощью критерия
U-Манна-Уитни.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Содержаний тренинговых занятий по развитию рефлексии у подростков.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты