Особенности ценностных ориентаций как фактор самоопределения обучающихся раннего юношеского возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности ценностных ориентаций как фактор самоопределения обучающихся раннего юношеского возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности ценностных ориентаций как фактор самоопределения обучающихся раннего юношеского возраста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа № 207, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Ценностные ориентации» вар. 2 (О. И. Мотков, Т. А. Огнева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Определение нравственных понятий» (Л. С. Колмогорова).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Корреляционная матрица.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ФАКТОРА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии
1.2 Понятие личностного самоопределения в психологии
1.3 Особенности самоопределения в юности
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ФАКТОРА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования личностного самоопределения обучающихся раннего юношеского возраста
2.3 Результаты исследования ценностных ориентаций обучающихся раннего юношеского возраста
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи личностного самоопределения и ценностных ориентаций обучающихся раннего юношеского возраста
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время жизнедеятельность современного человека протекает в условиях постоянных изменений. Меняются ценности всего общества, что отражается на сознании и мировоззрении молодых людей. Молодежь особенно восприимчива к социальным трансформациям и влиянию институтов социализации. Ведь в юношеском возрасте повышается значимость активности в различных сферах, появляется желание создать семьи, приобрести желаемо профессию, стать полноценным членом общества.
С одной стороны, юноши и девушки придерживаются ценностных ориентиров, которые сложились в том обществе, в котором они живут. С другой с торены, не отягощенные грузом предубеждений и стереотипов, молодые люди отличаются собственным мнением и позицией. Современные юноши и девушки имеют больше шансов выработать и реализовать активную жизненную стратегию, добиться успеха, занять высокое положение в социуме. Вместе с тем, лиц юношеского возраста особенно уязвимы перед деструктивным влиянием социальных процессов. Потому важно в юношестве сформировать собственную систему ценностей, которая позволит выбрать свой жизненный путь.
В юношеском возрасте неминуемо возникает задача личностного самоопределения. Это возрастая особенность, которая требует своего разрешения. В юношестве молодые люди пытаются понять, что он хотят достичь, строят планы, реализуют различные виды деятельности. В этот период появляются все предпосылки для успешного формирования личности и самоопределения.
Самоопределение является необходимым условием существования личности в современном социуме. В данном случае речь идет не только о приспособлении к существующему социальному опыту, о воспроизводстве знаний, но и о выработке в процессе образования личной позиции на основе присвоенных ценностей. Важно подчеркнуть, что современное молодое поколение испытывает определенные трудности в ценностном самоопределении, это обусловлено нестабильностью общества, вызванной новыми процессами в экономической, политической, социальной и духовной сферах общественной жизни, а также происходящими в мире процессами глобализации, способствующими возникновению социокультурного единства человечества.
В настоящее время актуальным представляется изучение связи компонентов самоопределения в юности с их личностными особенностями: с особенностями темперамента, уровнем самооценки и притязаний, преобладающими стратегиями совладания с трудностями.
Феномен ценностных ориентаций изучали Д.А. Леонтьев, В.А. Ядов, И.С. Кон, В.Г. Алексеев, А.Н. Бражникова, Е. А. Шеховцова и др. Данная проблема достаточно разработана, выработаны различные концепции и идеи, касающиеся сущности и факторов формирования ценностных ориентаций.
Изучением проблемы развития личности в юношеском возрасте занимались различные отечественные и зарубежные ученые (И.А. Зимняя, В.М. Мухина, А. В. Толстых, Ю.В.Бромлей, Ш. Бюллер, Э. Эриксон).
Достаточно широко изучена проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте профессии (А.Б. Ценципер, В.В. Чебышева, В.Ф. Сафин, Н.С. Пряжников, А.К. Маркова, Е.А. Климов, К.М. Гуревич, Т.В. Кудрявцев, и др.).
Однако, немногие ученые обращаются именно к личностному самоопределению юношей и девушек.
Анализ литературы показал, что проблема изучения особенностей ценностных ориентаций как фактор самоопределения обучающихся раннего юношеского возраста остается недостаточно освещённой.
Актуальность темы исследования. Юношеский возраст является одним из наиболее благоприятных периодов для развития самоопределения, что может способствовать повышению уровня их психического здоровья, помочь в процессе преодоления различных жизненных трудностей, а также в последующей реализации себя в качестве специалиста. В связи с этим проблема личностного самоопределения в юности становится особенно актуальной в настоящее время и выходит на первый план научного осмысления, а ее дальнейшее исследование представляется необходимым. Поиск и определение специфики взаимосвязи личностного самоопределения и ценностных ориентаций обучающихся раннего юношеского возраста имеет значительную практическую и теоретическую ценность. Выявленные закономерности могут расширить представления о факторах личностного самоопределения обучающихся раннего юношеского возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ФАКТОРА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии
Понятие «ценностные ориентации» в научный оборот ввел известный социолог Т. Парсонс в рамках теории социальных систем. По определению Т. Парсона, «ценностные ориентации представляют собой основу интеграции субъектов в общество посредством взаимопроникновения между социальной и личностной системой» [20, с. 18].
В англоязычной литературе феномен ценностных ориентаций изучали А. Маслоу, М. Рокич, Г. Оллпорт, С. Шварц, Э. Шпрангер, В. Франкл и другие. Согласно Ф. Франклу, «ценностные образования представляют собой базу для формирования системы личностных смыслов. Человек приобретает смысл жизни, переживая определенные ценности» [20, с. 19].
Согласно мнению А. Маслоу, «ценность – это избирательная установка, производная от потребностей. Он считал, что ценности и потребности связаны между собой иерархически и эволюционно. По мнению психолога, ценности и потребности связаны между собой иерархически и эволюционно» [37, с. 152]. Качественными признаками ценности А.Г. Маслоу считает: онтологичность, антропоцентричность, историчность, зависимость от родовых человеческих потребностей, гуманистическая созидательная направленность, самодостаточность, явно выраженная многозначность, системная, целостная организованность и иерархичность [37, с. 153].
По мнению Э. Фромма, «ценности структурированы и образуют иерархию, в которой некоторые высшие ценности обусловливают все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия. Прежде всего, человеку присуща потребность искать ответы на вопрос о смысле жизни и определять те нормы и ценности, в соответствии с которыми он должен жить и функционировать в обществе» [53, с. 149].
М. Рокич рассматривал ценности в качестве руководящих принципов жизни. Согласно психологу, «ценностные ориентации выражают человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях. Наличие ценностей представляет собой выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов» [53, с. 151].
М. Рокич утверждал, что «ценности являются довольно устойчивыми образованиями для личности и входят в ранг убеждений, являются способами поведения или целью существования, которые сама личность выбирает по личным или социальным причинам» [53, с. 156]. Все ценности индивида подразделяются на две группы и могут быть терминальными (связанными с индивидуальным существованием) и инструментальными (связанными со индивидуальным существованием), которые объединяются в системы.
С. Шварц рассматривает рассматриваются как «убеждения, связанные с внеситуационным желаемым конечным состоянием или поведением индивида, выполняющие функцию управления выбором или оценкой линии поведения. В основе любой ценностной ориентации лежат желаемые, внеситуативные цели, различающиеся по степени значимости и побуждающие человека к действию; система таких целей составляет определенный мотивационный тип» [53, с. 36].
В своих работах Г. Оллорт рассматривал ценностные ориентации через понятие смысла. Так, Г. Оллпорт под ценностями понимает «некоторый личностный смысл. Человек осознает ценность каждый раз, когда смысл имеет для человека принципиальную важность. В качестве источника большинства ценностей личности выступает общественная мораль. Вместе с тем, существует ряд ценностных ориентаций, которые не продиктованы собственно моральными нормами» [12, с. 2].
Согласно Г Оллпорту, «ценности и нормы, которые формируются и поддерживаются обществом посредством системы внешнего подкрепления выступают как средства, условия достижения внутренних ценностей, которые являются целями личности. Превращение ценностей внешнего плана во внутренние ценности выступает функциональной автономией, процессом трансформации категории значимости в категорию знания» [12, с. 3].
В работах В.Г. Алексеев прослеживается весьма широкое понимание ценностей. Автор делит на объективные (общественные) и субъективные (личностные). Согласно В.Г. Алексееву, «ценности обладают двойственностью, что выражается в их социальности, т.к. ценности являются культурно и исторически обусловленными и, в то же время, ценности характеризуются индивидуальностью, потому что они всегда содержат жизненный опыт и знания отдельно взятой личности» [2, с. 218].
Советские психологи (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, К.К. Платонов, В.А. Ядов и др.) под ценностью понимали установку и направленность личности, связанную со значимыми для нее оценками действительности. В их работах ценности рассматривались как направляющий личность структурный компонент.
Другие ученые, такие как Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев утверждали, что данное образование определяет не только устойчивые установки человека, но и модель поведения. В работах А.Н. Леонтьева личностные ценности рассматриваются как центральная структура смысловой сферы личности, которая является источником смыслообразования вместе с другими обобщенными смысловыми ориентациями. Ценностные ориентации являются разновидностями устойчивых мотивационных образований [21, с. 72].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ФАКТОРА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить взаимосвязь личностного самоопределения и ценностных ориентаций обучающихся раннего юношеского возраста.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности личностного самоопределения обучающихся раннего юношеского возраста – юношей и девушек.
2. Определить систему ценностных ориентаций обучающихся раннего юношеского возраста – юношей и девушек.
3. Установить взаимосвязь личностного самоопределения и ценностных ориентаций обучающихся раннего юношеского возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 207 г. Минска». В исследовании приняли участие 60 учащихся 8-10 классов, из них 28 юношей и 32 девушки. Возраст испытуемых: 14-16 лет.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь личностного самоопределения и ценностных ориентаций обучающихся раннего юношеского возраста.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник личностной зрелости (Ю.З. Гильбух) [16].
Цель: определение уровня личностной зрелости.
С помощи методики можно выявить следующие составляющие личностной зрелости: мотивация достижений; отношение к своему «Я»; чувство гражданского долга; жизненная установка; способность к психологической близости с другим человеком.
Методика применяется от 15 лет и старше. Опросник включает 33 вопроса. Испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов, выбрав одни из вариантов ответов. Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
2. Методика «Ценностные ориентации» (О.И. Мотков, Т.А. Огнева) [43].
Цель: изучение ценностей личности, их значимости и степени реализации.
Методика основана на теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана, согласно которым ценности рассматриваются как психологические образование, отражающие степень значимости и реализации целей, подразделяются на внешние и внутренние ценности.
Испытуемому предлагается оценить значимость, а также степень осуществления возможных 10 жизненных ценностей Оценка утверждений осуществляется по пятибалльной шкале – от 1 до 5 (от очень низкой до очень высокой степени). Среди причин реализации ценностей выделяются: внешние обстоятельства, мои природные данные и собственные усилия. Согласно ключу подсчитываются баллы внешних и внутренних ценностей (среднее значение). Также подсчитывается уровень конфликтности осуществления ценностных ориентаций как разница между значимостью и реализацией ценностей.
3. Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова) [47].
Цель: выявить нравственную воспитанность подростков.
С помощью теста можно выявить степень нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека» (от 13 баллов по определенным вопросам) и безнравственной ориентации, эгоистической позиции (от 13 другим определенным вопросам).
4. Методика «Определение нравственных понятий» (Л.С. Колмогорова) [40].
Цель: изучение представлений о чертах характера, личного ценностного отношения к ним.
Обработка результатов: За правильный ответ в пунктах «А» и положительный ответ в пунктах «Б» и «В» ставится 1 балл. Если ребёнок отвечает на один из вопросов неверно, то ставится 0 баллов.
Интерпретация: высокий уровень 9-10 баллов. У школьника, сформированы нравственные понятия;
- базовый уровень 6-8 баллов. Нравственные понятия у школьников в общем сформированы, но недостаточно устойчиво;
- низкий уровень 0-5 баллов. Нравственные понятия сформированы недостаточно.
Методы математико-статистической обработки данных.
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
Применялся U-критерий Манна-Уитни – непараметрический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
Также применялся критерий линейной ранговой корреляции rs-Спирмена – непараметрический критерий, предназначенный для изучения связи между показателями. Он не требует нормального распределения, позволяет установить не только наличие, но и характер связи между переменными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что ценностные ориентации ученые рассматривают как центральный компонент личности, от которого зависит направленность личности и ее поведение. Ценностные ориентации по своей сути – это устойчивые убеждения и принципы, определяющие цели и способы их достижения. Ценность рассматривается как сложное образование, включающее три содержательных уровня: значимость, смысл, переживание. Значимость представляет собой уровень, составляющий субстанциональное содержание ценности, связанное со смыслом и переживанием. Смысл, который входит в состав ценности, преимущественно отражает смысл существования индивида, который всегда стремится к некой цели. Осмысленные, осознанные ценности усиливаются по значимости и являются сильнейшими факторами воздействия индивида на внешнюю реальность.
Понятие личностного самоопределения в работах психологов выступает как отдельный феномен, как аспект личностно-профессионального самоопределения, а также как процесс, приводящий к становлению идентичности и достижению личностной зрелости. Личностное самоопределение представляет собой сложное образование, предполагающее определение собственной позиции по отношению к внешнему миру, построение своего жизненного пространства в настоящем и будущем. В основе личностного самоопределения ценности и смыслы субъекта, которые определяют вектор его активности. Результатом самоопределения выступает осознание своей личности, жизненных планов, целей, психологических особенностей, актуальных возможностей, социальных требований и ожиданий, а также их соотнесение.
В ранней юности актуализируется проблема личностного самоопределения, так как перед юношами и девушками стоит возрастная задача: понять себя, найти свое место в социуме, поставить определенные цели, определить пути всего дальнейшего развития. Юношеский возраст представляет собой период становления личностной зрелости, которая характеризует личность, которая одновременно связана с окружающей действительностью и относительно независима, реализует собственные мотивы и потребности, руководствуясь личностными или социальными ценностями. В юношеском возрасте активно формируется система ценностей.
В ходе эмпирического исследования выявлено, что в юношеском возрасте у юношей и девушек в разной степени выражены составляющие личностной зрелости. В юношеском возрасте юноши обладают преимущественно средним уровнем личностной зрелости – у них качества, связанные с усвоением моральных норм, принципов межличностного общения, развитием личностных свойств, обусловливающих способы самоосуществления и организующих жизненный путь, умеренно выражены. У девушек в юношеском возрасте девушки ярко выражены качества, связанные с усвоением моральных норм, принципов межличностного общения, развитием личностных свойств, обусловливающих способы самоосуществления. У юношей более выражены такие составляющие личностной зрелости как мотивация достижений (U=196 при р≤0,05) и жизненная установка (U=3 при р≤0,05), у девушек – способность к психологической близости с другим человеком (U=0 при р≤0,05).
Юноши придают среднюю значимость ценностям хорошего материального благополучия, известности и популярности, физической привлекательности и внешности, высокого социального положения и роскошной жизни, высокую значимость – ценностям саморазвития личности, уважения и помощи людям, отзывчивости, заботливых отношений с людьми, творчества, любви к природе. На основе внешних и внутренних ценностей они выстраивают отношения с действительностью, которые обеспечивают удовлетворение их потребностей. Внешние ценности реализуются в средней степени, внутренние ценности – в высокой степени. Девушки придают среднюю значимость ценностям хорошего материального благополучия, известности и популярности, физической привлекательности и внешности, высокого социального положения и роскошной жизни, высокую значимость – ценностям саморазвития личности, уважения и помощи людям, отзывчивости, заботливых отношений с людьми, творчества, любви к природе. Внешние ценности ими реализуются в средней степени, внутренние ценности – в средней степени.
В результате сравнения было установлено, что на достоверном уровне для девушек более значимы внутренние ценности – ценности саморазвития личности, уважения и помощи людям, отзывчивости, заботливых отношений с людьми, творчества, любви к природе (U=132 при р≤0,05); Для юношей более значимы внешние ценности – ценности хорошего материального благополучия, известности и популярности, физической привлекательности и внешности, высокого социального положения и роскошной жизни (U=152 при р≤0,05).
В юношеском возрасте преобладает уровень достаточной нравственной воспитанности учащихся (65%). Существуют достоверные различия между группами в юношеском возрасте в зависимости от пола по уровню нравственной воспитанности. У юношей выше безнравственная ориентация (U=32 при р≤0,05), а у девушек выше уровень нравственной воспитанности (U=16 при р≤0,05).
В юношеском возрасте преобладает средний уровень нравственных понятий (51,7%). Существуют достоверные различия между группами в юношеском возрасте в зависимости от пола по уровню сформированности нравственных понятий. Уровень сформированности нравственных понятий выше у девушек, чем у юношей (U=8 при р≤0,05). У девушек более сформированы понятия, некие правила, которыми они руководствуются в своём выборе и поведении.
1. Азбель, А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников : автореферат дис ... канд. психол. наук. – Санкт-Петербург : Рос. гос. пед. университет им. А.И. Герцена, 2004. – 18 с.
2. Алексеев, В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В. Г. Алексеев. – М. : Академия, 2009. – 409 с.
3. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – СПб. : Речь, 2006. – 384 с.
4. Антонова, Н. В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н. В. Антонова, В. В. Белоусова // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 2. – С. 81-95.
5. Бабарыкин, Ю. А. Личностное самоопределение подростков с ОВЗ как важнейший фактор преодоления социальной дезадаптации / Ю. А. Бабарыкин // Проблемы современной науки и образования. – 2020. – № 2. – С. 55-59.
6. Бадашкеев, М. В. Личностное самоопределение в зарубежной теории и практике / М. В. Бадашкеев // Актуальные направления научных исследования : от теории к практике. – 2016. – № 3. – С. 25-26.
7. Бадашкеев, М. В. Особенности личностного самоопределения в отечественной теории и практике / М. В. Бадашкеев // Образовательная среда : стратегии развития. – 2016. – № 3. – С. 810.
8. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская. – М. : Издательство Академия, 2009. – 304 с.
9. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко. – Екатеринбург, 2005. – 315 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Смысл, 2008. – 465 с.
11. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. – М. : Просвещение, 2008. – 389 с.
12. Бражникова, А. Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А. Н. Бражникова, Ю. В. Тищенко // Вестник Брянского гос. университета. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
13. Буслаева, Е. Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е. Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
14. Буякас, Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. – 2002. – № 2. – С. 28-40.
15. Васильева, З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З. Н. Васильева. – М. : Просвещение, 2005. – 328 с.
16. Гильбух, Ю. З. Тест-опросник личностной зрелости // Психодиагностика и дифференцированное обучение / Ю. З. Гильбух. – Киев: НПЦ, 1994. – 14 с.
17. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1988. – №2. – С. 19–26.
18. Гинзбург, М. Р. Психология личностного самоопределения : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Р. Гинзбург. М., 1996. – 60 с.
19. Гуревская, О. В. Опыт формирования нравственных представлений в целостном процессе духовно-нравственного развития / О. В. Гуревская, Н. Ю. Брюханова // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 4 – С. 93–100.
20. Далгатов, М. М. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях / М. М. Далгатов, А. Г. Джамалудинова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 18-22.
21. Евдокимова, Т. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Евдокимова // Вестник РГГУ. – 2018. – № 1. – С. 65-75.
22. Ершова, И. А. Личностное и профессиональное самоопределение / И. А. Ершова, М. Е. Пермякова // Психологический журнал. – 2018. – № 2. – С. 91-97.
23. Злоказов, К.В. Вопросы развития идентичности в работах последователей Эриксона / К.В. Злоказов // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 11-17.
24. Иванова, Н. Л. Личность в бизнесе: проблемы и кризисы самоопределения // Психологические проблемы современного бизнеса / Под ред. В.А. Штроо, Н.Л. Ивановой, Н.В. Антоновой. – М., 2011. – С. 27-46.
25. Идобаева, О. А. Психологическое сопровождение развития личности на разных этапах профессионализации : монография. – Москва : Эко-Пресс, 2011. – 172 с.
26. Инешина, Л. Г. Формирование личностного самоопределения старшеклассников в социокультурной среде школы : автореф. дис. … канд. психол. наук / Л. Г. Инешина. – Якутск, 2007. – 26 с.
27. Исаева, Д. А. Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости : автореферат дис. ... канд. психол. наук. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2013. – 26 с.
28. Каленов, А. А. Особенности субъектности старшеклассников : теоретический аспект / А. А. Каленов // Образование : прошлое, настоящее и будущее: материалы науч. конф. – Краснодар: Новация, 2017. – С. 3–6.
29. Калинина, С. В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. В. Калинина. – СПб., 1998. – 26 с.
30. Канаева, Н. А. Активность как ценное качество самоопределяющейся личности / Н. А. Канаева // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 102-104.
31. Комлик, Л. Ю. Адаптационные возможности личности в юношеском возрасте (теоретический аспект) / Л. Ю. Комлик, Ю. В. Зимина // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 7-2. – С. 131-133.
32. Ларина, А. А. Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы / А. А. Ларина // Молодой ученый. – 2010. – № 1-2 (13), Т. 2. – С. 205-208.
33. Ларионова, Л. А. Формирование профессиональных ценностей будущих психологов на базе деятельности студенческого центра психологической помощи / Л. А. Ларионова // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. – № 5. – С. 398-404.
34. Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 57-65.
35. Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т. В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129-133.
36. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд Знание , 1996. – 312 с.
37. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. – М. : Эксмо-пресс, 2002. – 272 с.
38. Мельникова, Н. В. К проблеме нравственного развития / Н. В. Мельникова, Н. П. Козлова // Внедрение инновационных технологий в профессиональную деятельность специалиста высшей квалификации. – Шадринск, 2003. – С. 23–41.
39. Месникович, С. А. Проблема нравственного развития личности в исследованиях белорусских психологов / С.А. Месникович // Развитие психологии в Беларуси : история и современность: сб. статей Респ. науч. конф. – Минск : БГПУ. – С. 161–165.
40. Методика «Определение нравственных понятий» (Л. С. Колмогорова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/metodika-opredelenie-nravstvennykh-poniatii-l-s-ko.html.
41. Миронова, А. В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А. В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378-383.
42. Михалко, Н. Н. Психологические особенности личности студента / Н. Н. Михайлко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 1. – С. 229-233.
43. Мотков, О. И. Методика «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology .rsuh.ru/motkov.htm.
44. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. – Воронеж,: Модэк,1996. – 253 с.
45. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Прогресс, 2004. – 436 с.
46. Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности / .Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психологический журнал. – 1984. – № 4. – С. 65-73.
47. Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/00175.htm.
48. Цветов, М. А. Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность / М. А. Цветов // Молодой ученый. - 2016. - № 28 (132). – С. 838-842.
49. Чернуха, О.А. Сущностные характеристики ценностного самоопределения старшеклассников / О.А. Чернуха // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 114-119.
50. Шеховцова, Е. А. Становление ценностных ориентаций в юношеском возрасте / Е. А. Шеховцова, Е. В. Шеховцов // Современные тенденции и проблемы развития экономики, управления и права. – Ставрополь, 2014. – С. 310-314.
51. Шнейдер, Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер;. – М. : МПСИ, 2007. – 124 с.
52. Эриксон, Э. Г. Идентичность: Юность и Кризис / Э. Г. Эриксон. – М., «Прогресс», 1996. – 541 с.
53. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система/ М.С. Яницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2011. – 204 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Ценностные ориентации» вар. 2 (О. И. Мотков, Т. А. Огнева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Определение нравственных понятий» (Л. С. Колмогорова).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Корреляционная матрица.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты