Внутригосударственные механизмы защиты прав человека на примере Республики Беларусь и Российской Федерации
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Внутригосударственные механизмы защиты прав человека на примере Республики Беларусь и Российской Федерации»
по дисциплине: «Права человека»
2021
84.00 BYN
Внутригосударственные механизмы защиты прав человека на примере Республики Беларусь и Российской Федерации
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Права человека
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
В работе имеется только 3 глава.
Поделиться
ГЛАВА 3. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Судебный порядок защиты прав человека
3.2 Административный порядок защиты прав человека
3.2.1. Институт обращения граждан и юридических лиц
3.2.2. Институт уполномоченного по правам человека Российской Федерации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВГЛАВА 3. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Судебный порядок защиты прав человека
Отечественными учеными-правоведами судебный порядок защиты прав человека представляется как отрасль конституционного права, общественные отношения и деятельность государственных органов. В некоторых случаях судебный порядок защиты прав человека соотносится с правосудием или же залог возможности его осуществления. В доктрине уголовно-процессуального права судебный порядок защиты прав человека представляет собой отдельную систему установленных законом норм и принципов, которые обеспечивают субъектам уголовных правоотношений защиту своих прав [1, c. 93].
Обеспечение субъектам правоотношений защиты их субъективных прав является преимущественным в связи с тем, что судебная система Российской Федерации является главенствующим инструментом относительно защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 18 и 46 Конституции Российской Федерации) [2].
При рассмотрении судами различных категорий дел, ими реализовывается надзор за исполнением государственными органами в лице их должностных лиц исследуемой правовой категории, а также за тем, чтобы действовали условия для надлежащего исполнениях данными должностными лицами своих непосредственных обязанностей.
В судебные органы последнее время в наибольшей степени поступают дела, которые следуют из административных правоотношений, и формируются посредством выполнения ежедневных обязанностей должностными лицами государственных органов управления, при осуществлении административных правонарушений физическими и юридическими лицами.
Также здесь следует обозначить что относительно административной подсудности судебных органов прослеживается благоприятное течение. Это можно аргументировать тем, что судья, при рассмотрении и разрешение дела, следует прежде всего положениям Основного закона (ст. 2 Конституции Российской Федерации), тем самым гарантируя соблюдение прав гражданина [2].
Специальное положение между залога соблюдения прав и обязанностей должностных лиц государственных органов управления принадлежит такому органу как Конституционный Суд Российской Федерации. В ведомстве данного государственного органа находятся жалобы и запросы граждан и должностных лиц относительно соответствия Основному закону государства определенных нормативно-правовых актов в общем, и правовых норм в частности (которые напрямую затрагивают права и обязанности граждан) [3, c. 157].
Наиглавнейшее место в системе способов и методов касательно правовой защиты прав человека и гражданина занимает совокупность органов правоохранительной системы, которая состоит из многочисленных органов, количество которых превышает 20. Так, в состав данной системы входит судебная система, прокуратура, органы внутренних дел, нотариат и другие органы.
Как следует из основополагающих правовых норм законодательства Российской Федерации основной целью деятельности правоохранительной системы органов должен стоять человек, с присущими ему правами и обязанностями. Именно поэтому человек занимает главное место в существующей системе. Также здесь стоит упомянуть что по истечении многих лет, когда судебный орган не представлял для человека какого-то защитного механизма, сейчас он должен приобрести эту позицию для выполнения такой своей основной функции, как защитная.
3.2 Административный порядок защиты прав человека
3.2.1. Институт обращения граждан и юридических лиц
Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права.
Профессор С.С. Алексеев в рамках теории государства и права очень точно отметил, что «контакты, которые возникают между государством и индивидом, взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида» [5, c. 171].
Гражданин является участником общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства, в том числе и в сфере государственного управления. Государство, признавая гражданина субъектом административного права, с помощью норм данной правовой отрасли определяет его правовой статус.
В общем виде правовой статус граждан в административном праве (административно-правовой статус граждан) определяется предоставленными им законодательством правами, возложенными на них обязанностями, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления) и установленной нормами административного права ответственностью [6, c. 56].
Одним из видов специальных юридических гарантий является обращения граждан. Общественные отношения, через которые выражается право граждан на обращения являются предметом регулирования различных отраслей отечественного права: административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и некоторых других [7, c. 213].
На современном этапе конституционного развития России право граждан на обращения получило закрепление в Основном законе страны. Таким образом, с формально-юридической точки зрения оно стало одним из основных (конституционных) прав граждан. В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [2].
Закрепленное в рассматриваемой статье право граждан Российской Федерации является важным средством осуществления и защиты конституционных и других прав и свобод граждан, укрепления связей государственного аппарата с населением, одной из форм участия граждан в управлении делами государства, существенным источником информации при решении вопросов государственного и социально-культурного строительства и иных вопросов деятельности государства и общества.
Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином (а также юридическими лицами) права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами [8].
Исходя из определения «обращение гражданина», закрепленного в законе, отметим основные признаки обращения: обращения облекаются в письменную, устную или электронную форму; письменные обращения должны, соответственно, именуются предложением, заявлением или жалобой [8]. При этом каждый из видов обращения обладает своей спецификой; наличие адресата письменного обращения, им может быть государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо данных органов; адресатом же устного обращения выступают только государственные органы или органы местного самоуправления.
1. Гунич, C.B. Понятие и сущность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / С.В. Гунич. – Хабаровск: ДЮИ МВД РФ, 2008. – 245 с.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: офиц. текст. – М.: Юрист, 2005. – 56 с.
3. Попов, Л.Л. Административное право Российской Федерации / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихамиров. – «Простпект», 2010. –513 с.
4. Кашепов В.П. Судебная защита прав и свобод граждан: научно-практическое пособие / В.П. Кашепов. – М.:Наука, 2009. – 255 с.
5. Алексеев, С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев. – М.: Норма, 2005. – 323 с.
6. Бородин, С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций / С.С. Бородин, С.С. Громыко. – СПб., 2007. – 432 с.
7. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – 355 с.
8. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : Закон Российской Федерации, 2 мая 2006 г., № 59-ФЗ: в ред. Закона Российской Федерации от 27.12.2018 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2021.
9. Маслов, Б.Г. Институт обращений граждан / Б.Г. Маслов // Вестник Московского университета МВД России. – 2007. – № 7. – С. 13
10. Подъячев, К.В. Обращения граждан во власть: функциональные особенности / К.В. Подъячев // Социологические исследования. – 2007. – № 5. – С. 138
11. Бородин, И.А. О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод / И.А. Бородин // Военно-юридический журнал. – 2007. – № 8. – С. 12
12. О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968г. № 2534-VII (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1968. – № 17.
13. Плотников, А.А. Понятие и сущность конституционного права граждан на обращения / А.А. Плотников // Актуальные проблемы правовой науки: материалы международной научно-практической конференции. – Архангельск, 2011. – № 5. – С. 137
14. Лыскова, Е.И. Право граждан на обращение в суд и юридические методы его защиты / Е.И. Лыскова // Государство и право. – 2008. – № 11. – С. 111
15. Эмих, В.В. Компетенция уполномоченных по правам человека в Российской Федерации: конституционно - правовое исследование: дис. … кан-та юрид. наук: 12.00.01 / В.В. Эмих. – Екатеринбург, 2008. – 218 л.
16. Михайловская В.А. Уполномоченный по правам человека в системе разделения властей / В.А. Михайловская // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2005. – № 2. – С. 7-13
17. О Декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РСФСР, 22 нояб. 1991 г., № 1920-1 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2021.
18. Кабышев С.В. Муниципальный омбудсмен: зарубежный опыт и его рецепция в России / С.В. Кабышев // Сравнительное конституционное обозрение. – 2016. – № 5. – С. 72 - 82
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
В работе имеется только 3 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты