Претензионный порядок урегулирования хозяйственных (экономических) споров
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Претензионный порядок урегулирования хозяйственных (экономических) споров»
по дисциплине: «Хозяйственное право и хозяйственный процесс»
2021
251.00 BYN
Претензионный порядок урегулирования хозяйственных (экономических) споров
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Хозяйственное право и хозяйственный процесс
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕТЕНЗИОННОГО ПОРЯДКА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ В БЕЛОРУССКОМ ПРАВЕ
1.1 Понятие претензионного порядка урегулирования споров и причины его возникновения в белорусском праве
1.2 Действующее белорусское законодательство, регламентирующее досудебный порядок урегулирования споров, возникающих из хозяйственных (экономических) правоотношений
ГЛАВА 2 ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРЕТЕНЗИИ И ПОРЯДОК ОТВЕТА НА ПРЕДЪЯВЛЕННУЮ ПРЕТЕНЗИЮ
2.1 Порядок предъявления претензии
2.2 Требования к содержанию досудебной претензии
2.3 Ответ на предъявляемую претензию как способ досудебного урегулирования спора
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕТЕНЗИОННОГО ПОРЯДКА УРЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ (ЭКОНОМИЧЕСКИХ) СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ (ЭКОНОМИЧЕСКИХ) ПРАВООТНОШЕНИЙ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Законодательные проблемы применения претензионного порядка урегулирования споров, возникающих из хозяйственных (экономических) правоотношений
3.2 Правоприменительные проблемы применения претензионного порядка урегулирования споров, возникающих из хозяйственных (экономических) правоотношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Для защиты своих прав субъекты хозяйствования имеют право обращаться за защитой в суд. В 2011 в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь были закреплены положения об обязательном претензионном порядке урегулирования спора до обращения с иском в суд.
Наличие претензионной переписки обеспечивает доказательственную базу при непосредственном рассмотрении дела в суде, но при этом благодаря претензионной работе спор может быть разрешен во внесудебном порядке. То есть стороны вправе обращаться в суд при принятии самостоятельных мер по урегулированию спора. Однако остается неразрешенным ряд вопросов, например, касаемо адреса направления претензии, подтверждения ее направления, расхождение требований, заявленных в претензии и в исковом заявлении. Наличие данных обстоятельства обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Научная новизна проведенного исследования заключается в уточнении правовой природы претензионного порядка разрешения споров; уточнении порядка применения претензионной работы.
Значимость применения несудебных способов защиты нарушенных прав подчеркивают многие правоведы, отмечая необходимость всемерного развития методов, широко зарекомендовавших себя в мире, таких как: альтернативные способы разрешения конфликтов с помощью третейского разбирательства, досудебного и судебного урегулирования споров посредством переговоров, обращения к посредникам, заключения мировых соглашений.
Признание белорусским государством приоритета прав и свобод человека и гражданина обусловило принципиально новые подходы к пониманию и способам реализации конституционного принципа государственной (судебной) защиты. В правовых системах государств всего мира прослеживается четкая тенденция, направленная на упрощение и облегчения доступа к правосудию.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования.
Объектом исследования являются правоотношения, которые складываются в сфере предъявления претензий как условие обеспечения прав на обращение с иском в суд Республики Беларусь.
Предметом исследования являются нормы, регулирующие особенности осуществления судебно-претензионной работы в хозяйственной деятельности, а также судебная практика, научная литература и статьи периодических изданий.
Целью данного исследования является комплексное исследование правового регулирования применения претензионного порядка урегулирования споров по законодательству Республики Беларусь, как необходимого условия для обращения с иском в суд..
Основные задачи исследования в рамках обозначенной цели сводятся к следующему:
– изучить правовое регулирование порядка ведения претензионной работы, его понятие и сущность;
– установить требования, установленные законодательством к оформлению претензий;
– описать порядок предъявления претензий;
– обозначить обязательность ведения претензионной переписки как права для обращения в суд с исковым заявлением;
– определить проблемные вопросы ведения претензионной переписки и основные пути их решения.
Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также формально-юридический и исторический методы.
Диалектический метод предполагает независимое, всестороннее и полное изучение государственно-правовых явлений, рассмотрение существующих между ними связей и выяснение противоречий, оценка изучаемых явлений с позиций качества и количества и т.д.
Метод анализа призван разложить объект исследования на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно. В свою очередь, метод синтеза призван соединить отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.
Формально-юридический (он же догматический) метод предусматривает исследование юридических фактов и текстов, их интерпретацию в логической последовательности с использованием специальных юридических терминов и конструкций.
В качестве нормативной базы исследования использовался широкий спектр юридических источников, в частности: Воздушный кодекс Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь; Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь; Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 258-З «О почтовой связи»; Закон Республики Беларусь от 10 января 2011 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства»; Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 58-З «О медиации»; Закон Республики Беларусь от 09 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах»; Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» и многие другие.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь, делаться на подразделы, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕТЕНЗИОННОГО ПОРЯДКА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ В БЕЛОРУССКОМ ПРАВЕ
1.1 Понятие претензионного порядка урегулирования споров и причины его возникновения в белорусском праве
Порядок обращения в экономический суд закреплен в гл. 18 и иных нормах Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК).
Абрамович В. А. рассматривает претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора как одну из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке самостоятельного урегулирования спорных вопросов между сторонами в обязательстве или при исполнении норм законодательства с применением претензии до передачи дела на рассмотрение в суд [2, с.59].
Претензионный порядок урегулирования споров уже стал действенным способом внесудебного нивелирования конфликта. Непосредственно после направления претензии происходит погашение задолженности из-за убеждения должника в том, что кредитор настроен решительно и будет добиваться восстановления своих прав, причем с дополнительными потерями для задумывающегося о перспективах спора должника. Должник понимает, что направление претензии необходимо и для того, чтобы обратиться с иском к нему в экономический суд [1, c. 46].
Цели и значение обязательного претензионного порядка следующие:
– возможность самостоятельно договориться на взаимовыгодных условиях, и, как следствие, сохранение партнерских деловых отношений и связей;
– возможность обращения в суд в упрощенном порядке (приказное производство) в случае признания должником претензии либо достижения согласованности для обращения к примирителю;
– содействие осознанию и оценке сторонами юридической обоснованности заявленных требований и возражений, выработке позиций сторон по спору;
– формирование доказательственной базы для обращения в суд с иском, более полная подготовка к судебному разбирательству [2, с.61].
Превентивная функция досудебного порядка состоит в том, что добровольное урегулирование спора позволяет сторонам избежать судебных расходов, которые они бы понесли при рассмотрении дела в суде [58].
Кроме того, исходя из практики экономических судов, должник, получив претензию кредитора об исполнении основного обязательства, обычно понимает, что при последующем обращении в суд истец увеличит размер требований за счет включения в цену иска пени, установленной в договоре, и процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 366 ГК, что существенно увеличит взыскиваемую с недобросовестного должника сумму.
Для обращения в суд в порядке приказного производства не требуется соблюдать претензионный порядок. Однако во многих случаях целесообразно направить претензию и в целях ее использования при подаче заявления о вынесении определения о судебном приказе. Таковыми являются, например, случаи, когда нет других документов, подтверждающих бесспорность или признание (неоспаривание) должником долга (акты сверки расчетов, акцептованное требование и т.д.) [57, с.17].
В соответствии с ч. 2 ст. 220 ХПК в порядке приказного производства рассматриваются требования о взыскании денежных средств, истребовании имущества или обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника) либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются [58].
Сторонам вправе предусмотреть в договоре условие о неприменении обязательного претензионного порядка либо об использовании иных способов досудебного урегулирования спора (ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК, ч. 3 ст. 6 ХПК) [41].
Если стороны договора – юридические лица или индивидуальные предприниматели не предусмотрели в договоре иное, действует ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК, согласно которой перед обращением в суд предъявление претензии является обязательным. Однако рассматриваемая статья позволяет сторонам исключить посредством внесения соответствующий нормы в договор претензионный порядок урегулирования спора, если он не является обязательным для договоров данного вида в силу специальных норм [53, c. 83].
Как отмечается в источниках, исключить претензионный порядок урегулирования спора (в случае если законодательством для договора данного вида он не является императивным) можно, включив в договор одно следующих условий:
1. Стороны установили, что при возникновении спора, вытекающего из настоящего договора, претензионный порядок не является обязательным.
2. Настоящим пунктом стороны исключают обязательность претензионного порядка урегулирования спора для правоотношений, вытекающих из данного договора.
ГЛАВА 2 ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРЕТЕНЗИИ И ПОРЯДОК ОТВЕТА НА ПРЕДЪЯВЛЕННУЮ ПРЕТЕНЗИЮ
2.1 Порядок предъявления претензии
По общему правилу юридические лица и индивидуальные предприниматели до обращения в суд, рассматривающий экономические дела, должны попытаться урегулировать спор с помощью претензии. Однако в некоторых случаях соблюдать претензионный порядок не обязательно. По общему правилу претензия обязательна до предъявления иска в суд.
По общему правилу претензия обязательна до предъявления иска в суд (ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК).
Претензией организация в письменном виде извещает должника о своих требованиях и предлагает добровольно урегулировать спор.
Порядок предъявления претензии должнику может быть установлен в договоре (ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК). Если это не сделано, то следует применять порядок, установленный законодательством [14].
Законодательство также предусматривает в отдельных случаях обязательное досудебное урегулирование спора в порядке, отличном от претензионного [14; 58].
По требованиям об изменении, расторжении договора по общему правилу сначала надо предложить другой стороне расторгнуть договор. В суд можно обращаться в случае отказа либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок (п. 2 ст. 422 ГК).
При расторжении договора аренды по требованию арендодателя дополнительно следует письменно предупредить арендатора о необходимости исполнить обязательства в разумный срок (ч. 3 ст. 590 ГК).
В силу п. 12 Постановления пленума № 6 в суд с иском истец может обращаться в следующих случаях:
1) получен ответ на претензию от должник.
Письменно признанные должником требования о взыскании денежных сумм (задолженности штрафов, пени) по договорам купли-продажи, поставки, подряда, перевозки, возмездного оказания услуг, хранения можно взыскать с помощью исполнительной надписи нотариуса.
Письменно признанные должником требования (например, в ответе на претензию) по договорам, перечисленным в абз. 26 ч. 1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности», суд не рассматривает (ни в исковом, ни в приказном производстве. Если должник так и не погасит долг, то можно обратиться за исполнительной надписью к нотариусу [40];
2) установленный для ответа срок истек.
Без направления претензии с иском в суд можно обратиться в следующих случаях (ч. 1 п. 11 постановления № 6):
– если это предусмотрено в договоре.
Договор может предусматривать отказ от претензионного порядка урегулирования спора (ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК). Однако по некоторым спорам от него нельзя отказаться, в частности, если предъявляются требования к перевозчику по внутриреспубликанской автомобильной перевозке грузов;
– при переходе в исковое производство из приказного в 15-дневный срок после направления определения об отказе в вынесении определения о судебном приказе (ч. 4 ст. 224 ХПК);
– при предъявлении встречного иска (ч. 1 и 2 ст. 167 ХПК);
– по спорам, где одной из сторон является гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом (ст. 10 ГК);
– когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор.
Без соблюдения досудебного порядка для защиты интересов взыскателя отдельным категориям должностных лиц предусмотрено право обращаться с иском в суд без предъявления претензии, в частности прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы.
Суд в каждом конкретном случае с учетом требований законодательных актов и сущности спора должен решать вопрос о необходимости соблюдения сторонами претензионного порядка.
Таким образом, исходя из требований, связанных с изменением/расторжением договора, необходимо сначала предложить сделать это другой стороне. Обращение в судебный орган производится только в том случае, если ответ не был дан в установленный срок или ответа нет. При этом разрез указывается на письме, устанавливается законом или договором. Если такого пункта нет, то устанавливается период в 30 дней. При расторжении договора аренды по требованию арендодателя арендатор должен быть уведомлен в письменной форме о том, что обязательства должны быть выполнены в разумные сроки [14].
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕТЕНЗИОННОГО ПОРЯДКА УРЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ (ЭКОНОМИЧЕСКИХ) СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ (ЭКОНОМИЧЕСКИХ) ПРАВООТНОШЕНИЙ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Законодательные проблемы применения претензионного порядка урегулирования споров, возникающих из хозяйственных (экономических) правоотношений
Как указано ранее, при установлении несоблюдения досудебного порядка на стадии возбуждения производства по делу суд оставляет искового заявление без движения по ст. 162 ХПК.
Основными причинами оставления судом искового заявления без движения по данному мотиву, как правило, являются следующие обстоятельства:
1) не истечение месячного срока (иного срока, установленного по соглашению сторон либо законодательством) для ответа на претензию;
2) отсутствие доказательств направления и получения либо невручения претензии ответчику;
3) направление претензии по ненадлежащему адресу;
4) указание в претензии требований, не заявленных в исковом заявлении [22].
Необходимо подчеркнуть, что следствием надлежащего направления контрагенту претензии может стать реализация права на судебную защиту в рамках упрощенного порядка, которым является приказное производство, либо совершение исполнительной надписи в случае представления сведений о неоспаривании задолженности. С учетом вступивших в силу изменений, в том числе в ХПК, представление суду сведений о направленной в адрес должника претензии и информации о ее получении (невручении) рассматривается судом как доказательство признания (неоспаривания) суммы задолженности.
В отличие от приказного производства, в котором направление претензии ответчику рассматривается судом как доказательство бесспорности требований, в исковом производстве соблюдение претензионного порядка является скорее императивной нормой права в определенных законодательством случаях.
Важным требованием, на которое суд обращает внимание при рассмотрении заявления взыскателя, является содержание в претензии всех необходимых условий, предусмотренных законодательством. Так, помимо ссылки на конкретное обязательство, которое нарушено должником, необходимо указать требования взыскателя в денежном выражении (в случае, когда предъявлены требования о взыскании денежной суммы).
Кроме того, в претензии необходимо указать размер штрафных санкций, которые могут быть взысканы с должника, либо то, что такие штрафные санкции будут взысканы в случае подачи заявления в суд и скорректированы путем увеличения периода просрочки на день подачи заявления в суд. При этом необходимо сослаться на соответствующие пункты договора и положения нормативных правовых актов.
ООО «М» к ЗАО «Д». Иск заявлен о взыскании денежной суммы, включающей основной долг, пеню и проценты за пользование чужими денежными средствами ввиду ненадлежащего исполнения договора. Соблюдение досудебного порядка обязательно по каждому требованию.
В качестве доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом была приложена претензия, содержащая одно требование об уплате основного долга по одному из оснований. Требования о взыскании остальной части основного долга, пени и процентов либо ссылки на взыскание пени и процентов за пользование чужими денежными средствами в претензии отсутствовали. Следовательно, представленная претензия нельзя признать доказательством соблюдения претензионного порядка по заявленному иску. Суд определил исковое заявление оставить без движения [19, c. 111].
По другому делу в экономический суд поступило заявление иностранного унитарного производственно-торгового предприятия «А» о взыскании с городского коммунального унитарного дорожно-мостового предприятия суммы задолженности. Иск заявлен о взыскании денежной суммы, включающей основной долг, упущенную выгоду и проценты за пользование чужими денежными средствами, а также о возмещении расходов по уплате государственной пошлины.
В нарушение требований ч. 2 ст. 159 ХПК поступившее в суд исковое заявление содержало требование истца о взыскании с ответчика основного долга без надлежащего правового обоснования и ссылки на соответствующие акты законодательства (в заявлении содержалась лишь ссылка, обосновывающая истребование имущества из чужого незаконного владения).
Кроме того, к исковому заявлению истцом не были приложены документы, надлежащим образом подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком по заявленным в суд требованиям о взыскании основного долга, упущенной выгоды и процентов за пользование чужими денежными средствами. Копия претензии содержала лишь требование о возвращении имущества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог написанной работе можно сделать следующие выводы.
Судебные процедуры защиты прав в условиях дестабилизации экономических отношений, снижения потребительского спроса из-за банкротства большинства участников гражданского оборота, избыточных запасов на складах не всегда могут быть эффективными и возникают в таких случаях досудебные процедуры урегулирования споров, которые особенно важны, что дает сторонам больше возможностей найти компромиссное решение конфликтной ситуации путем взаимных уступок, не нарушая существующих отношений.
Процедуры добровольного урегулирования споров, как правило, являются добровольными делами сторон. Они могут наблюдать его, а могут и не замечать. Подготовка досудебного иска является обязательным условием для подачи заявления в суд только в исключительных случаях, определенных законом. Во всех остальных случаях стороны могут действовать напрямую, как говорится: без всякого предупреждения направить претензию. Своевременное принятие мер заявленного характера является важным фактором финансово - хозяйственной деятельности любой организации.
Претензионный порядок представляет собой досудебную форму добровольного урегулирования спора, предусматривающую направление претензии стороне, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательство, вытекающее из положений нормативного правового акта или договора, заключенного между сторонами. Порядок предъявления претензии закреплен приложением к ХПК. Также стороны могут предусмотреть необязательный характер претензионного порядка урегулирования споров.
В силу ч. 4 ст. 6 ХПК лица, имеющие право на обращение в экономический суд, могут обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, то есть действующее хозяйственное процессуальное законодательство предусматривает случаи обязательного и необязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования споров.
Несоблюдение досудебного порядка, если он является обязательным в силу закона или договора – ст. 162 и ст. 151 ХПК.
Существуют различные формы досудебного урегулирования хозяйственных споров. Наиболее распространенным является досудебный порядок урегулирования. Помимо этого сторонами стороны непосредственно в тексте договора могут предусмотреть иной порядок.
Претензионный порядок урегулирования спора имеет превентивную функцию, позволяет избежать возможного судебного процесса, урегулировать конфликт на наиболее выгодных условиях, сохранить партнерские отношения между сторонами, создать юридические основания для рассмотрения требования в порядке приказного производства, сформировать доказательственную базу для последующего судебного процесса в случае неурегулирования спора в досудебном порядке.
Порядок оформления и предъявления претензий урегулирован Приложением к ХПК и иными законодательными актами.
Порядок оформления и предъявления претензии имеет регламентированный характер. Наиболее надежным вариантом соблюдения претензионного порядка урегулирования спора является его фиксирование по условиям договора. При этом условия договора не могут противоречить предусмотренному ХПК порядку, а могу его конкретизировать и дополнять.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что не стоит исключать претензионный порядок решения споров в договоре с контрагентом, можно только сократить срок рассмотрения претензии. Претензия – важный механизм для выбора дальнейшего способа правовой защиты, как было указано выше. Кроме того, пусть случаи незамедлительного исполнения обязательства после получения претензии и редки на практике, но полностью не исключены.
Судами все больше уделяется внимание вопросу проведения досудебного претензионного порядка разрешения спора. Наиболее частными нарушениями соблюдения данного порядка, влекущими за собой оставление заявления без движения и в последующем его возврат, являются:
– форма претензии не соблюдена и в претензию не включены все, предусмотренные законодательством условия;
– не выдержаны сроки рассмотрения претензии ответчиком;
– отсутствие доказательств направления претензии и направление ее по ненадлежащему адресу;
– расхождение между требованиями заявленными в претензии и в исковом заявлении. Данным вопросам необходимо уделить особое внимание при организации претензионной работы на каждом предприятии.
Для того чтобы минимизировать риски отправления претензии по ненадлежащему адресу, полагаем целесообразным дополнить Приложение 1 ХПК п.9 и изложить его в следующей редакции:
«9. Стороны уведомляют друг друга о смене юридического адреса. Любое уведомление, направленное почтовой связью, считается полученным адресатом в дату его вручения адресату.
1. Абрамович, В. А. Адвокатские заметки о претензионном порядке урегулирования споров / Владимир Абрамович // Юридический мир. – 2012. – № 3. – С. 44-49.
2. Абрамович, В. А. О претензионном порядке урегулирования споров / Владимир Абрамович // Юстиция Беларуси. – 2012. – № 5. – С. 59-61.
3. Акименко, К.В. Государственно-правовой механизм защиты гражданских прав и свобод человека в Республике Беларусь: теория и практика / К.В. Акименко. – Минск: Право и экономика, 2008. – 171 с.
4. Амирова, Р.Р. Формы защиты прав граждан и юридических лиц / Р.Р. Амирова // Научный Татарстан. – 2017. – № 2. – С. 194–199.
5. Байдан, Л. Г. Сначала — претензия, потом — иск, или Претензионный порядок через призму возврата исков судом / Л.Г. Байдан // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2012. – № 4. – С. 66-71.
6. Бакулин, А.Ф., Смирнов, Н.Н. Обязательность принятия мер по досудебному урегулированию споров / А.Ф. Бакулин, Н.Н. Смирнов // Судебный вестник. – 2016. – № 7. – С. 10 – 15
7. Бельская, И.А. О развитии медиации (посредничества) в Беларуси / И. А. Бельская // Третейский суд. – 2009. – № 3. – С. 185-190.
8. Белякова, А.В. Претензионный порядок урегулирования споров как один из способов преодоления длительного судопроизводства / А.В. Белякова // Вестник судебной практики. – 2016. – № 6. – С. 5-9.
9. Бесемер, Х. Медиация. Посредничество в конфликтах / Х.Бесемер. – Калуга, 2005. – 104 с.
10. Бойко, М.С. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М. С. Бойко [и др.]. – Минск : Медисонт, 2011. – 316 с.
11. Брыжинский, А. А. Альтернативное регулирование правовых споров и конфликтов / А. А. Брыжинский. – Саранск: Феникс, 2005. – 305 с.
12. Воздушный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 мая 2006 г., № 117-З (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
13. Горбацкий, А.А. Претензионный порядок урегулирования споров (по состоянию на 06.08.2016) [Электронный ресурс] / А.А. Горбацкий // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
14. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218–З (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
15. Гук, М.В. Претензионный порядок урегулирования спора как условие договора (по состоянию на 28.08.2016) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
16. Дарькин, А.О. Внесудебная форма защиты прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц / А.О. Дарькин // Современный юрист. –2014. – № 3. – С.18-26.
17. Еленский, Р.С. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора (по состоянию на 13.08.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
18. Жандаров, В.В. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В.В. Жандаров, С.Н. Колбасин. – Минск: Академия МВД, 2016. – 340 с.
19. Жук, А. Претензия – не основание / А. Жук // Юридический мир. – 2010. – № 8. – С. 111-112.
20. Зайцев, А.И. Альтернативные способы разрешения споров (конфликтов): электронный курс / А.И. Зайцев. – Саратов, 2007. – 515 с.
21. Зайцев, А. М. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров : учеб. пособие / А. М. Зайцев, Н. В. Кузнецов, Т. Л. Савельева. – Саратов, 2000. – 342 с.
22. Золотая, И.С. Соблюдение претензионного порядка урегулирования спора как условие реализации права на обращение в экономический суд (по состоянию на 18.08.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
23. Калашникова, С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции / С.И. Калашникова. – М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 304 с.
24. Калашникова, С. И. Медиация в сфере экономической юрисдикции: автореф. дис. ... д-ра (канд.) юрид. наук: 12.00.15 / С. И. Калашникова. – Екатеринбург, 2010. – 136 с.
25. Каллистратова, Р.Ф., Поскребнев, М.Е., Холопова, Д.А. Правовая природа обязательного претензионного порядка и его влияние на развитие спора в суде / Р.Ф. Каллистратова, М.Е. Поскребнев, Д.А. Холопова // Арбитражный и гражданский процесс. – 2016. – № 4. – С. 3-10.
26. Каменков, В.С. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В.С. Каменков. – Минск: Книжный дом, 2015. – 320 с.
27. Кириллов, А.Р. Исключительная роль претензионного порядка решения споров в хозяйственной деятельности / А.Р. Кириллов // Финансовая газета. – 2016. – № 7. – С. 51-64.
28. Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 24 июня 2002 г., № 118-З (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
29. Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь : Кодекс Респю Беларусь, 15 ноября 1999 г., № 321-З (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
30. Кондращук, С.В. Претензионный порядок: когда обязателен, а когда нет (по состоянию на 28.03.2019) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
31. Коннов, А. Ю. Понятие, классификация и основные виды альтернативных способов разрешения споров / А. Ю. Коннов // Журнал российского права. – 2004. – № 12. – С. 120–131.
32. Крусс, В.И. О конституционном назначении судов / В.И. Крусс // Актуальные проблемы развития судебной системы: сб. науч. статей. – Краснодар – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2018. – С.155-170.
33. Кузнецова, И.А., Зенина, О.Г. К вопросу о соблюдении претензионного порядка разрешения спора в случае направления претензии / И.А. Кузнецова, О.Г. Зенина // Право и экономика. – 2017. – Т. 2. – № 1. – С. 82-88.
34. Леннуар, Н. Н. Альтернативное разрешение споров: переговоры и медиация / Н.Н. Леннуар. – СПб., 2004. – 100 с.
35. Мартыненко, И. Э. Хозяйственный процесс: курс лекций / И.Э. Мартыненко. – Гродно: ГрГУ, 2016. – 275 с.
36. Минкина, Н. И. Медиация как способ урегулирования конфликтов / Н. И. Минкина // Право. – 2017. – № 6. – С. 21–25.
37. Николайченко, О.В. Внесудебная «защита» прав граждан при получении государственных услуг / О.В. Николайченко // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 9. – С. 9 – 14.
38. О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства: Закон Респ. Беларусь, 10 января 2011 г., № 241-З [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
39. О медиации: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 58-З (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
40. О некоторых вопросах нотариальной деятельности: Указ През. Респ. Беларусь, 11 августа 2011 г., № 366 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
41. О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 27 мая 2011 г., № 6 [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
42. О почтовой связи: Закон Респ. Беларусь, 15 декабря 2003 г., № 258-З (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
43. О применении законодательства: письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 24 февраля 2011 г., № 02-38/380 (опубликован не был) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
44. О примирении сторон при рассмотрении судами гражданских и экономических споров: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 29 июня 2016 г., № 3 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
45. О хозяйственных обществах: Закон Респ. Беларусь, 09 декабря 1992 г., № 2020-XII (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
46. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Респ. Беларусь, 14 августа 2007 г., № 278-З (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
47. Об изменении Законов: Закон Респ. Беларусь, 18 декабря 2019 г., № 277-З [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
48. Об утверждении Авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов: постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, 12 августа 2009 г., № 70 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
49. Об утверждении Инструкции о порядке выдачи и прекращения действия свидетельства медиатора: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 31 декабря 2013 г., № 1184 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
50. Об утверждении Методических рекомендаций по урегулированию экономических споров в порядке посредничества: постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 15 апреля 2009 г., № 24 [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
51. Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 июня 2008 г., № 970 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
52. Об утверждении Правил проведения медиации: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 28 декабря 2013 г., № 1150 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
53. Полевая, М. Предъявляем претензию. Как установить претензионный порядок, удобный вам / Маргарита Полевая // Главный бухгалтер. – 2014. – № 10. – С. 81-84.
54. Рыбак, С.В. Альтернативные способы разрешения споров (конфликтов) : учеб.-метод. комплекс / С. В. Рыбак, П. И. Кучура. – Минск : МИТСО, 2017. − 73 с.
55. Севастьянов, Г.В. Хрестоматия альтернативного разрешения споров : учебно-методические материалы и практические рекомендации / Г. В. Севастьянов. – СПБ: АНО «Редакция журнала «Третейский суд», 2009. – 528 с.
56. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении: заключено 6 декабря 1950 г. [Электронный ресурс] // Белорусская железная дорога. – Режим доступа: https://www.rw.by/upload/iblock/fce/smgs_2019.pdf.
57. Сысуев, Т. В. Особенности применения досудебного порядка урегулирования спора : комментарий к постановлению Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 / Т.В. Сысуев // Юрист. – 2011. — № 9. — С. 16—20.
58. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219–З (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2021.
59. Чашин, А.Н. Юридическая служба / А.Н. Чашин. – М.: ДИС, 2015. – 173 с.
60. Черемисин, П.Г. Примирительные процедуры и место мирового соглашения в их системе / П.Г. Черемисин // Вест. Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь. – 2010. – №1. – С. 158 - 167.
61. Четверикова, Е. Ю. Соблюдение формальных требований при составлении претензии / Е. Ю. Четверикова // Юридический мир. – 2012. – № 6. – С. 58-60.
62. Щербаков, Я. Е. Претензионный порядок урегулирования споров в правоотношениях: проблемы и направления развития / Я.Е. Щербаков // Вестник Челябинского государственного университета. ‒ 2018. ‒ № 27. – С.56 ‒ 61.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты