Применение методов конструктивного разрешения межличностных конфликтов возникающие между сотрудникам предприятия
РГСУ филиал (Российский государственный социальный университет)
Диплом
на тему: «Применение методов конструктивного разрешения межличностных конфликтов возникающие между сотрудникам предприятия»
по дисциплине: «Конфликтология»
2021
251.00 BYN
Применение методов конструктивного разрешения межличностных конфликтов возникающие между сотрудникам предприятия
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конфликтология
Организация: Штадлер Минск, ЗАО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Анкета «Конфликты в организации» (авторская разработка).
Приложение 2 Эмпирический материл.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы исследования межличностных конфликтов
1.1. Сущность межличностных конфликтов и механизмы конструктивного разрешения
1.2. Методы и методики диагностики конфликтов в организации
1.3. Организационно-методические аспекты урегулирования конфликтов
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных конфликтов, возникающих между сотрудниками предприятия в ЗАО «ШтадлерМинск»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты диагностики конфликтности на производстве
2.4. Разработка рекомендаций по конструктивному разрешению межличностных конфликтов, возникающих между сотрудниками предприятия
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования межличностных конфликтов, возникающих между сотрудниками предприятий, можно объяснить некоторыми обстоятельствами.
Первой причиной является возникновение конфликтность в производственных отношениях из-за переходной экономики. В процессе перехода современных организаций к новым рыночным отношениям, к новым механизмам хозяйственной деятельности, начинают возникать новые направления среди предпринимателей, появляются новые права на забастовку. Еще одно причиной появления межличностных конфликтов является то, что современный экономический кризис является средой для возникновения новых конфликтов в организациях. Существует необходимость модернизации процесса регулирования конфликтов в производственных отношениях. Методы урегулирования производственных конфликтов, которые используются в нашем государстве являются мало эффективными по сравнению с зарубежным опытом. Совершенствование процесса урегулирования конфликтов на производстве обозначает реализацию мер по их предупреждению и перевода конфликтного поведения в благоприятное эмоциональное состояние. Еще одной причиной появления межличностных конфликтов в организациях является вырабатывание общей теории решения производственного конфликта в мире в современное время. Новый опыт социальных и экономических нововведений в мире в современное время, в том числе и в нашей стране, предоставил исследователям большой объем эмпирического материала, который является оригинальным по своему содержанию, направленный на исследование способов разрешения производственных конфликтов.
Любой человек, в том числе и работающий на производстве, имеет свои личные цели и интересы, которые он отстаивает в случаях возникновения агрессии или конфликтного положения. Человек изначально в любым ситуациях стремится доказать свою точку зрения и что именно его точка зрения является правильной. При этом процесс доказательства своей правоты может привести к возникновению конфликтов.
Конфликт представляет собой сложное явление, на фоне которого реализуются как позитивные, так и негативные процессы, но именно негативные процессы являются характерными для сторон, участвующих в конфликте. Обстоятельства конфликтной ситуации, которые являются позитивными являются информацией для среды конфликтной ситуации. Возникающие конфликты внутри производственных отношений дают отражение на протекание всего производственного процесса и в целом на результат труда. Процесс разрешения конфликта, который появился на производстве, должен быть реализован в рамках деятельности данного предприятия.
Если на производстве появился межличностный производственных конфликт, он приводит к снижению уровня благоприятного климата в организации и появлению межличностных неприязней, что оказывает негативное воздействие на все показатели деятельности предприятия. Поэтому необходимо разрабатывать и применять новые современные методы конструктивного разрешения межличностных конфликтов, возникающих между сотрудниками на современном предприятии.
Производственные конфликты изучались такими учеными, как Н.В. Гришина, И.Б. Дуракова, А.Н. Занковский, В.Н. Лавриненко, А.Н. Лебедев, А. Н. Чумиков. Конфликты изучались на базе университетов Е.О. Ковалева, испытуемыми были сотрудники кафедры, а также предприятия сферы торговли. Изучались межличностные конфликты и причины конфликтов на производстве. В данном исследовании предстоит выделить типы конфликтов и их причины.
Объект исследования: межличностный конфликт между сотрудниками предприятия.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы исследования межличностных конфликтов
1.1. Сущность межличностных конфликтов и механизмы конструктивного разрешения
«Межличностный конфликт представляет собой противоборство отдельных личностей в процессе их взаимодействия. Такие конфликты могут происходить в различных сферах жизнедеятельности (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т.д.) и иметь различные масштабы взаимных претензий» [36, с. 54].
Личности или индивидуальности, которые преследуют свои собственные интересы и отстаивают свою точку зрения выступают субъектами в межличностном конфликте.
«Объект конфликта – несовместимые потребности, интересы, ценности, позиции, цели и т.п. взаимодействующих индивидов. Исключение составляют нереалистические (безобъектные) межличностные конфликты, в которых причиной противоборства является психическое состояние двух и более субъектов. В таком конфликте инцидент, как правило, выдается за причину (объект) конфликта» [6, с. 143].
Ряд известных авторов объясняют межличностный конфликт как процесс соприкосновения противоречивых желаний или сторон обстоятельств, которые субъект конфликтной ситуации подменяют на ее объект. Исследователь М.Г. Синякова утверждает: «в межличностном конфликте сталкиваются не интересы и желания, а реальные индивиды по поводу несовместимых интересов и желаний. Столкновение желаний, стремлений и т.п. свойственно лишь для внутриличностного конфликта. Межличностный конфликт не только взаимное отрицательное восприятие людей, но и реальное противоборство сторон. Люди могут воспринимать друг друга весьма негативно, но при этом не конфликтовать. Только в результате действий, направленных друг против друга, возникает межличностный конфликт» [28, с. 71].
Итак, дадим формулировку межличностного конфликта автора А.Я. Анцупова. По мнению исследователя: «межличностный конфликт – это противоборство двух и более индивидов, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы, ценности, позиции, роли, цели или средства их достижения» [3, с. 216].
В учебнике И.Е. Ворожейкина, А.Я. Кибанова, Д.К. Захарова приведены две формулировки понятия, что же такое межличностный конфликт: «межличностный конфликт – это по преимуществу эмоциональный феномен. Он фактически всегда означает столкновение темпераментов, характеров, пристрастий, нравственных предпочтений. Его мотором, превращающим общение в сложную социально-психологическую драму, являются чувственные возмущения. Независимо от того, что их непосредственно вызывает – деловое ли разногласие или сугубо личные переживания. Однако в любом случае подобный конфликт не может быть понят вне практической деятельности людей, без учета и анализа тех взаимодействий, которые складываются в процессе совместной работы» [5, с. 275].
С.М. Емельянов полагает: «межличностный конфликт – столкновение взаимодействующих лиц, вызываемое условиями общения и совместной деятельности, различиями в темпераменте и характере, расхождениями в интеллектуальных, волевых и эмоциональных устремлениях, нравственных предпочтениях» [13, с. 359].
По мнению В.П. Шейнова: «Межличностный конфликт – один из уходящих в глубины тысячелетий способов взаимодействия человеческих существ. Он, по-видимому, получил распространение раньше внутриличностного конфликта, так как отношения между отдельными людьми предшествовали общению индивида с самим собой, его автокоммуникации» [38, с. 243].
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных конфликтов, возникающих между сотрудниками предприятия в ЗАО «ШтадлерМинск»
2.1. Общая характеристика предприятия
ЗАО «Штадлер Минск» является белорусским промышленным предприятием по производству подвижного состава и частью концерна «Штадлер». Компания производит железнодорожный транспорт начиная с 2014 года. Штат сотрудников предприятия насчитывает более 1500 человек. В рамках группы компаний «Штадлер Минск» отвечает за производство подвижного состава для стран СНГ с колеёй 1520 или 1524 мм, стран Европы и Латинской Америки. Предприятие занимается разработкой и производством городских и пригородных, междугородных и межрегиональных поездов, трамваев и поездов метро, а также осуществляет гарантийное и послегарантийное обслуживание поставленного подвижного состава.
Предприятие ЗАО «Штадлер Минск» занимает площадь почти 220 тыс. кв.м, включая 50 тыс. кв.м. производственных площадей в Фаниполе. Количество сотрудников: более 1550. Максимальная мощность завода: 400 вагонов в год.
Проект «Штадлер Минск» начался в сентябре 2012 года. В октябре 2012 года произошла торжественная закладка капсулы в городе Фаниполь, а уже в апреле 2014 года было закончено строительство производственного корпуса. 20 ноября 2014 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко и глава компании Stadler Rail AG Петер Шпулер официально открыли завод «Штадлер Минск». В марте 2015 года было закончено строительство административного корпуса. Производственный процесс на «Штадлер Минск» организован с мая 2014 года. Уже с запуска первых производственных участков новый завод активно включился в знаковый для компании Stadler проект по изготовлению, наладке и поставке двухэтажных поездов серии KISS для нужд московской компании Aeroexpress.
«Штадлер» – это международная компания по производству железнодорожного подвижного состава со штаб-квартирой в Буснанге в Восточной Швейцарии. Основанная в 1942 году, в настоящее время компания насчитывает около 10 500 сотрудников в различных производственных и в более чем 40 сервисных подразделениях. «Штадлер» предлагает широкий спектр продукции в области железнодорожного транспорта: скоростные поезда, междугородные поезда, региональные и пригородные поезда, поезда метро, трамваи-поезда и трамваи. «Штадлер» также производит магистральные и маневровые локомотивы, спальные вагоны и самый мощный дизель-электрический локомотив в Европе. Компания является ведущим мировым производителем транспортных средств для зубчатой железной дороги.
2.2. Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности конфликтов, возникающих между сотрудниками организации.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить наличие конфликтов в организации.
2. Выявить стили поведения сотрудников в конфликте.
3. Определить преобладающий стиль руководства в организации.
База исследования: ЗАО «ШтадлерМинск».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 50 человек, из них 25 мужчин и 25 женщин, в возрастном диапазоне 25-35 лет.
Методики исследования:
1. Анкета «Конфликты в организации» (авторская разработка).
Цель: выявление наличия конфликтов в организации. В результате анкетирования можно определить наличие конфликтов в организации, их виды и причины. Анкета содержит 6 вопросов. Испытуемым предлагается ответить на вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответов. Текст опросника представлен в Приложении А.
Заключение
В результате проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования пришли к следующим выводам. Межличностный конфликт представляет собой некоторое явление, которое вызывается в результате совместного общения между некоторыми личностями или в результате совместного взаимодействия. Он возникает по причине различного темперамента лил характера некоторых людей, а также по причине расхождения точек зрения, которые касаются умственных, волевых и эмоциональных предпочтений. Универсальной реакцией человека на любой конфликт это является устранение конфликт. Конфликт приводит к появлению противоречий, раздвоенности, дезинтеграции, дисгармонии с самим собой и другими окружающими людьми. Психологически человека можно считать здоровым, если у него отсутствуют конфликты. Чтобы человек был психологически здоровым, он должен уметь разрешать конфликты. Для этого каждой личности необходимо владеть теоретическими и практическими навыками управления конфликтными ситуациями. Если личность не владеет этими знаниями и навыками, он будет подвержен разрушительному воздействию личности в конфликтных ситуациях. Процесс диагностики появления конфликта между сотрудниками в любой организации берет свое начало с момента появления и регистрации самого конфликта. Устанавливаются его аспекты широты распространения и типичности, либо исключительности. Причины появления конфликта меду сотрудниками организации объясняются в устной форме, иногда в письменной. В психологии и конфликтологии используют следующие методы и методики диагностики конфликтов: исследование каждого структурного элемента возникновения конфликта; установление фаз возникновения и протекания конфликта; картография возникновения конфликта; разработка схемы исследования сторон конфликта и пути его разрешения и т.д. Оптимизация организационных и административных условий создания и функционирования организаций – важная объективная и субъективная предпосылка предотвращения конфликтов. Есть несколько способов управления конфликтной ситуацией: объяснение условий выполнения работы, механизмы выполнения работы, цели, структура системы вознаграждения и поощрения. Предотвращение конфликта может происходить за счет выполнения любой деятельности, которая имеет в качестве цели развитие разнообразных сторон культуры внутри организации.
На основании проведенного эмпирического исследования можно делать следующие выводы. В исследуемой организации иногда присутствуют случаи возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций. Большинство конфликтов, которые случаются в данной организации, это конфликты между руководителем и подчиненными. Причинами возникновения таких конфликтов в большинстве являются личностные особенности самого руководителей, а также противоположные точки зрения на какой-либо аспект трудовой деятельности у подчиненного и руководителя. По мнению большинства опрошенных сотрудников организации, конфликты, возникающие в этой организации, имеют деструктивные последствия, т.е. разрушительный характер. По причине этого в организации образуется отрицательный и негативный эмоциональный фон, а это в свою очередь отражается на результатах деятельности организации. Установлено, что большая часть сотрудников принимают участие в возникающих конфликтах с руководителем. У мужчин – сотрудников данной организации в случае возникновения конфликта в организации преобладают эгоистичные и авторитарные стили поведения. Дружелюбный, альтруистический и подчиняемый стили поведения в конфликте для мужчин, работающих в данной организации не свойственен. Большинство женщин данной организации в случае возникновения конфликта проявляют подозрительный и подчиняемый стили поведения. Реже всего у женщин встречаются авторитарный и дружелюбный стили поведения в конфликтной ситуации. Альтруистический стиль поведения не был выявлен ни у одного сотрудника организации, которые принимали участие в данной исследовании. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что мужчины и женщины, которые работают в данной организации, в случае возникновения конфликтно ситуации применяют различные стили поведения.
1. Аминов, И. И. Психология делового общения / И. И. Аминов. – Минск: Омега-Л, 2006. – 304 с. – Текст : непосредственный.
2. Аношина, Е. М. Условия эффективного влияния тренинга на формирование профессиональных умений личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2009. – № 4. – Т. 15. – С. 324 –327. – Текст : непосредственный.
3. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие / А. Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 304 с. – Текст : непосредственный.
4. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом : учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2002. – 560 с. – Текст : непосредственный.
5. Бандурка, А. М. Психология управления / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. – Харьков : ООО «Фортуна-пресс», 2008. – 464 с. – Текст : непосредственный.
6. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология : учебник / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов. – М. : «ИНФРА-М», 2004. – 240 с. – Текст : непосредственный.
7. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 544 с. – Текст : непосредственный.
8. Громова, О. Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. – М. : ЭКМОС, 2001. – 320 с. – Текст : непосредственный.
9. Давлетчина, С. Б. Словарь по конфликтологии / С. Б. Давлетчина. – Улан-Удэ : Издательство ВСГТУ, 2005. – 100 с. – Текст : непосредственный
10. Дмитриев, А. В. Конфликтология: учебник / А. В. Дмитриев. – Изд. 3-е, перераб. – М. : Альфа-М;ИНФРА-М,2009. – 336 с. – Текст : непосредственный.
11. Дуракова, И. Б. Управление персоналом / И.Б. Дуракова. – М. : ИНФА-М, 2009. – 569 с. – Текст : непосредственный.
12. Занковский, А. Н. Организационная психология: учеб, пособие / А. Н. Занковский. – М., 2009. – 648 с. – Текст : непосредственный.
13. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Питер, 2004. – 400 с. – Текст : непосредственный.
14. Иванникова, Н. Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления / Н. Н. Иванникова. – М. : Альфа - Пресс, 2007. – 212 с. – Текст : непосредственный.
15. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. – Минск : Новое знание, 2006. – 336 с. – Текст : непосредственный.
16. Калмыкова, О. Ю. Организационно-методические аспекты управления конфликтами в системе социально-трудовых отношений в организации / О. Ю. Калмыкова, Н. В. Соловова // Вестник Самарского государственного университета. – 2014. – № 8. – С. 206 – 212
17. Ковалева, Е. О. Конфликт поколений: от социальной полезности до деструктивности / Е. О. Ковалева // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. – 2015. – № 2. – С. 98–101. – Текст : непосредственный.
18. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. И. Козырев. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с. – Текст : непосредственный.
19. Кошелев, А. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления / А. Кошелев. – М. : Альфа-Пресс, 2007. – 216 с. – Текст : непосредственный.
20. Лебедев, А. Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений / А. Н. Лебедев // Психол. журнал. – 2002. – № 5. – С.71-79. – Текст : непосредственный.
21. Ложкин, Г. В. Практическая психология конфликта: учеб. пособие / Г. В. Ложкин, Н. И. Повякель. – 2-е изд. – К. : МАУП, 2002. – 256 с. – Текст : непосредственный.
22. Магдеев, А. М. Предупреждение и разрешение конфликта: традиции и новации / А. М. Магдеев // Интеграция образования. – 2009. – №1. – С. 86 –90
23. Макрков, Ю. В. Психологический тренинг как технология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2013. – № 155. – С. 61-66. – Текст : непосредственный.
24. Новикова, С. А. Предупреждение конфликтов в профессиональной деятельности педагогического коллектива вуза: афтореф. дис. М., 2002. – 21 с. – Текст : непосредственный.
25. Осипова, Е. А. Тренинг разрешения конфликтов / Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко. – Минск : Красико-Принт, 2012. – 96 с. – Текст : непосредственный.
26. Ридецкая, О. Г. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности: хрестоматия. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2012. – 806 с. – Текст : непосредственный.
27. Сидоренков, А. В. Групповая сплочённость и неформальные подгруппы / А. В. Сидоренков // Психологический журнал. – 2006. – № 1. – С.44 – 53. – Текст : непосредственный
28. Синякова, М. Г. Управление конфликтом, или как эффективно внедрить инновации / М. Г. Синякова // Российское образование. – 2010. – № 2. – С. 69-74. – Текст : непосредственный.
29. Сорокина, Г. Е. Конфликтология в социальной работе: учебник для бакалавров / Г. Е. Сорокина, М. В. Вдовина. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 284 с. – Текст : непосредственный.
30. Урбанович, А. А. Психология управления : учебное пособие / А. А. Урбанович. – Мн. : Харвест, 2003. – 640 с. – Текст : непосредственный.
31. Федорова, О. А. Психологический феномен конфликта / О. А. Федорова, А. Б. Михалева // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – Текст : непосредственный.
32. Федосеев, В. Н. Управление персоналом организации: учебное пособие / В. Н. Федосеев, С. Н. Капустин. – М. : Экзамен, 2004. – 368 с. – Текст : непосредственный.
33. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Майнулов. – М. : Изд-во Института Психотерапии. – 2002. – 339 с. – Текст : непосредственный.
34. Чегринцова, С. В. Влияние социально-психологического климата на производительность труда работников / С. В. Чегринцова // Экономика, социология и право. – 2015. – № 1. – С. 165–167. – Текст : непосредственный.
35. Черепкова, Н. В. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе / Н. В. Черепкова, С. А. Чугункин // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2011. – № 1. – Т. 1. – С. 45–48. – Текст : непосредственный.
36. Чумиков, А. Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия / А. Н. Чумиков // Социологические исследования. – 2005. – № 3. – С. 52-56. – Текст : непосредственный.
37. Чумпурова, И. Г. Межличностные конфликты в организации / И. Г. Чумпурова // Проблемы современной экономики, социологии и управления: материалы научной конференции. – М., 2016. – С. 25-29. – Текст : непосредственный.
38. Шейнов, В. П. Управление конфликтами: теория и практика / В. П. Шейнов. – Минск : Харвест, 2010. – 912 с.
39. Шелаева, М. М. Стратегии и стили поведения в конфликтной ситуации / М. М. Шелаева // Развитие профессионализма. – 2016. – № 1. – С. 119-120. – Текст : непосредственный
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Анкета «Конфликты в организации» (авторская разработка).
Приложение 2 Эмпирический материл.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты