Государственная служба в Республике Беларусь ее сущность и практика реализации
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Государственная служба в Республике Беларусь ее сущность и практика реализации»
по дисциплине: «Теория государственного управления»
2021
251.00 BYN
Государственная служба в Республике Беларусь ее сущность и практика реализации
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Теория государственного управления
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
1.1 Становление и развитие института государственной службы в Республике Беларусь
1.2 Понятие и признаки государственной службы
1.3 Правовая основа государственной службы в Республики Беларусь (нормы, принципы, установление)
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
2.1 Содержание понятия «государственный служащий», виды государственных служащих
2.2 Компетенция государственных служащих
2.3 Гарантии, предоставляемые государственным служащим
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Современное состояние законодательства Республики Беларусь о государственной службе
3.2 Концептуальные проблемы законодательства о государственной службе в Республике Беларусь
3.3 Пути совершенствования законодательства о государственной службе в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблематика государственной службы изучалась учеными-правоведами ещё в советский период, хотя законодательная база данного института практически отсутствовала. Со становлением и развитием современной белорусской государственности и государственной службы (с 1990-х годов по настоящее время) важные проблемы государственного управления остаются в поле зрения многих учёных, исследователей и практиков.
Институт государственной службы в любом государстве – это неотъемлемая составляющая правовой системы государства, а государственные служащие выступают в качестве основных исполнителей проводимых в обществе демократических и социально-экономических преобразований.
Ни одно общество не может существовать без государственного управления, а, соответственно, и без государственных служащих. В первую очередь, государственная служба – это трудовая деятельность людей, которые заняты профессиональным управленческим трудом.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что на сегодняшний день государственная служба в нашем государстве не является достаточно урегулированной. Данный институт постоянно развивается и, соответственно, совершенствуется и его правовое регулирование.
Законодательство в рассматриваемой сфере является обширным, что обусловлено широкими масштабами самой государственной службы, которая распространяется на различные сферы власти. В связи с этим остается актуальным вопрос об определении понятия «государственная служба», которое может быть рассмотрено с различных точек зрения, о проблемах правового регулирования государственной службы и принципов, на которых она базируется.
Объект исследования составили общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования государственной службы в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступили соответствующие нормы права Республики Беларусь, регламентирующие понятие и принципы государственной службы в Республике Беларусь, а также учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования.
Цель дипломной работы является комплексный анализ института государственной службы в Республике Беларусь, а также на основании проведенного анализа выявление проблем законодательства о государственной службе в Республике Беларусь и предложение путей его совершенствования.
Задачи данного исследования таковы:
- изучить историю становления и развития института государственной службы в Республике Беларусь;
- рассмотреть понятие и признаки государственной службы;
- определить правовую основу государственной службы в Республики Беларусь (нормы, принципы, установление);
- охарактеризовать правовое положение государственного служащего в
- выявить современное состояние законодательства Республики Беларусь о государственной службе;
- определить концептуальные проблемы законодательства о государственной службе в Республике Беларусь и выявить пути его совершенствования.
Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы исследования: историко-правовой, юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», иные законодательные и нормативные правовые акты Республики Беларусь.
Научно-теоретической основой исследования выступили учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования таких авторов, как Л.С. Вечер, Д.А. Гавриленко, А.П. Геврасевой, В. Герменчук, В.Г. Игнатов, К.И. Кеник, Е.Ю. Киреева, А.Н. Крамник, Е.В. Охотский, А.А. Постникова, О.И. Чуприс и других.
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
1.1 Становление и развитие института государственной службы в Республике Беларусь
Государственная служба в Республике Беларусь прошла достаточно длительный и сложный путь. Зачатки этого пути просматриваются еще во времена существования древнейших белорусских государств-княжеств.
В белорусской доктрине ученые выделяют следующие периоды развития и становления государственной службы в Республике Беларусь:
– период существования древнейших белорусских княжеств-государств;
– период Великого княжества Литовского;
– период Речи Посполитой;
– период нахождения Беларуси в составе Российской империи, а затем в составе РСФСР;
– период нахождения БССР в составе СССР;
– период, который начался в момент получения суверенитета Республикой Беларусь и продолжается по настоящий день – новейший период.
Первые упоминания о существовании государственности на территории Беларуси закреплены в летописях, судя по которым можно сделать вывод о наличии предпосылок для зарождения института государственной службы на территории Беларуси. В Хронике Литовской и Жамойтской говорилось, что во второй половине XIII века власть в Полоцке принадлежала 30 «мужам» или «старцам», «которые в той час волно собе пановали и жадной зверхности над собою не мели». Таким образом, в те времена существовал постоянный орган власти, который занимался управлением государством и назывался он – Совет господ [1].
На формирование государственной службы в Республике Беларусь оказало влияние консолидация земель и княжеств, результатом которого было создание Великого княжества Литовского. В XV-XVI века начинается активное формирование законодательной системы в ВКЛ. Более весомо это ощущалось в XVI в, с принятием трех основополагающих Статутов ВКЛ – 1529, 1566, 1588 годов.
Текст Статута 1588 года по своей смысловой нагрузке был больше приближен к установлению определенной системы высших органов государственной власти ВКЛ. В нем просматривались первые официальные закрепления о воинских обязанностях, которые носили силу закона, так в нем говорилось о том, что должностные лица, а также сами князья обязаны действовать в соответствии с законом, в том числе осуществлять защиту интересов государства и народа.
Положения Статута вошли в основу законов Речи Посполитой. В 1971 году была принята Конституция, которая закрепляла положение о разделении власти на три ветви: исполнительная, судебная и законодательная. Конституция определила в государстве конституционную монархию, а значит, главенствующим государственным органом становился парламент, право короля санкционировать законы было снято с него, взамен этого вводилась обязанность о согласовании всех актов короля с министрами [2, c. 27].
Следующей вехой в развитии государственной службы на территории Республики Беларусь стало нахождение белорусских земель в составе Российской империи. В первой половине XIX века институт государственной службы пошел по иному пути развития. Этому поспособствовал великий государственный деятель России – Сперанский Михаил Михайлович. По его Указу в 1809 году было введено обязательное экзаменационное испытание для того, чтобы занимать должность государственного служащего. Были введены реформы практически во всех сферах жизни, но заключались они, преимущественно, в одном и том же – наличии образовательного ценза. Это означало, что для занятия ряда должностей человек должен был обладать высшим университетским образованием.
Однако из-за факта наличия большого количества государственных должностей эта реформа продержалась не долго, но благодаря ей были определены основные принципы государственной службы, которые, в последствии, нашли свое применение. Начиная с 1832 года, был принят ряд актов узкого профиля, которые были направлены непосредственно на установление определенных правил, принципов, условий государственной службы. В их числе: «Устав о службе гражданской» 1832 года, «Правила о порядке производства в чины гражданской службы» 1834 года, изменения в Табель о рангах, введенные в 1845 году [3, c. 95].
С течением времени условия отбора, прохождения и несения государственной службы были сильно ужесточены, в их числе: запрещалось иметь какие-либо родственные связи по службе, государственные служащие должны были вести определенный образ жизни, который бы не позволял скомпрометировать авторитет и достоинство государственной власти и государства в целом, запрещалось заниматься определенными вещами и др. Если рассмотреть все эти условия в отдельности, можно обнаружить тот факт, что все они существуют и на сегодняшний день, только некоторые имеют иные названия, но это скорее проблема терминологии.
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
2.1 Содержание понятия «государственный служащий», виды государственных служащих
Государственные служащие (далее – госслужащие) – особая категория работников. Это обусловлено спецификой государственной службы (далее –госслужба) – профессиональной деятельности лиц, занимающих государственные должности, осуществляемой в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий или обеспечения выполнения функций государственных органов [12].
Под государственными органами понимаются организации, образованные в соответствии с актами законодательства и осуществляющие государственно-властные полномочия в соответствующей сфере государственного управления, а также иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых являются госслужащими.
В перечне органов, занятие государственных должностей в которых относится к госслужбе, приведенном в пункте 1 статьи 7 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь», указаны также государственные нотариальные конторы.
Однако с 1 января 2014 года нотариусы и иные работники государственных нотариальных контор, занимающие государственные должности, утратили статус госслужащих в соответствии с частью 2 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 года № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» (далее – Указ № 168) [42].
В настоящее время согласно Указу № 168 госслужащими являются лица, указанные в приложениях 1 (документ для служебного пользования), 3 и пункт 2 Указа № 168 [42].
Отношения, связанные с поступлением, прохождением, прекращением госслужбы отдельных категорий госслужащих (например, судей, прокурорских работников), обусловленные спецификой их профессиональной деятельности, регулируются специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.
В данном материале не рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей прохождения госслужбы военнослужащими, лицами начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Государственные должности предусмотрены Законом Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами либо учреждены в установленном законодательством порядке как штатная единица госоргана [12].
Должность определяет круг прав, обязанностей и ответственности занимающего ее лица и заключает в себе часть функций и задач госоргана (организации).
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими действующую структуру должностей госслужбы, являются:
– Закон «О государственной службе в Республике Беларусь;
– Указ Президента Республики Беларусь от 09.02.2004 года № 58 «О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей» [43];
– квалификационный справочник «Государственные должности государственных служащих», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 октября 2003 года № 135 (далее – Квалификационный справочник № 135) [44].
В зависимости от специализации, должностной иерархии, квалификационных требований, объема полномочий и ответственности, государственные должности подразделяются на две категории, такие как «Руководители» и «Специалисты».
Категория «Руководители» включает государственные должности:
– руководителей (директоров, начальников) самостоятельных структурных подразделений госорганов (департаментов, управлений, отделов);
– руководителей (начальников, заведующих) структурных подразделений, входящих в состав более крупных подразделений госорганов: отделов, секторов, других подразделений.
Руководящие государственные должности, как правило, включаются в резерв кадров госслужащих, который создается в госорганах для занятия вакантных государственных должностей (за исключением должностей, занятие которых осуществляется путем избрания). Порядок формирования и организации работы с резервом кадров определяется Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом [12].
Наименования государственных должностей специалистов устанавливаются с учетом базовых наименований должностей (экономист, инженер, технолог), содержащихся в общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих».
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Современное состояние законодательства Республики Беларусь о государственной службе
Общественные отношения государственной службы в современном белорусском обществе получили широкое правовое регулирование.
Правовая основа государственной службы в Республике Беларусь представлена Конституцией Республики Беларусь, Законом и иными нормативными правовыми актами.
Главная особенность правового регулирования рассматриваемого института заключается в том, что государственная служба урегулирована нормами конституционного, трудового, финансового и иных отраслей права.
Конституция Республики Беларусь закрепила основные положения государственной службы, закрепив принцип разделения властей, основные требования к высшим должностным лицам нашего государства [21].
Основной закон, урегулировавший отношения в сфере государственной службы, это Закон «О государственной службе в Республике Беларусь». Данный Закон с момента принятия претерпел 13 изменений и дополнений, последние были внесены Законом Республики Беларусь от 23 июля 2019 года № 231-З. Закон включает 64 статьи, объединенные в 10 глав. Этот нормативный правовой акт урегулировал не только теоретические вопросы несения государственной службы, но и практические, касающиеся оплаты труда государственных служащих, порядок привлечения их к дисциплинарной ответственности.
Как уже было отмечено, государственная служба может быть рассмотрена и как трудовая деятельность, в связи с чем, немаловажным нормативным правовым актом регулирования такой деятельности является Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (ТК).
ТК является результатом кодификации законодательства в определенной сфере общественных отношений. Действующий ТК – это уже пятый по счету кодекс о труде, из всех применявшихся в нашей республике, и третьим собственным кодексом. Так, на территории современной Беларуси до принятия ТК применялись КЗоТы РСФСР 1918 и 1922 годов, Кодекс о труде БССР 1929 года, КЗоТ БССР 1972 года [53, с. 260].
В качестве примера конкретных правовых норм ТК можно привести ст. 100 ТК, которая установила гарантии для работников, которые избраны на выборные должности в государственные органы.
Среди иных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере можно назвать:
– Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь» [54].
Данным Указом утвержден Перечень высших государственных должностей, Перечень должностей руководящих работников государственных органов и иных организаций, включаемых в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь);
– Положение об организации работы с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. №354 [55].
В соответствии с данным Положением определен порядок организации и основные направления работы с руководящими кадрами государственных органов и иных государственных организаций, их резервом, за исключением руководящих кадров государственных органов системы обеспечения безопасности Республики Беларусь;
– Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 ноября 2017 г. № 72 «Об утверждении квалификационного справочника «Должности служащих, занятых предоставлением услуг в области телекоммуникаций и почтовой деятельности» и признании утратившим силу постановления Министерства труда Республики Беларусь от 2 ноября 2000 г. № 143» [56];
– Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией» [57].
Данный закон распространяет свое действие на государственных служащих, т. к. именно в сфере государственной службы имеет место быть такое правовое явление как коррупция;
– другие нормативные правовые акты.
В.С. Шока отмечает, что законодательство, регулирующее государственную службу, содержит общую и особенную части. Общая часть представлена такими институтами как:
– организация государственной службы;
– государственные должности;
– правовой статус государственных служащих;
– вопросы прохождения государственной службы и прочее.
Особенная часть представлена структурными частями, которые регламентируют специфику отношений, которые возникают в различных видах государственной службы в Республике Беларусь. В ней закреплены нормы об особенностях правового статуса тех либо иных видов государственной службы (военная служба, служба в судах) [58, с. 29].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы:
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что на сегодняшний день государственная служба в нашем государстве не является достаточно урегулированной. Данный институт постоянно развивается и, соответственно, совершенствуется и его правовое регулирование.
Законодательство в рассматриваемой сфере является обширным, что обусловлено широкими масштабами самой государственной службы, которая распространяется на различные сферы власти. В связи с этим остается актуальным вопрос об определении понятия «государственная служба», которое может быть рассмотрено с различных точек зрения, о проблемах правового регулирования государственной службы и принципов, на которых она базируется.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Понятие «служба» принято рассматривать:
– как вид деятельности человека;
– как социально-правовой институт;
– как систему специальных органов государства;
– как духовную деятельность и прочее.
В сфере государственного управления сформировался такое направление службы как государственная служба.
Начиная с 1994 г. по сегодняшний день принято более 60 нормативных правовых актов, которые касаются государственной службы, однако, несмотря на такое большое количество законодательной базы, многие вопросы регулирования государственной службы в нашем государстве не были решены. В связи с этим 14 июня 2003 г. был принят Закон Республики Беларусь № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь». Последние изменения в данный закон внесены 23 июля 2019 г. № 231-З.
Государственная служба может быть охарактеризована при помощи следующих признаков:
– государственная служба – это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственном органе;
– это одна из сторон организационной деятельности нашего государства;
– данная организационная деятельность направлена на комплектование личного состава государственных органов и иных организаций, а также правовое регулирование работы государственных служащих;
– особый субъект государственной службы – государственные служащие;
– содержание деятельности государственных служащих состоит в практическом ими выполнении задач и функций государства;
– особенность государственной службы – оплата работы лиц, которые пребывают на ней.
Отдельно хотелось бы отметить такой признак государственной службы как особый ее субъект в виде государственного служащего. Государственный служащий в Республике Беларусь – субъект административного права, а также субъект государственно-служебных отношений. Как уже было отмечено, до 1993 г. работники государственной службы именовались как служащие.
Государственная служба может быть классифицирована на виды по различным основаниям: на основе разделения власти на ветви, в зависимости от уровней осуществления государственной власти, в зависимости от органов, в которых она осуществляется и др.
Вопрос о видах государственной службы на законодательном уровне не урегулирован, и в юридической науке относительно него нет единой точки зрения. Чаще всего государственную службу классифицируют на такие виды:
– служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти;
– гражданская и милитаризованная (военизированная) служба;
– гражданская и специализированная служба;
– государственная (в государственных органах и воинская) и гражданская (муниципальная служба, служба в государственных организациях и учреждениях).
Государственная служба в Республике Беларусь прошла достаточно большой и сложный путь. Зачатки этого пути просматриваются еще во времена существования древнейших белорусских государств-княжеств.
Ныне действующее законодательство нашей страны определяет государственного служащего как:
– гражданина государства;
– обладающего соответствующими знаниями и навыками;
– наделенного полномочиями и служебными обязанностями;
– действующего от имени государства в целях выполнения его основных функций за определенное вознаграждение из средств бюджета.
Принципы государственной службы Республики Беларусь представляют собой взаимосвязанную систему, в которой каждый из них основан или вытекает из других, то есть их существование взаимообусловлено, при этом они имеют определенную иерархическую соподчиненность. Исходя из указанного, в государственной службе можно выделить три вида принципов: общие (конституционные), специальные и специфические. Специальные принципы подлежат дальнейшему делению.
1 Кеник, К.И. Государственная служба: совершенствование законодательства продолжается / К.И. Кеник // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/68839
2 Кеник, К.И. Государственная служба: законодательство нуждается в совершенствовании / К.И. Кеник // Юридический журнал. – 2006. – №4 (8) – с. 27-32.
3 Павловский, В.Г. Проблемы становления государственной гражданской службы в современной научной литературе / В.Г. Павловский // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». – 2016. – № 5. – С. 94-98.
4 Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д. Н. Бахрах // Государство и право – 2016. – № 12. – С. 10-18.
5 Довнар, Т.И. Историческое развитие белорусского конституционализма / Т.И. Довнар // Конституции Республики Казахстан – 15 лет: материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 10 сент. 2015 г. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – С. 50-59.
6 Овсянко, Д.М. Государственная служба: учебное пособие / Д.М. Овсянко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2017. – 296 с.
7 Нечипоренко, В.С. Теория и организация государственной службы: курс лекций / В.С. Нечипоренко. – М.: РАГС, 2018. – 418 с.
8 Кеник, К.И. Государственная служба: законодательство нуждается в совершенствовании / К.И. Кеник // Юридический журнал. – 2016. – № 4. – С. 27-32.
9 Герменчук, В. Государственная служба: традиции и современность / В. Герменчук // Банкаўскi веснiк. – 2016. – №. 10 (555). – С. 51-56.
10 Варонько, Е.В. Некоторые аспекты административно-правового регулирования государственной службы Республики Беларусь / Е.В. Варонько // Управление в социальных и экономических системах. – 2017. – № 26. – С. 97-98.
11 Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2015. – 415 с.
12 О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З: в ред. от 23 июля 2019 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=h10300204.
13 Старилов, Ю.Н. Административное право – на уровень правового государства / Ю.Н. Старилов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2015. – 120 с.
14 Геврасева, А.П. Государственная служба и кадровое обеспечение государственного управления: конспект лекций / А.П. Геврасева. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 95 с.
15 Манохин, В.М. Служба и служащий. Правовое регулирование / В.М. Манохин. – М.: Юристъ, 2017. – 296 с.
16 Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба: учебник / А.Ф. Ноздрачев. – М.: Статут, 2019. – 592 с.
17 Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: учебник / Г.В. Атаманчук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л, 2016. – 525 с.
18 Катаева, В.И. Государственная служба как специфическая сфера деятельности государственных служащих в системе государственного управления / В.И. Катаева // Материалы Ивановских чтений. – 2016. – № 1 (6). – С. 108-113.
19 Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д.Н. Бахрах // Государство и право – 2016. – № 12. – С. 10-18.
20 Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь: в 2 ч. / А.Н. Крамник – Минск: Тесей, 2018. – Ч. 1: Управленческое право – 672 с.
21 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2018. – 48 с.
22 Василевич, Г.А. Конституционное право: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2016. – 192 с.
23 О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З г.: в ред. от 17 июля 2018 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10800370.
24 О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З: в ред. от 17 июля 2018 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10800424
25 Кодекс о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З: в ред. от 10 декабря 2020 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=Hk0600139.
26 О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd1300006.
27 О воинской обязанности и воинской службе: Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. №1914-XII: в ред. от 10 декабря 2020 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12000065&p1=1.
28 О модельном законе «Об основах государственной службы»: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников от 15 июня 1998 г. № 11-5 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/1155011/.
29 Чуприс, О.И. Государственная служба Республики Беларусь: состояние и перспективы развития в рамках комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь / О.И. Чуприс // Теоретико-методологические и конституционные основы развития системы права Республики Беларусь: сб. статей /Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2011. – С. 66-75.
30 Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд.,перераб.и доп. – М.; СПб.: Большая Российская энциклопедия: Норинт, 1997. – 1434 с.
31 Кеник, К.И. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» / К.И. Кеник, В.В. Подгруша, А.Г. Тиковенко // Отд. кадров. – 2015. – № 2. – C. 2-112.
32 Барциц, И.Н. Правовое обеспечение государственной службы: учебник / И.Н. Барциц. – М.: РАГС, 2017. – 560 с.
33 Сергун, П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.02 / П.П. Сергун. – М., 2018. – 322 с.
34 Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И. Чуприс. – Минск: Право и экономика, 2019. – 310 с.
35 Штурцев, Ю.Ю. Роль принципов права в обеспечении прав человека / Ю.Ю. Штурцев // Права человека – высшее достижение современной цивилизации: материалы науч.-практ. конференции, Симферополь, 27 ноября 2015 года. – Симферополь, 2016. – С. 278-280.
36 Старилов, Ю.Н. Служебное право: учебник / Ю.Н. Старилов. – М.: БЕК, 2016. – 683 с.
37 Лазор, О.Д. Державна служба: навч. посiбник / О.Д. Лазор. – выд. 3-э, доп. i перероб. – Київ: Дакор, 2019. – 560 с.
38 Охотский, Е.В. Государственная служба: теория и организация / Е.В. Охотский, В.Г. Игнатов, Б.В. Лытов. – Ростов н/Д, 2018. – 536 с.
39 Киреева, Е.Ю. Проблемы реализации принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы / Е.Ю. Киреева // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 3. – С. 38-40.
40 Игнатов, В.Г. Профессиональная компетентность должностного лица государственной службы / В.Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону: Март, 2000. – 256 с.
41 Сапаргалиев, Г.С. Конституционное право: академический курс / Г.С. Сапаргалиев. – Алматы: Жеті жарғы, 2018. – 528 с.
42 О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников: Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 г. № 168: в ред. от 25 июля 2017 года // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12000065&p1=1.
43 О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей: Указ Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2004 г. № 58 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/C21300564_1373058000.pdf.
44 Об утверждении Квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих»: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 октября 2003 г. №135 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12000065&p1=1.
45 О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей в некоторых государственных органах и государственных организациях: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 565 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12000065&p1=1.
46 О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей в республиканских органах государственного управления, органах местного управления и самоуправления: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. №564 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12000065&p1=1.
47 Иванов, С.А. Правовое регулирование отношений в сфере государственной службы / С.А. Иванов [и др.] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/4094401/.
48 Забелов, С.М. Административное право: курс лекций / С.М. Забелов, П.С. Забелов. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2016. – 324 с.
49 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З: в ред. от 18 июля 2019 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=HK9900296.
50 Положение о порядке выплаты единовременного пособия в случае смерти государственного служащего, в том числе вышедшего в отставку (на пенсию при наличии права на отставку): постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2003 г. № 1246 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12000065&p1=1.
51 О медицинском обследовании и освидетельствовании руководящих работников государственных органов, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь: Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 1999 г. № 32 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=P39900032.
52 О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих: Указ Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 705 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12000065&p1=1.
53 Томашевский, К.Л. Очерки трудового права (История, философия, проблемы систем и источников) / К.Л. Томашевский, О. С. Курылева. – Минск: «Изд. центр БГУ», 2019. – 335 с.
54 Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 644// Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P30100644.
55 О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций: Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12000065&p1=1.
56 Об утверждении квалификационного справочника «Должности служащих, занятых предоставлением услуг в области телекоммуникаций и почтовой деятельности» и признании утратившим силу постановления Министерства труда Республики Беларусь от 2 ноября 2000 г. № 143: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 16 ноября 2017 г. № 72 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12000065&p1=1.
57 О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З: в ред. от 6 января 2021 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11500305.
58 Шока, В.С. Пути совершенствования законодательства, регулирующего государственную службу Республики Беларусь / В.С. Шока // Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции: сб. науч. тр., Воронеж, 11 декабря 2016 г. – Воронеж, 2016. – С. 28-30.
59 Чуприс, О.И. Догматические и легальные подходы к определению сущностных признаков государственной службы / ОИ. Чуприс // Юридическая наука и образование. – 2017. Вып. 3. – С. 14-20.
60 Дзаганова, Е.Н. Оптимизация управлением образования на муниципальном уровне / Е.Н. Дзаганова. – М.: Российская академия службы при Президенте Российской Федерации, 2018. – 200 с.
61 Комаровский, В.С. Реформирование государственной службы России: проблемы и перспективы решения задач первого этапа / В.С. Комаровский // Социология власти. – 2018. – № 5. – С. 13-18.
62 Вечер, Л.С. Государственная кадровая политика и государственная служба: практикум / Л.С. Вечер. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2018. – 279 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты