Психологические детерминанты совладания с трудностями в юношеском возрасте
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Психологические детерминанты совладания с трудностями в юношеском возрасте»
по дисциплине: «Психология личности»
2021
251.00 BYN
Психологические детерминанты совладания с трудностями в юношеском возрасте
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология личности
Организация: Тимоновская средняя школа, ГУО (г. Климовичи)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Пятифакторный личностный опросник» (в адаптации А.Б. Хромова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистическая обработка данных с помощью критерия Спирмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рекомендации для педагогов и родителей юношей и девушек.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие совладающего поведения в психологической науке
1.2. Совладание с трудностями жизнедеятельности в юношеском возрасте
1.3. Психологические детерминанты совладания с трудностями в юношеском возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Личностные особенности юношей и девушек
2.3. Копинг-стратегии во взаимосвязи с личностными характеристиками юношей и девушек
2.4. Взаимосвязь совладающего поведения юношей и девушек с особенностями детско-родительских отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Исследование совладающего поведения вызывает научный интерес в связи с продолжающейся в современном обществе политической, экономической и социальной нестабильностью. Условия жизнедеятельности современного человека по праву называют трудными, стимулирующими развитие стресса. В связи с этим актуальной является проблема совладающего поведения как механизма адаптации к изменяющимся социальным условиям (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Е.А. Сергиенко и др.).
Наиболее уязвимой возрастной категорией, подверженной влиянию трудных жизненных ситуаций, является личность в юношеском возрасте на фоне отсутствия жизненного опыта и максимализма. В этот возрастной период, с одной стороны, встает необходимость решения задач профессионального становления, развитием мировоззрения и внутреннего «Я» и проблем, с другой – у юношей и девушек еще недостаточно сформированы способности к выбору стратегий преодоления жизненных трудностей.
В работах российских и зарубежных ученых (T.Л. Крюкова, С.А. Хазова, М.В. Сапоровская, Е.А. Анненкова, E.A. Skinner и др.). обсуждаются личностные и ситуационные факторы совладающего поведения в период юности. В то же время в работах белорусских психологов исследование психологических факторов копинг-поведения в юношеском возрасте носит ограниченный и фрагментарный характер. Кроме того, недостаточно изучено влияние психологических характеристики юношей и девушек на выбор ими копинг-стратегий. Недостаточно раскрыта взаимосвязь детско-родительских отношений и выбора субъектами стратегий стресс-преодолевающего поведения.
К практической значимости данного исследования можно отнести увеличение количества суицидов в Республике Беларусь среди лиц раннего юношеского возраста. Так, согласно данным статистического сборника «Социальное положение и уровень жизни молодежи Республики Беларусь», в 2018 году зарегистрировано 143 случая суицида среди несовершеннолетних [44]. В связи с этим актуальной становится проблема профилактики суицидального поведения молодежи посредством формирования конструктивных способов преодоления жизненных трудностей. Исследование психологических детерминант, определяющих выбор конструктивных / неконструктивных стратегий совладания позволит более целенаправленно подходить к организации психологической помощи молодым людям, переживающим стресс, и будет способствовать сохранению их здоровья и психологического благополучия.
Таким образом, высокая теоретическая и практическая значимость проблемы совладания со стрессом в юношеском возрасте в сочетании с недостаточной изученностью ряда ее аспектов определяют актуальность данного исследования.
Объект исследования – совладающее поведение в юношеском возрасте.
Предмет исследования – психологические детерминанты совладания с трудностями в юношеском возрасте.
Цель исследования – выявить психологические детерминанты совладающего поведения в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1) Изучить основные подходы к исследованию проблемы совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии.
2) Выявить взаимосвязь личностных характеристик юношей и девушек с выбором стратегий совладающего поведения.
3) Определить характер взаимосвязи характеристик детско-родительских отношений и копинг-поведения юношей и девушек.
4) Разработать практические рекомендации по оказанию психологической помощи лицам юношеского возраста, переживающим стресс.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретические методы – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологических детерминант совладающего поведения в юношеском возрасте.
2. Эмпирические методы – психологическое тестирование. Использовались следующие психодиагностические методики: «Пятифакторный личностный опросник» в адаптации А.Б. Хромова [37], «Юношеская копинг шкала», авторы М. Фрайденберг, Р. Льюис, адаптация Т.Л.Крюковой [22], опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской [28].
3. Методы количественного и качественного анализа данных: методы математической статистики (описательные статистики, критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие совладающего поведения в психологической науке
В Психологическом словаре термин «совладание» (англ. coping) определяется, как «психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых (кризисных) ситуаций, особенно психосоциального характера» [29].
Понятие «преодоление («coping») означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. Совладающее поведение является индивидуальным способом взаимодействия личности с ситуацией в соответствии с ее содержанием, значимостью в жизни и ее психологическими возможностями.
В зарубежной психологии понятие копинга рассматривается в рамках взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытками овладеть или смягчить, привыкнуть или избежать требований проблемной ситуации. Понятие совладающего поведение анализируется с позиций диспозиционного, ситуационного и интегративного подходов.
Диспозиционный подход объясняет копинг в терминах личностных черт. Поведение индивида в определенной трудной ситуации определяется набором личностных особенностей. Особенности личности во многом детерминируют определенную предрасположенность индивида реагировать похожим образом в преодолении различных трудностей. Основополагающим аспектом этого подхода является то, чтобы выявить степень эффективности определенных диспозиционных тенденций, обычно обозначаемых как стратегии совладания, насколько успешно они обеспечивают улучшение здоровья и психологическое благополучие [48, с. 162].
Представители диспозиционного направления выделяли взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности с копинг-стратегиями, использующимися индивидом в период стресса. Показана взаимосвязь способов совладания с интеллектуальным уровнем развития личности, оптимизмом, негативной эффективности, враждебности, нейротизма, локуса контроля на совладающие аспекты жизнедеятельности личности [48, с. 189].
Ситуационный подход рассматривает копинг в качестве динамического процесса, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими иными факторами. Копинг-поведение предполагает преодоление конкретной трудной ситуации, которая оказывает влияние на мышление и действия индивида. В рамках этого подхода широко распространена когнитивная модель совладающего поведения Р. Лазаруса и С. Фолкмана, где копинг представляет собой динамичное взаимодействие индивида с ситуацией, совокупность когнитивных, поведенческих и эмоциональных усилий, направленных на устранение внешних или внутренних противоречий [49, с. 190]. Так, авторами совладание ими интерпретируется как осознанный ситуационный процесс, который обладает собственными динамическими характеристиками.
В советской психологии проблему копинга начала изучать Л.И. Анцыферова, которая использовала термин «совладание» [5]. Согласно автору, стратегиями совладания называются «основанные на осознаваемых усилиях определенная цепь действий для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам» [5, с. 10].
Современная российская психология совладающее поведение рассматривает с позиции интегративного подхода, то есть учитывает личностные факторы субъекта совладания, ситуационные, социокультурные и регулятивные аспекты. Здесь совладающее поведение определяется в качестве целенаправленного поведения субъекта, устраняющего или уменьшающего негативное воздействие стресса адекватными личностным особенностям и ситуационным характеристикам способами. Копинг является одним из аспектов способностей индивида, который вместе с ресурсами служит преобразованием ситуации, устранением угрозы [49, с. 165].
В российской психологии методологической основой понимания совладающего со стрессом или копинг-поведения выступает психология субъекта, методологическое достижение и достояние отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.). Эта научная методология состоит в признании человека активным субъектом многообразных форм произвольной человеческой активности и рассматривается как концептуальная оппозиция «постулату непосредственности», согласно которому внутренняя и внешняя активность человека напрямую детерминируется воздействиями окружающей среды или отдельными психическими функциями. Психология субъекта раскрывает способность человека к самодетерминации, самоопределению, саморазвитию.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Тимоновская средняя школа г. Климовичи». В исследовании приняли участие 50 учащихся 10-11 классов (25 девушек и 25 юношей). Средний возраст испытуемых составил 16-17 лет.
Психодиагностический инструментарий включал в себя следующие методики:
1. Методика «Пятифакторный личностный опросник» в адаптации А.Б. Хромова [37].
Цель: выявление личностных характеристик.
Данная методика позволяет определить степень выраженности таких факторов, как:
1) экстраверсия – интроверсия;
2) привязанность – обособленность;
3) самоконтроль – импульсивность;
4) эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;
5) экспрессивность – практичность.
Опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу.
Выраженность личностных характеристик оценивается на основе следующих критериев оценки: высокие (51 – 75 баллов), средние (41 – 50 баллов) и низкие (15 – 40 баллов).
2. Методика «Юношеская копинг шкала» (М. Фрайденберг, Р. Льюис, в адаптации Т.Л. Крюковой) [22].
Данная методика позволяет определить стратегии совладания в юношеском возрасте.
Опросник включает 79 утверждений, объединенных в 18 возможных стратегий совладания. 80-ый вопрос является открытым, что позволяет респонденту описать, что еще он делает в стрессовых ситуациях. В рамках настоящего исследования ответы на данный вопрос не были подвергнуты анализу. Целью настоящей методики является установление индивидуальных особенностей совладающего поведения юношей. Используемая в настоящем исследовании общая форма опросника предполагает выяснение общих стратегий совладения личности, то есть того, как обычно юноши справляются с возникающими трудными ситуациями.
Испытуемым необходимо отметить частоту использования разных способов преодоления трудных ситуаций, проблем и тревожных состояний. Оценка выраженности копинг-стратегий производилась по пятибалльной шкале. В основу опросника «ЮКШ» положена классификация стратегий совладающего поведения, которая состоит из трёх возможных стилей совладания: продуктивный, непродуктивный, социальный.
В соответствии с данными основаниями выделено 18 возможных стратегий совладания:
– продуктивный стиль: решение проблемы, работа, достижения, духовность, позитивный фокус;
– непродуктивный стиль: игнорирование, уход в себя, чудо (надежда на чудо), разрядка, самообвинение, беспокойство, несовладание, отвлечение, активный отдых;
– социальный стиль: социальная поддержка, друзья, принадлежность, общественные действия, профессиональная помощь.
3. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской [28].
Цель: изучение особенностей детско-родительских отношений.
Опросник позволяет определить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, каково видение взаимодействия с другой стороны – с позиции ребенка. С помощью опросника можно выявить такие особенности взаимодействия родителей и детей, как:
– нетребовательность-требовательность родителя;
– мягкость-строгость родителя;
– автономность-контроль по отношению к ребенку;
– эмоциональную дистанцию и эмоциональную близость ребенка к родителю;
– отвержение-принятие подростка родителем;
– отсутствие сотрудничества-сотрудничество;
– несогласие-согласие между ребенком и родителем;
– непоследовательность-последовательность родителя;
– авторитетность родителя;
– удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что совладающее поведение представляет собой целенаправленное поведение субъекта, устраняющее или уменьшающее негативное влияние стресса адекватными личностным характеристикам и ситуационным условиям стратегиями. Мы придерживаемся интегративного и субьективного подхода, в рамках которого совладающее поведение анализируется с учетом личностных факторов субъекта совладания, ситуационных аспектов. Личность в юношеском возрасте, в связи с отсутствием жизненного опыта, полярным мышлением наиболее уязвима и подвержена влиянию трудных жизненных ситуаций. Основными психологическими детерминантами совладания с трудностями в юношеском возрасте являются: личностные характеристики и особенности детско-родительских отношений.
В результате эмпирического исследования установлены взаимосвязи копинг-стратегий и личностных характеристик юношей. Вероятность выбора юношами и девушками продуктивных копинг-стратегий превышают экстраверсия и самоконтроль. Выбор юношами и девушками непродуктивных копинг-стратегий связан с привязанностью и эмоциональной устойчивостью. На выбор юношами и девушками социально-ориентированных стратегий совладания могут оказывать влияние экстраверсия и самоконтроль.
Показаны взаимосвязи копинг-стратегий и детско-родительских отношений юношей. Выбору конструктивных стратегий совладания способствуют такие особенности детско-родительских отношений, как: удовлетворительность отношениями с родителями, требовательность родителей, принятие ребенка, согласие с родителями. Выбору непродуктивных стратегий совладания способствуют: эмоциональная дистанция между родителями и детьми, отсутствие сотрудничества, требовательность родителей, строгость родителей, отвержение ребенка, несогласие с родителями, неудовлетворенность отношениями с родителями. Выбор юношами и девушками социально-ориентированных стратегий совладания связан с выраженностью нетребовательности родителей, автономности, предоставляемой родителями, отвержением родителями, несогласием с родителями.
Выдвинутые нами гипотезы подтвердились. Цель работы достигнута, задачи выполнены.
1. Абулъханова, К.А. Рубишитейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.И. Дружинин. – М., 2000. – С. 13-26.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Александрова, О.В. Психосемантический подход к оценке сложной жизненной ситуации / О.В. Александрова, И. Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2016. – Вып. 4. – С. 40–50.
4. Анненкова, Е.А. Личностные детерминанты оценки трудных жизненных событий юношами и девушками и их стратегий совладания: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Анненкова. – Ростов-на-Дону, 2010. – 26 с.
5. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 3–19.
6. Барьяхтар, О.Ф. Трудные жизненные ситуации современного студенчества / О.Ф. Барьяхтар // личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человек. – Донецк, 2018. – С. 22-25.
7. Белан, Е.А. Некоторые теоретические аспекты изучения трудных жизненных ситуаций // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России: материалы научно-практической конференции / под ред. Л. И. Дементий. – Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. – С. 3–6.
8. Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100-110.
9. Битюцкая, Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания / Е.В. Битюцкая // Психологическое консультирование. – 2007. – № 4. – С. 87–93.
10. Борисова, Н.М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н.М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
11. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. – СПб.: Алетейя, 2003. – 480 с.
12. Гончарова, С.С. Совладание с негативными событиями жизненного пути у воспитанников детских интернатных учреждений / С.С. Гончарова // Наука в современном обществе: сборник статей VI Международной научной конференции. – Ставрополь, 2014. – С. 25-28.
13. Дементий, Л.И. Условия и факторы приобретения стратегий совладающего поведения / Л.И. Дементий, Ю.А. Дружинина // Вестник Омского университета. – 2013. – № 1. – С. 13-19.
14. Дерманова, И.Б. Совладающее поведение как механизм развития личности / И.Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
15. Замышляева, М.С. Оптимизм и пессимизм в совладающем поведении в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.С. Замышляева. – М, 2006. – 20 с.
16. Иванова, О.И. Особенности копинг-стратегий старших подростков из неполных семей / О.И. Иванова, О.Р. Бусарова // Психология и право. 2020. – Том 10. – № 1. – С. 103–115.
17. Колмаков, А.А. Социальная психология личности / А. А. Колмаков. – Минск: БГУ, 2020. – 247 с.
18. Коломеец, Л.А. Особенности копинг-поведения старшеклассников как стратегии преодоления жизненных трудностей / Л.А. Коломеец // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С. 138–140.
19. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – СПб.: Питер, 2002. – 465 с.
20. Корытова, Г.С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция / Г.С. Корытова, Ю.А. Еремина // Вестник ТГПУ. – 2015. – Вып. № 3 (156). – С. 42–47.
21. Кочетова, Е.Ю. Модель формирования стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у современной молодежи: от обоснования к реализации и оценке эффективности / Е.Ю. Кочеткова, К.С. Шалагинова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №1. – С. 1-10.
22. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова – Авантитул, 2010. – 64 с.
23. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
24. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.Л. Крюкова. – Кострома, 2005. – 28 с.
25. Крюкова, Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал – 2008. – Т. 29, № 2. – С. 88–95.
26. Куваева, И.О. Преодоление стресса молодежью: кросскультурные особенности / И.О. Куваева, А.Р. Саакян, А.В. Лямзин // Известия Уральского федерального университета. – 2018. – Т. 24, № 2 (174). – С. 82-89.
27. Купченко, В.Е. Совладание с трудными жизненными ситуациями личности с различными жизненными стратегиями / В.Е. Купченко // Омский научный вестник. – 2010. – № 2. – С. 130–134.
28. Марковская, И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская// Семейная психология и семейная терапия – 1999. – № 2. – С. 94-108.
29. Мещеряков, Б. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/17.php.
30. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / Г.М. Грановская, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2006. – 342 с.
31. Овсянникова, Е.А. Влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий / Е.А. Овсянникова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2014. – № 26 (197). – С. 162–168.
32. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н.В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
33. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н.Г. Осухова. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
34. Парфентьева, Т.А. Особенности копинг-стратегий в старшем школьном возрасте / Т.А. Парфентьева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2015. – № 2. – С. 17–19.
35. Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
36. Попов, Н.А. Особенности развития личности старшеклассника / Н.А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа: материалы научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
37. Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста) // Пятифакторный опросник личности: учебно-методическое пособие / А. Б. Хромов. – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.
38. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции / Е.И. Рассказова, Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 1. – С. 82–118.
39. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
40. Романов, Р.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р.В. Романов, Л.В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
41. Сапоровская, М.В. Стрессы межпоколенного взаимодействия: развод как предиктор защитного и совладеющего поведения подростков / М.В. Сапоровская // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 65-72.
42. Сиерральта, З.Х. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте: копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / З. Х. Сиерральта. – Санкт-Петербург, 2000. – 21 с.
43. Сирота, Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: автореф. дис. ... докт. мед. наук / Н.А. Сирота. – СПб.: ПНИ, 1994. – 20 с.
44. Статистический ежегодник 2018 Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/0be/0becfeb4ff8551d54808f25ebc33ca51.pdf.
45. Стрельцова, И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них: автореф. дис. … канд. психол. наук / И.П. Стрельцова. – Москва, 2003. – 24 с.
46. Сысоева, И. А. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте: на материале обучения в 10 и 11 классах: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И. А. Сысоева, 2009. – 20 с.
47. Фролова, С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте / С.В. Фролова // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. – Саратов, 2005. – С. 10-18.
48. Хазова, С.А. Исследование социально-психологических трудностей и копинг-стратегий одаренных старшеклассников и их сверстников / С.А. Хазова // Психология и практика: Сб. науч. трудов - Кострома, 2002 - С. 110-119.
49. Хазова, С.А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования / С.А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188-191.
50. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности [Текст] / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
51. Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему / А.Л. Церковский // Вестник ВМГУ. – 2006. – № 3. – С. 1-15.
52. Ялтонский, В.М. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы / В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота // Стресс, выгорание, совладание в современном контексте: совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – Москва, 2011. – 512 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Пятифакторный личностный опросник» (в адаптации А.Б. Хромова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистическая обработка данных с помощью критерия Спирмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рекомендации для педагогов и родителей юношей и девушек.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты