Взаимосвязь мотивационной учебной деятельности с академической успеваемостью младших школьников
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь мотивационной учебной деятельности с академической успеваемостью младших школьников»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Взаимосвязь мотивационной учебной деятельности с академической успеваемостью младших школьников
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета школьной мотивации (модифицированный вариант Н.Г. Лускановой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Личностный опросник Р. Кеттелла CPQ (детский вариант) в адаптации Э.М. Александровской.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета школьной мотивации (модифицированный вариант Н.Г. Лускановой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Личностный опросник Р. Кеттелла CPQ (детский вариант) в адаптации Э.М. Александровской.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Академическая успеваемость как психолого-педагогическая проблема
1.2 Академическая успеваемость младших школьников и факторы ее определяющие
1.3 Анализ исследований психологических факторов академической успеваемости младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи мотивации учебной деятельности с академической успеваемостью младших школьников
2.3 Исследование взаимосвязи личностных особенностей и академической успеваемости младших школьников
2.4 Методические рекомендации для учителей, направленные на повышение академической успеваемости младших школьников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе учебная деятельность занимает важное место в системе школьного обучения. Конечным результатом этого процесса должно всегда являться формирование полноценной личности, способной к анализу ситуаций, решению поставленных задач, взаимодействию с социумом. По окончании школы школьник должен овладеть всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые обеспечат ему полноценное существование в дальнейшем. Именно учебная деятельность и связанна с ней академическая успеваемость способствует этому процессу в наибольшей мере.
Большинство современных авторов признают, что если в начальной школе складываются устойчивые познавательные потребности, то они оказывают в целом решающее влияние на ход дальнейшей психической жизни ребенка. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к познанию и учению во многом определяется успешной динамикой и качеством содержания самой учебной деятельности. Академическая успеваемость младшего школьника обусловлена различными факторами, как внешними, так и внутренними. Потому изучение факторов успеваемости младших школьников является важным условием повышения успешности учащихся в учебной деятельности.
Одной из важнейших задач в системе начального общего образования является мониторинг сформированности интеллектуальных и личностных качеств школьников с целью прогнозирования и обеспечения своевременной поддержки, а также развития обучающихся и достижения ими более высоких результатов в школе.
Младший школьный возраст называют вершиной детства, когда на первый план выступает учебная деятельность. По мере формирования учебной деятельности возникают и развиваются новые качества психики: произвольность, Способность к планированию и выполнению действий во внутреннем плане, рефлексия. В этом возрасте не только формируются навыки освоения учебной деятельности, но и важнейшие личностные качества, способствующие достижению успеха в учебе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Академическая успеваемость как психолого-педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе имеются разные взгляды на понятие академической успеваемости. В толковом словаре С.И. Ожегова успеваемость определяется как степень успешности усвоения учебных предметов учащимися [27, с. 126]. Успеваемость – стeпень усвoения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Учебная успеваемость отражает результативную сторону обучения, выраженную в количественных показателях (баллах) [3, с. 439].
Сущность понятия успеваемости также раскрывается через понятия обучаемости и обученности. Под обучаемостью в психолого-педагогической литературе понимается общая умственная способность к усвоению знаний, восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А.К. Маркова). По мнению З.И. Калмыковой и Н.А. Менчинской, обучаемость является комплексом интеллектуальных свойств, которые обусловливают продуктивность учебной деятельности: осознанность, обобщенность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мышления, восприимчивость к педагогической помощи [19, с. 78].
Обучаемость тесно связана с умственным развитием. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько сам процесс формирования знаний и приемов – степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности [19, с. 85].
Обучаемость соотносится с понятием «обученности» как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения [17, с. 213]. В таком понимании обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития. Обучаемость связана с потенциалом ребёнка, с его готовностью воспринять новое, с его восприимчивостью, самостоятельностью, инициативностью. Обученность же характеризует наличный результат обучения; связана с системой знаний, умений и навыков, способов деятельности, соотносится с уровнем актуального развития.
Н.С. Лейтес ввел понятие «психологических компонентов усвоения», под которыми он понимал связанные многогранные стороны психики учащихся, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели. К таким компонентам относятся: положительное отношение учащихся к учению, процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом, процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала, процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации [21, с. 75].
В исследованиях П.П. Блонского фигурирует понятие «усвоение». Он отмечает, что нельзя смешивать проблему усвоения знаний с проблемой памяти, что усвоение знаний не сводится только к памяти, оно предполагает мыслительную деятельность субъекта, употребляется это понятие в широком смысле, обозначая термином «усвоение» познавательную деятельность, включающую целый ряд психических процессов: восприятие памяти, мышление [3, с. 439].
Н.А. Менчинская полагает, что усвоение знаний предполагает не только участие мыслительных процессов. Усвоение непосредственно связано также с особенностями личности – ее чувствами, волей и т.д. При изучении усвоения знаний она выделяет 3 ряда явлений:
– само знание, т.е. продукт, результат, сформированный в ходе обучения;
– сам мыслительный процесс, с помощью которого достигается тот или иной результат;
– определенные качества мыслительной деятельности ученика, сформированные в его жизненном опыте в условиях воспитания и обучения, действительное усвоение возможно только тогда, когда ученик активно действовал с учебным материалом, пробовал применять соответствующие знания [17, с. 159].
Д.Б. Эльконин под учебной деятельностью понимает «деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, побуждаемая адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы собственного роста, совершенствования, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельностью» [43, с. 245].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления психологических факторов академической успеваемости младших школьников нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение психологических факторов академической успеваемости младших школьников с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Минска» и ГУО «Средняя школа №30 г. Минска». В исследовании приняли участие 45 школьников в возрасте 9-10 лет, из них: 21 ученик 4 «А», из них 11 девочек и 10 мальчиков («Средняя школа № 1») и 24 ученика 4 «Б», из них 13 девочек и 11 мальчиков («Средняя школа № 30»).
В основе исследования лежала гипотеза о том, что психологическими факторами академической успеваемости младших школьников являются: учебная мотивация и личностные качества.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
Цель: выявление академической успеваемости учащихся.
Оценка успеваемости определяется соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется из соотношения:
О = (Ф/П) * 100% , где О - оценка успеваемости, Ф - фактический объем усвоенных знаний, умений; П - полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения.
Показатель успеваемости лежит в диапазоне между 100% (полное усвоение учебного материала) и (0% - полное отсутствие учебного материала). Критерии оценки: 8-10 баллов - высокая успеваемость, 4-7 баллов - средняя успеваемость, 1-3 балла - низкая успеваемость.
2. Анкета школьной мотивации (модифицированный вариант Н.Г. Лускановой).
Цель: изучение уровня учебной мотивации младшего школьника.
Процедура проведения: испытуемым предлагается ответить на 10 вопросов в устной или письменной форме (в зависимости от возраста). Подсчет баллов осуществляется по ключу методики.
Критерии оценки уровня учебной мотивации:
Всего 25-30 баллов – высокий уровень учебной мотивации и учебной активности, сформировано отношение к себе как к школьнику. Эти учащиеся обладают познавательным мотивом, стремятся к успешному выполнению школьных требований.
Всего 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Отношение к себе как к школьнику практически сформировано. Эти учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Всего 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Учащиеся ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у этих учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Учащиеся имеют средний уровень социальной адаптации, успешны в обучении.
Всего 10-14 баллов – низкая учебная мотивация, отношение к себе как к школьнику не сформировано. Эти учащиеся посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Эти учащиеся испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Эти учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам (Приложение А).
3. Личностный опросник Р. Кеттелла CPQ (детский вариант) в адаптации Э.М. Александровской.
Цель: выявление индивидуально–психологических особенностей личности детей младшего школьного возраста (8-12 лет).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что академическая успеваемость представляет собой соответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков. Учебная успеваемость отражает результативную сторону обучения, выраженную с помощью оценки. В структуру академической успеваемости входит: способность комбинировать и использовать в незнакомой ситуации имеющиеся знания, умения и навыки; стремление получать новые знания; отсутствие боязни трудностей учебной деятельности, активность при столкновении с ними; стремление оценивать свои достижения; стремление расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки; хорошая степень усвоения понятий.
Академическая успеваемость детей младшего школьного возраста зависит от многих факторов – внутренних, связанных с психофизическими и личностными особенностями учащихся, и внешних, связанных со школьной и семейной ситуацией. К первой группе факторов относятся: познавательные возможности учащегося, личностные особенности, отношение к школе, учебная мотивация и др. Вторую группу факторов составляют взаимоотношения к семье, отношения со сверстниками и учителем.
На успешность в младшем школьном возрасте оказывают влияние возрастные личностные качества: повышенная восприимчивость, подчинение авторитету, конформизмом, подражательность, отзывчивость, склонность к сотрудничеству, стремление к достижению высоких результатов. Важными психологическими факторами успеваемости младшего школьника являются: учебная мотивация, отражающая положительное отношение к школе и желание учиться; самооценка как способности к адекватному оценивают своих качеств, возрастание у младшего школьника критичности, требовательности к себе. К школьной дезадаптации могут привести такие факторы, как повышенная тревожность – состояние беспокойства и дискомфорта в школьной среде.
1. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
2. Андреева, О. В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников / О. В. Андреева // Вестник евразийской науки. – 2014. – Вып. 5. – С. 1-9.
3. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. − 2014. − № 8. − С. 438-442.
4. Боркова, А. Д. Взаимосвязь обучения и самооценки в младшем школьном возрасте / А. Д. Боркова, М. Г. Бобкова // Молодежь и образование XXI века. – 2015. – № 1. – С. 25–32.
5. Быкова, Е. А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е. А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 3. – С. 84-92.
6. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – СПб. Изд-во Рос. Гос. пед. ун-та: 2013 – 144 с.
7. Гани, С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте : автореф. дис. канд. пед. наук / С.В. Гани. – Москва, 2009. – 25 с.
8. Гижицкий, В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников : автореф. дис. канд. пед. наук / В.В. Гижицкий. – Москва, 2016. – 29 с.
9. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста / О. О. Гонина. – М. : Флинта, 2015. – 272 с.
10. Гопчук, Д.Н. О влиянии тревожности на успеваемость младших школьников / Д.Н. Гопчук // Вестник научных конференций. – 2019. – № 1. – С. 40-42.
11. Губин, В.А. Психологические характеристики обучающихся начального общего образования с различной успеваемостью в обучении / В.А. Губин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2016. - № 2. – С. 1-8.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.
13. Дубровина, В.В. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2002. – 156 с.
14. Дубровина, Л.А. Связь самооценки и успеваемости детей в младшем школьном возрасте / Л.А. Дубровина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 10. – С. 22-26.
15. Жулина, Г. Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г. Н. Жулина, В. С. Васькина // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2 (7). – С. 123-127.
16. Иванникова, А.А. Влияние тревожности н успеваемость младших школьников / А.А. Иванникова // Современная наука. – 2020. - № 5-1. – С. 429-433.
17. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
18. Калинина, Н.Ф. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе / Н.Ф. Калинина // Завуч начальной школы. – 2003. - № 5. - С. 26-39.
19. Калмыкова, З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога / З. И. Калмыкова. - М. : Дрофа, 2004. - 200 с.
20. Курапова, Т. Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников / Т. Ю. Курапова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 223-225.
21. Лейтес Н.С. Возрастной подход к проблеме детской одаренности / Московская психологическая школа: История и современность: в 3 т. / Под ред. В.В. Рубцова. Т. I. Кн. 2. - М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. - С. 78-84.
22. Любушкина, Л.А. Психологические аспекты неуспеваемости младшего школьника / Л.А. Любушкина // Традиции и инновации в современной науке. – Астрахань, 2016. - С. 582-584.
23. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 1990. – 192 с.
24. Мещерякова, И.Н. Взаимосвязь самооценки и успеваемости детей младшего школьного возраста / И.Н. Мещерякова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - № 5. – С. 328-335.
25. Моренко, И.М. Отношение к академической оценке детей младшего школьного возраста / И.М. Моренко, А.А. Кузнецова // Коллекция гуманитарных исследований. – 2017. – № 2. – С. 50-57.
26. Муталимова, А. М. Анализ психологических факторов успешности учебной деятельности / А. М. Муталинова // Известия Дагестанского гос пед. университета. – 2012. – № 1. – С. 69–74.
27. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М. : Русский язык, 1990. – 921 с.
28. Петрова, С.О. Соотношение вербальных и невербальных способностей у школьников с высокой общей одаренностью / С.О. Петрова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2010. - № 2. – С. 152-159.
29. Пирмагомедова, Э. А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э. А. Пирмагомедова, А. Т. Нагиева // Вестник РГСУ. – 2015. – № 2. – С. 110–112.
30. Прихожан, А.М. Психология тревожности дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 280 с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
32. Румянцева, А. Л. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников / А. Л. Румянцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 36–40.
33. Савина, Е. Г. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников / Е. Г. Савина, Л. В. Бура // Синергия наук. – 2017. – № 12. – С. 632-635.
34. Смирнов, М. О. Влияние стилей воспитания на успеваемость / М. О. Смирнов // Проблемы педагогики. – 2018. – № 2. – С. 11-13.
35. Смирнова, О.Н. Диагностика личностных качеств обучаемого в начальной школе / О.Н. Смирнова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 4. – С. 119-121.
36. Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет / Ф. Сушкова // Воспитание школьников. – 2006. – № 9. – С. 26–35.
37. Тихомирова, Т.Н. Интеллект, успешность в обучении и параметры межличностного взаимодействия в образовательной среде / Т.Н. Тихомирова // Психология. Психофизиология. – 2011. - № 5. – С. 74-80.
38. Трошина, Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности / Е.А. Трошина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2012. - № 2. – С. 30-37.
39. Хлудеева И.В. Интеллектуальное развитие учащихся общеобразовательной школы в контексте развития их субъектности // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 112-116.
40. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
41. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. - М.: Педагогика, 2006. - 243 с.
42. Ширина, О. А. Перечень личностных качеств младших школьников / О. А. Ширина.// Молодой ученый. – 2017. – № 32 (166). – С. 108-112.
43. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с.
44. Янгуразова, С. В. Семейное воспитание и его роль в формировании личности / С. В. Янгуразова // Дискуссия : журнал научных публикаций. – 2010. – № 6. – С. 103–107.
45. Яшина, О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников : автореф. дис. канд. пед. наук / О. А. Яшнова. – М., 2002. – 25 с.
46. Heritability of educational achievement in 12-year-olds and the overlap with cognitive ability /M. Bartels, M.J. Rietveld, G.C. van Baal, D.I. Boomsma // Twin Research. - 2002. - Vol. 5. -P. 544-553.
47. Jensen, A. The g factor / A. Jensen. -London, 1998.
48. Mackintosh, N.J. IQ and human intelligence /N.J. Mackintosh. - Oxford, 1998.
49. Rindermann, H. The influence of personality on three aspects of cognitive performance: Processing speed, intelligence and school performance / H Rindermann, A.C. Neubauer // Personality and Individual Differences. - 2001. -Vol. 30.-P. 829-842.
50. Sternberg, R.J. The Predictive Value of IQ / RJ. Sternberg, E.L. Grigorenko, D.A. Bundy // Merrill-Paimer Quarterly. - 2001. - Vol. 47, №1. -P. 1-41.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета школьной мотивации (модифицированный вариант Н.Г. Лускановой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Личностный опросник Р. Кеттелла CPQ (детский вариант) в адаптации Э.М. Александровской.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета школьной мотивации (модифицированный вариант Н.Г. Лускановой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Личностный опросник Р. Кеттелла CPQ (детский вариант) в адаптации Э.М. Александровской.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты